Цезарь и цицерон кратко
Обновлено: 18.05.2024
с. 175 Сокровенные мысли и настроения Цицерона, его политические соображения и оценка положения в Римском государстве нашли яркое отражение в его письмах, отличающихся большими литературными достоинствами, остроумием и юмором, иногда горьким, точным изложением мыслей и описанием переживаний их автора. Письма содержат множество ценных сведений по истории Рима, а также и по истории культуры. Из обширной переписки Цицерона с друзьями, политическими единомышленниками и противниками, должностными лицами, родными и знакомыми до нас дошло 931 письмо; около девяти десятых этого числа писем написано им самим и только одна десятая — его корреспондентами. Некоторая часть писем Цицерона утрачена; кое-какие письма, упоминаемые в источниках, в дошедших до нас сборниках его писем отсутствуют.
Особую опасность Цицерон видит в возможной победе Цезаря: « Что происходит? Об императоре римского народа говорим мы или о Ганнибале? О, безумный и жалкий человек, никогда не видевший даже и тени прекрасного! И все это он, по его словам, делает ради сохранения достоинства! Но где же достоинство, если не там, где нравственная красота? В нравственном отношении прекрасно, следовательно, иметь войско без официального решения, занимать города, дабы облегчить себе доступ в с. 179 отечество, задумать отмену долгов, возвратить изгнанников, совершить сотни других преступлений, “чтоб высшую богиню — власть (Att., VII, 11, 1; п. 303). Цицерон сравнивает Цезаря с прославившимся своей жестокостью агригентским тиранном Фаларидом (Att., VII., 12, 2; п. 304).
После сражения под Диррахием, в котором Помпей нанес поражение Цезарю, 9 августа 48 г. под Фарсалом, в Фессалии, произошло сражение, окончившееся разгромом сил Помпея. Помпей бежал в Египет, где был предательски убит 29 сентября.
Цицерон, по нездоровью не принимавший участия в военных действиях под Диррахием, не участвовал и в походе Помпея в Фессалию. Когда в Эпире узнали о поражении Помпея и о его бегстве, Цицерон отказался с. 180 принять командование войсками, на что он имел право как консуляр. Он даже пожелал покинуть ряды воюющих, за что сын Помпея едва не обнажил против него меча. Марк Порций Катон отпустил Цицерона в Италию, где он, хотя и был консуляром и проконсулом, жил в Брундисии как политический изгнанник, ожидая возвращения Цезаря, который один мог решить его судьбу.
В 46— 45 гг. Цицерон шлет Авлу Цецине обнадеживающие письма с советами о том, как ему добиться прощения у Цезаря (Fam., VI, 6, 8; п. 491; 8; 1 сл.; п. 527; 7, 1 сл.; п. 532; 5, 2 сл; п. 537).
В сентябре 46 г., в связи с тем, что Цезарь в собрании сената согласился помиловать Марка Марцелла и разрешил ему возвратиться из изгнания, Цицерон произнес в сенате речь с прославлением милосердия Цезаря 5 (речь по поводу возвращения Марка Марцелла; Fam., IV, 4, 3; п. 492). Это было первое выступление Цицерона в сенате во времена диктатуры Цезаря.
В ноябре 45 г. Цицерон защищал перед Цезарем бывшего сторонника Помпея, тетрарха Галатии, царя Дейотара; его родственники обвинили его в заговоре на жизнь Цезаря, будто бы составленном им в 47 г., когда Цезарь проезжал через Галатию и воспользовался гостеприимством Дейотара. Речь Цицерона дошла до нас. Исход дела Дейотара неизвестен.
Цицерон не присутствовал 15 марта 44 г. в Помпеевой курии, когда там перед началом заседания сената был убит Цезарь, и о заговоре против диктатора не знал (Fam., X, 28, 1; п. 819; XII, 3, 1; п. 792; 4, 1; п. 818). Впрочем, он и ранее не скрывал своего желания, чтобы Цезарь умер смертью тираннов (Att., XII, 45, 3; п. 600; XIII, 40, 1; п. 664). По свидетельству историка Кассия Диона (44, 20, 4; 22, 4), убийцы Цезаря вышли из курии на форум с именем Цицерона на устах (см. II филиппику, 25; 28; 30; 34).
Большинство философских и риторических произведений Цицерона написано в форме диалога: вначале описывается обстановка, место действия, указывается повод к беседе, перечисляются ее участники, намечаются вопросы, подлежащие обсуждению; затем, после высказываний участников беседы, один из них, старший по возрасту и умудренный опытом, излагает свою точку зрения.
Диалогам Цицерона свойственны легкость изложения, прекрасное построение фраз, богатство слов и оборотов и благозвучие. Кроме того, философские и риторические сочинения Цицерона ценны еще и своими цитатами из дошедших до нас только во фрагментах произведений римских поэтов — Энния, Невия, Цецилия Стация, Пакувия, Акция и других, а также и греческих.
2. Публий Корнелий Сципион Эмилиан (Младший) Африканский Нумантийский, сын Луция Эмилия Павла Македонского, усыновленный сыном Сципиона Африканского Старшего; родился в 185 г.; консул 147 г.; в 146 г., во время третьей пунической войны, взял и разрушил Карфаген; в 134 г. был консулом во второй раз; в 133 г. взял Нуманцию после осады; сторонник нобилитета; противник реформ Тиберия Гракха; ревнитель греческой и римской культуры; скоропостижно умер в 129 г., возможно, был устранен политическими врагами.
3. Гай Лелий (младший), консул 140 г., близкий друг Сципиона Эмилиана; правовед, участник третьей пунической войны. Современники прозвали Лелия Мудрым (Sapiens).
Цицерон написал этот диалог, когда ему было 62 года, а Аттику — 65 лет, т. е. когда они уже были стариками, так как, по представлению римлян, старость начиналась в 60 лет.
Условная дата диалога — 150 г., когда Катону было 84 года. В диалоге ему отведена главная роль. Цицерон идеализирует образ Катона, которого он считает образцом древней римской доблести. Сципион и Лелий приходят к Катону и выражают ему свое восхищение тем, как он переносит свою старость. Они вызывают его на беседу о старости. Высказывания Катона звучат как своего рода политическое завещание.
Через весь диалог проходят пять основных линий 7 : 1) за участниками диалога видны Цицерон и Аттик, два философствующих старика, получающих от своего возраста все лучшее, что он может им дать; 2) подчеркивается отношение Катона к грекам; то обстоятельство, что Катон начал в преклонном возрасте изучать греческую литературу, позволяет Цицерону в высказываниях этого старика подчеркнуть радость умственного труда; 3) Катон ссылается на римскую традицию: перед его слушателями проходят, один за другим, деятели Рима, старики, стоявшие во главе государства и совершавшие подвиги на войне; упоминаются и греки — Платон, Горгий, Софокл и другие, даже в глубокой старости не отказывавшиеся от деятельности; 4) прославляется сципионовский кружок ревнителей греческой и римской культуры и литературы; 5) Катону 84 года; он видел смену нескольких поколений людей и подобен гомеровскому Нестору, чье имя тоже называется; при этом Катон прославляет сельское хозяйство и говорит о старике Лаерте, отце Одиссея, возделывающем землю.
Цицерон устами Катона приводит учение Пифагора о бессмертии человеческой души, как и предсмертные высказывания Сократа, и говорит о земной жизни как о жилище временном, а не постоянном (84), о старости как о заключительной сцене жизни и о смерти как о естественном окончании земного существования человека.
Особую ценность диалога представляют собой исторические экскурсы в прошлое, в область римской традиции.
Образ Сципиона Эмилиана и образ Лелия Цицерон использовал еще в июне 62 г., когда его положение пошатнулось в связи с казнью пятерых участников заговора Катилины, совершенной 5 декабря 63 г., хотя и на основании решения сената и в силу чрезвычайных полномочий, предоставленных консулу Цицерону особым постановлением сената (senatus consultum ultimum), но без формального суда, в то время как вопрос о с. 188 смертном приговоре римскому гражданину подлежал суду центуриатских комиций. В июне 62 г. Цицерон обратился к Гнею Помпею, находившемуся на Востоке после одержанной им победы над царем Митридатом VI, с письмом, в котором он предложил Помпею объединиться с ним в государственной деятельности и ставил его даже выше Сципиона Эмилиана, отводя себе при этом роль Лелия, т. е. мудрого советчика (Fam., V, 7, 3; п. 15). Таким образом, играть роль Лелия Цицерон пожелал уже после своего консулата, высшей магистратуры в Римском государстве. Об ответе Помпея сведений нет.
1. Гай Лелий (см. стр. 185).
2. Квинт Муций Сцевола Авгур (его так называли, чтобы отличать его от его племянника Квинта Муция Сцеволы, верховного понтифика), консул 117 г., правовед; зять Лелия.
3. Гай Фанний Страбон, консул 122 г., участник третьей пунической войны; правовед; зять Лелия.
Условная дата диалога — 129 г., вскоре после скоропостижной смерти Сципиона Эмилиана.
Далее говорится о силе доблести, присущей выдающимся людям (Фабриций, Курий), о законной ненависти к преступным (царь Тарквиний Гордый, Спурий Кассий, Спурий Мелий), о доблестном царе Пирре и жестоком Ганнибале, заслужившем вечную ненависть (28).
Чем более человек уверен в себе, чем более доблестен и мудр он, тем больше превосходит он других людей в приобретении и сохранении дружбы. Таков был Сципион Эмилиан, не нуждавшийся в дружбе Лелия, но любимый им за свою доблесть (30). Такие чувства непонятны людям, склонным к наслаждениям (32).
Дружба проникает в жизнь всех людей (87 сл.), но для сохранения ее порой приходится сносить и обиды. Высказанная нами правда может породить ненависть к нам. Лелий ссылается на Катона Цензория, сказавшего, что суровые недруги иногда оказывают услуги бо ́ льшие, чем те, какие нам оказывают мягкие друзья (90). Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания (91 сл.). Как в дружбе, так и в государственной деятельности должны быть исключены притворство и лесть (95 сл.).
После сдобренных цитатами из комических поэтов рассуждений о лести и угодничестве в дружбе (98 сл.) Лелий возвращается к вопросу о значении доблести для дружбы и об уважении к старикам (100 сл.) и заканчивает воспоминаниями о дружбе Сципиона Эмилиана.
В сознании заговорщиков, осуществивших убийство Цезаря в мартовские иды, диктатор был уничтожен, и теперь, наконец-то, всё вернулось на круги своя. Когда Цицерон, не принимавший участие в заговоре и вообще в последние годы диктатуры Цезаря отошедший от политической жизни, получил известие о произошедшем, его радости не было предела, и он даже на секунду представил, что республику удалось спасти. Но эйфория скоро сменилась беспокойством – лидеры заговорщиков, включая Брута, никак не действовали. Вместо того, чтобы захватить власть в свои руки, избавить сенат от людей, которых сделал сенаторами Цезарь, разобраться с Антонием и другими цезарианцами, Брут и Кассий предпочли бездействие. Больше того, они решили засесть в Капитолии под охраной гладиаторского отряда, опасаясь, очевидно, как за свои жизни, так и новой гражданской войны.
В своём страхе заговорщики не были одиноки. Опасения новой гражданской войны были и у лидеров-цезарианцев, которые на момент 16-17 сентября 44 г. до н.э., первых дней после гибели Цезаря, точно не знали, какие силы у противоборствующей им стороны, и потому не могли открыто действовать. Тем не менее, поступили они более благоразумно. Марк Эмилий Лепид, помощник почившего диктатора, ввёл в город отряд солдат. Марк Антоний в ночь убийства, в первую очередь, захватил из дома Цезаря его документы и деньги (оправдываясь перед его вдовой, что делает это из благих побуждений – для лучшей их сохранности).
Но слишком долго оставаться неопределённой ситуация не могла. Остро стояли многие вопросы – будут ли отменены распоряжения Цезаря, и что вообще нужно делать с заговорщиками (потому что и среди цезарианцев были те, кто готов был пойти на мир с ними). В связи с этим Антоний решает созвать новое заседание сената, и, с помощью посредников, приглашает на него и убийц Цезаря. Последние не пришли, оставшись на Капитолии. Зато на заседание явился Цицерон.
Речь Цицерона
Нужно понимать, какое давление было оказано на республиканцев, которые сочувствовали делу убийц Цезаря, но при подходе к храму богини Земли, где предстояло состояться заседанию, сталкивались с толпой, настроенной положительно к цезарианцам, а Антония и Лепида приветствовали как героев. Это, однако, не помешало части сенаторам поначалу высказываться в пользу Брута и Кассия, которые, по их мнению, были достойны титула тираноборцев и искренней благодарности.
В какой-то момент слово взял Цицерон, и Дион Кассий приводит его длинную пространную речь, понять из которой, особенно вначале, за какую сторону и с какими предложением он выступает, было невозможно. Поначалу он говорил об общем благе, о том, что нужно забыть о личных интересах, и что от того, какое решение примут, в итоге, сенаторы, зависит то, будет ли государство в гармонии со свободными гражданами, или будет развязана новая кровопролитная война, и у римлян появится новый хозяин.
В ходе длинной речи, наполненной цитатами и отсылками к истории Рима, Цицерон также вспомнил об афинянах. Из-за внутренних разногласий они были побеждены в Пелопоннесской войне спартанцами, и в Афинах воцарилась диктатура олигархии. Только когда граждане забыли о своих распрях, им удалось свергнуть тиранов, и вернуть процветание городу.
Именно поэтому, как бы кто ни относился к Цезарю, как бы ни подозревали друг друга в симпатии к нему, немудро разжигать пламя войны, в котором в итоге погибнут все. И, заключил в конце Цицерон, важно пойти на компромисс – с одной стороны, не стоит ни наказывать, ни награждать убийц Цезаря. Они должны быть амнистированы. С другой стороны, и объявлять Цезаря тираном не стоит. Ведь это не только приведёт к войне с его сторонниками – многие из заговорщиков из рук Цезаря получили почести и должности. Если он будет признан нелегитимным правителем, то нелегитимными окажутся и все его распоряжения, включая и упомянутые ранее.
Казалось бы, между цезарианцами и заговорщиками произошло примирение. Это лучшее решение, которого мог добиться Цицерон в сложившейся ситуации.
Тем не менее, мы знаем, чем всё в итоге кончится. Достигнутое перемирие не продлится и пары дней. Начнётся новая, ещё более кровопролитная гражданская война, в которой погибнет цвет сенаторского сословия, включая и самого Цицерона.
У Андрея, Всеволода и Михаила Юрьевичей был (якобы) брат Глеб. Если первые трое – Августы, а Август – это Агриппа, то Глебу сам бог велел быть Агриппой… Агриппа умер за 12 лет до конца века, то есть Глеб должен был умирать в 1188 г., но он умер в 1173 г. (или 1171, или 1172), то есть за 15 лет до 1188 г… Женились и Агриппа и Глеб за 18 лет до смерти, в 30 г. до н. э. и в 1155 г. соответственно… Ты хочешь про Иисуса? Потом. Попозже… Хотя… Я же говорю: сплошные двойники – не знаешь, где кто… Говорил же Иисус в евангелиях, что хлеб – это его тело. Хлеб – почти Глеб.
Говорится, что Глеб Юрьевич женат дважды, но дата первой свадьбы неизвестна. Почему? По кочану. Его первая жена умирает в 1154 г… И в 1155 г. он повторно женится. О смерти его второй жены почему-то не сообщают. Это странно. Если вы биограф Глеба, если вы говорите о втором браке Глеба, то почему вы забываете о первом? И почему, сообщая о смерти первой жены, поскольку понимаете, что это важно, почему не сообщаете о смерти второй? Это вопросы к биографу. Ведь маловероятно, что даты потеряли переписчики. Вряд ли переписчик, если уж он сообщил о втором браке, не захочет писать о первом; вряд ли, если уж он пишет о смерти первой жены, он не захочет сообщить о смерти второй жены. Очевидно, что не переписчики потеряли эти даты. Скорее всего, даты эти отсутствуют потому, что брак у Глеба был один, поэтому нам известна одна дата свадьбы и одна дата смерти жены Глеба.
Сравни индиктовые даты:
1155 (3, 27, 13) – свадьба Глеба,
30 г. до н. э. (3, 18, 6) – 1-й брак Агриппы,
21 г. до н. э. (12, 27, 15) – 2-й брак Агриппы.
1-й брак Агриппы совпадает по индикту, а второй – по Кругу Солнцу. Как будто кто-то, имея на руках дату женитьбы Глеба, разрывался, не зная, какой год предпочесть: 30 г. до н. э. или 21 г. до н. э.? И разорвался таки, решил сделать две свадьбы.
14 г. (2, 6, 12) – смерть жены Агриппы, Юлии Старшей,
1154 (2, 26, 12) – смерть жены Глеба…
Отцы 1-й жены Агриппы и 2-й жены Глеба умирают за 40 лет до конца века: Гай Клавдий Марцелл – в 40 г. до н. э., а Изяслав Давыдович – в 1160 г…
Через 5 лет после свадьбы у Глеба и Агриппы ссора с тестем. В 1165 г. Глеб конфликтует с Изяславом Давыдовичем, который две недели осаждал Глеба в Переяславле. В 25 г. до н. э. ссора Агриппы (правда, с будущим) тестем Августом.
Сравним Марка Туллия Цицерона и Гая Юлия Цезаря, тем более, что их имена похожи.
Оба отличные ораторы, политики, действовали в одно время. Годы жизни близки. Юлий Цезарь (102–100 г. до н. э. – 44 г. до н. э.). Цицерон (106 г. до н. э. – 43 до н. э.). Оба убиты с разницей в один год. В их биографиях немало сходств.
Оба ученики некоего ритора Гнифона.
Оба, опасаясь за свою жизнь, покидают Рим около 76 г. до н. э. и возвращаются обратно в 78 г. до н. э..
В 62 г. до н. э. Цезарь стал претором.
В 66 г. до н. э. в должности претора был Цицерон, т. е. преторами они стали в 40 лет.
В 63 г. до н. э. Цезарь стал великим понтификом, а Цицерон – консулом.
А Цезарь стал консулом в 59 г. до н. э… Опять разница в 4 года, то есть консулами они стали в возрасте 43 лет.
В начале своей деятельности на посту консула оба занимаются аграрным законом.
В 58 г. до н. э. оба покидают Италию. Цезарь в конце марта, а Цицерон в апреле.
Часто они оказываются в одном месте в одно время. Можно сказать, что их видели вместе, но если есть такие свидетельства, то это всё литература, как и произведения Цицерона. Они литературны, их мог написать любой талантливый писатель, в них нет ничего жизненного…
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Разница между равновесием и развитием
Разница между равновесием и развитием Теперь поставим вопрос: в чем разница между этносами-изолятами и этносами, развивающимися бурно? В системах реликтовых этносов нет борьбы между членами этноса, а если и случается соперничество, то оно не влечет гибель проигравшего.
…А есть разница?
…А есть разница? Трудно понять творящуюся истерику. А что, есть очень большая разница, кто на кого первым напал? То есть в военно—стратегическом смысле разница есть. Тот, кто нападал первым, почти гарантированно выигрывал военную кампанию. В этом смысле Гитлер просто
Бросающаяся в глаза разница
Бросающаяся в глаза разница Когда речь заходит о генералах Советской Армии без чести, то все сразу вспомнят Власова, и многие им и захотят ограничиться. Но Власов — откровенный предатель, открытый. Но ведь он отщепенец для русского народа, а не для генеральской среды — он
Разница процессов
Разница процессов Феодализм, говоря схематически, строился с двух концов, двумя встречными процессами: с одной стороны, областные правители, пользуясь слабостью центральной власти, осваивали управляемые области и становились их державными наследственными
Глава 8 Цезарь в Галлии Гай Юлий Цезарь (ок. 100-44 гг. до н. э.)
Глава 8 Цезарь в Галлии Гай Юлий Цезарь (ок. 100-44 гг. до н. э.) В сражения он вступал не только по расчету, но и по случаю, часто сразу после перехода, иногда в самую жестокую непогоду, когда этого меньше всего от него ожидали… Обращая неприятеля в бегство, он всякий раз
Бросающаяся в глаза разница
Бросающаяся в глаза разница Итак, генерал Лукин был ранен перед пленом, а вот его начальник штаба генерал В.Ф. Малышкин целым уже в ночь на 13 октября перебежал к немцам и служил им вместе с Власовым, надо думать, лучше, чем выкормившему его советскому народу.Ко мне в руки
Сталин и Гитлер: разница в стремлениях и подготовке
Сталин и Гитлер: разница в стремлениях и подготовке Сталину не удавалось во всех битвах достичь уровня полководческого мастерства, сравнимого с мастерством Гитлера. Сталин просто не успел — возглавляемые им войска разгромили войска, возглавляемые Гитлером, и учеба
Меньше месяца разница
Меньше месяца разница — Вы какого года рождения? — спрашивает меня Вячеслав Михайлович.— Тысяча девятьсот сорок первого.— Тысяча девятьсот сорок первого как раз?— Мне было два месяца, когда война началась. Вы выступали по радио.— Я в это время использовал момент и
Цицерон
Цицерон Хорошие варианты традиции можно найти у римских публицистов и знатоков права. К числу первых нужно отнести прежде всего Цицерона. Марк Туллий Цицерон (106—43), писатель, адвокат и государственный деятель, не будучи историком, часто касался в своих многочисленных
Бросающаяся в глаза разница
Бросающаяся в глаза разница Итак, генерал Лукин был ранен перед пленом, а вот его начальник штаба генерал В.Ф. Малышкин целым уже в ночь на 13 октября перебежал к немцам и служил им вместе с Власовым, надо думать, лучше, чем выкормившему его советскому народу. Ко мне в руки
Октавий в Неаполе. Прием Октавия. Октавий и Цицерон. Цицерон-доктринер. Обычай Юлия. Политическая интуиция
Октавий в Неаполе. Прием Октавия. Октавий и Цицерон. Цицерон-доктринер. Обычай Юлия. Политическая интуиция 18 апреля, на следующий день после прибытия Цицерона, Октавий прибыл в Неаполь. С характерной для него осторожностью он не высадился в Брундизии, поскольку не знал,
Маневры. Встреча в Англии. Кассий. Сервилия и Цицерон. Цицерон обескуражен
Маневры. Встреча в Англии. Кассий. Сервилия и Цицерон. Цицерон обескуражен Неудача с Аполлинарийскими играми разбила в пух и прах надежды Брута и Кассия. Все у них пошло наперекосяк. Цицерон, снова выехавший из Путеол, в конце концов решил не присутствовать на заседании
Ханс Йост Разница между поколениями
Ханс Йост Разница между поколениями А в г у с т. Ты не можешь поверить, отец, но этовыход из положения. Молодые люди теперь мало уделяют внимания устаревшим лозунгам… Они вымирают… Да и классовая борьба умирает вместе с ними.Ш н а й д е р. Так-так… и как же вы теперь живете?А
Разница в финансовом положении посольств
Разница в финансовом положении посольств Французские дипломаты получали весьма солидное жалованье. Ла Шетарди, а затем и Дальон, имели 48 000 ливров в год на собственные нужды, а на все их дополнительные расходы выделялась отдельная, заранее определенная сумма[40].
Небольшая разница, большое значение
Небольшая разница, большое значение В течение XVII столетия абсолютизм сдал свои позиции в Англии, однако укрепился в Испании. Кортесы, испанский эквивалент английского парламента, имели не более чем формальное значение. Фундамент государственного здания Испании был
Римская литература создавалась в условиях укрепления государства. Поэтому ученые труды были для римлян продолжением политики.
Катон Старший: политик, писатель и идеолог
Катон был способным полководцем. Он успешно командовал римскими войсками в Испании, заслужив триумф. В 171 году до н. э. во время войны против Антиоха III Катон в ранге военного трибуна придумал и провел обходной маневр в Фермопильском ущелье, который и принес победу римлянам.
Катон первым решил писать национальную историю на латыни и язвительно критиковал современника Постумия Альбина, писавшего историю по-гречески и извинявшегося за возможные ошибки в языке.
Последующие писатели отмечали внимание Катона к датировкам событий древней истории и отдавали ему предпочтение перед датировками других анналистов.
Марк Туллий Цицерон: оратор, политик и теоретик
Оратор Марк Туллий Цицерон был уроженцем города Арпин. Всю жизнь он совмещал занятия науками с адвокатской, а затем политической карьерой. У авгура Муция Сцеволы он учился праву, у гостившего в Риме философа Филона из Лариссы перенял интерес к философии. После этого он продолжил обучение философии у философа-стоика Диодота, затем учился в Афинской Академии. Вслед за этим Цицерон отправился на Родос к оратору Аполлонию Молону, который окончательно отточил ораторское искусство римлянина.
Во время войны между Цезарем и Помпеем Марк Туллий поддержал последнего. После поражения Помпея Цезарь помиловал Цицерона, но он был вытеснен из политической жизни. Он жил в Риме, пользовался милостью победителей, регулярно общался со сторонниками Цезаря и выступал перед ним и сенатом с речами в защиту некоторых изгнанников. В период вынужденного безделья оратор написал серию ученых трудов.
Гай Юлий Цезарь: записки диктатора
Записки, им сочиненные, заслуживают высшей похвалы: в них есть нагая простота и прелесть, свободные от пышного ораторского облачения. (Цицерон, «Брут)
Стиль Цезаря отличается от художественной историографии его времени и II века до н. э. Он отказывается от риторических приемов и пространных речей в тексте. Автор сосредотачивается на вопросах военного искусства и топографии. Он точен в описании численности войск. Еще одна цель — оправдание своих действий. Он убеждает читателя, что Галльская война началась как оборонительная, а Гражданская была спровоцирована его противниками.
Марк Брут: убийца Цезаря, оратор и философ
Марк Юний Брут прожил недолгую, но богатую событиями жизнь, самым знаменитым событием которой стало убийство Цезаря. Хотя современники и римляне I века нашей эры помнили его не только как политика, но и как интеллектуала.
По свидетельству Плутарха, Брут досконально изучил эллинскую философию, и особо его впечатлила философия Платона и Древней Академии. Марк Юний был мастером судебных и торжественных речей, образцы его мастерства цитировали еще авторы эпохи империи.
Император Клавдий и его исторические труды
Тиберий Клавдий Август Германик, вошедший в историю как император Клавдий, начал сочинять исторические труды в юности. Заняться историческими штудиями принцу посоветовал историк Тит Ливий. В юности же он впервые выступил с чтением своей истории на публике. Увы, перед самим выступлением под каким-то слушателем подломилась скамейка, и будущий принцепс все выступление хихикал, вспоминая это.
В своем историческом труде Клавдий изложил историю от убийства Цезаря до времени своей жизни. Писатель считал, что невозможно написать достоверную историю отдаленных по времени событий, поэтому сосредоточился на недавней истории и посвятил ей 41 книгу.
Еще Клавдий ввел в латинский язык три новые буквы — антисигму, перевернутую F, половинную H. До принятия власти он посвятил этим буквам книгу, а во время царствования — добился введения их в латинский алфавит.
Император любил греческую культуру, хорошо знал древнегреческий, считал его вторым родным языком. По-гречески Клавдий написал историю этрусков в 20 книгах и историю Карфагена в 8. Принцепс приказал пристроить к Александрийскому Мусейону еще один корпус, получивший его имя. В специальные дни читали в обоих корпусах Мусейона карфагенскую и этрусскую истории Клавдия.
Риторическое и философское образование плотно вошло в жизнь элита Древнего Рима. Все молодые люди, имевшие политические амбиции изучали риторику, философию и читали исторические труды. Неудивительно, что они сохраняли интерес к ней и после того, как начинали сами творить историю.
Читайте также: