Место россии в мировом сообществе социология кратко

Обновлено: 05.07.2024

81. МЕСТО РОССИИ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ

Из возможных стратегий развития России в начале ХXI в. – стагнация, устойчивое развитие, догоняющая модернизация и опережающее развитие – первые три неприемлемы, а последняя оптимальна и спасительна для нее.

Стагнация неприемлема реальностью распада России, краха ее государственности, национального единства.

Устойчивое развитие приемлемо и доступно высокоразвитым странам со стабильными, уравновешенными между собой социальной сферой, культурой, политикой и экономикой. Россия не относится к числу таких стран, ей еще очень далеко до их уровня.

Догоняющая модернизация обрекает Россию на вечное следование в фарватере ведущих мировых держав, на отказ от попыток поиска самостоятельных путей и новых моделей развития, что чревато добровольным ее превращением в сырьевой придаток с заведомо низким уровнем жизни населения, социальными конфликтами, экономической и политической нестабильностью.

Россия, обладающая огромными природными и духовными ресурсами, имеющая энергичное и образованное население, закаленное в невиданных для других народов испытаниях войнами, голодом, разрухой, коммунистическими экспериментми, перестройкой и демократизацей, сопровождающейся его обнищанием, может и должна выбрать для себя в ХХ! в. наиболее достойную и приемлемую, оптимальную и спасительную стратегию опережающего развития.

Цель стратегии опережающего развития – вывести благосостояние России на уровень самых обеспеченных стран мира (США, Германия, Швеция и т. п.) за наиболее короткое историческое время (20–40 лет) и за счет минимальных лишений населения.

Такая стратегия достижения максимального результата за счет минимальных затрат ресурсов является одновременно наиболее эффективной и интенсивной.

Стратегия опережающего развития возможна только в том случае, если приоритетно эксплуатируемым ресурсом становится духовная культура как источник информации, информационных технологий прежде всего.

Подобная стратегия невозможна и ошибочна, если она строится на приоритетной эксплуатации каких-либо других ресурсов – трудовых или более широко – человеческих, демографических, материальных, прежде всего невоспроизводимых природных богатств, организационных, например за счет неоправданных политических экспериментов с властью, аналогичных коммунистическому.

Общепризнанным фактом для России последних 2–3 десятилетий является тенденция замедления и упадка культуры вообще, духовной прежде всего. Пролонгация этой тенденции еще в течение 10 лет необратимо лишит Россию перспективы опережающего развития и отбросит ее в разряд культурно отсталых стран со всеми вытекающими отсюда негативными социальными, политическими и экономическими последствиями. Переломить данную изнутри подрывающую Россию тенденцию можно, по-видимому, в первую очередь конституционным уравновешиванием и закреплением прав духовной культуры и творческой интеллигенции, которые остаются дискриминированными в современном мире, в России особенно.

Каждая страна имеет свой определенный вес в международных делах. Этот вес определя­ется способностью данного государства вли­ять на политику других государств и на об­щий ход событий в мире.В прежние време­на, в течение многих столетий политическая сила той или иной страны зависела в первую очередь от ее военной мощи. Сегодня эта мощь тоже важна, но ее одной далеко недостаточно.

Россияявляется крупнейшим по территории и пока шестым по численности населения государством мира. На­ходясь на своеобразном перекрестке Европы и Азии, она занимаетвесьма благоприятные геополитические (политико-географические) позиции. Наша страна, кроме того, имеет богатейший историчес­кий опыт, располагает огромными природными и высококвалифи­цированными людскими ресурсами, мощной научно-производствен­ной базой и сверхдостаточным оборонным потенциалом.

Совет Европы - консультативная политическая организация европейских государств, ориентированная на достижение большего единства между ними в вопросах прав человека, экономики,разору­жения, образования, туризма, информации, молодежной политики, охраны природы и др. В частности, для защиты прав человека зак­лючено специальное соглашение стран-участниц и действуют осо­бые органы — Европейская комиссия и Европейский суд поправам человека.

Со времени основания (1949) число участников этой организа­ции увеличилось с первоначальных 10 до 40 (октябрь 1997). Место­пребывание основных органов - город Страсбург, Франция (который более известенпод немецким названием Страсбург: в 1871-1918 гг. он был в составе Германии). Россия стала 39-м членом Совета Евро­пы 28 февраля 1996 г.




Каждая страна имеет свой определенный вес в международных делах. Этот вес определя­ется способностью данного государства вли­ять на политику других государств и на об­щий ход событий в мире.В прежние време­на, в течение многих столетий политическая сила той или иной страны зависела в первую очередь от ее военной мощи. Сегодня эта мощь тоже важна, но ее одной далеко недостаточно.

Россияявляется крупнейшим по территории и пока шестым по численности населения государством мира. На­ходясь на своеобразном перекрестке Европы и Азии, она занимаетвесьма благоприятные геополитические (политико-географические) позиции. Наша страна, кроме того, имеет богатейший историчес­кий опыт, располагает огромными природными и высококвалифи­цированными людскими ресурсами, мощной научно-производствен­ной базой и сверхдостаточным оборонным потенциалом.

Совет Европы - консультативная политическая организация европейских государств, ориентированная на достижение большего единства между ними в вопросах прав человека, экономики,разору­жения, образования, туризма, информации, молодежной политики, охраны природы и др. В частности, для защиты прав человека зак­лючено специальное соглашение стран-участниц и действуют осо­бые органы — Европейская комиссия и Европейский суд поправам человека.

Со времени основания (1949) число участников этой организа­ции увеличилось с первоначальных 10 до 40 (октябрь 1997). Место­пребывание основных органов - город Страсбург, Франция (который более известенпод немецким названием Страсбург: в 1871-1918 гг. он был в составе Германии). Россия стала 39-м членом Совета Евро­пы 28 февраля 1996 г.

Место России в современности будет определяться воздействием большого количества разнообразных факторов. При этом важно учитывать не только обстоятельства внутреннего плана, но также и условия, которые влияют на жизнь и развитие российского общества извне. Необходимо учитывать и те, и те факторы для того, чтобы выяснить, в какой точке социальных изменений находится общество, как мировые тенденции будут проявлять себя в рамках отечественной специфики.

Внешние факторы, которые влияют на развитие нашего общества, необходимо выделять в связи с тем, что за последние десятилетия Россия больше интегрировалась в систему международных и межгосударственных отношений.

Роль России в качестве члена мирового сообщества определяет множество постоянных факторов, среди которых можно отметить следующие:

  • Ядерный потенциал России, который является вторым по величине после США, а также наличие средств доставки ядерного оружия;
  • Самая большая по площади и протяженности территория, что позволяет России быть евроазиатской державой;
  • Наличие больших запасов природного сырья, которые позволяют России оставаться одним из самых крупных поставщиков газа и сырой нефти.

Именно он наиболее точно отражает все переходное состояние современной России, которая сочетает в себе следующие особенности:

  • Высокий уровень технологического развития в таких сферах производства как космонавтика, производство вооружений, ядерная энергетика;
  • Значительная степень изношенности производственных фондов, которые были созданы еще в период СССР, а также отсутствие развитой транспортной инфраструктуры;
  • Высокая степень зависимости экономики от мировых цен на энергоносители, экспортируемые Россией.

Все данные показатели позволяют отнести Россию к странам полупериферии, к которым также еще относятся, к примеру, Бразилия и Индия, и которые сочетают в себе как черты периферии, так и черты центральных стран.

Интересно то, что в документах Киотского протокола (1998) Россию отнесли в категорию стран с развивающейся экономикой.

В развитии России важную роль сыграли экономические реформы правительства Е.Т. Гайдара, осуществленные в 1992 году, а также принятие 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации. Благодаря реформам, проведенным Гайдаром, для России был открыт путь к развитию рыночных отношений, а также появилась возможность ввести ее экономику в международную систему разделения труда. В Конституции Российской Федерации была закреплена демократия, федеративные основы государственного устройства, а также основные свободы и права граждан России.

Важно отметить то, что оба данных фактора позволили сформировать предпосылки, которые при наличии благоприятных условий могли бы поспособствовать развитию свободной конкурентоспособной и высокотехнологичной экономики, а также формированию гражданского общества, последовательному разделению ветвей государственной власти и развитию социальной активности жителей России. Тем не менее, это не произошло.

Основными причинами, почему это не удалось, можно назвать то, что вместе с другими условиями на процесс развития России отрицательно повлияли такие факторы, как:

  • Первая (1994-1996) и вторая (1999-2000) контртеррористические операции в Чеченской Республике;
  • Военный конфликт в Грузии, произошедший в августе 2008 года;
  • Финансовый дефолт в августе 1998 года.

Также немаловажную роль сыграл и экономический кризис, который произошел в период с 2008 по 2010 года и выявил высокую степень вовлеченности российской экономики в мировую систему хозяйственных связей.

Также в связи с тем, что упал спрос на сырьевые ресурсы, которые составляют большую долю экспорта России, возникли вопросы о путях интеграции экономики страны в систему международного разделения труда.

Три задачи развития России

Немаловажна и проблема определения приоритетов внутреннего развития страны, о котором говорил В.В. Путин 12 декабря 2012 года, выступая перед Федеральным собранием РФ. В данном выступлении Президент РФ определил три задачи, которые связаны между собой и от решения которых будет зависеть будущее российского государства и общества.

Первая задача касалась места, которое занимает современная Россия в международном сообществе. Здесь необходимо подчеркнуть следующие факторы, которые позволяют влиять на мировое развитие в долгосрочной перспективе:

  • Неравномерность глобального развития, которая проявляется в разнице темпов экономического роста и качества жизни. Именно они являются одним из важнейших условий продвижения страны вперед;
  • Наличие условий для новых конфликтов на разных уровнях, как локальном, так и глобальном – экономическом, геополитическом, этническом;
  • Растет и становится жестче конкуренция за ресурсы, которая включает в себя также борьбу не только за природные ресурсы, но и за человеческие – интеллект и знания.
  • Необходимость повышать уровень технологического развития в связи с ростом потребления, а также расширением культурных и жизненных возможностей населения страны.

Будущее страны будет зависеть от того, насколько эффективно решатся проблемы в сфере развития и экономики в предшествующий период. Также это будет влиять и на то, сможет ли Россия сохранить свое влияние на мировой арене, сумеет ли защитить свой суверенитет и национальную идентичность. Данная задача являлась сложной при учете результатов, с которыми государство и общество вступило в данный временной период.

На 2012 год доля России в мировом ВВП составляла 4,1%.

В 2012 году в рейтинге глобального благосостояния (Legatum Institutes Prosperity Index) Россия занимала 66 позицию, по состоянию на 2021 год Россия занимает 76 позицию. Данный рейтинг учитывает такие факторы как конкурентоспособность экономики, состояние окружающей среды, развитие системы здравоохранения, религиозные и семейные ценности.

Как сообщают эксперты, основными проблемами для развития бизнеса в России являются коррупция и неэффективность государственного аппарата, а также большие налоговые ставки.

Вторая задача, которая была сформулирована Президентом РФ относится к сфере социальной политики, т.к. именно она будет определять всю систему устройства общества и касается интересов людей. В данном направлении основными проблемами являются и те, что были унаследованы из прошлого, и те, что появились в настоящем времени.

В первую очередь, государство должно выработать последовательную политику, направленную на повышение рождаемости и снижение смертности, а также повысить продолжительность жизни населения. В 90-е годы в связи с социальными катаклизмами в России заметно снизилась продолжительность жизни людей, и только начиная с 2003 года ситуация начала улучшаться. К 2012 году продолжительность жизни составила 70 лет и выше, при этом мужчины жили около 64,3 лет, а женщины – 76, 1 год. Также в 2012 году впервые зафиксировали естественный прирост населения, в то время как в период с 1991 по 2011 годы численность населения страны уменьшилась с 148, 3 млн до 142. Немаловажно и то, что все еще высок уровень смертности среди мужчин среднего возраста.

От других стран Россия отличается тем, что смертность включает в себя раннюю смерть людей в связи с заболеваниями системы кровообращения, а также таких внешних причин как травмы, ДТП, убийства, самоубийства и отравления.

Затем в рамках социальной политики необходима разработка мер, которые были бы направлены на то, чтобы оказывать помощь семьям, улучшать условия для рождения и воспитания детей, а также создавать благоприятные условия для того, чтобы в семье рождался второй и третий ребенок. Отдельное место занимает развитие и повышение качества работы системы дошкольных учреждений. Необходимы меры, которые бы позволили женщинам не бояться, что рождение второго и последующих детей перекроет ей доступ к карьерному росту и хорошей работе.

Далее важно кардинально улучшить систему здравоохранения, осуществить меры по внедрению стандартов здорового образа жизни и ввести новые формы спортивной работы среди молодежи и детей. Важно, чтобы занятия физическими упражнениями стали престижными для молодежи, студентов, и могли стать для них дополнительным социальным лифтом.

И, наконец, необходимо интенсифицировать меры, которые были бы направлены на решение жилищного вопроса и обеспечить жильем молодые семьи, работников социальной сферы, педагогов, ученых, врачей. Также отдельно в рамках решения данной проблемы стоит предоставление жилья ветеранам и военнослужащим.

Последняя, третья задача, о которой говорил Президент РФ, не уступает в своей значимости предыдущим и связана с развитием гражданского общества в России. Необходимо обеспечить и защитить гражданские права, углубить демократию, повысить эффективность государственного управления, а также стремиться противодействовать коррупции.

Взаимоотношения общества и государства часто кажутся конфликтными, однако при этом они предполагают, что нужно выстроить динамичную систему учета разных мнений и интересов, механизмов и каналов легитимации проводимых решений.

Самыми важными направлениями развития в данной сфере были отмечены:

  • Запрос общества на расширение возможностей проявления гражданской активности, формирование ответственности за то, что происходит в стране, государстве и обществе, а также расширение количества форм взаимной поддержки и социальной солидарности;
  • Увеличение открытости власти для граждан и для осуществления диалога с населением, развитие способности власти быть понятной и аргументированной в своих решениях, а также умение слушать, адекватно воспринимать и реагировать на мнение общества. Необходимо закрепить юридически право народной законодательной инициативы для того, чтобы идея, которая получила поддержку граждан (и посредством Интернета в том числе), была обязательна для рассмотрения парламентом России;
  • Возможность осуществлять постоянный и эффективный общественный контроль за решениями, которые принимает власть, оценивать результаты ее работы. Здесь необходимо развивать формы прямой демократии, непосредственного народовластия. Одним из условий борьбы с коррупцией является активное гражданское участие и эффективный общественный контроль;
  • Проведение реформ в рамках важнейших сфер жизнедеятельности общества (образование, здравоохранение, культура, наука) должно происходить с учетом мнения профессиональных сообществ, которые заняты в данных сферах деятельности, а также посредством мониторинга общественного мнения. Таким образом профессиональные сообщества медицинских работников, ученых, работников сферы культуры и образования получат дополнительные стимулы для своего развития.

Российский опыт демонстрирует, что технический прорыв невозможно осуществить самостоятельно, не опираясь на всеобъемлющие социальные реформы. Серьезный индустриальный рывок, который совершила Россия в период правления Александра II и за последующие годы был возможен только в связи с тем, что проводились глубокие институциональные реформы, которые преобразили социальную структуру общества и правовую систему российского государства (были освобождены крепостные крестьяне, проведены земская, судебная, военная реформы).

Таким образом, можно подвести итог, что успешность социальных реформ в России будет во многом зависеть от того, насколько власть готова меняться в зависимости от времени.

48. Россия и мировое сообщество

На пороге XXI в. проблема будущего России и ее места в мировом сообществе приобрела особую актуальность. Отчасти это связано с современным состоянием российского общества, отчасти – с тенденциями трансформации мирового сообщества на пути глобализации.

При этом Россия является потенциально самодостаточной, богатейшей страной мира, обладающей 10 % территории Земли при 2,4 % населения планеты. В нашей стране сосредоточено более 20 % мировых запасов сырьевых ресурсов, в том числе – 45 % природного газа. Геополитическое и географическое положение России уникально. Оно позволяет кратчайшими путями связать Запад и Восток, Европу как представителя благополучного Севера и Юг.

Сторонники теории глобализации утверждают, что не только периферия никогда не сможет достигнуть уровня развития стран центра, но и полупериферия также не имеет особых шансов на это. И с течением времени отставание будет только увеличиваться. К числу главных следствий относится появление так называемых конченых стран, утрачивающих не только свои интеллектуальные ресурсы через их эмиграцию в страны-лидеры, но и саму способность их воспроизводить.

48. Россия и мировое сообщество

На пороге XXI в. проблема будущего России и ее места в мировом сообществе приобрела особую актуальность. Отчасти это связано с современным состоянием российского общества, отчасти – с тенденциями трансформации мирового сообщества на пути глобализации.

При этом Россия является потенциально самодостаточной, богатейшей страной мира, обладающей 10 % территории Земли при 2,4 % населения планеты. В нашей стране сосредоточено более 20 % мировых запасов сырьевых ресурсов, в том числе – 45 % природного газа. Геополитическое и географическое положение России уникально. Оно позволяет кратчайшими путями связать Запад и Восток, Европу как представителя благополучного Севера и Юг.

Сторонники теории глобализации утверждают, что не только периферия никогда не сможет достигнуть уровня развития стран центра, но и полупериферия также не имеет особых шансов на это. И с течением времени отставание будет только увеличиваться. К числу главных следствий относится появление так называемых конченых стран, утрачивающих не только свои интеллектуальные ресурсы через их эмиграцию в страны-лидеры, но и саму способность их воспроизводить.

Читайте также: