Прочитайте стихотворение пушкина ворон к ворону летит и найдите в нем черты жанра баллады кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня на уроке мы обратимся к Александру Сергеевичу Пушкину. Конечно, мы не можем привлечь к беседе его самого, но мы знаем, что есть те нормы языка, те традиции литературы, на которые наш далекий собеседник опирался и которые по сей день остаются (чаще всего) нормами и для нас. Но мы готовы обратиться и за исторической справкой, если норма претерпела изменения.

Вы уже знакомы с содержанием баллады, которую мы будем сегодня анализировать.

И наша задача – определить, что же хочет сказать автор, т. е., говоря иначе, понять его коммуникативное намерение. Мы ведь знаем, что в художественном произведении ничего просто так не бывает, все “работает” на смысл, на раскрытие авторского замысла.

Сегодняшнее занятие пройдет в форме педагогической мастерской. Вы будете работать в группах по общим и индивидуальным заданиям, напишите творческую работу. В каждой группе есть руководитель, который будет объяснять вам, как выполнять работу, и вести учет ваших успехов в контрольном листе.

Итак…(Чтение баллады подготовленным учеником.)

1. – Каков жанр этого произведения?

2. – Какие жанровые особенности вы заметили?

(Тайна, сюжетность, форма диалога, особая роль повествователя.)

– Пора рассказать вам немного об истории создания этого произведения.

Когда А.С.Пушкин работал над ним, настроение у него было как раз под стать той мрачной интонации, которую мы с вами уловили в первых строфах баллады.

Идея здесь не только пушкинская, он сделал перевод старинной шотландской баллады, опубликованной английским писателем и поэтом Вальтером Скоттом.

Александр Сергеевич перевел только одну часть этой баллады.

И происходило это на два года раньше, чем датировано стихотворение, т.е. в 1826 году.

– А сейчас я еще раз прочитаю балладу, а вы послушайте ее и проследите по текстам, которые находятся у вас на столах. (Чтение баллады учителем.)

– Какие чувства, мысли, ощущения, ассоциации (сравнения), вопросы возникли у вас?

Запишите в ваших индивидуальных листках.

3. Малое афиширование.

Каждая группа зачитывает то, что у них наработано.

4. Самоконструкция и социоконструкция.

– Для дальнейшей работы нам понадобятся карточки №1 и тексты баллады. Группа № 1 будет работать над текстом 1 четверостишия, группа №2 над вторым четверостишием, третья – над третьим и четвертая – над четвертым. Но прежде, чем мы приступим к работе, прослушайте информацию, которую подготовили ваши одноклассники.

(Ученики зачитывают контекстуальный словарь.)

Контекстуальный словарь.

При внимательном прочтении баллады мы определили некоторые особенности, которые необходимо разъяснить для правильного истолкования текста.

В балладе 7 действующих лиц – ворон 1, ворон 2, богатырь, сокол, кобылка, хозяйка, недруг. 7 раз употреблено слово ВОРОН. С точки зрения христианской культуры семерка – символ святости, здоровья, разума, символ тайны, изучения и знания.

Первый персонаж, с которым нас знакомит автор, – ворон. По греческим сказаниям, ворон был вестником Аполлона и приносил ему свежую ключевую воду, то есть дождь из облачных источников. С этими данными вполне согласны русские поверья. Постоянный эпитет ворона – вещий: эта птица самая мудрая из всех пернатых, песни и сказки наделяют ее даром слова и предвещаний.

Образ ворона – это и мудрость, и несчастье, и зло, если посмотреть на русское народное творчество. Это предвестники беды, несчастья. Видимо, исходя из постоянного эпитета вещий, автор употребляет слово проведать – то есть узнать бы.

От исходного ворон дана масть кобылки – вороная, то есть черного зловещего цвета. После знакомства с текстом баллады возникло ощущение неправдоподобности – богатыри ездили на вороном коне, а здесь – кобылка вороная.

Следующий персонаж – богатырь. Это герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Человек очень большой силы, стойкости, отваги. Богатыри на Руси по традиции либо защитники, либо охотники.

Сокол – хищная птица семейства соколиных, отличающаяся быстрым парящим полетом. Летает в степи, приручен к охоте, должен знать дорогу домой.

Ракита – дерево или кустарник семейства ивовых, растущее обычно по берегам рек.

Чисто поле по модели пространства восточных славян – переходная область между миром живых и миром мертвых, так же как и река, море.

Карточка 1 для группы 1.

1. О чем говорится в первой строфе?

(О вороне, который ищет напарника, чтобы найти обед.)

2. Многократным повторением – “ворон к ворону”, “ворон ворону” – рассказчик как бы нагнетает какую-то мрачность, да еще усиливает это грохотом и такими словами, как отобедать, проведать.

Как вы думаете, это важный для баллады образ?

(Вороны как бы накликают горе… Александр Сергеевич с первых же строк показывает читателю: здесь происходит что-то зловещее, нечистое. Он готовит нас к чему-то неприятному, коварному…)

3. Где находятся вороны: в чистом поле, во дворе у хозяйки или где-то еще в другом?

(Вороны проведали, что где-то есть добыча, но туда еще не долетели, значит, они где-то в другом месте.)

Карточка 1 для группы 2.

1. Что должно явиться обедом для воронов?

2. Как вы думаете, почему автор расположил убитого богатыря под ракитой в чистом поле?

(Он как бы оплакивает смерть богатыря, убитого, но еще не скрытого в мире мертвых. Он еще улика для убийцы.)

3. Чем занимался богатырь? Может быть, он погиб на поле битвы?

(На охоте, ведь с ним был сокол.)

Карточка 1 для группы 3.

1. Какая характеристика дается в 3 строфе соколу и кобылке?

(Сокол “его”, т.е. принадлежит богатырю, не просто пролетавшая мимо птица. А кобылка хоть и вороной масти, но молодая, неопытная или хлипкая, никудышная.)

2. Знает ли хозяйка, кем и отчего убит богатырь? Где находится хозяйка?

(Хозяйка знает убийцу и причину его поступка, хотя сама в это время находится в доме.)

3. Как вы понимаете слово хозяйка? Почему в тексте не жена?

(Хозяйка, – значит, ведет хозяйство, а молодая, – значит, не мать, а если б какая-нибудь родственница, то уточнили бы… И потом, зачем убивать родственника, если кого-то любишь и не замужем? Рассказчик ничего не объясняет, он просто показывает, что хозяйка все спланировала, а ее любимый это сделал. Понятно, что она спланировала из самого слова ХОЗЯЙКА. Ведь она ведет хозяйство в доме, все знает про свою семью: когда и куда ездит ее муж на охоту, где лучше его подстеречь (“под ракитой”), как подменить ему лошадь… Ведь не случайно у богатыря оказалась кобылка, а не конь вороной.)

Карточка 1 для группы 4.

1. Почему сокол улетел в рощу? Если сокол ручной, для охоты, то почему он не полетел домой, он ведь должен знать туда дорогу? От кого же прятаться соколу?

(Сокол улетает именно потому, что он ручной, т.е. преданный хозяину, а роща для него как укрытие, ведь соколы летают в степи, в поле, они не живут в лесу, но там много листвы и можно спрятаться от недруга и хозяйки.)

2. Почему “на кобылку недруг сел”? Как это характеризует недруга и кобылку?

(Это значит, что сам-то недруг был без лошади. А кобылка видела, что происходит, но ей все равно, она не такая преданная, как сокол, позволила недругу на себя сесть. Пушкин и называет ее не кобыла, а кобылка. Тут суффикс со значением уменьшения и какое-то даже пренебрежение есть.)

3. Кого и где ждет хозяйка? Как понимать фразу: “А хозяйка ждет милого, не убитого, живого”?

(Хозяйка ждет недруга, “не убитого, живого”, т. е. она уверена, что он вернется. Это и доказывает, что там был не поединок. Да еще он для нее милой, т.е она его любит. Вот в чем причина. Все дело в хозяйке! Ведь она сидит-то дома, а уверена, что и Богатырь убит, и убийца к ней приедет живой-невредимый. Она-то все это и продумала!)

(Работа по карточкам 4–5 минут.)

5. Малое афиширование.

– А сейчас каждая группа расскажет нам о своей работе по карточке.

(Ученики выступают в следующей очередности: группы 1, 2, 3, 4.)

6. Самоконструкция и социоконструкция.

– Для того чтобы выполнить задания карточки №2, я предлагаю вам ответить на следующие вопросы.

1. Если вы внимательно читали, то заметили, что кошмар начинается с первых строчек?

Как он выражается?

2. Так что же произошло на самом деле?

(Убийство, не просто убийство, а предательство, точнее злодейство…)

3. А возможно ли злодейство там, где есть любовь?

Вывод записывается на доске: “Злодейство и любовь несовместимы”.

Для дальнейшей работы нам понадобятся карточки 2.

1. Какова роль образов воронов в тексте?

(Они как бы накликают горе…С первых же строк становится ясно, что здесь происходит что-то зловещее, нечистое. Образы воронов выполняют еще одну роль: ворон к ворону летит, хозяйка к недругу бежит… Они одинаковые, а богатырь не такой, он им чужой, поэтому его и убили. Вот это зло, которым как бы питаются вороны…)

2. Убийство совершено, но как же эта парочка будет жить дальше? С таким страшным грузом разве можно построить счастье?

(Зло всегда будет в этом доме, здесь воронам всегда будет обед. С таким страшным грузом счастье не построить.)

(Работа по карточке 3–4 минуты.)

7. Малое афиширование.

– Ребята, а сейчас мы послушаем, как вы справились с заданием карточки 2 в группах и какие открытия для себя сделали.

– Давайте подведем итог наших изысканий. Можно ли жить с нечистой совестью?

Вывод записывается на доске:

“Построить счастье ценою жизни другого человека невозможно!”

8. Физкультминутка.

9. Социализация.

– Итак, на доске у нас два вывода, к которым мы пришли после работы с карточками.

Это 2 темы для вашей творческой работы. Напишите мини-сочинение на одну из этих тем с использованием домашней работы – иллюстрации к балладе. (10–15 минут.) Объем работы – 0,5–1 страница.

9. Афиширование.

Каждая группа представляет свой проект.

10. Проект мастера.

– Я хочу представить свой проект, свое видение темы.

1. Иллюстрация.

Во время нашей работы над балладой мы определили три пространства в содержании:

1) место, где ведут беседу вороны;
2) чисто поле, где убит богатырь;
3) дом, терем, где ждет милого хозяйка.

Получается как бы 3 картинки. Есть в живописи такие триптихи: одна картина в центре и две по бокам. В центре дается самая важная информация, а по бокам дополнительная.

Я думаю, что на центральном полотне должна быть хозяйка. Вот такой терем древнерусский, и она сидит и смотрит на нас, а слева – на другой картине – вороны, справа – богатырь у ракиты и в разные стороны улетающий к лесу сокол и уезжающий на кобылке недруг.

Поэтому я решила представить свою иллюстрацию в форме триптиха.

2. Творческая работа.

Я свою работу написала в форме сочинения-рассуждения.

Злодейство и любовь несовместимы.

Испокон веков человечество задавало себе вопрос: что такое любовь и что такое злодейство. Но ни один из мудрецов не дал на него исчерпывающего ответа. Да это и невозможно.

Когда я первый раз познакомилась с шотландской балладой “Ворон к ворону летит…” в переводе А.С.Пушкина, то была поражена. В 12 строках уместится целая книга о преступлении и наказании.

Мы так и видим хозяйку, которая ждет своего милого, “не убитого, живого”, то есть она уверена, что и богатырь убит, и убийца к ней приедет живой и невредимый. Это и доказывает, что она все это и продумала! Самим словом хозяйка А.С.Пушкин говорит нам, что она ведет хозяйство в доме, все знает про свою семью: когда и куда ездит ее муж на охоту, где лучше его подстеречь (“под ракитой”), как подменить ему лошадь… Ведь не случайно у богатыря оказалась кобылка, а не конь вороной.

Рассказчик ничего не объясняет, он просто показывает, что хозяйка все спланировала, а ее любимый это сделал. Хозяйка – главная злодейка во всей этой истории. Даже жутко делается: сидит и ждет, когда убьет ее мужа ее милой!

Цель этого злодейства – счастье с любимым человеком, но ее достижение – лишь видимость, ибо его не удастся удержать окровавленными руками. Цель не оправдывает средство. Наказание обнаруживает себя нравственной мукой. За все грехи бывает расплата.

В реальной жизни убийца может и уйти от ответа, избежать наказания. В мире художественном его неминуемо постигнет возмездие. Зло всегда будет в доме хозяйки и недруга, здесь воронам всегда будет обед. С таким страшным грузом счастье не построить!

И звучит в душе заключительный аккорд трагедии: любовь и злодейство – две вещи несовместимые! А значит, только чистая, высокая душа может по-настоящему любить!

11. Этап мягкой коррекции.

– А сейчас я прошу вас ответить на вопросы.

1. Чем сходны и чем отличаются наши работы?
2. О чем заставляют задуматься эти различия?

12. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение “Чем обогатил меня урок литературы по балладе “Ворон к ворону летит…”

13. Рефлексия.

– Вот мы и завершили анализ грустной истории, которую поведал А. С. Пушкин. Если мы посмотрим на иллюстрацию, то четко представим себе образный ряд баллады.

Хозяйка – центр всей трагедии, но есть и другие, кто стал свидетелем или участником трагедии. И мы с вами определили роль каждого из 7 персонажей баллады. Но есть наиболее значимые образы-символы, которые помогают нам в нравственном осмыслении текста.

Сокол – верный друг, не пожелавший вернуться к предательнице-хозяйке – символ чести и преданности.

Вороны – это слово недаром употреблено 7 раз. В христианской символике число 7 магическое. Вороны здесь предвестники беды, несчастья, создают гнетущее настроение.

И если сегодняшнее занятие оставило вас равнодушными, если вы считаете, что каждый вправе поступать так, как диктуют ему его желания, даже совершать неблаговидные поступки, то наклейте на рефлексионный лист в чисто поле ворона.

Если же вы можете безразлично отнестись к злым поступкам и продолжать жить и общаться с теми, кто готов даже убить, то наклейте на дворе хозяйки вороную кобылку.

Но если вы считаете, что предательство и любовь, предательство и дружба несовместимы, то наклейте в дубовой роще сокола.

– Вывесите на доске рефлексионные листы и объясните свой выбор.

14. Заключительное слово учителя.

– Спасибо! Я рада, что вы сделали свой выбор.

– Вот мы и завершили нашу работу. Надеюсь, что сегодняшнее занятие вам понравилось. Наша мастерская закрыта. Спасибо за работу.

Ах ты поле мое, поле чистое,
Ты раздолье мое широкое.
Ах ты всем поле изукрашено,
И ты травушкой и муравушкой,
Ты цветочками василечками;
Ты однем поле обесчещено.
Посреде тебя поля чистова
Выростал тут част ракитов куст;
Что на кусточке, на ракитовом,
Как сидит тут млад сизой орел,
Во кохтях держит черна ворона:
Он точит кровь на сыру землю;
Как под кустиком, под ракитовом,
Что лежит убит доброй молодец,
Избит, изранен и исколот весь

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Баллада в творчестве А.С.Пушкина.ppt

Баллада в творчестве А.С.Пушкина

Описание презентации по отдельным слайдам:

Баллада в творчестве А.С.Пушкина

Баллада в творчестве А.С.Пушкина

План: I Введение II Жанр баллад в творчестве Пушкина: 1 Жанр баллады 2 Баллад.

У А.С.Пушкина есть несколько стихотворений, приближающихся к балладе: «Песнь.

Введение. Литературоведы считают, что утверждение в русской поэзии жанра б.

Жанр баллады Цель моей работы доказать что в своём творчестве А.С.Пушкин испо.

Жанр баллады Цель моей работы доказать что в своём творчестве А.С.Пушкин использует жанр баллады.Баллада - один из любимейших лирико-эпических жанров русских романтиков, который позволял полностью отойти от реальности, создать собственный фантастический мир, противопоставленный миру реальности. Баллада- это краткий стихотворный рассказ преимущественно героико-исторического или фантастического характера. В фольклоре балладами называют сюжетные песни, в которых излагается ряд событий и действует несколько персонажей. Основная тема таких песен - семейные или родственные отношения. Один из героев неправильно ведет себя, нарушает норму, и из-за этого страдают многие, в том числе и он сам. Часто к нему приходит раскаяние, но уже поздно. Поэтому баллады обычно имеют трагический финал.


Жанровые особенности баллады: 1)Баллада имеет сюжет. 2)Важную роль в раскрыти.

Жанровые особенности баллады: 1)Баллада имеет сюжет. 2)Важную роль в раскрытии идеи играет диалог. 3)Особая роль в балладе отводится повествователю. 4)Баллада имеет зачин и концовку. 5)Баллада отличается богатством выразительных средств. 6)В балладе всегда остаётся тайна, загадка.

Ворон к ворону летит, Ворон ворону кричит: «Ворон! Где б нам отобедать? Как б.



Заключение. В русской литературе баллада появилась благодаря творчеству Васи.

* * *

Ворон к ворону летит,
Ворон ворону кричит:
Ворон! где б нам отобедать?
Как бы нам о том проведать?

Ворон ворону в ответ:
Знаю, будет нам обед;
В чистом поле под ракитой
Богатырь лежит убитый.

Кем убит и отчего,
Знает сокол лишь его,
Да кобылка вороная,
Да хозяйка молодая.

Сокол в рощу улетел,
На кобылку недруг сел,
А хозяйка ждет милого
Не убитого, живого.

Сюжет произведения несложен. Он основан на диалоге двух вещих птиц, чёрных воронов. Один из них обращается к другому с вопросом, чем они могли бы насытиться. На что другой отвечает, что знает место. Там погиб некий воин, сражённый в битве. Его-то плоть и послужит пищей воронам. В конце стихотворения поэт рассказывает о судьбе спутников этого витязя. Все соратники покинули его: сокол улетел, лошадь забрал враг. Невеста же не ведает ещё, что её суженый погиб.

Таким образом, смысл стихотворения сводится к одной неутешительной идее: жизнь переменчива, она может неожиданно оборваться. А те люди, кого человек считал близкими и верными, могут отвернуться от него, бросить в самый тёмный и страшный час.

Такие рефрены придают повествованию сходство с былиной или народной сказкой.

Читайте также: