Проблемы северного ледовитого океана кратко

Обновлено: 04.07.2024

Целью настоящей курсовой работы является установление социально-экономического и экологического положения вод Северного Ледовитого океана в настоящее время, определение основных экологических и социальных проблем при его освоении, определение социально-экономического значения Северного Ледовитого океана и перспектив экономического развития региона.
Для достижения данной цели в ходе исследования поставлены следующие задачи:
- дать краткую характеристику географического положения Северного Ледовитого океана;
- проанализировать этапы его исследования и освоения;
- установить социально-экономическое значение Северного Ледовитого океана в настоящее время;

Содержание

дение
1. Социально-экономическая ситуация в Северном Ледовитом океане
1.1 Географическое положение Северного Ледовитого океана
1.2 Исследование Северного Ледовитого океана
1.3 Социально-экономическая ситуация в Северном Ледовитом океане в настоящее время
1.4 Транспортные пути – историческая ценность Северного Ледовитого океана
2. Экологическая ситуация в Северном Ледовитом океане
2.1 Экологическая ситуация в Северном Ледовитом океане на современном этапе
2.1.1 Морские биологические ресурсы
2.2 Экологические проблемы Северного Ледовитого океана в ближайшем будущем и их последствия
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Проблемы Северного Ледовитого океана.doc

За время существования СССР исследования Северного морского пути велись очень активно и всеми возможными средствами (ледоколы, гражданские и военные корабли, подводный флот, авиарейсы, дрейфующие полярные станции и т. д.).

Сегодня Северный морской путь — кратчайший морской путь между Дальним Востоком и Европейской частью России, главная судоходная магистраль России в Арктике. Путь проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово). Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км.

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если, например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12840 миль, то Северным морским путём — только 5770 миль.

Главное препятствие для прохода судов — лед. Продолжительность навигации — лишь 2-4 месяца в год (на отдельных участках дольше, но с помощью ледоколов). Однако несмотря на это, несомненно, судоходство по Северному морскому пути является довольно выгодным мероприятием для российских судов, по сравнению с их проводкой по морскому пути через Суэцкий канал, протяженность которого более чем в два раза превышает протяженность Северного морского пути.

Судьба Севморпути в значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов. В качестве значительных клиентов Севморпути могут оказаться собственники уникального Штокмановского месторождения нефти и газа с запасами свыше трёх триллионов кубометров газа, Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции с месторождениями, прежде всего Приразломным, северо-онежских бокситов, полиметаллов и марганца на архипелаге Новая Земля.

Вторым важнейшим транспортным путем Северного Ледовитого океана является Северо-Западный проход (Приложение 3) – от англ. Northwest Passage. Это морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг. Северо-Западный проход соединяет Атлантический и Тихий океаны. Различные острова архипелага отделены друг от друга и от канадского побережья группой арктических водных путей, которые имеют собирательное название Северо-Западные пути. Впервые проход был исследован Руалем Амундсеном в 1903-1906 гг. [8]

В сентябре 2007 года Европейское космическое агентство заявило, что область арктического морского льда сократилась до минимального уровня за промежуток около 30 лет спутниковых наблюдений, что сделало северо-западный проход судоходным. Канадское правительство заявило о том, что этот проход входит в территориальный воды Канады, что, впрочем, неоднозначно принимается международным сообществом и может затруднить будущее международное судоходство.

Таким образом, с экономической точки зрения воды Северного Ледовитого океана приобрели свою значимость уже в начале XX века, когда стали осуществляться постоянные проводки кораблей с помощью ледоколов по Северному морскому пути. Чуть позднее такую же значимость с экономической точки зрения приобрела и вторая транспортная нить – Северо-Западный путь, который стал судоходным благодаря процессу таяния ледников в последнее время.

Однако, если в отношении Северного морского пути в мировом сообществе все ясно и споров о его вхождении в территориальные воды Российской Федерации не возникает, то Северо-Западный путь остается предметов жарких дискуссий в мировом сообществе и его судьбу еще предстоит решить.

Вторым вопросом мирового масштаба в отношении вод Северного Ледовитого океана в настоящее время является раздел его шельфа на зоны влияния государств, граничащих с водами этой акватории.

Шельф (англ. shelf), континентальный шельф, материковая отмель, выровненная часть подводной окраины материка, примыкающая к суше и характеризующаяся общим с ней геологическим строением (Приложение 4).

Соперничество за арктический шельф разворачивается между восемью прибрежными государствами региона – США, Россией, Канадой, Исландией, Норвегией, Швецией, Финляндией и Данией, которая контролирует Гренландию.

Рост интереса к арктическим областям ведет к усилению политической напряженности из-за их статуса. В начале 1950-х годов канадское правительство учредило посты полиции и для подтверждения своего суверенитета построило в высокоширотной Арктике два эскимосских поселения, Резольют и Грис-Фьорд. Суверенитет Канады над акваториями между островами Канадского Арктического архипелага оспаривался США.

Экономические интересы, которые прежде концентрировались в основном на промысле морских животных, постепенно переместились в область разведки полезных ископаемых, особенно нефти и природного газа. В 1970-х и 1980-х годах Норвегия, СССР, США, Канада и Дания приступили к реализации широкомасштабных программ исследования природных ресурсов. Огромные проекты были осуществлены в СССР, а вслед за открытием крупного нефтегазоносного бассейна на севере Аляски был сооружен Трансаляскинский нефтепровод. В Канадской Арктике были внедрены современные технологии извлечения больших объемов нефти и газа, однако затем добычу пришлось резко свернуть, так как мировые цены на энергоносители опустились ниже минимального уровня, при котором применение дорогостоящего оборудования оправдано с экономической точки зрения.

Сейчас, когда из-за глобального потепления в Арктике начали таять льды, местные запасы нефти и газа становятся доступнее для добычи. По оценкам ученых, под полярной шапкой может залегать до 25% мировых запасов углеводородов. Кроме того, через Арктику пролегает Северный морской путь – самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию. Опять же, с учётом потепления он становится и самым удобным для перевозки углеводородов с арктических месторождений, о чем было сказано выше. Поэтому очень важно, кто именно контролирует арктический шельф.

Если России удастся доказать свои претензии, она получит права на разработку огромных месторождений нефти и газа на треугольнике Чукотка-Мурманск-Северный Полюс (площадь – 1,2 млн кв. км).

Ничего удивительного в намерениях датчан нет – хребет проходит под всем океаном от Гренландии до России.

В настоящее время эта проблема практически решена – стали возможным проведение таких работ на глубинах до 6000 метров, что стало причиной возникновения международных споров по поводу деления водных территорий Северного Ледовитого океана, который в свете возрастания цен на энергоносители становится все более значимым регионом на Земле, где расположены огромные неразработанные залежи нефти и природного газа.

Характерно, что даже прибрежная морская зона появилась только в начале XX века. Сначала трехмильная. После Второй мировой войны – 12-мильная. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года, все открытые и могущие быть открытыми земли и острова в полярном секторе (от границы с Норвегией до полюса и от полюса до восточной оконечности СССР) были объявлены собственностью СССР. Принадлежность морских пространств в те времена никого не интересовала.

В своей ИЭЗ страна имеет эксклюзивное право на добычу природных ресурсов (например, рыбы и других морепродуктов), а контроль над шельфом дает ей такое же право на разработку минеральных ресурсов морского дна. Статья 76 конвенции автоматически устанавливает границы шельфа в 200 морских милях, то есть границы ИЭЗ и шельфа в этом случае совпадают.

Однако в той же статье есть важное уточнение: государство имеет право претендовать на шельф, простирающийся за 200-мильную границу. Для реализации этого права стране необходимо подать заявку в специальный международный орган – Комиссию ООН по границам континентального шельфа. Если заявку признают обоснованной, то государство может расширить границы шельфа. В этом случае расширяется именно континентальный шельф, а не ИЭЗ: за 200-мильной зоной прибрежное государство имеет право регулировать добычу минеральных ресурсов, но не может ограничивать права третьих стран на рыболовный промысел.[10]

Пока ни одна страна мира не получила от Комиссии ООН права на владение шельфом, выходящим за пределы 200 морских миль. Желающим расширить свои морские владения странам отведен определенный срок: тем, кто присоединился к конвенции до 13 мая 1999 года (как Россия), следует подать заявку до 13 мая 2009 года. Другим странам предоставляется срок 10 лет с момента ратификации конвенции. Норвегия присоединилась к конвенции в декабре 2006 года, Канада – в ноябре 2003 года, Дания – в ноябре 2004 года, а США документ вообще не ратифицировали, игнорируя тем самым нормы международного права (как и с Киотским протоколом).

Хозяйственное вмешательство человека в экологические системы морей Северного Ледовитого океана обострило здесь ситуацию, особенно в последние годы. Главная причина — непомерная нагрузка на хрупкие и трудно восстанавливаемые аквальные комплексы северных морей. Темпы освоения окраинных морей Евразии значительно выше, чем в большинстве береговых регионов. С середины 30-х гг. XX в. — начала освоения Северного морского пути — произошло активное наступление человека на природу северных морей. Расширение производства на берегах увеличило загрязнение вод, сокращение биологических ресурсов и т. д. В настоящее время проблемы Северного Ледовитого океана сводятся к следующим:

перелов морепродуктов (моллюсков, ракообразных, рыбы), непомерная добыча морского зверя (тюленей, моржей);

большое шумовое загрязнение (нарушение тишины постоянными пневмовзрывами — гидроудары, электроразряды, геофизическая разведка, шум двигателей судов);

загрязнение акваторий нефтью, нефтепродуктами, ядохимикатами, мусором с берега и кораблей, сброс бытовых стоков;

повышенный радиоактивный фон (особенно в европейском секторе), захоронение радиоактивных отходов (например, на Новой Земле);

кислотные дожди, выпадающие на поверхность морей.

Необходимо провести целый ряд мероприятий:

внедрение ежемесячного мониторинга за состоянием вод и дна океана;

дооборудование кораблей средствами радиоактивной защиты;

полная очистка промышленных и бытовых стоков;

увеличение количества кораблей-нефтеуборщиков;

ликвидация кладбищ судов в морях и заливах;

ликвидация могильников радиоактивных веществ на Новой Земле.

Определенные меры в Арктике проводятся по созданию прибрежных и морских заповедников и резерватов — наиболее эффективной формы охраны природы. Создаются регионы с марикультурой: плот-коллектор с личинками мидий в Белом море; разведение на искусственном грунте морской капусты в Баренцевом море.

В перспективе в Арктике предполагается определенная политика природопользования:

развитие ветровой и приливной энергетики с целью использования ее для извлечения ряда химических элементов из морской воды;

дальнейшее развитие морского транспорта и нефтеразработок в Норвежском море и у берегов Аляски;

строительство нефтехимических заводов в портах;

разведение марикультур на шельфе;

создание морских заповедников и заказников на о-вах Земли Франца-Иосифа, Северной Земле. На Мурманском побережье и о-ве Врангеля намечается создание геосистемных полигонов.

Уникальная природа Арктики остается относительно нетронутой. Эта экологическая зона очень богата такими природными ресурсами, как углеводороды и рыбные запасы. Однако в результате загрязнения окружающей среды и изменения климата она находится под усиленным давлением.

Экология Северного Ледовитого океана

Арктика является ключевым фактором, влияющим на весь мировой океан и климатическую систему планеты в целом. Влияние изменения климата на Арктику уже сейчас становиться очевидным и продолжение растущих негативных тенденций скоро будет иметь катастрофические последствия, как для Арктики, так и для всей окружающей среды в глобальном масштабе.

Ключевые экологические проблемы, которые требуют срочного внимания:

1. Загрязнения быстро распространяются на большие расстояния

В арктические воды Северного Ледовитого океана сбрасывается огромное количество различных загрязняющих веществ от промышленности (производство энергии, сельского хозяйства и других видов деятельности человека). Особую обеспокоенность вызывают загрязнения органического происхождения и ртуть. Вредные вещества концентрируются в толстых жировых тканях арктических животных, которые так необходимы им для изоляции от холода и запаса энергии. Также, стоит отметить и тот факт, что люди потребляют продукцию, производимую из этих же животных.

2. Влияние экономического развития на экосистему

Увеличение объемов разведки нефтяных залежей, газа и полезных ископаемых, а также судоходства и туризма негативно сказывается на очень хрупкой арктической среде. Важно четко понимать и вести эффективную политику по управлению такими рисками.

3. Арктика играет важную роль в процессах глобального потепления

Изменение климата на планете в первую очередь можно наблюдать в зоне арктических пустынь . Поскольку именно Арктика помогает регулировать мировую температуру, то чем больше тает арктических льдов, тем теплее становится наш мир.

Факты изменения климата / Северный Ледовитый океан

Факты изменения климата Северный Ледовитый океан

1. Таяние льда ускоряет изменение климата

Глобальное потепление вызывает таяние льдов, которые отражают солнечный свет, а вода наоборот его поглощает. Когда лед в Арктике тает, – океаны вокруг него поглощают еще больше солнечного света и сильнее нагреваются, в результате чего наша планета становится теплее.

Сейчас изменения температуры поверхности арктической зоны имеют более значительное влияние, чем где-либо еще на планете. Согласно данным Национального центра США по изучению снега и льда, за последние 50 лет температура воды в Арктике повысилась на 2–3 градуса. Данная информация показывает, что изменение климата на Северном полюсе уже стало реальностью, и напрямую влияет на ледяной покров.

Прогнозируемое повышение глобальной температуры на 4°C к 2100 году приведет к повышению температуры воды Северного Ледовитого океана до отметки 8°C, что будет иметь драматические последствия для ледяного покрова и зоны вечной мерзлоты.

2. Уровень океана повышается

За последнее столетие средний уровень мирового океана поднялся на 15 – 20см. Ожидается, что в ближайшем будущем, таяние арктических льдов еще больше будет ускорять подъем уровня воды. По оценкам некоторых экспертов, уже к 2100 году уровень мирового океана поднимется на 7 метров, что приведет к затоплению крупных прибрежных городов и даже некоторых стран, расположенных на островах, что вызовет огромные разрушения и серьезные убытки.

3. Нефть в Арктике

Хорошая новость состоит в том, что шанс уменьшить ущерб все еще есть. Предотвращая массовое бурение нефтяных скважин, мы можем защитить этот важный для всего человечества регион от разрушения его экосистемы и повлияем на климат Земли в целом. Наша планета слишком уж драгоценна, чтобы использовать ее только как средство получения прибыли.

Критически важно для сохранения хрупкого баланса климата и экосистемы является то, чтобы регион Северного Ледовитого океана навсегда был закрыт для всех нефтяных компаний с запретом на бурение скважин.

4. Как ликвидировались разливы нефти в Арктике?

Ни одна нефтяная компания еще не ликвидировала полностью крупные разливы нефтепродуктов. В 1989 году Exxon Valdez разлил 41,64тыс.м 3 нефти в проливе Принца Уильяма на Аляске. Компания потратила 2 миллиарда долларов на то, чтобы очистить океан от нефтяного пятна. Как результат – собрано менее 7% нефти.

В 2010 году, в результате крушения судов компании BP Horizon, было вылито около 31,8млн.м 3 . Из них только около 8% было ликвидировано. Экстремальные погодные условия, в том числе и 15-20 метровые волны ледяной воды, еще больше затрудняют реагирование спасателей в случае разлива нефти в водах Северного Ледовитого океана. Ближайшие станции реагирования в большинстве случаев находятся за тысячи километров от места аварии.

5. Тающий лед

Тающий лед

В отличие от Антарктиды, скорость и масштабы таяния арктических льдов уже достигли рекордных размеров: в июле 2018 года НАСА сообщило, что 97% замерзшей поверхности Гренландии постепенно тает. Летом 2018 года арктический ледяной покров достиг своей минимальной площади – 3млн.км 2 по сравнению со средним показателем последних 50 лет- в 6,5млн.км 2 . Международная исследовательская группа по изменению климата (IPCC) первоначально предсказывала, что ледяной покров Арктики полностью исчезнет к 2060 году. Но в их последнем отчете уже говорится о более ранних сроках. И называется примерно 2025 год.

6. Окисление океана

Это основное климатическое явление, непосредственно связанное с повышением уровня CO2 в атмосфере нашей планеты. С начала индустриальной эры окисление океана увеличилось на целых 30%, достигнув уровня, сопоставимого с уровнем мирового океанов более 55млн. лет назад. Поскольку холодные воды арктической зоны поглощают больше CO2, чем океаны в тропических и умеренных регионах то особенно страдает Северный Ледовитый океан, так как площадь поверхности, поглощающая CO2, увеличивается по мере таяния льда и уменьшается, когда вода покрывается льдом.

Каковы последствия окисления океана? Среди прямых рисков можно назвать – исчезновение многих видов, которые просто не выживут при таком быстром повышении уровня pH в воде.

Подкисление также вызывает изменение в разделении воды по разным слоям из-за разницы в температуре, солености и кислотности с непредвиденными последствиями для всей экосистемы. Фундаментальные исследования этого явления в Северном Ледовитом океане необходимы для того, чтобы помочь нам понять эти изменения, смягчить их негативное влияние и адаптироваться к ним.

7. Природные ресурсы

Арктика чрезвычайно богатый регион, но полезные ископаемые в значительной степени остаются неиспользованными. Затраты на их добычу, бурение нефтяных и газовых месторождений на Крайнем Севере все еще очень высоки, и существуют огромные риски крупных экологических бедствий. Однако из-за повышения температуры воды в мировом океане и таяния льда ситуация стремительно меняется. Огромные запасы ископаемого топлива в Арктике неизбежно будут использоваться, особенно в нынешний период роста цен на энергоносители во всем мире, а также учитывая факт открытия все больше новых судоходных маршрутов, облегчающих доступ в регион.

Драгоценные ресурсы Арктики востребованы как государственными, так и частными энергетическими корпорациями со всего мира и становятся важным фактором в геополитической игре между странами, граничащими с регионом.

Сегодня Арктика – это не только горячая точка биоразнообразия, но и площадка для сложных международных переговоров. Тающий ледяной покров открывает новые морские пути для экономической деятельности – освоения природных ресурсов, торговли и туризма. Стремление к мирному и устойчивому управлению в арктическом регионе само по себе является сложной задачей, которую нужно решать и, чем быстрее, тем лучше для экосистемы, как этого региона, так и климата на планете.

Энергетическая безопасность (США), финансирование сырьевой экономики (Россия), интерес к рыболовству (Норвегия) и независимость (Гренландия) – вот лишь некоторые из важных и самых обсуждаемых вопросов в переговорных процессах.

Пути решения экологических проблем океана

Пути решения экологических проблем океана

1. Прекратить добычу нефти

Ради людей, животных, рыб и различных живых организмов, для которых Арктика стала их домом, мы должны навсегда оставить нефть этого региона в земле. А если еще говорить о глобальном потеплении и изменении климата, то можно с уверенностью сказать, что не существует безопасного способа добычи нефти в Северном Ледовитом океане.

Единственный способ предотвратить разрушительное влияние бурения, добычи и транспортировки нефти – раз и на всегда положить конец зависимости от ископаемого топлива или, по крайней мере, запретить на мировом уровне ее добычу в арктической зоне.

2. Как не разрушить Арктику?

Столкнувшись с разными экономическими интересами арктических стран, они должны помнить о чрезвычайной экологической ситуацию и важности Арктики для глобальной ситуации с климатом на Земле. В то же время мы должны признать, что требования полного отстранения от Арктики в экономическом смысле на сегодняшний день утопичны, и их невозможно достичь в нынешней мировой политической ситуации.

Как и в случае с Антарктидой несколько десятилетий назад, Арктика не только может, но и должна стать местом коллективного согласия для установления мирного и устойчивого управления ее ресурсами. Оно должно быть основано на принципе общих интересов всех стран и народов (особенно коренных жителей региона) и оправдывать важность региона для всего живого на нашей голубой планете.

Сегодня, как никогда раньше, необходимы научные исследования для понимания климатических и экологических проблем. Изучение Северного Ледовитого океана действительно может предоставить важную информацию для прогнозирования последствий глобального потепления и мотивации необходимых действий людей для их минимизации.

Проект ''Экология жизни'' создан для тех, кто ценит и хочет сохранить свое здоровье и планету, на которой мы живем! Мы любим природу и эко жизнь!

Северный Ледовитый океан – самый небольшой из всех океанов на Земле. В своем роде он является исключительным, ибо находится в пределах северного полярного круга в области распространения льдов. Но в то же время, он до сих пор остается мало изученным.
Целью работы является определение основных экологических проблем Северного Ледовитого океана.

Содержимое работы - 1 файл

Охрана природы.docx

Доклад на тему:

Экологические проблемы и

загрязнение Северного Ледовитого океана.

Географического факультета 322 группы

Северный Ледовитый океан – самый небольшой из всех океанов на Земле. В своем роде он является исключительным, ибо находится в пределах северного полярного круга в области распространения льдов. Но в то же время, он до сих пор остается мало изученным.

Лишь теперь, на современном этапе развития человеческого опыта все большее значение придается именно этому океану. Благодаря научно-техническому прогрессу у человека появилась возможность исследовать океанические глубины в самых крайних широтах, что еще до недавнего времени являлось невозможным. По мнениям многих ученых технологии глубоководного бурения на сегодняшний день – самое сложное, что есть на Земле. Строительство платформы на базе ледокола – вообще новый шаг в освоении бездны. Но чем больше идет освоение, тем больше становится экологических проблем.

Целью работы является определение основных экологических проблем Северного Ледовитого океана.

Экологические проблемы Северного Ледовитого океана.

Экологическая ситуация в водах Северного Ледовитого океана далека от благоприятной. В настоящее время перед мировым сообществом встала проблема решения сразу нескольких экологических проблем, связанных с Северным Ледовитым океаном. Первая проблема – массовое истребление морских биологических ресурсов, исчезновение некоторых видов морских животных, обитающих в условиях крайнего Севера. Вторая проблема мирового масштаба - повсеместное таяние ледников, оттаивание почвы и переход ее из состояния вечной мерзлоты в размороженное состояние. Третья проблема - засекреченная деятельность некоторых государств, связанная с испытаниями ядерного оружия. Именно засекреченный характер подобных мероприятий и затрудняет установление истинной картины экологической ситуации в водах Северного Ледовитого океана.

В настоящее время воздействие человека стало поистине опустошающим: за первые тридцать лет XX в. численность карибу в Северной Америке сократилась с 3 млн. до 200 тыс. голов. В Северной Сибири оказался на грани исчезновения ценный пушной зверь соболь, которого удалось спасти, только взяв под охрану закона. Во многих северных районах Канады в результате активности первооткрывателей и скупщиков пушнины была почти уничтожена популяция мускусного быка. В конце концов овцебык, северный морской котик и калан были взяты под охрану и выжили, однако морская корова Стеллера истреблена полностью. Охота на белого медведя и моржей запрещена. В арктических экосистемах поддерживается чрезвычайно хрупкое равновесие, которое можно очень легко нарушить.

Хотя в настоящее время ситуация несколько стабилизировалась, будущее китов остается неясным. Возникла также угроза истребления популяций нарвалов и моржей, которые стали объектами неконтролируемой охоты ради их клыков. Падение цен на шкуры тюленей и значительное снижение уловов рыбы стали причиной больших экономических трудностей во многих промысловых общинах Канады и Гренландии.

Из других характеризующих черт экологического состояния вод нынешнего Северного Ледовитого океана и его побережий следует выделить следующие – начавшееся постоянное таяние ледников и угроза радиационной катастрофы.

Так, в конце августа – начале сентября 2007 года в восточной части Северного Ледовитого океана стали быстро таять льды. Только за первую неделю сентября исчез ледовый покров, по площади в два раза превышающий территорию Великобритании. Западные экологи утверждают, что процесс размораживания Арктики вошел в необратимую фазу и к 2030 году океан будет открыт для судоходства.

Между тем процесс таяния продолжается, чем изрядно беспокоит экологов. В этом случае может пострадать фауна региона. К примеру, белые медведи могут жить и питаться только на льду. А поскольку летние льды отступают все дальше на север, в некоторых колониях животных уже наблюдается голод. Из-за чего в ближайшие годы популяция медведей может существенно сократиться.

Кроме таяния льдов и уничтожения популяции многих видов морских животных воды Северного Ледовитого океана долгое время испытывают на себе последствия испытаний ядерного оружия СССР и США.

В связи с будущей экономической разработкой глубин Северного Ледовитого океана в настоящее время на международном уровне встает вопрос об улучшении и стабилизации экологического состояния данного региона.

Решение этой проблемы видится только на глобальном (мировом) уровне, ибо отдельно взятой стране как с физической, так и с юридической точки зрения решить ее не удастся.

Однако, решение этой проблемы явно затруднено в настоящее время тем фактом, что некоторые государства в погоне за залежами углеводородного сырья заняты делением континентальных шельфов. При этом они неосмотрительно откладывают решение экологических проблем вод Северного Ледовитого океана на неопределенный срок, ограничиваются лишь констатацией фактов возникновения угрозы той или иной экологической катастрофы.

Если одну из экологических проблем – уничтожение некоторых видов морских животных – удалось решить еще в конце XX века путем установления запретов и ограничений на их истребление, то остальные проблемы – радиационное загрязнение, таяние льдов – до сих пор остаются нерешенными.

Кроме того, в свете будущей экономической деятельности, направленной главным образом на разработку глубинных залежей углеводородного сырья, видится наступление еще одной экологической проблемы для вод океана. Ведь установлено, что океанические воды, расположенные вблизи нефте- и газодобывающих платформ далеки от идеального состояния в экологическом плане. Более того, такие территории можно отнести к экологически опасным. А если учесть, что к моменту окончания процесса международного раздела континентального шельфа Северного Ледовитого океана уровень технологий уже даст возможность добывать нефть на любых глубинах, можно представить, сколько одновременно будет построено таких платформ в водах океана. При этом под большим сомнением останется положительное решение экологического вопроса деятельности таких платформ, ведь к тому времени континентальные запасы углеводородного сырья будут практически исчерпаны, цены на него вырастут еще больше, а добывающие компании будут гнаться за объемами добычи прежде всего.

Северный Ледовитый океан стремительно набирает баллы в своей экономической важности всего мирового сообщества. Поэтому нынешняя экономическая ситуация в данной акватории является нестабильной и, как видится, исходя из положений Конвенции ООН по морскому праву и требований Комиссии ООН по границам континентального шельфа, будет продолжаться оставаться таковой еще как минимум десять лет.

И если одну из экологических проблем – уничтожение некоторых видов морских животных – удалось в определенной мере решить еще в конце XX века путем установления запретов и ограничений на их истребление, то остальные проблемы – радиационное загрязнение, таяние льдов – до сих пор остаются нерешенными. Кроме того, к уже имеющимся экологическим проблемам в ближайшем будущем может добавиться еще одна – загрязнение вод океана вследствие развития нефте- газодобывающей промышленности на территории океана. Решение же этих проблем возможно только в совокупности, путем изменения своего отношения к региону всего мирового сообщества, а в особенности тех стран, которые заняты в настоящее время дележкой вод Северного Ледовитого океана. Именно они, как будущие хозяева определенных территорий должны в первую очередь обратить внимание на экологическое состояние региона. Мы же наблюдаем с их стороны деятельность, которая направлена лишь на изучение геологической природы дна океана с целью удовлетворения своих экономических интересов.

Читайте также: