Профессиональная этика руководителя кратко

Обновлено: 05.07.2024

Успешное функционирование любого коллектива во многом зависит не только от сотрудников, но и руководителя. Стиль управления, знание психологии взаимодействия, соблюдение норм и правил поведения — все эти элементы оказывают существенное влияние на результат трудовой деятельности подчиненных. Особое внимание необходимо уделить соблюдению руководителем этических норм и правил. Без этого выстраивание деловых отношений и здорового микроклимата в коллективе становится невозможным.

Служебная этика руководителя

Этика руководителя — это одна из разновидностей профессиональной этики.

Любому начальнику необходимо выстраивать взаимоотношения не только в иерархической последовательности (управление — подчинение), но и взаимодействовать с равными по рангу управленцами.

Для каждой из этих категорий можно использовать свои принципы и логику общения.

Соблюдение руководителем этических норм и правил оказывает влияние на весь коллектив и результативность работы подчиненных.

Любой управленец должен быть примером поведения, своими действиями и словами показывать приемлемую поведенческую модель.

Руководитель обязан соблюдать не только общепринятые этические правила, но и внутрикорпоративные.

Если начальник не будет соблюдать нормы корпоративной этики, обходить их, то и сотрудники его подразделения и компании в целом, будут относиться к ним, как к чему-то существующему, но не обязательному для исполнения.

Кроме того, любой руководитель должен быть не только профессиональным управленцем, но и высококвалифицированным специалистом в том направлении, которым он руководит. Без специальных знаний невозможно завоевать авторитет в коллективе и успешно управлять людьми.

Отсутствие профессиональной компетенции у руководителя влечет за собой проблемы в понимании сути рабочих задач, отдалении подчиненных от руководителя и создает почву для авторитарного управления.

Принципы этичного руководства

Еще одной составляющей этичного руководителя является понимание принципов управления коллективом людей. Этичное поведение от руководителя включает такие элементы, как:

    информация;
  • критика;
  • поощрение;
  • общение;
  • гендерные различия;
  • защита;
  • справедливость.

Первая и самая болезненная составляющая этичного управления — это информация. С одной стороны, руководитель должен всегда быть в курсе происходящего внутри подчиненного коллектива. С другой — получаемые сведения должны быть объективными.

В стремлении к получению максимально возможной информации, некоторые руководители склонны доверять слухам и сплетням.

Такое поведение ошибочно и неэтично. Эти сведения не всегда соответствуют действительности, а их распространение преследует цели опорочить того или иного сотрудника и извлечь из ситуации личную выгоду.

Кроме того, поощрение сплетен приводит к разобщенности коллектива и созданию атмосферы всеобщего недоверия между работниками. А это, в свою очередь, негативно сказывается на выполнении поставленных задач и эффективности компании в целом.

Следующим элементом этичного управления является грамотная критика. Когда сотрудник не выполнил поручение или работает не так, как хотелось бы руководителю, нужно разбираться в ситуации, а затем критиковать.

Возможно, что работнику не хватило компетенций для выполнения поручений, или решение поставленной задачи лежит не в его профессиональной плоскости. В этом случае, ошибку изначально совершил руководитель, а не подчиненный.

Еще одной распространенной ошибкой, характерной для ситуации авторитарного управления, является публичность критики и переход от непрофессионализма подчиненного к критике его личностных качеств.

Похвала руководителя или премия за выполнение задачи являются мощным мотивирующим фактором. Объявление благодарности сотруднику перед всеми работниками, вручение грамоты или повышение по служебной лестнице — стимулирует на эффективный труд не только поощряемого, но и весь коллектив.

Межличностное общение и учет особенностей коллектива

Немаловажным фактором для создания рабочей обстановки и нормального психологического микроклимата в любом коллективе является общение. В том числе общение руководителя с подчиненным ему персоналом.

Общаться с подчиненными нужно вежливо, ровным тоном. При этом не допускать излишнего панибратства и перехода на личные темы.

Излишняя заинтересованность руководителя в личной жизни сотрудников, их поведении вне работы может негативно сказаться на внутриколлективных взаимоотношениях.

Естественно, что в любом коллективе невозможно обойтись без обсуждения каких-либо событий из жизни сотрудников, но не следует ставить в известность руководителя практически обо всех деталях личной или семейной жизни.

Например, вполне этичным выглядит поздравление сотрудника с женитьбой или рождением ребенка. Но выяснение всех подробностей похода по магазинам после работы — выходит за рамки дозволенного общения.

Помимо межличностного общения, успешное руководство любым коллективом состоит в создании у работников ощущения защищенности, доверительности.

Любой руководитель должен отстаивать интересы своих сотрудников, если критика в их адрес является необоснованной, либо рамки дозволенного переходит начальник другого подразделения, не имеющий отношения к работе конкретного отдела.

Его суть состоит в том, что начальник собирает коллектив и озвучивает поручение руководства или объем предстоящей работы. После этого подчиненным сотрудникам предлагается самим выбрать наиболее подходящего исполнителя.

Использование приказной формы постановки рабочих заданий должно быть исключением, а не повседневной практикой.

Прямые приказы нужно использовать только в каких-либо форс-мажорных обстоятельствах.

При выстраивании взаимоотношений с подчиненным коллективом, любой грамотный руководитель должен учитывать и гендерные особенности сотрудников.

Превалирование мужчин или женщин в подразделении, возрастной состав персонала, накладывает свои особенности и на этически допустимый стиль общения.

Но такое же обращение молодого руководителя к сотруднику предпенсионного возраста будет выглядеть неэтичным.

Любой руководитель является примером поведения для своих подчиненных. Следование правилам профессиональной и корпоративной этики должно быть неотъемлемой частью управления коллективом.

От этого зависит психологический микроклимат, мотивированность персонала и эффективное функционирование компании в целом.

Профессиональная этика – это свод профессиональных моральных норм.

Элементы профессиональной этики современного руководителя

Профессиональная этика любого современного руководителя основывается на принципах делового этикета, к которым относят:

  • пунктуальность. Имеется ввиду, что поведение человека, который делает все вовремя, признается нормативным. В организациях опаздывающий руководитель не будет иметь должной степени авторитета. Этот принцип распространяется на все функции руководителя, а также на те задания, которые он поручает своим сотрудникам. Часто рекомендуется прибавлять примерно 25 % времени к сроку выполнения задания, который в среднем необходим для выполнения порученной работы;
  • конфиденциальность. Руководитель обязан хранить секреты учреждения или конкретных сделок, расценивая их, как тайны личного характера. Если он будет пересказывать услышанную информацию своим подчиненным, то рано или поздно также потеряет авторитет;
  • приветливость и доброжелательность. Это не значит, что необходимо дружить со всеми без исключения, и не применять никаких санкций по отношению к подчинённым, но весь этот процесс должен проходить в привязке к конкретным ситуациям, без нарушения морального компонента общения и эмоционально – психологического климата;
  • внимание к окружающим. Руководителю целесообразно распространять свое внимание сослуживцев, подчиненных, а также вышестоящее начальство, если оно имеется. Лучше прислушаться к критике и советам коллег, подчиненных, поскольку часто они могут высказать действительно адекватные замечания.

Имидж руководителя

Для современного руководителя важно сформировать правильный имидж.

Имидж – это совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом.

Главным критерием для руководителя в данном случае может стать возможность настроить контингент работников благожелательно для совместной работы. Руководителю лучше одеваться со вкусом, выбирать цветовую гамму, которая будет подходить к лицу. При этом большое значение имеет тщательность подбора аксессуаров.

Еще одним принципом профессиональной этики руководителя можно назвать грамотность. Руководитель должен говорить и писать правильным языком. Внутренние документы и письма организации, которые направляются за пределы организации должны также излагаться грамотным языком, поскольку это говорит о компетенции руководителя.

Руководитель не должен допускать употребления бранных слов, даже если он приводит пример слов другого человека, поскольку сотрудники будут воспринимать их как часть его собственного лексикона.

Готовые работы на аналогичную тему

Деловое общение руководителя должно быть официальным, прямым или косвенным в зависимости от случая.

Деловое общение – это вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.)

При этом согласно принципам профессиональной этики руководителю лучше применять не принуждение, а убеждение и внушение:

  • Убеждение — это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию. Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что оно ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики.
  • Внушение – это психологическое воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок.

Принципы профессиональной этики

Современные исследователи выделяют следующие принципы профессиональной этики руководителя:

  • демократизм общения с подчиненными и всеми коллегами по работе;
  • доступность и внимательность к просьбам подчиненных, а также их предложениям;
  • корректность в общении и вежливость в общении. Руководитель должен показывать пример, поскольку многие подчиненные будут воспринимать именно его манеру общения в качестве эталонной.

Одним из важнейших качеств для руководителя также можно назвать точность и ответственное отношение к данному слову. Часто многие подчиненные обращают внимание на подтянутость и аккуратность руководителя, четкость и организованность в манере поведения. Внешняя сторона поступков должна соответствовать внутренним убеждениям, поскольку это позволяет поддержать авторитет руководителя и сформировать к нему должную степень доверия.

Для руководителя весьма важно легко входить в контакт с другими людьми, не становиться замкнутым и изолированным. Только при этом условии нормы служебного этикета могут помочь руководителю общаться с людьми более эффективно.

Правила корректного общения для руководителя

Руководителю очень важно легко входить в контакт с подчинёнными, чтобы повысить эффективность общей работы. В связи с этим ему необходимо пользоваться следующими правилами общения:

  • проявлять интерес к людям и быть внимательными к ним;
  • уметь правильно давать указания своим подчинённым;
  • стараться запоминать имена подчиненных, обращаясь к ним непринужденно и приветливо;
  • в служебных отношениях важно развивать и поддерживать чувство личного достоинства каждого работника. Поэтому руководитель не должен унижать честь человека, применять к нему прямые оскорбления потому, что это противоречит принципам профессиональной и общей этики.

Современная наука располагает методами, которые позволяют измерять в людях необходимое для выполнения определенных работ и использовать эту информацию. В связи с этим руководителю необходимо осваивать такие методы деятельности, которые не будут оскорблять личность соискателя на должность, даже если он действительно не обладает качествами, необходимыми для выполнения той или иной работы.

Руководитель должен ценить самостоятельность и независимость в людях и избегать подхалимов и угодников. В этом тоже заключается этика общения руководителя.


В статье вы узнаете, что собой представляет профессиональная этика; чем этика отличается от этикета; какие особенности предполагает профессиональная этика руководителя; как эффективно решать этические проблемы в коллективе?

17 принципов профессиональной этики руководителя

  1. Не следует делать то, что в ваши долгосрочные планы не входит, либо в интересы компании.
  2. Никогда не стоит делать то, о чем потом нельзя будет сказать.
  3. Не делайте то, что не будет способствовать развитию поддержки и взаимопомощи в коллективе компании.
  4. Не нарушайте закон.
  5. Никогда не делайте то, что не стали бы себе советовать.
  6. Никогда не стоит делать что-то вредное для общества, в котором живете.
  7. Не делайте то, что может навредить слабым.
  8. Не делайте то, что может ограничить права и свободы других лиц.
  9. Никогда не нужно делать то, что может стать преградой для самореализации и саморазвития других лиц.
  10. Поступайте всегда так, чтобы способствовать росту дохода предприятия, оставаясь при этом в рамках закона.
  11. Проявляйте интерес к людям, будьте к ним внимательными.
  12. Старайтесь запоминать подчиненных по именам.
  13. Необходимо уметь давать указания подчиненным.
  14. Важно уметь приветствовать людей.
  15. Запрещено осуждение, высмеивание людей, нужно уметь ставить себя на место стороны оппонента.
  16. Развивайте и поддерживайте в служебных отношениях чувство собственного достоинства каждого работника, творческий подход к делу и инициативу.
  17. Слушать людей.

Придерживаюсь довольно простых правил управления – не унижать, не оскорблять, хвалить можно и наедине, и публично, но ругать только при общении один на один. При этом важно стараться быть объективным в любой ситуации, не пытаясь закрыть глаза на проблему. При наличии противоречий в отношениях с кем-то из подчиненных, для решения проблемы стараюсь наладить открытое общение, ведь замалчивание лишь будет усугублять проблему.

Из чего состоит профессиональная этика

1. Индивидуальная (персональная) этика человека. Обусловлена индивидуальными принципами и нормами человека, прежде всего, моральными, также профессиональным, жизненным опытом, наличием образцов для подражания, стремлением к этичности поведения.

  • уважение права самостоятельности других людей;
  • переживать за благополучие других;
  • принципы честности и надежности;
  • справедливые решения и действия;
  • добровольное следование закону, уважение к социальному порядку;
  • возможность приносить пользу, личная благотворительность;
  • предотвращение вредных последствий;
  • отказ от преимущества над другими.

2. Профессиональная этика руководителя заключается в нравственности должностного лица, поддержании профессиональной чести и ответственности. Проявляться этика менеджера будет следующими факторами: понимание задач и целей руководителя; следование принципам культуры поведения и культуры отношений; соответствие руководящей должности.

Для каждого руководителя на любых уровнях необходимы:

  • высокий профессионализм;
  • уверенность в себе, способность влиять на подчиненных;
  • надежность и ответственность;
  • самостоятельность;
  • коммуникабельность, отличные организационные качества;
  • стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность;
  • приоритеты личного примера при взаимодействии с подчиненными;
  • терпимость к слабостям подчиненных;
  • разумное отношение к критике;
  • взаимоуважение;
  • адекватная оценка своих подчиненных.

3. Корпоративная этика компании, где работает менеджер. Корпоративная этика основана на системе моральных ценностей и норм, регулирующих этические отношения в компании. Определяется спецификой деятельности, целями предприятия, сложившимися стереотипами поведения.

Никогда не указывайте и не приказывайте

Алексей Сухенко, Генеральный Директор российского представительства Trout&Partners, Москва

Придерживаюсь принципов концепции эмоционального интеллекта – современным миром правят желание понять другого человека, терпимость, что выражается в корректные адекватные формы общения. Подобный принцип управления гораздо эффективнее авторитарного.

4. Кодексы профессиональной этики работающих в организации сотрудников. Профессиональная этика представлена комплексом принципов, норм и правил поведения, обязательств, которых необходимо придерживаться представителям разных профессий. Она имеет важное значение для профессий, где предметом труда является человеческая личность. В том числе у педагогов, врачей и социальных работников. Профессиональная этика предъявляет особые требования, которые носят общий и частный характер: профессиональная солидарность, индивидуальная форма ответственности, которая скорректирована под определенный вид деятельности, специфическое понимание профессионального долга и чести.

Этические нормы руководителя: правильное и неправильное поведение

Этические нормы в бизнесе представлены ценностями и правилами этики, которые должны соблюдаться сотрудниками и руководителями организации. Могут быть разные варианты.

1. Этические и нормативные нормы соответствуют друг другу. За счет этого выполнение норм облегчается. В частности, следование законам, учитывая этичность законопослушания.

2. Поведение руководителя неэтично, но оно не противоречит законам. Обычно этичное поведение менеджера не регламентируется на законодательном уровне. В числе возможных проявлений нарушений моральных норм на практике стоит отметить:

  • брань, грубость;
  • неуважение чужой точки зрения;
  • нарушение правил общественного поведения;
  • неуважение к чужим физическим недостаткам;
  • сокрытие изобретений;
  • сплетни;
  • не соблюдается данное слово;
  • руководитель пренебрегает чувствами и здоровьем подчиненных;
  • аморальное поведение в быту;
  • унижение подчиненных;
  • принцип знакомства при подборе кадров;
  • подарки от подчиненных, заинтересованных и зависимых людей;
  • отказ от обязательств, принятых на себя;
  • раскрытие коммерческих и служебных секретов организации;
  • невозвращение долга в положенный срок;
  • раскрытие источника информации, которая была передана доверительным образом.

3. Поведение руководителя одновременно является и аморальным, и противоречащим закону.

Когда Генерального Директора уважают, а не боятся, его поручения слышат

Ирина Денисова, Тренер-консультант, эксперт в области деловой культуры, Москва

Следование принципам этикета при общении руководителя и коллектива повышает лояльность к гендиректору и организации в целом. Если гендиректора уважают, а не боятся, его поручения будут учитываться и выполняться – с пользой для обеих сторон. Важно придерживаться этики деловых отношений всем – от топ-менеджера компании до курьера. Если некорректно обратиться к курьеру, он может доставить документ с задержкой.

В чем суть этических дилемм руководителя

Этические дилеммы могут быть вызваны следующими причинами:

Как решать этические дилеммы

1. Утилитарный подход. Руководителю, принимающему управленческое решение, следует проводить анализ воздействия каждого варианта в отношении заинтересованных сторон. Далее должна быть выбрана альтернатива, которая будет способствовать максимальному эффекту для наибольшего количества людей.

2. Индивидуалистический подход. Морально приемлемы в данном случае действия человека, которые будут полезны для него в долгосрочной перспективе. Руководитель на основании этого будет судить про этичность своих решений и действий. К категории допустимых относятся действия, которые приносят в сравнении с другими альтернативами больше пользы, чем вреда. Индивидуализм предполагает поведение, выгодное для других людей – действия человека, соответствующие нормам, желаемым для общества. Однако он часто интерпретируется в качестве стремления лишь к личным целям. Следовательно, он не нашел широкое распространение в деятельности современных организаций.

3. Морально-правовой подход. Человек, в соответствии с данным подходом, имеет изначально фундаментальные права, свободу, которые могут ограничиваться либо нарушаться действиями со стороны других людей. Следовательно, будет считаться правильным решение, в котором учтены права лишь тех людей, которых касается. Для принятия управленческих решений требуется учет:

  1. Права на свободу согласия – возможно воздействие на другого человека только при условии его разрешения на это.
  2. Право на частную жизнь – человек в нерабочей обстановке будет поступать, как считает нужным, самостоятельно распоряжаясь сведениями о личной жизни.
  3. Право на свободу слова – у человека есть возможность аргументированной критики юридических и этических аспектов поступков со стороны других людей.
  4. Право свободы совести – у человека есть право отказа от выполнения приказа, противоречащего религиозным и моральным ценностям его личности.
  5. Право на жизнь и безопасность - у человека есть право защиты жизни, безопасности и здоровья.

4. Концепция справедливости. В соответствии с данной концепцией, основой этически правильного решения являются принципы честности, равенства и непредвзятости. Справедливость, с позиции руководства, может быть 3 типов:

  • распределительная – основой отношения между руководством и подчиненными должны быть объективные критерии. Например, за одинаковую задачу и мужчина, и женщина должны получать равное вознаграждение;
  • процедурная - честное руководство подчиненными, с понятными и четкими правилами, которые должны непредвзято воплощаться в жизнь;
  • компенсационная – ответственная сторона обязательно возмещает причиненный ущерб. Но людям не придется нести ответственность за события и решения, контролировать которые не могут.

Самый простой способ решить этическую дилемму руководителю

Например, можно воспользоваться полезным проверочным листом в случае этических дилемм:

Шаг 1. Распознайте и проясните дилемму.

Шаг 2. Получите все возможные факты.

Шаг 3. Перечислите все возможные варианты выбора.

Шаг 4. Проверка каждого варианта на основе 3 вопросов: Будет ли это законным? Будет ли это правильным? Будет ли это полезным?

Шаг 5. Принятие решения.

Шаг 6. Дважды проверка решения на основе 2 вопросов: Как буду себя чувствовать, если о данном решении станет известно моей семье? Как буду себя чувствовать, если информация о принятом решении будет опубликована местными СМИ?

Шаг 7. Предпринимается действие.

Что такое кодекс профессиональной этики

Профессиональные кодексы являются системой этических правил, ценностей и принципов, которые должны соблюдаться всеми работниками компании в своей профессиональной деятельности. Разработка кодексов в организации предполагает два возможных варианта:

  • разработка кодексов в целом для всей компании, включая общие этические правила в отношении руководства и всех исполнителей;
  • возможно создание кодексов под конкретные функциональные подразделения, при этом учитывая состав сотрудников, специфику деятельности, наличие этических проблем в коллективе.

Чтобы эффективно внедрить ценности и нормы, прописанные в этических кодексах, предполагается разработка дисциплинарных мер с утверждением наказания при их нарушении. Доводится сформированная система всем работникам. Они после ознакомления документа должны расписаться в документах.

В основе любых правил лежит здравый смысл

Ирина Денисова, Тренер-консультант, эксперт в области деловой культуры Москва

Сейчас в работе многих компаний действуют этические кодексы содержанием правил корпоративного этикета и деловых отношений. На практике же традиционные этические правила и корпоративные стандарты порой друг другу противоречат. Руководитель может сформировать личный этический кодекс для деловых отношений с подчиненными. Главное правило – помнить, что правила деловых отношений должны основываться на здравом смысле, конфессиональном и этническом сознании, этики деловых отношений, национальных традициях и эмоциональном интеллекте.

Структура этического кодекса

  • вводные положения – для чего предназначается этический кодекс организации, какие отношения будет регулировать;
  • основные правила;
  • отношение к заказчикам;
  • отношение сотрудника к компании;
  • взаимоотношения между сотрудниками - принципы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе и пр.;
  • отношение компании к персоналу;
  • заключительные положения – порядок ознакомления работников организации с этическим кодексом и пр.

Как контролировать соблюдение этического кодекса

Этика не регулируется на законодательном уровне. При управлении значительным коллективом гендиректор не может контролировать соблюдение принципов этического кодекса, либо следить за работой каждого сотрудника. Однако для соблюдения принципов утвержденного этического кодекса служба персонала должна организовать обсуждение корпоративных этических норм в коллективе – за счет анонимных опросов, фокус-групп, дискуссий на интернет-форумах. Распространенным способом стал и метод тайного покупателя.

Говорит Генеральный Директор

Александр Свириденко, Управляющий директор компании FancoLtd., Москва

В иностранных компаниях смогли убедиться в важности этического кодекса, но у нас пока этот вопрос не удостоен столь широкого признания. Пока этот метод в нашей стране перенимают в основном представители крупного бизнеса, но затем ожидается интеграция цивилизованных принципов деятельности для малого и среднего бизнеса. Надеюсь, что стимулировать наших бизнесменов к этому будет перспектива выхода на мировые рынки.

Этика и этикет менеджера: в чем разница

Этика представлена правилами внутренней морали и нравственности относительно понятий добра и зла, сострадания, дружбы, совести и самопожертвования. А этикет является сводом правил внешнего поведения, неким ритуалом внешних отношений с окружающими, исторически сформировавшимся порядком поведения в обществе.

10 основных правил деловой этики руководителя

  1. Каждому руководителю необходимо уметь контролировать эмоции.
  2. Руководителя следует считать должностью, а не статусом. Нужно общаться на равных с людьми на любых должностях. Нужно уметь слушать и слышать людей, пытаясь понять их ситуацию и помочь.
  3. Руководителю не нужно принимать свое решение за истину. Подчиненные должны уважать, но не бояться руководителя. Не увольняйте и не штрафуйте работника за спор с руководителем. Для этого у него должно быть полное право.
  4. В работе руководителя главными принципами становятся вежливость и спокойствие.
  5. Каждому руководителю необходимо реально оценивать возможности и силы работников.
  6. Руководителю необходимо понимать, неудачи его работников значат и неудачи руководителя. Опытный руководитель должен уметь сделать среднего специалиста настоящим профессионалом.
  7. Руководитель должен быть примером для всего коллектива.
  8. Руководитель должен предотвращать конфликтные ситуации и споры на работе, а не поддерживать их.
  9. Руководителю следует не только ругать и делать замечания, но также мотивировать и поощрять работников. Только в таком случае сотрудники будут заинтересованы превзойти себя в очередной раз.
  10. Частые наказания говорят о плохом руководстве. Не стоит наказывать недобросовестных работников, с ними нужно просто расставаться. Поощрения и наказания – удел лишь работников, которых руководитель ценит.

Справка

Северо-Западная лесопромышленная компания(СЗЛК) объединяет группу российских промышленных предприятий, среди которых управляющая компания (Санкт-Петербург), Неманский целлюлозно-бумажный комбинат (Калининградская область), Каменногорская фабрика офсетных бумаг (Ленинградская область), торговые дома и представительства в регионах России и странах СНГ. СЗЛК — крупнейший производитель бумаги и изделий из нее, входит в число пятнадцати наиболее динамично развивающихся предприятий Северо-Западного федерального округа.

Читайте также: