Продуктивное мышление вертгеймер кратко

Обновлено: 05.07.2024

Макс Вертгеймер (Wertheimer, 1880-1943) — немецкий и американский психолог, основатель гештальт-психологии.

Профессор университета во Франкфурте-на-Майне (с 1929), а после эмиграции - в Нью-Йорке (с 1933) в школе социальных исследований. В 1921 совместно с немецкими психологами К. Коффкой и В. Кёлером основал журнал "Psychologische Forschungen", где публиковались работы гештальтпсихологов.

В своей первой экспериментальной работе, посвященной изучению восприятия движения (1912), Вертгеймер установил, что наблюдаемые исследователем особенности строения восприятия не могут быть объяснены характером отдельных элементов воспринимаемой ситуации, а требуют учёта связи этих элементов, целостности ситуации. Направленность на исследование целостной структуры (гештальта) воспринимаемого образа и составила основной принцип гештальт-психологии. Вертгеймер распространил принципы гештальт-психологии из области восприятия на другие психические процессы, в частности на мышление, которое было понято им как процесс последовательной смены гештальтов, разных типов видения ситуации под воздействием естественно возникшей или специально поставленной задачи. Решение задачи, по Вертгеймеру, наступает при совпадении структуры видения ситуации и объективной структуры самой ситуации. В соответствии с этим механизмы мышления Вертгеймер усматривал не в ассоциациях, а в действиях по структурированию и переструктурированию образа ситуации в соответствии с решаемой задачей. Эти представления Вертгеймера, наиболее полно изложенные в работе "Продуктивное мышление", которая считается классической, составили эпоху в психологическом исследовании мышления. Как показало последующее развитие психологии, одним из самых уязвимых мест концепции Вертгеймера оказался тот факт, что объяснение механизмов мышления давалось в ней без учёта социально-исторической природы мыслительной деятельности.

Глебова Марина Владимировна
Управление образования администрации города Прокопьевска
заместитель начальника Управления образования, кандидат педагогических наук, профессор Российской академии естествознания


Аннотация
Статья посвящена рассмотрению теоретических вопросов единства и многообразия психической деятельности. Проанализированы методологические характеристики подхода к изучению мышления в трудах М. Вертгеймера. Показаны роль ассоциативных связей в развитии умственной деятельности и невозможность раскрыть сущность мышления с позиций целостного подхода в гештальттеории. Проблема целостности и составляющих ее элементов в мыслительном процессе успешно решается в рамках диалектического понимания соотношения целого и составляющих его элементов в деятельности мозга.

Glebova Marina Vladimirovna
Department of Education Administration of Prokopyevsk
Deputy Head of the Department of Education, Ph.D., Professor of the Russian Academy of Natural Sciences


Abstract
The article considers the theoretical issues of unity and diversity of mental activity, analyzes methodological characteristics of the holistic approach to the study of thought in the works of M. Wertheimer. It is shown the role of associative links in the development of mental activity and the inability to discover the essence of thinking from the standpoint of a holistic approach in the Gestalt theory. The problem of integrity and of its constituent elements in the thinking process is successfully solved within the framework of the dialectical understanding of the relationship of the whole and its constituent elements in the activity of the brain.

В современных когнитивных исследованиях существует разнообразие подходов к изучению мышления, среди которых можно выделить два основных: классический философский и психологический. При описании мышления, как правило, используются оба подхода с той или иной степенью доминирования в рамках конкретной теоретической модели.
Согласно философской традиции мышление рассматривается с идеалистических позиций. Процесс мышления представляется как интуитивное постижение сути идеальных структур, совокупная деятельность души и ума, либо опосредованно – через дискурсивный процесс на основе опыта. При этом оперирование понятиями выдвигается в качестве ключевой характеристики мыслительного процесса, вследствие чего мышление в целом, по сути, отождествляется с понятийным мышлением и рассматривается в категориях логики.
Психологическая модель описывает мышление как решение задач в ситуации новизны по отношению к имеющемуся опыту, и понятийное мышление рассматривается здесь как одна из его форм наряду с наглядно-образным и др.

В современной литературе существуют разные позиции в определении соотношения системного и целостного подходов в психологии, которые часто употребляются как синонимы. На наш взгляд, более обоснованным является понимание целостного подхода как составной части системного подхода, применяющегося для исследования широкого класса систем в процессе моделирования, проектирования и прогнозирования поведения данных систем в различных условиях и т.п.
В противоположность классическому ассоцианизму, создавшему целостную концепцию психики, понимаемую как систему механических связей (ассоциаций) между психическими элементами (ощущениями и представлениями), гештальтпсихология выдвинула принцип целостности в качестве ведущего принципа перцепции и других психических процессов, противопоставляя его ассоциативному принципу элементов.

Подходы к анализу мышления и их применение в педагогической науке и практике, развитые в ассоцианизме и бихевиоризме, не удовлетворяли М. Вертгеймера. Твердо и последовательно критикуя роль Вюрцбургской школы, он вместе с тем понимал необходимость учета роли задачи в качестве важного фактора, но считал его внешним. Много внимания в своих трудах, посвященных исследованию продуктивного мышления, Вертгеймер уделял философской и логической проблематике. Он положительно оценивал новые направления исследования в этих областях: диалектику, феноменологию, прагматизм и т.д., но четко акцентировал внимание на явной недостаточности анализа мышления с позиций формальной логики и ее последующих, более поздних вариантов.

Основные положения гештальттеории.

  1. Продуктивное мышление: Пер. с англ./ Общ. ред. С.Ф. Горбова и В.П. Зинченко. Вступ. Ст. В.П. Зинченко. – М., 1987.
  2. Wertheimer, M. Productive thinking. New York, NY: Harper, 1945.
  3. Über Schlussprozesse in produktiven Denken. Berlin. 1920.
  4. Untersuchungen zur Lehre von der Gestalt. I. Prinzipielle Bemerkungen. (Psychol. Forschung. 1. 1921. 47-58).
  5. Теплов Б. М. О Максе Вертгеймере, основателе гештальтпсихологии // Вопросы психологии, 1981. № 6, C. 116 – 132.
  6. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Макс Вертгеймер является одним из основателей гештальтпсихологии. Однако нам, его читателям, не очень повезло с этим автором. Ответственность за окончательную редакцию своих трудов всякий раз причиняла Вертгеймеру неимоверные страдания, и в результате более или менее полное изложение его теориикнига "Продуктивное мышление"была выпущена им внезапно, лишь за несколько недель до смерти в 1943 г., после приблизительно двадцати лет подготовки к печати. Книга "Продуктивное мышление" посвящена изложению основ гештальтеории, однако в ней есть страницы, имеющее отношение к проблемам социальной психологии.

Переход от аморфной бесструктурной суммы частей к соответствующей структуре, состоящей из этих частей, является необходимым для целостного понимания ситуации. Однако восприятие человека по своей природе эгоцентрично, в результате чего воспринимаемая структура часто имеет центрирование только в одном варианте (т. е. человек воспринимает ситуацию только с одной точки зрения, центром формирующегося гештальта является точка зрения наблюдателя). Осо­бенно характерно это для социального восприятия, которое является по своей природе более оценочным по сравнению с восприятием неоду­шевленных объектов. Приведенная ниже глава из работы Вертгеймера посвящена рассмотрению явления центрации в ситуации социального восприятия.

Два мальчика играли в саду в бадминтон. Я мог слышать и видеть их из окна. Одному мальчику было 12 лет, другому – 10. Они сыграли несколько сетов. Младший был значительно слабее; он проиграл все партии.

Я частично слышал их разговор. Проигрывающий – назовем его В – становился все более и более грустным. У него не было никаких шансов. А часто подавал так умело, что В даже не мог отбить волан. Ситуация все более ухудшалась. Наконец В бросил ракетку, сел на поваленное дерево и сказал: "Не буду больше играть". А пытался убедить его продолжать игру. В не ответил. А сел рядом. Оба выглядели огорченными.

Здесь я прерываю рассказ, чтобы задать читателю (который знает кое-что о процессе центрации) вопрос: "А что бы вы предложили? Что бы вы сделали на месте старшего мальчика? Можете ли вы предложить что-нибудь разумное?" Читатель сможет позднее сравнить эти советы с собственным решением мальчиков.

Теперь я продолжу рассказ. Кроме того, я постараюсь описать, как, по- моему, мыслили мальчики.

Он говорил весело, как человек, который сделал какое-то открытие. Для него, как и для В, это было новым.

В с радостью согласился. Характер игры совершенно изменился; они помогали друг другу, действовали заодно, упорно и весело. А больше не проявлял ни малейшего стремления обмануть В; конечно, его удары становились все более сложными, но он сознательно по-дружески выкрики­вал: "А более сильный удар возьмешь?".

Спустя несколько дней я увидел, что они опять играют. В играл значительно лучше. Судя по дальнейшему поведению А, он действительно приобрёл некоторый жизненный опыт. Он открыл, постиг что-то, выходящее за рамки решения маленькой проблемы, возникшей в игре в бадминтон.

В приведенном отрывке работы Вертгеймера мы встречаемся с тремя вариантами центрации одной и той же ситуации. Изначально мальчик А центрирован на себе, своих чувствах и желаниях, затем – на мальчике В, его переживаниях и мыслях, и, наконец, на игре как объек­тивной реальности со своими законами и требованиями.

Понятие центрации, на мой взгляд, имеет отражение в гораздо бо­лее позднем понятии рефрейминга, используемом в нейролингвистическом программировании (НЛП). Однако рассмотрение НЛП не входит в задачи данного пособия, поэтому я отсылаю читателя к интересной книге специалиста по НЛП Роберта Дилтса "Фокусы языка".[7]

Аронсон Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы // Современная
зарубежная социальная психология (тексты) / Под ред. Г.М. Андреевой и
др. – М., 1984. – С. 111-114, 125.

Эллиот Аронсон (род. В 1932 г.) – профессор социальной психологии Техасского университета с 1965 года. Автор более 50 работ по широ­кому кругу проблем: межличностная аттракция, групповая интерак­ция, когнитивные теории, изменение установок и др.. Работал совмест­но с Леоном Фестингером над разработкой теории когнитивного дис­сонанса.

Формально содержание теории когнитивного диссонанса Фестингера (1957) совершенно примитивно. В ней отсутствует элегантность и точность, которые обычно ассоциируются с научным теоретизированием. Тем не менее, воздействие этой теории оказалось велико.

Основное положение теории диссонанса чрезвычайно просто: диссо­нанс – это состояние негативного драйва, которое возникает всякий раз, когда у индивида имеются одновременно два когнитивных элемента (идеи, убеждения, мнения), которые не согласуются психологически.

Поскольку предполагается, что ощущение диссонанса является непри­ятным, индивиды стремятся уменьшить его либо путем добавления "консонантного" когнитивного элемента (согласующегося с одним из диссонантных элементов), либо путем изменения одного или обоих когнитивных элементов с тем, чтобы они "лучше подходили друг к другу", т.е. что­бы они стали более консонантными по отношению друг к другу.

Статья познакомит вас с выдающимся немецким психологом, одним из основателей гештальтпсихологии Максом Вертгеймером. В его трудах особое внимание уделено проблемам человеческого достоинства, психологии личности, теории этики, которыми он занимался на протяжении всей своей жизни.

Биография

Макс Вертгеймер (1880-1943), создатель гештальтпсихологии, родился в Праге. Он был вторым из двух сыновей Вильгельма и Розы Цвиккер Вертгеймер. Отец являлся основателем очень успешной и инновационной бизнес-школы под названием Handelsschule Wertheimer, а мать была профессиональной пианисткой хорошо образованной в культуре, литературе и искусстве. С раннего возраста мама учила его игре на фортепиано, а став постарше Макс получал уроки игры на скрипке. В подростковом возрасте сочинял камерную музыку и даже писал симфонии. Родителям казалось, что он свяжет свою жизнь с музыкой, станет профессиональным музыкантом.

макс вертгеймер продуктивное мышление

Благодаря искусству Макс Вертгеймер налаживал социальные отношения, к примеру, с Альбертом Эйнштейном. Они довольно часто играли камерную музыку и обсуждали философские и научные проблемы. Друзья и ученики Макса вспоминали, как он любил импровизировать на фортепиано, а затем просил угадать, что он описывает этой музыкальной композицией - человека или событие. Также он любил использовать примеры из произведений различных композиторов в своих лекциях и работах, чтобы продемонстрировать концепцию структуры.

Знакомство с трудами Спинозы

Вертгеймер познакомился с социальной и философской мыслью своего деда по материнской линии Якоба Цвиккера, который был так доволен зрелостью внука, что в десятый его день рождения подарил ему кое-что из произведений Спинозы. Полное поглощение Макса Вертгеймера книгой, подаренной дедом, привело к тому, что его родители ограничили чтение. Это не помешало читать Спинозу тайно, пользуясь добротой горничной, которая прятала книгу от родителей в своем сундуке. Спиноза не был чем-то приходящим, он оказал влияние на Вертгеймера на всю жизнь.

основатель гештальтпсихологии

Университеты Макса

Вертгеймер, окончив гимназию (в возрасте 18 лет), не мог определиться, какую специализацию выбрать. Тем не менее, остановил свой выбор на юридическом факультете Пражского университета. В нем изучал закон и право. К моменту окончания университета, его больше интересовала философия права, чем практика. Ему не нравилось, что проходившие судебные процессы не искали истину, а были больше заинтересованы в защите и обвинении. Его же интересовали пути достижения истины, и это заставило его работать в психологии показаний.

В 1901 году Макс продолжает учебу в Берлинском университете, где изучает психологию и проводит исследования с Карлом Штумпфом и Фридрихом Шуманом. Но круг его интересов был шире основного предмета обучения, поэтому он включает в курс обучения еще историю, музыку, искусство и физиологию. В 1903 году он учится в университете Вюрцбурга, у Освальда Кюльпе и получает степень доктора философии. Диссертация была посвящена детектированию вины преступника в ходе следствия по методу ассоциативной связи слов.

Докторские исследования

Его докторские исследования включали изобретение детекторов лжи, которые он использовал как объективный способ изучения свидетельств. Другим аспектом его работы был метод словосочетания, который он создал до того, как К.Дж.Юнг разработал его как диагностический метод.

гештальтпсихология это

Поскольку Макс Вертгеймер был финансово независимым, ему не нужно было занимать какую-либо академическую должность, и он мог посвятить себя независимым исследованиям в Праге, Берлине и Вене. Он продолжал работу, связанную с достоверностью свидетельских показаний, а также в нейропсихиатрической клинике Венского университета работал с анамнезами пациентов с нарушениями речи и теми, у которых произошли нарушения в чтении, при поражении различных отделов коры левого полушария. Им были разработаны новые диагностические методы, которые показали, что нарушение речи связано с потерей способности воспринимать неоднозначные и сложные визуальные структуры. Эта работа является связующим звеном между гештальтпсихологией и теорией неврологов Адемара Гельба и Курта Гольдштейна.

Ранние гештальт-теории

Работая в Вене, Вертгеймер формулирует идеи, ставшие важными компонентами гештальтпсихологии. Что такое гештальтпсихология? Это раздел психологии, который концентрируется на вопросах объяснения восприятия и мышления личности, при этом ключевым является - как личность воспринимает информацию.

Максу Вертгеймеру казалось, что психология оторвалась от конкретных реалий повседневной жизни: проблемы в центре академической психологии имели малое сходство с реальным поведением человека. По словам Вертгеймера, необходимо было разработать методы, которые отвечали бы строгим научным стандартам.

макс вертгеймер вклад в психологию

Методы работы со свидетелями

Благодаря проводимым исследованиям, Макс Вертгеймер подробно разработал методы определения подлинности свидетельских показаний:

макс вертгеймер гештальтпсихология

Эксперименты и интерпретации

макс вертгеймер биография

Работа трех психологов

Макс Вертгеймер и два его помощника: Вольфганг Кёлер и Курт Коффка, используя свои наработки и исследования, сформировали новую школу гештальт, убедившись в том, что сегментированный подход большинства психологов к изучению поведения человека был недостаточным. Как результат экспериментальных исследований, выходит статья Вертгеймера "Экспериментальные исследования в восприятии движения".

Продуктивное мышление

макс вертгеймер книги

Работа "Продуктивное мышление" Макса Вертгеймера, в которой обсуждались многие его идеи, была опубликована посмертно в 1945 году.

Наследие

Гештальтпсихология Макса Вертгеймера радикально отличалась от психологии Вильгельма Вундта, который стремился понять человеческий разум, идентифицируя составляющие части человеческого сознания так же, как химический состав, который можно разложить на элементы. Сложному подходу Зигмунда Фрейда в психопатологии, был предложен альтернативный метод, изложенный Максом Вертгеймером. Вклад в психологию Ветргеймера и его коллег подтверждается знакомством с именами их учеников в литературе психологии, среди которых Курт Левин, Рудольф Арнхайм, Вольфганг Мецгер, Блюма Зейгарник, Карл Данкер, Герта Копферманн и Курт Готтшальдт.

Книгами Макса Вертгеймера в настоящее время пользуются студенты, врачи, психологи. К ним можно отнести:

  • "Экспериментальные исследования восприятия движения".
  • "Законы организации в перцептивных формах".
  • "Теория Гештальта".
  • "Продуктивное мышление".

"Невероятные сложности человеческой мысли связаны с чем-то большим, чем сумма его частей, тем нечто, в котором части и целое связаны друг с другом", - говорил Макс Вертгеймер.

Читайте также: