Проблемы юго восточной азии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Радикальный ислам уже окрестили новой "холодной войной". Эксперты все чаще призывают ведущие мировые державы обратить свое пристальное внимание на африканский континент и Юго-Восточную Азию. Именно там происходят серьезные изменения, и именно там набирает все больше силы движение радикального ислама.

Вашингтон не в состоянии до конца осознать, что сегодня радикальный ислам является чуть ли ни главной угрозой миру. Все чаще в Америке говорят о том, что многие действия администрации противоречат идее национальной безопасности. И даже способствуют тому, что угроза нарастает с каждым годом. "Исламское государство" уже доказало, что имеет не только далеко идущие планы, но и хорошую базу, которая будет постоянно поставлять новых бойцов. Уже сейчас можно говорить о том, что радикальный ислам пустил глубокие корни в Юго-Восточной Азии.

Достаточно вспомнить исламскую Индонезию, где джихад существует уже многие годы, а в октябре 2002-го на Бали прогремел нашумевший теракт, который там называют региональным аналогом "11 сентября". А еще в 2004 году под ударом оказалось посольство Австралии в Индонезии, а в 2009 году – отель Marriott в Джакарте. Исламский фактор сегодня играет важную роль во многих странах региона, продолжает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Елена Фомичева:

"Филиппины – там существует джихадистское движение на юге страны. Они прибегают к вооруженным методам борьбы. В Таиланде мусульманское население компактно проживает в южных провинциях страны. Ислам – это религия малайского населения этой части страны. Там существует сепаратистское движение – несколько организаций. Исламские проблемы Юго-Восточной АзииВ течение достаточно длительного времени часть из них прибегает к диверсиям и различным вооруженным актам. Есть давние корни у движения за отделение мусульманского юга. Они существуют с момента присоединения этих провинций к Таиланду. Это были Малайские султанаты. Здесь проблемы и экономические, и социальные, и религиозные. Речь идет о той степени автономии, которую мог бы получить этот район в рамках единого тайского государства. Что касается мусульман в Мьянме, то в последнее время приобрело большой резонанс положение меньшинства рохинджа. В основном это выходцы из Бангладеш, они не имеют паспортов Мьянмы".

Помимо этого, во многих странах уже есть серьезные силы, которые представляют проблему для местных властей. В Индонезии это "Джемаа исламия", власти Филиппин борются с группой "Абу Сайяф". Они существуют уже давно, устраивают теракты, а часто ведут настоящую партизанскую войну. И хотя власти государств Юго-Восточной Азии принимают самые жесткие меры против них, радикальные исламисты здесь действуют по отработанному сценарию, уверен заместитель директора Российского института стратегических исследований Михаил Смолин:

"На юго-востоке Азии сталкиваются две цивилизации – буддистская и исламская. И в определенной степени мы видим наступление радикальных исламистов в традиционных странах буддизма, какое-то участие радикальных группировок в попытке переворота в этих странах. Мы видим активную пропаганду радикальных исламских группировок внутри страны попытку переформатирования буддистских стран в радикальные исламские традиции. Эта тенденция характерна не только для индо-китайских государств, а в целом для мира. Это можно увидеть и в Африке, например, такое противодействие ислама традиционным культам африканских государств".

В итоге многие из движений радикальных исламистов не скрывают, что хотят сформировать исламские государства в Индонезии, Малайзии, Сингапуре, части Брунея, на юге Филиппин и в Таиланде. И хотя это только планы, не думать об их серьезности не стоит. Как не стоит упускать из виду и утверждения о том, что для "Исламского государства" этот регион не представляет никакого интереса. Мол, он не входит в его задачу по формированию мирового халифата. Джихадисты уже давно освоили и правила пиара, и законы классической риторики, а главное – прекрасно усвоили, что движение может быть только вперед и только к новым целям.


р. Читарум, Индонезия

Проблема экологии в странах ЮВА все чаще признаётся имеющей прямое отношение к обеспечению национальной безопасности. Включение экологического компонента в стратегию национальной безопасности отражает осознание опасности экологической деградации для дестабилизации политической и экономической обстановки в странах региона.

Для стран Восточной Азии обращение к теме экологической безопасности связано не только с международными конфликтами, вызванными соперничеством за ограниченные природные ресурсы и их деградацией. Более веской причиной является осложнение перспектив достижения экономического и социального прогресса, которые связаны непосредственно с решением экологических проблем.

В Индонезии, например, экономические потери, связанные с экологической деградацией, включая последствия, вызванные климатическими изменениями, составляют около 5 % ВНП. Этот показатель сопоставим с данными и по другим странам ЮВА.

Учитывая рост спроса на природные ресурсы и их крайне неэффективное использование со стороны растущего населения и расширяющегося производства, что характерно для экстенсивной модели экономического развития, — ситуация в сфере экологии будет только обостряться.

Негативный характер воздействия данной модели на окружающую среду не ограничивается лишь крайне иррациональным отношением к использованию природных ресурсов. Для стадии незавершенной индустриализации, на которой находится большинство стран ЮВА, свойственно применение грязных технологий и развитие ресурсозатратных отраслей производства. Все это повышает экологические риски экономического развития стран региона.

При всем многообразии стран, входящих в состав Восточной Азии и многовариантности их развития можно выделить общую причину обострения их экологических проблем — развитие индустриального общества, которому присущи приоритетные ценностные установки на наращивание темпов экономического роста, обеспечивающегося экстенсивным путем за счет переэксплуатации природных ресурсов и загрязнения окружающей среды.

Обострение экологической ситуации в регионе проявляется в деградации водных и земельных ресурсов, росте объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водное пространство, обезлесении, в потере биоразнообразия, разрушении экосистем. При этом экологические проблемы стран ЮВА выходят за рамки национальных границ и приобретают глобальный характер, прежде всего вследствие их воздействия на изменение климата, связанного как с ростом показателя выбросов парниковых газов, так и с распространением процесса обезлесения прежде всего, в Индонезии и странах Индокитая.

В странах Юго-Восточной Азии одной из самых актуальных экологических проблем является проблема почв, к которой приводят несовершенные сельскохозяйственные методы, применение вредных дешевых химикатов, несоблюдения правил безопасности.

Самоочищение почвы занимает намного больше времени, чем самоочищение атмосферы и гидросферы, а учитывая постоянный уровень ее загрязнения этот процесс будет проходить еще медленнее. Опасность для человека заключается в том, что зерновые растения, выращенные на загрязненной почве, поглощают большую часть загрязнений. Таким образом, употребление в пищу таких растений приводит к всплеску неизлечимых заболеваний. В настоящее время эрозии почв подвержено около 50 % природных ресурсов во Вьетнаме, 34 % в Таиланде, 25% в Индонезии. 20% территории региона охвачено водной эрозией, что отражается на снижении плодородия почв.

Помимо проблемы нерационального использования почв, существует проблема обезлесивания из-за растущего коммерческого спроса на древесину тропических деревьев. На данный момент около трети лесных территорий Азии подвержены этой проблеме. Почти 75% первоначального лесного покрова Юго-Восточной Азии было уничтожено, когда в год вырубалась площадь лесов, эквивалентная размеру Швейцарии. В настоящее время площадь лесов в регионе в расчете на душу населения (около 0,2 га) вдвое ниже среднемирового показателя.


Вырубка лесов на западе от г.Палангкарая, Индонезия

Усиленная эксплуатация почв, высокий уровень урбанизации и постоянно увеличивающееся количество бытовых отходов приводят к нарушению водного баланса. С развитием промышленных предприятий, которые очень долгое время не использовали никаких очистных сооружений и технологий, крупным акваториям был нанесен непоправимый ущерб. Ухудшение качества водных ресурсов угрожает перспективам решения экономических и социальных задач.

13 рек, протекающих по территории Джакарты, представляют большую угрозу для здоровья населения. Большая часть акватории превратилась в свалку бытовых и промышленных отходов. Программа по очистке рек столицы Индонезии пока не дала ощутимых результатов. Согласно оценкам Международного банка реконструкции и развития (МБРР), предупреждение загрязнения водных ресурсов может принести экономическую прибыль в размере 213-315 млн. долл. в результате снижения смертности населения. Основными источниками загрязнения индонезийских водных ресурсов являются промышленные предприятия целлюлозно-бумажной, химической, пищевой и текстильной отраслей. На них приходится около 90% выбросов неочищенных стоков.


р. Марилао, Филиппины

Процесс урбанизации населения в Филиппинах и Индонезии тоже порождает ряд проблем. Помимо таких проблем как мусор, водные выбросы, урбанизация породила проблему воздушных выбросов и смога. Отличительной особенностью процесса урбанизации в ЮВА является концентрация городского населения в столицах, ставших мегаполисами.


Джакарта, Индонезия

Развивающиеся страны в финансовом плане не в состоянии осуществлять экологические программы. Между тем, экономическая стоимость экологической деградации оценивается для этих стран в пределах 3–5% ВНП.

Экологическая законодательная база в этих странах либо слабо развита, либо постоянно сталкивается с проблемами в реализации принятых мер и решений. До 1980-х годов все экологическое регулирование сводилось только к соблюдению низких экологических стандартов, допустимые нормы выбросов были явно занижены.

В регионе уже давно говорят о проблемах экологии, но в сознании общества сформировалось устойчивое восприятие экологических потребностей как второстепенных по отношению к экономическим потребностям. В результате необходимости экономического роста, страны ЮВА придавали слишком мало значения защите окружающей среды, считая, что это является прерогативой более богатых стран. Проблема и в том, что в развивающихся странах, в том числе и в странах ЮВА, приоритет экономического развития подкреплялся их исходной экономической отсталостью, бедностью значительной части населения, политической нестабильностью, демографическим ростом и неравным положением в системе международных экономических отношений.

Ситуация в природоохранной сфере не улучшается, несмотря на предпринимаемые меры по решению экологических проблем. Хотя в некоторых городах региона улучшилось качество атмосферы, повысился уровень доступа населения к водообеспечению и санитарным удобствам, процесс деградации окружающей среды неуклонно растет.

На данный момент ухудшение экологической обстановки будет порождать все больше и больше социальных и экономических проблем. Для решения проблем экологии необходимы усиление и модернизация экологического законодательства, а также совершенствование промышленных технологий, обновление оборудования. Немаловажным способом решения экологических проблем является экологическое просвещение населения и продвижение различных социальных и религиозных концепций по защите окружающей среды.

Власти Камбоджи в очередной раз опровергли слухи о строительстве китайской военно-морской базы в Риеме. По словам премьер-министра Хун Сена, в случае согласия Пномпеня на доступ к военной инфраструктуре для иностранных кораблей, такое право получат корабли не только Китая, но и других держав.

Пекин – ключевой союзник Пномпеня в Азии и главный инвестор в камбоджийскую экономику. Объём китайской финансовой помощи превышает объём всех прочих стран, вместе взятых. Соединённые Штаты и Евросоюз не в состоянии дать камбоджийцам то, чем их обеспечивает Китай – современными дорогами, больницами, школами, гостиницами, жилыми домами и инвестициями в оборонный сектор (в 2018 г. Китай выделил на оборонные нужды Камбоджи $130 млн.).

Следование Камбоджи в фарватере политики Китая вполне объяснимо не только с экономической, но и с геополитической точки зрения. Камбоджа зажата между двумя более влиятельными государствами – Таиландом и Вьетнамом. Оба поддерживают тесные военно-политические контакты с США и демонстрируют стремление к сохранению стратегической независимости в рамках геополитической конкуренции Пекина и Вашингтона. Третий сосед Камбоджи – не столь влиятельный Лаос.

В таких обстоятельствах сотрудничество Пномпеня с весомой внешней силой – единственное средство усиления собственного положения в регионе. Стратегическое положение Камбоджи гораздо менее привлекательно по сравнению с Таиландом или Вьетнамом. Первый имеет выход к Андаманскому морю и располагает обширной береговой линией Сиамского залива; второй примыкает к Южно-Китайскому морю, имеющему ключевое значение для безопасности Китая.

Протяжённость береговой линии Камбоджи составляет 440 км. и не даёт доступа к Южно-Китайскому морю, но формально позволяет ограничить выход в Южно-Китайское море из Сиамского залива, снизить возможный стратегический эффект сотрудничества США, Вьетнама и Таиланда, а также самостоятельно действовать вдоль морского побережья Вьетнама и Таиланда.

Помимо всего, китайско-камбоджийское партнёрство имеет энергетическую составляющую. Через Малакку пролегает основной маршрут транспортировки нефти в Китай. К 2040 г.80% нефти, потребляемой Китаем, будет импортироваться из других стран. Для снижения зависимости от данного маршрута Пекин реализует такие проекты как нефте- и газопровод Мьянма – провинция Юннань, газопровод Туркмения – Китай и транспортный коридор Гвадар (Пакистан) – Синьцзян (Китай) для доставки углеводородов из Персидского залива.

Для Таиланда стратегически важным и очень выгодным логистическим проектом был бы 135-километровый канал через перешеек Кра, который соединил бы Индийский и Тихий океан через Андаманское море и Сиамский залив. Но дипломатическое давление, оказываемое на Бангкок Вашингтоном, не позволяет пока таиландским властям приступить к непосредственной реализации проекта. Но при этом высока вероятность, что с сокращением американского влияния в регионе в будущем этот канал, всё-таки, появится.

Можно предположить, что в дальнейшем долевое присутствие Китая во внешней политике Таиланда будет увеличиваться. Камбоджа, опосредованно присоединяясь к этим отношениям, решает для себя одну из важных задач – снимает традиционное стратегическое напряжение у своих западных рубежей.

Дипломатическим эффектом китайско-камбоджийского партнёрства может стать и посредническая роль Пномпеня в поддержке инициатив Пекина в рамках АСЕАН при переговорах с третьими странами. На начало 2020 г. страны АСЕАН опередили страны ЕС по объёмам торговли с Китаем, выйдя на первое место.

Торговая война Вашингтона с Пекином заставляет китайцев искать более надёжных экономических партнёров в других частях света, и АСЕАН – один из них. Отказываться от открывающихся возможностей стать региональным игроком в грядущих геополитических и геоэкономических изменениях в Юго-Восточной Азии Пномпень, судя по всему, не намерен.


В начале 2015 года ситуация в Юго-Восточной Азии со многих точек зрения выглядит позитивно. В первую очередь это касается экономики. По таким показателям, как рост ВВП, активность местных и иностранных инвесторов, большинство членов АСЕАН по-прежнему обгоняет многие другие развивающиеся и развитые страны. В самом конце 2015 года ожидается официальный запуск Экономического сообщества АСЕАН. Меры по формированию единого экономического пространства с населением в 615 миллионов человек позволят ЮВА сохранить присущий ей хозяйственный динамизм.

Однако если в качестве обязательной предпосылки экономического роста рассматривать политическую стабильность, то оснований для оптимизма значительно меньше. Признаки неустойчивости и неопределенности отчетливо видны в не самых отсталых странах, на уровне двусторонних отношений между ними и в масштабах всей ЮВА. В 2015 году эта тенденция не только не прервется, но получит дальнейшее развитие.

Лидеры АСЕАН на 25-м саммите ассоциации

Лидеры АСЕАН на 25-м саммите ассоциации

Фото: Damir Sagolj / Reuters

В Таиланде противостояние между традиционной бангкокской элитой, тяготеющей к королевскому двору, и новобуржуазными группировками, ищущими поддержки непривилегированных слоев населения, продолжается уже более 10 лет, но готовности сторон к компромиссу по-прежнему не видно. Решение о суде над бывшим премьер-министром Йинглак Чинават, принятое в начале 2015 года, может обострить ситуацию.

Индонезийский фронт джихада Крупнейшую мусульманскую страну мира поразил вирус радикализма

Дисциплинированная процветающая демократия Как Мьянма превратилась в объект конкуренции мировых лидеров

Дисциплинированная процветающая демократия Как Мьянма превратилась в объект конкуренции мировых лидеров

В октябре-ноябре состоятся выборы парламента и президента в Мьянме. Реформы последних трех-четырех лет, связанные с отказом военных от прямого управления государством и переходом к рынку, благоприятствуют легальной оппозиции. Наблюдатели не исключают, что ей (в той или иной мере) будет сопутствовать успех. Но как отреагирует на это армия? Готовы ли критики правительства не только к борьбе за голоса избирателей, но и к слаженной и конструктивной работе по продолжению реформ? В силах ли они поддержать государственную целостность Мьянмы?

Во Вьетнаме, где бурное развитие рыночных отношений пока не приходит в явное противоречие с существующими политическими порядками, сохранится верховенство компартии. Вопрос о том, в каком направлении, какими темпами и методами следует корректировать политическую систему Вьетнама, чтобы при ускорении модернизации страна не споткнулась и не растеряла своих достижений.

Практически у всех стран ЮВА возникают мотивы для наращивания арсеналов, модернизации вооруженных сил, полицейских формирований и спецслужб. Хотя призывы к развитию регионального сотрудничества постоянно звучат из уст официальных лиц, все страны АСЕАН переживают подъем национализма — причем на самых разных общественных этажах.

Китайский корабль бьет из водомета по вьетнамскому, 2 июня 2014 года

Китайский корабль бьет из водомета по вьетнамскому, 2 июня 2014 года

Фото: Vietnam News Agency / AFP

Самое тревожное — возможность наложения всех вышеперечисленных трендов. Главный вопрос — где та грань, за которой неблагоприятные политические тенденции начнут угнетающе действовать на экономику ЮВА и АТР? Тот факт, что политизации подверглась сама тематика региональной экономической интеграции, не предвещает ничего хорошего. Соперничество таких проектов, как продвигаемое Вашингтоном Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП, с участием Брунея, Вьетнама, Малайзии и Сингапура), и Региональное всеобъемлющее экономическое партнерство (РВЭП), за которое ратует АСЕАН, грозит обернуться глубоким размежеванием в Ассоциации. Между тем администрация США взяла курс на форсирование переговорного процесса по линии ТТП. Активизация Вашингтона на этом направлении явно повысит градус напряженности в ЮВА и АТР в 2015 году.

Читайте также: