Проблемы юридического прогнозирования кратко

Обновлено: 05.07.2024

Егорова Н.Е., научный сотрудник отдела конституционного права ИЗиСП, кандидат юридических наук.

Иванюк О.А., старший научный сотрудник отдела теории законодательства ИЗиСП, кандидат юридических наук.

Потребности современного развития права и государства предопределяют необходимость поиска новых подходов к исследованию различных правовых явлений и процессов. Особенно сложной и неоднозначной является сфера нормативно-правового регулирования. В связи с этим особый научный интерес представляет исследование потенциала юридического прогнозирования как одного из важнейших средств предотвращения ошибок принятия нормативных и управленческих решений, предупреждения возможных негативных социальных последствий.

27 октября 2009 г. в Центральном доме ученых состоялось заседание секции права на тему "Правовая реальность и юридическое прогнозирование". Руководитель секции - первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Ю.А. Тихомиров.

Открывая заседание, Ю.А. Тихомиров отметил актуальность предложенной темы и насущную необходимость ее изучения. Проблема юридической прогностики - вопрос активного существования права. Попытки осмысления судьбы права и государства предпринимались уже в давние времена, подтверждение чему можно найти в научной литературе. Однако правовая реальность очень сложна и рассмотрение ее с точки зрения однолинейной зависимости не срабатывает. Современная реальность дает картину хаотичного развития права. Так, например, за последние десять лет в Бюджетный кодекс, один из основных документов страны, внесли более 50 изменений.

В нашей стране существует опыт разработки юридических прогнозов. В 1974 - 1975 гг. Совет Министров СССР принял решение о подготовке прогноза развития народного хозяйства СССР на 20 лет. Работу по составлению прогноза взяла на себя Академия наук СССР, были освоены некоторые методики прогнозирования - экстраполяция, моделирование. Существовала правовая литература по этим вопросам, которая потом во многом была забыта. В настоящее время появляются отдельные работы, посвященные юридическим прогнозам, например книга О.А. Гаврилова.

Возвращение к теме прогнозирования в современных условиях предопределяет то обстоятельство, что в правовых решениях наблюдаются многочисленные ошибки. Причем эти ошибки не только нормативного характера - есть также примеры допущения ошибок в проведении государственных реформ. Так, сейчас в России действуют десятки федеральных органов исполнительной власти, в каждой отрасли действуют органы трех видов, причем постоянно происходят структурные и функциональные изменения в этой сфере. Можно сказать, что логика проведения административной реформы в целом нарушилась.

В то же время предпринимаются определенные шаги в сфере юридического прогнозирования. Так, разработан проект Закона о стратегическом планировании, где шесть глав посвящены прогнозированию социально-экономического развития. Более 10 субъектов РФ приняли свои законы о прогнозировании и планировании. Правительство РФ своим Постановлением от 22 июля 2009 г. N 596 "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации" утвердило Правила разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

Ю.А. Тихомиров предложил понимать юридический прогноз как вариативное научное предвидение динамики развития правовой сферы. В целом же прогноз - это более сложное явление, более высокая степень интеллектуальной оценки правовых процессов.

Объектами прогнозирования являются прежде всего изменения границ правовой сферы общества, которые весьма подвижны. Границы могут изменяться как внутри отрасли, так и между публичным и частным правом в целом, а также между национальным и международным правом, что требует соответствующего анализа.

К объектам прогнозирования относятся объем и характер правового регулирования. Требует изучения объем законодательной регламентации с точки зрения подзаконного и локального правотворчества, а также объем отраслевого развития, возможность появления новых отраслей.

При этом важно оценивать циклы права. Существуют циклы, определяемые конкретной фазой развития страны, а также циклы экономического развития. Несомненно, есть циклы развития закона, который не действует сам по себе - наряду с ним в процесс регулирования включаются и подзаконные акты. Нельзя упускать из вида и аспекты саморегулирования - локальные акты бизнес-структур, экономических, социальных организаций. Саморегуляция является прогрессивным явлением, влияние которого в последнее время нарастает.

Еще одной составляющей нормативного блока является международное право. В отраслях российского права удельный вес международных норм составляет от 3 до 5%. В ряде отраслей права (например, экологического, земельного, трудового) массив международных норм постепенно нарастает, составляя 5 - 10%. Через несколько лет удельный вес международных норм, как представляется, будет существенно увеличен. Таким образом, в нормативный блок, являющийся объектом прогнозирования, следует включить законодательные, подзаконные, локальные и международно-правовые акты.

Объектом прогнозирования может выступать также динамика отношения граждан к тем или иным правовым явлениям, а также уровень правоприменения. Правоприменение позволяет оценить результат действия правовых актов.

В качестве объекта прогнозирования необходимо рассматривать динамику государственных институтов, потребность в наличии государственных органов и их функциональную составляющую.

В настоящее время происходит отклонение от нормативной модели функционирования органов государственной власти. Наблюдается и такая тенденция, когда разграничение между функциями федеральных и отраслевых органов строится исходя из субъективного фактора.

Вскоре ожидается принятие Закона об административных регламентах исполнения государственных функций и оказания публичных услуг. Идет процесс дерегулирования. Композиция действующих органов тоже претерпит изменения. Необходимо задуматься о переосмыслении роли профессиональных и иных ассоциаций. В связи с этим интересен опыт, существовавший в бывшей Югославии, когда съезд работников отрасли принимал участие в формировании управленческого аппарата. В Болгарии в 80-х гг. XX в. упразднили министерства, заменив их хозяйственными ассоциациями, потом их все-таки "вернули" обратно.

Методология прогнозирования включает не менее семи-восьми методов, которые описаны в правовой литературе - экстраполяция, программно-целевой, моделирование, математические модели и т.д.

Можно выделить два вида юридических прогнозов: "чистые" юридические прогнозы, например, когда по определенным параметрам оценивается судьба конкретного закона; юридические прогнозы, "встроенные" в социально-экономические, экологические, оборонные, международно-политические и другие прогнозы.

Проведение "встроенных" прогнозов требует комплексного подхода. В Постановлении Правительства РФ от 22 июля 2009 г. N 596 содержатся сценарные условия социально-экономического развития страны, определены прогнозные показатели. Однако необходимо выявлять корреляцию меры правового опосредования ряда показателей, которые находят свое отражение в правовых актах (например, инвестиции в уставный капитал, платные услуги населения, оборот розничной торговли). Эта корреляция требует серьезных размышлений. В этом направлении уже предпринимались некоторые усилия. Так, в книге "Правовой мониторинг" была предпринята попытка дать оценку эффективности действия закона.

В целом необходимы рекомендации по проведению прогнозной работы. Например, методические рекомендации приняты в Республике Казахстан, Республике Беларусь. Нужно обучать методике прогнозирования, изучать инструменты правового прогнозирования, прежде всего в учебном курсе теории права.

Кандидат юридических наук И.В. Плюгина в качестве примера практического применения прогнозирования рассмотрела перспективы реализации соглашений о реадмиссии, заключенных Российской Федерацией. Оценив степень влияния политических, социально-экономических и иных факторов, имеющих определяющее воздействие на исполнение данных соглашений, И.В. Плюгина сделала вывод, что, несмотря на имеющуюся рекомендацию завершить процесс заключения государствами - участниками СНГ двусторонних соглашений о реадмиссии до 2011 г. (п. 1.1.3 Программы сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции на 2009 - 2011 гг.), сделать это будет крайне затруднительно. При этом были выделены наиболее вероятные направления развития общественных отношений в указанной сфере, отмечены основные проблемы, связанные с реализацией соглашений о реадмиссии. Отдельно были отмечены объективные трудности прогнозирования развития миграционного законодательства, связанные с определением предмета и объекта прогнозирования, а также методологии проведения прогнозных исследований.

В продолжение дискуссии по вопросам юридического прогнозирования кандидатом юридических наук Н.Е. Егоровой был предложен возможный прогнозный сценарий в сфере лекарственного обеспечения населения. С использованием метода экспертных оценок и при учете положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г., была предложена оценка современного состояния сферы лекарственного обеспечения (состояние правового регулирования; полномочия федеральных и региональных органов государственной власти; правоприменительная практика; учет общественного мнения); выявлены и проанализированы факторы, оказывающие позитивное и негативное влияние на рассматриваемую сферу.

В результате был сформулирован ряд предложений по развитию рассматриваемой сферы, направленных на устранение избыточных административных барьеров, согласование российского законодательства в сфере лекарственного обеспечения с международными стандартами, совершенствование механизмов ценообразования и государственного контроля в рассматриваемой сфере, обеспечение поддержки отечественной лекарственной промышленности, усиление контроля качества лекарственных средств, необходимость публичного обсуждения и привлечения населения при выработке и принятии государственных решений, затрагивающих интересы большинства населения в сфере здравоохранения и обеспечения лекарствами.

Кандидат юридических наук О.А. Иванюк остановилась в своем выступлении на некоторых теоретических аспектах правового прогнозирования. В частности, она подчеркнула, что существует сложность поиска места прогнозирования в системе юридических наук. Было также высказано предположение о возможности выработки общих и отраслевых (специальных) показателей развития объекта юридического прогнозирования; необходимости использования в прогнозной деятельности данных различных наук и прежде всего социологии.

Доктор юридических наук, профессор В.Г. Графский отметил необходимость учета различий в методологии проведения краткосрочных и долгосрочных прогнозов. Так, в начале перестройки надо было принять 30 новых кодексов - был соответствующий прогноз. Сейчас кодексов 19. Для долгосрочных прогнозов целесообразно привлечение широкого круга знаний из различных областей науки. Особенно полезными с точки зрения юридического прогнозирования представляются существующие социологические разработки, среди которых можно выделить, например, классические труды М. Вебера и П.А. Сорокина. В целом при составлении долгосрочных прогнозов необходимо учитывать наработки, которые представлены в фундаментальных трудах и литературе прошлых лет.

Ю.А. Тихомиров в продолжение завязавшейся дискуссии отметил прогнозную линию, учитывающую доминанту международно-правовой регуляции. Это обусловлено тем, что современное мировое сообщество широко взаимодействует через функциональные организации - МОТ, ВОЗ, а также через транспортные и экологические нормативы. Нарастает техническое регулирование - развивается право технической безопасности и эксплуатации. Здесь сталкиваются, с одной стороны, свобода человека, социальные процессы (миграция, стратификация), а с другой - жесткая техническая регуляция.

Кандидат юридических наук Е.А. Мишина поддержала В.Г. Графского в вопросе о необходимости использования при проведении юридического прогнозирования социологических методов познания. При этом, например, могут быть проведены опросы населения о недостатках и достоинствах правоприменительной сферы. Причем социологические опросы могут объективно показать ту сферу, которую юристы зачастую не замечают. Сейчас разрабатываются новые виды социологических инструментов - специализированные виды глубинных интервью, специальные анкеты, ориентированные на особые категории граждан. В целом при составлении прогнозов следует опираться не только на мнение правоведов и юристов-практиков, но и смотреть, что думают клиенты системы - граждане, и здесь без социологов не обойтись.

Ю.А. Тихомиров в развитие высказанной выше позиции отметил, что в настоящее время социологическая наука постепенно оживляется; например, появились книги В.М. Сырых, В.В. Лапаевой. В 60-е гг. XX в. социологические исследования в праве были достаточно развиты, сейчас же они пока не на должном уровне.

Следует развивать прежде всего юридические инструменты правового прогнозирования при учете особенностей национального развития России.

По мнению кандидата юридических наук А.В. Кашанина, юридическое прогнозирование является сложной и довольно неоднозначной сферой познавательной деятельности, в процессе которой неизбежно будут возникать трудности и препятствия, преодолеть которые достаточно сложно. Проблемы возникают не только и не столько в результате тех или иных предписаний нормативного правового акта, но и как итог действия других факторов, которые следует всесторонне учитывать. В Европе, например, составляются методики оценки развития правовой сферы - изучаются цели законопроекта, средства, альтернативы достижения этой цели, просчитываются издержки и выгоды. В России же основная проблема законодательства заключается в том, что тот или иной нормативный правовой акт стараются принять как можно быстрее, чтобы никто не успел вмешаться, что, несомненно, противоречит процессу рационализации подготовки нормативных актов. Вывод: без нормальной политической конкуренции, без адекватных демократических процедур, без реального парламента, без публичного обсуждения добиться кардинального улучшения качества законодательства не удастся, и в этом смысле перспективы юридического прогнозирования вызывают вопросы.

Ю.А. Тихомиров, дискутируя с высказанным выше мнением, отметил, что правовые средства являются очень гибкими. Принятие актов не решение проблемы, главный вопрос в том, какой набор регуляторов выбрать. При этом нельзя ждать изменения политической обстановки, надо разрабатывать методики прогноза.

Завершая заседание секции права, Ю.А. Тихомиров подчеркнул важность юридического прогнозирования для улучшения качества нормативно-правового регулирования, повышения эффективности сферы государственного управления и выработки продуманных стратегических целей и задач национально-государственного развития в рамках происходящих в современном мире процессов глобализации.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Законодательство достигает своей цели, как ранее отмечалось, лишь при условии его реализации. Следовательно, цель законодательства имеет как бы две органически взаимосвязанные стадии своего развития: на первой стадии она намечает, планирует, определяет характер правового регулирования соответствующих общественных отношений или иных правовых мероприятий; на второй — представляет собой установку на активные действия, направленные на последовательное осуществление этой цели. Отсюда вытекает двуединая задача правового прогнозирования: в сфере правотворчества и в сфере правореализации. Синтез прогнозов в этих двух сферах будет наиболее надежным критерием научной обоснованности цели законодательства и его осуществления.

Прогнозирование в юридической науке — это, на наш взгляд, определение комплекса возможных вариантов перспективного развития правовой действительности путем использования широкого диапазона специальных методов, обеспечивающих научную обоснованность и достаточную точность выдвинутых предложений, моделей, проектов. Отсюда вытекает, что горизонт прогнозирования в юридической науке чрезвычайно широк; он может и должен охватывать как практически прикладные вопросы правового развития (например, прогноз состояния преступности по определенной категории дел в таком-то регионе в предстоящем году), так и глобальные, фундаментальные, крупномасштабные проблемы будущего изменения правовой системы в перспективе (например, прогноз развития правовой системы, планирование законодательной деятельности на длительную перспективу и т. д.). При этом, разумеется, как практически прикладные, так и фундаментальные прогнозы должны быть тесно соподчинены между собой, увязаны; и только в этом случае они будут социально и юридически ценными.

Если попытаться конкретизировать направления правового прогнозирования, то их можно обозначить следующим комплексом основных проблем:

какие общественные отношения (или их стороны) предполагается в будущем подвергнуть правовому регулированию, т. е. в каком направлении будет развиваться действующее законодательство;

в какой последовательности должно и будет развиваться действующее законодательство, т. е. каков план законопроектных работ;

каковы пути дальнейшего совершенствования действующего законодательства (научная обоснованность правового регулирования, перспективы инкорпорации и кодификации законодательства, повышение уровня законодательной техники и т. д.);

каковы перспективы демократизации законодательной деятельности вообще и законодательной процедуры в частности;

какова будет роль правовой системы в различных сферах общественной жизнедеятельности (в повышении уровня управления, в укреплении законности, в правовом информировании населения и т. д.);

какова будет эффективность действия отдельных норм, институтов и отраслей законодательства в зависимости от предполагаемых изменений в экономической, политической, социальной и культурной жизни общества;

каковы будут последствия (результаты) реализации правовых установлений как в разрезе общей динамики общественного развития, так и в разрезе группового и индивидуального сознания, действия и поведения;

какова вероятность изменения, в количественном и качественном отношениях, характеристики преступности, правонарушений, антиобщественных явлений и процессов как в масштабе страны в целом, так и в отдельных ее регионах;

каковы будут наиболее действенные меры по борьбе с преступностью и причинами, ее порождающими;

каковы общесоциальные и специально юридические пути дальнейшего укрепления законности и упрочения режима правопорядка в стране.

Эти проблемы правового прогнозирования могут быть, конечно же, дополнены, конкретизированы, развиты. Очевидно, однако, что их решение окажется тем более успешным, чем в большей степени оно будет научно обоснованным. Научность прогнозируемых тенденций в сфере правовой жизни позволит так воздействовать на соответствующие условия, среду и факторы, чтобы они наилучшим образом способствовали дальнейшему совершенствованию законодательства, укреплению законности, упрочению правопорядка в стране. Прогнозы должны основываться только на объективных закономерностях общественного развития, на естественных, необходимых и существенных связях и отношениях развивающейся правовой действительности (с учетом, разумеется, случайных факторов). Нельзя прогнозировать, тем более в правовой сфере, рассчитывая лишь на случайное стечение обстоятельств, поскольку оно может и не наступить. Вместе с тем при исследовании будущего необходимо считаться со всеми возможными, в том числе и случайными, факторами и их комбинациями. Лишь изучив действительное состояние правовых явлений и процессов в настоящем, можно предсказать неизбежность того или иного направления их развития в будущем.

Следовательно, знание объективной внутренней логики процесса движения законодательства есть тот необходимый фундамент, на основе которого оказывается возможным предусмотреть закономерные последствия его действия в грядущей перспективе.

Существенное значение для методологии прогнозирования развития законодательства имеют, по крайней мере, два наиболее важных момента.

Во-первых, к процессу прогнозирования развития правовой действительности следует подходить не только с точки зрения внутренних тенденций закономерного движения правовых явлений, но и со стороны тех внешних факторов, которые будут или смогут оказывать воздействие как на процесс превращения правовой возможности в действительность, так и на результат этого превращения. Глубокая зависимость законодательства от той социальной среды, в которой оно развивается, требует прогнозирования и изменения самой этой среды. Только в этом случае может быть обеспечена достоверность соответствующих правовых прогнозов.

Правовое прогнозирование конкретизируется в практике законодательного планирования. В этой связи следует остановиться на соотношении правового прогнозирования и плана законодательной деятельности.

Если правовая цель является отражением определенной правовой возможности и установкой превращения этой цели в действительность, то план законодательной деятельности представляет собой конкретную программу этого превращения. В законодательном плане определяются этапы, последовательность, темпы, сроки, средства реализации прогноза, выраженного в правовой цели. Тем самым законодательный план учитывает общественные возможности, существующие средства и наличные силы, на основе которых устанавливает конкретные показатели и их взаимную связь.

Следовательно, правовая цель не только пронизывает содержание законодательного плана, но и конкретизируется им. В законодательном плане прогностическая цель локализуется в пространственно- временном отношении; вместе с тем она получает четкую определенность, ориентацию на осуществимость . Если, далее, правовое прогнозирование есть прежде всего результат теоретического поиска и исследования возможных путей изменения соответствующего объекта, то законодательный план является фиксацией желаемого движения к правовой цели. Следовательно, правовой прогноз представляет собой ту научно-информационную основу, из которой выводятся правовая цель и законодательный план. Реализация же правовой цели и законодательного плана в порядке обратной связи является критерием правильности правового прогноза.

Все высказанные методологические соображения имеют практическое значение. Поэтому необходимо подробно рассмотреть важное для юридической науки соотношение теоретического (методологического) и практического в сфере права, законодательства и законности.

Смотрите также:

Теория права и отраслевые юридические науки. Функции теории права.
Появление и развитие присущих теории права методов и средств познания и прогнозирования правовых форм жизни человечества в целом, различных обществ в частности –

Формально юридический метод является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из ее природы. Уже в период средневековья сложились целые школы и направления (глоссаторы, постглоссаторы), развивавшие приемы толкования правовых норм и.


В данной статье рассмотрены юридические прогнозы и риски в предпринимательской деятельности. Выявлены задачи в области социального и экономического развития.

Ключевые слова: прогнозирование, предпринимательство, прогноз, риск

Прогнозирование — это деятельность участников стратегического планирования по разработке научных представлений о социально-экономических рисках, о показателях и результатах социально-экономического развития страны.

Реализация социально-экономической политики государства зависит от того насколько эффективно развивается предпринимательская деятельность и как она может реализовать задачи в области социально-экономического развития в стране.

Юридическое прогнозирование это разновидность социального прогнозирования, т. к. это малоизученная проблема. Задачей юридической науки является описание, объяснение, прогнозирование государственно-правовых явлений и их развитие. Для выстраивания прогнозов необходимы действия механизма правового регулирования в предпринимательской деятельности и исследование социального и экономического развития предпринимательства.

Юридические прогнозы разрабатываются при системе фундаментально-теоретических исследований, которые направлены на развитие государственных и правовых явлений. Прогнозирование в юридической науке рассматриваются в основном в уголовном праве как области научного предвидения. Если только обосновать цель, план, программу, проект и решение, то тогда прогнозирование может быть результативно применено. [2, 116]

Прогнозирование предпринимательской деятельности является частью и юридического, и экономического прогнозирования. Прогнозирование является комплексным исследованием в экономике и юриспруденции, поэтому его нельзя отнести только к локальному прогнозированию. Фактор, который необходимо учитывать: социально-экономический, влияющий на воздействие в предпринимательской деятельности.

Правовое прогнозирование в предпринимательстве определяют как научно-практическое исследование, которое направлено на определение состояния и развитие предпринимательства. Оно состоит из правового регулирования и анализа будущего социально-экономического развития.

На основе прогнозирования предпринимательства можно определить формы и методы действий государства в отношении некоторых направлений предпринимательской деятельности. Это можно увидеть в основном в малом и среднем предпринимательстве, чей бизнес поддерживается государством. Путем реализации должны преодолеть барьеры для развития малого и среднего предпринимательства. Что предстоит обеспечить?

  1. Доступность государственного имущества для предоставления в аренду малому и среднему бизнесу
  2. Упрощенное требование к субъектам малого и среднего предпринимательства по ведению учетов (бухгалтерский и налоговый)
  3. Развитие механизмов саморегулирования
  4. Предоставление услуг в многофункциональных центрах

Данный прогноз определяет развитие малого и среднего предпринимательства и позволяет ограничить те средства, препятствующие развитию в сфере предпринимательства. [3, 169]

При юридическом прогнозировании стоит учитывать особенности предпринимательской деятельности, это касается того что всегда есть риск. Он затрудняет возможность прогнозирования, т. к. имеется вероятность того, что запланированный доход может быть не получен. А основной целью предпринимательства является прибыль, соответственно прогнозирование должно учитывать существующие риски.

Предпринимательский риск связан с неисполнением обязательств по предпринимательским договорам. По пп. 3 п 2. Ст. 929 ГК РФ, риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск. При этом возникает наступление гражданско-правовой ответственности предпринимателя. Рисковый характер предпринимательства имеет цель получение прибыли. [1, 1]

При юридическом прогнозировании, помимо экономического риска существуют и другие риски, влияющие на качество, эффективность прогноза, т. е. недостаточное материальное обеспечение нормативно правового акта.

Для того чтобы развивалось правовое регулирование предпринимательской деятельности требуется усложнение управления в предпринимательстве. Саморегулирование предпринимательства связывают с саморегулируемыми организациями, которые объединяют профессиональную деятельность с профессиональной направленностью. Т. к. система управления усложняется, развитие ее формирует упрощение с помощью системы саморегулирования и самоуправления предпринимателями.

Юридическое прогнозирование основывается на правовом регулировании предпринимательской деятельности, которое может быть достигнуто при саморегулировании и государственном регулировании, т. к. они находятся в тесной взаимосвязи имеющие одну цель — осуществление эффективного регулирования предпринимательства.

Проблемы, которые встречаются при юридическом прогнозировании:

  1. Развитие правотворчества и правоотношений, не урегулированы законодательно предпринимательские договоры
  2. Не развито законодательство в инвестиционной и инновационной деятельности

Именно юридическое прогнозирование должно справится с этим, повысить эффективность правового регулирования в предпринимательстве.

Прогнозирование должно предварять планы, включать оценку хода, последствий их выполнения или невыполнения и все что невозможно спланировать, решить. Вероятностное описание возможного или желательного — это прогнозирование. Прогноз составляется отдельно от плана.

Для прогнозирования должно быть уделено длительное время, а планирование имеет конкретный план действий в ближайшее время.

Экономические, политические, социальные, психологические и др. явления, а также правовые средства.

Факторы, которые необходимо учитывать при прогнозировании: внешние и внутренние.

Внешние факторы — экономическая политика, научно-технический прогресс, социальные факторы и географические условия.

Внутренние факторы — масштабы производства, маркетинг, инвестиционный потенциал, технологические условия, кадровая политика, особенности организации.

Прогнозирование достигается при закономерностях и тенденциях, присущих предпринимательству. А также учитываются экономические и социально-политические факторы развития, которые способны оказывать значительное влияние на качество юридических прогнозов. В конечном итоге прогнозирование должно стать важной частью регулирования предпринимательской деятельности как со стороны государства, так и со стороны непосредственных участников предпринимательских отношений.

Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, юридическое прогнозирование, правовое регулирование, прогнозирование, предпринимательство, предпринимательский риск, прогноз, развитие, развитие малого, юридическая наука.

В статье рассматриваются основные факторы, определяющие содержательное разнообразие состава социально-экономических последствий климатических изменений и соответствую щих им количественных оценок. Предложено определение ключевых элементов постановки прогнозно-аналитической задачи по оценке последствий климатических изменений, которые позволяют уточнить особенности различных исследований такого рода, что является важнейшей предпосылкой корректной интерпретации их результатов.

В статье анализируется выборка публикаций в средствах массовой информации и информационно-аналитических докладов об экономических последствиях коронавируса. Оценка этих последствий как кризиса и объекта антикризисного управления со стороны государства дана с акцентом на определение задач соответствующей государственной политики; а также прогнозных оценок долгосрочных эффектов и последствий для экономики.

Статья включает четыре раздела. Первый раздел посвящен определению и практике антикризисного управления, в том числе его этических аспектов и причин политизации. Во втором разделе рассматривается метод анализа эмпирического материала и обосновывается его выборка. Третий раздел посвящен краткому анализу политики в широком смысле, касающейся конкретных аспектов комплекса действий (или бездействия) в отношении пандемии коронавируса (COVID-19). В последнем разделе анализируются публикации СМИ и информационно-аналитические доклады об экономических последствиях COVID-19.

Ревич Б.А., Шапошников Д.А.

Взвешенные вещества в воздухе образовывают кластеры с частицами коронавируса и распространяются на расстояния до 10 м от источника инфекции. Важность учета загрязнения воздуха при моделировании распространения пандемии COVID-19 вызвана сходством механизмов влияния коронавируса и респирабельной фракции взвешенных веществ. В Европе до 6,6% смертей и в Китае до 11% смертей от COVID-19 обусловлены загрязнением атмосферного воздуха. Этот фактор в эпидемиологических моделях необходимо рассматривать наряду с другими причинами развития короновирусной инфекции. В городах России повышенное загрязнение атмосферного воздуха может быть одним из факторов риска развития эпидемии.

Экономическая политика

Блохин А.А., Лихачёв А.А.

Белоусов Д.Р., Михайленко К.В., Сабельникова Е.М., Солнцев О.Г.

Соколов И.А., Белёв С.Г., Сучкова О.В.

Пандемия COVID-19 и мировой экономический кризис усилили риски долгосрочной бюджетной устойчивости для России. В статье анализируется, почему соблюдение бюджетного правила не позволяет купировать эти риски и каким образом следует изменить конструкцию данного правила для повышения его эффективности. Обосновывается необходимость системной бюджетной консолидации для повышения бюджетной устойчивости. Представлены возможные направления оптимизации бюджетных расходов и повышения налогов.

В статье на базе межотраслевого баланса проводится анализ влияния на динамику занятости населения РФ таких макроструктурных факторов, как конечный спрос, и группы структурно-технологических факторов. Последняя включает в себя изменение производительности труда и технологий производства, которое отражается в изменении элементов матрицы коэффициентов прямых затрат. Рассчитаны оценки вклада этих факторов в динамику занятости в периоды трансформационного спада (1991-1998 гг.), последующего восстановительного роста (1999-2014 гг.) и стагнации (2015-2017 гг.).

В статье предлагаются подходы к определению терминов в области удаленной занятости, обсуждается целесообразность сбора данных об этом явлении и его прогнозирования. Обоснована система показателей, характеризующих удаленную занятость, с учетом имеющейся количественной информации. На основе новейших отечественных и зарубежных публикаций предложен методический подход к определению потенциала удаленной занятости, который является ключевым элементом прогноза.

Региональные проблемы

Панкратов А.А., Кувшинова Е.А., Галстян Л.С.

В статье проведена количественная оценка социально-экономического потенциала территорий опережающего развития (ТОР) регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО). Рассматриваются ключевые показатели ТОР ДФО, определен их вклад в динамику инвестиций в основной капитал и занятости регионов ДФО, выделены группы регионов ДФО по степени влияния ТОР на параметры социального, экономического и инвестиционного развития, проанализирована отраслевая специализация ТОР, проведена оценка вклада ТОР в инвестиции и занятость в экономике ДФО до 2024 г.

Маркова В.Н., Алексеева К.И., Неустроева А.Б., Потравная Е.В.

В статье выполнен анализ показателей уровня бедности в районах Арктической зоны Российской Федерации, дана оценка уровня бедности и качества жизни в Арктической зоне Якутии. Приведены результаты социологических исследований уровня бедности в арктических районах, а также обоснованы меры по его снижению, связанные с проблемами занятости, роста доходов населения, развития традиционных промыслов.

В статье рассматриваются причины низкого уровня развития экономики проблемного макрорегиона. Анализируется общее состояние основных фондов и инвестиций, обоснован вывод о необходимости изменения структуры экономики макрорегиона на основе технологической модернизации его основных отраслей. Предлагаются программные мероприятия, реализация которых позволит проблемным регионам перейти к более высокому уровню развития.

Отрасли и межотраслевые комплексы

Алехнович А.О., Анучин Л.Л., Ахиев А.О.

В статье выполнена оценка развития рынка сетевых таксомоторных компаний (Uber, Lyft и т.д.) в США, Европе и Азии. Проанализирован опыт введения закона АВ5 штата Калифорния, затрагивающего деятельность агрегаторов вызова такси и традиционного легкового такси. Построены прогнозные варианты развития таксомоторной отрасли в России в целом и в Москве. Разработаны предложения по проблемам регулирования таксомоторной деятельности в РФ.

Волконский В.А., Кузовкин А.И.

Проект Северный поток-2 (СП-2) дает возможность значительно снизить затраты на газ стран Европейского Союза (ЕС). Проект стал одним из главных международных конфликтов между Россией и Западной Европой с одной стороны, и США, Польшей, странами Балтии с другой. Для США СП-2 является конкурентом для их поставок сжиженного природного газа (СПГ) в Европу.

Для плодотворного участия в исследовании этих проблем и научного обоснования экономических и геополитических преимуществ создания СП-2 для ЕС необходимы количественные оценки выгод и потерь, получаемых от этого разными группами европейских стран, при разных вариантах развития событий. Такие оценки имеются в исследованиях немецких [1] и венгерских [2] энергетиков. В настоящей статье рассмотрены вопросы влияния газопровода СП-2 на рынки природного газа стран ЕС. Новизна данной статьи состоит в анализе, сопоставлении и критической оценке математических моделей и результатов расчетов, имеющихся в этих исследованиях.

Зарубежный опыт

Алпысбаева С.Н., Шунеев Ш.Ж., Жанакова Н.Н., Бакдолотов А.А.

В статье идентифицированы ключевые риски бюджетного сектора Казахстана. Рассмотрены методы моделирования потенциального ВВП и его разрыва в мировой исследовательской практике, их применение в контрциклической фискальной политике. Проведена ретроспективная оценка потенциального ВВП Казахстана с применением фильтра Ходрика – Прескотта (HP). Выявлены периоды реализации проциклической бюджетной политики. Предлагается внедрить фискальную модель структурного баланса бюджета, таргетировать нулевой разрыв ВВП в краткосрочной перспективе и увеличение потенциального ВВП за счет структурных реформ.

Социологические обследования

Попова И.В., Шаматонова Г.Л.

Читайте также: