Проблемы становления человека и общества кратко

Обновлено: 05.07.2024

Личность и общество, закономерности их взаимодействия

Общество – это совокупность индивидов, которые связаны друг с другом общими целями и задачами жизнедеятельности, интересами и способами организации жизни.

Личность – это человек, которому присущ некоторый набор психологических свойств, на которых базируются его поступки, важные для общества, и который отличает его от других людей.

Соотношение общества и личности выражено их дихотомией, а также относительной самостоятельностью. Такое соотношение можно представить в качестве целого и части. У личности есть носитель сознания – мозг. У общества же материальный носитель сознания отсутствует. Общественное сознание функционирует на основании общения и деятельности индивидов и их духовности. Личность выступает в качестве единства физических и социальных качеств, физической и духовной культуры, культуры различных субъектов. Личность обладает своим собственным внутренним миром, закрытым для окружающих людей и достаточно локальным.

Духовность общества – это выражение, в первую очередь, типического в духовном мире его членов. Как правило, она носит открытый характер.

Личность функционирует и развивается в соответствии со своими законами. Прогресс и регресс общества выражен другими законами. Личность как человек физически закончена, она характеризуется определенным циклом жизни. Общество будет существовать на Земле до тех пор, пока есть возможность сохранять природные и социальные условия его нормального развития и функционирования. Этими и другими различиями характеризуется относительная самостоятельность личности и общества.

Закономерностями взаимодействия личности с обществом:

  • определяющее влияние социальной среды на процесс становления личности, а также опосредованное внутренним психическим миром человека;
  • активное обратное воздействие личности на социальную среду и общественные отношения, опосредованное функциональной структурой личности;
  • процесс становления и развития общественных отношений протекает в ходе и на основании человеческой деятельности;
  • зависимость формирования сознания и творческой активности индивида от характера жизнедеятельности, от богатства ее действительных отношений с окружающими людьми;
  • единство общения и обособления личности, учитывая ведущую роль общения и в процессе ее формирования, и в общественной жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

Историческое развитие взаимосвязи общества и личности

В Средние века взаимосвязь личности и общества сельскохозяйственной и ремесленной общиной, феодальной собственностью и религией. Смысл жизни был связан со стремлением к Богу и избавлением от греховности. Социальная активность личности была невысока. Часто ее подавляла религия, если она вступала в противоречие с символами и догматикой религии. Возрождение провозглашало антропоцентризм и гуманизм в качестве главных принципов взаимодействия личности и общества, однако вскоре была обнаружена их утопичность и невозможность практической реализации.

Новым временем была утверждена свобода личности: экономическая, социальная, политическая и духовная. У человека появился ряд широких возможностей, чтобы проявиться свои способности и возможности в общественной жизни. При этом процесс социализации личности и ее творческая активность во многом определяют частнособственнические, индивидуально-эгоистические интересы, а также стремление к наживе, политическое и нравственное лицемерие, бюрократизм. Современное общество стремится утвердить соответствующее человеческому в человеке статусу личности.

Наибольшее внимание уделяют провозглашению прав и свобод индивида, гарантиям их практической реализации. Меньше занимаются обсуждением вопросов об обязанностях и ответственности личности перед самой собой, обществом и природой. Требуется существенное совершенствование нравственной и правовой регуляции взаимодействия личности с обществом, личности с государством, межличностное общение и поведение.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что на каждом историческом этапе существовала особая совокупность условий, определяющая социальный тип человека и характер его взаимоотношений с социумом. Исторически сформировалось три основных вида взаимоотношений между человеком и обществом:

  • отношения личной зависимости, характерные всем докапиталистическим обществам;
  • отношения вещной зависимости и личной независимости, возникающие вместе с образованием капиталистического общества;
  • отношения между свободными индивидами, формирующиеся в условиях современного общества.

Иными словами, имея типовую физиологическую и социальную организацию, человек в обществе осуществляет своею жизнедеятельность на основе сознания. Типовую характеристику личности составляют признаки, позволяющие отличить человека от животных. Однако каждый человек уникален и неповторим. При этом история человечества выступает процессом становления свободы человека и осмысления им смысла жизни, как процесса все большего развития сущностных личностных сил.

Понять сущность человека невозможно без обращения к первоистокам его бытия, иначе говоря, к проблеме антропогенеза. Поскольку человек рождается, развивается, реализует себя в окружении и с помощью других людей, в обществе, в более общем плане речь должна идти о совместном происхождении человека и общества, проблеме антропосоциогенеза.

Различают несколько основных подходов к решению проблемы зарождения человека и общества. Исторически первым можно считать мифологическийподход, связанный с представлениями о сотворении людей мифологическими божествами (Зевс, Юпитер и т. д.), которые постоянно следят за поведением людей, требуют от них поклонений, вмешиваются в человеческие дела (Троянская война и проч.), вершат правосудие по собственным законам.

Самым важным является выявление природы возникновения общества, социальных отношений и отношения их к биологическому. Однако при глубоком анализе становится ясно, что основой общественных отношений, конкретных норм поведения человека, являются производственно - экономические отношения, имеющие своей основой производительные силы. Система этих отношений - социальная материя. Именно она - основной источник главных мотивов человеческой деятельности. Социальные стимулы и мотивы, как правило, господствуют над биологическими. Удовлетворение биологических потребностей всегда контролируется обществом. Оно происходит в определенных рамках, с соблюдением определенных норм и правил.

С неизбежностью должен был существовать период превращения объединения животных в человеческое общество, т. е. становления человека (антропогенеза) и формирования общества (социогенеза). В период антропосоциогннеза человеческое общество одновременно существует, ибо оно уже возникает, и не существует, ибо оно еще не возникло. Формирующиеся социальные организмы представляли собой становящиеся первобытные общины. Поэтому их с полным правом можно назвать также праобщинами. Начало становления социально-экономических отношений представляло собой зарождение новых социальных по своей природе факторов поведения. Это был процесс оттеснения на задний план ранее безраздельно господствующих биологических факторов поведения - инстинктов. Создание человеческого общества было процессом обуздания зоологического индивидуализма, завершившимся утверждением человеческого коллективизма.

Хотя человек всегда был объектом пристального внимания в философии, в XX в. было выдвинуто предложение о необходимости особой философской науки, ориентированной на познание человека – так называемой философской антропологии. Один из ее основателей М. Шелер утверждал, что все главные вопросы философии сводятся к вопросу о том, что такое человек и какое положение занимает он в мире. Исходная проблема философской антропологии – проблема становления человека.

3.2. Становление человека

Алексей Машенцев, Виктор Ильин - Философия в схемах и комментариях

По ископаемым останкам древних существ палеонтологи составили общую картину эволюции, приведшей к человеку. Проведенные биохимические исследования человека и человекообразных обезьян (шимпанзе, горилла) показали незначительную генетическую разницу между ними. Уточнены временные параметры. Считается, что расщепление эволюционной ветви (от общих предков к человеку и человекообразным обезьянам) произошло около 5 млн лет назад.

Идея об общности человека и высших обезьян высказывалась давно, но признание ее проходило с большим трудом, вызывая яростные возражения, прежде всего церковников. В прошлом веке оживленную дискуссию вызвала книга Ч. Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871). Дарвин сопоставил по ряду свойств человека и животных, что и сегодня вызывает значительный интерес. У Дарвина намечен подход к пониманию человека как биосоциального существа. Диалектико-материалистическая философия с учетом достижений современной науки также утверждает двойственную, биосоциальную природу человека. В решении проблемы становления человека и общества она исходит из следующих принципиальных положений.

• Решающую роль в становлении человека сыграл труд.

• Становление человека и общества – переход от биологической формы движения материи к социальной. При этом, конечно, биологическая форма движения не исчезает, а в диалектическом смысле "снимается" социальной.

• После становления человека его развитие протекает под определяющим влиянием социальных факторов.

Первоначально как орудия труда использовались природные предметы: палка, камень. Используя первые "естественные" орудия, человек становится в новые отношения с природой; в его распоряжении оказалась новая сила.

Применение нашими предками "естественных" орудий открывало возможности разнообразных видов деятельности, ухода от узкой специализации. С возникновением зачатков трудовой деятельности развивалась нервная система, развивалась гибкая, приспособленная к захватыванию различных предметов рука, осуществлялся переход к постоянному передвижению на задних конечностях. Употребление первых орудий труда содействовало вызреванию социальных связей. Специфику образа жизни начинают определять не биологические, а социальные отношения. У человека формируются социально обусловленные потребности.

На следующем этапе совершается переход от "естественных" орудий труда к искусственным. С изготовлением орудий труда началось то, чего нет в мире животных, – материальное производство.

3.3. Происхождение сознания

Алексей Машенцев, Виктор Ильин - Философия в схемах и комментариях

Одна из важнейших проблем философской антропологии – проблема происхождения сознания. Выявление природы сознания, решение вопроса о его связи с материальными явлениями – вопрос огромной важности не только в теоретическом, но и в практическом отношении; выяснение зависимости протекания психических процессов от объективных условий открывает возможности направленного изменения сознания людей.

Познание сознания сталкивается с рядом трудностей. Дело в том, что сознание нам непосредственно не дано. Образы, возникающие в мозге, внешне не наблюдаемы. Внешне можно наблюдать поведение человека, его эмоции, его речь; при исследовании мозга можно наблюдать происходящие в нем физиологические процессы. Но наблюдать, даже с помощью приборов, сознание невозможно. Образы в сознании не обладают теми материальными свойствами, которые есть у отражаемых этими образами объектов (так, огонь жжет, образ огня в сознании этим свойством не обладает). Поэтому получается, что когда изучается физиологическая деятельность мозга, поведение человека, эмоции, речь, то изучается непосредственно не само сознание, а его материальное основание и его материализация в деятельности человека. В этом случае о сознании можно судить косвенно, опосредованно.

Особым способом изучения сознания является самонаблюдение (интроспекция) за собственной духовной жизнью. При этом, правда, есть специфическое затруднение. Так, например, если мы начнем анализировать свои эмоции или мысли, то они в ходе этого анализа начинают исчезать (мысль о мысли вытесняет саму мысль).

Алексей Машенцев, Виктор Ильин - Философия в схемах и комментариях

Однако при всех трудностях в понимании сознания для дальнейшего разговора о нем и его происхождении нужно попытаться дать хотя бы неразвитое, рабочее определение сознания. В диалектико-материалистической философии развивается определение сознания, включающее указание на две его основные функции: отражающую и управляющую. Конкретизируя этот подход, можно предложить следующее определение: сознание – это способность человека отображать материальные объекты в идеальных образах и целенаправленно регулировать свои взаимоотношения с этими объектами. Здесь нужно оговорить, что такое определение сознания несколько сужает его содержание, поскольку сознание оперирует не только образами материальных объектов, но и создает различные образы, прямо не связанные с отражением материальных объектов. Однако дело в том, что исходные образы сознания – это именно образы материальных объектов.

Сознание – свойство высокоорганизованной материи. Будучи специфическим свойством высокоорганизованной материи, оно имеет в материи свои объективные основания.

При объяснении происхождения сознания человека некоторые философы прошлого (впрочем, такие имеются и сегодня) предполагали, что сознание как бы "разлито" по всей природе, что вся материя "одушевлена" (эта точка зрения называется "гилозоизм"). Между сознанием, присущим всем природным объектам, и сознанием человека имеется лишь количественное различие. Гилозоистическая концепция ошибочна в целом, но в ней есть рациональный момент – о предпосылках нашего сознания в природе.

В. И. Ленин выдвинул идею об отражении как всеобщем свойстве материи. "Логично предположить, – писал Ленин, – что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения". В ходе развития диалектико-материалистической философии и науки идея об отражении как всеобщем свойстве материи получила свое обоснование и конкретизацию.

Отражение связано с взаимодействием объектов. Без взаимодействия не может быть отражения. Вместе с тем отражение не тождественно взаимодействию. Специфика отражения раскрывается в следующих моментах.

• Способность материальных объектов воспринимать те или иные воздействия окружающей среды. Этот момент отражения можно назвать "отражение-воспринимание".

• Изменение объекта в результате воздействия на него других объектов. Специфика этого изменения зависит от характера внешнего воздействия и внутреннего содержания отражающего объекта. Назовем этот момент "отражение-изменение".

• Способность объекта сохранять в себе результаты воздействий. Структурные особенности воздействующего объекта воспроизводятся в содержании отражающего объекта. Так, благодаря индукции и резонансу в различных акустических и магнитных явлениях особенности структуры одних систем "передаются" и "запоминаются" другими. Назовем этот момент "отражение-след".

• Способность объектов определенным образом реагировать на внешние воздействия. Здесь нужно заметить, что реакция объекта зависит от его "истории", его "запомнившихся" прошлых взаимодействий со средой. Назовем этот момент "отражение-реакция".

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема. Философская антропология.

Задание. Законспектировать в соответствии с вопросами:

1. Проблема человека в истории философской мысли.

2. Важнейшие понятия философской антропологии: индивид, индивидуальность, личность.

3. Проблема антропосоциогенеза. Природная основа и социальная сущность человека.

4. Проблема жизни и смерти. Смысл жизни.

Читайте также: