Бах эпоха барокко кратко

Обновлено: 19.05.2024

На грани XVI и XVii веков в западноевропейском искусстве начинаются серьезные перемены, которые затрагивают и полностью изменяют архитектуру, живопись, скульптуру, литературу и, конечно же, музыку.

Для музыки это время ознаменовано прежде всего рождением нового вокального жанра - оперы.

Паралельно возникает и развивается множество инструментальных жанров: фуга, сюита, старинная соната (ансамблевая и сольная), concerto grosso и др.

На смену искусству эпохи Возрождения приходит новый художественный стиль, который получает название стиль модерна или арт-нуово, т.е. "новое искусство". Уже гораздо позже, в эпоху классицизма, в XVIII веке, этот стиль стали называть барокко.

Значения стиля барокко для истории искусства и культуры настолько велико, что по нему получила свое название и вся связанная с данным стилем эпоха - эпоха барокко.

Предпосылки возникновения барокко.

Чем было обусловленно прекращение одного из самых светлых периодов в развитии искусства - Ренессанса - и приход ему на смену стиля барокко? Одной из главных причин этого факта является изменения мировоззрения людей того времени. В конце эпохи Возрождения Европа проходит через целый ряд потрясений: войн, природных катаклизмов и эпидемий. Как следствие философы и художники отходят от идей антропоцентризма, доминирующих в эпоху Ренессанса. Возвращается осознание несовершенства и бессилия человека перед богом, природными стихиями и историческими процессами. Для выражения захвативших умы того времени новых идей стиль барокко подходит как нельзя лучше.

Основные черты стиля Барокко.

Основные черты характерные стилю барокко - напряженный драматизм, патетика, экспрессивность, контрастность.

В то же время для многих произведений эпохи барокко характерны фантастичность и насыщенность символикой. И вот как раз в силу своей насыщенности символикой барочные музыкальные произведения особенно сложны и трудны для понимания, они требуют как от исполнителя, так и от слушателя достаточно высокой степени подготовленности.

Символика эпохи барокко.

Многие элементы музыкального языка того времени в настоящее время вообще не подлежат трактовке, т.к. большинство элементов культуры - той культуры, что составляла и наполняла жизнь, простого обывателя, регулярно посещавшего храм и знавшего наизусть множество хоралов (церковные песнопения),- безвозвратно утрачена. Однако композиторы эпохи барокко общались через творчество с Богом и, конечно же направляли творчество для такого же слушателя, своего современника, предпологая, что слушатель их понимает.

Чтобы дать примерное представление , как слушатель эпохи барокко воспринимал музыку, приведем несколько примеров взятых из работ, посвященных творчеству И.С.Баха, известного ученого-музыковеда Б.Яворского: "Ход на чистую кварту (музыкальный интервал) вверх мог истолковываться как символ непоколебимой веры, ход на терцию вниз иногда мог служить символом глубокой печали; трели могли передавать радость, смех, хохот, дрожание, трепет; восходящий ход или anabasis, мог иметь массу трактовок; например в скорбных, трагических произведениях он мог символизировать восхождение на Голгофу; нисходящий ход или catabasis - фигура умирания, оплакивания, но так же мог символизировать и разные состояния, события, явления. например снисхождение Святого Духа.

Значение эпохи барокко

Эпоха барокко дала миру таких композиторов как, А.Вивальди, А.Корелли, Дж.Перголези, Ф.Верачини, Дж.Тартини, Ф.Куперна и многих других. Венцом и завершающей кульминацией эпохи барокко стало творчество И.С.Баха и Г.Генделя.

Утратив большинство ключей к пониманию скрытого смысла музыкальных произведений эпохи барокко, человечество не раз проходило через эпохи, во многом с ней схожими. Но музыка эпохи барокко не только в скрытых символах, но и напрямую, через эмоции, выражает общечеловеческие ценности. Поэтому музыка эпохи барокко не потеряет своей актуальности никогда. Прямое подтверждение этому, наследие композитора И.С.Баха.

Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и музыкант эпохи Барокко, собравший и совместивший в своем творчестве традиции и наиболее значимые достижения европейского музыкального искусства, а также обогативший все это виртуозным применением контрапункта и тонким чувством совершенной гармонии. Бах – это величайший классик, оставивший огромное наследие, которое стало золотым фондом мировой культуры. Это музыкант–универсал, в своем творчестве охвативший почти все известные жанры. Создавая бессмертные шедевры, он каждый такт своих композиций превращал в маленькие произведения, объединяя их затем в совершенные по форме бесценные творения исключительной красоты и выразительности, которые ярко отображали многообразный духовный мир человека.

Краткую биографию Иоганна Себастьяна Баха и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Баха

Иоганн Себастьян Бах родился в немецком городке Айзенах в пятом поколении семьи музыкантов 21 марта 1685 г. Необходимо отметить, что музыкальные династии были довольно распространены в то время в Германии, и талантливые родители стремились развить в детях соответствующие дарования. Отец мальчика – Иоганн Амброзиус – был органистом в церкви Айзенаха и придворным концертмейстером. Очевидно, что именно он давал первые уроки игры на скрипке и клавесине маленькому сыну.

место рождения Иоганна Себастьяна Баха

Из биографии Баха мы узнаём, что в 10 лет мальчик потерял родителей, но не остался без крова над головой, ведь он был восьмым и самым младшим в семье ребенком. О маленьком сироте позаботился уважаемый органист Ордруфа Иоганн Кристоф Бах, старший брат Иоганна Себастьяна. Среди прочих своих учеников Иоганн Кристоф обучал и брата играть на клавире, но рукописи современных композиторов строгий учитель надежно прятал под замок, дабы не испортить вкус юных исполнителей. Впрочем, замок не помешал маленькому Баху познакомиться с запретными произведениями.

Люнебург

В 15-летнем возрасте Бах поступил на обучение в престижную Люнебургскую школу церковных певчих, которая находилась при храме св. Михаила, и в то же время благодаря своему прекрасному голосу юный Бах смог немного подрабатывать в церковном хоре. Кроме этого в Люнебурге юноша познакомился Георгом Бёмом, известным органистом, общение с которым оказало влияние на раннее творчество композитора. А также неоднократно путешествовал в Гамбург, чтобы послушать игру крупнейшего представителя немецкой органной школы А.Рейнкена. К этому же периоду относятся первые произведения Баха для клавира и органа. После успешного окончания школы Иоганн Себастьян получает право поступления в университет, но из-за недостатка денежных средств у него не было возможности продолжать образование.

Веймар и Арнштадт

Иоганн Себастьян Бах в Веймаре

Свою трудовую деятельность Иоганн начал в Веймаре, где его приняли в придворную капеллу герцога Иоганна Эрнста Саксонского в должности скрипача. Однако, это продолжалось не долго, так как такая работа не удовлетворяла творческим порывам молодого музыканта. Бах в 1703 году, не задумываясь, соглашается на переезд в г. Арнштадт, где ему в храме св. Бонифация изначально была предложена должность смотрителя органа, а затем и пост органиста. Приличное жалование, работа всего три дня в неделю, хороший модернизированный инструмент, настроенный по новейшей системе, все это создавало условия для расширения творческих возможностей музыканта не только как исполнителя, но и композитора.

В этот период он создает большое количество органных произведений, а также каприччио, кантаты и сюиты. Здесь Иоганн становится настоящим экспертом органов и блестящим виртуозом, игра которого вызывала безудержный восторг у слушателей. Именно в Арнштадте раскрывается его дар импровизации, который очень не нравился церковному руководству. Бах всегда стремился к совершенству и не упускал случая познакомиться с знаменитыми музыкантами, например с органистом Дитрихом Букстехуде, который служил в г. Любек. Получив четырехнедельный отпуск, Бах отправился послушать великого музыканта, игра которого настолько впечатлила Иоганна, что он, забыв про свои обязанности, задержался в Любеке на четыре месяца. По возвращении в Арндштадт возмущенное руководство устроило Баху унизительное разбирательство, после которого ему пришлось покинуть город и искать новое место работы.


Мюльхаузен

Веймар

Иоганн Себастьян Бах биография

В то же время современников Иоганна Себастьяна больше восхищало его исполнительское искусство, и он постоянно слышал реплики восхищения в адрес своей игры. Слава о Бахе, как виртуозном музыканте быстро распространялась не только по Веймару, но и за его пределами. Однажды дрезденский королевский капельмейстер пригласил его, померятся силами с французским прославленным музыкантом Л.Маршаном. Однако музыкального состязания не получилось, так как француз, услышав игру Баха на предварительном прослушивании, тайно, без предупреждения покинул Дрезден. В 1717 году веймарский период в жизни Баха подошёл к концу. Иоганн Себастьян мечтал получить место капельмейстера, но когда это место освободилось, герцог предложил его другому, совсем молодому и неопытному музыканту. Бах, посчитав это за оскорбление, попросил о немедленной своей отставке и за это на четыре недели попал под арест.


Кётен

Лейпциг

Иоганн Себастьян Бах семья
Бах краткая биография

Бах биография
Иоганн Себастьян Бах биография

Интересные факты о Бахе

интересные факты о Иоганне Себастьяне Бахе

нотный символ Бах

музыка Баха запущена на Вояджере

  • Всем известно, что Бетховен страдал от потери слуха, но мало кто знает, что Бах на склоне лет ослеп. Собственно, неудачная операция на глазах, выполненная хирургом-шарлатаном Джоном Тейлором, и стала причиной смерти композитора в 1750 году.
  • Иоганн Себастьян Бах был похоронен неподалеку от храма Святого Фомы. Спустя некоторое время через территорию кладбища проложили дорогу и могила была утеряна. В конце 19-го века при проведении реконструкции церкви останки композитора нашли и перезахоронили. После Второй мировой войны в 1949 году мощи Баха были перенесены в здание церкви. Однако, из-за того, что могила несколько раз меняла место, скептики подвергают сомнениям, что в захоронении находится прах именно Иоганна Себастьяна.

Подпись Баха

  • На сегодняшний день во всем мире выпущено 150 почтовых марок, посвященных Иоганну Себастьяну Баха, 90 из них издано в Германии.
  • К Иоганну Себастьяну Баху - великому музыкальному гению, с большим почитанием относятся во всем мире, памятники ему установлены во многих странах, только в Германии насчитывается 12 монументов. Один из них находится в местечке Дорнхайм недалеко от Арнштадта и посвящен свадьбе Иоганна Себастьяна и Марии Барбары.

Семья Иоганна Себастьяна Баха

Иоганн Себастьян принадлежал к крупнейшей немецкой музыкальной династии, родословную которой принято отсчитывать от Фейта Баха, простого пекаря, но очень любящего музыку и прекрасно исполняющего народные мелодии на своем любимом инструменте – цитре. Это увлечение от основателя рода передалось его потомкам, многие из них стали профессиональными музыкантами: композиторами, канторами, капельмейстерами, а также самыми разными инструменталистами. Они расселились не только по Германии, кое-кто даже уехал за границу. В течение двух сотен лет музыкантов Бахов стало так много, что их именем стали называть любого человека, чье занятие было связано с музыкой. Самыми известными предками Иоганна Себастьяна, произведения которых дошли до нас были: Иоганес, Генрих, Иоганн Кристоф, Иоганн Бернгард, Иоганн Михаэль и Иоганн Николаус. Отец Иоганна Себастьяна – Иоганн Амброзиус Бах тоже был музыкантом и служил органистом в Айзенахе, в городе, где родился Бах.

семья Баха

Сам Иоганн Себастьян был отцом большого семейства: от двух жен у него родилось двадцать детей. Первый раз он женился на своей возлюбленной кузине Марии Барбаре - дочери Иоганна Михаэла Баха в 1707 году. Мария родила Иоганну Себастьяну семерых детей, трое из них умерли в младенческом возрасте. Сама Мария тоже прожила не долгую жизнь, она скончалась в возрасте 36 лет, оставив Баху четверых малолетних детей. Бах очень тяжело переживал потерю жены, но через год опять влюбился в юную девушку Анну Магдалену Вилькен, с которой познакомился при дворе герцога Ангальт-Кетенского и сделал ей предложение. Несмотря на большую разницу в возрасте девушка согласилась и очевидно, что этот брак был очень удачным, так как Анна Магдалена подарила Баху тринадцать детей. Девушка отлично справлялась с хозяйством, заботливо относилась к детям, искренне радовалась успехам мужа и оказывала большую помощь в работе, переписывая его партитуры. Семья для Баха была большой отрадой, он много времени отдавал воспитанию детей, занимаясь с ними музыкой и сочиняя специальные упражнения. По вечерам семейство очень часто устраивало импровизированные концерты, которые доставляли всем радость. Дети Баха от природы имели великолепные данные, но четверо из них обладали исключительной музыкальной одаренностью - это Иоганн Кристоф Фридрих, Карл Филипп Эмануэль, Вильгельм Фридеманн и Иоганн Кристиан. Они тоже стали композиторами и оставили свой след в истории музыки, но никто из них так и не смог превзойти отца ни в сочинительстве, ни в искусстве исполнения.

Творчество Иоганна Себастьяна Баха

творчество Баха

Иоганн Себастьян Бах писал свои произведения фактически во всех, кроме оперы, известных в то время музыкальных жанрах. В составленном каталоге его сочинений числятся: 247 произведений для органа, 526 вокальных произведения, 271 произведение для клавесина, 19 сольных произведений для различных инструментов, 31 концерт и сюита для оркестра, 24 дуэта для клавесина с каким-либо другим инструментом, 7 канонов и другие произведения.

Фильмы о Бахе

Фильмы о Иоганне Себастьяне Бахе

Великий композитор, являясь крупнейшей фигурой в мировой музыкальной культуре, всегда привлекал к себе пристальное внимание, поэтому по биографии Баха и о его творчестве написано очень много книг, а также сняты художественные и документальные фильмы. Их достаточно большое количество, но наиболее значимыми из них считаются:

Музыка Баха в фильмах

Музыку Иоганна Себастьяна, наполненную философским содержанием, а также имеющую на человека большое эмоциональное воздействие, режиссеры очень часто использовали в саундтреках к своим фильма, например:

Орган на котором играл Бах в городе Арнштадте

Бессонница русского посланника

Одно из самых известных музыкальных произведений появилось благодаря русскому посланнику, точнее мучавшей его бессоннице.

Герман Карл фон Кейзерлинг (1697−1765 гг.) — российский государственный деятель и дипломат, а также один из президентов Академии наук и художеств.

Давали Баха. Скрипку, не хорал…
А зал сгибался, Баха принимая,
И звук людские души колыхал,
Как ветер колыхает листья мая. Звук разрушал привычных мыслей фарс,
Вел за собой огромный зал сурово.
Давали Баха, как последний шанс
Уверовать в бессмертие земного.
Вадим Делоне

Наука, литература, философия и Бах

Здесь речь не о баховедении как отделе музыкознания. Хочется упомянуть о том, что музыку Баха любят многие математики и физики. В их числе был Альберт Эйнштейн, сам прекрасно игравший на скрипке.

В каждой музыке
Бах,
в каждом из нас
Бог.

И. Бродский

Приведу пример проще и любопытнее. Те, у кого есть гитара, сразу поймут, о чем речь.

Этот философско-фантастический роман-загадка посвящен музыке, математике и Игре. На этих стержнях держится вся конструкция романа. Пересказать книгу невозможно, важно понимать, что тема возникла не случайно.

Мрак первозданный. Тишина. Вдруг луч,
Пробившийся над рваным краем туч,
Ваяет из небытия слепого
Вершины, склоны, пропасти, хребты,
И твердость скал творя из пустоты,
И невесомость неба голубого…

Что вознесло Баха над потребительской музыкой его времени, над новым, галантным стилем, введенным прежде всего его сыновьями, — это и был тот элемент средневековья, развитый Бахом так, что гомофонный язык Нового времени был у него полифонически организован благодаря этому элементу, — писал крупнейший философ ХХ века Теодор Адорно (он был также музыковедом и композитором).

Напомню, что полифония — многоголосие, гомофония — мелодия с аккомпанементом. Вот после Баха и до нашего времени человечество живет в эре гомофонии.

Но Бах — это больше, чем музыка барокко. Бах — это Бах. И дело здесь не только в невероятном композиторском мастерстве Баха. Дело в тех эмоциях и мыслях, которые вызывает его бессмертная музыка.

Давали Баха, как урок величья.
Вадим Делоне


Музыка барокко — период в развитии европейской академической музыки, приблизительно между 1600 и 1750 годами.

Музыка Барокко появилась в конце эпохи ренессанса и предшествовала музыке эпохи классицизма. Представители — Вивальди, Бах, Гендель. Ведущее положение у жанров кантаты, оратории, оперы. Характерно противопоставление хора и солистов, голосов и инструментов, сочетание крупномасштабных форм, тяготение к синтезу искусства при одновременной тенденции к обособлению музыки от слова (возникновение инструментальных жанров).

Католическая церковь в период барокко ослабила контроль над политикой, благодаря чему именно в эпоху барокко и зародилась светская музыка. Благодаря Корелли и Вивальди, концерты перестали являться исключительно церковной музыкой. Каждый солист получил возможность при помощи концерта показать свое мастерство.

В самом начале эпохи барокко композиторы Кавальери и Монтеверди написали первые оперы.

Величайшим композитором периода барокко стал Иоганн Себастьян Бах. Он открыл в музыке безграничные возможности в плане создания произведений. Именно благодаря Баху появилась первая соната, а клавесин, предшественник фортепиано, стал основным музыкальным инструментом.

В эпоху барокко каждый музыкант был обязан придавать тому, что зафиксировано в нотах, свои собственные украшательства. Музыкант, не включивший в свое исполнение ни одной импровизации, считался бы в те времена скучным.


Барокко. Наиболее известные произведения


Народный рейтинг: 536332

Рекламу пива снова разрешили, а значит, мы готовимся опять услышать из всех телевизоров этот шедевр Вивальди, как аккомпанемент к "восхитительному" бархатному вкусу недорогих сортов.


Народный рейтинг: 524153

Передача "Человек и Закон". Вспомнили?


Народный рейтинг: 515169

Эту музыку скрипачка Ванесса Мэй использовала для своей популярной в недавнем прошлом композиции "Шторм" (Storm)


Народный рейтинг: 466194

Эта мелодия играет на звонке мобильного у целой кучи истинных ценителей классики. Причем половина из них затрудняется назвать композитора. А вторая половина уверены, что это Моцарт.


Народный рейтинг: 360100

Журчат ручьи Кричат грачи И тает лед и сердце тает
И даже пень в апрельский день Березкой снова стать мечтает
Веселый шмель гудит весеннюю тревогу
Кричат задорные, веселые скворцы
Кричат скворцы Во все концы Весна идет, весне дорогу!


Народный рейтинг: 278146

Сюита № 3 часто упоминается под названиями "Мелодия на струне соль" (Air on the G String) или "Воздух" (в неправильном переводе)


Народный рейтинг: 233120

Через полтора века после создания эта мелодия была доработана композитором Гуно (автором оперы "Фауст"). "Ремейк" быстро стал известным, и превратился в произведение "Аве Мария" Баха - Гуно.


Народный рейтинг: 214337

Прозвучала в самых драматических эпизодах фильма Стэнли Кубрика "Барри Линдон".


Народный рейтинг: 203782


Народный рейтинг: 190972


Народный рейтинг: 185381


Народный рейтинг: 185182


Народный рейтинг: 171908


Народный рейтинг: 171691


Народный рейтинг: 157709


Народный рейтинг: 143087


Народный рейтинг: 134403


Народный рейтинг: 133593

"Гармонические вдохновения" № 6


Народный рейтинг: 132382

Менуэт из Сюиты № 2, частью которой является и знаменитая "шутка Баха".


Народный рейтинг: 108543

Комментарии (1)

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт. 🎵 Хотите предложить музыку на сайт ?

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?

Список использованных произведений находится в разделе "Музыка". Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

Хочу предложить следующих авторов (с тем хронометражом, в котором эти композиции находятся у меня):

1) Francois Couperin - Девушка (2:15);
2) Haydn - Symphony No. 1 (Presto)(4:59);
3) Haydn - Symphony No. 6 - Adagio - Allegro (5:51);
4) Henry Purcell - Ground in C Minor, ZD 221 (3:17, версия для фортепиано);
5) Jean-Féry Rebel - Les Éléments_ 6. Tambourins I & II (2:11);
6) Johann Krieger - Minuet in a-minor (1:23, версия для гитары);
7) Joseph Bodin de Boismortier - Two bassoons sonata VI in C, op. 14, начало (2:17);
8) Marc-Antoine Charpentier - Prelude to Te Deum, H. 146 (2:01);
9) Santiago de Murcia - Тарантелла (3:13);
10) Turlough Carolan - Cremonea (3:05)

Все перечисленные композиции принадлежат к периоду барокко и отличаются четко выраженной и запоминающейся мелодией. При необходимости могу предоставить (через ЛС в контакте) mp3 оригиналы данных отрывков (это связано как с возможной сложностью нахождения некоторых отрывков, так и с тем, что в разных вариантах исполнения зачастую не акцентируется внимание на четкости ритма, а ведь это очень важно для запоминаемости композиции, и включения ее в ваш список :)) Спасибо за внимание)

Читайте также: