Авангард в архитектуре кратко

Обновлено: 04.07.2024

Русская архитектура 1910-х годов переросла модерн, впитав идеи синтеза искусств, и вернулась к неоклассике, пытаясь приспособить ее к новым технологиям строительства и новым материалам. В 1910-е годы (и даже в первой половине 1920-х) конструкции инженеров Александра Кузнецова, Артура Лолейта, Владимира Шухова опережали собственно архитектурную мысль; эстетические возможности железобетона и стальных конструкций архитекторами не осмыслялись, а чаще всего просто дополнялись эклектическим или неоклассическим декором. Именно поэтому самым первым произведением советского архитектурного авангарда считается башня радиостанции имени Коминтерна (1920–1922) Владимира Шухова — новаторская конструкция, лишенная оформления чистая формула и манифест новой эстетики. В дальнейшем именно гражданские инженеры дореволюционной школы, в первую очередь Лолейт и Кузнецов, будут учить новое поколение архитекторов-конструктивистов.

Казимир Малевич. Гота-архитектон. 1923 год
© Государственный Русский музей

В то время как изобразительное искусство и литература в 1910-х уже повсеместно были заняты экспериментами, в архитектуру новая пластика и новые концепции пришли только в начале 1920-х — по сути, извне, так и не вызрев изнутри. Основными проводниками стали живопись (в первую очередь супрематизм) и контррельефы Татлина. Эти два влияния, освобождение формы и цвета, выход в безграничное пространство у Малевича и конструктивное построение, внимание к материалу и технологии у Татлина, по сути, наметили будущую вилку архитектурного авангарда — рационализм и конструкти­визм соответственно. Архитектоны Малевича, проуны Лисицкого, архитектурные фантазии и дизайн Родченко, пространственные конструкции (скульптуры) братьев Стенбергов, Константина Медунецкого, Карла Иогансона, Густава Клуциса, театральные декорации братьев Весниных, агитационные установки и праздничное оформление Москвы, Петрограда, Витебска в первые годы советской власти определили новый архитектурный язык.

Главные идеи

Идеологи новой архитектуры, а это в первую очередь Моисей Гинзбург, братья Веснины, Илья Голосов, Константин Мельников, так формулировали основополагающие принципы создания своих проектов: функциональность архитектурного организма или механизма (во главу угла ставится хронометраж перемещений человека, специфика и организация бытовых, технических и промышленных процессов); правдивость формы архитектурной оболочки (архитектурный объем формируется изнутри наружу, все функциональные процессы выделены в сочлененные объемы, что прочитывается и в интерьере, и в экстерьере); правдивость конструкции и материалов (они не скрываются и не декорируются, задавая форму и пластику, а также служат основным художественным средством).

Здание Госпрома в Харькове. Фотография Роберта Байрона. 1920-е годы
© Wikimedia Commons

Главные действующие лица и произведения


Дворец труда в Москве, проект братьев Весниных.
1923 год

© А. В. Иконников. Архитектура Москвы. XX век. М., 1984

Синтез с другими видами искусств

План монументальной пропаганды, предложенный в 1918 году Лениным, в какой-то степени компенсировал отсутствие заказов и возможности строить, поэтому архитекторы принимали активное участие в проектировании. В целом 1918–1924 годы интересны размытием принятых профессиональных границ: в область архитектуры заходят художники и скульпторы (к примеру, Татлин проектирует памятник Третьему интернационалу, Лисицкий — горизонталь­ные небоскребы, а Родченко — верхний фасад города (2) ). В свою очередь, архитекторы активно вторгаются в поле скульптуры, живописи, театра: целью было создание новой синтетической художественной среды, проникающей повсюду.

В последующие годы советская архитектура дистанцируется от других видов искусств в их традиционных формах. Во второй половине 1920-х скульптура практически полностью исчезнет из сферы интересов советских архитекторов, а монументальной живописи будет отдана служебная роль оформления больших поверхностей стен в интерьерах общественных пространств — на фабриках-кухнях, в клубах, институтах, наркоматах. Судьба их в большинстве неизвестна, за исключением недавно обнаруженных росписей Василия Маслова в Болшевской трудкоммуне. Зато совершенно новое звучание обретет колористика — в отечественный Малярстрой (3) будут приезжать из Баухауза, вопросами восприятия цвета в пространстве и архитектурной полихромии будут заниматься Ладовский и Кринский, Клуцис, Матюшин, Гинзбург.

С другой стороны, возникшее в 1920-е обсуждение промышленного дизайна — мебели, малых архитектурных форм, оформления интерьеров — заставит активно сотрудничать архитекторов и художников. Ярким примером такого взаимодействия можно считать советский павильон на Парижской выставке 1925 года: общее архитектурное решение Константина Мельникова было поддержано интерьерами идеального клуба Родченко и в пластике, и в цвете.

Дискуссия о синтезе искусств и архитектуре в более традиционном ключе возобновится в 1933 году, в эпоху критики конструктивизма.


Александр Родченко. Рабочий клуб. Реконструкция 2008 года
© Государственная Третьяковская галерея

Конец и последствия

В 1932 году в постановлении по итогам конкурса на проект Дворца Советов архитекторам рекомендовалось обратиться к освоению наследия. Однако вопреки расхожему мнению формальный метод проектирования, объединявший конструктивистов и рационалистов, продолжал использоваться и под неоклассическими одеждами вплоть до середины 1930-х. Так называемый постконструктивизм в полной мере применял инструментарий авангарда, метод работы с формой, композицией, пространством, но манипулировал уже не простой геометрией, а фрагментами, обломками классической архитектуры.

Повторное открытие советского авангарда в 1960–70-е стало поворотным событием для многих молодых архитекторов. Учившиеся в тот момент нынешние звезды современной архитектуры, среди них — Заха Хадид, Рем Колхас, Тадао Андо, Стивен Холл, Ричард Мейер, не скрывают того огромного влияния, которое оказало на них знакомство с авангардом 1920-х, в том числе с проектами Леонидова, Ладовского, Мельникова, Весниных, Татлина, Гинзбурга, с утопической графикой Якова Чернихова.

1. Гинхук - Государственный институт художественной культуры, существовавший в Петрограде с 1923 по 1926 год.

2. В 1920 году Родченко увлёкся концептуальной пректной идеей "нового города". Разрабатывая свой проект, он исходил из того, что "особое внимание будущей архитектуры будет обращено на верх, где будут. сконструированы башни, легкие, как мосты, всякие переходы и навесы, все прозрачные и художественно интересные".

3. Малярстрой - наименование государственной фирмы, которая была создана Советом народного хозяйства СССР в 1928 году, аналог дизайн-бюро по цветовому оформлению в строительстве.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Авангард в архитектуре

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Авангард считается ярким, нетрадиционным и нестандартным стилем. Он, как и большинство современных стилей, зародился в начале XX века. Первые авангардные дома представляли собой игру цветов, контрастов и форм, пробные поиски новых форм и конструкций. Авангард был противоположность модерна, так как предлагал неприродные, сюрреалистичные образы, никаких строгих пропорций. Итак, выделим общие черты этого направления:

а) Контрастность. Может выражаться либо конструктивным решением одновременно, где присутствуют плавно-округлые и жестко очерченные формы. Либо применение несовместимых, на первый взгляд, фактур и материалов. А так использовать неожиданные и провокационные цветовые решениях. При этом все находятся в своеобразной гармонии и взаимодействии, создавая уникальный авангардистский образ сооружения.

б) Неординарное решение при сопряжении объемов и плоскостей. Асимметричные конструкции, причудливые формы и изгибы создают уникальный внешний вид зданий и внутреннее пространство.

1. Проект культурного центра от французского архитектора Поль Ле Кернек(Paul Le Quernec)разработал на стесненной территории в городе Мюлуз (Франция).

Новый современный культурный центр города Мюлуз, Франция, находится в проблемном рабочем районе города. Он соседствует с площадью, парком, жилыми домами, детской площадкой и другими социальными объектами, ранее возведенными. Его главное предназначение - проведение концертов, собраний и других мероприятий. Архитектор использовал треугольную геометрию форму здания, граненый объем динамической структуры обозначил наклонными линиями.

Яркое невысокое здание занимает площадь в 1250 квадратных метров. Динамический чёрно-розовый фасад, выполненный из металла, напоминает фигурку оригами.

За черными панелями фасада скрыты помещения различных форм, площадей и ярких цветов. Здание состоит из двух частей, соединенных половинок песочных часов в самом узком месте постройки. От центральной части отходят две открытые террасы, ограниченные стеклянными стенами. Из площадки верхнего уровня открывается красивый вид на главную площадь города.




2.В городе Орхус, Дания, разместился роскошный жилой комплекс «Айсберг, на 210 квартир площадью 50-200 кв. м. Квартирный ассортимент начинает от скромных однокомнатных секторов и заканчивается роскошными пентхаусами. Жилой комплекс состоит из шести пространств общей площадью от 110 до 211 кв.м.

Архитектура дома имеет форму в виде айсберга, символизирующую вид на море, которое будет отражено в каждом окне в стиле авангард.



Разноцветные кубы с одной стороны сморятся как единое здание, а с другой самостоятельные объемы. Главный фасад оформлен стеклянной стеной и фигурным тентом. Тент может использоваться для светоинсталляций во время различных мероприятий. В плане Театр представляет собой необычную геометрическую композицию, а в 3д пространстве представлен в виде массивных разноцветных коробок, легкого тента и изогнутых стен.





4. Дизайн стадиона отличается своей регулируемостью – на ней можно проводить как полномасштабные концерты, используя все 50500 мест, так и небольшие мероприятия, для чего часть арены закрывается, образуя зал на три тысячи мест. Крыша комплекса оснащена механизмом, способным за семь минут центр показать зал под открытым небом. Сам объем здания отличается необычными фасадами.





5. На северо-западе Франции в городке Алансон спроектировано новое оригинальное здание. Благодаря своей уникальной авангардной архитектуре, объект стал отличительной карточкой всего региона. По форме он похож на два соединенных под углом гигантских барабана, а цвет внешней отделки имеет синеватый оттенок.

Здание концертного зала включает в себя вестибюль, зрительный зал на 650 человек, бар, репетиционную студию, раздевалки, офисы и служебные помещения.

Для входа и выхода зрителей служат бетонные конструкции, а мембраны, натянутые на круговой крыше действуют как проекционный экран.



6.Balcony House – оригинальный авангардный дом. Фасад строения как будто является более сдержанной и элегантной интерпретацией расположенного в Лос-Анджелесе (США) здания Disney Concert Hall.



7. Этот проект — один из серии арт-отелей. Концепт включает в себя генерирование простых кубических форм и их интерпретации. Это добавляет чувство активности и динамики в окружающую среду.

Изменение облика мира и формирование новой парадигмы социально-культурного развития России 20-х годов 20 века привели к новым веяниям во всех областях человеческой жизни.


Кардинальная реструктуризация идейных принципов, на которых зиждилось общество, потребовала перерождения художественной мысли. Откликом на вызов нового времени стало выделение на фоне других фигур Малевича и Татлина, сформировавших основные принципы авангардистского искусства.

Супрематизм Малевича, обнажающий тяготение к простым геометрическим конструкциям и цветовой раскованности, и контррельефы Татлина, отразившие конструктивную возможность совмещения сразу нескольких материалов (стекло, металл, дерево) в одном продукте, стали катализаторами трансформации языка архитектуры, в недрах которой зарождался новый стиль – авангард.

Черты и принципы архитектурного авангарда

Плодотворной средой, в условиях которой стали вызревать стремления выйти за пределы традиционного мышления и привычного пространства, стала еще русская архитектура начала 20 века. Деятели-новаторы той поры — Кузнецов, Лолейт, Шухов – в своих творениях во многом предвосхитили последующие достижения. Башня радиостанции имени Коминтерна Владимира Шухова по праву считается одним из первых сооружений в стиле авангард и выразительным индикатором наступления эпохи экспериментов и художественного нигилизма, оповестившим, что во главу угла встала архитектура модерна.
В дальнейшем оформившиеся идеи социального равенства, обобществления быта, изменение индустриальных канонов потребовали более глубокого и тщательного пересмотра действующих архитектурных постулатов.

На первое место вышли три основных принципа:

Основными чертами авангарда в архитектуре были:

  • строгость и лаконичность форм,
  • простота и логичность внешнего облика.

Идейные протагонисты активно экспериментировали с материалами: открывались новые горизонты в использовании кафельной плитки, металлической сетки, стекла и дерева. Формировалось понимание роли архитектора как организатора и созидателя, а не декоратора окружающей среды. Происходило переосмысление традиционного инструментария: пространство (а не вещество) стало восприниматься как поле для творчества. На первый план вышли не индивидуальные потребности, а общественные (в центре внимания – массы), что нашло отражение в характерных для той поры постройках: фабрики-кухни, рабочие клубы, дома – коммуны.

Направления и имена русского авангарда в архитектуре

Внушительный базис идейных накоплений и поиск новых способов самовыражения привели к выделению в середине 20-х годов двух самостоятельных направлений под эгидой авангардизма, получивших название конструктивизм и рационализм.

Принципиальным отличием между этими течениями стало отношение к вопросу восприятия архитектуры человеком:

  • Конструктивизм пропагандировал функциональный метод как сумму множества факторов (социальных, технических), детерминирующих процесс создания сооружения, но не уделял внимания психофизическим законам.
  • Рационалисты ратовали за необходимость анализа личностных особенностей восприятия архитектурных построек.

В дальнейшем представители данных направлений образовали два творческих объединения: ОСА и АСНОВА.
ОСА (Объединение современных архитекторов) – детище конструктивистов, появившееся в 1925 г. У истоков создания стояли братья Веснины и Моисей Гинзбург.

Конструктивизм в архитектуре

Рационализм в архитектуре

Во главе рационалистического направления стояли Владимир Кринский и Николай Ладовский. По их инициативе в 1923 году возникла Ассоциация новых архитекторов – АСНОВА.

Авангард и другие виды искусств

  • Александр Веснин создавал оформительские декорации для спектаклей,
  • Эль Лисицкий проектировал горизонтальные небоскребы для Москвы,
  • конструктивист Александр Родченко достиг значительных успехов в области фотомонтажа,
  • а Николай Ладовский занимался вопросами скульптурно — архитектурного синтеза.

Целью такого сотрудничества было формирование универсальной художественной среды, пронизывающей и объединяющей все области искусства.

Успехи симбиоза различных жанров и сфер были продемонстрированы в 1923 году на Сельскохозяйственной выставке в Москве. Представленные проекты являлись отражением первых опытов гармоничного сочетания архитектуры, скульптуры и монументальной живописи.
Но уже во второй половине 1920-х гг. скульптура выпадает из сферы архитектурных интересов, а живописи отводится место служебного инструмента оформления стен в общественных заведениях. Возрастает роль промышленного дизайна и колористики. Точкой соприкосновения архитекторов и художников выступают вопросы проектирования предметов мебели и оформления интерьеров. Разработкой оригинальной мебели, в частности, занимался Александр Родченко.

Значение архитектурного авангарда в России

Творческое преломление достижений различных областей искусства, и, самое главное, уникальные методы работы с объемно-пространственными категориями и материалами создали неповторимый облик российского авангарда 20-х гг, повлиявший на формирование стиля работы таких признанных мастеров современности как Заха Хадид, Стивен Холл, Тадао Андо. Но золотая пора самого направления длилась недолго. Распределение призов за проект Дворца советов дало понять, что методы конструктивистов и рационалистов потеряли свою целесообразность в глазах политических лидеров. К середине 30-х гг. наметился возврат к канонам классицизма в архитектуре: возросла значимость декора и величественной трафаретности внешнего облика зданий.

Зародился постконструктивизм, продуктивно использующий авангардистские приемы работы с объемом, формой и цветом под внешней оболочкой неоклассики. Ситуация изменилась в середине 20 века.

Архитектура уже советского авангарда 60-70 гг. представляла собой уникальный симбиоз богатого наследия 20-30 гг. с новыми идеями и техническими разработками. Зодчие стремились соединить лаконизм форм с функционально-эстетическими элементами. Именно в это время искусствовед Селим Хан – Магомедов начал сбор документальной информации об архитектуре авангарда 20-х гг. Ценные интервью, схемы, чертежи и наброски находятся в сохранности в архивах, чего нельзя сказать о памятниках архитектуры модерна. Реформаторские настроения нынешнего времени, в своей безудержности и неумеренности, практически не оставляют шансов на сохранение архитектурного наследия предыдущих лет.

Мы выбрали 10 зданий, которые доказывают, что архитектура авангарда совсем не такая, как мы обычно себе представляем. А еще — что география ее гораздо шире Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Иваново. Многие другие примеры можно обнаружить на карте, создаваемой командой волонтеров из разных городов на платформе The Consctructivist Project.

1. Жилкомбинат ГРЭС № 1

Новомосковск, ул. Вокзальная, 56




Жилкомбинат — немногое оставшееся от былой роскоши одного из самых репрезентативных районов Сталиногорска, который в 1930-е претендовал на роль химической столицы Европы.

Екатеринбург, ул. Малышева, 2е



Таганрог, ул. Александровская, 107






4. Лаборатория экспериментальной генетики высшей нервной деятельности

Колтуши (Ленинградская область), ул. Быкова, 36


Из коллекции Мемориального музея-квартиры академика И. П. Павлова / Российская академия наук

Иван Павлов играет в городки на фоне лаборатории

Павлов не дожил до момента разгрома генетики и начавшихся репрессий в научной среде, но успел освободить Безпалова из тюрьмы, куда тот попал в 1931 году. Выпущенный в 1935-м условно-досрочно, архитектор поселился в Колтушах, продолжал проектиро­вать и строить здания биостанции: Новую лабораторию, антропоидник, недавно сгоревший дом Павлова, коттеджи для научных сотрудников, виварий.

Читайте также: