Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы из воспоминаний родзянко

Обновлено: 04.07.2024

Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко от­ветьте на вопросы С1- СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также прuменение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова:

«В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты.

Это была картина огромной впечатляющей силы.

Наша авиация шла над полем боя волнами.

Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны 3ееловских высот своей артиллерией, минометами. появи­лась группа бомбардировщиков. И чем ближе подходили наши войска к 3ееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага.

С1. К какому периоду истории страны относятся описанные в тексте события? Укажите хронологические рамки этого периода. О каком сражении идет речь?

С2. Что по тексту и на основе знаний по истории вы можете ска­зать об особенностях этого сражения? Какое отношение к нему имел маршал Г. К. Жуков?

С3. Какое значение имело это сражение? Какие события за ним по­следовали?

Элементы ответа и указания относятся к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
С1 1. События относятся к периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 2. Речь идет о битве за Берлин
Верно названы 2 элемента ответа
Верно назван 1 любой элемент ответа
Элементы не названы или все названы неверно
Максимальный балл
С2 1. Могут быть названы следующиеособенности сражения: - в Берлинской операции был использован накопленный в войну опыт крупных сражений; - огромная концентрация артиллерии по фронту наступления; - новым тактическим приемом было применение света мощных прожекторов для ослепления войск противника 2. Г.К Жуков был командующим одним из фронтов в Берлинской операции
Верно названы 2 или более элементов ответа
Верно назван 1 любой элемент ответа
Элементы не названы или все названы неверно
Максимальный балл
С3 Могут быть приведеныположения о значении сражения и последующих событиях: - это была завершающая операция советских войск в Великой Отечественной войне; . - Советская Армия опередила союзников, овладев Берлином; - за штурмом и взятием Берлина последовала капитуляция гитлеровской Германии (9 мая - День Победы в Великой Отечественной войне)
Верно названы 2 или более элементов ответа
Верно назван 1 любой элемент ответа
Элементы не названы или все названы неверно
Максимальный балл

С4. Задание предусматривает представление обобщенной характе­ристики исторических событий и явлений.

Назовите основные черты, характеризующие отношения СССР и социалистических стран в период 1953 -1964 гг. (укажите не менее трех черт).

Приведите не менее двух любых примеров внешнеполитической дея­тельности СССР, отражающих эти отношения.

Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко от­ветьте на вопросы С1- СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также прuменение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова:

«В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты.

Это была картина огромной впечатляющей силы.

Наша авиация шла над полем боя волнами.

Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны 3ееловских высот своей артиллерией, минометами. появи­лась группа бомбардировщиков. И чем ближе подходили наши войска к 3ееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага.




С1. К какому периоду истории страны относятся описанные в тексте события? Укажите хронологические рамки этого периода. О каком сражении идет речь?

С2. Что по тексту и на основе знаний по истории вы можете ска­зать об особенностях этого сражения? Какое отношение к нему имел маршал Г. К. Жуков?

С3. Какое значение имело это сражение? Какие события за ним по­следовали?

Элементы ответа и указания относятся к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
С1 1. События относятся к периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 2. Речь идет о битве за Берлин
Верно названы 2 элемента ответа
Верно назван 1 любой элемент ответа
Элементы не названы или все названы неверно
Максимальный балл
С2 1. Могут быть названы следующиеособенности сражения: - в Берлинской операции был использован накопленный в войну опыт крупных сражений; - огромная концентрация артиллерии по фронту наступления; - новым тактическим приемом было применение света мощных прожекторов для ослепления войск противника 2. Г.К Жуков был командующим одним из фронтов в Берлинской операции
Верно названы 2 или более элементов ответа
Верно назван 1 любой элемент ответа
Элементы не названы или все названы неверно
Максимальный балл
С3 Могут быть приведеныположения о значении сражения и последующих событиях: - это была завершающая операция советских войск в Великой Отечественной войне; . - Советская Армия опередила союзников, овладев Берлином; - за штурмом и взятием Берлина последовала капитуляция гитлеровской Германии (9 мая - День Победы в Великой Отечественной войне)
Верно названы 2 или более элементов ответа
Верно назван 1 любой элемент ответа
Элементы не названы или все названы неверно
Максимальный балл

С4. Задание предусматривает представление обобщенной характе­ристики исторических событий и явлений.

Назовите основные черты, характеризующие отношения СССР и социалистических стран в период 1953 -1964 гг. (укажите не менее трех черт).

Приведите не менее двух любых примеров внешнеполитической дея­тельности СССР, отражающих эти отношения.

С. Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С5. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний М.В. Родзянко
«Петроград перед самой войной был объят революционным эксцессами…Однако, за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии-могущественной соседкой Австрией был предъявлен известным всем и неприемлемым для нее ультиматум, как волшебством сметено было революционное волнение в столице. Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны, я был поражен переменой настроения жителей столице.
С1. О какой войне идет речь в этом документе?
С2. В каком году началась это война?
С3. Кто был правителем России в данный период?
С4 .На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин участия России в этой войне
С5. Укажите не менее двух последствий этой войны?

Ответы

Распространение коммунизма и лидерство США1) Первая мировая война
2)1914-1918 гг
3)Николай И.
4) а.защита Россией братской Сербии
б.желание правительства поддержать пошатнувшийся авторитет царской власти
в.защита Россией своих интересов на Балканах
5)Война положила конец существованию Европы как центра колониального мира. Прекратили свое существование четыре империи: Австро-Венгерская, Германская, Российская и Османская. Распространение коммунизма и лидерство США. Появление Польши, Литвы, Финляндии, Латвии, Эстонии, Чехословакии, ВЕнгрии, Австрии. Обострились классовые, межгосударственные и этнические противоречия

С1. О первой Мировой Войне
С2. 1914 год.
С3. Николай Второй ( На Медведева похож)
С4. Сербия была нашим союзником.(РИ настаивала над защитой славянских государств).

предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний М.В. Родзянко
«Петроград перед самой войной был объят революционным эксцессами…Однако, за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии-могущественной соседкой Австрией был предъявлен известным всем и неприемлемым для нее ультиматум, как волшебством сметено было революционное волнение в столице. Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны, я был поражен переменой настроения жителей столице.
С1. О какой войне идет речь в этом документе?
С2. В каком году началась это война?
С3. Кто был правителем России в данный период?
С4 .На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин участия России в этой войне
С5. Укажите не менее двух последствий этой войны?

Распространение коммунизма и лидерство США 1) Первая мировая война
2)1914-1918 гг
3)Николай И.
4) а.защита Россией братской Сербии
б.желание правительства поддержать пошатнувшийся авторитет царской власти
в.защита Россией своих интересов на Балканах
5)Война положила конец существованию Европы как центра колониального мира. Прекратили свое существование четыре империи: Австро-Венгерская, Германская, Российская и Османская. Распространение коммунизма и лидерство США. Появление Польши, Литвы, Финляндии, Латвии, Эстонии, Чехословакии, ВЕнгрии, Австрии. О бострились классовые, межгосударственные и этнические противоречия

С1. О первой Мировой Войне
С2. 1914 год.
С3. Николай Второй ( На Медведева похож)
С4. Сербия была нашим союзником.(РИ настаивала над защитой славянских государств).

1. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1—СЗ. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

1. Опре­де­ли­те на­зва­ние и годы войны, о ко­то­рой идёт речь в вос­по­ми­на­ни­ях. Кто был царём в этот пе­ри­од?

2. На ос­но­ве тек­ста и зна­ний по ис­то­рии ука­жи­те не менее трёх при­чин уча­стия Рос­сии в этой войне.

3. Какие ошиб­ки, с точки зре­ния ав­то­ра вос­по­ми­на­ний, были со­вер­ше­ны цар­ским пра­ви­тель­ством в этой войне и в ходе под­го­тов­ки к ней? Какие ошиб­ки мо­же­те ука­зать до­пол­ни­тель­но вы? (Ука­жи­те всего не менее трёх оши­бок цар­ско­го пра­ви­тель­ства.)

Из вос­по­ми­на­ний М. В. Ро­дзян­ко:

«Пет­ро­град перед самой вой­ной был объят ре­во­лю­ци­он­ны­ми экс­цес­са­ми.

Од­на­ко за не­сколь­ко дней до объ­яв­ле­ния войны, когда меж­ду­на­род­ное по­ли­ти­че­ское по­ло­же­ние стало угро­жа­ю­щим, когда ма­лень­кой брат­ской нам Сер­бии мо­гу­ще­ствен­ной со­сед­кой Ав­стри­ей был предъ­яв­лен из­вест­ный всем и не­при­ем­ле­мый для неё уль­ти­ма­тум, как вол­шеб­ством сме­те­но было ре­во­лю­ци­он­ное вол­не­ние в сто­ли­це. Вер­нув­шись в Пет­ро­град перед самым объ­яв­ле­ни­ем войны, я был поражён пе­ре­ме­ной на­стро­е­ния жи­те­лей сто­ли­цы.

Вме­сте с этим, в самом на­ча­ле войны пра­ви­тель­ство стало на со­вер­шен­но лож­ную точку зре­ния. В целях укреп­ле­ния мо­нар­хи­че­ско­го на­ча­ла и пре­сти­жа цар­ской вла­сти, пра­ви­тель­ство по­ла­га­ло, что войну долж­но и может вы­иг­рать одно оно — цар­ское пра­ви­тель­ство, без не­мед­лен­ной ор­га­ни­за­ции на­род­ных сил в целях объ­еди­не­ния всех в ве­ли­ком деле войны.

. Я смело утвер­ждаю, что в те­че­ние трёхлет­ней войны это убеж­де­ние пра­ви­тель­ства не из­ме­ни­лось ни на йоту.

2. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-СЗ. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

1. О каком со­бы­тии идёт речь в до­ку­мен­те? К ка­ко­му году оно от­но­сит­ся? Какие два ос­нов­ных новых ор­га­на вла­сти воз­ник­ли в на­ча­ле этого со­бы­тия?

2. На ос­но­ве тек­ста и зна­ний по ис­то­рии ука­жи­те не менее трёх при­чин опи­сан­но­го в тек­сте со­бы­тия.

3. Каким было от­но­ше­ние ав­то­ра к со­бы­тию? Ука­жи­те не менее двух по­ло­же­ний из тек­ста, сви­де­тель­ству­ю­щих об этом от­но­ше­нии.

Из вос­по­ми­на­ний го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля.

«К ис­хо­ду дня 27 фев­ра­ля весь Пет­ро­град был в руках вос­став­ших войск. Преж­няя го­су­дар­ствен­ная ма­ши­на пре­кра­ти­ла ра­бо­ту. В Думе мы к тому вре­ме­ни учре­ди­ли цен­траль­ный орган для осу­ществ­ле­ния кон­тро­ля над дей­стви­я­ми войск и вос­став­ших. Вре­ме­на­ми сти­хия толпы при­ни­ма­ла столь мощ­ный раз­мах, что, ка­за­лось, вот-вот за­хлестнёт всех нас, но мало-по­ма­лу напор её сти­хал, давая нам не­сколь­ко минут пе­ре­дыш­ки. Сна­ру­жи Та­ври­че­ский дво­рец более на­по­ми­нал во­ен­ный ла­герь, не­же­ли за­ко­но­да­тель­ный орган. . Мы были вы­нуж­де­ны до­жи­дать­ся ночи, когда рас­се­я­лись толпы людей и опу­сте­ли залы и ко­ри­до­ры. На­сту­пи­ла ти­ши­на, и в ком­на­тах Вре­мен­но­го ко­ми­те­та на­ча­лись бес­ко­неч­ные дис­кус­сии, кон­фе­рен­ции, страст­ные споры. Там, в ноч­ной тиши, мы при­сту­пи­ли к со­зда­нию кон­ту­ров новой Рос­сии.

Бла­го­сло­вен че­ло­век, ко­то­ро­му вы­па­да­ет на долю пе­ре­жить ро­ко­вые по­во­рот­ные годы в ми­ро­вой ис­то­рии, ибо он по­лу­ча­ет воз­мож­ность за­гля­нуть вглубь ис­то­рии че­ло­ве­че­ства, стать сви­де­те­лем того, как раз­ру­ша­ет­ся мир, мир ста­рый, и воз­ни­ка­ет новый.

1. К ка­ко­му году от­но­сит­ся за­пись в днев­ни­ке? С каким со­бы­ти­ем свя­за­на си­ту­а­ция в уни­вер­си­те­те? В какой форме про­яв­ля­лась об­ще­ствен­ная ак­тив­ность сту­ден­тов?

2. Какие на­стро­е­ния уни­вер­си­тет­ской про­фес­су­ры от­ра­жа­ет текст? Ука­жи­те не менее трёх по­зи­ций.

3. Какие ха­рак­тер­ные черты пе­ре­лом­ной для судеб стра­ны ре­во­лю­ци­он­ной эпохи от­ра­зи­лись в дан­ном до­ку­мен­те? Ука­жи­те не менее трёх черт.

4. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1–С3. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

1. О какой войне го­во­рит вы­сту­па­ю­щий? К ка­ко­му году от­но­сит­ся речь? Какую про­бле­му армии от­ме­тил ора­тор?

2. Ис­поль­зуя текст, ука­жи­те не менее трёх по­ли­ти­че­ских про­блем, от­ме­чен­ных вы­сту­па­ю­щим.

Из по­ли­ти­че­ской речи:

«Какая, гос­по­да, раз­ни­ца, те­перь, на 27-м ме­ся­це войны, раз­ни­ца, ко­то­рую осо­бен­но за­ме­чаю я, про­вед­ший не­сколь­ко ме­ся­цев этого вре­ме­ни за гра­ни­цей. Мы те­перь перед но­вы­ми труд­но­стя­ми, и труд­но­сти эти не менее слож­ны и серьёзны, не менее глу­бо­ки, чем те, перед ко­то­ры­ми мы сто­я­ли вес­ной про­шло­го года. Пра­ви­тель­ству по­на­до­би­лись ге­ро­и­че­ские сред­ства для того, чтобы бо­роть­ся с общим рас­строй­ством на­род­но­го хо­зяй­ства. Мы сами те же, что пре­жде. Мы те же на 27-м ме­ся­це войны,

ка­ки­ми были на 10-м и ка­ки­ми были на пер­вом. Мы по-преж­не­му стре­мим­ся к пол­ной по­бе­де, по-преж­не­му го­то­вы нести не­об­хо­ди­мые жерт­вы и по-преж­не­му хотим под­дер­жи­вать на­ци­о­наль­ное еди­не­ние. Но я скажу от­кры­то: есть раз­ни­ца в по­ло­же­нии. Мы по­те­ря­ли веру в то, что эта власть может нас при­ве­сти к по­бе­де. (го­ло­са: "Верно"), ибо по от­но­ше­нию к этой вла­сти и по­пыт­ки ис­прав­ле­ния, и по­пыт­ки улуч­ше­ния, ко­то­рые мы тут пред­при­ни­ма­ли, не ока­за­лись удач­ны­ми.

Когда вы целый год ждете вы­ступ­ле­ния Ру­мы­нии, на­ста­и­ва­е­те на этом вы­ступ­ле­нии, а в ре­ши­тель­ную ми­ну­ту у вас не ока­зы­ва­ет­ся ни войск, ни воз­мож­но­сти быст­ро под­во­зить их по един­ствен­ной уз­ко­ко­лей­ной до­ро­ге, и, таким об­ра­зом, вы ещё раз упус­ка­е­те бла­го­при­ят­ный мо­мент на­не­сти

ре­ши­тель­ный удар на Бал­ка­нах, – как вы на­зо­ве­те это: глу­по­стью или из­ме­ной? (го­ло­са слева: "Одно и то же"). Когда, во­пре­ки нашим не­од­но­крат­ным на­ста­и­ва­ни­ям (…) на­ме­рен­но тор­мо­зит­ся дело, и по­пыт­ка

5. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-С3. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

Из вос­по­ми­на­ний П.Со­ро­ки­на.

«Но вот опуб­ли­ко­ва­ны ре­зуль­та­ты вы­бо­ров, боль­ше­ви­ки ока­за­лись по­беж­ден­ны­ми. Вме­сте с ле­вы­ми эсе­ра­ми они ока­за­лись на­мно­го по­за­ди пра­во­го крыла пар­тии, а тем самым в мень­шин­стве… Сов­мест­но со сво­и­ми то­ва­ри­ща­ми в Во­ло­год­ской гу­бер­нии я на­брал около 90% всех го­ло­сов…

Боль­ше­ви­ки были ре­ши­тель­ным об­ра­зом по­беж­де­ны. Од­на­ко было ясно, что они не со­гла­сят­ся с таким вер­дик­том. Если рань­ше они на­де­я­лись успеш­но прой­ти на вы­бо­рах…, то те­перь они будут пре­пят­ство­вать его от­кры­тию…

1. О вы­бо­рах в какой пред­ста­ви­тель­ный орган пишет автор? Когда он начал свою ра­бо­ту (ука­жи­те месяц и год)?

2.На­зо­ви­те по­ли­ти­че­ские пар­тии, по­лу­чив­шие пред­ста­ви­тель­ство в дан­ном ор­га­не (ко­то­рые автор на­зы­ва­ет и ко­то­рые он не на­зы­ва­ет). Ка­ки­ми были итоги де­я­тель­но­сти этого ор­га­на?

3.Ка­ко­ва по­зи­ция ав­то­ра вос­по­ми­на­ний в от­но­ше­нии боль­ше­ви­ков? Что об этом сви­де­тель­ству­ет?

6. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1-СЗ. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

Из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка

Ко­рот­кий крым­ский пе­ри­од Бе­ло­го дви­же­ния, свя­зан­ный с име­нем ге­не­ра­ла ____________ , ко­то­ро­му Де­ни­кин пе­ре­дал пост глав­ко­ма Во­оружённых Сил Юга Рос­сии, пред­став­ля­ет осо­бый ин­те­рес с точки зре­ния из­ме­не­ния внут­рен­ней по­ли­ти­ки и стра­те­гии по­след­не­го во­ен­но­го дик­та­то­ра.

Де­ла­ют­ся по­пыт­ки по­ло­жить конец уко­ре­нив­шим­ся при Де­ни­ки­не на­силь­ствен­ным мо­би­ли­за­ци­ям и рек­ви­зи­ци­ям зерна, ло­ша­дей, скота, под­вод, одеж­ды и дру­го­го иму­ще­ства у кре­стьян, не­од­но­крат­но из­да­ют­ся самые ка­те­го­рич­ные при­ка­зы на этот счёт, в вой­сках со­зда­ют­ся спе­ци­аль­ные во­ен­но-суд­ные ко­мис­сии для рас­смот­ре­ния жалоб кре­стьян на гра­бе­жи и на­си­лия со сто­ро­ны во­ен­но­слу­жа­щих.

1. Ука­жи­те год, когда про­ис­хо­ди­ли со­бы­тия, упо­мя­ну­тые в ис­точ­ни­ке? На­зо­ви­те фа­ми­лию ге­не­ра­ла, имя ко­то­ро­го про­пу­ще­но в тек­сте. Какую глав­ную за­да­чу ста­вят перед собой де­я­те­ли бе­ло­го дви­же­ния в опи­сы­ва­е­мый пе­ри­од?

2.Какие меры ру­ко­во­ди­те­лей бе­ло­го дви­же­ния в этот пе­ри­од, на­прав­лен­ные на ре­ше­ние ука­зан­ной за­да­чи, на­зва­ны в тек­сте? На­зо­ви­те не менее трёх мер.

3.Чем за­вер­шил­ся для Белой армии опи­сы­ва­е­мый этап граж­дан­ской войны? При­вле­кая ис­то­ри­че­ские зна­ния, ука­жи­те не менее двух при­чин, при­вед­ших к таким ито­гам.

7. Из вос­по­ми­на­ний го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля

«К ис­хо­ду дня 27 фев­ра­ля весь Пет­ро­град был в руках вос­став­ших войск. Преж­няя го­су­дар­ствен­ная ма­ши­на пре­кра­ти­ла ра­бо­ту. В Думе мы к тому вре­ме­ни учре­ди­ли цен­траль­ный орган для осу­ществ­ле­ния кон­тро­ля над дей­стви­я­ми войск и вос­став­ших. Вре­ме­на­ми сти­хия толпы при­ни­ма­ла столь мощ­ный раз­мах, что, ка­за­лось, вот-вот за­хлестнёт всех нас, но мало-по­ма­лу напор её сти­хал, давая нам не­сколь­ко минут пе­ре­дыш­ки. Сна­ру­жи Та­ври­че­ский дво­рец более на­по­ми­нал во­ен­ный ла­герь, не­же­ли за­ко­но­да­тель­ный орган. Мы были вы­нуж­де­ны до­жи­дать­ся ночи, когда рас­се­я­лись толпы людей и опу­сте­ли залы и ко­ри­до­ры. На­сту­пи­ла ти­ши­на, и в ком­на­тах Вре­мен­но­го ко­ми­те­та на­ча­лись бес­ко­неч­ные дис­кус­сии, кон­фе­рен­ции, страст­ные споры. Там, в ноч­ной тиши, мы при­сту­пи­ли к со­зда­нию кон­ту­ров новой Рос­сии.

Бла­го­сло­вен че­ло­век, ко­то­ро­му вы­па­да­ет на долю пе­ре­жить ро­ко­вые по­во­рот­ные годы в ми­ро­вой ис­то­рии, ибо он по­лу­ча­ет воз­мож­ность за­гля­нуть вглубь ис­то­рии че­ло­ве­че­ства, стать сви­де­те­лем того, как раз­ру­ша­ет­ся мир, мир ста­рый, и воз­ни­ка­ет новый.

1. О каком со­бы­тии идёт речь в до­ку­мен­те? К ка­ко­му году оно от­но­сит­ся? Какие два ос­нов­ных новых ор­га­на вла­сти воз­ник­ли в на­ча­ле этого со­бы­тия?

2.Каким было от­но­ше­ние ав­то­ра к со­бы­тию? Ука­жи­те не менее двух по­ло­же­ний из тек­ста, сви­де­тель­ству­ю­щих об этом от­но­ше­нии.

3.На ос­но­ве тек­ста и зна­ний по ис­то­рии при­ве­ди­те не менее трёх при­чин опи­сан­но­го в тек­сте со­бы­тия.

8. Про­чти­те от­ры­вок из цар­ско­го ма­ни­фе­ста.

«Объ­яв­ля­ем всем вер­ным Нашим под­дан­ным:

Сле­дуя ис­то­ри­че­ским своим за­ве­там, Рос­сия, еди­ная по вере и крови с сла­вян­ски­ми на­ро­да­ми, ни­ко­гда не взи­ра­ла на их судь­бу без­участ­но. С пол­ным еди­но­ду­ши­ем и осо­бою силою про­бу­ди­лись брат­ские чув­ства рус­ско­го на­ро­да к сла­вя­нам в по­след­ние дни, когда Ав­ст­ро-Вен­грия предъ­яви­ла Сер­бии за­ве­до­мо не­при­ем­ле­мые для Дер­жав­но­го го­су­дар­ства тре­бо­ва­ния. Пре­зрев уступ­чи­вый и ми­ро­лю­би­вый ответ Серб­ско­го пра­ви­тель­ства, от­верг­нув доб­ро­же­ла­тель­ное по­сред­ни­че­ство Рос­сии, Ав­стрия по­спеш­но пе­ре­ш­ла в во­оружённое на­па­де­ние, от­крыв бом­бар­ди­ров­ку без­за­щит­но­го Бел­гра­да.

Вы­нуж­ден­ные в силу со­здав­ших­ся усло­вий при­нять не­об­хо­ди­мые меры предо­сто­рож­но­сти, Мы по­ве­ле­ли при­ве­сти армию и флот на во­ен­ное по­ло­же­ние, но, до­ро­жа кро­вью и до­сто­я­ни­ем Наших под­дан­ных, при­ла­га­ли все уси­лия к мир­но­му ис­хо­ду на­чав­ших­ся пе­ре­го­во­ров. Среди дру­же­ствен­ных сно­ше­ний со­юз­ная Ав­стрии Гер­ма­ния, во­пре­ки Нашим на­деж­дам на ве­ко­вое доб­рое со­сед­ство и не внем­ля за­ве­ре­нию На­ше­му, что при­ня­тые меры от­нюдь не имеют враж­деб­ных ей целей, стала до­мо­гать­ся не­мед­лен­ной их от­ме­ны и, встре­тив отказ в этом тре­бо­ва­нии, вне­зап­но объ­яви­ла Рос­сии войну.

Ныне пред­сто­ит уже не за­сту­пать­ся толь­ко за не­спра­вед­ли­во оби­жен­ную род­ствен­ную Нам стра­ну, но огра­дить честь, до­сто­ин­ство, це­лость Рос­сии и по­ло­же­ние её среди Ве­ли­ких Дер­жав.

Мы не­по­ко­ле­би­мо верим, что на за­щи­ту Рус­ской Земли друж­но и са­мо­от­вер­жен­но вста­нут все вер­ные Наши под­дан­ные.

В гроз­ный час ис­пы­та­ния да будут за­бы­ты внут­рен­ние рас­при. Да укре­пит­ся ещё тес­нее еди­не­ние Царя с Его на­ро­дом, и да от­ра­зит Рос­сия, под­няв­ша­я­ся как один че­ло­век, дерз­кий на­тиск врага.

1. В каком году был издан дан­ный ма­ни­фест? Ука­жи­те на­зва­ние войны, о на­ча­ле ко­то­рой в нём го­во­рит­ся. На­зо­ви­те мо­нар­ха, из­дав­ше­го этот ма­ни­фест.

2. О каких дей­стви­ях Рос­сии, пред­при­ня­тых ею перед на­ча­лом этой войны, пишет автор ма­ни­фе­ста? Ука­жи­те три дей­ствия.

3. Ка­ко­вы осо­бен­но­сти этой войны, от­ли­ча­ю­щие её от преды­ду­щих войн? Ука­жи­те три осо­бен­но­сти.

9. Про­чти­те от­ры­вок из де­кре­та ВЦИК.

1. Ука­жи­те год, когда был издан дан­ный до­ку­мент. Ука­жи­те на­зва­ние пар­тии, со­став­ляв­шей боль­шин­ство в го­су­дар­ствен­ном ор­га­не, от имени ко­то­ро­го издан дан­ный до­ку­мент. Ука­жи­те фа­ми­лию ли­де­ра этой пар­тии в пе­ри­од, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся дан­ный до­ку­мент.

2. Какая ини­ци­а­ти­ва была от­кло­не­на боль­шин­ством Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния? По­че­му она была от­кло­не­на? Вы­пи­ши­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром ав­то­ра­ми до­ку­мен­та сде­лан вывод о ле­ги­тим­но­сти де­я­тель­но­сти Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния после от­кло­не­ния этой ини­ци­а­ти­вы.

3. Ука­жи­те не менее трёх по­след­ствий ро­спус­ка Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния.

«От­кры­тое 5 ян­ва­ря Учре­ди­тель­ное со­бра­ние дало, в силу из­вест­ных всем об­сто­я­тельств, боль­шин­ство пар­тии пра­вых эсе­ров, пар­тии Ке­рен­ско­го, Авк­сен­тье­ва и Чер­но­ва. Есте­ствен­но, эта пар­тия от­ка­за­лась при­нять к об­суж­де­нию со­вер­шен­но точ­ное, ясное, не до­пус­кав­шее ни­ка­ких кри­во­тол­ков пред­ло­же­ние вер­хов­но­го ор­га­на Со­вет­ской вла­сти, Цен­траль­но­го Ис­пол­ни­тель­но­го Ко­ми­те­та Со­ве­тов, при­знать про­грам­му Со­вет­ской вла­сти, при­знать Де­кла­ра­цию прав тру­дя­ще­го­ся и экс­плу­а­ти­ру­е­мо­го на­ро­да, при­знать Ок­тябрь­скую ре­во­лю­цию и Со­вет­скую власть. Тем самым Учре­ди­тель­ное со­бра­ние разо­рва­ло вся­кую связь между собой и Со­вет­ской Рес­пуб­ли­кой Рос­сии. Уход с та­ко­го Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния фрак­ций. ко­то­рые со­став­ля­ют сей­час за­ве­до­мо гро­мад­ное боль­шин­ство в Со­ве­тах и поль­зу­ют­ся до­ве­ри­ем ра­бо­чих и боль­шин­ства кре­стьян, был не­из­бе­жен.

А вне стен Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния пар­тии боль­шин­ства Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния, пра­вые эсеры и мень­ше­ви­ки ведут от­кры­тую борь­бу про­тив Со­вет­ской вла­сти, при­зы­вая в своих ор­га­нах к свер­же­нию её, объ­ек­тив­но этим под­дер­жи­вая со­про­тив­ле­ние экс­плу­а­та­то­ров пе­ре­хо­ду земли и фаб­рик в руки тру­дя­щих­ся.

10. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1–С3. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

1. Ука­жи­те год, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся опи­сан­ные со­бы­тия, и на­зва­ние пра­ви­тель­ства, о ко­то­ром идёт речь.

2. Как А. В. Кол­чак оце­ни­ва­ет по­ло­же­ние, воз­мож­но­сти дан­но­го пра­ви­тель­ства? Какие при­чи­ны та­ко­го по­ло­же­ния пра­ви­тель­ства он ука­зы­ва­ет?

3. На ос­но­ве зна­ний по курсу ис­то­рии при­ве­ди­те не менее трёх задач, раз­ре­ше­ние ко­то­рых взяло на себя при со­зда­нии дан­ное пра­ви­тель­ство.

Из про­то­ко­ла до­про­са А. В. Кол­ча­ка

«Как раз перед кон­цом за­се­да­ния при­был ген. Кор­ни­лов Кор­ни­лов ска­зал, что в го­ро­де про­ис­хо­дит во­оружённая де­мон­стра­ция войск про­тив пра­ви­тель­ства, что он рас­по­ла­га­ет до­ста­точ­ны­ми си­ла­ми, чтобы пре­кра­тить это вы­ступ­ле­ние, и в слу­чае на­доб­но­сти, если бы про­изо­шло во­оружённое столк­но­ве­ние, у него есть уве­рен­ность в воз­мож­но­сти по­дав­ле­ния этого дви­же­ния. По­это­му он про­сил, чтобы пра­ви­тель­ство санк­ци­о­ни­ро­ва­ло это и дало воз­мож­ность не­мед­лен­но на­чать дей­ство­вать. Это по­слу­жи­ло по­во­дом к об­ме­ну мне­ни­я­ми и де­ба­там, при чём осо­бен­но про­тив вос­ста­ва­ли Львов и Ке­рен­ский, ко­то­рый за­явил: “Наша сила за­клю­ча­ет­ся в мо­раль­ном воз­дей­ствии, в мо­раль­ном вли­я­нии, и при­ме­нить во­оружённую силу зна­чи­ло бы всту­пить на преж­ний путь на­силь­ствен­ной по­ли­ти­ки, что я счи­таю не­воз­мож­ным”. На этом за­се­да­ние за­кон­чи­лось

11. Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1–С3. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

1.Ука­жи­те год, когда про­изо­шли со­бы­тия, о ко­то­рых идёт речь в пер­вом аб­за­це от­рыв­ка. На­зо­ви­те им­пе­ра­то­ра, о ко­то­ром ска­за­но в от­рыв­ке. Ука­жи­те на­зва­ние войны, в ко­то­рой участ­во­ва­ла Рос­сия в пе­ри­од, когда про­ис­хо­ди­ли опи­сан­ные со­бы­тия.

2.Ис­поль­зуя от­ры­вок, ука­жи­те три об­сто­я­тель­ства, ко­то­рые можно от­не­сти к пред­по­сыл­кам от­ре­че­ния им­пе­ра­то­ра от пре­сто­ла.

3. Ука­жи­те на­зва­ние пра­ви­тель­ства, ко­то­рое было сфор­ми­ро­ва­но вско­ре после от­ре­че­ния им­пе­ра­то­ра. На­зо­ви­те пар­тию, при­шед­шую к вла­сти после свер­же­ния этого пра­ви­тель­ства. Ука­жи­те роль ад­ми­ра­ла, упо­мя­ну­то­го в пер­вом аб­за­це от­рыв­ка, в даль­ней­ших внут­ри­по­ли­ти­че­ских со­бы­ти­ях, про­ис­хо­див­ших в стра­не.

Ещё 6 но­яб­ря [про­шло­го] года, когда я был в Став­ке, я имел длин­ный раз­го­вор с [ним] и в очень рез­кой форме. Я хотел вы­звать его на дер­зость. Но он всё мол­чал и по­жи­мал пле­ча­ми. Я ему прямо ска­зал: «. Не­уже­ли ты не ви­дишь, что ты те­ря­ешь ко­ро­ну. Опом­нись, пока не позд­но. Дай от­вет­ствен­ное ми­ни­стер­ство. Ещё в июне я тебе го­во­рил об этом. Ты всё

В таком духе я го­во­рил – он всё мол­чал. После этого я понял, что всё кон­че­но, и по­те­рял на­деж­ду на его спа­се­ние. Ясно было, что мы ка­тим­ся быст­ро по на­клон­ной плос­ко­сти, и рано или позд­но он ко­ро­ну по­те­ря­ет. Ведь стран­но, что все, даже со­ци­а­ли­сты, его лично любят. Они мне сами го­во­ри­ли, что у него чуд­ное серд­це, пре­крас­ная душа, он умный, сим­па­тич­ный. Но её тер­петь боль­ше не могли. Она его по­гу­би­ла окон­ча­тель­но. Боюсь, чтоб с ней плохо не обо­шлись. В га­зе­тах уже рас­про­стра­ни­ли слухи, что будто бы у Аликс нашли про­ект се­па­рат­но­го мира.

Читайте также: