Профессиональная идентичность это кратко
Обновлено: 05.07.2024
Установление своей идентичности в профессиональной деятельности, согласно концепции Э. Эриксона, - важнейшая задача, встающая перед человеком в период юности и ранней взрослости. Однако следует помнить, что процесс профессионального самоопределения не заканчивается выбором профессии в юношеском возрасте, а продолжается в течение всей профессиональной жизни человека. Это связано и с тем, что человек может по тем или иным обстоятельствам сменить сферу профессиональной деятельности, и с тем, что в ходе развития науки содержание профессии может претерпевать существенные изменения.
Профессиональная идентичность выражает концептуальное представление человека о своем месте в профессиональной группе (Иванова Н.Л., Конева Е.В, 2003), а также о месте своей профессиональной группе в системе общественных отношений (Волкова О.А., 2005). Она наделяет человека ценностными ориентирами, позволяя ему ориентироваться в мире профессий, а также обеспечивая максимально широкие возможности для самореализации.
Больший или меньший статус профессиональной идентичности в структуре идентификационных оснований личности в значительной степени зависит от объективной роли института профессии, которую он играет в данном обществе, и в которой ценность профессии фигурирует в общественном сознании. В сообществах с традиционно высоким социальным статусом конкретной профессии профессиональная идентичность выступает как ведущий фактор социального благополучия (Волкова О.А., 2005).
Городская идентичность
Психология, обращаясь к городской проблематике, чаще всего изучает вопросы, связанные с восприятием архитектуры (Линч К., 1986) и городского пространстве в целом (Глазычев В.Л.,1995; Голд Дж, 1990; Дридзе Т.М., 1994; Полторак С.Н., 2002; Самошкина И.С., 2006). Значительно реже предметом исследования становится городская и, шире, региональная ментальность (Акопов Г.В., 2002; Иванова Т.В., 2003) - выражения группового сознания в определенном историческом времени и пространстве.
Собственно городская идентичность, понимаемая нами как результат идентификации с группой людей, составляющей население того или иного города, и противопоставления населению других городов и населенных пунктов, на сегодняшний день попадает в поле зрения исследователей крайне редко. Тем не менее, согласно нашим исследованиям и исследованиям ряда других авторов (Даудрих Н.А., 2000; Самошкина И.С., 2006) она включена в структуру социальной идентичности современных россиян наряду с традиционно исследуемыми гендерной, этнической, возрастной и профессиональной идентичностями.
Содержание городской идентичности формируется по нескольким каналам. Одним из них является закрепившиеся практики структурирования, ценностного нормирования и регулирования социального взаимодействия людей. Другой связан с осмыслением (или, чаще всего, мифологизацией) истории своего города, его значении в прошлом и настоящем своей страны (Рабжаева М.В., Семенков В.Е., 2003).
Переезд из одного города в другой, из села в город (как, впрочем, и обратно) создает почвы для возникновения кризиса городской идентичности. Человек вынужден адаптироваться не только к новым социально-бытовым условиям, но и формировать новый образ себя. Вероятнее всего, именно формирование позитивной городской идентичности является одним из самых значимых критериев адаптации человека на новом месте жительства.
Итак, можно констатировать, что:
-Личность одновременно является членом различных социальных групп, что позволяет рассматривать социальную идентичность как многокомпонентный феномен. Безусловно, ее структура не исчерпывается перечисленными в данном разделе компонентами. Тем не менее, перечисленные компоненты представляются нам важнейшими эффектами социальной категоризации, отражающими основные стороны социального были личности. Это подтверждается, в том числе, и результатами наших эмпирических исследований (см. главу 3).
-Значимость идентификации с той или иной социальной группой динамична и может изменяться под влиянием текущей ситуации. Те или иные условия могут способствовать актуализации одних компонентов социальной идентичности по сравнению с другими.
Профессиональная идентичность — сложный интегративный психологический феномен, ведущая характеристика профессионального развития человека, которая свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, осознание своей тождественности с группой и оценка значимости членства в ней. [1]
Она является результатом профессионального самоопределения человека, который осознает свою профессию как призвание. Обладая сформированной профессиональной идентичностью, человек отождествляет себя с профессией и считает себя представителем профессионального сообщества. [2]
элемент самосознания, отражающий качественно определенную и устойчивую профессионально-ментальную позицию специалиста. П. и. является компонентом идентичности личностной и социальной.
Найдено научных статей по теме — 15
Профессиональная идентичность
В статье описывается понятие профессиональной идентичности как разновидности социальной идентичности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ХУДОЖНИКА
В современных условиях особое значение имеет идентичность работника искусства как социального агента, профессиональная деятельность которого может играть существенную роль в формировании национального сознания.
Социальная ценность профессиональной идентичности
Социальная идентичность развивается в контексте взаимодействия. Эффективная коммуникация связана с ценностно-нормативным обменом, формирующим ядро социальной идентичности человека.
Факторы формирования профессиональной идентичности
Статья посвящена анализу процесса формирования профессиональной идентичности под воздействием факторов эндогенного и экзогенного характера.
Условия развития профессиональной идентичности в вузе
Кризис профессиональной идентичности в условиях рынка
В данной статье предпринята попытка выявить факторы кризиса профессиональной идентичности в условиях рынка. Дана характеристика профессиональной идентичности, определены типичные условия взаимодействия профессионалов с клиентами.
К вопросу об определении профессиональной идентичности
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
В статье рассматривается проблема формирования профессиональной идентичности в юношеском возрасте, показана неравномерность развития профессиональной идентичности.
Психологическое содержание профессиональной идентичности
Рассматриваются основные подходы к проблеме идентичности, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологии.
Эго-идентичность в структуре профессионального выгорания
Представлены результаты исследования профессионального выгорания в рамках концепции динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека (Солдатовой Е.Л.).
Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты
Статья содержит анализ отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме профессиональной идентичности.
Существует общее мнение о том, что идентичность не дана природой, а является предметом непрерывного процесса, сознательно или бессознательно формируется и подвергается влиянию: сначала вы становитесь тем, кто вы есть.
Этот процесс никогда не бывает полным, а личность человека всегда временна и хрупка.
В частности, в кризисной ситуации может случиться так, что кто-то сомневается в своей идентичности, чувствует себя дезориентированным и неуверенно в себе и своем положении в обществе.
Что такое идентичность? Определение
Платон
Понятие идентичности
Идентичность — это совокупность характеристик, по которым легко идентифицировать или отличить человека или элемент. Это может иметь определенные вариации или модификации, в зависимости от опыта, опыта и даже возраста. Из этих переменных возникают типы идентичности.
Идентичность — это акт социального конструирования: собственная личность или другая личность захвачена сетью значений. Вопрос идентичности имеет универсальное и культурно специфическое измерение.
Формирование идентичности
Формирование проходит 8 стадий:
Структура идентичности
Структура любой идентичности разделена на три этапа:
1. Исходный
2. Производный
3. Итоговый
Идентичность и идентификация в чем разница
Типы идентичности
Типы идентичности — это классификации, в которых находятся социальные группы. К ним относятся возрастная идентичность, культурная, расовая, идентичность в отношениях, политическая идентичность, религиозная, идентичность социально-экономического статуса, гендерная и сексуальная идентичность, профессиональная, корпоративная и т.д.
Гендерная идентичность
Гендерная идентичность — это то, что человек видит себя, например: женщиной, мужчиной, трансгендером/гендерным квир-человеком, комбинацией или не одной из этих категорий.
Половая идентичность
Пол человека — это идентичность, которая может соответствовать или не соответствовать общепринятым ожиданиям в отношении пола при рождении. Например, при рождении человеку может быть присвоен мужской пол, но с женской идентичностью. Это может быть ощущение принадлежности к мужчине, женщине или другому полу.
Сексуальная идентичность
Идентичность сексуальной ориентации определяется как эмоциональная, романтическая, сексуальная, духовная, аффективная идентичность и/или влечение к другому человеку или другим людям. Это может включать фантазию, поведение и личную идентификацию, состав или общий настрой человека с точки зрения брачного влечения.
Сексуальная ориентация развивается в ходе многоступенчатого процесса и со временем может меняться. Сексуальная ориентация необязательно связана с гендерной идентичностью человека. Эти два понятия могут не иметь ничего общего между собой. Идентичности сексуальной ориентации могут включать: геев, лесбиянок, натуралов, гомосексуалистов, бисексуалов, пансексуалов, транссексуалов и т. д.
Этническая идентичность
Это относится к принадлежности к этнической группе с учетом генеалогии или предков, общих для людей. В этом случае людей обычно объединяет больше всего: культура, язык, религия и обычаи.
Национальная идентичность
Это относится к чувству принадлежности к нации или стране. Она имеет сходство с культурной идентичностью, но на самом деле она больше коренится в национальных чувствах, поскольку люди страны могут встретиться в определенный день, чтобы отметить годовщину независимости, революции или просто страны, в которой они живут.
Профессиональная идентичность
Это карьера или профессия, частью которой мы являемся и в которой нас сопровождают люди с таким же призванием. Здесь собраны наши знания, ценности, с которыми мы работаем, и возложенные на нас обязанности.
Культурная идентичность
Она определяется с точки зрения культуры, языка и страны происхождения. Это относится к человеку или большой группе людей, разделяющих национальное, культурное и / или языковое наследие, независимо от того, проживают ли они в странах своего происхождения.
Идентичность цивилизационная
Это соотношение себя с историей, развитием, культурой и т.д. своего государства. Формирование понятия — Родина. Формирование данной идентичности является одной из приоритетных целей образования на уровне государства, что также является необходимостью для развития государства.
Групповая и эго идентичность
Чувство принадлежности одной из социальных групп — групповая идентичность.
Обе этих идентичности формируются прижизненно и осознано.
Потеря идентичности
Потеря идентичности может произойти в любом возрасте. Она происходит тогда, когда человек обнаруживает огромные различия между тем, каким человек себя ощущает и хотел бы быть и тем, кем он является на самом деле. Это прежде всего касается нашего опыта, потому что главное отличие человека от других – это его опыт.
Причины
Эта стадия является чувствительной из-за постоянных и глубоких физических, умственных и психологических изменений, которые происходят в промежуточной фазе детства или взрослости.
Следовательно, это может вызвать потерю идентичности, поскольку человек должен развить новую идентичность, и для этого он будет полагаться на группы своих сверстников.
Если человек не понимает своих личных ценностей и сталкивается с ситуацией, в которой он должен принять важное решение для своей жизни, понимая, что он на самом деле не знает себя, он вступает в конфликт, который может вызвать потерю идентичности.
Симптомы и признаки
Потеря идентичности вызывает ряд симптомов. Однако нужно иметь в виду, что все симптомы могут варьироваться от одного человека к другому:
- чувство потерянности;
- чувство одиночества и пустоты;
- проблемы с принятием решений, поскольку нет твердых или определенных критериев;
- беспокойство;
- сложности с решением проблем;
- эмоциональная нестабильность;
- ощущение отсутствия способности или подготовки к изменениям и новым циклам.
Опасность состояния
Все это может иметь последствия, которые влияют не только на психическое здоровье тех, кто от него страдает, но также могут представлять риск для физического и эмоционального здоровья.
По этой причине рекомендуется в случае выявления подобного состояния обратиться за помощью к профессионалу, способному диагностировать и применять эффективное лечение.
Что делать?
Посещение психолога поможет приобрести инструменты, которые впоследствии пригодятся в жизни.
Кризис идентичности
Кризис идентичности известен как период, когда человек испытывает серию глубоких сомнений в себе.
Эти сомнения характеризуются сомнением в смысле существования и сопровождаются чувством пустоты и одиночества.
Так возникает чувство тревоги, когда человек пытается переопределить, кто он есть и в какой жизненно важный момент он находится.
Кризис идентичности делится на два типа:
- Дефицит идентичности возникает, когда человеку трудно принимать важные решения. Человек отвергает ценности или цели и питает чувство незащищенности и пустоты. Они очень чувствительны к влиянию других людей.
- Конфликт идентичности — это несовместимость двух или более аспектов идентичности. Этот тип кризиса часто возникает в периоды, когда человек вынужден принимать важное и трудное жизненное решение. Человек, который хочет достичь двух противоречащих друг другу целей одновременно. Этот кризис часто сопровождается чувством вины или раскаяния.
Идентичность — сложный и противоречивый вопрос, поскольку он не имеет четкого определения, может ли она быть создана по выбору или является концепцией, которая навязывается обществу, чтобы стать частью чего-то большего. В конце концов, знание идеи идентичности дает нам необходимые инструменты, чтобы узнать, кто мы и кем хотим быть.
Читайте также: