Профессиональная этика художника кратко

Обновлено: 04.07.2024

Творческая этика художника [31]

Указанную деятельность часто называют художественной техникой: художественным ремеслом или мастерством. Этика этого аспекта процесса создания произведения искусства не совпадает с творческой этикой, она является приложением науки этики к решению практических вопросов, связанных по преимуществу с процессом, рассматриваемым как разновидность человеческого труда, ремесла, мастерства (^профессиональная этика). Здесь исследуются проблемы профессионального отбора и профессионального обучения художников, рациональной организации труда художников, надежности и устойчивости эффективной деятельности. Совершенно очевидна тесная связь профессиональной этики искусства с проблемами праксеологии как науки об общих законах и правилах всякой человеческой деятельности [33].

В современном обществе все большее значение приобретают вопросы, связанные с профессиональной этикой. В условиях рыночной экономики профессиональная деятельность занимает едва ли не основное место в жизни личности. Личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности.
Наиболее остро вопрос соблюдения профессиональной этики касается тех профессий, где ежедневная работа связана с непосредственным контактом с другими людьми и где предъявляются повышенные нравственные требования.

Содержание работы

Введение 2
Профессиональна этика, как современная научная концепция. 5
Исторические истоки формирования этики художника. 5
Современная этика художника. 14
Этикет художника. 17
Заключение. 20
Литература. 21

Файлы: 1 файл

kontrolnaya_etika_1.docx

Внутренняя свобода духа, мышления, воображения - это самые важные ценности творческой личности, которые она получает вместе с "культурным капиталом" общества.

Степень разработанности проблемы. Проблема профессиональной этики художника не имеет такой богатой истории, как опыт решения проблем юридической, врачебной, педагогической или военной этики. В античную эпоху досократовского периода термин "художник" вообще не существовал, потому что "художником”, "творцом” считался тот, кто в совершенстве владел своим ремеслом, то и требования к нему были чисто профессиональные: совершенствование мастерства. Но природа чувственного отражения действительности волновала уже и досократов, хотя по известным причинам раскрыть ее они не смогли. И, начиная с Сократа, Платона, Аристотеля до эпохи Возрождения данная проблема рассматривалась с разных, а нередко и с кардинально противоположных теоретико-методологических и мировоззренческих позиций. От почти полного отрицания значение искусства в жизни общества (Платон) до попыток с помощью теоретических и художественных средств предоставить произведениям и их авторам преобразовательной силы по отношению к реальному миру.

Особенно ярко проблема общественного назначения художника предстала в философской мысли эпохи Классицизма и Просвещения.

В этот период отмечается на основных моральных и профессиональных требованиях к художнику как наставнику и учителю (Буало, Корнель; Докк, Гельвеций, Шефтсбери, Винкельман, Дидро).

Классическая немецкая эстетика (Кант, Гете, Гегель) рассматривает художника как носителя этико-эстетических идеалов общества, а следовательно - предъявляет достаточно высокие требования к его внутреннего мира.

Интересными по решению поставленной проблемы были, труды деятелей российской и украинской культуры, в которых четко определилась проблема соотношения этического и эстетичного в искусстве, соотношение творческой и гражданской позиции художника в обществе.

Современная этика художника.

Ушедшее ХХ столетие – эпоха для западной цивилизации знаковая, переломная. Это век крушения многих чаяний и надежд. Пошатнулась столь непоколебимая со времени Просвещения вера в человеческий разум и прогресс; подверглись сомнению и переосмыслению казавшиеся незыблемыми устои социальной реальности, достижения науки, философские системы. Духовный кризис, сотрясающий сами основы современного социума, очевиден и заставляет прогрессивную общественность бить тревогу во многих уголках планеты. Традиционная религиозность, на протяжении веков претендовавшая на роль нравственной опоры общества, его утешительницы и спасительницы, сегодня также зачастую оказывается не в состоянии адекватно ответить на духовные искания современного человека. Многие догматы и вероучительные основоположения религиозных традиций не соответствуют мировоззрению и миропониманию нашего современника.

В силу этих и многих других кризисных явлений порождаются новые формы осмысления реальности, новые подходы к объяснению природного и социального миров. Возникают и оформляются такие синтетические учения, которые интегрируют в себе религиозные и нерелигиозные подходы к интерпретации человека и мира.

Что же касается искусства- то современное искусство – это другая форма искусства концептуально, формально, технологически и психологически. Эти образы сложны для понимания, требуют определённой интеллектуальной подготовки и расшифровки в процессе восприятия. Вот почему всё чаще рядом с привычным нам этикетажем размещается ещё одна табличка, в которой автор или экпозиционер дают краткие пояснения зрителю.

Современное искусство – зеркало социума. Одна из его функций – отражать сегодняшние проблемы личности и общества. Оно злободневно, зачастую сиюминутно, иногда откровенно до крайних степеней душевного эксгибиционизма.

В начале 2000-х этический подход при оценке произведения искусства сделался чуть ли не главенствующим критерием. В открытом публичном диспуте по поводу конкретной выставки и в ее кулуарных обсуждениях почти неизменно затрагивается вопрос о ее этической вменяемости и состоятельности. При этом в современном критическом жаргоне, где оценочные эпитеты "этический" или "неэтический" делаются произвольно навешиваемыми ярлыками, не совсем понятно: о какой "этике" ведется речь? Кто, собственно, предстает носителем этической программы? Говорим ли мы об этике самого визуального объекта или об этике художественного жеста в его социальном измерении? Или об этике реципиента, этике воспринимающего взгляда, привносящего свои познавательные коррективы?

Что интересно, современное этическое высказывание стремится обладать универсальным характером, предложить универсальные коды описания и восприятия. Тяга к выработке универсального этического кредо максимально проявлена в больших экспозиционных проектах, типа Документа-11, тематизирующей множественность этнических точек зрения, или 50-й Венецианской биеннале, провозгласившей возвращение к чистой визуальности и объектности. Универсальность современных этических установок мотивирована, парадоксальным образом, их непреодолимой внутренней конфликтностью. Видимо, апофеоз конфликтности и запускает в действие механизм этического самоопределения. Универсальный характер современной этики предопределяется ощутимым запросом на волевое сверхусилие и на технологии преодоления себя, – что не допускала релятивная этика 90-х, выступавшая продуктом имиджмейкерства и медиального контроля, и что не приветствует общепринятая этика, диктуемая институтами глобализованного сообщества.

Обращение к этическому (само) анализу в современном искусстве видится знаковым контрапунктом между концептуалистскими (или постконцептуалистскими) стратегиями и поэтикой реальности, исповедуемой многими молодыми художниками. Если "медгерменевты" растворяли этическую проблематику в галлюцинаторном фантазме, если акционисты 90-х своей аффективной телесной практикой сигнализировали об этической растерянности русского социума, то для молодых художников (например, в работе Алексея Каллимы "Метаморфоза", где схватка русского и чеченского солдата своим визуальным абрисом будто воскрешает дряхлую геральдику серпа и молота) приоритет этического поиска становится важным маркером их авторской манеры.

Таким образом, говоря о современной этике художника, неразрывно связанной с процессами протекающими в современном обществе, с тенденциями современного искусства, хотелось бы поставить на первое место принцип ответственности перед обществом, чтобы средства поиска новой морали для нового времени не превратились в самоцель, в зрелищное, шокирующее действо, чтобы нравственность оставалась неким ориентиром, если не указывающим путь напрямую, то по крайней мере не дающим возможность переступить некую черту, где уже никакие цели не оправдывают средства.

Этикет художника.

При широком понимании этикет представляет из себя не только правила, но и стиль поведения, всей жизни, особое отношение к себе – в первую очередь ( требовательность, выдержка, такт и т. д.) – и к другим. Таким образом, этикет является воплощение идеала поведения человека в обществе. Владение нормами этикета определяет степень социализации личности, ее способности к сосуществованию с другими людьми, к установлению нормальных взаимоотношений. Этикет является также социальной нормой регулирующей упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп. За многие тысячелетия человечество выработало множество этикетных норм и правил. Это объяснимо: во – первых, любая норма подвержена историческим изменениям – меняется эпоха – меняется - этикет, во – вторых, этикет наряду со всеми социальными нормами . имеет этническую принадлежность; в – третьих, современные общества с развитыми социальными системами порождают социально – дифференцированные этикеты.

В качестве социальной нормы этикет выполняет в обществе следующие функции:

- способствует стабилизации сложившихся социальных культур;

- способствует утверждению и передаче новым поколениям духовных ценностей и нравственных принципов общества. Подавляющее большинство правил этикета имеет под собой идею высшей ценности человеческой жизни (основывается на принципе гуманизма), следовательно. Общие требования к поведению: уважение достоинства личности, забота о физическом и психическом благополучии человека.

- этикет облегчает установление контактов, взаимопонимание и взаимодействие между людьми. Как для воска, от природы твердого и упорного, достаточно немного теплоты, так даже людей сварливых и злобных немного вежливости и дружелюбия способны сделать уступчивыми и услужливыми.

- психологическая функция. Правила этикета помогают избегать тех ситуаций, которые могут вызвать излишнее психическое напряжение и нанести душевную травму.

Общественный прогресс способствовал взаимопроникновению правил поведения, обогащению культур. Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте и т.д..

Но, кроме правил этикета для всех существует также профессиональный этикет. В практике деловых отношений, есть всегда какие – то стандартные ситуации, которых невозможно избежать. Деловой этикет – результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало бы успеху в профессиональной сфере.

Вот некоторые правила поведения, которые могли бы, на мой взгляд, составить этикет художника:

1 Всегда следует помнить, что этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой индивидуальности.

2. Следует с уважением относиться к отличной от собственной точке зрения. Грамотно, спокойно, вежливо и аргументировано уметь изложить свое профессиональное мнение по данному вопросу, не настаивая на своем, но предоставляя более глубокую информацию для размышления.

4. Всегда соблюдать достигнутые ранее договоренности ( формы и сроки исполнения и т.д.). В случае невыполнимости данного требования, как можно заблаговременнее предупреждать заказчика и совместно решать дальнейшие действия.

5. Ни в коем случае не вдаваться в хулу и критиканство по поводу других специалистов.

Ну а так же другие нормы поведения, касаемые речи, манер, внешнего вида и т.д, общие для всех профессий.
Заключение.

В заключение, хотелось бы сказать, что этические проблемы художественного творчества должны стать объектом именно философского анализа, так как сложный, противоречивый процесс развития искусства в разные исторические эпохи, примеры обслуживания художниками реакционных идеологий, участие конкретных художественных направлений в обосновании насилия, религиозной нетерпимости, моральной вседозволенности остро ставят проблему профессиональной ответственности художника.

Профессиональная этика художника должна очерчивать специальные нормы, характерные для творческой деятельности автора, так как она всесторонне связана с деятельностью человека и служит удовлетворению его потребностей и интересов.

Занимаясь творческой деятельностью, художник должен владеть целым комплексом морально – этичных качеств, которые относятся к духовному миру человека, ведь без этого творчество невозможно, а, возможно, и не нужно. Прежде всего, художник должен обладать широкой эрудицией, интеллектом, высоким уровнем общей культуры, развитой морально-эстетической чувствительностью, талантом и мастерством в сфере профессиональной деятельности. Но, наверное, самым важным условием плодотворного творчества - это быть свободным в своем выборе – иметь высокий уровень внутренней моральной свободы.

В кодексе сформулированы рекомендации, которые помогают структурировать взаимоотношения участников арт-рынка современного искусства, помогают в профессиональной деятельности и способствуют формированию логичных и прозрачных принципов его функционирования, принятых международным галерейным сообществом.

По возможности указывать в сопроводительных документах дефекты в произведениях искусства, предлагаемых для продажи.

Никогда не высказываться негативно в адрес Ассоциации галерей и, соответственно, о коллегах в СМИ или другим участникам арт-рынка.

Сознательно не продавать и не выставлять произведения искусства, которые не являются подлинными работами представляемого художника.

Сознательно не продавать и не выставлять украденные произведения искусства, сотрудничать с правоохранительными органами в их деятельности по выявлению, обнаружению и возвращению украденных произведений.

При продаже современного искусства предоставлять покупателю полный список сведений, в котором указаны личность художника, история происхождения произведения, размеры и носитель работы и проч. Эти сведения находятся в сопроводительном сертификате, который является гарантом профессиональной и персональной ответственности. Сертификат должен быть оформлен в соответствии со стандартом, утвержденным Ассоциацией. Подлинность работы заверяется по возможности подписью художника (в том числе с Adobe Fill and Sign).

1.1. Деятельность галереи основана на профессионализме.

1.2. В профессиональной деятельности галерея руководствуется действующим законодательством страны, в которой работает и рекомендациями АГА.

1.3. Инструментами деятельности галереи являются письменные соглашения между участниками арт-рынка.

2.1. Сотрудничество между галереей и художником является равноправным, основано на доверии и уважении с обеих сторон.

2.2. Галерея и художник должны соблюдать письменные договоренности, заключенные на момент сотрудничества и действовать в рамках этих соглашений последовательно и прозрачно.

2.3. Возможные конфликты между галереей и художником должны решаться путем переговоров и/или с помощью Ассоциации галерей (в случае неразрешимых противоречий).

2.4. C художника не взимается плата за использование пространства галереи. Но могут быть другие условия сотрудничества, когда галерея может восполнить свои издержки за проект в денежном эквиваленте или работами (см. условия договора).

3.1. Формы взаимодействия могут быть различными: временное сотрудничество в рамках одной или нескольких выставок, договор комиссии, договор об эксклюзивном сотрудничестве или договор о представительстве (если речь идет об иностранном авторе) .

3.2. Договор выставочного контракта заключается на фиксированный срок и связан с конкретной выставкой художника на территории галереи или в любом другом выставочном пространстве, включая музей, если галерея является организатором выставки.


В случае выставочного контракта договор заключается:

3.2.1. на указанный период выставки с учетом эксклюзивного права галереи продавать выставочные работы в течение 1-го или 2-х лет (зависит от договоренности между участниками).

3.2.2. договор о выставке формирует и фиксирует согласованные обязательства и расходы художника и галереи по организации выставки (смета, включающая затраты на создание произведения, транспортировка, установка, открытие, пресс-релизы, коммуникация со СМИ и т. д.).

3.2.3. в договоре обязательно фиксируется список работ в приложении и акте приема-передачи.

3.2.4. в договоре оговариваются условия по распределению прибыли и выплаты по погашению расходов галереи на организацию выставки (затраты на создание проекта и проч., см .выше – 3.2.1) с первой продажи, либо отчуждение в пользу галереи работ на равнозначную сумму.

3.2.5. В случае, когда галерея оплачивает производство произведения искусства, галерея имеет неограниченное по срокам право эксклюзивного представительства и продажи данного произведения искусства, если в договоре не оговорено иное.

3.2.6. Художник может выкупить данное произведение искусства, восполнив галерее затраты на производство.

3.3. Договор комиссии связан с конкретной выставкой художника в галерее и / или
с определенным набором работ.


В случае договора комиссии:

3.3.1. Определяется его объем (т.е. распространяется на выставку в галерее, на конкретную серию или количество работ) и продолжительность (как долго произведения находятся в распоряжении галереи).

3.3.2. Галерея не является владельцем произведений художника, а является посредником при их продаже на согласованный сторонами договора срок.

3.3.3. Галереей и художником определяется и согласовывается цена на каждую конкретную работу (с НДС или без), а также размер комиссии, взимаемой галереей (с НДС или без), и политика скидок.

3.4. Договор на эксклюзивное представление художника галереей является наиболее распространенным в галерейной практике и определяет права и обязанности сторон:

3.4.1. Авторское право на произведение искусства всегда является неотъемлемой собственностью художника. Художник имеет право получать процент при перепродаже его произведения, согласно законам Российской федерации или оговоренный заранее между участниками соглашения.

3.4.2. На период действия договора об эксклюзивном сотрудничестве и галерея, и художник имеют равные права с обязательным учетом всех вложений обеих сторон.

3.4.3. В случае перехода художника из одной галереи в другую – художник обязан поставить в известность галерею, с которой работает/работал заблаговременно (не менее чем за 3 месяца), согласовать с руководством галереи условия перехода и расторгнуть договор об эксклюзивном сотрудничестве. В этом случае галерея имеет право на компенсацию упущенной выгоды в размере одной работы, указанной в приложении к договору. Условия расторжения и компенсаций должны быть прописаны в договоре между художником и галереей.

3.4.4. На время действия договора об эксклюзивном сотрудничестве, галерея и художник должны сформулировать на какие произведения (все работы, созданные художником или только новые работы) распространяется исключительное право представительства.


Обязанности галереи в период действия договора об эксклюзивном сотрудничестве:

3.4.5. Галерея обязуется проводить регулярные выставки художника в пространстве галереи (в зависимости от практик художника каждые 2-3 года)

3.4.6. Сведения о творчестве художника должны быть размещены на сайте галереи: с резюме художника, историей выставок, фотографиями работ и т. д.

3.4.7. Галерея обязуется ставить в известность прессу о всех изменениях в творчестве и карьере художника, представлять его интересы в СМИ, своевременно готовить пресс-релизы к каждой конкретной выставке.

3.4.8. Галерея берет на себя все технические расходы за организацию выставки (подготовка помещения, транспортировка и проч.), включая затраты по созданию проекта, которые оговариваются заранее и возмещаются галерее после первой продажи произведений с выставки (это может быть произведение искусства, одноразовое возмещение или удержание определенного процента с последующих продаж до окончательного возмещения затрат).

3.4.9. Галерея обязуется или не обязуется (предмет специального обсуждения и договоренности) регулярно издавать каталоги творчества в целом, или отдельных выставок художника.

3.4.10. Галерея обязуется помогать художнику в установленном в договоре объеме. Ассоциацией галерей рекомендовано оказывать: информационную, творческую, кураторскую поддержку, помогать в организации выставок, информировать о возможностях подачи заявок на конкурсы, гранты и в резиденции.

3.4.11. Галерея не обязана обеспечивать художнику содержание, оплату мастерской, материалов, производства произведений искусства.

3.5. Агентское соглашение является эквивалентом эксклюзивного сотрудничества между художником и галереей, составляется на неопределенный срок и обязывает галерею представлять интересы художника, но необязательно должно включать в себя обязанность галереи вносить проекты художника в регулярный выставочный план и помощь в полном объеме (см. выше), однако, в обязательном порядке должно включать в себя договор комиссии.

3.6. Художник всегда является налоговым агентом по всем доходам, полученным от продажи галереей его произведений искусства. Галерея не является налоговым агентом художника, если это прямо не согласовано сторонами.

4.1. Галерея в сотрудничестве с художником определяет продажную цену конкретной работы и комиссию галереи. В спорных случаях может обращаться за экспертной оценкой в Ассоциацию галерей (раздел "ценообразование").

4.2. Профессиональная репутация галереи основана на гарантии, данной коллекционеру произведений искусства, что цена работы является адекватной значимости художника на арт-рынке. Художник и галерея работают вместе, чтобы обеспечить адекватную продажную цену работы.

4.3. Целью художника и галереи является стабильный, сильный и устойчиво развивающийся арт-рынок, инструментами которого выступают ярмарки и аукционы.

4.4. Художник имеет право получать определенные проценты, согласно российскому законодательству, за перепродажу произведения искусства в случае, если галерея выставляет его произведение на аукцион или перепродает уже проданное произведение на вторичном рынке.

4.5. В случае участия произведения художника в благотворительном аукционе необходимо ставить его организаторов перед фактом, что художник в любом случае получает фиксированный процент или гонорар, а прибыль, получившаяся сверх этой суммы идет на благотворительные цели.

5.1. Галерея, которая эксклюзивно представляет художника, помогает ему на всех этапах его деятельности (от изготовления работ и организации выставок до помощи в поиске арт-резиденций и стипендий) называется материнской галереей. Художник согласовывает все свои действия именно с ней, что не исключает периодического сотрудничества с другими галереями в разовых выставочных проектах или при определенной договоренности между галереями. В этом случае вторая галерея может частично включиться в продвижение художника, что должно быть зафиксировано в договоре между галереями.

5.2. Галереи должны выполнять обязательства, вытекающие из письменных соглашений, заключенных между собой.

5.3. Галереи, работающие с одним и тем же художником, принимают решение совместно с художником.

5.4. Если произведение художника изготовлено материнской галереей и передается на разовую выставку другой галерее - необходимо составить договор комиссии. В период работы выставки процентное соотношение после продажи произведения выглядит следующим образом: 50% получает автор, 20 % - материнская галерея, 30 % - галерея, включившая работу художника в выставку и в этот период занимающаяся продажей этого произведения. По окончании работы выставки, произведение возвращается в материнскую галерею, если другая галерея не участвует в создании произведения – разговор о процентах по умолчанию закончен. Если вторая галерея участвует в изготовлении произведения, процентное соотношение при продаже выглядит следующим образом: 50 % автору, 30 % - материнская галерея, 20 % - галерея показавшая произведение и участвовавшая в его создании материально.

5.5. Если другая галерея частично включается в продвижение художника - галереи сотрудничают между собой, формулируют затраты и договариваются о распределении процентов, в зависимости от их статуса и затрат.

5.6. Галереи не повышают цены на работы на основе взаимного сотрудничества. Цена произведения остается неизменной, такой же как в материнской галерее (т.е. посредники делят комиссию).

6.1. Ввиду того, что затраты галереи по продвижению художника включают в себя широкий спектр услуг (помощь в создании произведения, организацию выставки, затраты на аренду помещения, хранение и проч.) и несоизмеримы с затратами дилера, на стороне которого только новый для галереи и художника клиент - определить единый для всех дилеров и консультантов процент при продаже произведения в размере 10% от общей стоимости.

В случае, если продается свыше 3 работ, то 15%.

6.2. ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: если куратор, участвующий в создании выставки требует процент от продажи любого произведения, включенного им в выставку, он получает 10 процентов только в том случае, если он приводит нового клиента на конкретное произведение и только в этом случае, ибо он получает гонорар за выставку в целом.

7.1. Если работа продается из мастерской художника напрямую, художник должен гарантировать галерее в письменной или устной форме, что цена работы из мастерской идентична ценам, установленным совместно с галереей и не может быть снижена. Художник в любом случае выплачивает галерее проценты, учитывая затраты на его продвижение в целом (в случае эксклюзивного договора о сотрудничестве). Размер процентов в пользу галереи от продажи произведений из мастерской - зависит от степени вовлеченности последней в его продвижение и затраты.

7.2. В случае продажи из мастерской работы, в создании которой галерея не участвовала, никогда не показывала ее в пространстве галереи, галерея получает от художника 10 % от общей ее стоимости (в каждом конкретном случае должна быть учтена роль галереи в продвижении художника и от этого зависит размер процентов), тем самым компенсируя галерейные затраты в целом.

8.1. Галерея гарантирует коллекционеру профессиональное качество и адекватную оценку произведения, им приобретенного.

8.2. Галерея действует прозрачно и открыто, сообщая коллекционеру историю создания и продвижения произведения (если оно известно), а также в обязательном порядке выдает коллекционеру сертификат на приобретенное произведение, где указывается год его создания, техника и размеры.

8.3. Если коллекционер по какой-то причине решает продать приобретенное в галерее произведение – у галереи есть приоритетное право при вторичной его продаже. Однако, гарантированная перепродажа произведения – не является обязанностью галереи перед коллекционером. При перепродаже произведения важно учитывать состояние рынка на момент продажи, и если произведение было продано - дороже текущего состояния рынка следует учесть эти обстоятельства и продавать за адекватную цену, о чем следует сообщить коллекционеру заблаговременно.

8.4. Ввиду того, что рынок в Российской федерации пока еще находится на стадии развития и его рост зависит от множества разнонаправленных внешних факторов, принять по умолчанию единую для всех галерей позицию: никогда не обещать гарантированного роста цен на произведения искусства и не морочить головы коллекционерам, ссылаясь на инвестиционную привлекательность покупки.

9.1. Принять что существует устоявшийся договор между галереей и музеем / фондом (см. приложение).

9.2. Принять что персональная выставка художника в музее влияет на повышение цены на его произведения, что делает музей/фонд еще одним актором арт-рынка.

9.3. Если музей/фонд покупает произведение художника у галереи – установить размер допустимой скидки в 20-25 % от рыночной цены произведения, но не выше.

10.1. Галерея по возможности принимает участие в периодических опросах для аналитических обзоров российских и международных порталов.

10.2. Аналитическое/рейтинговое агентство четко прописывает условия обработки и хранения конфиденциальных данных.

11.1. Галереи не участвуют в распространении сведений, порочащих художников, другие галереи и остальных участников арт-рынка.

11.2 Галереи не участвуют в распространении сведений, порочащих галерейное движение в целом.

7. Трансграничная передача персональных данных
7.1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.
7.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

Этика - термин древний, обросший массой смыслов - в том числе и глупых. Задам рамки, в которых этот термин будет пониматься в данной работе. В широком / философском смысле этика должна отвечать на вопрос: в чем есть благо / добро? Чтобы к этому добру стремиться.

Изучая вопрос, я пришел к выводу, что вопрос этики по-разному, но остро стоит в различных социальных группах: от небольшого бизнеса до международных движений, и во многом влияет на их жизнеспособность.

  • Какая система норм оптимальна для малой / большой группы исходя из стоящих задач?
  • Как сформировать эту систему норм и, что ещё важнее, как эту систему изменять / корректировать?

ВАЖНО: в этой работе не ведется речь о командообразовании, личностном росте, психологических тренингах и т.п.

Пункт 1. Некоторые особенности формирования творческих коллективов

Формы объединений могут быть разные (например: Типы творческих коллективов (ТК) по И.Л. Викентьеву ), где важна мысль: ошибки / оптимальные решения в них так же отличаются.

Поэтому сразу разграничим:

Пункт 2. Этические нормы, критичные для отбора

В формировании малых групп Интеллектуалов есть существенное отличие от социальных движений. В социальных движениях, например, одна из выигрышных стратегий - набор большого количества участников и сортировка их по качественным уровням. То есть, применение находится как низшим, так и высшим, или же принимаются меры, чтобы ошибки низших не влияли на качественные параметры самого движения. Для коллектива интеллектуалов это проигрышная стратегия.

В малых же группах важен средний качественный уровень каждого участника, поэтому неизбежен жесткий отбор.

Вот некоторые из таких норм:

В социальных движениях можно использовать во благо.

Для человека норма, что всему есть одно единственное объяснение и, как правило, оно у него есть по всем вопросам. Хронически не способен на многоходовки (хоть и утверждает обратное). Высшее образование не помогает. Бесперспективно стягивают на себя общее время / силы.

Для человека нормально НЕ сделать обещанное, НЕ выполнить задание и куча других НЕ+глагол. Судя по всему, идет из детства и выражается в полном отсутствии воли. Способен работать лишь при постоянном надзоре и администрировании.

Очень сложно выбивается, в особенности в совокупности с другими критичными нормами.

Человек готов посвятить всего себя Делу, если некто решит ВСЕ его бытовые и денежные сложности, по крайней мере, он в это десятилетиями верит.

Реально это очень удобное самооправдание хронической лени.

Результат от такого человека маловероятен.

Чаще всего свойственно женщинам. Если будет стоять выбор Конференция, к которой готовились полгода и утренник ребёнка / чей-то день рождения / капризы супруга, - выбор будет сделан в сторону последних.

Мощная психологическая защита, после тридцати лет почти непробиваема.

Опережая возмущения, добавлю: носители этих этических норм могут быть добрыми людьми и в каких-то формах нести пользу себе и месту своей работы. Но! Для творческого коллектива, нацеленного на решение небанальных задач - бесполезны и/или вредны.
Поэтому, целесообразно не усложнять себе и ТК жизнь на старте проекта.

Также отмечу, что есть ряд этических норм, которые не считаются добродетелью в обществе, но:

  1. Относительно легко поддаются коррекции.
  2. Перенаправляются в эффективное русло.

Пункт 3. Этические нормы внутри творческого коллектива

Соответственно, есть система этических норм, направленных на результативность и жизнеспособность коллектива Интеллектуалов.

О некоторых из них —ниже.

Перечислены далеко не все нормы, кроме того, стоит учитывать, что речь об оптимальной модели. В реальности могут быть различные комбинации (в том числе с корректировкой под задачу).

3.1. Этика модератора / организатора коллектива

1. Компетенция организатора.

Суть в том, что модератор должен побороть свое желание понравиться и не вылезать за рамки своей компетенции. Области некомпетенции / незнания должны быть оглашены и превращены в исследовательские / открытые задачи.

2. Нагрузка организатора всегда выше коллектива, даже если это не ценят / понимают.

Условное правило: работоспособность участников равна работоспособности модератора поделенной надвое.

3. Организатор работает со всеми Участниками коллектива (даже если не все из них ему нравятся).

5. Организатор не может нарушать этические нормы, принятые в коллективе.

Организатор - эталон этики (особенно в начале), все вредные привычки / компромиссы будут восприняты коллективом, как допустимость нарушения.

6. Организатор осознает все риски.

А.С. Макаренко считал, что некоторых подростков из коллектива надо гнать!

7. Человек / личность - не является ценностью, даже если он приятен лично организатору.

Участник не заслуживает особого внимания / снисхождения / выделения, если он давний знакомый, больше всех Вас поддерживает или же - симпатичная женщина.

3.2. Этика коллектива

1. Коллектив - это оболочка (система), созданная для развития и Результатов (с большой буквы), а не для: развлечения, отвлечения, поиска сексуального партнёра и разговоров по душам и т.п.

Развлечениями / психотерапией проще держать коллектив и зарабатывать деньги, но это взращивает лень.

Мечты о том, что развитие может быть в форме развлечения - всего лишь мечты (если мы говорим о Творчестве).

2. На демократию имеют право те, кто делят риски (как правило это организатор).

3. Коллектив повышает ценность каждого отдельного участника.

Участнику даются возможности / инструменты для быстрого профессионального роста, поэтому он должен воспринимать коллектив именно так.

4. Следовательно, действия Участников - это не одолжение коллективу, а принятые на себя обязанности / контракт.

Важно изначально вводить в норму, что без вклада Участник коллективу не нужен. Кратко: систематический вклад = норма.

5. Участник не интересен коллегам, как личность, интересны его результаты.

6. В коллективе не приняты статусы, поэтому результаты должны воспроизводиться.

Такие вещи стоит пресекать, они ведут к застою сначала одного Участника, а затем всего коллектива.

7. Время каждого Участника - ценность.

В данном случае норма относится к распорядку работы коллектива, все затраченное время должно иметь максимальную пользу для Дела.

3.3. Этика поведения Участников

1. Время Коллег - ценность!

2. Межличностное общение с коллегами - НЕ ценность для коллектива.

Увы, когда люди начинают дружить на уровне бытовых интересов в Коллективе самозарождаются интриги…

3. Мы уважаем трудолюбивых Коллег (даже если они не нравятся как личности / я с ними не согласен).

Данная норма может быть поставлена на этапе отбора, но так или иначе личностные / стереотипные оценки и реакции могут всплывать со временем.

4. Эмоции / мнения / возражения / критика в отношении Коллег и их работы - НЕ имеют ценности, если Вы не в состоянии их подтвердить.

Нарушение этой нормы в скором времени начинает сжирать время очных встреч и, по сути, может продолжаться до бесконечности (естественно, без Результатов).

Участники раз в неделю делятся наработанным за неделю, и большинству не просто перейти от импульсивных оценок к более структурированной информации.

3.4. Этика деятельности Участников

1. Я пришел в коллектив заниматься Делом, если я этого не делаю, то зачем мне коллектив и я коллективу?

Очень важно, чтобы ежедневная деятельность не превратилась для Участника в школьное домашнее задание, которое не хочется делать, но надо.

2. Я работаю над Делом ЕЖЕДНЕВНО.

Очень непривычная для большинства вещь, на первых порах приходится ставить это в привычку и принимать ежедневные отчеты (нагрузка, естественно, на модераторе).

3. Я понимаю, что Дело требует времени, поэтому я высвобождаю его, отказываясь от других дел.

Как показал опыт, без конкретной жертвы в виде отказа от привычного / бытового времяпрепровождения, настроиться на ежедневную работу средний интеллектуал с высшим образованием не в состоянии.

4. Результативность - это не выполнение одного, приятного мне, дела, а выполнение множества дел, которые важны для коллектива.

Без многозадачности эгоизм не выбивается.

5. Оправданий для невыполнения дела - НЕТ (все взрослые люди).

Увы, взрослые люди любят и умеют превращаться в школьников, со свойственными им оправданиями…

6. Моя деятельность вне коллектива - может быть полезна Коллегам.

Тут стоит отметить, что данная норма годится для неформальных коллективов с разнородными людьми. При построении коммерческой структуры эта норма может не пойти в пользу.

7. Помогать Коллегам в их проектах - ценность.

Одна из сильных сторон в работе коллектива - это дополнение работ коллег примерами, собранными во время работы над своей темой.

Читайте также: