Раннефеодальные государства на территории дагестана кратко

Обновлено: 07.07.2024

Первые следы появления человека в Дагестане относятся к концу раннего палеолита (ашельское время) (около 800—1500 тыс. лет назад).

В эпоху среднего палеолита (мустье) (80—35 тыс. лет назад) археологические памятники встречаются уже во всех физико-географических зонах. В верхнем палеолите (35—10 тыс. лет назад) в условиях наступления ледников с горных районов человек спускается в Прикаспийскую равнину, о чем свидетельствует находка чаши из окрестностей Гиджуха, изготовленной из головки бедренной кости мамонта. С ашельского времени люди научились пользоваться огнем, практиковали коллективную охоту с помощью загонов. В мустье появляются наконечники для копий.

В эпоху мезолита (10—9 тыс. лет назад) на Кавказе завершилась эпоха ледников, изменились климатические условия, снизился уровень Каспийского моря. Из районов южного Прикаспия в горный Дагестан проникают племена, которые оставили нам Чохское поселение. С ними связаны и наскальные изображения около сел Мекеги и Ругуджа. Важнейшим достижением этого времени было изобретение лука и стрелы. Об идеологических представлениях населения свидетельствуют изображения животных и солярных знаков. Переход к земледелию и скотоводству произошел в неолите (8—7 тысяч лет назад). В это время на Чохском поселении появляется каменное жилище, примыкающее к скальному навесу. Среди важнейших достижений этой эпохи были изобретения керамики, ткачества, новой техники обработки камня (полировка, сверление). В эпоху энеолита (V—IV тысячелетие до н.э.) произошло важнейшее открытие металлов. Эталонным памятником этого времени является Гинчинское поселение с круглоплановыми жилищами. Здесь же было обнаружено два человеческих захоронения.

Возникновение земледелия и скотоводства было важнейшим событием древнего Дагестана. С этого времени он становится центром бурного развития экономики, ускоренного роста населения, интенсивных демографических процессов, связанных с освоением новых территорий. Возникают временные и сезонные поселения. С началом бронзового века (конец IV—II тысячелетие до н.э.) горный Дагестан оказался в сфере великой земледельческой культуры: агрокультурное террасирование горных склонов достигло своих завершенных форм. Восточный Кавказ, включая Дагестан, как одна из провинций "неолитической революции" сделал вклад в мировую селекцию многими сортами мягких и твердых пшениц, почти 50 разновидностями ячменей, эндемичными культурами льна и бобовых, множеством сортов абрикоса, винограда, семечковых и т.д. В позднем бронзовом веке зарождается производство железа. Это привело к революционным изменениям в экономике, культуре и сознании людей, в конечном счете — к формированию сначала "военной демократии", а потом и государственности.

Через Дагестан прокатываются разные волны ираноязычных кочевников (сабатиновских, белозерских, скифских племен), которые растекались в странах Закавказья и Передней Азии.

Период IV в. до н.э. – IV в. н.э. в истории Восточного Кавказа ознаменован образованием и расцветом государства Кавказской Албании. Народы Кавказской Албании приняли участие в войне понтийского царя Митридата IV Евпатора с римлянами. С приходом к власти сасанидских правителей (226 г.) в Иране началась борьба против Рима за влияние на Кавказе. Положение на Кавказе осложнилось Великим переселением народов и вторжением в Прикаспийский Дагестан различных кочевых племен — савиров, авар, барсилов, гуннов и т.д.

Они представляли опасность для стран Закавказья и Передней Азии. Поэтому сасанидские правители (Ездигерд, Кавад, Хосров, Ануширван) в целях своей безопасности возводили укрепления на северных рубежах. Так, возникли Дербентские оборонительные сооружения. Начал функционировать Великий шелковый путь. В V—VI вв. формируются раннефеодальные царства Лакэ, Табасаран, Зерихгеран, Кайтаг, Гумик, Серир, Дербент, Маскут, которые сыграли важную роль в истории народов Кавказа.

В середине VII в. формируется Хазарский каганат — крупное государственное образование юго-восточной Европы, своеобразный конгломерат кочевых и оседлых племен и различных народов. Пределы этой огромной державы охватывали Прикаспийский Дагестан. 40-е годы VII—VIII вв. характеризуются арабо-хазарскими войнами, в которые вовлекались и народы Дагестана. На последнем этапе арабские отряды под руководством военачальников Джарраха, Масламы и Мирвана совершали походы во внутренние районы Дагестана. Эти войны привели к разрушению производительных сил Дагестана, уничтожению сел, упадку сельского хозяйства и ремесел. После арабо-хазарских войн вместе с арабскими завоеваниями началось распространение ислама в Дагестан, которое завершилось в XV в. В IX в. Дагестан освобождается от власти арабского халифата, к 965 г. распался и Хазарский каганат. В середине XI в. в Предкавказье появляются половецкие племена кипчаков, которые сыграли решающую роль в образовании кумыкского народа из населения Прикаспийского Дагестана. Целую эпоху истории Дагестана составило татаро-монгольское нашествие. В 1220-1222 гг. 20-тысячное войско во главе с Джэбэ и Субэдэем, несмотря на упорное сопротивление горцев, из Закавказья через внутренний Дагестан прорвались на Северный Кавказ. Последующие годы отмечены серией походов татаро-монгол на Дагестан уже из районов Северного Кавказа (1227, 1239-1240) и упорной борьбой народов Дагестана против агрессоров. Татаро-монгольское нашествие затормозило процесс социально-экономического и культурного развития населения, привело к регрессу культуры. В XIV в., создав в Средней Азии обширное государство, Тамерлан стал претендовать на создание "мировой империи", которую не удалось создать Чингисхану. В 1395 г. во главе огромной армии он из Азербайджана через Дербентский проход проник в дагестанские владения. Варварские погромы Тимура принесли неисчислимые бедствия народам Дагестана, но его жестокость не могла поставить свободолюбивых горцев на колени. Их борьба за свободу и независимость является яркой страницей в истории. В начале XVI в. Иран и Османская империя вступили в схватку за обладание Дагестаном. Эта борьба сопровождалась безудержным грабежом местного населения, разрушением производительных сил края, истреблением и угоном населения в неволю. В 1582 г. объединенные силы лакцев, аварцев и даргинцев нанесли турецким янычарам крупное поражение. Затем развернулась продолжительная борьба народов Дагестана за свободу и независимость, венцом которой стала героическая борьба против иранского шаха Надира, совершившего два опустошительных нашествия на Страну гор. Объединенные силы горцев разгромили иранцев сначала около Джаника в 1738 г. и в 1741 г. в самом Дагестане. Все последующие походы и сражения иранских войск (1742 и 1743 гг.) кончались их поражением. Убедившись в бесперспективности войны с горцами, Надир-шах в 1743 г. в спешном порядке вывел свои войска из Дагестана. Наиболее яркой страницей истории Дагестана и всего Кавказа явилась народно-освободительная борьба горцев против царского колониализма в XIX в. Эта борьба против могущественнейшей в мире империи отмечена героическими подвигами народов Дагестана и Северного Кавказа под руководством имамов Гази-Мухаммеда, Гамзатбека и Шамиля.

Древнейший период истории современного Дагестана связан с горным Дагестаном. Исторически Дагестан являлся федерацией горских княжеств. Находясь на перекрёстке мировых цивилизаций севера и юга, Дагестан был ареной столкновений интересов многих государств.

Первобытная эпоха


Территория Дагестана обжита человеком с древнейших времён. Именно здесь недавно были обнаружены древнейшие на территории РФ следы пребывания первобытного человека возрастом не менее 1,4 млн.лет (Айникаб-1 в Акушинском районе, Ругуджа в Гунибском районе).


Древняя история


В IV—III тысячелетиях до н. э. Дагестан входил в ареал распространения Куро-аракской культуры бронзового века, простиравшейся до самой Палестины, Анатолии, Армянского нагорья, Верхней Месопотамии и Иранского нагорья, известной чернолощёной керамикой и большими укреплёнными поселками, стоявшими на пороге цивилизации. Эта культура является древнейшей, надёжно связываемой с ещё неразделившейся в то время дагестано-вайнахской этнолингвистической общностью, и при этом имеет интересные связи с более западными регионами Троя, культуры Балкан, Карпат, Западного Средиземноморья.

История железа

Албанское государство

Албанцы упоминаюется в числе союзников Ахеменидской Персии в битве при Гавгамелах IV веке до н. э., которым на своём фланге удалось прорвать строй македонцев и разграбить лагерь Александра.

В I веке до н. э. народы Албании вместе с народами Армении и Грузии вели героическую борьбу против вторжений древних римлян в Закавказье, походы Лукулла в 69-67 гг. и Помпея в 66-65 гг. до н. э.. В конце II в. до н. э. на Восточном Кавказе было основано Албанское царство которое в античности простиралось от реки Кура на юге до реки Терек на севере.

Территория Кавказской Албании в ходе исторического процесса определялась исследователями по-разному. С. В. Юшков согласно указаниям Страбона, Плиния и Птолемея заключает что древняя Алба­ния занимала территорию современных Азербайджана и Дагестана, ссылаясь на то что к северу от албанов находились скифосарматские племена, обитавшие на равнинах Северного Кавказа.

Как и В. Н. Левиатов, Юшков делает вывод что весь Дагестан до реки Терек, в определённый период времени, входил в состав Албании.

Албания являлась федерацией княжеств со своими царями, и таковой Албания не представлять собой одно единое государство. Северная и южная границы Албании не были постоянными ввиду частых нашествий завоевателей.

Нашествие римлян, персов, гуннов и хазар

В III веке Кавказская Албания под ударами римских легионеров распалась на мелкие владения.

В IV веке на смену римлянам в Албанию вторгаются сасанидские персы. Сасанидская империя приступает к длительной войне с Албанией на юге. В Албании утверждается христианство. В отличие от соседних Армении и Иберии, Албания удалённая от Византии не могла рассчитывать на серьёзную поддержку с её стороны.

В середине V века народы Албании, Армении и Грузии ведут упорную борьбу против персидского владычества на Кавказе. Нашествие гуннов приводит к запустению городов в северной равнинной части Албании, замиранию торговли и оттоку населения. В степном Дагестане обосновывается гуннское племя савиров которое совершает регулярные набеги в Закавказье.

В 562—567 годах правитель Персии Хосров I Ануширван развернул в районе Дербента грандиозное фортификационное строительство, призванное защитить его владения от хазар перекрыв узкий проход между Каспийским морем и Кавказскими горами.

В VI веке весь горный Дагестан находился под властью Сасанидского шаха который назначил своих правителей во многих княжествах Восточного и Северо-Восточного Кавказа. В древности один из дагестанских царей владел золотым троном и его государство именовалось как Сарир у арабских историков. Согласно Ал-Масуди, столицей Сарира был Хунзах[

Нашествие арабов

В VII веке арабы приступают к захвату Восточного Кавказа. В 643 году, в период правления халифа Умара ибн Хаттаба, арабы возглавляемые Абд ар-Рахманом ибн Раби захватывают Дербент и прилегающие территории.

В 652 году Абд ар-Рахман ибн Раби был убит при осаде хазарского города Беленджер.

В 662 году хазары вторглись в пределы Дагестана. В 698 году Мухаммад ибн Марван, брат халифа Абд ал-Малика, захватил Дербент.

В 705 году Маслама ибн Абд аль-Малик, брат халифа Валида I, утверждается в Дербенте.

В 723 году арабские войска под командованием Джарраха продвигаются через территорию Дагестана и захватывают Беленджер.

В 730 году Джаррах был убит хазарами в битве при Ардебиле.

В 730 году Маслама ибн Абд аль-Малик, брат халифа Хишама, занимает Дербент и ведёт бои с хазарами. В 732 году халиф Хишам назначил Марвана ибн Мухаммада управляющим территорий Кавказа[23]. В этом же году арабы ввиду усиления их власти строят в Дербенте мечети.

Согласно Ал-Куфи, в 737 году арабский полководец Марван ибн Мухаммад держал в осаде крепость царя Сарира ровно год, после чего царь Сарира обязался выплачивать дань.

Армия хазарского кагана терпит ряд поражений[28]. В дальнейшем Албания под ударами арабов и хазар теряет всякую самостоятельность и основная часть её земель входит в состав Халифата.

В VIII веке в горном Дагестане располагались такие княжества как: Табасаран, Цахур, Гумук, Хунзах, и Кайтаг. В северном равнинном Дагестане находилось княжество Туман[.

В 777 году было завершено строительство первой соборной мечети в Кумухе.

В 797 году хазары совершают нашествие на территорию Дагестана.

Независимость Сарира


В IX веке в связи с начавшимися смутами в Халифате, Сарир приобрёл независимость.

Царь Сарира вмешивается в дела новообразовавшихся государств Ширвана, Дербента и принимает участие в региональных войнах[36]. В 851 году Ширваншах напал на владетеля Сарира.

В 968 году Ибрагим бин Марзубан занял Ширван и приказал эмиру Дербента Ахмаду, подчиниться. Эмир ал-Баба в союзе с царём Сарира напал на Ширван.

В 971 году владетель Сарира нанес поражение ал-Бабу. В 1064 году по подстрекательству Ширвана, владетель Сарира вновь напал на ал-Баб.

Царь Сарира также совершает успешные походы на равнинные владения хазар.

Исхак ибн Исмаил, правитель Тифлиса (830—853), был женат на дочери царя Сарира.

Царство Сарир, согласно В. Г. Гаджиеву и В. М. Бейлису, было общедагестанским государством фигурирующим во всех источниках наряду с Царством Алан, Хазарским Каганатом и Киевской Русью.

Якуби пишет что в Арране 4000 селений и большая часть их принадлежит царю Сарира.

Согласно профессору А. Д. Даниялову, Ширван это древняя территория Сарира. Один из царей Сарира носил имя Авар. Сарир исторически связан с такими центрами как Танус, Хунзах, Гумик (Кумух) и др.

Исламские княжества

В XI веке в бывшем Гумуке усиливается возникшая здесь по преданию ещё в VIII веке мусульманская партия которая способствует в утверждении ислама в Дагестане.

Образовавшееся на рубеже XI-XII веков мусульманское царство со столицей в Кази-Кумухе начинает играть важную роль в духовной и политической жизни Дагестана.

Наряду с Казикумухским шамхальством в Дагестане также выдвигаются ряд других политических образований как Табасаранское майсумство, Цахурское владение, Аварское нуцальство и Кайтагское уцмийство. Народы Дагестана приобщаются к наиболее развитой в средневековье мусульманской цивилизации.

Нашествие татаро-монголов

В 1239 году покорив Азербайджан татаро-монголы направились в Дагестан. Нашествие монголов в 1239 году ознаменовалось 25-тидневной обороной села Рича. Казикумухский шамхал, разбитый в Рича, отступает в Кази-Кумух. В 1240 году после более шести месяцев осады, монголы захватывают Кази-Кумух[49].

В 1394 году весной, Тамерлан вступил в Дербент. В 1395 году захватив весь равнинный Дагестан, Тамерлан направился в Кайтаг. Казикумухский шамхал предпринял несколько походов против Тамерлана.

В 1395 году Тамерлан на берегах Терека разгромил войска своего противника Тохтамыша, хана Золотой Орды.

В 1396 году Тамерлан вернулся в Дагестан и пошёл войной против шамхала Кази-Кумуха. После многих месяцев осады и боёв Тамерлан захватил крепости Кули и Таус.

Экспансия территории

В 1430 году Гази-Кумух являлся важным центром мусульманской учености в Дагестане. В столицу шамхальства Гази-Кумух прибыл ученый-правовед Ахмад бин Ибрахим бин Мухаммад ал-Газигумуки ад-Дагестани ал-Хасани ал-Шафии, умер в 1450 году. Это был крупный религиозный деятель, мударрис, ученый, переписчик рукописей, распространитель ислама в Дагестане.

До переезда в Гази-Кумух он был преподавателем и кадием в университете Аль-Ахзар в Каире. Некоторое время жил в Йемене, затем по приказу правителя Египта прибыл в Гази-Кумух. С декабря 1434 года Ахмада аль-Йамани жил в Гази-Кумухе и играл заметную роль в политической и духовной жизни Казикумухского шамхальства.

В средневековом Дагестане утвердилось несколько центров мусульманского богословия и науки —Кумух, Дербент, Ахты, Цахур, Акуша, Согратль, Хунзах, Эндирей, Яраг и Башлы[58].

С упадком влияния государства Золотой орды на Северном Кавказе, шамхал Кази-Кумуха утверждает своё политическое господство в северном равнинном Дагестане. На территории Дагестана роспологалось несколько феодальных владений — Кайтагское уцмийство, Аварское ханство, Табасаранское майсумство, Дербентское владение, и Казикумухское шамхальство которое в свою очередь состояло из нескольких владений южного и северного Дагестана как: Кумух, Агул, Кюра, Рутул, Цахур, Андалал, Анди, Тарки, Буйнак, Эндирей и Тюмень].

На базе давно уже используемого арабского алфавита создаётся местная арабографичная письменность для основных дагестанских языков. Вместо мелких родовых башенных поселений из нескольких рассредоточенных домов, бытовавших в более отсталых языческих регионах Кавказа вплоть до русского завоевания, в Дагестане в этот период возникает множество сёл из сотни-другой тесно пригнанных домов образующих улицы и кварталы.

В рамках Дагестана начинает формироваться единое экономическое пространство, с чем была связана крайняя специализация по селам. Например, центры изготовления оружия — Кубачи, Харбук, Кумух, Верхнее Казанище, Амузги.

Микрах, Ахты и десяток других аулов южного Дагестана являлись центрами ковроделия.

Разрастаются старые и возникают новые города — торгово-ремесленные и административные центры, в некоторых из которых как Тарки, Эндирей, Казанище и Губден, к XVII веку насчитывалось по 1000—1500 домов, и до 10000 человек населения. Пережитки родоплеменного уклада уходят в прошлое. Вместо родовых склепов появляются сельские кладбища соседской общины.

Шамхалы совершают переезды из Кази-Кумуха в свою зимнюю резиденцию в Буйнаке и позднее в Тарки.

Русско-дагестанские отношения

В 1556 году были установлены дипломатические связи с Московским государством. Мирное посольство шамхала привезло Ивану Грозному в числе богатых подарков доселе невиданного в Москве живого слона.

В 1557 году князь Темрюк Идаров обратился к царю Ивану IV с просьбой принять Кабарду в русское подданство и помочь от нападений шевкальского царя. Наследник шамхала, крым-шамхал, обратился к России с просьбой принять его в подданство.

В 1560 году Иван Грозный послал своего воеводу Ивана Черемисинова с войсками из Астрахани морем против Казикумухского шамхала. Черемисинов высадился у Тарков, разбил отряд шамхала и захватил Тарки, но не решился здесь остаться опасаясь прибытия основных воинских сил шамхала из Кази-Кумуха[66]. Россия склонила на свою сторону князя Шихмурзу Окоцкого, который оказал немалые услуги противнику шамхала, князю Темрюку. Русское государство завоевав Казань и Астрахань, шло на Кавказ.

В 1566 году кабардинский князь Матлов обратился к Ивану Грозному с просьбой поставить город на реке Терек у устья Сунжи.

В 1567 году пытаясь помешать русским установить свою крепость у слияния Сунжи и Терека, Будай-шамхал и позже его брат Сурхай были убиты на поле битвы, как об этом свидетельствуют их могильные плиты на шамхальском кладбище в Кази-Кумухе.

Антидагестанская коалиция

Конец 70-х годов ознаменовался войной Дагестана с Турцией. Султан Мурад III возобновил военные действия против персов. Шамхал стал понимать что утверждение Турции в Шемахе может привести к потере независимости его государства. Шамхал вначале оказывал поддержку туркам в борьбе против Ирана, но в дальнейшем отказался от участия в войне с персами.

В 1578 году на Кавказ вторглась 200-тысячная армия Мустафа-Паши. Турки захватив Шемаху стали совершать военные походы в горы.

Грузинский царь Александр предоставил Москве все данные о количестве войск шамхала и план маршрута: Тюмень, Тарки, Казанищ, Кази-Кумух, Цахур, советуя установить русские крепости в Тарках, Туралях, Бойнаке, а чтобы победить шамхала необходимо захватить Кази-Кумух].

В 1588 году русские захватили Тюменское княжество на севере Дагестана. Тюменьцы платили шамхалу дань.

Тем не менее, войну 1589—1607 годов с Московским государством Шамхальству удаётся выиграть. Нападения 1590 и 1594 годов были отбиты. Грузия впоследствии отказывается выступить против шамхала.

В 1605 году занявшая равнинный и предгорный Дагестан русская армия (ок. 50 000 чел., в том числе 8000 стрельцов московского гарнизона), была окружена и разбита на Караманском поле, 20 км к северу от Махачкалы.

Все попытки армий царя Бориса Годунова завоевать Дагестанское Шамхальство завершаются поражением.

По Стамбульскому договору 1590 года между Османской империей и сефевидским Ираном, Дагестан признаётся под покровительством Султана из династии Османа. Этот пункт подтверждён договорами по разделу Кавказа в 1612 и 1619 годов. Казикумухский шамхал имел только союзные отношения с Турцией. Турецкие войска некогда не базировались в Дагестане в отличие от других территорий Кавказа. Турция именовала шамхала падишахом.

В начале XVII века военная мощь Турции на Кавказе слабеет что приводит к господству Ирана. Иранский шах-Аббас I начал завоевание Кавказа, занял Дербент и поставил там своего наместника. Возобновляется агрессия суфиев-кызылбашей.

Согласно Искендор Мунши, шах-Аббас I практиковал массовые казни суннитов в Азербайджане и насильственно насаждал шиизм на захваченных землях.

В 1615 году в Казанищах произошла бойня, между[76]. Зоруш-бием, сыном Тунай-Джалава (Тунджалав). и Баммат-бием, сыном Чопан-шамхала, в результате оба погибли, брат Зоруш-бия, Албури-бий ибн Тунай, ушёл к Султан-Магмуту Эндирейскому,[78]. шах-Аббас I решил воспользоваться феодальной междоусобицей разгоревшейся в Казикумухском шамхальстве.

Султан-Магмут Эндирейский оспаривал свои наследственные права с Гиреем Тарковским. В результате этих распрей Султан-Магмут стал придерживаться протурецкой, а Гирей Тарковский проиранской и русской ориентации.

Начавшееся в Грузии 15 сентября 1615 года восстание помешало этому. В 1617 году войска шах-Аббаса I вступили в Кахетию, попирая всё на своём пути, обращая в пепел города и грабя монастыри[80].

В 1619 году после смерти Гирея, правителем Тарковского княжества становится Эльдар, брат Гирея. Шах Аббас I спровоцировал Эльдара выступить против Султан-Магмута и Казикумухского шамхала Андия.

В 1623 году после смерти шамхала Андия, между владетелями шамхальства опять началась борьба за престол. На съезде было решено что наследником шамхала Андия будет Эльдар Тарковский, а крым-шамхалом (т.е. следующим шамхалом) — Айдемир Эндирейский, сын Султан-Магмута.

В 1641 году шамхал Айдемир погиб вместе с другими князьями и русскими воеводами, при не удачном сражении с кабардинскими владетелями. Следующим шамхалом становится Сурхай.

Феодальная раздробленность

Период новой истории

В начале XVII века шамхалы окончательно перебираются из Гази-Кумуха в свою зимнюю резиденцию Тарки, что в значительной степени подстегнуло центробежные тенденции не только на окраинах государства, но и в самом Гази-Кумухе, приведя сперва к феодальной смуте и раздробленности, и затем к ослаблению власти феодалов и усилению революционно настроенных буржуазно-демократических сил, которым в середине XVII века удалось в целом ряде областей свергнуть власть феодалов и перейти к республиканской системе управления, сформировав органы самоуправления.

Государственное устройство

Гражданско-демократические органы самоуправления, функционировавшие на уровне сельской общины (джамаат), округа (союз джамаатов), республик (союз союзных джамаатов), состояли из схода всех мужчин общины старше 15 лет (джамаат), совета старшин тухумов (не путать со старейшинами), окружного шариатского судьи (кади), только на втором и третьем уровне, на 1 уровне дела разбирались мировыми (маслиат) судьями на основе обычного права (адат), глашатая (мангуш, чауш), судебных-исполнителей.

Две последние категории должностных лиц регулярно замещались и вместе с кади, получали жалованье из штрафных поступлений. В областях, где феодалы всё же уцелели вскоре также сформировались совершенно аналогичные структуры, которые, однако, здесь делились частью полицейских функций с феодальной гвардией нукеров, в основном из рабов-гулямов, и диваном — правительственным советом и верховным судом при феодальном правителе.

В Дагестане располагаются такие независимые владения как: Рутульское, Элисуйское, Казикумухское, Аварское, Табасаранское, Мехтулинское, Тарковское, Дербентское, Эндирейское, Ахтыпаринское, Докузпаринское, Алтыпаринское, Андалальское, Бамматулинское, Кайтагское.

С образованием государства решающее значение имело уже не принадлежность к ро­довым союзам, а исключительно место постоянного жительства, не народ подвергался делению, а территория, население в политиче­ском отношении превращалась в простой придаток территории.

Проблема образования государственной территории связана вплотную с вопросом становления самого государства и его функциями.

Под государственной территорией в науке понимают территорию, входящую в состав данного госу­дарства, население которой подчиняется власти государства. . Дагестанские политические образова­ния имели общность исторической судьбы. Мы имеем уникальную ситуацию, когда единство исторической судьбы определилось довольно рано, что выделить и изучить ка­кую-либо из них в отрыве от других практически невозможно. Несмотря на пора­зительную этническую и культурную пестроту, разнообразие географических ус­ловий и политического устройства, неравномерность экономического и обще­ственного развития весь разносторонний фактический материал истории Дагестана эпохи феодализма ясно свидетельствует о его единстве

Необходимо отметить и то, что во второй половине 1 тысячелетия в Дагестане про­исходил процесс развития феодальных отношений. Он ускорился в результате продол­жавшегося "великого переселения народов", передвижения кочевников, преимущественно тюркских из Центральной Азии на Запад. Поход гуннов в IV в., в VI веке берсилов, а затем и аваров не могли не отразиться на историческом разви­тии горских народов Кавказа. Особенно значительное влияние оказыва­ло на политические образования Дагестана возникшее к середине VII в. многоплеменное государство – Хазарский каганат. Политическая карта Дагестана заметно изменилась после распада халифата. На территории Дагестана сложилось мно­жество мелких феодальных и племенных объединений. С IX по XIII века здесь сформи­ровались политические структуры различных типов: феодальные владения, возглавляемые родственной группой феодальной знати пол­итические единицы с феодально-олигархическим правлением (Рича, Тпиг). Также и самоуправляемые сельские об­щины (Дидо).

У-Х в -эпоха зарождения и развития феодальных отношений -важнейший этап в истории дагестанских народов. Этот период в истории Дагестана был периодом подъема хозяйственной жизни его народов, временем дальнейшего развития ремесленного произ­водства и выделении из ремесла отдельных его отраслей, оживления торговых связей. Вместе с тем, исключительно богат этот период и политическими событиями. Политическая история отмечена борьбой с многочисленными внешними завоевателями, не прекращавшейся с раннего средневековья до позднейших его этапов. Экономическое развитие Дагестана в V-Х вв. характеризуется дальнейшими успехами в земледелии и скотоводстве. В области земледелия это выразилось в четкой отраслевой специализации-полеводстве, садоводстве, виноградарстве.

С усилением роли полеводства связано также увеличение коли­чества крупного и мелкого рогатого скота. Особый подъем наблюдается в ремесле, в частности в металлообработке, а также в гончарном производстве. Широкий размах приняло ткачество, развивавшееся не только в интересах внутренней, но и внеш­ней торговли.

Появление раннесредневековых городов, центров торговли, ремесла, экономической, культурной и политической жизни характерная особенность раннесредневекового Дагестана. Дальнейший рост производительных сил, развитие различных отрас­лей производства существенным образом отразились на социальной организации дагестанского общества. Судя по археологическому мате­риалу в общество усиливается имущественная и социальная дифференциация. Образование в Y-Х вв. ряда политических единиц, о которых мы уже говорили, и явилась результатом огромных сдвигов в экономической и социальной жизни общества. Резкая социальная дифференциация, наличие феодализирующейся верхушки прослеживаются также в сословной иерархии, в выделении определенного привилегированного сословия, верхушки приближенного к "царю" слоя.

Наиболее четко сословное деление прослеживается в Дербенте. Управление Дербентом со времен арабских завоеваний осуществлялось до середины IX в. наместника и Арабского халифата. Со второй половины Х в. управлять городом стали представители династии Хашимидов, власть которых была наследственной. Верховная власть здесь была сосредоточена в руках эмиров (амиров). При решении повседневных задач они опирались на целый штат "советников", которых возглавлял "везир".

Эмиры вели активную внешнюю политику, расширяют свою территорию. Немаловажную роль в усилении власти эмиров, играл Дербент как портовый город. Дагестанские правители были заинтересованы в сохранении благожелательного отношения к ним со стороны дербентского эмира, чтобы пользоваться портом в торговых целях. Экономичес­кой основой усиления власти дербентских правителей были все нараставшие феодальные поборы со своих поданных также доходы с торговых операций, осуществляемых в Дербенте. Процесс усиления власти эмиров Дербента продолжался до середины Х в. С этого времени отчетливо заметна общая тенденция ослабле­ния центральною власти. Феодальная верхушка его политические советники, начальники войск, городская администрация, сборщики нало­гов, разбогатевшие в многочисленных войнах и на эксплуатации город­ского и сельского населения, уже представляет внушительную силу, способную противопоставить себя дербентскому правителю. Центробежные тенденции феодальной верхушки с каждым годом возрастали и правитель, не мог с этим не считаться. (В середине XI в. Дербент потерял свою самостоятельность).

Феодалов различных категорий в Дербенте называли раисами ("начальниками").

В политической жизни города важную роль играла торгово-ремесленная знать города, которая в средневековой хронике "Тарих-ал-Баб" выступает под термином "Айан ас-суфуф". Это и понятно, если учитывать, что Дербент в этот период являлся крупным торгово-ремесленным центром восточного Кавказа.

Очень мало данных о положении крестьян – этого основного производящего сословия.

Первоначально раннефеодальное государство противостояло крестьянам-общинникам и через свой государственный аппарат собирало подати. При такой форме эксплуатации основная масса крестьян-общинников остается юридически свободной. Постепенно (1Х в.) по мере усиления процесса феодализации и появления феодальной категории землевладения, подать, собираемся центральной властью, превратилась в регулярно собираемую феодальную ренту, которую платили уже но свободные, а феодально зависимые крестьяне. Право взимания податей переходит к феодалу.

Социальная структура Лакз также была построена по иерархи­ческому принципу. Управление, находилось в руках малика (правителя). Имелся слой свободных, известных под именем хамашира, податное сословие крестьян, акара --разорившиеся общинники и ремесленники.

Активную роль в процессе феодализации дагестанских об­ществ играла политика внешних завоевателей, в частности персид­ских и арабских. Персидские цари нередко создавали на окраинах государства колонии из иранских переселенцев, наделяя им земель­ные участки. Охрана границ поручалась своим войскам также отрядам из завоеванных стран. Они такжие получали земельные участки за несение пограничной службы.

История проникновения ислама в Дагестан – одна из интересных страниц идеологической жизни дагестан­ских народов. Примерно девять веков потребовалось на те, чтобы местные религиозные представления заменить монотеистической религией – исламом.

Начав в середине VII в. первые шаги на территории Дагестана, в частности в районе Дербента, новая религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникло в XV в. в самые отдаленные районы Дагестана. Процесс этот прошел, как мы видели, два этапа, отлича­ющиеся друг от друга не только темпами распростране­ния мусульманской религии, но и социальными условия­ми, а также носителями новых религиозных идей. VIII в. – первая половина Х в., первый этап, связан в основном с арабскими завоеваниями и с самими арабами, сыграв­шими значительную роль в исламизации, которой подвергалась к середине Х в. лишь незначительная часть Дагестана, но такая часть, которая служила трам­плином для дальнейших акций

В Дагестане в раннем средневековье также возникают очаги культуры и не всегда они были сосредоточены в городах. Медресе были созданы как в Дербенте и Кубачи – двух известных средневековых городах, так и в таких крупных населен­ных пунктах как Цахур, причем наиболее раннее извес­тие относится именно к Цахуру.

В связи с изучением процесса распространения исла­ма в Дагестане возникает еще ряд вопросов – взаимоот­ношения адата и шариата, ислама и искусства, ислама и народно-освободительного движения, ислама и современ­ности, и каждый из них требует специального исследова­ния. Это поможет в создании общих работ, посвященных всесторонней оценке роли ислама в жизни дагестанских народов от начала его проникновения до наших дней.

Арабские завоевания в еще большей степени способствовали укреплению власти феодальных правителей в Дагестане. Большинство завоеванных, земель не распылялось и становилось государствен­ной собственностью. Дальнейшее развитие социальных отношений в Халифате привело к возникновению новой условной формы феодаль­ной собственности, икта, означавшей первоначально временное и пожизненное пожалование земель под условием несения вассальной службы. Коллективный феодал-государство отдавало земельные участки военным лицам за несение службы с правом взимания фео­дальной ренты. Сведения об аграрной политике арабов в Дагестане – говорят о том, что практика раздачи захваченных земель и здесь получила широкое распространение.

В раннесредневековом Дагестане имеются следующие формы земельной собственности: государственные земли, земли крупных и мелких феодалов (дий, икта), вакуфные земли, частновладельческие земли (мюльки) и общинные земли.

Все это свидетельствует о том, что в течение Y -Х вв. в Дагестане утвердились раннефеодальные отношения. Класс феодалов и класс непосредственных производителей материальных благ противостоят друг другу. Раннефеодальные отношения, сложившееся в Дагес­тане, носят, однако специфический характер, объясняемый рядом социально-экономических и политических обстоятельств. Сохранение господствующей роли сельской общины во многих частях Дагестана, феодализма, надолго сохранит патриархально-феодальный характер отношений и относительную свободу общинников. Поэтому процесс дальнейшей феодализации, т. е. переход Дагестана в стадию развитого феодализма, затянулся.

ВЫВОД. Дальнейший рост производительных сил, развитие различных отраслей хозяйства дагестанских народов существеннейшим образом отразились и на социальной организации местного общества. С распространением ислама в Дагестане получила развитие и другая форма собственности – вакф.

В политическом отношении Дагестан продолжал оставаться патри­архально-феодальной страной, которая состояла из множества царств и владений, каждое из которых имело свою территорию, свои вооруженные силы и свои внутренние порядки.

Хотя в этих образованиях определяющи­ми были феодальные отношения, это, однако, не означало, что Дагестан целиком, стал феодальной страной. В некоторых малодоступных горных районах продолжали иметь место и родовые отношения.

В феодальных владениях Дагестана господствующий класс был представлен, прежде всего, правителями кото­рые выступали и как верховные сюзерены, и как крупные собственники земельных участков. Будучи верховными правителями, местные феодалы устанавливали во многих случаях наследственную передачу власти.

Вслед за феодальными правителями шли представители или владельцы дийа (поместий), военно-служилая знать, верхушка духовенства, торгово-ростовщическая знать, феодализирующаяся верхушка сел. Опорой феодальных правителей в их борьбе за власть, за сохранение господства над зависимым населением была дружина. Получая за службу земельные участки или же долю ренты, она была заинтересована в укреплении власти правителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айтберов Т. М. Древний Хунзах и хунзахцы. Махачкала, 1990.

2. Артамонов М. И. История Хазар. Л., 1962.

3. Плетнева С. А. От кочевки к городам. М., 1967.

4. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента Х-Х1 веков. – М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963.

5. Шихсаидов А. Р. Дагестан в Х-Х1У вв. – Дагкнигоиздат. – Махачкала, 1976.

6. Юшков С. В. К вопросу об особенности феодализма в Дагестане // УЗ СГПУ. – Свердловск, 1938. – Вып. 1.

Глава 4.
Государство и право Дагестана
X-XII вв.

§1. Государственные образования Дагестана
в X-XII вв.

В

Х в. начался новый этап в формировании, социальной структуры дагестанского общества, в этот период шел процесс развития хозяйственно-экономической жизни, принявший стабильный облик и определивший на века дальнейший ход развития всего общества.

Государственные образования Дагестана, освободившиеся еще в начале IX в. от арабской власти, а в середине X в. – от влияния хазаров, вступили в полосу самостоятельного развития.

Однако внутриполитическая жизнь дагестанских политических образований находилась под постоянным влиянием и жестким напором внешних факторов: практически не прекращавшихся иноземных вторжений (половцы, сельджуки, монголы, Тимур).

Однако общая линия движения экономической, политической, социальной; идеологической жизни была в целом прогрессирующей, ориентированной на дальнейшее совершенствование и устойчивость.

Природно-географические условия в значительной степени определили экономическое, да и социальное содержание региона, отличавшееся обилием плодородных земель, превосходных пастбищ, рудоносных очагов.

Различные естественно-географические условия определили, в основном, направление хозяйственной деятельности: высокогорные районы ориентировались прежде всего на животноводческое хозяйство (в основном – мелкий рогатый скот); горные и предгорные районы – как на земледелие (зерновое хозяйство, садоводство, огородничество), так и на скотоводство (мелкий и крупный рогатый скот) и домашние промыслы; равнина – на зерновое хозяйство, садоводство и разведение крупного рогатого скота.

Важнейшим фактором в хозяйственной деятельности населения средневекового Дагестана было многовековое и добрососедское сосуществование двух типов хозяйства: оседлого, земледельческого по преимуществу, и кочевого скотоводческого.

Соотношение между ними менялось в зависимости от ряда обстоятельств, в частности, в годы иноземных вторжений, когда земледельческая равнина – арена столкновении противоборствующих сил из житницы Дагестана превращалась в огромное пастбище обширного скотоводческого хозяйства.

Горные же районы, исторически и экономически тесно связанные с равниной, находили выход из положения в усиленном земледельческом освоении земли, на расширении пахотных участков за счет освоения пастбищных земель, сооружения новых террас.

Равнина стала зоной зернового по преимуществу, горы же – скотоводческого, по преимуществу, хозяйства.

Пятьсот лет потребовалось для того, чтобы ислам, имевший первоначально прочные позиции лишь в некоторых районах Дагестана, стал государственной религией на всей его территории.

Государственный статус ислама как религии наложил отпечаток на многие стороны социальной и экономической жизни: государственную структуру и власть, политическую культуру, комплекс земельно-правовых отношений, на систему семейного, наследственного государственного, частного права.

Исторически получилось так, что распространение ислама связано с деятельностью выходцев из Сирии, а укрепление позиций новой религии – с активной позицией сельджуков, монголов, Тимура.

В Дагестане укрепился ислам шафиитской правовой школы – это наложило отпечаток на состав поступавшей книжной продукции и местной (в том числе и оригинальной) рукописной традиции.

Изменилась и политическая карта Дагестана. Ряд государств или феодальных владений усилились, упрочив свои позиции, расширив свои пределы и приняв политэкономический облик.

Другие же государства потеряли свою самостоятельность, вошли в состав более сильного владения.

Но самые важные изменения в сфере государственного устройства дагестанских владений связаны были с другим фактором, сыгравшим выдающуюся роль, как в политической, так и в экономической жизни дагестанского общества.

Речь идет об усилении старых и появлении большого числа новых союзов сельских общин или их суперсоюзов, социальных и политических структур, определивших своеобразный облик региона.

Укрупнение земельной собственности и одновременно процесс ее разукрупнения, укрупнение категории свободно отчуждаемой земли (мульк) – все это было следствием изменений форм земельной собственности, дофеодализационного процесса.

Двуединый процесс укрепления политической власти и ее децентрализации – такова общая картина дагестанской государственности этого периода .


Страна Хамзин (у Ибн Руста — Хайзан) у персидского географа Абу Са‘ида Гардези (ум. 1061) сохраняет старое название Джендан, т.е. Джидан (Гуннов), а у географов Ибн Хордадбеха (ок. 820 — ок. 912/913, по др. данным не позднее 890) и Ибн ал-Факиха ал-Хамадани (IX в.–X в.) она же называется царством Сувар по имени гуннов-савир. До арабско-хазарской войны это действительно было, как говорит арабский историк Абу-л-Хасан Мас’уди (ок. 896–956), самое могущественное царство в этих краях. Столицею его был город Варачан. Однако после разгрома, учинённого здесь арабами, это царство распалось на две части, соответственно двум болгарским племенам, которые входили в его состав — савир-сувар и барсил-берсула.


Завоёвывая города один за другим, Мерван подчинил всю Гимранскую страну. В данном случае Гимранская страна выступает отдельно от Серира. Затем Мерван обложил того же рода данью Туман. Царь Тумана должен был доставлять арабам ежегодно 150 девиц и 50 юношей с высокой тальей, черноволосых, чернобровых, с длинными ресницами, и 20 тысяч модиев в зернохранилища. Далее Мерван вступил в землю Зирикирин, владетель которой вынужден был согласиться на аналогичную дань. Он должен был доставлять арабам 50 юношей и 10 тысяч модиев зерна. Соседний с Дербентом и уже неоднократно занимавшийся арабами Хамзин на этот раз оказал упорное сопротивление. Только после взятия и разрушения крепости в результате месячной осады Мервану удалось заставить владетеля этой области выдать арабам единовременно 500 невольников и принять обязательство ежегодно доставлять 30 тысяч модиев зерна. Владетель Синдана откупился от арабов тем, что обещал Мервану представить единовременно 100 невольников и ежегодно доставлять в Дербент 5 тысяч модиев зерна. Дань с Табарсарана была определена в 10 тысяч мер зерна. Филаншах за помощь арабам был вовсе освобождён от дани.


После всего этого Мерван занялся подчинением лакзов и осадил их крепость. Согласно ал-Балазури (ок. 820–892), царь последних отправился за помощью к хазарам, по другим данным, по прошествии года царь лакзов Опас (или Авиз) бежал из замка с большей частью своих воинов. По пути он остановился отдохнуть и приказал взять овцу из находившегося поблизости стада. Молодой пастух в отместку застрелил его из лука. Испуганные спутники царя разбежались, а отец пастуха сообщил об этом в Дербент коменданту крепости, который, прибыв на место, отрубил голову Опаса и послал её Мервану. Обрадованный Мерван, ничего не знавший о бегстве Опаса, приказал насадить эту голову на кол и показать жителям осажденного города. Поражённые ужасом, те сдались и согласились доставлять в Дербент ежегодно 10 тысяч мер хлеба.


Таким образом, подчинение Дагестана Мерваном растягивается на ряд лет, с 735/6 по 738/9 г., и начало его относится ещё к годам, предшествующим походу на хазар. После этого похода Мервану пришлось завоёвывать, по-видимому, только Северный Дагестан, южнодагестанские княжества были подчинены раньше. В 743/4 г. Мерван должен был оставить Кавказ; получив известие об убийстве халифа Валида, он поспешил в Дамаск, где и провозгласил себя халифом в 744 г. Через 6 лет он был убит. Это был последний халиф из династии Умаййадов. После покорения горных племён Дагестана граница арабских владений вплотную приблизилась к степям Северного Предкавказья, хотя власть арабов здесь была непрочной и более или менее длительное время удерживалась только в Дербенте и к югу от него, где находились арабские гарнизоны. В Северном Дагестане основной силой по-прежнему оставались хазары.

Автор: ‘Али Албанви

На фото (реконструкция): Кавказ VII–VIII веков.

Читайте также: