Проблемы студенческой семьи кратко

Обновлено: 07.07.2024

В данном реферате под студенческой семьей будет пониматься семья, в которой оба студенты дневного отделения ВУЗа, т. е. гомогенная (однородная) по социально-идеальному расположению супругов. Это юная семья, в которой благоверным примерно 25-27 лет, а стаж совместной жизни не более 5 лет. Дети в таких семьях, чаще, дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ
1.1. Понятие и общая характеристика студенческих семей
1.2. Типы семей
2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ
2.1. Учеба и семья
2.2. Проблемы студенческой семьи и их решение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

Санкт–Петербургский государственный технологический институт

Кафедра социологии Факультет 6

Учебная дисциплина: Социология

Тема: Студенческая семья: основные тенденции и проблемы

Студент /______________ / /Ф.И.О./

Личная подпись Расшифровка подписи

Руководитель, /______________/ /Ф.И.О../

должность Личная подпись Расшифровка подписи

за курсовую /____________/

  1. СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ
    1. Понятие и общая характеристика студенческих семей
    2. Типы семей
    1. Учеба и семья
    2. Проблемы студенческой семьи и их решение

    Студенческая семья - довольно трудный и еще слабоизученный предмет. Соответственно литературы по взятой теме мало, изучения чаще, относятся к концу 80-х, истоку 90-х годов прошедшего века.

    В данном реферате \под студенческой семьей будет пониматься семья, в которой оба студенты дневного отделения ВУЗа, т. е. гомогенная(однородная) по социальныеиальному расположению супругов. Это юная семья, в которой благоверным примерно 25-27 лет, а стаж совместной жизни не более 5 лет. Дети в таких семьях, чаще, дошкольного возраста.

    Студенческая семья в силу недалекости идейно- нравственных черт супругов владеет возможностью к удачному функционированию. Однако есть некоторые социально-экономических, педагогических и административно-правовые причины, затрудняющие реализацию позитивных установок на удачное функционирование семьи в студенческие годы. Цель исследования это установление специфики студенческой семьи и исследование факторов, влияющих на удачливость студенческого брака. Цель предоставленной работы - найти проблемы, изучить студенческую семью.

    1. СПЕЦИФИКА СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

    1.1. Понятие и общая характеристика студенческих семей

    В 896 университетах страны обучаются наиболее 4 млн. студентов, в том числе на дневных отделениях выше 3 млн. 600 тыс. 57 % студентов вузов дамы. Результаты ряда изучений, проведенных в университетах Российской Федерации, свидетельствуют о том, что возрастает доля семенных студентов.

    Данный процесс подходит общей веяния омоложения брака, кинетика свидетельствует, что к возрасту 25 лет в семейную жизнь вступают наиболее 85 % дам и более 75 % парней( сопоставите: 20 лет обратно соответственно 70 % и 60 %). Кроме этого, более пятидесяти процентов студентов это дамы, и ясно рвение крайних сотворить семью в наиболее подходящие для этого годы. Сказывается и причина, что посреди студентов вырастает количество тех, кто пришел в вуз из Российской Армии, с компаний, предварительных отделений.

    Основным нюансом является модифицирование дела к студенческим семьям со стороны родителей, публичных организаций и администраций вузов. Оно делается наиболее терпимым. В почти всех университетах семьям как оказалось содействуют и помогают: выделяются места в общежитии, выдаются валютные пособия, формируются по способности условия для совмещения учебы и обучения деток. Все это в определенной мерке упрощает жизнь студенческих семей. Изменяется известие к браку и домашней жизни и у самих студентов.

    Изучение реакций, которое состоялось в 1988 г,. студенческой молодежи республики( опрошено 3186 чел.) сотрудниками ПНИЛСИ БГУ им. В. И. Ленина показало, что целесообразным формировать семью в студенческие годы считают 35, 9 % студентов. Считают, что нецелесообразно - 26, 6 %. Состояли в браке 15, 2 % опрошенных. Ответы эти указывают на то, что треть студентов позитивно смотрят на сотворение семьи во время учебы в вузе, при этом половина из них не только на словах позитивно относятся к браку в эти годы, но и сами формируют семьи.

    Так же в особенностях деятельности супругов содержится специфика студенческого брака в учебе, преходящего характера их общественного нахождения. Завершение учебы, устройство на работу, в будущем возлюбленная служба — это элементы духовности студенческого брака.

    Социолог Д. М. Чечет верно считает, что надежда ожидаемых событий домашней жизни, творение " ясных пятен " наравне с иными составляющими содействуют поддержанию высочайшего эмоционального, культурного и интеллектуального тонуса жизни в браке.

    В гомогенном студенческом браке ожидание долгожданного времени окончания университета обладает двояким результатом, так как модифицирование социального статуса случится у обоих супругов. Итак, сходство перспективных целей объясняет основной момент специфики студенческого брака.

    По составу студенческие семьи можно разделить на две категории: имеющие( 60, 4 %) и не имеющие( 39, 6 %) деток. Причины, по которым значимая дробь семейных студентов удерживается от расширения состава собственной семьи, в главном конкретные. Главными из них студенты именуют учебу, стесненные жилищные условия, материальные трудности, а еще трудности связанные с присмотром за ребенком. Соцальное возникновение замужних студенток и женатых студентов многообразно. Более трети выходцы из семей профессионалов со средним и верховным образованием, чуток не в такой мере - из семей рабочих. Около пятой доли семейных студентов имеют родителей-колхозников. В ходе изучения была выявлена сходство общественного происхождения у 57, 2 % супругов. Видимо, равномерность общественной среды обучения юношей и девушек, обеспечивающая схожесть интересов, повадок, социальных установок, содействует их эмоциональному сближению и творению семьи.

    Так же следует обратить внимание, что социальное происхождение все в наименьшей ступени играет роль при выборе брачного напарника. Распространение социально неоднородных семей( в нашем исследовании 42, 8 % имеют различное социальное возникновение) свидетельствует о процессе сближения социальные групп в нашем сообществе, о стирании различий меж ними. Институт брака и семьи все более теряет собственный сословный, классовый нрав. Вместе с тем сталкивается определенная " плановость ", рвение( до этого только родителей девушки, юноши) отыскать жениха или жену в собственном кругу. Эта желание наблюдается почаще только у работников науки, культуры. Сохраняется она и в студенческой среде. В частности, изучение 1988 г. показало, что только 51, 5% опрошенных не считают различный степень образования юноши и женщины препятствием для заключения брака.

    Часто студенты думают, что во время обучения в вузе еще проще сотворить семью, в особенности дамам, так как потом их шансы приметно убавляются( с увеличением возраста, с конфигурацией места жительства, где контингент парней или дам мало пригодный и т. д. Одна из студенток написала в редакцию молодежной газеты такое; письмецо: " На втором курсе ВУЗа я сказала родителям, что выхожу замуж. Родители тут же поймали меня за руку, потащили в ВУЗ и совместно с ректором принялись доказывать, что в первую очередность необходимо завершить ВУЗ, а позже создавать семью. Мы могли расписаться и без согласия родителей, но я опасалась и решила, что они хотят мне лишь блага, а позже придет время, и все у меня еще станет: семья, муж, детки. И мы расстались. Сейчас мне 28 лет. У меня имеется квартирка, я хорошо зарабатываю, но у меня нет семьи, деток, и я уже думаю, что это никогда не будет ".

    В наше время, все реже появляется вопрос - формировать семью в студенческие годы или нет. Опрос экспертов во всех университетах страны дал возможность определить, что большая часть из них одобряют студенческие браки. Многие из опрошенных обзавелись семьей в студенческие годы и считают, что супружество в этот период благотворно воздействует на развитие личности: принуждает ощутить ответственность перед семьей, университетом, социальным. У семейных студентов отмечается наиболее суровое известие к учебе и выбранной; профессии, они в особенности оценивают независимость в работе, более нацелены на накоплении опыта в профессиональном труде. Семейное состояние благотворно воздействует и на ценностные ориентации студента, способствует развитию интеллектуальных и социальных потребностей.

    Однако эти доводы, имеющие все шансы существовать выдвинуты и в качестве изучаемых гипотез, нуждаются в доказательствах, и в всяком конкретном случае вопрос, вступать в супружество в годы учебы или не вступать, весьма не легкий.

    Исходным расположением при исследовании студенческих семей являлось предположение, что эти семьи представляют оптимальную модель семьи современного типа. А конкретно прогрессивное формирование семьи характеризуется растущей значением нравственно-психологической стороны семейной жизни, студенчество же в силу собственного общественного расположения призвано множить высоконравственный и церковный потенциал сообщества и для этого ему создаются( или обязаны формироваться) нужные условия. Состояние нравственности семьи и приобретение верховного образования женами владеет некоторое количество точек пересечения: во-1-х, образование само является жизненной ценностью, во-2-х, образование содействует усвоению этических познаний, что воздействует на внутрисемейных отношениях, в-3-х, образование воздействует на создание нравственных свойств и житейских целей. Забегая вперед, скажем, что, вправду, студенческая семья приметно различается от остальных категорий семей уровнем успешности и стабильности. Хотя, естественно, не все студенческие семьи схожи. Часть из них оказываются несостоятельными в будущем.

    Сориентируемся в воззрениях. Мнения " удачливость " и " устойчивость " брака некоторые эксперты( Т. А. Гурко, М. С. Мацковский) никак не разделяют, а потребляют как синонимы. На наш взгляд, наверное разные представления. Устойчивость значит выносливость, твердость. Удачливость - пригодный либо холимый финал дела. Живучесть, устойчивость семьи ориентируется наличием определенных целей существования и функционирования( этак считают Э. Тийт, В. Уколова) и ступенькой сплоченности семейной категории. Удачливость брака - наверное тенденциозно-беспристрастная критика брачно-семейных взаимоотношений, отражающая степень довольства мужей браком и соответствие исполняемых семейных функций общественным интересам. Иными словами, нюансом удачливости считается никак не только выполнение подходящим образом семейных функций, однако и довольство мужей браком. Чтоб найти тренда в развитии семьи, в личных прошедших изысканиях мы характеризовали разновидности семей, исходя из основ организации семейной жизни. На образчике обследованных нами более 900 семей минчан, в каких воспитывались старшеклассники( 1983— 1984 гг.), была проведена такая типология. Оказывается, будто фактически все семьи допустимо было отнести к тем либо иным типам, символически названным нами как демократический, авторитарный, анархический. Будто они собой предполагают? К демократическим были определены семьи, возведенные на началах коллективизма, равенства, уважительных взаимоотношений промеж членами семьи, имеющие отличия психологической теплотой и кооперацией в ведении семейных дел( их оказывается около 40 %). Авторитарные семьи наверное те, в каких наличествует Вотан лидер - башка семьи, принимающий решения и управляющий, остальные ему подчиняются. Членов семьи связывает в основном только привычка( 33. %). Семьи анархического вида отличаются разобщенностью, любой живет сам сообразно себе. Возбудимый настроение выражается чаще лишь воззрением " хладнокровие ", а время от медли и " неприязнь "( 27 %). Тест продемонстрировал, будто имеется узенькая зависимость промеж типом организации семейной жизни и плодами изучения детей, а еще целями, какие притесняет семья.

    Рентабельно отличаются семьи демократического вида как довольством членов семьи существующими внутрисемейными отношениями, этак и той тенденцией, которой они идут по стопам. Жизненные награды опекунов и жизненные цели детей в основном отвечают заинтересованностям общества. В этих семьях старшеклассники оказались лучше приготовленными к( еще символически выделенным нами) ролям господина, труженика, семьянина. Авторитарные ведь семьи нередко возделывали расчетливо- гедонистические интересы и стремились их удовлетворить. Данные семьи отлично подготовляют детей к грядущей семейной жизни, однако страшнее, нежели семьи других типов, к выполнению повинностей господина и работника. Авторитарная семья устойчивее, крепко анархической, однако менее успешна, этак как воспитательная функция осуществляется вразрез с общественными интересами. Хорошим вариантом, как и управлялось ждать, оказались семьи демократического вида.

    Студенческая семья - это нуклеарная семья, однодетная или бездетная, с любой ориентацией на рождение детей. Она характеризуется большей стабильностью, чем любая другая молодая семья, так как супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу. Цель учебной деятельности - стать высококвалифицированными специалистами.

    В настоящее время отмечаются внешние и внутренние силы, влияющие на формирование студенческой семьи. Внешние силы, укрепляющие брак, со временем начинают менее влиять на формирование и развитие студенческих семей, а внутренние, включающие в себя ответственность, любовь и взаимопонимание, не всегда противостоят конфликтам и проблемам, разрушающим семьи.

    На начальном этапе семейной жизни студенческая семья неустойчива, конфликтна. Дестабилизирующим субъективным фактором является неподготовленность молодых людей к супружеской жизни, включающая отсутствие умений планирования и контролирования семейного бюджета, построения супружеских отношений, их согласованности в выполнении не только социальных, но и семейных ролей и функций.

    Студенческая семья живет сегодня в очень трудных материальных условиях. Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает молодая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.

    В числе ближайших жизненных планов у студенческих семей важное место занимает рождение ребенка. С появлением ребенка семья вступает в новый, более ответственный этап развития. Но, различные исследования показывают, что определенная часть молодоженов, иногда вопреки интересам своей семьи, откладывают рождение первенца из-за материальных затруднений. Далеко не все из поженившихся студентов получают материальную помощь от родителей, многим семейным студентам приходится подрабатывать в "свободное время”, другим - переходить на заочное отделение, или вообще на какое-то время (а иногда насовсем) откладывать учебу.

    Примерно в половине случаев откладывание рождения ребенка мотивируется трудностями в решении жилищного вопроса. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко. Жилищную проблему семейных студентов в определенной мере позволяют решать студенческие общежития. Предоставление комнаты в общежитии молодой семье напрямую зависит от материального обеспечения того или иного высшего учебного заведения. Сегодня они находятся в неравных условиях. Студенческим семьям предоставляют места в общежитиях только лишь около половины ВУЗов.

    Подготовленность к семейной жизни включает в себя мотивационную, психологическую, педагогическую, хозяйственно-экономическую, сексуальную готовности.

    Неподготовленность к вступлению в брак, к решению семейных конфликтов и сложившихся проблем, приводит молодую студенческую семью к разводу, причинами которого является ряд следующих проблем:

    . низкий уровень доходов;

    2. плохое материальное положение молодой семьи;

    . материальная зависимость от родителей (единственный источник доходов - стипендия, иногда временный заработок);

    . неясность перспектив с работой;

    . отсутствие перспектив приобретения самого скромного жилья для семьи за счет собственных средств;

    . дестабилизация систем дошкольного воспитания детей;

    . увеличение риска бедности с рождением детей;

    . недостаточность медицинского и социального обслуживания семей с детьми;

    . нехватка свободного времени;

    . возможная психологическая нестабильность из-за бытовой неустроенности молодой семьи.

    . несоответствие установок (идеальных представлений) реальному поведению супругов [43].

    Отрицательными изменениями в институте брака являются воздействие семьи на последствия социально-экономической и культурной жизни общества в условиях экономических реформ. В связи с этим увеличиваются альтернативные типы браков, отличающиеся от моногамного брака.

    Свобода в определении брачного партнера, а также доступность возможности впоследствии развестись с ним, приводит к росту процента разводов и повторных браков. Результатом такого положения дел становится не только нивелировка ценностей семейно-брачных отношений.

    Вышеперечисленные проблемы официального заключения брака пугают молодых людей и способствуют распространению в студенческой среде совместной жизни без регистрации брака (сожительства).




    Получая высшее образование, студенты ориентируются на несемейные ценности и максимально откладывают создание первого брака. Но откладывание официального брака не подразумевает откладывание сексуальных отношений, в связи с чем, значительно увеличивается количество абортов, бесплодности, отказы от рожденных детей.

    Несмотря на то, что молодые люди не планируют создание своих семей в ближайшем будущем, тем не менее, они задумываются о своей личной жизни достаточно серьезно.

    Получить семейное счастье в готовом виде невозможно - за него нужно бороться и страдать, создавать собственными руками, созидать изо дня в день. Мотивы вступления в брак, и характер взаимоотношений у супругов студентов, их ценностные ориентации отличаются прогрессивными началами, что позволяет сделать вывод о хорошей перспективе у студенческих семей.

    Очевидно, что нравственно-этическая позиция молодежи резко отличается от установок старших поколений. У молодых людей упала запретительная норма, предписывающая добрачное целомудрие.

    Брачный период. Большинство молодежи вступающей в брак уверены, что все трудности, наметившиеся во взаимоотношениях в добрачный период, исчезнут после заключения брака.

    Весьма показательно изменение ценностных ориентации у вступающих в брак и разводящихся. У молодоженов среди ценностей брака на первом месте: любовь, нежность, взаимное уважение, верность, деликатность.

    Глобальной современной проблемой во всем мире стала устойчивость брака. Брак утратил пожизненный характер. Свобода расторжения брака зафиксирована в правовых нормах всех государств демократического устройства. Социология рассматривает массовые разводы не как кризис института семьи, а как его обновление. Наряду с высокими показателями разводов - Молдова занимает второе место после России - резко уменьшилась вероятность вступления в первый брак во всех возрастных группах.

    Происходит опасный для института семьи процесс размывания системы поведенческих норм в сфере быта и семьи и представлений о семейных половых ролях. Так, известно, что домашним трудом в основном занимаются женщины. Неправильная установка супругов относительно распределения семейных обязанностей дестабилизирует семью.

    Практика семейной жизни резко меняет мироощущение молодых супругов по сравнению с добрачным периодом. Самое большое разочарование испытывают и мужчины и женщины относительно проявлений заботливости и нежности со стороны партнера. Дети, очаг, хозяйство многими мужчинами рассматриваются как серьезное препятствие для разрушения брака.

    Любовь в неудачных браках у мужчин исчезает скорее, чем у женщин. Мужчины указывают на общие интересы там, где женщины их не видят. Так же с сексуальной совместимостью. Если в счастливых семьях сексуальной стороной жизни удовлетворены около 50% женщин и 54% мужчин, то в несчастливых - только 5% женщин и более 20% мужчин. Для женщин больше, чем для мужчин, характерно подчинение обстоятельствам, привычке. У женщин в 10 раз больше, чем у мужчин, выражена боязнь одиночества [2].

    В обширной литературе, посвященной причинам разводов, слабо отражена связь между стабильностью брака и конкретным типом семейных отношений. Многообразие экономических, социальных, национальных, территориальных, культурных различий определяет существование нескольких типов семейных отношений. Среди них определяющими являются следующие три: патриархальный, эгалитарный (демократический) и переходный. Патриархальная семья в ее классической форме давно исчезла, но патриархальный уклад во внутрисемейных отношениях сохранился. Патриархальным основам семьи противопоставлена партнерская семья, получившая название эгалитарной. Это семья равных. Эгалитарную студенческую семью отличают высокий духовно-психологический климат, культура чувств и поведения. Супруги в такой семье единомышленники. В семье - налаженная кооперация домашнего труда, демократическое отношение к семейной кассе, демократический стиль разрешения конфликтов, удовлетворенность браком обоих супругов. Социологи определенно утверждают, что эгалитарные семьи стабильны. Чем демократичнее семья, тем эффективней ее воспитательное воздействие.

    Отношения студенческой семьи должны быть более эгалитарными (равноправными) и они будут являться фактором стабильности брака. Чем полнее будут раскрываться цивилизованные принципы развития нашего общества, тем более выраженной будет тенденция демократизации семьи. В течение XXI в. эгалитарная семья станет массовой и преобладающей [22].


    Молодая студенческая семья в большей степени, чем зрелые семьи нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для реализации важнейших функций: обеспечения воспроизводства физически здорового и психически полноценного потомства, удовлетворения личных интересов каждого члена семьи.

    Создавая семью, молодые люди сталкиваются с множеством разнообразных проблем, таких как: совместимость характеров, преодоление различных кризисов, планирование рождения ребенка и его воспитание, материальные и жилищные проблемы, профессиональный рост членов семьи.

    Роль семьи в жизни общества и человека в отечественной науке долгое время недооценивалась. Представления об отмирании института семьи в социалистическом обществе, присущие 1920-м гг., поддерживавшиеся официальными идеологией и пропагандой, оказались весьма живучими. В настоящее время ситуация изменилась. Понятие семья широко представлено в современной психолого-педагогической литературе. Обратимся к определению, которое даёт А. Монахова. Она считает, что семья — это первичная ячейка социальной общности людей, основанная на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств.

    1. Период добрачного ухаживания. Главными задачами данного этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи.

    3. Молодая семья с маленькими детьми.

    Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, недостаточной возможности побыть в одиночестве и т. д.

    4. Семья с детьми-школьниками (семья среднего возраста). Время поступления ребенка в школу часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Основная психологическая характеристика семьи на данной стадии жизненного цикла — совпадение или значительное пересечение кризисных возрастных стадий каждого поколения семейной системы.

    Студенческая семья, как правило, находится на втором или третьем этапе жизни семьи или находится на стадии перехода между этими, и тогда она испытывает проблемы, связанные с данным переходом.

    Определение студенческой семьи предложила Ю. Е. Алешина. Она считает, что студенческая семья — особый вид молодой семьи, в которой супругам не более 28 лет, а стаж семейной жизни не превышает 5 лет. Студенческая семья характеризуется большей стабильность, чем любая другая молодая семья, т. к. супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу [2].

    Таких, по данным социологических исследований, примерно 45 % от общего числа семей. В этих семьях муж и жена, и их родители принадлежат к одинаковым слоям общества: все они рабочие или все студенты. Принадлежность к одному культурно-профессиональному слою обеспечивает лучшее взаимопонимание и между супругами, и между ними и родителями, оттого атмосфера в таких семьях обычно спокойная. Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод, что можно выделить тенденцию рассматривать студенческую семью как социальную, культурную общность, основанную на наличии некоторой тождественности ценностей, а также схожести жизненных позиций супругов во взаимоотношениях с миром.

    Основные проблемы студенческой семьи и понятие супружеский конфликт.

    Можно выделить основные трудности студенческой семьи, которые, в случае неуспешного преодоления, могут привести к серьезным внутрисемейным проблемам

    Процесс адаптации супругов друг к другу (противоречия или неадекватный ход процесса могут привести семью к распаду, столь частому на первых 5-ти годах супружества).

    Ограничение свободы и независимости. Каждому из супругов-студентов приходится приспосабливаться к состоянию, которое по сравнению с добрачной независимостью и свободой кажется тяжёлой необходимостью.

    Возникновение новых обязанностей, а значит, уменьшение свободного времени.

    Изменение содержания досуга.

    Материально-бытовые и жилищные проблемы.

    Психологические причины конфликтов в студенческой семье

    Семья — уникальный институт взаимодействия людей. Уникальность заключается в том, что этот тесный союз нескольких людей (муж и жена; дети, которые впоследствии с ними могут совместно проживать; родители мужа или жены) связывают нравственные обязательства. В этом союзе люди стремятся провести как можно больше времени в совместном взаимодействии, доставлять в процессе взаимодействия радость и удовольствие друг другу.

    Семья постоянно находится в процессе развития, в результате этого возникают непредвиденные ситуации и членам семьи приходится реагировать на все изменения. На их поведение в конфликтных ситуациях оказывают влияние темперамент, характер и личность. В связи с этим, в каждой семье между ее членами с неизбежностью возникают различного рода конфликты.

    Основными психологическими причинами конфликтов в студенческих семьях являются:

    - несовпадение ценностных иерархий у супругов

    - разные взгляды на семейные ценности

    Представляют собой установки супругов по поводу того, для чего существует семья. Для благополучного осуществления взаимной адаптации брачных партнеров необходимо достижение совместимости их представлений по трем указанным параметрам. Не случайно именно в первое время после заключения брака (или создания пары) молодые люди интенсивно общаются.

    - отсутствие идентичных взглядов на роли в семье

    И обязанностях супругов, недостаточно соответствующие реальности: с одной стороны, ожидания определенной части населения связаны с традиционной семьей; с другой — укрепляется мнение о прямом равенстве мужчины и женщины в выполнении семейных функций.

    Психологическая проблема состоит также в неумении отказаться от чего-либо, необходимого одному из супругов, для удовлетворения общей потребности.

    - отсутствие коммуникативных навыков

    Кроме того, причиной конфликтов становится простое неумение договариваться, искать компромиссные варианты решения общей проблемы, отсутствие навыков коммуникации.

    Создает серьезные психологические проблемы и процесс физиологической, сексуальной адаптации молодых партнеров.

    Также, на возникновение внутрисемейных конфликтов влияют личностные особенности, такие как свойства темперамента, черты характера, адекватность самооценки.

    Таким образом, молодая студенческая семья в большей степени, чем зрелые семьи нуждается в помощи общества и государства, в создании условий для реализации важнейших функций: обеспечения воспроизводства физически здорового и психически полноценного потомства, удовлетворения личных интересов каждого члена семьи.

    Исходя, из всего вышеперечисленного можно сделать следующий вывод, что конфликты в студенческих семьях зачастую зависят от несхожести темпераментов, не до конца сформированной личности одного из супругов, неадекватной самооценки и отсутствие конструктивных навыков. Студенческие семьи, это семьи, стаж которых не превышает 5- ти лет, поэтому конфликтные ситуации могут возникать, из-за личностных особенностей супругов.

    Таким образом, углубленное представление о проявлениях темперамента, типа характера, особенностей личности дает реальную возможность для предотвращения и профилактики внутрисемейных конфликтов, для их конструктивного разрешения, а также для создания атмосферы благоприятного взаимодействия.

    1. Андреева Т. В. Психология современной семьи. — СПб: Речь. 2005

    2. Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы Психология семьи. Хрестоматия: учебное пособие. — Самара. 2002

    3. Гришаев С. П. Семейное право в вопросах и ответах. — М.,2000

    4. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. Пособие — М.: Гардарики, 2006.

    5. Сатир В. Психотерапия семьи // Изд. Речь 2006.

    Основные термины (генерируются автоматически): семья, студенческая семья, молодая семья, член семьи, заключение брака, молодая студенческая семья, обеспечение воспроизводства, полноценное потомство, психологическая причина конфликтов, супружеский конфликт.

    Похожие статьи

    Отношения между супругами в молодой семье | Статья в журнале.

    В данной статье рассматриваются причины возникновения проблемных ситуаций в отношениях между молодыми супругами, а также возможные пути их преодоления. Ключевые слова: супруги, молодая семья, брак, взаимоотношения, конфликт.

    Возможность прогнозирования супружеских конфликтов по.

    семья, студенческая семья, член семьи, молодая семья, супружеский конфликт, психологическая причина конфликтов, полноценное потомство, обеспечение воспроизводства, молодая студенческая семья, заключение брака.

    конфликт, семья, молодая семья, брак, семейная жизнь.

    семья, семейная жизнь, отношение, ребенок, городская семья, супруг, член семьи, родитель, городской образ жизни, свободное время. Возможность прогнозирования супружеских конфликтов по. конфликт, семья, молодая семья, брак, семейная жизнь.

    Сожительство и семья за пределами брака: факторы и причины

    Сравнительный анализ представлений о семье в семьях. Брак и семья — взаимосвязанные социальные институты, регулирующие отношения между мужчинами и женщинами и их отношение к потомству.

    Социальная поддержка детей в разведенных семьях

    Счастливая семья – это когда все члены семьи живут в согласии.

    Полноценная семья обеспечивает реализацию таких функций, как: репродуктивная; воспитательная

    Причины развода разные: несовместимость характеров, нарушение супружеской верности, алкоголизм.

    Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей.

    Психологический климат семьи как фактор благополучия.

    Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, родитель, член семьи, семейная ситуация.

    - нарушение отношений в семье (конфликты между родителями, отсутствие одного из.

    Молодая семья как объект социальной работы | Статья в журнале.

    Семья — это малая социально-психологическая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, нравственной ответственностью.

    Сравнительный анализ представлений о семье в семьях.

    семья, молодая семья, качество жизни семьи, социальная работа, ресурс, современное общество риска, современная молодая семья, качество жизни, проблема, социальный капитал. Сожительство и семья за пределами брака: факторы и причины.

    Удовлетворенность браком супругов и их взаимоотношения.

    Ключевые слова: супруги, молодая семья, брак, взаимоотношения, конфликт.

    Брак и семья — взаимосвязанные социальные институты, регулирующие отношения между мужчинами и женщинами и их отношение к потомству.

    Похожие статьи

    Отношения между супругами в молодой семье | Статья в журнале.

    В данной статье рассматриваются причины возникновения проблемных ситуаций в отношениях между молодыми супругами, а также возможные пути их преодоления. Ключевые слова: супруги, молодая семья, брак, взаимоотношения, конфликт.

    Возможность прогнозирования супружеских конфликтов по.

    семья, студенческая семья, член семьи, молодая семья, супружеский конфликт, психологическая причина конфликтов, полноценное потомство, обеспечение воспроизводства, молодая студенческая семья, заключение брака.

    конфликт, семья, молодая семья, брак, семейная жизнь.

    семья, семейная жизнь, отношение, ребенок, городская семья, супруг, член семьи, родитель, городской образ жизни, свободное время. Возможность прогнозирования супружеских конфликтов по. конфликт, семья, молодая семья, брак, семейная жизнь.

    Сожительство и семья за пределами брака: факторы и причины

    Сравнительный анализ представлений о семье в семьях. Брак и семья — взаимосвязанные социальные институты, регулирующие отношения между мужчинами и женщинами и их отношение к потомству.

    Социальная поддержка детей в разведенных семьях

    Счастливая семья – это когда все члены семьи живут в согласии.

    Полноценная семья обеспечивает реализацию таких функций, как: репродуктивная; воспитательная

    Причины развода разные: несовместимость характеров, нарушение супружеской верности, алкоголизм.

    Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание детей.

    Психологический климат семьи как фактор благополучия.

    Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, родитель, член семьи, семейная ситуация.

    - нарушение отношений в семье (конфликты между родителями, отсутствие одного из.

    Молодая семья как объект социальной работы | Статья в журнале.

    Семья — это малая социально-психологическая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, нравственной ответственностью.

    Сравнительный анализ представлений о семье в семьях.

    семья, молодая семья, качество жизни семьи, социальная работа, ресурс, современное общество риска, современная молодая семья, качество жизни, проблема, социальный капитал. Сожительство и семья за пределами брака: факторы и причины.

    Удовлетворенность браком супругов и их взаимоотношения.

    Ключевые слова: супруги, молодая семья, брак, взаимоотношения, конфликт.

    Брак и семья — взаимосвязанные социальные институты, регулирующие отношения между мужчинами и женщинами и их отношение к потомству.


    ПРОБЛЕМА СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ, КАК ОДНА ИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА

    Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Студенческая семья - это малая социальная группа, членами которой являются студенты дневной формы обучения и их дети. (гомогенная семья).

    Для современного студенчества характерна следующая психологи Характерной чертой и общей особенностью современной студенческой среды можно считать увеличение числа студенческих браков. Проблема студенческой семьи является злободневной в нашем государстве. Студенческий брак является следствием обретения молодыми людьми близкого человека, нужного для полноценной и благоприятной жизни. По статистике, доминирующим мотивом заключения брака у студентов являются любовь и схожие духовные ценности. Можно с уверенностью утверждать, что семья, базирующаяся на схожести нравственных характеристик, способна к благополучному функционированию. Безусловно, каждая ячейка общества имеет свои особенности, но студенческие семьи сталкиваются с рядом социально-психологических проблем, которые характерны только для них.В первые годы супружества происходит адаптация супружеского пары друг к другу. Это довольно сложный и длительный процесс. Зачастую разногласия или непримиримость могут привести семью к разъединению, что является частым явлением в первые годы брака. Каждая молодая семья терпит серьёзные испытания и часто не выносит давления. В студенческих семьях, как правило, морально сложно протекает процесс распределение супружеских ролей. Во время семейной адаптации образуется общее мнение молодоженов о браке и семье. Разногласия в, только что сформировавшейся, ячейке общества основываются, собственно, на присутствии у молодых супругов, заранее сложившихся, не схожих представлений о семейной жизни.

    Супружеский конфликт - столкновение между супругами, вызванное противоречием установок, целей, взглядов, идеалов, представлений и т.д. по отношению к конкретному предмету или ситуации.

    Социальное равенство — общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определённой области.

    Главными причинами возникновения, а зачастую и обострения конфликтов на начальном уровне развития семьи являются: неопытность молодых людей в семейной жизни; недостаточное число и качество предоставляемой молодым семьям социально-психологической помощи; недостаточный финансовый базис. Следует учитывать, что в сегодняшней ситуации доминирует префигуративная культура, т.е. опыт предыдущих поколений не значим для молодежи.

    Основным пунктом стабильного брака, несомненно, является умение вести диалог и координировать собственные действия с действиями партнера. По результатам проведенных исследований в большинстве студенческих семей разногласия носят конструктивный характер, к тому же, конфликты случаются крайне редко. Специфичностью таких отношений является озабоченность обоих партнеров (68% мужей и 76% жен) появлением конфликтов, причем характер и частота конфликтов не имеет значения.

    В последнее время увеличилась доля межнациональных браков. В таких союзах к общим психологическим разногласиям добавляются различия в конфессионально-культурном плане плане.

    Еще одним компонентом, немаловажным в студенческой среде, является проведение досуга. При создании семьи человек накладывает на себя ряд обязанностей, что ведет к сокращению свободного времени. И, естественно, форма и содержание досуга тоже меняется. Важным фактором для студенческой семьи является организованность и единомыслие, в противном случае, разобщенность и неорганизованность могут пагубно влиять на учебу (если человек будет психологически ощущать дискомфорт, то не сможет достичь должного уровня подготовки). Поэтому очень важно, чтобы человек имел в себе уважение, терпимость и способность понимать и прощать ошибки своего супруга.

    Социальный оптимизм — духовное состояние людей, характеризуемое положительным восприятием действительности, уверенностью в возможностях улучшения жизни, осознанием себя общественно значимой силой.

    Специфичность студенческого брака охватывает временность их статуса в обществе и специфичность их деятельности. В студенческом браке окончание вуза имеет определенный эффект, т.к. трансформация социального статуса произойдет у обоих партнеров. Согласно статистике, 70% знакомств было связано с их совместным обучением, что определило общность их взглядов. Отмечается достаточно много мотивов, которые стали основой принятия решения о создании семьи: любовь, схожесть интересов, финансовый аспект и пр.

    Морально-этические нормы супругов и получение ими высшего образования имеют несколько общих характеристик. Во-первых, образование само по себе является общественной ценностью. Во-вторых, образование формирует нравственные качества и жизненные стремления личности. Семьи студентов значительно выделяются на фоне других семей своей степенью стабильности, хотя и не все из них бывают состоятельными в будущем. Большинство людей, создавших семью в студенческую пору, считают, что брак на этом этапе жизни позитивно влияет на становление личности (заметно более обстоятельное отношение к учебе, к будущей профессии). Семейный статус благотворно влияет и на ценностные характеристики студента, способствует развитию умственных и социальных потребностей.

    Также семья представляет для студентов специфическую среду, где они могут постоянно удовлетворять ряд важных возрастных потребностей (в заботе, отдыхе, интеллектуальном общении и пр.). Благодаря этому студенты меньше ощущают половозрастной дискомфорт и это дает им возможность более разумно распределять свое время, уделяя большую часть учебе.

    Итак, только при определенной подготовке молодых людей их семья сможет благополучно существовать. При отсутствии такой подготовки, семья может столкнуться с рядом трудностей, в частности социально-психологических. Чтобы этого избежать обществу нужна разработанная и налаженная система мер социальной и психологической поддержки студенческим семьям. Но главная задача лежит на самих студенческих семьях. Их желание и умение обустраивать свой быт, заинтересованность в решении проблем в значительной степени будет способствовать успешному функционированию семьи студента.

    Читайте также: