Сущность делового этикета кратко

Обновлено: 08.07.2024

Все социальные отношения регламентируются определенными правилами и нормами. Свод этих правил именуется этикетом. В деловой среде так же, как и в любой сфере общественной жизни, имеются свои правила поведения, которые обозначаются двумя словами – деловая этика. Рассмотрим подробнее, что это такое.

Что это такое?

Деловая этика – это совокупность нравственных и моральных принципов и правил, которые должны быть присущи деловому человеку. Они должны обязательно соблюдаться.

Деловая этика возникла из смешения светского и военного этикетов. В условиях глобализации экономических отношений, дабы не было недопонимания между представителями разных культур, кодекс деловой этики постарались сделать общим для всех участников деловых отношений, независимо от их культуры, национальности, вероисповедания. Каждый уважающий себя бизнесмен обязан знать и применять принципы и правила деловой этики.

Кроме того, человек, далекий от бизнеса, должен хотя бы ознакомиться с этими правилами – их незнание может спровоцировать конфузные ситуации, если вдруг он попадет в организацию с жестким регламентом поведения.


Исследования показывают, что современный деловой этикет выполняет ряд функций.

  • Информационная. Этикет прежде всего направлен на информирование человека о правилах и нормах поведения в обществе.
  • Стандартизация моделей индивидуального и группового поведения. Знание правил дает нам возможность поступать в соответствии с регламентом в каждой конкретной ситуации, позволяет легче вливаться в коллектив, снижает чувство психологической напряженности в деловых отношениях.
  • Обеспечение социального контроля. С помощью правил и норм в обществе предупреждаются нежелательные отклонения в поведении, которые могут навредить нормальным отношениям.
  • Функция дипломатии, политической борьбы. Соблюдение или несоблюдение делового этикета дает собеседнику или оппоненту понять отношение к себе. Нарочное несоблюдение правил говорит о проявлении недоброжелательности, точное соблюдение всех правил может сказать об уважении и настроенности на позитивный исход переговоров.
  • Идентификация с окружающими, создание психологического комфорта. Деловой этикет – это, прежде всего, проявление корпоративной культуры, корпоративного командного духа, он помогает сотруднику чувствовать себя частью организации.


Как и любая информационная система, деловая этика имеет свою структуру – она состоит из макроэтики и микроэтики. Деловая макроэтика подразумевает под собой взаимодействие организаций на государственном и международном уровнях.

Чем выше уровень переговоров, тем более серьезное внимание уделяется изучению этикета. А вот микроэтика – это внутриорганизационный этикет. Она включает в себя правила взаимодействия между подчиненными, с клиентами, с партнерами и даже конкурентами.

author__photo

Этикет — слово французского происхождения, появившееся в XVII-XVIII веках. Минуло три столетия, но необходимость правил поведения в обществе и их соблюдения осталась актуальной.

Естественно, правила этикета не оставались неизменными и постоянно трансформировались параллельно с развитием общества, обрастая территориальными и профессиональными особенностями.

Деловой этикет — это не правила поведения на балах и светских раутах. В настоящее время это внешний вид и правила коммуникации с партнёрами, инвесторами, сотрудниками, контрагентами и клиентами. Причём коммуникации не только при личной встрече или в коллективе, но и в виде телефонных разговоров.

Благодаря интернету сформировалось ещё и такое понятие, как сетевой этикет — общение в мессенджерах, соцсетях и по электронной почте.

Деловой этикет

Зачем нужен деловой этикет

Знание и соблюдение правил делового этикета выгодно выделяет человека из общей массы благодаря тому, что он:

  • Выглядит более воспитанным и образованным;
  • Демонстрирует свой профессионализм в деловой среде;
  • Экономит себе и другим людям ценное время;
  • Упрощает взаимодействие с другими людьми.

Деловой этикет: основные правила — дресс-код

Часто явиться на серьёзную встречу без делового костюма равносильно признанию в отсутствии профессионализма и договороспособности. Это может вызвать сомнения и подозрения. Во избежание неприятных ситуаций используйте следующие правила:

  • Одежда для мужчин — деловой костюм черного, тёмного-синего и угольно-серого цвета.
  • В редких случаях это может быть стиль Casual (джинсы, пиджак, плюс рубашка или поло.
  • Идеально, когда одежда сшита на заказ по индивидуальным меркам
  • Одежда для женщин — деловой костюм чёрного, серого, коричневого цвета.
  • В редких случаях вместо брюк может быть юбка-карандаш.
  • Из украшений для мужчин используются часы и запонки;
  • Для женщин из украшений приемлемы цепочки, серьги и кольца, но не более двух предметов одновременно.
  • Лицо мужчины должно быть либо гладко выбрито, либо допустимы аккуратные стильные борода и усы.
  • Для женщин важен аккуратный однотонный маникюр строгих цветов или натуральные ногти.
  • Макияж из палитры спокойных, нейтральных цветов.
  • Обувь обязательно должна быть чистой, даже если до офиса или деловой встречи пришлось добираться пешком по грязным улицам. В этом помогает миниатюрная губка или автоматы для чистки обуви, расположенные в фойе.
  • Пирсинг и татуировки не должны быть видны.
  • Женщинам — надевать мини-юбки, платья и блузки с глубоким декольте.
  • Мужчинам — надевать костюм или сорочку ярких, броских цветов — красный, жёлтый, оранжевый, салатовый.

Дресс-код необходимо соблюдать настолько строго, насколько серьёзен уровень деловой встречи и ответственность за её результаты.

Дресс-код


Бизнес

Как сделать транскрибацию аудио и видео в текст: лучшие способы

Как сделать транскрибацию аудио и видео в текст: лучшие способы

Позы, жесты и мимика — этикет делового общения

Немаловажным фактором делового внешнего вида являются позы, мимика и жесты. Ещё в прошлом веке ученые установили, что около 20% информации при личном общении люди воспринимают из слов, а около 80% — невербально.

Именно поэтому важно наблюдать себя со стороны. Это поможет избежать неприятных ситуаций. Первое время можно тренироваться перед зеркалом. Для этого необходимо одеться в деловой костюм и посмотреть на себя со стороны. Особое внимание стоит обратить на следующие аспекты:

  • Положение головы;
  • Осанка;
  • Где находятся руки, когда вы стоите, и как выглядят жесты при разговоре или публичном выступлении;
  • Положение ног и стоп;
  • Насколько плавны и уверенны движения.

Ещё лучше записать себя на видеокамеру. Видео даст даже более точное представление, чем зеркало. Если самостоятельно не получается скорректировать то, что не нравится, можно записаться на специальные курсы или посмотреть обучающее видео. Также полезную практическую информацию можно найти в книгах Аллана Пиза.

Рекомендации по жестам и мимике:

  • Голову держите ровно;
  • Наклоняйте её слегка вперёд во время рукопожатия;
  • Используйте активное слушание — слегка кивайте, когда собеседники говорит;
  • Спину держите ровно, лопатки сведите назад и опустите плечи;
  • Руки держите перед собой и слегка дополняйте жестами слова;
  • Ноги желательно ставить на ширине плеч для устойчивой опоры, стопы поворачивать в сторону собеседника;
  • Все движения совершайте плавно и уверенно, не суетитесь;
  • Сохраняйте спокойное выражение лица, в меру улыбаясь своему собеседнику;
  • Смотрите в глаза, но не пристально, потому что пристальный взгляд выражает либо флирт между мужчиной и женщиной, либо агрессию между однополыми собеседниками.

Отдельно стоит остановиться на рукопожатии. В деловом мире это единственное допустимое прикосновение к другому человеку. Никакие объятия, похлопывания по плечу и поглаживания за локоть неприемлемы. Рукопожатие должно быть таким, чтобы не сдавливать чрезмерно руку другого человека, но и чтобы ваша рука не была совершенно расслабленной.

Допустимы одно или два покачивающих движения по вертикали. Недопустимо трясти руку человека. Нежелательно использовать рукопожатие одновременно двумя руками, это перебор. Если ладони вспотели или вы только что зашли в помещение с улицы, где руки замёрзли, то лучше постараться сделать их сухими и тёплыми.

Жесты, которых следует избегать:

  • Пожимание плечами создаёт впечатление неуверенности в своих словах;
  • Потирание шеи, носа, щёк, подбородка выдаёт волнение и может свидетельствовать о лжи;
  • Скрещенные руки на груди — закрытая поза, нежелание слушать собеседника;
  • Рука на локте часто соответствует состояниям страха и дискомфорта;
  • Подпирание головы рукой выдает скуку.

Рукопожатие

Рабочее место

Порядок на рабочем месте помогает концентрироваться, экономит массу времени, существенно повышает эффективность и может многое сказать окружающим о личности его владельца.

  • Уберите со стола всё, что не относится к работе — кружки, салфетки, ключи, журналы, сувениры.
  • Все бумаги распределите по стопкам или в специальную этажерку с секциями.
  • Старайтесь каждый ящик в столе использовать для одного типа вещей.
  • Не загромождайте рабочее место кучей семейных фотографий и статуэток. Достаточно оставить что-то одно.

Звонки

Достаточно большая часть коммуникаций между людьми происходит посредством звонков по телефону или в мессенджерах. Как уже было сказано выше, люди около 20% информации получают из сказанных слов. При разговоре по телефону собеседники не видят друг друга и поэтому при данном формате диалога особенно важно, что именно говорится.

Телефонный разговор с клиентом — один из этапов воронки продаж. Речевая аналитика Calltouch Predict анализирует разговор без участия человека и предоставляет все данные для выявления неэффективных звонков. Контролируйте работу сотрудников отдела продаж и поддержки и следите, следуют ли они скрипту продаж — технология предоставляет расшифровку записей разговора.

Основные аспекты делового этикета

Достойное поведение во время общения является непосредственным показателем уровня нашей культуры. И в современном обществе правила поведения играют не последнюю роль. Общее впечатление о человеке оказывает прямое влияние на его репутацию и статус. Знание и соблюдение правил и норм этикета, умение производить приятное впечатление, строить эффективное общение являются значимыми элементами в жизни человека. Именно поэтому многие деловые партнеры обращают особое внимание на поведение окружающих людей.


Особенности

Этикет включает в себя нравственные и моральные понятия, нормы и принципы поведения и общения людей, которые мы должны использовать не только в обществе, но и в семье, при общении с коллегами на работе. Особое значение имеет деловой этикет.

Недостаточно быть просто образованным, культурным, воспитанным или вежливым человеком – необходимо соблюдать целый свод правил, чтобы вас ценили в обществе как профессионала. Соблюдение норм делового этикета является залогом успеха в деловой среде.

Добросовестный труд, высокое осознание общественного долга и взаимовыручка – все эти качества в деловой этике необходимо уметь в себе воспитывать и совершенствовать. А расположить к себе людей поможет правильная и грамотная речь, имидж, умение держатся в обществе и понимание тонкостей невербального общения.



Ключевые особенности делового этикета.

  • В деловом этикете под понятием свободы подразумевается, что этика не должна препятствовать свободному желанию всех партнеров. В деловой среде вы должны ценить не только свою свободу, но и значимость коммерческих тайн и свободу действий партнеров, то есть не вмешиваться в дела других компаний и не препятствовать выбору методов исполнения договоренностей. А также свобода предполагает терпимое отношение к религиозным и национальным особенностям собеседников.
  • Особое внимание необходимо уделять своей речи, в этом поможет вежливость. При общении с коллегами, партнерами и клиентами тон и тембр голоса всегда должны быть приветливыми и дружелюбными. Уважительное отношение помогает не просто сохранить хорошие отношения, но и способствует увеличению прибыли компании.
  • Толерантность и терпимость заключаются в понимании и принятии недостатков или слабостей партнеров, клиентов или коллег. Такое отношение способствует установлению взаимного доверия и понимания.

Важно помнить, что общение должно быть полностью ориентировано на добро. Грубость и недоброжелательность неприменимы при общении в деловой среде. Даже к нечестному партнеру необходимо относиться благосклонно, держать себя в руках и сохранять спокойствие и этичность при любых ситуациях.


  • Тактичность и деликатность выражаются в умении слушать и слышать оппонента. При общении с собеседником всегда следует учитывать возраст, пол, религиозные убеждения, более того, при общении нужно обходить стороной неприемлемые темы. Данный факт необходимо учитывать при ведении переговоров с иностранными собеседниками. Обычаи и традиции других стран могут показаться странными и непонятными, а поведение и поступки – бесцеремонными или панибратскими. Принято делать комплименты, но при этом важно не переступать тонкую грань деликатности, и не переходить в лицемерие. Важно лишь уметь услышать и сделать правильное встречное предложение.
  • Пунктуальность и ответственность – одни из ключевых принципов культуры. Люди, не умеющие распоряжаться своим временем, опаздывающие на встречи и совещания, оставляют неизгладимо негативное впечатление. День современных людей расписан буквально на минуты: время ценно не только для вас, но и для деловых партнеров, коллег и подчиненных. Опоздание более чем на 5 минут расценивается как грубое нарушение в деловом этикете. И даже самые искренние извинения не смогут загладить вину.
  • Справедливость заключается в непредвзятой оценке индивидуальных качеств людей и их работы. Нужно уважать их индивидуальность, способность воспринимать критику и прислушиваться к рекомендациям.
  • Исполнительность и ответственность означают умение брать на себя ответственность и выполнять работу в срок.



От соблюдения основных принципов этикета зависит дальнейшее сотрудничество с людьми. Нарушив те или иные правила в обществе, вы рискуете своим имиджем, а в деловой среде – репутацией компании, и подобные промахи могут стоить немалых денег или карьерной лестницы.

В каждой среде и отрасли существуют свои правила этикета. Так, например, для людей, работающих в международной области, необходимо придерживаться правил хорошего тона, принятых в других странах.


Функции

Основные функции делового этикета.

  • Социально-культурная: принятие личности и группы повышает эффективность делового взаимодействия и оптимизирует рабочую деятельность: формирование правил и норм поведения необходимо не только в деловой среде, а также во всех аспектах жизни человека.
  • Регулятивная позволяет ориентироваться в сложной или нестандартной ситуации, что обеспечивает стабильность и порядок. Стандартизация поведения облегчает процесс налаживания общения в любой типично-деловой ситуации. Тем самым позволяет избежать ошибок, неприятностей и напряжения. Помогает достичь взаимопонимания и сэкономить время при ведении переговоров. Формирование положительного имиджа компании и руководителя в глазах сотрудников, клиентов и партнеров.


  • Интегративная функция обеспечивает сплоченность группы. Социализация позволяет даже новичку при помощи рабочего шаблона справляться с поставленными задачами. Способствует развитию и формированию личности, позволяет решить дисциплинирующую задачу и освоить правила делового этикета в короткие сроки.
  • Коммуникативная функция коррелирует с поддержанием хороших отношений и отсутствием конфликтов.

Бизнес – это координированная деятельность целого множества людей. И результативность работы компании зависит от способности налаживать связи и поддерживать хорошие отношения не только с сотрудниками, но и с партнерами и клиентами.


Правила делового этикета должны соблюдаться в любых жизненных ситуациях, независимо от обстоятельств. Деловой этикет применим:

  • на работе;
  • в телефонных разговорах и деловой переписке;
  • на официальных приемах или деловых ужинах;
  • в путешествиях.



Язык жестов позволяет узнать гораздо больше о характере, чем слова и внешний вид. Невербальные знаки отражают сущность и внутренний мир человека, например, скрещенные руки или ноги сигнализируют о недоверии, зажатости или неуверенности.

Нельзя не отметить и эгоцентризм, которому нередко приписывают негативные коннотации, наоборот, подобное поведение говорит, что перед нами профессионал своего дела, он может вести переговоры и не забывать о своей точке зрения. Такой человек заинтересован в положительном исходе спора, но и, несомненно, будет отстаивать свою точку зрения.


Основные правила и нормы

Незнание основных постулатов этикета создает много проблем и иногда приводит к разрушению карьеры. На сегодняшний день бизнес в России имеет свои специфические особенности в этике – таким образом формируется новая культура делового общения.

В нем существует много правил и требований, которые необходимо соблюдать. Некоторые составляющие уже утратили сою актуальность. К примеру, раньше считалось, что из лифта первой должна выходить женщина, но сейчас нормы этикета гласят, что первым из лифта выходит тот, кто стоит ближе к дверям.


Существует восемь основных направлений в деловом этикете.





Деловая переписка

Образовательный и культурный человек всегда может грамотно излагать свои мысли не только устно, но и письменно. Главные требования при ведении деловой переписки – это краткость, лаконичность и корректность. Существуют основы оформления деловых писем и документации.

  • Письмо должно быть грамотно составлено без орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Стиль общения – деловитый, с использованием канцеляризмов.
  • Необходимо определиться с типом и срочностью доставки письма.
  • Любое официальное обращение должно соответствовать принятым и действующим шаблонам. Желательно оформлять письмо на официальном бланке компании или подразделении. Каждое обращение или ответ должно быть именным и личным.
  • Нужно указать инициалы получателя, должность, подразделение или отдел, в которое отправляется письмо. Обязательно указываются данные отправителя с развернутой контактной информацией, с указанием названия компании и должности сотрудника.



Деловое общение

Этикет направляет общение в нужное русло, обеспечивает профессиональную деятельность руководителей и подчиненных соответствующими стандартами, правилами, нормами. Как утверждал Дейл Карнеги, лишь 15 % успеха зависит от профессиональных достижений и знаний, а 85 % – от умения общаться с людьми.

Грамотная и чистая речь, приятный тембр голоса, неспешный темп речи – все это помогает определить образованность и профессионализм собеседника.


Деловой протокол обусловлен правилами и нормами. Существует технология, позволяющая быстро и просто установить контакт, вот основные рекомендации.

  • Проявляйте искренний интерес к людям – при разговоре с собеседником необходимо учитывать его мнение и заинтересованность. И помните, что слушать, не менее важно, чем говорить.
  • Демонстрируйте радушие и говорите с улыбкой – доброжелательность способствует общению. Недаром американцы считают, что улыбка способна преодолеть любые барьеры.
  • При общении большую роль играет дикция – обращайте внимание на свою речь, на правильное произношение слов и корректную расстановку ударений.
  • Обращайтесь к собеседнику по имени, а лучше по имени и отчеству – поддерживайте диалог, будьте терпеливы и внимательны, к тому, что вам говорят. Стройте общение так, чтобы разговор касался общих интересов.
  • Не используйте слова-паразиты и нецензурную лексику – речь должна соответствовать обществу и ситуации. Разбавить общение можно остроумными шутками, афоризмами, крылатыми словами и образными сравнениями.


  • Избегайте конфликтных ситуаций – не используйте категоричные высказывания, критику и учитывайте интерес всех сторон в разрешении дела.
  • Позаботьтесь о своем гардеробе – небрежный внешний вид, потрепанный костюм и неопрятная прическа расцениваются как пренебрежение и оцениваются окружающими негативно.
  • В кармане вашего пиджака обязательно должно быть несколько визиток. Их отсутствие считается признаком дурного тона и будет восприниматься с отрицательной стороны.
  • Если вы только устраиваетесь на работу, то постарайтесь вести себя спокойно и уверенно на собеседовании. Следите за своей осанкой и проходите в кабинет с поднятой головой. Не спешите садиться на первый стул, подождите, пока вам предложат это сделать. Общайтесь вежливо и уверенно, держите ноги параллельно друг другу и не скрещивайте руки.



Стиль одежды

Внешний вид должен соответствовать характеру мероприятия, он определяет статус и положение человека в обществе. В некоторых компаниях существует корпоративный дресс-код. Самый распространенный вид деловой одежды – костюм.

Определение делового костюма гласит, что должен быть классическим, строгим и опрятным. Люди, которые трепетно относятся к выбору стиля одежды, аккуратны при ведении дел и переговоров.


Основные требования к выбору гардероба для мужчин

  • Цвет одежды – оптимальным считается сочетание темных и светлых оттенков в одежде, так, например, темный пиджак и белая сорочка. Предпочтение следует отдавать темным костюмам – синим или серым. Светлые цвета в одежде допускаются только в летний период. Обязательное требование – на пиджаке должны быть застегнуты все пуговицы во время переговоров. Расстегнутый пиджак допускается только в период неформального общения.
  • По этикету мужчинам следует выбирать рубашки с длинными рукавами. Наилучшим вариантом считаются сорочки без карманов. Сорочки с короткими рукавами допускаются только летом.
  • Галстук не должен иметь яркие цвета или замысловатые узоры. Он должен гармонично сочетаться по цветовой гамме со всем гардеробом и полностью закрывать пряжку ремня на брюках. А затяжной конец не должен выступать из-за лицевой части.


  • Деловой костюм сочетается только с классической обувью. Туфли должны быть идеально начищены.
  • Носки должны быть длинные и в тон с обувью.
  • В нагрудном кармане пиджака платочек используется только для красоты, он должен идеально сочетаться по цвету с рубашкой и галстуком.
  • Из аксессуаров необходимо выбирать строгую сумку, дипломат или классическую папку.
  • Из украшений мужчине лучше обратиться к кольцу или перстню, часам, запонкам и зажиму для галстука.



Деловой костюм для женщины

  • Деловой костюм для женщиныПо цветовой гамме к костюму женщины выдвигается меньше требований. Главное, чтобы гардероб был темных или нейтральных спокойных оттенков. Допускается элегантное платье или брючный костюм из плотных тканей.
  • Голые ноги недопустимы при любом времени года, поэтому чулки обязательно должны быть подобраны для каждого костюма.
  • Яркий макияж и обилие украшений неуместны в деловом обществе. Не стоит сочетать серебряные или золотые украшения с бижутерией.
  • Выбирайте легкий и сдержанный парфюм.


При этом не стоит забывать, что на первое впечатление о человеке влияют умение держаться в обществе, осанка, походка, жестикуляция и мимика.

Еще больше об основных правилах делового этикета вы узнаете из следующего видео.

Деловой этикет – это комплекс правил и требований, регламентирующих поведение человека в профессиональной среде, в том числе в рамках конкретной организации, конкретного рынка и пр.

Понятие делового этикета

Общение представляет собой систему общественных отношений, которые направлены на реализацию профессиональных интересов, формирование благоприятной комфортной среды для налаживания партнерских отношений и сотрудничества в профессиональной сфере. При этом значимость эффективного делового общения в профессиональной среде обусловлена тем, что такое общение зачастую направлено на согласование разнонаправленных интересов, сглаживания конфликтных ситуаций, для формирования благоприятной среды для роста и развития персонала и предприятия.

Таким образом, целью делового общения является эффективная организация совместной деятельностью людей для реализации профессиональных и экономических интересов.

Современная компания сегодня привлекает персонал, который способен организовывать и поддерживать эффективные контакты с потребителем продукта компании, с контрагентами, с конкурентами, с представителями контрольно-надзорных органов и внутри коллектива организации. Это, в свою очередь, требует восприятия согласованных большинством правил и требований организации профессионального общения, то есть усвоения делового этикета.

Итак, деловой этикет следует рассматривать как систему основных представлений и правил надлежащего поведения субъектов в профессиональной и экономической, в том числе предпринимательской, деятельности в процессе делового общения и выработки образа компании. Важно понимать, что деловой этикет – это требование, которое функционирует как внутри организации в трудовом коллективе, так и во внешней среде организации при общении с потребителями, другими предприятиями, государственными структурами.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристика составляющих делового этикета

Деловой этикет – это система правил, которые устанавливают нормы и требования к профессиональному общению и позволяют лицам, осуществляющим профессиональную деятельность, выбрать наиболее приемлемую форму поведения в конкретной ситуации, обеспечить эффективность своей деятельности посредством успешной организации каналов связи, в том числе с руководителями, а также с клиентами и контрагентами компании.

В качестве основных элементов, составляющих систему делового этикета, можно выделить следующие:

Читайте также: