Продвижение нато на восток последствия для россии кратко

Обновлено: 06.07.2024

28 сентября 1995 года в Брюсселе генеральный секретарь НАТО Вилли Клаас представил восточноевропейским государствам исследование, посвящённое расширению военного блока. Часть своего выступления политик посвятил России, у которой, по его словам, не должно было быть поводов для волнений. Тем не менее в результате двух волн интеграции в 1999 и 2004 годах в состав альянса вошли бывшие страны соцлагеря и Прибалтийские республики. Такое расширение противоречило данным Москве обещаниям не сдвигать границы НАТО на восток. После этих событий, как отмечают эксперты, российские власти утратили доверие к Западу и были вынуждены значительно усилить обороноспособность страны.

Исследование, о котором говорил Клаас, было предвестником экспансии НАТО в странах бывшего соцлагеря в нарушение заключённых ранее устных договорённостей с Москвой. В своём выступлении генсек альянса подчеркнул, что России не следует опасаться расширения военного блока.

Заявление Клааса, несмотря на ряд комплиментов в адрес РФ, напрямую противоречило данному Москве обещанию не наращивать численность членов альянса за счёт стран бывшего соцблока. Отказ от расширения НАТО на восток был зафиксирован в многочисленных меморандумах по итогам переговоров между советскими и западными государственными деятелями в контексте обсуждения вопроса объединения Германии в 1990 году.

В частности, советский лидер Михаил Горбачёв получил соответствующие обещания от главы Белого дома Джорджа Буша — старшего, французского президента Франсуа Миттерана, канцлера ФРГ Гельмута Коля, британского премьера Маргарет Тэтчер.

Однако эта договорённость не была отражена в документах, которые подписывали представители Москвы и западных держав. Комментируя эту коллизию в 2017 году в интервью Оливеру Стоуну, президент РФ Владимир Путин назвал действия Горбачёва ошибочными. В то же время глава государства указал, что в мировой практике и подписанные соглашения не всегда выполняются.

В аналитическом вестнике НАТО отмечается, что идею расширения за счёт восточноевропейских стран полностью разделял 42-й президент США Билл Клинтон. В январе 1994 года после саммита альянса в Брюсселе глава Белого дома заявил, что дилемма для НАТО состоит исключительно в том, какие государства и когда войдут в военный блок.

НАТО не планирует отказываться от планов по укреплению своих позиций на границе с Россией. Так эксперты прокомментировали новое.

Одним из сторонников инициативы Клинтона был помощник госсекретаря Соединённых Штатов Ричард Холбрук. Он, в частности, выступал за необходимость незамедлительной интеграции в НАТО республик, находившихся в период холодной войны в сфере влияния СССР.

Свои подписи под документом поставили бывший министр обороны США Роберт Макнамара, экс-директор ЦРУ Стэнсфилд Тёрнер, бывший заместитель генерального секретаря НАТО Филип Меррилл, главный переговорщик президента Рональда Рейгана по контролю над вооружениями Пол Нитце.

В письме говорилось, что расширение НАТО ухудшит боеспособность союзников США, станет бременем для Вашингтона и подорвёт установившуюся после холодной войны стабильность в Европе. Эксперты спрогнозировали, что присоединение к альянсу восточноевропейских государств заставит Россию изменить в целом лояльный Западу дипломатический курс и политику в области обороны.

Однако администрация 42-го президента Соединённых Штатов не стала прислушиваться к госдеятелям периода холодной войны и экспертам в сфере безопасности. Выступая в сенате в апреле 1997 года, глава Госдепа США Мадлен Олбрайт заявила, что Вашингтон не собирается учитывать опасения РФ, связанные с расширением НАТО.

С таким радикальным подходом согласны были не все. Среди европейских стран наибольшую обеспокоенность относительно интеграции в НАТО государств бывшего соцблока выражала Франция. В Париже считали расширение альянса неправомерным без заключения фундаментальных договорённостей с РФ. В итоге в конце мая 1997 года Москва и Брюссель подписали Основополагающий акт НАТО — Россия, в котором договорились не воспринимать друг друга как противников.

Москва и Брюссель договорились сотрудничать по широкому спектру вопросов, включая контроль над вооружениями, проводить операции, реализовывать совместные проекты в области обороны, бороться с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, обмениваться информацией в области ПВО.

Однако Основополагающий акт не ограничивал инициативу по принятию в альянс новых членов из числа восточноевропейских государств. В результате двух волн расширения ряды НАТО пополнились экс-участниками Организации Варшавского договора (ОВД) и республиками бывшего СССР.

В марте 1999 года в состав блока вошли Венгрия, Польша и Чехия, в 2004 году — Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва и Эстония. В дальнейшем альянс расширялся за счёт республик бывшей Югославии. В 2009 году к НАТО присоединились Албания и Хорватия, в 2017 году — Черногория, в 2018 году — Северная Македония. В настоящее время в состав альянса входят 30 государств.

С точки зрения политологов, именно активное и стремительное продвижение НАТО на восток впервые после холодной войны породило в Москве недоверие к Западу. Нежелание США и их союзников выполнять данные ранее обещания стали мощнейшим раздражителем в отношениях РФ с альянсом.

В разговоре с RТ научный сотрудник дипломатической академии МИД РФ и директор программы ПИР-Центра Вадим Козюлин отметил, что противоречия, возникшие в результате интеграции восточноевропейских государств в НАТО, не могли быть урегулированы ни Основополагающим актом, ни иными соглашениями.

В комментарии RT директор Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберёзкин напомнил, что в 1990-е годы Москва не занимала жёсткой позиции по поводу экспансии НАТО на восток, хотя и не одобряла её. Такую политическую линию эксперт объяснил военной и экономической слабостью РФ в период расширения альянса.

Главнокомандующий Воздушно-космическими силами Сергей Суровикин заявил, что американские бомбардировщики отработали удары крылатыми.

Эксперты полагают, что расширение НАТО отвечало прежде всего интересам Соединённых Штатов. В восприятии Вашингтона Восточная Европа — плацдарм для военно-политического давления на РФ. При этом новые члены альянса, по свидетельствам аналитиков, так и не получили ожидавшихся от Вашингтона бонусов в виде современной военной техники и продолжают эксплуатировать в основном устаревшие образцы.

Как говорит Вадим Козюлин, роль раздражителей Москвы, помимо восточноевропейских стран, выполняют сейчас Грузия и Украина. Тбилиси и Киев активно развивают отношения с НАТО, рассчитывая вступить в ряды блока. Однако Брюссель не торопится предоставлять этим государствам План действий по членству, представляющий собой дорожную карту интеграции в альянс, не желая обострять отношения с Москвой.

По информации Минобороны РФ, современное руководство НАТО делает основной акцент на усилении военных группировок вблизи границ России, на увеличении объёма военных учений и манёвров в воздушном пространстве Восточной Европы. Также в последние годы альянс наращивает разведывательную активность в отношении РФ.

Как отметили эксперты, в таких условиях Россия вынуждена постоянно повышать уровень обороноспособности, разрабатывать и поставлять в войска новые вооружения. В мартовском докладе Совету Федерации министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что с 2012 по 2019 год доля современной и модернизированной техники в войсках выросла с 16 до 68,2%, а боевой потенциал российских вооружённых сил увеличился более чем в два раза.

Вадим Козюлин считает, что появление некоторых видов оружия стало сюрпризом для стран — членов НАТО, в том числе США. Модернизация оборонной промышленности и армии РФ должна в конечном итоге подтолкнуть альянс к налаживанию отношений с Москвой, говорит эксперт.

Североатлантический альянс (НАТО) на пути своего развития претерпевал несколько этапов расширения и неоднократное изменение концепции деятельности. Проблема расширения НАТО остро встала перед Россией при продвижении организации на Восток, к границам РФ.

расширение нато кратко

Исторические предпосылки создания НАТО

Необходимость в создании различного рода союзов появилась на осколках старого мира после Второй мировой войны. Послевоенное восстановление, оказание помощи пострадавшим странам, повышение благосостояния государств-участниц союза, развитие сотрудничества, обеспечение мира и безопасности — все это стало основными причинами активизации интеграционных процессов в Европе.

Контуры ООН были очерчены в 1945 году, Западноевропейский союз стал предшественником современного ЕС, Совет Европы — ровесник НАТО — образован в 1949. Идеи объединения Европы витали в воздухе еще с 20-х годов ХХ века, но до окончания масштабной войны не было возможности создать союз. Да и первые попытки интеграции также не увенчались особым успехом: организации, созданные в первые послевоенные годы, во многом были разобщенными и недолговечными.

Отправная точка организации Североатлантического договора

НАТО (организация Североатлантического договора или же Североатлантический альянс) основано в 1949 году. Основными задачами военно-политического союза декларировались сохранение мира, оказание помощи пострадавшим государствам и развитие сотрудничества. Скрытые мотивы создания НАТО — противостояние влиянию СССР в Европе.

расширение нато

Первыми членами Североатлантического альянса стали 12 государств. На сегодняшний момент НАТО объединяет уже 28 стран. Военные расходы организации составляют 70% общемирового бюджета.

Глобальная программа НАТО: тезисно о целях военного союза

Основной целью организации Североатлантического договора, закрепленной в упомянутом документе, является сохранение и поддержание мира и безопасности в Европе и других странах - членах союза (США и Канада). Изначально блок был образован для сдерживания влияния СССР, к 2015 году НАТО пришло к видоизмененной концепции — основной угрозой теперь рассматривается возможное нападение России.

Промежуточный этап (начало XXI века) предусматривал внедрение кризисного регулирования, расширение Евросоюза. Глобальная программа НАТО “Активное участие, современная оборона” стала тогда основным инструментом организации на международной арене. В настоящее время безопасность поддерживается в основном за счет размещения военных объектов на территории стран-участниц и присутствии военного контингента НАТО.

Основные этапы расширения военного союза

Расширение НАТО кратко вмещается в несколько этапов. Первые три волны произошли еще до распада Советского Союза, в 1952, 1955 и 1982. Дальнейшее расширение НАТО характеризовалось довольно агрессивными действиями в отношении России и продвижением в Восточную Европу. Крупнейшее расширение произошло в 2004 году, на сегодняшний момент кандидатами во вступление в Североатлантический альянс являются восемь государств. Все это страны Восточной Европы, Балканского полуострова и даже Закавказья.

расширение нато на восток

Причины расширения НАТО предельно ясны. Организация Североатлантического договора распространяет свое влияние и усиливает присутствие в Восточной Европе с целью подавления мнимой агрессии России.

Первая волна расширения: Греция и Турция

Первое расширение НАТО включило в состав организации Североатлантического договора Грецию и Турцию. Численность стран-членов военного блока впервые увеличилась в феврале 1952 года. Позднее Греция некоторое время (1974-1980 годы) не принимала участия в НАТО из-за напряженных отношений с Турцией.

Западная Германия, Испания и несостоявшийся член союза

Второе и третье расширение НАТО ознаменовалось присоединением ФРГ (с начала октября 1990 года — объединённая Германия) ровно через десять лет после легендарного парада Победы и Испании (в 1982 году). Позднее Испания выйдет из военных органов НАТО, но останется членом организации.

В 1954 году альянс предлагал присоединиться к Североатлантическому договору и Советскому Союзу, однако СССР ожидаемо ответил отказом.

Присоединение стран Вышеградской группы

Первым действительно чувствительным ударом стало расширение НАТО на Восток в 1999 году. Тогда к альянсу присоединились три из четырех государств Вышеградской четверки, объединившей в 1991 году несколько стран Восточной Европы. К Североатлантическому договору присоединились Польша, Венгрия и Чехия.

Самое масштабное расширение: путь на Восток

Пятое расширение НАТО включило в состав альянса семь государств Восточной и Северной Европы: Латвию, Эстонию, Литву, Румынию, Словакию, Болгарию и Словению. Немногим позже министр обороны США заявил, что Россия стоит “на пороге НАТО”. Это лишний раз спровоцировало усиление присутствия альянса в государствах Восточной Европы и откликнулось изменением концепции организации Североамериканского договора в сторону защиты от возможной агрессии России.

россия расширение нато

Шестой этап расширения: явная угроза

Последний на сегодняшний момент этап расширения Североатлантического альянса произошел в 2009 году. Тогда к НАТО присоединились Албания и Хорватия, расположенные на Балканском полуострове.

Критерии членства в НАТО: список обязательств

Вступить в НАТО может не любое государство, изъявившее желание стать членом Североатлантического альянса. Организация выдвигает ряд требований к потенциальным участникам. Среди таких критериев членства основополагающие требования, принятые в 1949 году:

расположение потенциального члена НАТО в Европе;

согласие всех участников альянса на вступление государства.

С последним пунктом уже имелись прецеденты. Греция, например, препятствует присоединению Македонии к организации Североатлантического договора по той причине, что до сих пор не разрешен конфликт относительно наименования Македонии.

В 1999 году список обязательств участников НАТО был дополнен еще несколькими пунктами. Теперь потенциальный член альянса обязан:

разрешать международные споры исключительно мирным путем;

решение этнических, внутригосударственных, территориальных и политических споров в соответствии с принципами ОБСЕ;

соблюдать права человека и власть закона;

организовывать контроль над вооруженными силами государства;

при необходимости свободно предоставлять информацию об экономическом состоянии страны;

принимать участие в миссиях НАТО.

проблема расширения нато

Что интересно: список обязательств несколько неверный, так как предусматривает в том числе и невыполнение некоторых пунктов. Игнорирование потенциальным членом альянса отдельных пунктов влияет на окончательное решение о принятии в НАТО, но не является критическим.

Программы партнерства организации Североатлантического договора

Военный альянс разработал несколько программ сотрудничества, которые облегчают вступление в НАТО других государств и обеспечивают широкую географию влияния. Основные программы являются следующими:

"Партнерство ради мира". На сегодняшний момент в программе принимают участие 22 государства, бывших участников насчитывается тринадцать: 12 из них уже являются действительными членами альянса, Россия, оставшийся бывший участник программы партнерства, вышла из ПРМ в 2008 году. Единственным членом ЕС, который не принимает участия в ПРМ, является Кипр. Вступлению государства в НАТО препятствует Турция, ссылаясь на неразрешенный конфликт между турецкой и греческой частями Кипра.

Индивидуальный партнерский план. Участниками на данный момент являются восемь государств.

"Ускоренный диалог". В нем участвуют Черногория, Босния и Герцеговина, Украина, Грузия.

План действий по членству. Он разработан для трех государств, два из которых ранее являлись участниками программы "Ускоренный диалог": Черногория, Босния и Герцеговина. В программе с 1999 года также участвует Македония.

Седьмая волна расширения: кто следующий вступит в НАТО?

Программы партнерства позволяют предположить, какие государства станут следующими участниками альянса. Однако нельзя однозначно говорить о сроках вступления в ряды участников организации Североатлантического договора. Так, например, Македония ведет ускоренный диалог с НАТО еще с 1999 года. Тогда как с момента подписания программы ПРМ до непосредственного вступления в ряды государств-членов альянса для Румынии, Словакии и Словении прошло десять лет, для Венгрии, Польши и Чехии — всего пять, для Албании — 15.

расширение евросоюза глобальная программа нато

Партнерство ради мира: НАТО и Россия

Расширение НАТО способствовало усилению напряженности относительно дальнейших действий альянса. РФ участвовала в программе "Партнерство ради мира", однако дальнейшие конфликты, касающиеся расширения НАТО на Восток даже в том случае, если Россия будет против, не оставили выбора. Российская Федерация была вынуждена прекратить свое участие в программе и приступить к разработке ответных мер.

С 1996 года национальные интересы России стали более конкретными и четко очерченными, но и проблема расширения НАТО на Восток стала острее. Вместе с тем со стороны Москвы началось выдвижение идеи, что главным гарантом безопасности в Европе должен стать не военный блок, а ОБСЕ — организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Новый этап отношений между Москвой и НАТО был юридически закреплен в 2002 году, когда в Риме была подписана декларация “Отношения Россия-НАТО: новое качество”.

проблема расширения нато на восток

Несмотря на непродолжительное ослабление напряженности, негативное отношение Москвы к военному союзу только усугублялось. Нестабильность отношений между Россией и Североатлантическим альянсом продолжает демонстрироваться при военных операциях организации в Ливии (в 2011) и Сирии.

Конфликтный вопрос

Расширение НАТО на Восток (кратко: процесс продолжается с 1999 года, когда к альянсу присоединились Польша, Чехия, Венгрия, и до сих пор) — это серьезная причина исчерпания кредита доверия к организации Североатлантического договора. Дело в том, что проблема усиления ее присутствия у границ России усугубляется вопросом о существовании договоренностей о нерасширении НАТО на Восток.

В ходе переговоров между СССР и США предположительно была достигнута договоренность о нерасширении НАТО на Восток. Мнения насчет данной проблемы расходятся. Президент СССР Михаил Горбачев высказывался о получении гарантий о нерасширении НАТО к границам современной России в устной форме, представители альянса же утверждают, что никакого обещания не давалось.

Во многом возникновению расхождений в вопросе обещания о нерасширении способствовало неверное толкование речи министра иностранных дел ФРГ в 1990 году. Он призвал альянс заявить, что продвижения к границам Советского Союза не будет. Но являются ли такие заверения формой обещания? Данный спор не разрешен до сих пор. А ведь подтверждение обещания о нерасширении альянса на Восток могло бы стать козырем в руках РФ на международной арене.


В Хартии европейской безопасности, подписанной на саммите ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 г., сформулированы основные права и обязательства государств-участников Организации в отношении неделимости безопасности. Подчеркнуто право каждого государства-участника на свободный выбор или изменение способа обеспечения своей безопасности, включая союзные договоры, по мере их эволюции, равно как и на нейтралитет. В том же параграфе Хартии это прямо обусловлено обязательством каждого государства не укреплять свою безопасность за счет безопасности других. Там же сказано, что ни одно государство, группа государств или организация не могут быть наделены преимущественной ответственностью за поддержание мира и стабильности в регионе ОБСЕ или рассматривать какую-либо его часть как сферу своего влияния. В декабре 2010 г. в Астане была одобрена декларация, подтвердившая этот целостный пакет взаимосвязанных обязательств.

Если представить себе, что Украина будет принята в НАТО, то это будет означать, что подлетное время до Москвы и других главных центров России сократится до 4–5 минут. Это нанесет непоправимый ущерб безопасности Российской Федерации.

Москва представила проект документа, в котором перечислены гарантии безопасности и которые она требует от НАТО. Альянс уже отклонил эти требования.

Тем не менее Россия не отказывается от переговоров. Она настаивает на том, чтобы страны Запада предъявили свое понимание обязательств по неделимости безопасности. При этом Москва подчеркивает, что ждет не общего ответа от НАТО, а индивидуальных разъяснений от западных государств.

В Хартии европейской безопасности, подписанной на саммите ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 г., сформулированы основные права и обязательства государств-участников Организации в отношении неделимости безопасности. Подчеркнуто право каждого государства-участника на свободный выбор или изменение способа обеспечения своей безопасности, включая союзные договоры, по мере их эволюции, равно как и на нейтралитет. В том же параграфе Хартии это прямо обусловлено обязательством каждого государства не укреплять свою безопасность за счет безопасности других. Там же сказано, что ни одно государство, группа государств или организация не могут быть наделены преимущественной ответственностью за поддержание мира и стабильности в регионе ОБСЕ или рассматривать какую-либо его часть как сферу своего влияния. В декабре 2010 г. в Астане была одобрена декларация, подтвердившая этот целостный пакет взаимосвязанных обязательств.


Пять лет спустя 29 марта 2004 г. ворота Альянса распахнулись еще шире: в НАТО вошли Болгария, Румыния, Словакия и Словения, а также Эстония, Латвия и Литва.

Однако на сей раз, считает газета, Запад столкнулся с другим лидером, которым нельзя будет манипулировать: Путин не только боец, но и стратег, у него есть миссия — восстановить гордость и престиж России.


Если представить себе, что Украина будет принята в НАТО, то это будет означать, что подлетное время до Москвы и других главных центров России сократится до 4–5 минут. Это нанесет непоправимый ущерб безопасности Российской Федерации.

Здесь уместно провести сравнение с карибским кризисом 1962 года, когда всего несколько советских ракет были доставлены на Кубу.

На днях В. Путин подтвердил, что Вашингтон отверг три ключевых требования Москвы — отказ от расширения НАТО, от размещения ударных систем у российских границ и возврат инфраструктуры Блока к состоянию 1997 года.

Тем не менее Москва не отказывается от переговоров. Она настаивает на том, чтобы страны Запада предъявили свое понимание обязательств по неделимости безопасности. При этом Россия подчеркивает, что ждет не общего ответа от НАТО, а индивидуальных разъяснений от западных государств.

Почему за наглость и высокомерие Соединенных Штатов расплачиваются одураченные собственными властями жители Украины?


Если это была проверка на остроту зубов, то Россия ее с триумфом выдержала. В ответ на легкомысленную провокацию со стороны Грузии в городе Цхинвали, армия РФ в несколько дней дошла до Тбилиси. После краткой войны от Грузии были отделены два настроенных на независимость региона — Абхазия и Южная Осетия. Москва, как будто бы, ясно дала понять, что не ограничится дипломатическими возражениями, когда дело доходит до вторжения НАТО в российскую зону безопасности. Но — не все поняли.

— Можно ли было избежать украинского кризиса, если бы НАТО прислушалось к требованиям России, обязалось не принимать в альянс Украину и сократило свое военное присутствие в Восточной Европе?

Уверен, что в будущих учебниках истории 1990−2020 годы будут отражены как три десятилетия страшных политических промахов администрации США. Эксперты предостерегали Соединенные Штаты о последствиях, но их не желали слышать. У Америки была реальная возможность построить новый, сбалансированный мир, но они этой возможностью не воспользовались. Лидеры США игнорировали один красный сигнал тревоги от России за другим. Теперь настало время расплаты за близорукость и высокомерие. Жаль, что платят не американцы, а ни в чем не повинные жители Украины.

Читайте также: