Антивоенное и студенческое движение феминистское движение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Азербайджанцев · Американцев · Арабов · Армян · Австралийцев · Канадцев · Каталонцев · Китайцев · Англичан · Французов · Немцев · Igbo · Indian · Иранцев · Ирландцев · Итальянцев · Японцев · Евреев · Малайцев · Мексиканцев · Пакистанцев · Поляков · Португальцев · Цыган · Румын · Русских · Шотландцев · Сербов · Славян · Украинцев · Турок

Атеизм · Бахаи · Католичество · Христианство · Индуизм · Иудаизм · Мормонизм · Ислам · Неоязычество · Протестантизм · Новые религиозные движения

Аболиционизм · Антифа · Гражданские права · ЛГБТ-движение · Женское / Всеобщее избирательное право · Феминизм · Маскулизм · Права мужчин (англ.) · Отцовские права (англ.) · Права ребёнка · Права молодёжи (англ.) · Права инвалидов (англ.) (Стратегия включения (англ.)) · Права аутизма (англ.) · Equalism · Права животных

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.)

Спесиецизм · Непотизм · Панибратство · Колоризм · Лингвицизм · Этноцентризм · Триумфализм · Экономическая дискриминация

Портал Дискриминация

Содержание

История

Зарождение и предтечи феминизма

Во Франции к началу Великой французской революции 1789 года стал выходить первый журнал, посвященный борьбе женщин за равенство, возникли женские революционные клубы, члены которых участвовали в политической борьбе. Однако французская Конституция 1791 года отказала женщинам в избирательном праве. В том же году Национальному собранию была представлена Декларация прав женщины и гражданки, подготовленная Олимпией де Гуж по образцу Декларации прав человека и гражданина 1789 года, в которой содержалось требование признания полного социального и политического равноправия женщин.

См. также: Сара Мур Гримке, Хэрриет Хэнсон Робинсон, Маргарет Фуллер

Вопрос о праве владения собственностью для женщин занимал достаточно большое место в женском движении. В 1860 году, после обращения Элизабет Стэнтон, Законодательное собрание штата Нью-Йорк приняло в качестве закона Акт о собственности замужних женщин. Этот акт гарантировал женщине право оставлять за собой заработанное ею, равное с мужем право на совместное попечительство над детьми, а также имущественные права вдовы, соответствующие правам мужа в случае смерти жены [2] .

После того как члены этой организации стали постоянно подвергаться арестам и тюремному заключению за тривиальные проявления поддержки движению, многие из них решились на выражение своего протеста голодовкой. Результатом голодовки стало то, что серьёзно подорвавшие себе здоровье участники голодовки привлекли внимание к неоправданной жестокости законодательной системы того времени, и, таким образом, к идеям феминизма. Под давлением WSPU английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах (1894).

В США в 1869 году были созданы две организации такого же характера, объединившиеся в 1890 году в Национальную американскую ассоциацию за женское избирательное право. Благодаря активности её членов в ряде американских штатов женщины оказались допущены к голосованию.

См. также: Виктория Вудхолл, Тенесси Клафлин, Эрнестина Роуз, Соджернер Трут, Сьюзен Энтони


Разновидности и идеологии феминизма

Краткое описание

Социалистический и марксистский феминизм

Социалистический феминизм объединяет угнетение женщин с марксистскими идеями об эксплуатации, угнетении и труде. Социалистический феминизм рассматривает женщин как подвергающихся угнетению в связи с их неравным положением на рабочем месте и в быту. [15] Проституция, работа на дому, уход за детьми и брак рассматриваются сторонниками этого течения как способы эксплуатации женщин патриархальной системой. Социалистический феминизм сосредотачивает своё внимание на широких изменениях, затрагивающих общество в целом. Сторонники социалистического феминизма видят необходимость совместной работы не только с мужчинами, но и со всеми другими группами, которые, как и женщины, подвергаются эксплуатации в рамках капиталистической системы. [16]

Радикальный феминизм

Радикальный феминизм рассматривает в качестве определяющего фактора угнетения женщин контролируемую мужчиной капиталистическую иерархию, которая описывается как сексистская. Сторонники этого течения считают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которую они считают изначально угнетательской и доминантной. Радикальные феминистки полагают, что в обществе существует основанная на мужском начале структура власти и подчинения, и эта структура является причиной угнетения и неравенства, и пока вся эта система и ее ценности продолжают существовать, никакие значительные реформы общества невозможны. Некоторые радикальные феминистки не видят другой альтернативы, кроме полной ломки и реконструкции общества для достижения своих целей. [5]

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм провозглашает равенство мужчин и женщин через политические и правовые реформы. Это индивидуалистическое направление в феминизме, которое фокусируется на способности женщин добиваться равных прав с мужчинами на основе собственных действий и решений. Либеральный феминизм использует личное взаимодействие между мужчинами и женщинами, как отправную точку, от которой идет преобразование общества. По мнению либеральных феминисток, все женщины способны самостоятельно утверждать свое право быть равными с мужчинами [26] .

Во многом, такая позиция исходит из классической концепции Просвещения о построении общества на принципах разума и равенстве возможностей. Применение этих принципов к женщинам положило основу либерального феминизма, развивавшегося в XIX веке такими теоретиками, как Джон Стюарт Милль, Элизабет Кэйди Стэнтон и другими. Поэтому особенно важным для них был вопрос о праве собственности для женщины как одном из основных прав, гарантирующих независимости женщины от мужчины. [27]

Американская феминистка и бывший член КП США Анджела Дэвис выступает в Университете Альберта (Канада), 28 марта 2006 года

Одной из теорий, зародившихся в рамках этого движения, стал вуманизм Элис Уокер. Он возник как критика феминистского движения, в котором доминируют белые женщины среднего класса и которое в целом игнорирует угнетение по расовому и классовому признакам. Элис Уокер и сторонницы вуманизма отмечали, что чернокожие женщины испытывают угнетение в других и более интенсивных формах, чем белые женщины. [30]

Постколониальный феминизм

Постколониальные феминистки утверждают, что угнетение, связанное с колониальным опытом, в частности, расовое, классовое и этническое угнетение, оказало маргинализующее воздействие на женщин в постоколониальных обществах. Они ставят под сомнение гипотезу о том, что гендерное угнетение является главной движущей силой патриархата. Сторонники постколониального феминизма выступают против изображения женщин незападных обществ в качестве пассивных и безгласных жертв, а женщин западных стран как современных, образованных и обладающих гражданскими правами. [31]

Постоколониальный феминизм возник из гендерной теории колониализма: колониальные державы часто навязывают колонизируемым регионам западные нормы. По словам Чиллы Бальбек, в настоящее время постоколониальный феминизм борется за уничтожение гендерного угнетения в рамках собственных культурных моделей общества, а не через те модели, которые навязывались западными колонизаторами. [32] Постколониальный феминизм относится критически к западным формам феминизма, в частности, к радикальному и либеральному феминизму и их универсализации женского опыта. [33] Это направление в целом может быть охарактеризовано как реакция на универсалистские тенденции в западной феминистской мысли и на недостаток внимания к гендерным вопросам в основном потоке постколониальной мысли. [13]

Отношения с другими общественно-политическими движениями

Феминизм в искусстве

Начиная с 1970 годов, одно из самых значительных преобразований в изобразительном искусстве было связано с пересмотром проблем пола. В начале 70-х годов кризис доверия к культуре модернизма, в котором доминировали мужчины, нашёл наиболее полное выражение в среде художниц-феминисток.

Художница Линда Бенглис сделала пресловутый демонстративный жест, бросив в 1974 вызов мужскому сообществу. Она сделала ряд фотографий, где, позируя как модель, пародировала типично мужской взгляд на женщин. В заключительной фотографии цикла она снялась обнаженной с фаллоимитатором в руке.

Влияние на Западное общество

Феминистское движение повлекло за собой различные изменения в западном обществе, в том числе предоставление женщинам права голоса в выборах; право подавать заявление на развод; прав на владение имуществом; право женщин на контроль над собственным телом и право решать, какое медицинское вмешательство для них допустимо, в том числе выбор противозачаточных средств и аборты и другое [36] .

Гражданские права

С 1960-х годов женское освободительное движение вело кампанию за следующие женские права, включающие равную с мужчинами оплату, равные законодательные права и свободу в планировании своей семьи. Их попытки привели к неоднозначным результатам [37] .

Интеграция в общество

Некоторые из исключительно радикально-феминистических взглядов теперь приняты повсеместно как само собой разумеющаяся, традиционная часть политической мысли. Подавляющее большинство населения западных стран не видит ничего противоестественного в праве женщин голосовать, самостоятельно выбирать супруга (или не выбирать никого), владеть землёй — всего того, что показалось бы невероятным ещё сто лет назад.

Влияние на язык

Английский язык предоставляет более глобальные примеры: слова humanity и mankind используются для обозначения всего человечества, но второе слово — mankind — восходит к слову man ‘мужчина’, и потому использование слова humanity предпочтительнее, так как оно восходит к нейтральному слову ‘человек’.

Во многих других языках (в том числе и русском) принято использовать грамматическое ‘он’, если пол человека, о котором идёт речь в предложении, неизвестен; более политкорректным с точки зрения феминиста будет использование в таких случаях ‘он или она’, ‘он/она’, ‘его/её’, ‘его или её’ и т. д. В большинстве случаев такое отношение к языку для феминистов означает уважительное отношение к обоим полам, а также имеет определённую политическую и смысловую окраску передаваемой таким образом информации.

Влияние на мораль в образовании

Аргументы и дискуссии подобного рода далее усугубляются в более крупных разногласиях, например, в войне культур, а также внутри феминистских (и анти-феминистских) рассуждений о том, кто ответственен за хранение общественной морали и такого качества, как милосердие.

Влияние на гетеросексуальные отношения

Феминистское движение, несомненно, повлияло на гетеросексуальные отношения как в западном обществе, так и в других странах, подвергшихся влиянию феминизма. В то время как в общем и целом это влияние оценивается как позитивное, отмечаются и некоторые негативные последствия.

В некоторых отношениях произошла перемена полюсов власти. В таких случаях и мужчинам, и женщинам приходится адаптироваться к сравнительно новым ситуациям, что иногда вызывает замешательство и смятение в привыкании к нетрадиционным для каждого пола ролям.

Влияние на религию

Феминизм также оказал влияние на многие аспекты религии.

Эти тенденции, однако, не поддерживаются в исламе и католичестве. Набирающие силу деноминации ислама запрещают мусульманкам быть в составе духовенства в каком бы то ни было качестве, включая занятия теологией. Либеральные движения внутри ислама всё же не оставляют попыток провести некоторые реформы феминистского характера в мусульманском обществе. Католическая церковь традиционно не допускает женщин в ряды духовенства любого ранга, за исключением принятия монашества.

Мужчины и феминизм

Хотя основную массу последователей феминистского движения составляют женщины, мужчины тоже могут быть феминистами.

Некоторые феминистки всё же считают, что мужчины не должны занимать лидерские позиции в феминистском движении в силу их природного напористого стремления к власти и доминированию в любой иерархии, что приведет в конечном итоге к примению этой тактики к феминистским организациям.

Другие считают, что женщины, предназначенные природой подчиняться мужчине, не смогут полностью раскрыть и выразить свои собственные лидерские качества, работая в слишком тесном сотрудничестве с мужчинами. Такая точка зрения является проявлением сексизма.

Несмотря на это, многие феминистки принимают и одобряют поддержку движения со стороны мужчин. Сравните про-феминист, гуманизм, маскулизм.

Перспектива: Природа современного движения

Многие феминисты считают, что дискриминация по отношению к женщинам всё ещё существует как в странах Европы и Северной Америки, так и во всех остальных странах мира. Среди феминистов существует много разных мнений касательно глубины и широты существующих проблем, их идентификации и способов борьбы с ними. Экстремальные группы включают таких радикальных феминистов, как Мэри Дейли (Mary Daly), которая придерживается мнения, что мир был бы намного лучше, если бы в нём было намного меньше мужчин. Есть и диссиденты, среди которых Кристина Хофф Соммерс (Christina Hoff Sommers) и Камилла Паглиа (Camille Paglia) — феминистки, которые обвиняют феминистское движение в пропаганде антимаскулинных предрассудков. Многие феминистки ставят под вопрос их право называть себя феминистками.

Проходят дебаты и между феминистами-дифферециалистами (difference feminists), такими как Кэрол Гиллиган (Carol Gilligan) с одной стороны, которые придерживаются мнения о том, что существуют важные различия между полами (врождённые или приобретённые, но которые нельзя не учитывать), и феминистами, считающими, что различий между полами нет, а есть лишь только роли, которые общество навязывает людям в зависимости от их пола. Учёные современности расходятся во мнениях в вопросе о том, существуют ли более глубокие врождённые различия между полами, чем анатомические, хромосомные и гормональные. Вне зависимости от того, сколько и какие различия существуют между полами, феминистки соглашаются с тем, что эти различия не могут быть основой для дискриминации одного из них.

Критика феминизма

Феминизм привлекает к себе внимание тем, что он привнёс существенные перемены в западное общество. Хотя в целом многие принципы феминизма общеприняты, некоторые из них продолжают подвергаться критике.

По мнению некоторых критиков феминизма, примером дискриминации мужчин не только в России, но и во многих других странах, является служба в армии по призыву. Хотя Конституция РФ распространяет воинскую повинность на всех граждан, фактически призыву подлежат лишь мужчины, что критики считают прямой дискриминацией по половому признаку, при этом необходимо отметить, что этот факт является результатом государственной политики, а не деятельности феминисток. Они обращают внимание на тот факт, что в Израиле воинская повинность распространяется на всех граждан, вне зависимости от пола.

Критиками феминизма отмечается, что в законодательстве ряда стран (в том числе России) женщинам предоставляются льготы при отбытии наказания. В качестве примера приводятся статья 82 Уголовного кодекса,

По мнению критиков феминизма, женщины пользуются более мягкими условиями заключения, к ним не могут применяться наказания в виде лишения свободы в колониях строгого и особого режимов в соответствии со ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса. Обращается также внимание, что в законодательстве ряда стран применение смертной казни допускается только для мужчин, что входит в явное противоречие с концепцией о равенстве полов. Ряд критиков феминизма считает, что данная ситуация, тем не менее, не привлекает внимания феминисток.

По мнению критиков, в частности, консервативного социолога Кристины Соммерс, для современного феминизма характерен однобокий, односторонний взгляд на вещи, когда не замечаются очевидные факты, неудобные феминизму, а малозначительные факты, идущие ему на руку, раздуваются до огромных размеров [40]

Многие противники феминизма настроены против феминистского движения потому, что считают его причиной разрушения традиционного уклада жизни и уничтожения привычных ролей, традиционно предписанных мужчинам и женщинам в зависимости от их пола. В частности, американский адвокат, специализирующийся на защите мужских прав, отмечает, что между мужчинами и женщинами существует целый ряд естественных различий, и что всё общество только выигрывает от их признания [41] .

Хотя усилия, направленные на поддержание контроля над сексуальными домогательствами на рабочих местах, поддерживаются почти повсеместно, есть и те, кто считает практику разрешения конфликтов такого рода косвенной дискриминацией против мужчин, так как в большинстве случаев правосудие склонно вставать на сторону женщины, а случаи, где в качестве истца предстаёт мужчина, редко воспринимаются всерьёз. Начиная с 1990-х годов, Верховный суд США усложнил процедуру рассмотрения случаев заявленного сексуального домогательства.

Представители пост-колониального феминизма критикуют западные формы феминизма, в особенности радикальный феминизм, и их основу — стремление представить жизнь женщины в обобщённом, универсальном свете. Феминистки этого типа считают, что этот принцип основан из расчёта того, какие ущемления в правах испытывают женщины-представительницы среднего класса со светлой кожей, и не учитывает трудностей, с которыми приходится сталкиваться тем женщинам, кто подвергается расовой или классовой дискриминации.

В послевоенные годы почти во всех странах шел отток из традиционных политических партий и профсоюзов. Разочаровавшиеся члены этих организаций стремились обрести больше свободы, не хотели мириться с жесткими идеологическими установками. Особенно это было характерно для студенческой молодежи. Появилось множество различных групп, которые на добровольной основе объединялись в движения, не связанные ни строгой дисциплиной, ни общей идеологией. В условиях кризисных явлений в социально-экономической и политической сферах в 70-е годы возникли новые движения, охватившие людей различных социальных слоев, разных возрастов и политических взглядов.

Массовые общественные движения в 70 – 80-е годы имели различную направленность. Наиболее распространенными и оказавшими значительное влияние на общественно-политическую жизнь западного мира были экологические и антивоенные движения.

Среди массовых движений в западных странах важное место занимает антивоенное движение. Еще в годы второй мировой войны оно консолидировалось на демократической антифашистской основе, ставшей в послевоенный период базой массового движения сторонников мира. На II Всемирном конгрессе в Варшаве (1950 г.) учреждается Всемирный Совет Мира (ВСМ), который организует кампанию по подписанию Стокгольмского воззвания, квалифицировавшего атомную войну как преступление против человечества. В середине 50-х годов в странах Запада широкое развитие получил антиядерный пацифизм.

Во второй половине 50-х годов во многих странах Запада создаются массовые антиядерные организации или их коалиции. В начале 70-х особый размах получило движение против войны во Вьетнаме. Во второй половине 70-х – начале 80-х годов участники антивоенного движения активно выступали против нейтронной бомбы, размещения американских и советских ракет средней дальности в Европе.

В последние десятилетия возросла гражданская активность женщин. Они все большее влияние оказывают на политику, избираются в парламенты многих стран, занимают высокие государственные посты. Повысился интерес женщин к глобальным проблемам современности. Женщины активно участвуют в антивоенном движении. Все это говорит о наметившейся тенденции возрастания роли женщин в жизни своих стран и превращении женского движения во влиятельную силу современной демократии.

На рубеже 60-х годов в США и других странах Запада возникло движение молодежного протеста (хиппи). Это движение возникло как реакция на специфические черты современного бюрократизма и тоталитаризма, на стремление поставить все сферы жизни индивидуума под бюрократический контроль, противоречие между демократической идеологией и тоталитарной практикой, все растущее обезличивание бюрократической структуры. Стиль и лозунги хиппи получили довольно широкое распространение в 70 – 80-е годы, оказав сильнейшее влияние на ценностный мир Запада. Многие идеалы контркультуры стали составной частью массового сознания. Поколение хипстеров пустило в оборот увлечение рок-музыкой, ставшей ныне существенным элементом традиционной культуры.




Современные массовые общественные движения являются важнейшей частью демократического процесса. Приоритетными для них являются идеи мира, демократии, социального прогресса, спасения человеческой цивилизации. Общественные движения в подавляющем большинстве являются сторонниками ненасильственных действий, считая, что гуманные цели не могут быть достигнуты негуманными средствами.

В послевоенные годы почти во всех странах шел отток из традиционных политических партий и профсоюзов. Разочаровавшиеся члены этих организаций стремились обрести больше свободы, не хотели мириться с жесткими идеологическими установками. Особенно это было характерно для студенческой молодежи. Появилось множество различных групп, которые на добровольной основе объединялись в движения, не связанные ни строгой дисциплиной, ни общей идеологией. В условиях кризисных явлений в социально-экономической и политической сферах в 70-е годы возникли новые движения, охватившие людей различных социальных слоев, разных возрастов и политических взглядов.

Массовые общественные движения в 70 – 80-е годы имели различную направленность. Наиболее распространенными и оказавшими значительное влияние на общественно-политическую жизнь западного мира были экологические и антивоенные движения.

Среди массовых движений в западных странах важное место занимает антивоенное движение. Еще в годы второй мировой войны оно консолидировалось на демократической антифашистской основе, ставшей в послевоенный период базой массового движения сторонников мира. На II Всемирном конгрессе в Варшаве (1950 г.) учреждается Всемирный Совет Мира (ВСМ), который организует кампанию по подписанию Стокгольмского воззвания, квалифицировавшего атомную войну как преступление против человечества. В середине 50-х годов в странах Запада широкое развитие получил антиядерный пацифизм.

Во второй половине 50-х годов во многих странах Запада создаются массовые антиядерные организации или их коалиции. В начале 70-х особый размах получило движение против войны во Вьетнаме. Во второй половине 70-х – начале 80-х годов участники антивоенного движения активно выступали против нейтронной бомбы, размещения американских и советских ракет средней дальности в Европе.

В последние десятилетия возросла гражданская активность женщин. Они все большее влияние оказывают на политику, избираются в парламенты многих стран, занимают высокие государственные посты. Повысился интерес женщин к глобальным проблемам современности. Женщины активно участвуют в антивоенном движении. Все это говорит о наметившейся тенденции возрастания роли женщин в жизни своих стран и превращении женского движения во влиятельную силу современной демократии.

На рубеже 60-х годов в США и других странах Запада возникло движение молодежного протеста (хиппи). Это движение возникло как реакция на специфические черты современного бюрократизма и тоталитаризма, на стремление поставить все сферы жизни индивидуума под бюрократический контроль, противоречие между демократической идеологией и тоталитарной практикой, все растущее обезличивание бюрократической структуры. Стиль и лозунги хиппи получили довольно широкое распространение в 70 – 80-е годы, оказав сильнейшее влияние на ценностный мир Запада. Многие идеалы контркультуры стали составной частью массового сознания. Поколение хипстеров пустило в оборот увлечение рок-музыкой, ставшей ныне существенным элементом традиционной культуры.

Современные массовые общественные движения являются важнейшей частью демократического процесса. Приоритетными для них являются идеи мира, демократии, социального прогресса, спасения человеческой цивилизации. Общественные движения в подавляющем большинстве являются сторонниками ненасильственных действий, считая, что гуманные цели не могут быть достигнуты негуманными средствами.


Феминизм — это собрание движений и идеологий, направленных на определение, установление и защиту равных политических, экономических и социальных прав для женщин.

Либеральный феминизм

— Прежде всего фокусируется на возможности женщин демонстрировать и поддерживать равенство посредством их собственных действий и выбора.

Термины:

Процессуальные аспекты личной независимости. Для того, чтобы женщины наслаждались личной независимостью, они должны иметь широкий спектр благоприятных условий для этого, таких как: быть свободными от насилия и угрозы насилия, быть свободными от ограничений, насаждаемых патриархальными и морализаторскими законами, иметь доступ к существующим возможностям.

Рекомендуемые авторки/ы: Мэри Уолстонкрафт, Джон Стюарт Милль; Бетти Фридан, Глория Стайнем; Ребекка Уокер.

Экофеминизм

— Связывает эксплуатацию и господство над женщинами с таким же отношением к окружающей среде; экофеминизм настаивает на том, что существует связь между женщинами и природой, которая исходит из их общей истории угнетения патриархальным Западным обществом.

Термины:

Глубинная экология. Философия о том, что проблемы окружающей среды обусловлены принятой антропоцентрической идеологией. Они могут быть решены, только если нужды природы будут поставлены на первое место или на тот же уровень, что и человеческие нужды.

Биоцентризм, или экоцентризм. Признание, что нужды природы важнее или стоят в одном ряду с нуждами человека.

Рекомендуемые авторки: Франсуаза Дюбон, Вандана Шива, Мария Миес.

Анархо-феминизм

— Рассматривает патриархат как проявление принудительно насаждаемой иерархии, которая должна быть заменена децентрализованным добровольным объединением. Анархо-феминистки уверены, что борьба с патриархатом — это важная часть классовой борьбы и борьбы анархизма против государства. По сути, эта философия представляет анархистскую борьбу как необходимый компонент феминистской борьбы и наоборот.

— Важным аспектом является оппозиция анархо-феминизма по отношению к традиционным представлениям о семье, образовании и гендерных ролях; наиболее широко данное течение выступает против института брака.

Термины:

Свободная любовь. Общественное движение, которое не признаёт брак и представляет его как форму социального рабства. Его первоначальной целью было отделение государственных дел от половых вопросов, таких как брак, контроль рождаемости и прелюбодеяние. Оно заявило, что такие проблемы должны беспокоить только вовлечённых в них людей и никого больше.

Рекомендуемые авторки: Эмма Гольдман, Вольтарина де Клер, Люси Парсонс, Мария Ласерда де Моура.

Чёрный феминизм

— Утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны друг с другом. То, как они соотносятся друг с другом, называют интерсекциональностью. Формы феминизма, стремящиеся преодолеть сексизм и классовое угнетение, но игнорирующие расизм, могут дискриминировать многих людей, включая женщин, посредством расовых предрассудков. Теория чёрного феминизма утверждает, что чёрные женщины находятся внутри структуры власти кардинально другим образом, нежели белые женщины. Организации чёрного феминизма, возникшие в 1970-е, столкнулись со многими трудностями со стороны политических организаций как белого феминизма, так и чёрного национализма, с которыми они были в конфронтации. Эти женщины боролись с исключением из больших движений, из рядов которых вышли многие из них.

Термины:

Матрица доминирования. Социологическая парадигма, которая объясняет вопросы угнетения, затрагивающие расу, класс и гендер, которые, хотя и признаны как различные социальные классификации, все являются взаимосвязанными. Например, многие заявляют, что успех Колина Пауэлла (как одного чёрного мужчины из миллионов) — доказательство того, что Соединённые Штаты уже ликвидировали дискриминацию, основанную на расе, или близки к этому. Однако сторонники теории матрицы доминирования сказали бы, что упущены из вида вопросы социального класса, гендера и возраста, ведь Пауэлл — принадлежащий к высшим слоям, средних лет/пожилой мужчина.

Рекомендуемые авторки: Анджела Дэвис, Кимберли Креншоу, Элис Уокер.

Постколониальный феминизм

— Через анализ укоренившихся властных структур в бывших колонизированных странах, постколониальный феминизм объясняет то, насколько часто экономические и политические институты и социальные практики в этих странах притесняют и маргинализируют женщин. Кроме того, он показывает, как женщины во всём мире борются за обеспечение равенства и независимости для себя, своих семей и своих наций.

— Постколониальные феминистки тесно связаны с чёрными феминистками, потому что колониализм обычно включает в себя темы расизма. Обе группы боролись за признание не только со стороны мужчин в пределах собственной культуры, но также и со стороны западных феминисток.

Рекомендуемые авторки/ы: Арундати Рой, Бучи Эмечета, Франц Фанон, Джамайка Кинкейд, Гаятри Чакраворти Спивак.

Радикальный феминизм

— Фокусируется на теории патриархата как системы власти, которая организует общество в комплекс отношений, базирующихся на утверждении, что превосходство мужчин подавляет женщин. Радикальный феминизм преследует цель опротестовать и искоренить патриархат путём противостояния общепринятым гендерным ролям и угнетению женщин и требует радикального переустройства общества.

— Находит истоки угнетения женщин в патриархальных гендерных отношениях, а не в правовых системах (как в либеральном феминизме) и не в классовом конфликте (как в социалистическом или марксистском феминизме).

Рекомендуемые авторки: Шуламит Файрстоун, Энн Коедт, Кейт Миллетт.

Социалистический феминизм

— Утверждает, что освобождение может быть достигнуто только через уничтожение экономических и культурных причин угнетения женщин.

— Расширяет марксистско-феминистское обоснование роли капитализма в притеснении женщин и радикально-феминистскую теорию о роли гендера и патриархата.

— Отвергает основное утверждение радикального феминизма, что патриархат — это единственный или основной источник угнетения женщин и заявляет, что женщины не имеют возможности стать свободными из-за их финансовой зависимости от мужчин в обществе. Женщины оказываются подчинёнными мужским правилам при капитализме из-за дисбаланса в благосостоянии. Они рассматривают экономическую зависимость как движущую силу женского порабощения мужчинами. К тому же социалистические феминистки представляют женское освобождение как необходимую часть более широкого процесса по поиску социальной, экономической и политической справедливости.

Рекомендуемые авторки: Шарлотта Перкинс Гилман.

Постмодернистский феминизм

— Включает постмодернистскую и постструктуалистскую теорию и, таким образом, рассматривает себя как выходящий за пределы полярных модернистских течений — либерального феминизма и радикального феминизма.

Джудит Батлер о перформативности гендера:

— Рассматривает гендер как действие, которое было отрепетировано, словно по сценарию, и мы, как актёры, делаем сценарий реальностью посредством повторений, тем самым подходя к его воплощению в состоянии веры в него.

— Разница между личным и политическим или частным и общественным является выдумкой, предназначенной для поддержки угнетающего (опрессивного) статус-кво: наши самые личные поступки, по сути, непрерывно обуславливаются сценарием гегемонных социальных установок и идеологий.

Рекомендуемые авторки: Мэри Джо Фраг, Джудит Батлер, Кейт Борнстайн.

Трансфеминизм

— Категория феминизма, наиболее известная тем, что поднимает тему трансгендерности в феминистском дискурсе и тему феминизма в трансгендерном дискурсе.

Мультирасовый феминизм

— Ссылается на активистскую и научную работу, произведённую цветными женщинами и антирасистски настроенными белыми союзницами для продвижения расового, классового и гендерного равенства. По сравнению с хорошо задокументированной второй волной белого, среднеклассового феминизма, которая была сосредоточена на уничтожении патриархата и ставили патриархат на первое место как форму угнетения всех остальных, цветные женщины-феминистки оказывают сопротивление разделению форм подавления и настаивают на признании пересечения расового, классового и гендерного угнетения.

Марксистский феминизм

— Фокусируется на общественных институтах частной собственности и капитализма, чтобы объяснить и подвергнуть критике гендерное неравенство и угнетение.

— Постулирует, что частная собственность приводит к экономическому неравенству, зависимости, политической и семейной борьбе между полами и является корнем угнетения женщин в нынешнем социальном контексте.

Чикано-феминизм

— Анализирует историческую, социальную, политическую и экономическую роль мексикано-американских, Чикано и латиноамериканских женщин в Соединённых Штатах.

Постструктуралистский феминизм

Французский феминизм

— Анализ Симоны де Бовуар фокусируется на социальном конструировании Женщины как Другого, что, по её мнению, является фундаментом угнетения женщин. Де Бовуар настаивает на том, что женщина исторически рассматривалась как нечто отклоняющееся и ненормальное, и утверждает, что даже Мэри Уолстонкрафт видела мужчину идеалом, к которому женщины должны стремиться. Она утверждает, что для движения вперёд феминизм обязан отказаться от такого подхода.

Атеистический феминизм

— Движение, которое продвигает феминизм в рамках атеизма. Атеистические феминистки также противопостоят религии как главному источнику женского притеснения и неравенства, веря в то, что большинство религий являются сексистскими и угнетающими по отношению к женщинам.

Феминистская теология

— Это движение, которое появилось в нескольких религиях — например, в буддизме, христианстве, иудаизме и Новом мышлении (американское религиозное движение — прим. переводчицы), — чтобы пересмотреть традиции, практики, священные писания и теологические доктрины этих религий с точки зрения феминизма. Некоторыми из целей феминистской теологии являются повышение роли женщин среди духовенства и религиозных авторитетов, переинтерпретация божественных образов и языка, основанных на мужском доминировании, определение места женщины относительно карьеры и материнства, а также изучение женских образов в религиозных священных текстах.

Транснациональный феминизм

— Внимателен к пересечениям национальной (государственной) принадлежности, расы, гендера, сексуальности и экономической эксплуатации в мировом масштабе, в условиях развивающегося глобального капитализма.

— Выясняет социальные, политические и экономические условия, составляющие империализм; их связи с колониализмом и национализмом; роль гендера, государства, классовой принадлежности и сексуальности в организации сопротивления гегемониям при создании и разрушении нации и национального государства.

Феминизм это женское движение за отстаивание собственных прав, возникшее более 200 лет назад и продолжающее распространяться по всему миру. Что это значит простыми словами, какова история феминизма, кто боролся за него и чего добился, какое у него значение и какие существуют основные известные современные гендерные течения - об этом расскажем далее.

Что такое феминизм простыми словами

Феминизм - это движение, направленное на восстановление прав женского пола, равноправие и избавление от дискриминации. Оно нацелено на уничтожение ущемления прав женщин в политике, экономике, гражданской сфере и других областях. При этом движение направлено на реальное соблюдение женских прав на практике.

Символ феминизма

Основные термины и факты о феминизме:

Главный символ - сжатый кулак на фоне зеркала Венеры. Сжатый кулак обозначает борьбу, а Венера - женщину. Есть еще нетрадиционный знак - символ зеркала Венеры.

Феминистка - женщина, которая причисляет себя к этому социальному движению. Феминист - мужчина, который выступает против социальной несправедливости по отношению к женскому полу и борется за их равенство.

Антифеминизм - понятие, обозначающее оппозицию движению за равенство во всех проявлениях. Это теоретическое и практическое противодействие феминизму.

Постфеминизм - обширное понятие, обозначающее теоретическую борьбу с дискриминацией по половому признаку. В отличие от оппозиции, приверженцы этого течения только описывают противоречия и недостатки в движении феминисток в историческом контексте.

Краткая история феминизма от истока до наших дней

Феминизм официально был создан в XIX в., однако предпосылки для его создания формировались веками. Так, первые зачатки появились после распада феодализма, когда женщины стали сами нанимать рабочих, писать книги и быть мастерами своего дела.

Суфражистки

Также есть мнение, что течение сформировалось в начале XVIII столетия, когда женщины начали выпускать литературу в поддержку униженных и оскорбленных про женщин, которые не имели прав и свобод в Англии и ряде других европейских стран. Также тогда, когда женская половина выступала с критикой в адрес общества и его патриархального трактования теории жизни.

На протяжении XVIII столетия с появлением прогрессивной литературы и свободы в прессе женщины стали активно вести бизнес-дела, вмешиваться в политику и повсеместно учиться, что ранее было невозможно. Однако не многим дамам удавалось получить все, что они хотели, и быть равными в правах с мужчинами. Поэтому в XIX столетии была организована первая феминистическая волна в США.

В 1848 г. после массовых протестов против дискриминации по половому признаку женщины официально смогли обучаться и получать высшее образование. В этом подчеркиваются наглядно плюсы их движения. В тех же годах женщины боролись за право иметь голос в законодательном совете Англии. В 1867 г. была создана соответствующая первая партия для женщин, которые хотели быть частью политики.

В течение оставшихся лет до XX в. женщины боролись против дискриминации и к 60-м годам назрела вторая волна протеста. После 90-х гг. появилась третья волна и соответствующие знаменитые направления протеста. До сих пор они сохраняют свою силу.

Основные идеологии движения женщин

С появлением первых феминистических движений, направление разбивается на отдельные секторы, и появляются разные подтечения феминизма. Основные виды перечислим ниже.

Либеральный феминизм

Женское направление, которое возникло в эпоху XVIII в. Оно нацелено на получение свободы выбора и индивидуальную свободу женщины в целом.

Равноправие

Представители этого движения отстаивают точку зрения, что женщины имеют такие же интеллектуальные и физические способности, как и мужчины, поэтому никто не должен дискриминировать их в сфере науки, труда и публичных дискуссий. Они стремятся достичь равенства через политическую и правовую программу, не подчиняясь при этом мужчинам.

Радикальный феминизм

Направление, которое действует с 1980 г. по настоящий момент в мире и в России. Противоположность либеральному направлению. Это более жесткое движение, которое бросает вызов патриархальным условиям и пытается его свергнуть, выступая против дискриминации, угнетения и унижения женщин, социального и физического насилия над ними.

Радикальная феминистка

Причина женского многовекового угнетения, по их мнению, заключается в сформированных веками взаимоотношениях, а не в правовой системе или конфликтах классовой сферы (в этом основное отличие от либерального, марксистского и другого направления).

Марксистский и социалистический

Первое направление - движение, которое видит проблему женского угнетения при патриархате в частной собственности и капитализме. Собственность дает начало неравенству в экономической сфере и зависимости от мужчины.

Второе направление - подотрасль первого. Представители этого движения также видят проблему в частной собственности, и единственный выход преодоления притеснений - в активных мерах против культурных и экономических источников угнетения. В отличие от марксистского направления, здесь борются с неравным положением женщин на работе и дома.

Психоаналитический

Движение, в котором представительницы слабого пола изучают скрытую психодинамику, накладывающую отпечаток на самосознание и межличностные отношения. Главной отличительной чертой психоаналитического феминизма остается представление, что все мужчины в своей повседневной практике постоянно и настойчиво утверждают и сохраняют эту систему патриархата. Женщины лишь изредка оказывают сопротивление, но чаще всего они идут на уступки или делают все, чтобы оказаться в подчинении.

Феминизм

Загадка, которую стараются решить феминисты психоаналитического толка, такова: почему мужчины без устали расходуют массу энергии на поддержание системы патриархата и почему женщины не оказывают этому противодействия?

Феминистский сепаратизм

Одно из направлений радикального движения, где участники борются с патриархатом путем установления и поддержания взаимоотношений женщин друг с другом. Это движение, где считают, что отношения между полами неразрешимы и поэтому невозможна только гетеросексуальная связь, а не наоборот, гомосексуальная.

Интерсекциональный феминизм

Направление третьей волны феминизма и идеология, где женщины рассматривают в группах проблемы, на которые не обращают внимания мужчины и игнорируют веками.

Феминистка

К примеру, они исследуют различные формы и системы угнетения чернокожих женщин в области труда и образования, выступают против доминирования мужчин и дискриминации по половому признаку. Также недавно начали принимать участие в политике.

Мужской феминизм

Это совокупность направлений и идей от мужчин, которые выступают против неравенства и противодействуют патриархату. Они наравне с феминистками либерального движения борются против насилия, дискриминации и других процессов угнетения.

Школа феминизма

Представляет собой открытый проект для всех желающих, где каждый может получить феминистское, гендерное, антиксенофобное и другое самообразование и повысить свои дискуссионные навыки. На данный момент такие школы находятся повсеместно за границей.

В России есть одна крупная школа. Она находится в Москве. В этой организации проводят ежедневные занятия по гендерному равенству. Также здесь учатся отстаивать правильно свою точку зрения, бороться за свои права.

Заключение

В целом, феминизм - направление с многовековой историей по отстаиванию прав женщин в политическом, экономическом, социальном и других направлениях. Возникло оно к концу XIX в., но зачатки идей появились задолго до официального открытия. Сегодня продолжает укреплять свои позиции и распространяется по всему миру в виде разных течений.


Читайте также: