Классификация человека в биологии 8 класс кратко и понятно
Обновлено: 05.07.2024
Биология 8 класс начинает изучение этого предмета с общих понятий науки о человеке. На первых уроках с биологии в восьмом классе школьники будут знакомиться с такими биологическими разделами, как анатомия, психология, физиология и гигиена человека.
На уроках с этого предмета школьники познакомятся с основными понятиями анатомии, происхождение человека и этапами развития и становления.
На протяжении учебного года в восьмом классе школьники более детально будут изучать организм человека и его строение. Они узнают много нового о внешних и внутренних органах, о дыхании, пищеварении, обмене веществ, об индивидуальном развитии организма и еще много других интересных и необходимых тем.
Облик и внутреннее строение современного человека – результат нескончаемых миллионов лет эволюции. Все его черты демонстрируют неразрывную связь с предыдущими эволюционными звеньями. Давайте проследим эту связь.
Классификация человека
1. Царство животные. Подцарство многоклеточные.
2. Тип хордовые. Признаки типа:
1) на начальных стадиях эмбрионального развития формируется хорда;
2) глотка снабжена жаберными щелями;
3) над хордой пролегает нервная трубка;
4) у большинства представителей имеется замкнутый тип кровеносной системы;
5) у большинства есть сердце, которое лежит на брюшной стороне.
3. Подтип позвоночные. Признаки подтипа:
1) внутренний скелет представлен позвоночником;
2) имеется хорошо сформированный череп;
3) нервная система дифференцирована — имеется выраженные спинной и головной мозг, на периферии простираются нервы;
4) в наличии две пары конечностей.
4. Класс млекопитающие. Признаки класса:
1) имеется диафрагма, отделяющая грудную полость от брюшной и принимающая участие в дыхательном процессе;
2) в легких имеются альвеолы;
3) теплокровность, способность поддерживать постоянную температуру тела;
4) четырехкамерное сердце;
5) развитая кора полушарий головного мозга (неокортекс);
6) детеныши рождаются преимущественно слабыми и выкармливаются питательным материнским молоком;
7) зубы трех видов — резцы, клыки и коренные;
8) наличие шерсти (даже если она почти редуцирована, как у человека).
5. Подкласс плацентарные. Признаки подкласса:
1) развитие плода в матке матери;
2) наличие плаценты;
6. Отряд приматы. Признаки отряда:
1) пятипалая конечность хватательного типа;
2) большой палец противопоставлен остальным;
3) плоские ногти;
4) млечные железы с сосками представлены одной парой;
5) ключицы развитые, выразительные;
6) молочные зубы в раннем возрасте сменяются постоянными;
7) в большинстве случаев рождается один детеныш.
7. Надсемейство человекообразные обезьяны (гоминоиды). Признаки подотряда:
2) слепая кишка имеет тупиковый отдел — аппендикс;
3) головного мозг снабжен большим числом извилин;
4) четыре группы крови;
5) мимическая мускулатура хорошо развита, морда/лицо выражает богатый спектр эмоций.
8. Семейство гоминиды. Род Homo (люди). Вид Homo sapiens (человек разумный).
Тело современного человека формировалось в ходе эволюции миллионы лет. За это время человечество научилось изготавливать орудия труда, строить жилища, жить обществом. Поэтому место человека в системе органического мира определяется не только биологическими, но и социальными функциями.
Классификация человека
Современная классификация человека выглядит следующим образом:
- Надцарство – Ядерные (Эукариоты)
- Царство – Животные
- Подцарство – Многоклеточные
- Тип – Хордовые
- Подтип – Позвоночные
- Класс – Млекопитающие
- Подкласс – Настоящие звери (Терии)
- Инфракласс – Плацентарные
- Отряд – Приматы
- Подотряд – Высшие приматы
- Инфраотряд – Узконосые обезьяны
- Семейство – Гоминиды
- Род – Люди (Homo)
- Вид – Человек разумный
- Подвид – Homo sapiens sapiens
Человек относится к гоминидам, т.е. человекообразным, прогрессивным обезьянам, о чём свидетельствует ряд общих признаков:
- аналогичные пропорции тела;
- относительно крупный мозг;
- хорошо развитый лицевой отдел черепа, мимика;
- схожее строение ушных раковин;
- наличие подвижных мясистых губ;
- аналогичное строение зубов;
- пятипалые конечности, большой палец противопоставлен всем остальным;
- плоские ногти;
- папиллярные узоры;
- отсутствие хвоста;
- отсутствие волос на внутренней стороне стоп и ладоней;
- аппендикс;
- бинокулярное зрение;
- сходные заболевания;
- сходство групп крови;
- низкая плодовитость (один-два детёныша) и длительный период детства;
- социальный образ жизни.
Геном человека и шимпанзе отличается всего лишь на 1,2 %, т.е. почти на 99 % человек является родственником шимпанзе. Однако такая несущественная разница позволяет развиться шимпанзе только до уровня 4-летнего ребёнка.
Сходства и различия с животными
Говоря кратко о месте человека в системе органического мира, следует разграничить его биологическую и социальную роли. Человек имеет естественные потребности (сон, еда, спаривание), но при этом способен контролировать свои желания, учиться, заниматься творчеством.
Несмотря на то, что человечество – животный вид, в ходе развития человек приобрёл уникальные анатомические и социальные качества. В таблице приведены сходства и различия человека и других млекопитающих.
которые читают вместе с этой
Сходство
Отличие
- Остевой скелет;
- схожее строение и расположение систем органов;
- парные сегментарные жаберные щели в глотке;
- молочные железы;
- волосяной покров;
- диафрагма;
- дифференциация зубов на резцы, клыки, коренные;
- слуховые косточки;
- ушная раковина;
- губы;
- нижнее и верхнее веки с ресницами;
- многочисленные кожные железы;
- 7 шейных позвонков;
- внутриутробное развитие, образование плаценты;
- эмбриональное сходство (хорда располагается между нервной трубкой и кишечником);
- постоянная температура тела
- Полное прямохождение;
- S-образный позвоночник, уменьшающий нагрузку при ходьбе;
- сводчатая стопа;
- хорошо развитая кора головного мозга;
- подвижные пальцы, позволяющие совершать точные движения;
- способность к длительному мышлению и решению сложных задач;
- развитая речь;
- создание социальной, искусственной среды;
- сознательная, целенаправленная творческая деятельность;
- самосознание, рефлексия (анализ своих действий, мыслей, переживаний)
Рис. 2. Мозг человека и других млекопитающих.
На принадлежность человека к животному царству указывают атавизмы – спонтанно проявляющиеся признаки, присущие предкам, и рудименты – органы, утратившие своё значение. К атавизмам относятся обильный волосяной покров по всему телу, включая лицо, хвост, многососковость, ярко выраженные клыки. К рудиментам – аппендикс, третье веко, мышцы ушных раковин.
Рис. 3. Гипертрихоз – избыточное оволосение.
Что мы узнали?
По классификации человек относится к приматам, высшим обезьянам – гоминидам. Об этом свидетельствует схожие черты с другими гоминидами. Несмотря на принадлежность человека к животному царству, имеются существенные различия, связанные с более сложным строением мозга.
Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие.
Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя.
Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.
Человек как биологическое и социальное существо
Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).
Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе.
При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.
Основные факторы антропогенеза человека
Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития.
Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.
К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.
Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья.
Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.
Биологические особенности человека
Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.
Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:
наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);
усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;
особая структура мозга и строение черепа;
умение прямо стоять и ходить;
отсутствие плотного шерстяного покрова;
развитый речевой аппарат.
Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.
Социальные особенности человека
Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.
В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:
членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;
логическое и аналитическое мышление;
потребность в социальном взаимодействии;
культурное и духовное развитие;
умение строить и создавать инструменты для труда;
способность к адаптации и обучению.
Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.
Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.
Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.
Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.
Единство биологического и социального в становлении человека
Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.
Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:
- Натуралистический — превозносит значение природного начала в жизни человека.
- Социологический — считает социальную составляющую главной в человеке, отрицая влияние природной.
Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью.
Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.
Читайте также: