Проекция по фрейду кратко

Обновлено: 02.07.2024

Определение особенностей личности по ее проекциям используется в методе проективном. Пристрастность отражения мира, обусловливаемая проекцией, может иметь и защитный, патологический, и творческий, созидательный характер.

Различаются несколько видов проекции:

1) проекция классическая, или защитная;

2) проекция атрибутивная;

3) проекция аутистическая.

2. Под проекцией нередко понимается не только средство защиты психологической, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий. Субъект, оказавшись в некоей ситуации, в восприятии преобразует ее сообразно своей индивидуальности - например, интерпретирует рисунок соответственно своим личностным особенностям.

Согласно Фрейду, проекцией называются два существенно различных явления, которые объединяются неосознаваемостью трансформаций, коим подвергаются исходные влечения, - в сознании же выступает лишь продукт этих трансформаций. Со временем термин проекция стал настолько расхожим, что отличить проекцию от ряда иных психологических феноменов стало весьма трудно. Ввиду этого предлагается различать несколько видов проекции (-> проекция: классификация).

Одна из попыток преодоления кризиса в обосновании методик проективных - отказ от понятия проекции как объяснительной категории. Пример подобного подхода - концепция искажения апперцептивного.

ПРОЕКЦИЯ: КЛАССИФИКАЦИЯ - для устранения многозначности понятия проекции, восходящего к З. Фрейду, выделяется несколько видов проекции:

1) проекция классическая (защитная);

2) проекция атрибутивная;

3) проекция аутистическая;

4) проекция рациональная.

Мнения по вопросу о том, как соотносятся эти виды проекции с процессами, идущими в исследовании проективном, значительно различаются.

Большинство авторов склонно толковать проявления проекции атрибутивной как свидетельство субъективной значимости соответственных смыслов.

ПРОЕКЦИЯ АУТИСТИЧЕСКАЯ - детерминированность восприятия потребностями воспринимающего; модификация восприятия предметов или явлений согласно собственной актуальной потребности. При этом предметное содержание потребности включается в процесс восприятия, воображения (-> аутизм).

Большинство авторов склонно толковать проявления проекции аутистической как свидетельство субъективной значимости соответственных смыслов.

ПРОЕКЦИЯ ЗАЩИТНАЯ (проекция классическая) - неосознаваемый механизм, посредством коего импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира (-> защита психологическая). В основном соответствует первичному пониманию З. Фрейда.

ПРОЕКЦИЯ КАССАНДРЫ (проекция Панглосса) - названа метафорически в честь литературных персонажей; может рассматриваться как вариант механизма защитного, известного под названием образование реактивное.

ПРОЕКЦИЯ КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ - проекция черт, дополнительных к тем, коими субъект обладает в действительности. Например, если субъект испытывает страх, он склонен воспринимать других как угрожающих; в этом случае приписываемая черта служит обоснованием собственного состояния.

ПРОЕКЦИЯ ОБРАТНАЯ - крайний случай искажения, совпадающий с Фрейдовским понятием проекции защитной.

ПРОЕКЦИЯ СИМИЛЯТИВНАЯ - выполняет защитные функции, препятствуя осознанию того факта, что субъект в действительности обладает некоей нежелательной чертой.

ПРОЕКЦИЯ ФОБИЧЕСКАЯ - вынесение вовне, экстериоризация страха и тревоги, в действительности имеющих эндогенную природу.

Развитая психика человека представляет собой систему, которая способна саморегулироваться, защищаться. Эта система устроена таким образом, что при возникновении конфликтной ситуации, стресса или тяжёлых потрясений у человека бессознательно срабатывает защитный механизм, благодаря которому, психике легче пережить сложные моменты жизни или конфликтные ситуации.

Основная цель защитных механизмов это предотвратить или ослабить вред, нанесённый стрессом, психологическим ударом.

Психологическая защита личности — это неосознанный процесс, направленный на предотвращение психических расстройств, устранение сильных отрицательных чувств и эмоций, поддержание внутренней гармонии и баланса.


Что такое психологическая защита по З. Фрейду

Первым, кто описал данный механизм, был Зигмунд Фрейд. Он определил несколько видов психологической защиты, её свойства и функции, уделял огромное внимание проблеме внутреннего конфликта, между неосознанными желаниями и сознательным контролем. Из-за невозможности осуществить желания подсознательного, очень часто нарастает чувство неудовлетворённости, вследствие чего может появиться психическое расстройство или заболевание.

Защитные механизмы, которые неосознанно включаются после драмы или сложной ситуации, конечно же, не помогут решить корень проблемы, но смогут оказать временное облегчение и снять напряжение.

Его дочь Анна Фрейд, а также многочисленные ученики и последователи подробно изучали и продолжали разрабатывать теорию бессознательных защитных механизмов.

Целью психологической защиты является ослабление или снятие психического напряжения, разрешение внутриличностного конфликта, возникшего из-за противоречий между импульсом бессознательного и требованием внешней среды.


Механизмы формирования психологических защит

механизм формирования псих. защиты

Защитные механизмы начинают формироваться в раннем детстве, под влиянием социума, в первую очередь семьи. Формирование границ, запретов, социальных норм, правил поведения (принятых именно в данном обществе) даёт возможность ребёнку адаптироваться в социуме, это же и является источником внутреннего конфликта, и при его возникновении, в зависимости от воспитания и родительского примера поведения начинают работать защитные механизмы.

Фрейд так иллюстрировал работу психологической защиты, конкретно одной из самых мощных — вытеснения:

На лекции один из студентов мешает профессору — шумит, кричит, громко смеётся (это некая травмирующая ситуация). Лектор просит вывести крикуна (вытеснение). Но он не уходит и продолжает стучать в дверь.

Далее, есть два пути решения конфликта:

Договориться — пустить его обратно, но с условием не мешать. Так и работает психоанализ. Информация осознаётся человеком с помощью аналитика и возвращается в сознание, переработанной и прожитой, перестаёт травмировать.

Или "студент" всё время будет пытаться ворваться в аудиторию. Травмирующая ситуация будет постоянно прорываться в сознание в виде снов, навязчивых мыслей, симптомов болезней, непонятных страхов и фобий.

Вытеснение — базовая защитная реакция психики, родоначальник всех остальных защитных механизмов.


Виды психологических защит: 14 незрелых и 2 высших

На данный момент нет чёткого общепринятого списка психологических защитных механизмов, разные психотерапевты, психотерапевтические школы трактуют по-разному, но есть несколько базовых, в отношении которых достигнут некоторый консенсус. Большая часть, так называемых примитивных (незрелых), они называются так, потому что формируются очень рано, и редко осознаются человеком, все они как бы скрывают, маскируют или искажают часть реальности.

Используя их человек бессознательно отказывается взглянуть правде в глаза, а значит, всегда воспринимает ситуацию искажённой и действует не слишком адаптивно. Эти защитные механизмы, конечно, очень важны для поддержания гомеостаза психики, но они же мешают изменениям, в том числе при работе с психологом.

В первую очередь благодаря им мы не можем резко меняться неважно в хорошую или в плохую сторону. Если человек изменился резко, то он либо сошёл сума, либо изменения копились внутри личности очень долго, и в один прекрасный момент они проявились.

Этот вид заставляет человека "забыть" негативные события, связанные с его действиями или с другими людьми, крайне отрицательные чувства, возможно, какие-то потери, травмирующие мысли или воспоминания. На этот механизм психика тратит огромные, просто колоссальные ресурсы, вследствие чего могут возникнуть всевозможные психические расстройства. Данный способ далеко не самый безопасный и надёжный, так как негативные воспоминания всё равно не исчезнут бесследно, а будут храниться в бессознательном и всплывать периодически, в виде тревоги, плохих снов, неприятных ощущениях.

Механизм, при котором человек переносит свои не самые лучшие качества на другого. Чаще всего это качества, не одобряемые и не приемлемые обществом, вследствие чего сам человек их также не приемлет, и в себе конечно же видеть не хочет.

В чужом глазу соринку видим, в своём бревна не замечаем

3. Идентификация (Стокгольмский синдром)

Данный механизм помогает человеку адаптироваться в безвыходной (объективно или субъективно) ситуации. Психологически легче присоединиться к сильному агрессору, чем осознать себя жалкой, ни на что не способной жертвой. Ведь осознание данного факта должно или привести в отчаяние, чего психика может не выдержать или побудить к действию (бунт, разрыв отношений, попытка побега и т.д.) к чему истощённая психика также может быть не готова.

4. Всемогущий контроль

У взрослых перерастает в веру в то, что можно управлять вселенной силой мысли, загадывать (создавать) своё будущее и т.д. У большинства адептов марафонов желаний, как правило, сильно работает данная защита.

Желание, стремление избежать неприятной или негативной информации. Отрицается печальный опыт, отказ от осознания дурных вестей. Этот механизм формируется ещё в детстве и защищает психику от травм. Очень часто это первая реакция на боль от потери.

Человек пытается отрицать смерть близкого, отказывается принимать это событие.

Женщина отказывается верить в измену мужа, даже если все факты налицо.

Отрицание очевидной реальности и правды. Очень полезно и работает как анестезия, когда человек слышит шокирующую информацию, позволяет психике постепенно адаптироваться к резким изменениям, но страшно, когда данный механизм не выключается, и, например, женщина, потерявшая детей, спустя годы продолжает верить, что они живы.

В чём отличие Отрицания от Вытеснения? При вытеснении ситуация была осознана и прожита, но в дальнейшем психика её как бы стёрла из памяти, при Отрицании же человек в принципе избегает осознания правды. Он не хочет говорить о травме, обсуждать, слушать, может физически закрывать уши и уходить, впадает в ступор, пытается жить — и в запущенных случаях — живёт так, как будто ничего не было.

Фильм, хорошо иллюстрирующий данную защиту —"Жить" Василия Сигарева

изоляция как защита

Человек испытывает какие-либо сложные чувства по поводу какой-либо ситуации, он не хочет их испытывать, ему некомфортно, неуютно, больно, и тогда он изолирует эти чувства, как бы не проживает их, осознаёт, но не чувствует.

Женщина, пережившая насилие, рассказывает об этом спокойно без эмоций и истерик.

Беременная женщина, у которой умер муж, откладывает истерики на потом, и спокойно занимается похоронами.

7. Реактивное образование

Защитный механизм нашей психики, при котором она преобразовывает негативное чувство в позитивное или наоборот. Мы довольно часто испытываем к одному и тому же объекту разнонаправленные чувства и вот если, по каким-то причинам, мы не можем выражать весь спектр чувств, психика переносит всё внимание на один из полюсов.

Например, братьям запрещают драться и ругаться: "Вы же родные люди, вы должны любить друг друга" и тогда один из них или оба время от времени, для того чтобы хоть как-то проявить накопленный негатив так обнимают друг друга, что аж рёбра трещат. Или шутливо дают подзатыльник, с которого всё же начинается драка.

Или мальчик-пятиклассник начинает замечать, что испытывает к однокласснице Оле какой-то сложный комплекс чувств, заподозрив, что влюбился, он сразу же обращает внимание на то, какие у неё отвратительные косички и мерзкий нос, и дёргает её за них (и за нос, и за косички) и дразнит, ведь если срочно не перенести всё внимание на негативные стороны Оли, одноклассники, чего доброго, засмеют. При этом он частично реализует свои положительные чувства через постоянный тактильный контакт и бурную обратную реакцию от Оли и её подружек.

Идеализирование какого-либо человека, представление его всемогущим защитником, сияющим совершенством. Главный и серьёзный минус этого способа — обесценивание этого же человека, если его дальнейшая идеализация просто невозможна.

При знакомстве девушка идеализирует, чаще всего бессознательно, своего молодого человека, считая его самым лучшим и приписывая ему самые замечательные качества. Однако, через некоторое время оказывается, что он не такой уж и прекрасный, и наша незрелая девушка впадает в другую крайность — примитивное обесценивание. Тогда приходится отправляться искать следующего, чтобы также его возвысить.

Этот вид защиты способен облегчить жизнь, освободив от ответственности, анализирования ситуаций и решения проблем. Человек безоговорочно принимает позицию других людей, доверяет авторитетному мнению чужого, копирует способы поведения, абсолютно не задумываясь, подходит ли это всё ему самому и соответствует ли его точке зрения и ценностям, в общем-то, собственной точки зрения у него нет.

Данный механизм абсолютно необходим для выживания младенца, все дети без исключения принимают на веру всё, что им говорят родители, ведь те критически настроенные малыши, которые при крике родителя: "Беги" первым делом садились и начинали размышлять: "А стоит ли?" были съедены саблезубым тигром давным-давно, и гены свои не передали.

Но, всё это хорошо работает до поры до времени, и по ходу взросления, критическое мышление должно развиваться, а человек должен перерабатывать информацию, и пропускать её через призму полученных знаний и прожитого опыта, прежде чем присвоить.

Довольно сложный механизм, в ходе которого, человек пытается "отыграть" пугающую его ситуацию, сменив роль с пассивно-жертвенной на активно-инициирующую.

То есть бессознательно воспроизводит или провоцирует травмирующую ситуацию, пытаясь на этот раз, занять активную роль. Если провести опрос среди женщин лёгкого поведения, выяснится, что многие пережили насилие, и теперь, выбрав рискованную профессию, они как бы контролируют эту ситуацию.

Повторяющиеся несчастные случаи, "хождение по граблям", повторяющиеся болезни (не про ОРВИ речь) — часто это работа данного механизма.

Травма всегда требует разрешения и разрешается тем или иным способом. Если она не осознаётся, она будет искать выхода вовне самым причудливым способом, в том числе воспроизведением первоначальной ситуации, психика будет стремиться вернуться в точку отсчёта, чтобы закрыть вопрос.

рационализация как защита

Человек пытается объяснить свои неудачи или плохие поступки какой-либо рациональной причиной. Например, сделал что-то плохое, или подумал какую-нибудь гадость, или не получилось что-то сделать — принять эту гадкую черту в себе и признать, что да, вот такой я, могу быть плохим и думать плохое — сложно, и человек пытается как-то рационализировать, подвести под свои неблаговидные мысли или действия разумную основу.

Яркий пример — басня Крылова "Лисица и виноград", впрочем, у Крылова почти все басни об этом.

Или услышал человек о том, как маленькую девочку украли и убили, опять же принять, что такое в нашем мире случается, что происходят нелогичные страшные жуткие вещи с тем, кто этого не заслуживает, человеку немыслимо, и он начинает рационализировать. "Кто же ребёнка одного отпускает", "Кто же педофилов из тюрьмы выпускает" и вообще, возможно это матери наказание за прошлые грехи прилетело.

Рационализация помогает человеку смириться с фрустрирующей его ситуацией. Мы привыкли, что в большинстве случаев есть причина и следствие, и когда не можем сходу эту связь нащупать, или она объективно отсутствует, сами её придумываем, иногда, даже натянув сову на глобус.

Тут же корни всех теорий заговора.

В сложных и стрессовых ситуациях человек пытается защититься и спрятаться, используя для этого, порою, самые примитивные методы. В таких случаях реакции подобны поведению маленького ребёнка, который плачет, кричит, скандалит, отказываясь принять логику. К этому типу относится такие методы, как привычка постоянно грызть ногти, перебарщивать с табаком и спиртным или, например, кусать губы.

13. Поворот против себя

Самообвинение, самоуничижение, нанесение себе телесных повреждений, пьянство, наркомания, обжорство, рискованное сексуальное поведение, в крайнем случае — суицид — всё это проявления аутоагрессии (поворота против себя)

В фильме Никиты Михалкова "12", есть прекрасный монолог Гармаша, в котором отлично проиллюстрировано, как это происходит.

14. Вымещение (Замещение)

Начальник наорал на мужа, он сорвал злость на жене, она отшлёпала сына, а тот избил маленькую сестру или кота за хвост дёрнул.

У бабушки маленькая пенсия и она хамит всем в маршрутке, и т.д.


Высшие психологические защиты

Высшие психологические защиты называются так, потому что человек, использующий их — зрелая личность — не скрывает от себя часть реальности, не маскирует негативные чувства, а перерабатывает их безопасным для себя и общества способом и перенаправляет негативные импульсы не на себя, не на других, а без жертв и разрушений в созидательную деятельность, приемлемую и одобряемую.

К высшим психологическим защитам относится сублимация и юмор. Разберём и их.

Защитный механизм психики, благодаря которому негативная энергия, направляется в другое социально приемлемое русло. Этот способ помогает пережить стресс, комплексы, отрицательные эмоции, снять внутренний конфликт и найти выход негативу, обычно, в форме физической активности или в творчестве.

Например, человеком овладел сильный гнев, ярость, он не начинает крушить всё кругом или резать себе руки, он:

Осознаёт и принимает эти чувства.

Идёт в спортзал, на пробежку или просто прогуляться.

Человек потерял близкого, он не пытается отгородиться от горя, не топит себя в алкоголе, а, например, пишет роман, выплёскивая всю боль и горечь на бумагу.

Отличный фильм на тему "Под покровом ночи" Nocturnal Animals Тома Форда (!имейте в виду, фильм содержит довольно травмирующие сцены насилия!)

юмор как защита от стресса

Юмор доступен лишь на высоком уровне развития личности.

Нервные смешки и зашучивание ситуации могут использоваться при любом из незрелых видов защит. Если человек рассказывает, как его избивал отец и при этом весело смеётся — это не юмор, как защита, это "идентификация" или "реактивное образование". Как понять, что это так? Обычно окружающим становится неловко от такого рода "юмора", человек выглядит немного (или даже сильно) не адекватно контексту.

Разница между зрелой и незрелой защитой, как мы говорили в том, что человек не отгораживается от реальности, он принял и переработал травму. Он способен признать, что отец вёл себя, мягко говоря, не лучшим образом, не отрицая его вины и не обесценивая свой ущерб.


Примеры проявления психологических защит

А сейчас мы приведём примеры различных психологических защит, а вы попробуете догадаться, каких именно. Если останутся вопросы или недопонимания, пишите в комментариях к статье, постараемся на всё ответить.

Человек не отдал долг вовремя, кредитор возмущён и предъявляет претензии в вежливой форме. Должник в ответ разражается гневной тирадой, хлопает дверью и перестаёт брать трубку. Какая защита работает в этом случае?

Выросший сын вспоминает в разговоре с матерью, как однажды она отшлёпала его кухонным полотенцем за то, что он разлил чай. Мать возмущена. "Не было такого, что ты выдумываешь!" Какой механизм ограждает мать от неприятных воспоминаний?

Студент проваливает важный экзамен и оказывается под угрозой отчисления. В разговоре с приятелями он небрежно говорит, что, вообще-то, и сам давно подумывал бросить вуз и поступить в другой или вообще замутить стартап, вон Цукерберг бросил Гарвард и ничего у него жизнь сложилась — удачно. Тут что работает?

Мать часто видит, что у её сына-подростка сужены зрачки, он странно себя ведёт, то добрый и ласковый, то раздражительный и злой, сильно похудел, из дома начали пропадать вещи, но она всё сама себе логично объясняет и для всего находит веское обоснование. От намёков родственников на то, что пора бы обратиться к наркологу, отмахивается. Как объяснить такое поведение?

У человека не ладится в личной жизни, от него ушла жена, он записывается в спортзал и на курсы испанского языка. Что он делает с негативными эмоциями? Как называется этот процесс?


Заключение

Психологические защиты можно сравнить с тяжёлыми доспехами рыцаря. Они действительно помогают и даже спасают от стрелы, летящей прямо в нагрудник, но жить в них всё время невозможно — ни нагнуться, ни с коня слезть, ни обнять любимого человека. Зрелая личность использует все защиты, но больше всего сублимацию и юмор и тогда они из тяжёлой брони превращаются в лёгкий и прочный щит, которым можно гибко манипулировать и подстраивать под актуальные задачи.

Гибкость и широкая вариативность использования защитных механизмов один из признаков здоровой личности в соответствии с определением таковой психоаналитиком Нэнси Мак-Вильямс. Здоровая личность никогда не использует один и тот же механизм или ограниченный их арсенал в любых жизненных ситуациях.

Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы замечаете, что ваша жизнь осложняется из-за неадаптивного использования психологических защит, проконсультируйтесь со специалистом!

Проекция — психический процесс, сопровождающийся вынесением субъективных переживаний вовне, наделением внешних объектов внутренними бессознательными желаниями, перенесением вины и ответственности за отвергаемые в себе наклонности на кого-либо другого, приписыванием другим людям собственных чувств, качеств, свойств и черт характера, которые не замечаются или не признаются человеком.

На начальном этапе своей исследовательской и терапевтической деятельности Фрейд рассматривал проекцию в качестве защиты параноика, выносящего вовне субъективные переживания, доставляющие ему страдания. В период 1895–1896 годов он обсуждал вопрос о том, как проецируемые параноиком вовне переживания оборачиваются против больного, поскольку в конечном счете они возвращаются к — нему в форме терзающих его самоупреков, обостряющих его психическое состояние.

Несколько лет спустя при исследовании природы и механизмов образования сновидений Фрейд высказал соображения, что сновидение и галлюцинацию можно рассмотреть в качестве проекции нереализованных желаний человека на внешний мир. Наряду с подобным пониманием проективные механизмы сновидения воспринимались им под углом зрения смещения, перемещения акцента со значительных элементов на менее важные. В результате этого происходило искажение содержания сновидения, несовпадение его скрытых мыслей с явным текстом, картинкой, изображением того, что оказывалось в поле внимания сновидящего.

Фрейд утверждал также, что проекция возникает и там, где нет никаких конфликтов. Внутренние восприятия могут проецироваться вовне с целью образования внешнего мира. Так, примитивные люди посредством проекции внутренних восприятий вовне создали картину внешнего мира, которую с позиций окрепшего восприятия сознания необходимо перевести обратно на язык психологии

Те или иные аспекты фрейдовского понимания проекции получили свою дальнейшую разработку в исследованиях ряда психоаналитиков. Так, М. Кляйн через призму проекции и интроекции рассматривала двойственное отношение ребенка к своему первичному объекту. Она полагала, что младенец проецирует свои любовные импульсы и приписывает их удовлетворяющей (хорошей) груди точно так же, как он приписывает фрустрирующей (плохой) груди проецируемые на нее деструктивные импульсы. В этом отношении картина внешнего и переведенного во внутренний план объекта в психике ребенка расценивалась ею как искаженная фантазиями, непосредственно связанными с проецированием его импульсов на объект.

Если М. Кляйн придерживалась точки зрения, согласно которой проекция и интроекция являются процессами, способствующими различению внешнего и внутреннего и, следовательно, развитию Я, то А. Фрейд относила проекцию и интроекцию к тому периоду, когда Я уже отдифференцировалось от внешнего мира. Исследуя различные механизмы защиты Я, она рассматривала проекцию в качестве одного из важных защитных способов, используемых человеком при попытках разрешения его внутрипсихических конфликтов.

Для К. Хорни проекция была частным случаем экстернализации, то есть тенденции так воспринимать внутренние процессы, как если бы они находились вне человека. Проекция соотносилась ею с объективированием имеющихся у человека трудностей. С ее точки зрения, экстернализация различных черт человека может осуществляться посредством простой проекции, то есть в форме восприятия их как принадлежащих другим людям или посредством перекладывания ответственности за них на других людей. Хорни считала, что в ряде случаев проекция позволяет человеку отреагировать на свои агрессивные наклонности, не осознавая их и поэтому не сталкиваясь лицом к лицу со своими конфликтами. В ее понимании, в качестве побочной функции проекция может служить потребности в самооправдании: не сам индивид испытывает желание красть, обманывать, унижать, но другие хотят сделать это по отношению к нему.

Обращая внимание на проекцию как на один из механизмов защиты, Хорни высказывала пожелание быть особенно внимательным к поискам факторов, которые проецируются. Если, например, пациент полагает, что аналитик не любит его, то, по ее мнению, это чувство может быть проекцией нелюбви пациента к аналитику. Но может быть также проекцией его нелюбви к самому себе или может вообще не являться проекцией, а служить оправданием тому, что пациент не вступает в эмоциональный контакт с аналитиком, исходя из опасения угрозы его независимости. Кроме того, Хорни предупреждала об опасностях (неправильное истолкование, возможные ошибки), которые подстерегают аналитика, осуществляющего проекции в мир пациента.

Наряду с проекцией психоаналитики уделяют важное внимание и интроекции.

Интроекция — процесс включения внешнего мира во внутренний мир человека. В классическом психоанализе под интроекцией понимается процесс установления таких отношений между человеком (субъектом) и другим человеком или предметом, на который направлен его интерес (то есть объектом), при которых свойства и качества объекта переносятся субъектом внутрь.

Интроекция противопоставляется проекции как процессу вынесения человеком своих собственных чувств и внутренних побуждений вовне. При проекции субъект наделяет объект теми свойствами и качествами, которыми обладает сам. При интроекции человек как бы вбирает в свою психику представления о части внешнего мира, превращает их в объект бессознательного фантазирования. Он наделяет самого себя свойствами и качествами воображаемого объекта, идентифицирует (отождествляет) себя с этим объектом, думает и действует с оглядкой на внутренний образ, возникший в результате интроекции.

Если параноик проецирует вовне из своего Я возможно большую часть внешнего мира и делает его сюжетом бессознательных фантазий, то невротик, как считал Ференци, озабочен поиском объектов, которые он мог бы втянуть, интроецировать в круг своих интересов. Невротическая интроекция рассматривалась Ференци как крайний вид психического процесса, имеющего место в каждом нормальном человеке.

В содержательном плане процессы идентификации и интроекции выступали у Ференци как однозначные. С точки зрения Фрейда, интроекция тесно связана с идентификацией как одной из форм эмоциональной связи человека с объектом своего внимания. В процессе идентификации человек стремится быть похожим на того, к кому испытывает особые чувства привязанности, будь то любовь, обожание, поклонение. Благодаря интроекции человек как бы превращается в тот объект, с которым он себя идентифицирует.

Аналогичные картины подражания животным, отождествления себя с ними могут наблюдаться не только в процессе детской игры. Ребенок вполне серьезно может включить в себя любимый, но в силу различных обстоятельств жизни утраченный объект своей привязанности. В одной из своих работ Фрейд привел в качестве примера наблюдение, описанное в психоаналитическом журнале. Речь шла о ребенке, который сильно переживал по поводу утраты любимого котенка. Это переживание привело к тому, что ребенок не только отождествил себя с котенком, но и всем своим поведением показывал, что он теперь стал этим котенком. Ребенок капризничал, не хотел есть за столом, ползал на четвереньках.

Интроекция объекта субъектом свойственна не только детям, но и взрослым. Типичным примером может служить меланхолия взрослого человека, считающего реальную или воображаемую потерю любимого объекта причиной своего подавленного состояния. В этом случае человек упрекает самого себя за то, что произошла утрата объекта. Он обвиняет себя во всевозможных грехах, унижает собственное Я. Тень объекта, по выражению Фрейда, оказывается отброшенной на Я человека. Интроекция объекта проявляется в явной форме.

Благодаря интроекции в психике человека возникают различные представления и образы, оказывающие воздействие на его жизнедеятельность. Эти образы и представления становятся неотъемлемой частью человека, превращаются в идеал Я или Сверх-Я.

В классическом психоанализе понятия идеала Я и Сверх-Я тесно связаны с ин-троекцией. Объект привязанности вбирается внутрь психики человека, становится на место его Я. Он оказывается не только включенным во внутренний мир человека, но и активно действующим в качестве некоего идеала или инстанции, контролирующей его мысли и поведение. Прежние отношения между внешним объектом и человеком перерастают в отношения между образовавшимся в результате интроекции идеалом Я и Я, ставшим объектом воздействия со стороны этого идеала. Внутренний мир человека, его психика становятся ареной противостояния различных сил.

Процесс интроекции приводит к изменениям в психике человека. Его Я как бы расщепляется на две части. Одна из них включает в себя потерянный объект. Другая, олицетворяющая собой, с точки зрения Фрейда, критическую инстанцию или совесть, становится особенно беспощадной по отношению к первой части Я. Между обеими частями Я возникает конфликт, обострение которого может привести к психическому расстройству.

Стремление к включению большей части внешнего мира в свое собственное Я особенно характерно для невротика. Вобрав внешний мир внутрь самого себя, невротик делает его объектом своих многочисленных фантазий.

Проблема интроекции обсуждалась в работах К. Абрахама, М. Кляйн, А. Фрейд и других психоаналитиков. Так, Кляйн выдвинула представления об орально-садистской интроекции груди, о взаимодействии с самого начала жизни ребенка интроекции и проекции, об интроекции преследующего объекта, определенной проекцией деструктивных импульсов на этот объект. Ею была высказана также мысль о реинтроекции: реинтроекция плохого объекта подкрепляет остроту страха, боязни внешних или внутренних преследователей; реинтроекция хорошего объекта ослабляет тревогу преследования.

Читайте еще:

Сегодняшнее общество, в котором первобытные религиозные чувства и ренессансы наряду с наследием революций выставлены для рыночной продажи, в котором фашистские фюреры за закрытыми дверьми ведут торг землями и жизнями наций, в то время как искушенная публика у радиоприемников предается подсчету.

Жене редко представляется возможность продвинуть мужа в деловой сфере, но в социальной — почему бы и нет? Социальные контакты часто переплетаются с полезными деловыми связями, и многие предпочитают вести дела с Фрэнком или Биллом, а не с каким-то там незнакомцем. Все равно, чем занимается Ваш.

Хотя изучать бесполезно…это знает каждый, кто пытался освоить хотя бы минимальные навыки пользования компьютером, не говоря уже о продвинутых. Пробовать надо, пробовать, отвечая на возникающие вопросы с помощью инструкции или лучше инструктора, а изучать толстую книжку — ну может для гения.

Предлагаемая вашему вниманию книга выходит в свет в самый разгар предвыборных баталий. Избирательная кампания стремительно набирает обороты. Гражданам России предстоит сделать не простой выбор. Политическая ситуация сегодня настолько накалена, кризис в стране дошел до такой точки своего.

3) конституционально-биологические факторы (наследственная отягощенность психическими или наркологическими заболеваниями)

Предлагаемая методика психологической подготовки построена на логике и самоубеждении без внушения и самовнушения. Естественно, что волевой минимум в виде настойчивости и самостоятельности обеспечивают только минимальное начало самоподготовки. О других волевых качествах речь пойдет впереди.

Для начала — понять, что в мире все именно так и обстоит. Это не личное ваше с детьми или родителями невезение, а нормальная жизнь, обычные ситуации. Со всеми их слезами, конфликтами переживаниями и нервотрепками. Так бывает практически у всех. И было. И будет. И весь вопрос уже в том, как.

Опыт извлечения энергии из помех может быть перенесен на любую форму сознания, в том числе и на состояния. Волевая медитация ведет к нормированию чистого и ясного состояния сознания, которое воспринимается как естественное, а все остальные по отношению к нему — как отклонения, требующие затрат.

Важен для возникновения стресса не столько уровень личных стандартов, выбираемых самим человеком или задаваемых извне, – т. е. перфекционизм, – сколько оценка человеком того, насколько он близок к совершенству, – т. е. степень соответствия стандарту. Поэтому Р. Слени с соавторами (Slany et al.

Леонид Эрштейн

Людмила Козлова

Понятие ПЕРЕНОС фиксирует особый вид отношений с личностью, сопровождающийся чувствами по отношению к личности, которые не подходят ней и которые в действительности обращены к другой личности.

Проекция (от лат. projectio - бросание вперед) - психологический механизм, впервые рассмотренный З. Фрейдом - , работа которого обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов - и черт характера самого индивида другим людям.
Это из словарей .
Если кратко, то при переносе я вижу не самого человека, а , например, родителя и ожидаю таких же реакций и требований от этого человека, как это происходило во взаимодействиях с родителем.
Например, во взаимоотношениях с начальником часто проявляется явление переноса. Я его боюсь, потому что боялась родителя.
При проекции в другом человеке я вижу себя, как в зеркале, но вижу то, что в себе не хочу видеть.
Например, я жадная, но не хочу этого в себе замечать, тогда в другом я буду видеть эту жадность особо явно, остальное будет уже не так важно.
Разница в том, ЧТО я приписываю другому человеку либо СВОИ качества(проекция), либо качества ДРУГОГО человека(перенос). В любом случае я вижу не самого человека, а что-то другое(галлюцинации почти что:))).

Леонид Эрштейн

Людмила спасибо. Вы дали классическое объяснение этого. Оно мне знакомо, у него есть простой недостаток, видимо не замечаемый в науке. Суть его вот в чем:

Дело в том, что приписывая другому человеку качества другого человека, мы на самом деле приписываем ему то как мы ощущаем качества другого человека, свое восприятие качеств другого. А свое восприятие качества другого является уже своим качеством..и значит по сути мы приписываем другому не качества другого а опять таки свои, но относящееся к другому человеку.

Кроме того на практике крайне сложно отличить перенос от проекции исходя из Вашей трактовки - поди определи приписываешь ты свои качества или качества другого.

Людмила Козлова

**Оно мне знакомо, у него есть простой недостаток, видимо не замечаемый в науке.**
Это известный факт в науке. Увы, ничего нового.:)

**Кроме того на практике крайне сложно отличить перенос от проекции исходя из Вашей трактовки - поди определи приписываешь ты свои качества или качества другого. **
Самому без навыка это сложно определить в себе самом. т.к. это не осознается, находится в области бессознательного. Для этого нужен другой человек, который может это показать, пользуясь проективными методиками, например, и вывести на уровень сознания.
***А свое восприятие качества другого является уже своим качеством..и значит по сути мы приписываем другому не качества другого а опять таки свои, но относящееся к другому человеку. ***
Да, так работает психологическая защита. Увидеть перенос мешает другая защита, например,проекция или какая-то другая. Защиты охраняют не только определенные ситуации, но и сами себя.
Приведите конкретную ситуацию и на ней можно рассмотреть, как работают психологические защиты (перенос, проекция и пр).

Леонид Эрштейн

Нет я в курсе как это работает спасибо, меня интересует это как теоретическая проблема. Пока я принципиальной разницы не вижу, хотя объясняете Вы очень хорошо, очень точно. У меня есть версия другая:

Перенос это механизм при помощи которого осуществляется проекция. Человек проецирует при помощи переноса. но прав ли я я не знаю.

Людмила Козлова

Леонид, тогда может начать с формулировки проблемы и мы сможем говорить на одном языке.
Сможете сформулировать?

***Перенос это механизм при помощи которого осуществляется проекция. Человек проецирует при помощи переноса. но прав ли я я не знаю. ***
Да, и так тоже может происходить, как один из вариантов.

Людмила Козлова

Я бы рассматривала эти механизмы с точки зрения поведенческих стратегий, тогда будет видна причинно-следственная связь.

Надежда Абрамова

Леонид, я понимаю ход ваших рвссуждений. Действительно. в переносе может происходить приписывание объекту не реальных качеств другого объекта (чаще всего "первичного" - родительской фигуры), а качеств "объект репрезентации" (представлений о нем), которые могут быть искажены ранними фантазиями и защитами. Так например, образ отца может искажаться в Эдиповой ситуации. когда ребенок проецирует собственные враждебные чувства к "сопернику" и начинает воспринимать его. как угрожающую фигуру. Т.о. понятия перенос и проекция (и другие виды защит) связаны между собой.
Но различие все таки есть, хотя и несколько условное. Проекция - это приписывание другому своих качеств. не приемлемых на сознательном уровне. Переносом принято называть такой механизм. когда на аналитика переносятся чувства. связанные с ранними объектами. Сложность разделения в теоретическом плане возможно состоит в том. что и первый механизм и второй имеют одну функцию - защитную.

Леонид Эрштейн

Да спасибо Надежда, в общем ясно, что на практике можно употреблять и то и другой термин и это не будет особой ошибкой. Здесь еще надо смотреть традицию..видимо когда мы используем чистый психоанализ то там как у вас, когда более поздние традиции то речь идет в случае переноса, о перенесении чувств к кому-то другому. на третьего.

Оганес Габриэлян

я вот что то не до конца вопрос понял, потому что мое представление что то даже не параллелится с написаным выше

Читайте также: