Международная конвенция это кратко

Обновлено: 06.07.2024

Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним составляют ядро международного гуманитарного права - отрасли международного права, которая регулирует ведение вооруженных конфликтов и стремится ограничить их последствия. Они, в частности, защищают людей, которые не принимают участия в военных действиях (гражданских лиц, врачей и медсестер, гуманитарных работников), или тех, кто перестал принимать участие в военных действиях, например, раненых, больных и потерпевших кораблекрушение солдат, а также военнопленных.

Конвенции и Протоколы призывают принимать меры к тому, чтобы предотвратить любые нарушения права или положить им конец. В них содержатся строгие нормы относительно так называемых "серьезных нарушений". Лиц, ответственных за серьезные нарушения, следует разыскивать, судить или выдавать другой стране вне зависимости от их гражданства.

Женевские конвенции 1949 г.

Первая Женевская конвенция защищает раненых и больных солдат во время войны на суше

Эта Конвенция является четвертым переработанным вариантом Женевской конвенции о раненых и больных; предыдущие были приняты в 1864, 1906 и 1929 гг. В Конвенции 64 статьи, которые предусматривают защиту раненых и больных, а также медицинского и духовного персонала, медицинских формирований и санитарно-транспортных средств. Конвенция также признает отличительные эмблемы. В двух приложениях к Конвенции содержатся проект соглашения о санитарных зонах и форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.

Вторая Женевская конвенция защищает раненых, больных и потерпевших кораблекрушение военнослужащих во время войны на море

Эта Конвенция заменила Гаагскую конвенцию 1907 г. о применении принципов Женевской конвенции к морской войне. По своей структуре и содержанию она во многом повторяет положения Первой Женевской конвенции. В ней 63 статьи, специально предназначенные для применения к войне на море. К примеру, она защищает госпитальные суда. В единственном приложении содержится форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.

Третья Женевская конвенция применяется к военнопленным

Эта конвенция заменила Конвенцию о военнопленных 1929 г. В ней 143 статьи, тогда как в Конвенции 1929 г. было всего лишь 97. Был расширен перечень категорий лиц, имеющих право на статус военнопленных, в соответствии с Конвенциями I и II. Получили более четкое определение условия и места содержания в плену, в частности, в том, что касается труда военнопленных, их финансовых средств, получаемой ими гуманитарной помощи и возбуждаемого против них судебного преследования. Конвенция устанавливает тот принцип, что военнопленные должны быть без промедления освобождены и репатриированы после окончания активных военных действий. К Конвенции имеется пять приложений, содержащих различные типовые соглашения, правила, удостоверение личности и образцы карточек.

Четвертая Женевская конвенция предоставляет защиту гражданским лицам, в том числе на оккупированной территории

Женевские конвенции, принятые до 1949 г., касались только комбатантов, но не гражданских лиц. События Второй мировой войны показали, сколь катастрофичны последствия того, что не существует конвенции для защиты гражданских лиц во время войны. В Конвенции, принятой в 1949 г., учтен опыт Второй мировой войны.

Конвенция состоит из 159 статей. В ней содержится короткий раздел, относящийся к общей защите населения от определенных последствий войны, но не касающийся ведения военных действий как такового, - оно будет позже рассмотрено в Дополнительных протоколах 1977 г.

Основная часть положений Конвенции касается статуса лиц, пользующихся защитой, и обращения с ними, различия между положением иностранцев на территории одной из сторон в конфликте и положением гражданских лиц на оккупированной территории. Она проясняет обязательства оккупирующей державы по отношению к гражданскому населению и содержит подробные положения о гуманитарной помощи, оказываемой населению оккупированной территории. В ней также предусмотрены конкретные нормы об обращении с интернированными гражданскими лицами.

Три приложения к Конвенции содержат проект соглашения о санитарных зонах, проект правил, касающихся гуманитарной помощи, и формы карточек.

Общая статья 3

Статья 3, общая для всех четырех Женевских конвенций, стала настоящим прорывом, поскольку она впервые предусматривала нормы, относящиеся к ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов.

Существует много типов подобных конфликтов. Среди них традиционные гражданские войны, внутренние вооруженные конфликты, которые захватывают территорию других государств, или внутренние конфликты, в которые, помимо правительства, вмешиваются третьи государства или многонациональные силы.

Общая статья 3 устанавливает основополагающие нормы, отступление от которых недопустимо. Она напоминает мини-конвенцию в рамках Конвенций, поскольку содержит главные нормы Женевских конвенций в сжатом виде и делает их применимыми к конфликтам немеждународного характера:

  • Она требует гуманного обращения со всеми лицами, находящимися в руках неприятеля, без какого-либо неблагоприятного различия. Она особо запрещает убийство, нанесение увечий, пытки, жестокое, оскорбительное и унижающее обращение, взятие заложников и отсутствие надлежащего судебного разбирательства.
  • Она требует, чтобы раненых, больных и потерпевших кораблекрушение подбирали и оказывали им помощь.
  • Она дает МККК право предлагать свои услуги сторонам в конфликте.
  • Она призывает стороны в конфликте ввести в действие все или часть положений Женевских конвенций путем специальных соглашений.
  • Она признает, что применение этих норм не затрагивает юридического статуса сторон в конфликте.

Учитывая, что сегодня большинство вооруженных конфликтов носят немеждународный характер, применение общей статьи 3 имеет огромное значение. Необходимо полное ее соблюдение.

Когда применяются Женевские конвенции?

Женевские конвенции вступили в силу 21 октября 1950 г.

С каждым новым десятилетием все больше государств ратифицировали Конвенции: в течение 1950-х гг. их ратифицировали 74 государства, в 1960-х – 48 государств, в 1970-х гг. – 20 государств, и еще 20 государств – в 1980-х гг. В начале 1990-х гг., в основном, после распада Советского Союза, Чехословакии и бывшей Югославии, Конвенции ратифицировали 26 стран.

После 2000 г. Конвенции были ратифицированы еще семью странами, таким образом, общее число их участников составило 194, и Женевские конвенции теперь применяются всеми государствами мира.

Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям

В течение двух десятилетий после принятия Женевских конвенций в мире наблюдалось увеличение числа немеждународных вооруженных конфликтов и национально-освободительных войн. В ответ на это в 1977 г. были приняты два Дополнительных протокола к четырем Женевским конвенциям 1949 г. Они усиливают защиту жертв международных (Протокол I) и немеждународных (Протокол II) вооруженных конфликтов и налагают ограничения на средства и методы ведения войны. Протокол II стал первым в истории международным документом, посвященным исключительно ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов.
В 2007 г. был принят третий Дополнительный протокол , который учредил дополнительную эмблему, красный кристалл, обладающую тем же международным статусом, что и эмблемы красного креста и красного полумесяца.

Они охватывают почти любые области, в урегулировании которых заинтересовано не одно, а несколько государств.

Мир

Много значимых документов заключено в рамках военного, гуманитарного, морского, воздушного, экологического и других отраслей права. Что такое конвенция с точки зрения юридической науки? В этой статье вы найдёте ответ.

Конвенция — это.

В узком смысле конвенция – это вид международного договора, обладающего специфическими признаками.

Проблема в том, что последние разнятся в зависимости от конкретного географического региона. Государства могут называть одни акты конвенциями, другие – договорами, третьи – соглашениями только в силу устоявшихся традиций.

ООН выделяет два ключевых критерия для разграничения понятий.

Международные договоры бывают двусторонними и многосторонними. Большинство конвенций – это соглашения с участием более двух государств. Документы открыты к присоединению новых стран.

Рукопожатие

Например, в 2002 году в г.Кишинёве была заключена конвенция о правовой помощи. Один из предметов её регулирования – выдача преступников. В документе участвует большинство стран СНГ (что это?).

В то же время, между Таджикистаном и Индией, то есть двумя государствами, заключён именно договор о правовой помощи по уголовным делам.

Этот критерий вытекает из предыдущего.

Как правило, конвенции принимаются по вопросам, которые имеют значение для всего мирового сообщества.

Вот примеры отношений, входящих в предмет регулирования:

  1. основные права и свободы человека;
  2. международно-правовая ответственность за совершение особо опасных преступлений (актов терроризма, геноцида);
  3. воздушное и космическое пространство;
  4. освоение Арктики; ; пострадавшим в ходе военных действий.

Зал

Другие договоры и соглашения обычно регулируют вопросы регионального характера.

Например, в 2013 году страны СНГ заключили соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции.

Признаки конвенции

Конвенция играет примерно такую же роль в международном праве, как закон в национальном законодательстве.

Она обладает тремя признаками.

    Обязательная юридическая сила.

Государства-участники обязаны соблюдать положения документа (что это?). Обычно они вступают в силу после ратификации (что это?). Если национальный закон и международное соглашение противоречат друг другу, то применению подлежат нормы последнего.

Международный документ регулирует максимальное количество вопросов, связанных с определённой темой.

Транспорт

Например, Венская конвенция 1969 года включает следующие нормы: порядок заключения, вступления в силу, прекращения и приостановления действия внешнеэкономических договоров, признание их недействительными.

Как правило, конвенция закрепляет уже сложившиеся в мировой практике обычаи или подходы к решению определённых вопросов. Такой документ не принимают в целях урегулирования новых общественных отношений.

Виды конвенций

Несмотря на разъяснения ООН на официальном сайте, некоторые юристы выделяют количество сторон как один из критериев классификации (что это такое?). То есть, конвенции бывают многосторонними и двусторонними.

Последние обычно принимают по консульским, транспортным, налоговым и таможенным вопросам. Например, в 2017 году Беларусь и Великобритания подписали конвенцию об избежании двойного налогообложения. В то же время аналогичный документ, заключённый между Беларусью и Россией в 1995 году, называется соглашением.

Другой критерий классификации – географический охват. В соответствии с ним юристы выделяют универсальные, региональные и субрегиональные конвенции.

Наиболее распространено деление международных соглашений в зависимости от предмета регулирования. Примеры самых известных приведены в нижней таблице.

Международные соглашения из разных областей

Название и год принятия конвенцииОбласть общественных отношенийПредмет регулирования
Бернская 1886 годаПравоваяАвторское право
Венская 1969 годаЭкономическаяЗаключение, исполнение и прекращение внешнеэкономических договоров
О биологическом разнообразии 1992 годаЭкологическаяЗащита окружающей среды
Кишинёвская о стандартах демократических выборов 2002 годаПолитическаяИзбирательное право
Женевская 1949 годаВоеннаяЗащита гражданского населения в военное время

Выводы

Итак, конвенция – это официальный международный документ, который комплексно регулирует важную сферу общественных отношений и имеет обязательную силу для государств-участников.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Вообще интересно, у нас Конституция РФ выше международного права, значит, если мы хотим присоединиться к какой-нибудь конвенции, то тут либо вносить изменения в Конституцию, если какие-то положения конвенции ей не соответствуют, либо не ратифицировать, но во втором случае становится непонятно, зачем тогда подписывать конвенцию, раз все равно применять её не будут.

Международные конвенции являются важным элементом международной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма и совместно с рекомендациями ФАТФ создают комплексные международные стандарты в сфере ПОД/ФТ.

Конвенции закладывают основы организации и правового обеспечения национальных режимов в области ПОД/ФТ и закрепляют эффективные механизмы реализации мер в этой области, включая вопросы международного сотрудничества компетентных органов государств.

КОНВЕНЦИЯ (лат. conventio - со­гла­ше­ние) - один из ви­дов до­го­во­ров ме­ж­ду субъ­ек­та­ми ме­ж­ду­народного пра­ва, в ко­то­ром фик­си­ру­ют­ся пра­ва и обя­зан­но­сти го­су­дарств и иных субъ­ек­тов ме­ж­ду­народного пра­ва в по­ли­тической, эко­но­мической, юри­ди­че­ской, эко­ло­гической, во­енной, гу­ма­ни­тар­ной и других об­лас­тях, вклю­чая морское, воздушное и кос­мическое пра­во.

Конвенция как до­ку­мен­ты пуб­лич­но-пра­во­во­го ха­рак­те­ра (см. До­го­вор ме­ж­ду­на­род­ный) воз­ник­ли в XIX веке и пер­во­на­чаль­но бы­ли по­ли­ти­че­ски­ми или кон­сти­ту­ци­он­ны­ми до­ку­мен­та­ми. Осо­бое раз­ви­тие конвенции по­лу­чи­ли в XX веке.

Наи­бо­лее из­вест­ны уни­вер­саль­ные ме­ж­ду­народные конвенции сис­те­мы ООН. Как пра­ви­ло, они при­ни­ма­ют­ся в рам­ках какой-либо ме­ж­ду­народной ор­га­ни­за­ции, а за­тем от­кры­ва­ют­ся для под­пи­са­ния национальными пра­ви­тель­ст­ва­ми. Обя­за­тель­ст­ва, при­ня­тые в рам­ках конвенции, всту­па­ют в си­лу по­сле ра­ти­фи­ка­ции под­пи­сан­но­го до­ку­мен­та, ме­ха­низм ко­то­рой обу­слов­лен национальным за­ко­но­да­тель­ст­вом (напр., в США за ра­ти­фи­ка­цию долж­но про­го­ло­со­вать не ме­нее 2/3 Се­на­та); ряд конвенции пре­ду­смат­ри­ва­ет мак­си­маль­но до­пус­ти­мый срок пред­став­ле­ния конвенции на ра­ти­фи­ка­цию национальным пра­ви­тель­ст­вом; во мно­гих конвенциях их всту­п­ле­ние в си­лу ого­во­ре­но под­пи­са­ни­ем или ра­ти­фи­ка­ци­ей до­ку­мен­та оп­ре­де­лён­ным ми­ни­му­мом стран - чле­нов ме­ж­ду­народной ор­га­ни­за­ции.

Наи­бо­лее об­щие во­про­сы ре­гу­ли­ро­ва­ния конвенции: раз­ви­тие и ко­ди­фи­ка­ция ме­ж­ду­народного пра­ва, ус­та­нов­ле­ние но­во­го уров­ня коо­пе­ра­ции и ин­те­гра­ции ме­ж­ду стра­на­ми. Конвенции мо­гут за­кре­п­лять основные пра­ва че­ло­ве­ка, ра­вен­ст­во воз­мож­но­стей и об­ра­ще­ния: напр., в ген­дер­ном ас­пек­те, пра­ва оп­ре­де­лён­ных групп на­се­ле­ния (ми­гран­тов, ин­ва­ли­дов, национальных мень­шинств); нор­мы, стан­дар­ты или кри­те­рии, ре­гу­ли­рую­щие какую-либо сто­ро­ну жиз­ни об­ще­ст­ва (со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние, труд де­тей и под­ро­ст­ков) или специальную об­ласть че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти (ох­ра­на ок­ру­жаю­щей сре­ды, кол­лек­тив­ные тру­до­вые от­но­ше­ния, ми­нимальные со­ци­аль­ные га­ран­тии). Час­то конвенции по­свя­ще­ны од­но­му пред­ме­ту (напр., Ев­ра­зий­ская па­тент­ная конвенция, 1994 год). Ис­клю­чительное зна­че­ние име­ют конвенции, ус­та­нав­ли­ваю­щие пра­во­вой ре­жим ре­сур­сов Ан­тарк­ти­ки: Кон­вен­ция о со­хра­не­нии мор­ских жи­вых ре­сур­сов Ан­тарк­ти­ки (1980 год) и Кон­вен­ция по ре­гу­ли­ро­ва­нию ос­вое­ния ми­не­раль­ных ре­сур­сов Ан­тарк­ти­ки (1988 год).

Все конвенции со­дер­жат обя­за­тель­ные для вы­пол­не­ния нор­мы или стан­дар­ты, ко­то­рые со вре­ме­нем мо­гут пе­ре­смат­ри­вать­ся для улуч­ше­ния по­ло­же­ния в об­лас­ти, ох­ва­ты­вае­мой конвенции. Они мо­гут из­ме­нять­ся в ре­зуль­та­те пе­ре­смот­ра и вне­се­ния со­от­вет­ст­вую­щих из­ме­не­ний в пер­во­на­чаль­ный текст конвенции или при­ня­тия специальных про­то­ко­лов, до­пол­няю­щих су­ще­ст­вую­щую конвенцию и счи­таю­щих­ся её не­отъ­ем­ле­мой ча­стью. По­сколь­ку в боль­шин­ст­во ме­ж­ду­народных ор­га­ни­за­ций вхо­дят стра­ны с различным кли­ма­том, уров­нем эко­но­мического раз­ви­тия и другими спе­ци­фи­че­ски­ми для дан­но­го го­су­дар­ст­ва ус­ло­вия­ми, эти об­стоя­тель­ст­ва учи­ты­ва­ют­ся в тек­сте са­мой конвенции, что­бы осо­бые ус­ло­вия стран не пре­пят­ст­во­ва­ли их при­сое­ди­не­нию к ней. Осо­бо ого­ва­ри­ва­ют­ся по­ло­же­ния ка­са­тель­но фе­де­ра­тив­ных го­су­дарств, ес­ли в со­от­вет­ствии с кон­сти­ту­ци­он­ной сис­те­мой стра­ны К. боль­ше под­хо­дит для час­тей фе­де­ра­ции. Конвенция не мо­жет за­тра­ги­вать те при­ня­тые в национальном за­ко­но­да­тель­ст­ве по­ло­же­ния, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют на­се­ле­нию бо­лее бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия, чем пре­ду­смот­рен­ные кон­крет­ной ме­ж­ду­народной конвенции. Прин­цип доб­ро­со­ве­ст­но­сти вы­пол­не­ния ме­ж­ду­народных обя­за­тельств - важ­ней­ший из прин­ци­пов ме­ж­ду­нар. пра­ва, рас­про­стра­няе­мый на конвенцию. Для ре­гу­ляр­но­го кон­тро­ля за вы­пол­не­ни­ем ра­ти­фи­ци­ро­ван­ных конвенций ка­ж­дая ме­ж­ду­народная ор­га­ни­за­ция соз­да­ёт специальные по­сто­ян­ные ор­га­ны, а не­ко­то­рые спо­ры по прак­ти­ке ра­ти­фи­ка­ций и другим во­про­сам, воз­ни­каю­щим в от­но­ше­нии дей­ст­вий по конвенции, ре­ша­ет Ме­ж­ду­народный суд.

Осо­бое ме­сто за­ни­ма­ют кон­вен­ции Ме­ж­ду­народные организации тру­да (МОТ), пер­вая из ко­то­рых, об ог­ра­ни­че­нии ра­бо­че­го вре­ме­ни на промышленных пред­при­яти­ях до 8 ч в день, бы­ла при­ня­та в 1919 году. В от­ли­чие от других ме­ж­ду­на­род­ных конвеций, ра­ти­фи­ка­ция кон­вен­ции МОТ с ого­вор­ка­ми счи­та­ет­ся не­при­ем­ле­мой.

Читайте также: