Цезарь и цицерон кратко

Обновлено: 18.05.2024

с. 175 Сокро­вен­ные мыс­ли и настро­е­ния Цице­ро­на, его поли­ти­че­ские сооб­ра­же­ния и оцен­ка поло­же­ния в Рим­ском государ­стве нашли яркое отра­же­ние в его пись­мах, отли­чаю­щих­ся боль­ши­ми лите­ра­тур­ны­ми досто­ин­ства­ми, ост­ро­уми­ем и юмо­ром, ино­гда горь­ким, точ­ным изло­же­ни­ем мыс­лей и опи­са­ни­ем пере­жи­ва­ний их авто­ра. Пись­ма содер­жат мно­же­ство цен­ных сведе­ний по исто­рии Рима, а так­же и по исто­рии куль­ту­ры. Из обшир­ной пере­пис­ки Цице­ро­на с дру­зья­ми, поли­ти­че­ски­ми еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми и про­тив­ни­ка­ми, долж­ност­ны­ми лица­ми, род­ны­ми и зна­ко­мы­ми до нас дошло 931 пись­мо; око­ло девя­ти деся­тых это­го чис­ла писем напи­са­но им самим и толь­ко одна деся­тая — его корре­спон­ден­та­ми. Неко­то­рая часть писем Цице­ро­на утра­че­на; кое-какие пись­ма, упо­ми­нае­мые в источ­ни­ках, в дошед­ших до нас сбор­ни­ках его писем отсут­ст­ву­ют.

Осо­бую опас­ность Цице­рон видит в воз­мож­ной победе Цеза­ря: « Что про­ис­хо­дит? Об импе­ра­то­ре рим­ско­го наро­да гово­рим мы или о Ган­ни­ба­ле? О, безум­ный и жал­кий чело­век, нико­гда не видев­ший даже и тени пре­крас­но­го! И все это он, по его сло­вам, дела­ет ради сохра­не­ния досто­ин­ства! Но где же досто­ин­ство, если не там, где нрав­ст­вен­ная кра­сота? В нрав­ст­вен­ном отно­ше­нии пре­крас­но, сле­до­ва­тель­но, иметь вой­ско без офи­ци­аль­но­го реше­ния, зани­мать горо­да, дабы облег­чить себе доступ в с. 179 оте­че­ство, заду­мать отме­ну дол­гов, воз­вра­тить изгнан­ни­ков, совер­шить сот­ни дру­гих пре­ступ­ле­ний, “чтоб выс­шую боги­ню — власть (Att., VII, 11, 1; п. 303). Цице­рон срав­ни­ва­ет Цеза­ря с про­сла­вив­шим­ся сво­ей жесто­ко­стью агри­гент­ским тиран­ном Фала­ридом (Att., VII., 12, 2; п. 304).

После сра­же­ния под Дирра­хи­ем, в кото­ром Пом­пей нанес пора­же­ние Цеза­рю, 9 авгу­ста 48 г. под Фар­са­лом, в Фес­са­лии, про­изо­шло сра­же­ние, окон­чив­ше­е­ся раз­гро­мом сил Пом­пея. Пом­пей бежал в Еги­пет, где был пре­да­тель­ски убит 29 сен­тяб­ря.

Цице­рон, по нездо­ро­вью не при­ни­мав­ший уча­стия в воен­ных дей­ст­ви­ях под Дирра­хи­ем, не участ­во­вал и в похо­де Пом­пея в Фес­са­лию. Когда в Эпи­ре узна­ли о пора­же­нии Пом­пея и о его бег­стве, Цице­рон отка­зал­ся с. 180 при­нять коман­до­ва­ние вой­ска­ми, на что он имел пра­во как кон­су­ляр. Он даже поже­лал поки­нуть ряды вою­ю­щих, за что сын Пом­пея едва не обна­жил про­тив него меча. Марк Пор­ций Катон отпу­стил Цице­ро­на в Ита­лию, где он, хотя и был кон­су­ля­ром и про­кон­су­лом, жил в Брун­ди­сии как поли­ти­че­ский изгнан­ник, ожи­дая воз­вра­ще­ния Цеза­ря, кото­рый один мог решить его судь­бу.

В 46— 45 гг. Цице­рон шлет Авлу Цецине обна­де­жи­ваю­щие пись­ма с сове­та­ми о том, как ему добить­ся про­ще­ния у Цеза­ря (Fam., VI, 6, 8; п. 491; 8; 1 сл.; п. 527; 7, 1 сл.; п. 532; 5, 2 сл; п. 537).

В сен­тяб­ре 46 г., в свя­зи с тем, что Цезарь в собра­нии сена­та согла­сил­ся поми­ло­вать Мар­ка Мар­цел­ла и раз­ре­шил ему воз­вра­тить­ся из изгна­ния, Цице­рон про­из­нес в сена­те речь с про­слав­ле­ни­ем мило­сер­дия Цеза­ря 5 (речь по пово­ду воз­вра­ще­ния Мар­ка Мар­цел­ла; Fam., IV, 4, 3; п. 492). Это было пер­вое выступ­ле­ние Цице­ро­на в сена­те во вре­ме­на дик­та­ту­ры Цеза­ря.

В нояб­ре 45 г. Цице­рон защи­щал перед Цеза­рем быв­ше­го сто­рон­ни­ка Пом­пея, тет­рар­ха Гала­тии, царя Дейота­ра; его род­ст­вен­ни­ки обви­ни­ли его в заго­во­ре на жизнь Цеза­ря, буд­то бы состав­лен­ном им в 47 г., когда Цезарь про­ез­жал через Гала­тию и вос­поль­зо­вал­ся госте­при­им­ст­вом Дейота­ра. Речь Цице­ро­на дошла до нас. Исход дела Дейота­ра неиз­ве­стен.

Цице­рон не при­сут­ст­во­вал 15 мар­та 44 г. в Пом­пе­е­вой курии, когда там перед нача­лом заседа­ния сена­та был убит Цезарь, и о заго­во­ре про­тив дик­та­то­ра не знал (Fam., X, 28, 1; п. 819; XII, 3, 1; п. 792; 4, 1; п. 818). Впро­чем, он и ранее не скры­вал сво­его жела­ния, чтобы Цезарь умер смер­тью тиран­нов (Att., XII, 45, 3; п. 600; XIII, 40, 1; п. 664). По свиде­тель­ству исто­ри­ка Кас­сия Дио­на (44, 20, 4; 22, 4), убий­цы Цеза­ря вышли из курии на форум с име­нем Цице­ро­на на устах (см. II филип­пи­ку, 25; 28; 30; 34).

Боль­шин­ство фило­соф­ских и рито­ри­че­ских про­из­веде­ний Цице­ро­на напи­са­но в фор­ме диа­ло­га: вна­ча­ле опи­сы­ва­ет­ся обста­нов­ка, место дей­ст­вия, ука­зы­ва­ет­ся повод к беседе, пере­чис­ля­ют­ся ее участ­ни­ки, наме­ча­ют­ся вопро­сы, под­ле­жа­щие обсуж­де­нию; затем, после выска­зы­ва­ний участ­ни­ков беседы, один из них, стар­ший по воз­рас­ту и умуд­рен­ный опы­том, изла­га­ет свою точ­ку зре­ния.

Диа­ло­гам Цице­ро­на свой­ст­вен­ны лег­кость изло­же­ния, пре­крас­ное постро­е­ние фраз, богат­ство слов и обо­ротов и бла­го­зву­чие. Кро­ме того, фило­соф­ские и рито­ри­че­ские сочи­не­ния Цице­ро­на цен­ны еще и сво­и­ми цита­та­ми из дошед­ших до нас толь­ко во фраг­мен­тах про­из­веде­ний рим­ских поэтов — Энния, Невия, Цеци­лия Ста­ция, Паку­вия, Акция и дру­гих, а так­же и гре­че­ских.

2. Пуб­лий Кор­не­лий Сци­пи­он Эми­ли­ан (Млад­ший) Афри­кан­ский Нуман­тий­ский, сын Луция Эми­лия Пав­ла Македон­ско­го, усы­нов­лен­ный сыном Сци­пи­о­на Афри­кан­ско­го Стар­ше­го; родил­ся в 185 г.; кон­сул 147 г.; в 146 г., во вре­мя третьей пуни­че­ской вой­ны, взял и раз­ру­шил Кар­фа­ген; в 134 г. был кон­су­лом во вто­рой раз; в 133 г. взял Нуман­цию после оса­ды; сто­рон­ник ноби­ли­те­та; про­тив­ник реформ Тибе­рия Грак­ха; рев­ни­тель гре­че­ской и рим­ской куль­ту­ры; ско­ро­по­стиж­но умер в 129 г., воз­мож­но, был устра­нен поли­ти­че­ски­ми вра­га­ми.

3. Гай Лелий (млад­ший), кон­сул 140 г., близ­кий друг Сци­пи­о­на Эми­ли­а­на; пра­во­вед, участ­ник третьей пуни­че­ской вой­ны. Совре­мен­ни­ки про­зва­ли Лелия Муд­рым (Sa­piens).

Цице­рон напи­сал этот диа­лог, когда ему было 62 года, а Атти­ку — 65 лет, т. е. когда они уже были ста­ри­ка­ми, так как, по пред­став­ле­нию рим­лян, ста­рость начи­на­лась в 60 лет.

Услов­ная дата диа­ло­га — 150 г., когда Като­ну было 84 года. В диа­ло­ге ему отведе­на глав­ная роль. Цице­рон иде­а­ли­зи­ру­ет образ Като­на, кото­ро­го он счи­та­ет образ­цом древ­ней рим­ской доб­ле­сти. Сци­пи­он и Лелий при­хо­дят к Като­ну и выра­жа­ют ему свое вос­хи­ще­ние тем, как он пере­но­сит свою ста­рость. Они вызы­ва­ют его на бесе­ду о ста­ро­сти. Выска­зы­ва­ния Като­на зву­чат как сво­его рода поли­ти­че­ское заве­ща­ние.

Через весь диа­лог про­хо­дят пять основ­ных линий 7 : 1) за участ­ни­ка­ми диа­ло­га вид­ны Цице­рон и Аттик, два фило­соф­ст­ву­ю­щих ста­ри­ка, полу­чаю­щих от сво­его воз­рас­та все луч­шее, что он может им дать; 2) под­чер­ки­ва­ет­ся отно­ше­ние Като­на к гре­кам; то обсто­я­тель­ство, что Катон начал в пре­клон­ном воз­расте изу­чать гре­че­скую лите­ра­ту­ру, поз­во­ля­ет Цице­ро­ну в выска­зы­ва­ни­ях это­го ста­ри­ка под­черк­нуть радость умст­вен­но­го труда; 3) Катон ссы­ла­ет­ся на рим­скую тра­ди­цию: перед его слу­ша­те­ля­ми про­хо­дят, один за дру­гим, дея­те­ли Рима, ста­ри­ки, сто­яв­шие во гла­ве государ­ства и совер­шав­шие подви­ги на войне; упо­ми­на­ют­ся и гре­ки — Пла­тон, Гор­гий, Софокл и дру­гие, даже в глу­бо­кой ста­ро­сти не отка­зы­вав­ши­е­ся от дея­тель­но­сти; 4) про­слав­ля­ет­ся сци­пи­о­нов­ский кру­жок рев­ни­те­лей гре­че­ской и рим­ской куль­ту­ры и лите­ра­ту­ры; 5) Като­ну 84 года; он видел сме­ну несколь­ких поко­ле­ний людей и подо­бен гоме­ров­ско­му Несто­ру, чье имя тоже назы­ва­ет­ся; при этом Катон про­слав­ля­ет сель­ское хозяй­ство и гово­рит о ста­ри­ке Лаер­те, отце Одис­сея, возде­лы­ваю­щем зем­лю.

Цице­рон уста­ми Като­на при­во­дит уче­ние Пифа­го­ра о бес­смер­тии чело­ве­че­ской души, как и пред­смерт­ные выска­зы­ва­ния Сокра­та, и гово­рит о зем­ной жиз­ни как о жили­ще вре­мен­ном, а не посто­ян­ном (84), о ста­ро­сти как о заклю­чи­тель­ной сцене жиз­ни и о смер­ти как о есте­ствен­ном окон­ча­нии зем­но­го суще­ст­во­ва­ния чело­ве­ка.

Осо­бую цен­ность диа­ло­га пред­став­ля­ют собой исто­ри­че­ские экс­кур­сы в про­шлое, в область рим­ской тра­ди­ции.

Образ Сци­пи­о­на Эми­ли­а­на и образ Лелия Цице­рон исполь­зо­вал еще в июне 62 г., когда его поло­же­ние пошат­ну­лось в свя­зи с каз­нью пяте­рых участ­ни­ков заго­во­ра Кати­ли­ны, совер­шен­ной 5 декаб­ря 63 г., хотя и на осно­ва­нии реше­ния сена­та и в силу чрез­вы­чай­ных пол­но­мо­чий, пре­до­став­лен­ных кон­су­лу Цице­ро­ну осо­бым поста­нов­ле­ни­ем сена­та (se­na­tus con­sul­tum ul­ti­mum), но без фор­маль­но­го суда, в то вре­мя как вопрос о с. 188 смерт­ном при­го­во­ре рим­ско­му граж­да­ни­ну под­ле­жал суду цен­ту­ри­ат­ских коми­ций. В июне 62 г. Цице­рон обра­тил­ся к Гнею Пом­пею, нахо­див­ше­му­ся на Восто­ке после одер­жан­ной им победы над царем Мит­ри­да­том VI, с пись­мом, в кото­ром он пред­ло­жил Пом­пею объ­еди­нить­ся с ним в государ­ст­вен­ной дея­тель­но­сти и ста­вил его даже выше Сци­пи­о­на Эми­ли­а­на, отво­дя себе при этом роль Лелия, т. е. муд­ро­го совет­чи­ка (Fam., V, 7, 3; п. 15). Таким обра­зом, играть роль Лелия Цице­рон поже­лал уже после сво­его кон­су­ла­та, выс­шей маги­ст­ра­ту­ры в Рим­ском государ­стве. Об отве­те Пом­пея сведе­ний нет.

1. Гай Лелий (см. стр. 185).

2. Квинт Муций Сце­во­ла Авгур (его так назы­ва­ли, чтобы отли­чать его от его пле­мян­ни­ка Квин­та Муция Сце­во­лы, вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка), кон­сул 117 г., пра­во­вед; зять Лелия.

3. Гай Фан­ний Стра­бон, кон­сул 122 г., участ­ник третьей пуни­че­ской вой­ны; пра­во­вед; зять Лелия.

Услов­ная дата диа­ло­га — 129 г., вско­ре после ско­ро­по­стиж­ной смер­ти Сци­пи­о­на Эми­ли­а­на.

Далее гово­рит­ся о силе доб­ле­сти, при­су­щей выдаю­щим­ся людям (Фаб­ри­ций, Курий), о закон­ной нена­ви­сти к пре­ступ­ным (царь Тарк­ви­ний Гор­дый, Спу­рий Кас­сий, Спу­рий Мелий), о доб­лест­ном царе Пир­ре и жесто­ком Ган­ни­ба­ле, заслу­жив­шем веч­ную нена­висть (28).

Чем более чело­век уве­рен в себе, чем более доб­ле­стен и мудр он, тем боль­ше пре­вос­хо­дит он дру­гих людей в при­об­ре­те­нии и сохра­не­нии друж­бы. Таков был Сци­пи­он Эми­ли­ан, не нуж­дав­ший­ся в друж­бе Лелия, но люби­мый им за свою доб­лесть (30). Такие чув­ства непо­нят­ны людям, склон­ным к наслаж­де­ни­ям (32).

Друж­ба про­ни­ка­ет в жизнь всех людей (87 сл.), но для сохра­не­ния ее порой при­хо­дит­ся сно­сить и обиды. Выска­зан­ная нами прав­да может поро­дить нена­висть к нам. Лелий ссы­ла­ет­ся на Като­на Цен­зо­рия, ска­зав­ше­го, что суро­вые недру­ги ино­гда ока­зы­ва­ют услу­ги бо ́ льшие, чем те, какие нам ока­зы­ва­ют мяг­кие дру­зья (90). Истин­ная друж­ба долж­на быть откро­вен­на и сво­бод­на от при­твор­ства и под­да­ки­ва­ния (91 сл.). Как в друж­бе, так и в государ­ст­вен­ной дея­тель­но­сти долж­ны быть исклю­че­ны при­твор­ство и лесть (95 сл.).

После сдоб­рен­ных цита­та­ми из коми­че­ских поэтов рас­суж­де­ний о лести и угод­ни­че­стве в друж­бе (98 сл.) Лелий воз­вра­ща­ет­ся к вопро­су о зна­че­нии доб­ле­сти для друж­бы и об ува­же­нии к ста­ри­кам (100 сл.) и закан­чи­ва­ет вос­по­ми­на­ни­я­ми о друж­бе Сци­пи­о­на Эми­ли­а­на.

В сознании заговорщиков, осуществивших убийство Цезаря в мартовские иды, диктатор был уничтожен, и теперь, наконец-то, всё вернулось на круги своя. Когда Цицерон, не принимавший участие в заговоре и вообще в последние годы диктатуры Цезаря отошедший от политической жизни, получил известие о произошедшем, его радости не было предела, и он даже на секунду представил, что республику удалось спасти. Но эйфория скоро сменилась беспокойством – лидеры заговорщиков, включая Брута, никак не действовали. Вместо того, чтобы захватить власть в свои руки, избавить сенат от людей, которых сделал сенаторами Цезарь, разобраться с Антонием и другими цезарианцами, Брут и Кассий предпочли бездействие. Больше того, они решили засесть в Капитолии под охраной гладиаторского отряда, опасаясь, очевидно, как за свои жизни, так и новой гражданской войны.

В своём страхе заговорщики не были одиноки. Опасения новой гражданской войны были и у лидеров-цезарианцев, которые на момент 16-17 сентября 44 г. до н.э., первых дней после гибели Цезаря, точно не знали, какие силы у противоборствующей им стороны, и потому не могли открыто действовать. Тем не менее, поступили они более благоразумно. Марк Эмилий Лепид, помощник почившего диктатора, ввёл в город отряд солдат. Марк Антоний в ночь убийства, в первую очередь, захватил из дома Цезаря его документы и деньги (оправдываясь перед его вдовой, что делает это из благих побуждений – для лучшей их сохранности).

Но слишком долго оставаться неопределённой ситуация не могла. Остро стояли многие вопросы – будут ли отменены распоряжения Цезаря, и что вообще нужно делать с заговорщиками (потому что и среди цезарианцев были те, кто готов был пойти на мир с ними). В связи с этим Антоний решает созвать новое заседание сената, и, с помощью посредников, приглашает на него и убийц Цезаря. Последние не пришли, оставшись на Капитолии. Зато на заседание явился Цицерон.

Речь Цицерона

Нужно понимать, какое давление было оказано на республиканцев, которые сочувствовали делу убийц Цезаря, но при подходе к храму богини Земли, где предстояло состояться заседанию, сталкивались с толпой, настроенной положительно к цезарианцам, а Антония и Лепида приветствовали как героев. Это, однако, не помешало части сенаторам поначалу высказываться в пользу Брута и Кассия, которые, по их мнению, были достойны титула тираноборцев и искренней благодарности.

В какой-то момент слово взял Цицерон, и Дион Кассий приводит его длинную пространную речь, понять из которой, особенно вначале, за какую сторону и с какими предложением он выступает, было невозможно. Поначалу он говорил об общем благе, о том, что нужно забыть о личных интересах, и что от того, какое решение примут, в итоге, сенаторы, зависит то, будет ли государство в гармонии со свободными гражданами, или будет развязана новая кровопролитная война, и у римлян появится новый хозяин.

В ходе длинной речи, наполненной цитатами и отсылками к истории Рима, Цицерон также вспомнил об афинянах. Из-за внутренних разногласий они были побеждены в Пелопоннесской войне спартанцами, и в Афинах воцарилась диктатура олигархии. Только когда граждане забыли о своих распрях, им удалось свергнуть тиранов, и вернуть процветание городу.

Именно поэтому, как бы кто ни относился к Цезарю, как бы ни подозревали друг друга в симпатии к нему, немудро разжигать пламя войны, в котором в итоге погибнут все. И, заключил в конце Цицерон, важно пойти на компромисс – с одной стороны, не стоит ни наказывать, ни награждать убийц Цезаря. Они должны быть амнистированы. С другой стороны, и объявлять Цезаря тираном не стоит. Ведь это не только приведёт к войне с его сторонниками – многие из заговорщиков из рук Цезаря получили почести и должности. Если он будет признан нелегитимным правителем, то нелегитимными окажутся и все его распоряжения, включая и упомянутые ранее.

Казалось бы, между цезарианцами и заговорщиками произошло примирение. Это лучшее решение, которого мог добиться Цицерон в сложившейся ситуации.

Тем не менее, мы знаем, чем всё в итоге кончится. Достигнутое перемирие не продлится и пары дней. Начнётся новая, ещё более кровопролитная гражданская война, в которой погибнет цвет сенаторского сословия, включая и самого Цицерона.

У Андрея, Всеволода и Михаила Юрьевичей был (якобы) брат Глеб. Если первые трое – Августы, а Август – это Агриппа, то Глебу сам бог велел быть Агриппой… Агриппа умер за 12 лет до конца века, то есть Глеб должен был умирать в 1188 г., но он умер в 1173 г. (или 1171, или 1172), то есть за 15 лет до 1188 г… Женились и Агриппа и Глеб за 18 лет до смерти, в 30 г. до н. э. и в 1155 г. соответственно… Ты хочешь про Иисуса? Потом. Попозже… Хотя… Я же говорю: сплошные двойники – не знаешь, где кто… Говорил же Иисус в евангелиях, что хлеб – это его тело. Хлеб – почти Глеб.

Говорится, что Глеб Юрьевич женат дважды, но дата первой свадьбы неизвестна. Почему? По кочану. Его первая жена умирает в 1154 г… И в 1155 г. он повторно женится. О смерти его второй жены почему-то не сообщают. Это странно. Если вы биограф Глеба, если вы говорите о втором браке Глеба, то почему вы забываете о первом? И почему, сообщая о смерти первой жены, поскольку понимаете, что это важно, почему не сообщаете о смерти второй? Это вопросы к биографу. Ведь маловероятно, что даты потеряли переписчики. Вряд ли переписчик, если уж он сообщил о втором браке, не захочет писать о первом; вряд ли, если уж он пишет о смерти первой жены, он не захочет сообщить о смерти второй жены. Очевидно, что не переписчики потеряли эти даты. Скорее всего, даты эти отсутствуют потому, что брак у Глеба был один, поэтому нам известна одна дата свадьбы и одна дата смерти жены Глеба.

Сравни индиктовые даты:

1155 (3, 27, 13) – свадьба Глеба,

30 г. до н. э. (3, 18, 6) – 1-й брак Агриппы,

21 г. до н. э. (12, 27, 15) – 2-й брак Агриппы.

1-й брак Агриппы совпадает по индикту, а второй – по Кругу Солнцу. Как будто кто-то, имея на руках дату женитьбы Глеба, разрывался, не зная, какой год предпочесть: 30 г. до н. э. или 21 г. до н. э.? И разорвался таки, решил сделать две свадьбы.

14 г. (2, 6, 12) – смерть жены Агриппы, Юлии Старшей,

1154 (2, 26, 12) – смерть жены Глеба…

Отцы 1-й жены Агриппы и 2-й жены Глеба умирают за 40 лет до конца века: Гай Клавдий Марцелл – в 40 г. до н. э., а Изяслав Давыдович – в 1160 г…

Через 5 лет после свадьбы у Глеба и Агриппы ссора с тестем. В 1165 г. Глеб конфликтует с Изяславом Давыдовичем, который две недели осаждал Глеба в Переяславле. В 25 г. до н. э. ссора Агриппы (правда, с будущим) тестем Августом.

Сравним Марка Туллия Цицерона и Гая Юлия Цезаря, тем более, что их имена похожи.

Оба отличные ораторы, политики, действовали в одно время. Годы жизни близки. Юлий Цезарь (102–100 г. до н. э. – 44 г. до н. э.). Цицерон (106 г. до н. э. – 43 до н. э.). Оба убиты с разницей в один год. В их биографиях немало сходств.

Оба ученики некоего ритора Гнифона.

Оба, опасаясь за свою жизнь, покидают Рим около 76 г. до н. э. и возвращаются обратно в 78 г. до н. э..

В 62 г. до н. э. Цезарь стал претором.

В 66 г. до н. э. в должности претора был Цицерон, т. е. преторами они стали в 40 лет.

В 63 г. до н. э. Цезарь стал великим понтификом, а Цицерон – консулом.

А Цезарь стал консулом в 59 г. до н. э… Опять разница в 4 года, то есть консулами они стали в возрасте 43 лет.

В начале своей деятельности на посту консула оба занимаются аграрным законом.

В 58 г. до н. э. оба покидают Италию. Цезарь в конце марта, а Цицерон в апреле.

Часто они оказываются в одном месте в одно время. Можно сказать, что их видели вместе, но если есть такие свидетельства, то это всё литература, как и произведения Цицерона. Они литературны, их мог написать любой талантливый писатель, в них нет ничего жизненного…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Разница между равновесием и развитием

Разница между равновесием и развитием Теперь поставим вопрос: в чем разница между этносами-изолятами и этносами, развивающимися бурно? В системах реликтовых этносов нет борьбы между членами этноса, а если и случается соперничество, то оно не влечет гибель проигравшего.

…А есть разница?

…А есть разница? Трудно понять творящуюся истерику. А что, есть очень большая разница, кто на кого первым напал? То есть в военно—стратегическом смысле разница есть. Тот, кто нападал первым, почти гарантированно выигрывал военную кампанию. В этом смысле Гитлер просто

Бросающаяся в глаза разница

Бросающаяся в глаза разница Когда речь заходит о генералах Советской Армии без чести, то все сразу вспомнят Власова, и многие им и захотят ограничиться. Но Власов — откровенный предатель, открытый. Но ведь он отщепенец для русского народа, а не для генеральской среды — он

Разница процессов

Разница процессов Феодализм, говоря схематически, строился с двух концов, двумя встречными процессами: с одной стороны, областные правители, пользуясь слабостью центральной власти, осваивали управляемые области и становились их державными наследственными

Глава 8 Цезарь в Галлии Гай Юлий Цезарь (ок. 100-44 гг. до н. э.)

Глава 8 Цезарь в Галлии Гай Юлий Цезарь (ок. 100-44 гг. до н. э.) В сражения он вступал не только по расчету, но и по случаю, часто сразу после перехода, иногда в самую жестокую непогоду, когда этого меньше всего от него ожидали… Обращая неприятеля в бегство, он всякий раз

Бросающаяся в глаза разница

Бросающаяся в глаза разница Итак, генерал Лукин был ранен перед пленом, а вот его начальник штаба генерал В.Ф. Малышкин целым уже в ночь на 13 октября перебежал к немцам и служил им вместе с Власовым, надо думать, лучше, чем выкормившему его советскому народу.Ко мне в руки

Сталин и Гитлер: разница в стремлениях и подготовке

Сталин и Гитлер: разница в стремлениях и подготовке Сталину не удавалось во всех битвах достичь уровня полководческого мастерства, сравнимого с мастерством Гитлера. Сталин просто не успел — возглавляемые им войска разгромили войска, возглавляемые Гитлером, и учеба

Меньше месяца разница

Меньше месяца разница — Вы какого года рождения? — спрашивает меня Вячеслав Михайлович.— Тысяча девятьсот сорок первого.— Тысяча девятьсот сорок первого как раз?— Мне было два месяца, когда война началась. Вы выступали по радио.— Я в это время использовал момент и

Цицерон

Цицерон Хорошие варианты традиции можно найти у римских публицистов и знатоков права. К числу первых нужно отнести прежде всего Цицерона. Марк Туллий Цицерон (106—43), писатель, адвокат и государственный деятель, не будучи историком, часто касался в своих многочисленных

Бросающаяся в глаза разница

Бросающаяся в глаза разница Итак, генерал Лукин был ранен перед пленом, а вот его начальник штаба генерал В.Ф. Малышкин целым уже в ночь на 13 октября перебежал к немцам и служил им вместе с Власовым, надо думать, лучше, чем выкормившему его советскому народу. Ко мне в руки

Октавий в Неаполе. Прием Октавия. Октавий и Цицерон. Цицерон-доктринер. Обычай Юлия. Политическая интуиция

Октавий в Неаполе. Прием Октавия. Октавий и Цицерон. Цицерон-доктринер. Обычай Юлия. Политическая интуиция 18 апреля, на следующий день после прибытия Цицерона, Октавий прибыл в Неаполь. С характерной для него осторожностью он не высадился в Брундизии, поскольку не знал,

Маневры. Встреча в Англии. Кассий. Сервилия и Цицерон. Цицерон обескуражен

Маневры. Встреча в Англии. Кассий. Сервилия и Цицерон. Цицерон обескуражен Неудача с Аполлинарийскими играми разбила в пух и прах надежды Брута и Кассия. Все у них пошло наперекосяк. Цицерон, снова выехавший из Путеол, в конце концов решил не присутствовать на заседании

Ханс Йост Разница между поколениями

Ханс Йост Разница между поколениями А в г у с т. Ты не можешь поверить, отец, но этовыход из положения. Молодые люди теперь мало уделяют внимания устаревшим лозунгам… Они вымирают… Да и классовая борьба умирает вместе с ними.Ш н а й д е р. Так-так… и как же вы теперь живете?А

Разница в финансовом положении посольств

Разница в финансовом положении посольств Французские дипломаты получали весьма солидное жалованье. Ла Шетарди, а затем и Дальон, имели 48 000 ливров в год на собственные нужды, а на все их дополнительные расходы выделялась отдельная, заранее определенная сумма[40].

Небольшая разница, большое значение

Небольшая разница, большое значение В течение XVII столетия абсолютизм сдал свои позиции в Англии, однако укрепился в Испании. Кортесы, испанский эквивалент английского парламента, имели не более чем формальное значение. Фундамент государственного здания Испании был

Римская литература создавалась в условиях укрепления государства. Поэтому ученые труды были для римлян продолжением политики.

Катон Старший: политик, писатель и идеолог

Катон был способным полководцем. Он успешно командовал римскими войсками в Испании, заслужив триумф. В 171 году до н. э. во время войны против Антиоха III Катон в ранге военного трибуна придумал и провел обходной маневр в Фермопильском ущелье, который и принес победу римлянам.

1.jpg

Катон первым решил писать национальную историю на латыни и язвительно критиковал современника Постумия Альбина, писавшего историю по-гречески и извинявшегося за возможные ошибки в языке.

Последующие писатели отмечали внимание Катона к датировкам событий древней истории и отдавали ему предпочтение перед датировками других анналистов.

Марк Туллий Цицерон: оратор, политик и теоретик

Оратор Марк Туллий Цицерон был уроженцем города Арпин. Всю жизнь он совмещал занятия науками с адвокатской, а затем политической карьерой. У авгура Муция Сцеволы он учился праву, у гостившего в Риме философа Филона из Лариссы перенял интерес к философии. После этого он продолжил обучение философии у философа-стоика Диодота, затем учился в Афинской Академии. Вслед за этим Цицерон отправился на Родос к оратору Аполлонию Молону, который окончательно отточил ораторское искусство римлянина.

2.jpg

Во время войны между Цезарем и Помпеем Марк Туллий поддержал последнего. После поражения Помпея Цезарь помиловал Цицерона, но он был вытеснен из политической жизни. Он жил в Риме, пользовался милостью победителей, регулярно общался со сторонниками Цезаря и выступал перед ним и сенатом с речами в защиту некоторых изгнанников. В период вынужденного безделья оратор написал серию ученых трудов.

Гай Юлий Цезарь: записки диктатора

Записки, им сочиненные, заслуживают высшей похвалы: в них есть нагая простота и прелесть, свободные от пышного ораторского облачения. (Цицерон, «Брут)

3.jpg

Стиль Цезаря отличается от художественной историографии его времени и II века до н. э. Он отказывается от риторических приемов и пространных речей в тексте. Автор сосредотачивается на вопросах военного искусства и топографии. Он точен в описании численности войск. Еще одна цель — оправдание своих действий. Он убеждает читателя, что Галльская война началась как оборонительная, а Гражданская была спровоцирована его противниками.

Марк Брут: убийца Цезаря, оратор и философ

Марк Юний Брут прожил недолгую, но богатую событиями жизнь, самым знаменитым событием которой стало убийство Цезаря. Хотя современники и римляне I века нашей эры помнили его не только как политика, но и как интеллектуала.

По свидетельству Плутарха, Брут досконально изучил эллинскую философию, и особо его впечатлила философия Платона и Древней Академии. Марк Юний был мастером судебных и торжественных речей, образцы его мастерства цитировали еще авторы эпохи империи.

Император Клавдий и его исторические труды

Тиберий Клавдий Август Германик, вошедший в историю как император Клавдий, начал сочинять исторические труды в юности. Заняться историческими штудиями принцу посоветовал историк Тит Ливий. В юности же он впервые выступил с чтением своей истории на публике. Увы, перед самим выступлением под каким-то слушателем подломилась скамейка, и будущий принцепс все выступление хихикал, вспоминая это.

В своем историческом труде Клавдий изложил историю от убийства Цезаря до времени своей жизни. Писатель считал, что невозможно написать достоверную историю отдаленных по времени событий, поэтому сосредоточился на недавней истории и посвятил ей 41 книгу.

4.jpg

Еще Клавдий ввел в латинский язык три новые буквы — антисигму, перевернутую F, половинную H. До принятия власти он посвятил этим буквам книгу, а во время царствования — добился введения их в латинский алфавит.

Император любил греческую культуру, хорошо знал древнегреческий, считал его вторым родным языком. По-гречески Клавдий написал историю этрусков в 20 книгах и историю Карфагена в 8. Принцепс приказал пристроить к Александрийскому Мусейону еще один корпус, получивший его имя. В специальные дни читали в обоих корпусах Мусейона карфагенскую и этрусскую истории Клавдия.

Риторическое и философское образование плотно вошло в жизнь элита Древнего Рима. Все молодые люди, имевшие политические амбиции изучали риторику, философию и читали исторические труды. Неудивительно, что они сохраняли интерес к ней и после того, как начинали сами творить историю.

Читайте также: