Культура независимого казахстана кратко

Обновлено: 06.07.2024

Глава XII. КУЛЬТУРНО-ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
СТРАНЫ

Историческое сознание. Юбилеи великих личностей. Состояние науки, художественной культуры. Реформы образования. Курыл- тай казахов мира.

В результате объемных и системно проведенных науч­но-исследовательских работ народу были возвращены имена героев, насильно стертых в его сознании за годы тоталитаризма. Это имена сотен исторических лич­ностей — государственных и общественных деятелей, батыров, защищавших свой народ и землю от иноземных захватчиков. Жизненный путь этих людей теперь стал примером для подрастающего поколения.

Были заложены основы научной истории независимого Казахстана.

Изменения в духовной сфере. Знаменательными собы­тиями в конце XX столетия в духовной жизни нашего народа стали празднования 150-летних юбилеев Абая и Жамбыла, 100-летних юбилеев М.Ауэзова и К.Сатпаева, отмечавшихся под эгидой ЮНЕСКО во всем мире.

150-летие со дня рождения Абая, великого казахского поэта, мыслителя и гуманиста, стало поистине всенародным праздником. Научные конференции и праздничные мероприятия, посвященные Абаю, прошли в Москве, Стамбуле, Париже, Лондоне, Алматы, Семипалатинске и на родине поэта, у подножья Чингизских гор. 9 августа 1995 г. в Алматы прошло торжественное собрание. На нем с докладом выступил Президент Казахстана Н. А. Назарбаев 1996 г. был годом великого акына Жамбыла Жабаева. Праздничные мероприятия, посвященные Жамбылу, прошли в Алматы, других городах, в селе Узынагаш (Алматинская область) —на родине поэта. Прошел рес­публиканский конкурс акынов — айтыс, посвященный юбилею. В Алматы был установлен памятник, сняты документальные и художественные фильмы.

В 1997 г. на высоком уровне прошел 100-летний юбилей Мухтара Омархановича Ауэзова — великого писателя, ученого. Интеллигенция Алматы, Парижа, Москвы, Санкт-Петербурга, Семипалатинска высоко оценила вклад М. Ауэзова в развитие мировой культуры и литературы. В Алматы, научных центрах Средней Азии и России прошли научно-теоретические конференции, симпозиумы, семинары, посвященные творческому и научному наследию М.Ауэзова.

Юбилеи великих сынов казахского народа стали всенародными праздниками. Они позволили еще более сблизиться народам, населяющим Казахстан.

Трудности в развитии науки и культуры. После получения независимости вследствие глубокого кризиса в экономике наука, культура, система образования республики столкнулись со многими трудностями.

В последние годы Национальная академия наук Республики Казахстан по существу потеряла свой статус. Резко сократился штат многих его институтов, и в резуль­тате сузился круг проводимых научных исследований. Появилась опасность закрытия некоторых научных учреждений. По Указу Президента РК Н.Назарбаева от 24 октября 2003 г. Национальная Академия наук Республики Казахстан была реорганизована в обществен­ное объединение.

В рамках мероприятий, связанных с проведением Года Казахстана в России (2003 г.) и Года России в Казахстане (2004 г.), популярные произведения казахских писателей были опубликованы на русском языке в России. Библиотеки Казахстана пополнились новыми произведе­ниями российских авторов.

Однако за период независимого развития республики национальная культура в целом, и художественная литература в частности, не смогли выйти из кризиса, в основном выражающегося в тематической ограниченности. Жизнь и деятельность человека в условиях новых рыночных отношений так и остались вне поля зрения писателей. Грандиозные политические события и явления, связанные с демократическими преобразованиями в обществе, также остались не выраженными через художественные образы наших современников.

К началу 2004—2005 учебного года 1—8 классы всех школ республики были обеспечены отечественными учебниками и учебно-методическими комплексами. В 2004 г. была принята Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 г., где предусматривается введение 12-летнего среднего образования, которое будет реализовываться на трех ступенях по формуле: 4+6+2.

В техническом и профессиональном образовании основным направлением деятельности является создание необходимых условий для обеспечения квалифицирован­ной профессиональной подготовки обучающихся на уровне требований новейших технологий и в соответствии с развитием рынка труда. Предусматривается коренное структурное изменение и в звене высшего образования.

В начале века насчитывалось более 8 тыс. школ республики, обучающих детей в основном на казахском, русском, узбекском, уйгурском (есть школы, обучающие детей на таджикском, украинском и др.) языках, контингент учащихся в них составлял свыше 3 млн.

Всемирный Курылтай казахов. В сентябре-октябре 1992 г. прошел Всемирный Курылтай казахов, Это событие стало возможным только после приобретения нашей страной независимости. В нем приняли участие представители казахской диаспоры численностью 3 200 000 человек (32% всех казахов на земле) из 13 стран Азии, Европы и Америки. Проведение этого Курылтая и приглашение на него бывших соотечественников было проявлением истинного гуманизма перед единокровными братьями, вынужденно покинувшими свой народ, свою землю в результате гонений со стороны Советской власти.

На Курылтае поднимались вопросы укрепления независимости молодого казахского государства, сохранения мира между представителями различных национальностей, проживающих в республике, укреп­ления единства казахского народа, воспитания будущих поколений в духе гуманизма и нравственности. Предста­вители зарубежной казахской диаспоры побывали в Алматы, Шымкенте, Туркестане и других областях и городах, познакомились с бытом населения. Курылтай стал большим праздником, охватившим всю республику.

|‘>Т | 1. Выясните значение выражения историческое знание.

2. Каково значение проведения юбилеев великих ученых в Респуб­лике Казахстан?

3. Выявите положительные и отрицательные тенденции в разви­тии культуры и определите порождающие их причины.

Культура Казахстана

Культура Казахстана – это богатейший пласт истории казахского народа, формировавшийся на протяжении многих столетий. Под влиянием суровой красоты степи и нелегкой жизни кочевников появилась та казахская культура, которую мы знаем сегодня. Щедро накрытый дастархан, нарядные и в то же время функциональные жилища-юрты, небывалой красоты изделия из войлока, одежда и головные уборы с искусными узорами, конные игры, искусство красноречия, состязания акынов – всё это культура Казахстана, разнообразная и очень самобытная.

По традиции гостя угощают национальными казахскими блюдами за дастарханом (накрытым столом) и конечно же, в юрте.

Казахская юрта

Юрта – один из самых совершенных видов переносного жилища. Это удобный и практичный дом, идеально приспособленный к условиям природы и образу жизни – одно из величайших изобретений Евразийских кочевников.

Национальный танец, Казахстан

Мастер музыкальных инструментов, Казахстан

Прикладное искусство

Предметы быта – упряжь, войлочные ковры-текеметы, изделия из дерева, кости и металла – все щедро украшается. Богатой вышивкой покрываются головные уборы, одежда, сумки и попоны. Из дерева мастера изготавливают чаши и черпаки для кумыса (напитка из молока кобылицы) и покрывают их искусной резьбой. Кровати и сундуки украшаются рогом архара и горного козла. Из кожи изготавливают плети, пояса, упряжь и фляги (торсыки) для воды и кумыса. Казахские мастера весьма искусны и в ювелирном деле.

Степные зергеры (ювелиры) предпочитают работать с благородным белым серебром. Вам наверняка понравятся казахские серьги в виде колокольчиков, полумесяцев, со множеством подвесок, оригинальные браслеты-блезики и традиционные комплекты из трех перстней, соединенных с браслетом тонкими цепочками.

Национальная одежда

Национальная одежда казахов варьируется в зависимости от региона. Чапан это мужская одежда вроде халата с поясом, сделанная из бархата и украшенная вышивкой.

Пожилые замужние женщины носят кимешек – белый головной убор, оставляющий лицо открытым. Невесты одевают высокую, остроконечную, богато украшенную шапку саукеле с пучком перьев филина на макушке. Читать далее.

Участники конных игр, Казахастан

Войлочные ковры и юрты на фестивале, Казахстан

Музыка и музыкальные инструменты

Казахи высоко ценят искусство красноречия и почитают своих акынов – поэтов-импровизатров, выступающих на публичных состязаниях (айтысах) под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов: двуструнной домбры и смычкового инструмента кобыза.

Праздники

Наурыз (Новый Год) – один из главных праздников в Центральной Азии. Он отмечается в день весеннего равноденствия, 22 марта. В этот день улицы городов и сел преображаются. Гостей встречают в праздничных юртах и угощают ритуальным блюдом "Наурыз коже", приготовленным из семи традиционных ингредиентов. Те, кто отмечают этот праздник, почти в месяц длиной, прощают друг другу долги и обиды. Читать далее.

Национальные игры

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

` “ КУЛЬТУРА НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА” Внеклассное мероприятие

Описание презентации по отдельным слайдам:

` “ КУЛЬТУРА НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА” Внеклассное мероприятие

` “ КУЛЬТУРА НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА” Внеклассное мероприятие

Нужно различать материальную и духовную культуру. ДУХОВНАЯ знания обычаи музы.

Нужно различать материальную и духовную культуру. ДУХОВНАЯ знания обычаи музыка идеи МАТЕРИАЛЬНАЯ оборудование оружие здания одежда

музыка живопись наука литература архитектура. Путешествие по станциям

музыка живопись наука литература архитектура. Путешествие по станциям

1.Его имя известно в Казахстане и за рубежом. Его стихи переведены на английс.

Жамбыл Жабаев

Абай Кунанбаев

Многие художественные произведения великих писателей являются шедеврами миров.

Кому принадлежат эти строки: Из-под корня сосны Взятый силой мой кобыз. Из на.

Кому принадлежат эти строки: Из-под корня сосны Взятый силой мой кобыз. Из нароста белой березы Снятый мою мой кобыз. Из сердцевины черного дуба Выдолбленный мой кобыз. Из волос тулпара Твои струны мой кобыз. Вопрос №4

Каждая команда пишет эссе на заданную тему. Время на задание – 7 минут. По о.

3. Коркыт

1Пикассо, Кастеев, Рембранд, Левитан, Репин, Ван Гот, Олжас Сулейменов. Кто и.

1Пикассо, Кастеев, Рембранд, Левитан, Репин, Ван Гот, Олжас Сулейменов. Кто из этих деятелей искусства не имеет отношения к живописи? 3.Живопись Вопрос №1

1 Олжас Сулейменов

1 Олжас Сулейменов

1Он является одним из основателей казахского изобразительного искусства, живо.

1Он является одним из основателей казахского изобразительного искусства, живописцем, художником и графиком. Имеет звание Народного художника Казахской ССР. Его именем назван Музей изобразительного искусства Республики Казахстан. Кто это? Живопись Вопрос №2

 Абильхан Кастеев

Просмотрите картины и назовите автора этих картин Название картин: «Казахски.


Просмотрите картины и назовите автора этих картин Название картин: «Жыл басы.



Как называется один из крупнейших космодромов СНГ, который находится в Казахс.

Как называется один из крупнейших космодромов СНГ, который находится в Казахстане? 4.Наука Вопрос №1


Назовите первого казахского ученого, который за свои 30 лет внес вклад в нау.


3 Кто является первым президентом Казахской Академии Наук? Он же основатель г.

3 Кто является первым президентом Казахской Академии Наук? Он же основатель геологической науки Казахстана, при жизни получивший признание ученых всего мира. Кто это? Наука Вопрос №3

Академик Сатпаев Академик Сатпаев

Академик Сатпаев Академик Сатпаев

О каком архитектурном сооружении идет речь? О каком архитектурном сооружени.

О каком архитектурном сооружении идет речь? О каком архитектурном сооружении идет речь? Это величественное здание с XV века так и осталось недостроенным. Оно поражает своими размерами – высота его почти с 12-этажный дом, толщина стен доходит до трех метров. Оно – святыня казахского народа, но строить его приказал не казахский правитель. Чтобы прикоснуться к святости, многие казахские ханы приказывали хоронить себя у этого здания. Здесь покоится прах Есим-хана, Абылай-хана, Казыбек бия и др. Этот памятник включен в Красную книгу ЮНЕСКО. Архитектура Вопрос №2

 О

Назовите известные мавзолеи, при помощи иллюстраций. Архитектура Вопрос №

Назовите известные мавзолеи, при помощи иллюстраций. Архитектура Вопрос №

Назовите известные мавзолеи, при помощи иллюстраций. Архитектура Вопрос №3

Назовите известные мавзолеи, при помощи иллюстраций. Архитектура Вопрос №3

Назовите известные мавзолеи, при помощи иллюстраций. Архитектура Вопрос №3

Назовите известные мавзолеи, при помощи иллюстраций. Архитектура Вопрос №3

Осада этого города продолжалась пять месяцев монголам. Под началом правите­ля.

Осада этого города продолжалась пять месяцев монголам. Под началом правите­ля города Кайыр-хана, по разным источникам, было от 20 до 50 тыс. воинов. Город защищался отчаянно. Только предательство одного из военачальников ускорило падение города. Назовите город который так долго сопротивлялся монголам? Архитектура Вопрос №4

 Архитектура Вопрос №4

Архитектура Вопрос №4

 Архитектура Вопрос №4

Архитектура Вопрос №4

 Архитектура Вопрос №4

Архитектура Вопрос №4

Культура не может существовать без традиций. Благодаря ей происходит накоплен.

7.Конкурс пословиц Найдите похожие по смыслу пословицы Казахские пословицы Ру.

7.Конкурс пословиц Найдите похожие по смыслу пословицы Казахские пословицы Русские пословицы Один батыр битву не выиграет, один джигит спор не выиграет. Ремеслом сапожника овладевает настойчивый. Не работающий не жует. Чем рост с верблюда, лучше с пуговку ума. Куда глаза не доглядят, туда слово приведет. Знания набирай с пеленок и накапливай до последних дней. Язык до Киева доведет. Терпение и труд все перетрут. Лень человека не кормит. Один в поле не воин. Век живи, век учись. Мал золотник да дорог.

Пословица тебя мы знаем, Но не такою ты была! Не уж то буква озорная Вновь чь.

Пословица тебя мы знаем, Но не такою ты была! Не уж то буква озорная Вновь чьё-то место заняла? Конкурс "Пословицы шутят!"

Конкурс "Пословицы шутят!" Конкурс "Пословицы шутят!" 1.Два сапога тара 2. Г.

Конкурс "Пословицы шутят!" Конкурс "Пословицы шутят!" 1.Два сапога тара 2. Голод не щётка 3. Один в золе не воин 4. Трус своей лени боится. 5. Крутится как булка в колесе 6. Жди у горя погоды 7. Не зная броду не суйся в моду 8. Рождённый ползать мечтать не может 9. Сашу маслом не испортишь 10. От добра бобра не ищут

1. Как называется импровизированный поэтический спор при большом стечении нар.

1. Как называется импровизированный поэтический спор при большом стечении народа, сопровождающийся игрой на домбре? 8. Музыка Вопрос №1

1. Как называется опера, которая является крупным вкладом в развитие музыкаль.

1. Как называется опера, которая является крупным вкладом в развитие музыкальной культуры Казахстана, в основе которой используется драма-классика казахской литературы М. О. Ауэзова? В ней рассказывается история любви юноши и девушки, гибнущих в столкновении с устоями общества. _______________________ Музыка Вопрос №2

Выдающиеся казахская певица,одна из основоположниц казахского оперного искусс.

 Куляш Байсеитова

Про какой кюй идет речь ? Притча кюя. Джучи хан был старшим и любимым сыном.

Про какой кюй идет речь ? Притча кюя. Джучи хан был старшим и любимым сыном Чингис хана и отцом хана Батыя. Охотившись в кыпчакских степях, Джучи хан был сбит и растерзан важаком стада куланов . Никто ни осмеливался известить Чингис хана о трагической смерти его сына. Черного вестника ожидала жестокая казнь . Чингис хан обещал сообщивщему ему о смерти сына, залить в глотку расплавленный свинец. Нукеры хана нашли выход из положения.Отправили к Чингис хану домбриста Кеты-Буга и попросили озвучить страшную весть кеты-Буга не произнес ни слова. Он просто сыграл свой кюй . Прекрасная музыка донесла всю суровую правду о варварской жестокости и бесславной смерти. Разгневанный Чингис хан велел казнить домбру. Говорит что с тех порна верхней деке домбры так и остался след расплавленного свинца Прослушивание кюй Музыка Вопрос №4


Краткое описание документа:

КУЛЬТУРА НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА

Внеклассное мероприятие

формировать у учащихся готовность и способность к самостоятельному освоению культурных ценностей (развивающая);

прививать школьникам уважение к истории и соблюдению традиций и обычаев, а также чувство патриотизма и гражданственности.

Межпредметные связи: всемирная история, казахская литература.

Оборудование и наглядности:

репродукции картин, видео- и аудио-материалы по теме «Архитектурные и скульптурные памятники ,записи кюев, предметы быта казахского народа, национальные костюмы.

Казахская культура

Казахская культура – это отражение истории кочевого народа. На протяжении тысячелетий по казахским степям ходили племена кочевников, которые сформировали свое уникальное мировоззрение, создали своеобразные обычаи и традиции, и сотрудничали с соседними народами и культурами. В XIX-XX веках многие казахи стали менять кочевой образ жизни на оседлый, и происходило развитие новых культурных аспектов казахского народа. Сегодня культура Казахстана – это огромный пласт различных видов искусства, традиций и быта, пропитанный духом кочевого прошлого.

Казахская юрта

Казахская культура, Казахская юрта

Казахская юрта – дом кочевника. Это переносной дом, который легко и быстро можно собрать, а потом так же разобрать и погрузить его части на лошадей и верблюдов, отправляясь на новые пастбища. Для казахов юрта является символом уюта, связи с землей и вселенной, напоминанием о кочевом прошлом. Она состоит из трех элементов, соединявшихся вместе: решеток (кереге), образующих стены юрты; купола из жердей (юк), крыши юрты; и вершины (шанырак), служащего потолочным окном. Кстати, шанырак изображен на национальном гербе Казахстана.

Казахские конные игры

Казахская культура, Казахские конные игры

Казахская одежда

Казахская культура, Казахская одежда

Казахская музыка

Казахская культура, Казахская музыка

Музыкальная культура Казахстана большую часть истории была основана на фольклоре и не имела нотной записи. Музыка передавалась от учителя к ученику, из поколения в поколение, и довольно часто было место импровизации. В XV-XVIII веках произошло формирование казахского музыкального жанра – кюй. Музыкант исполнял эпическое произведение на домбре (казахский щипковый музыкальный инструмент) и пел истории из эпосов, легенд и сказок. Самым известным исполнителем кюя был Даулетгерей (XIX век). В начале XX века происходит формирование и развитие академической классической музыки, которая использует знания русской и европейской музыкальных школ, вплетая в произведения традиционно казахские мотивы.

Литература Казахстана

Ремесла Казахстана

Кочевой образ жизни, ставший основой казахской культуры, наложил свой отпечаток на народные ремесла Казахстана. Странствуя с места на место, люди создавали всё необходимое для долгого пребывания в пути. Поэтому среди ремесел Казахстана в первую очередь выделяются те виды, которые помогали выжить в дороге и создать уют – обработка дерева, создание экипировки для езды на лошадях и войлока для обивки юрт. В суровом климате степи, где летом очень жарко, а зимой из-за ветров невыносимо холодно, казахи развили ремесла по пошиву теплых шуб и шапок из кожи, меха и шерсти животных. Также, широко были распространены кузнечное и ювелирное мастерство.

В XXI веке культура Казахстана удачно вливается в мировое сообщество, и при этом бережно сохраняются народные традиции и обычаи. Из поколения в поколение по-прежнему передаются знания и философия жизни предков, когда-то покоривших необъятные казахские степи. Познакомиться с культурой Казахстана можно в многочисленных музеях страны, на фестивалях и праздниках.

Читайте также: