Обычное право это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вопрос о происхождении, характере, содержании и применении норм О.п. различными школами юриспруденции рассматривался по-разному. Последователи исторической школы права (Савиньи, Пухта), провозглашая О.п. первым источником правовой системы любого государства, видели в нем наиболее чистое выражение народного правосознания. Они полагали, что О.п. является вполне самостоятельной и к тому же постоянной формой права на всех ступенях развития общества. В связи с этим главную задачу законодательной власти сторонники исторической школы права видели в приведении в порядок и систематизации уже сложившихся в народе правовых норм.

О.п. — главный источник сведений о юридических отношениях в обществах, не имевших писаного права. Однако изучение системы О.п. имеет свои особенности. В отличие от других разновидностей права О.п. существует только в психике его субъектов, поскольку оно не является материальным. Поэтому О.п. не может быть познано без соответствующего изучения психологии и сознания человека. В настоящее время в ряде правовых систем О.п. занимает место закона в тех случаях, когда законодательство не в состоянии охватить всю сферу регулируемых им отношений. В странах, имеющих хорошо кодифицированную систему законодательства, О.п. может иметь силу, но только в границах, установленных самим законом. До недавнего времени обычаи оставались важнейшей формой права в межгосударственных отношениях,

Лукич Р. Методология права. М., 1981;

Историческое и логическое в познании государства и права/Под ред. А.И. Королева. Л., 1988.

Книга первая. Обычное в необычном

Книга первая. Обычное в необычном Природа — единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. И. В.

32. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

32. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Подразделение на публичное и частное право возникло еще в Древнем Риме. По мнению римского юриста Ульпиана, публичное право «относится к положению римского

12. СУБЪЕКТИВНОЕ АВТОРСКОЕ ПРАВО. ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА (АВТОРСТВО, ПРАВО НА ИМЯ)

12. СУБЪЕКТИВНОЕ АВТОРСКОЕ ПРАВО. ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА (АВТОРСТВО, ПРАВО НА ИМЯ) Субъективное авторское право возникает в силу факта создания творческого произведения независимо от его назначения, достоинств, завершенности, обнародования и других

23. ПРАВО ОРГАНИЗАЦИЙ ЭФИРНОГО И КАБЕЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ. ПРАВО ИЗГОТОВИТЕЛЯ БАЗЫ ДАННЫХ

Вопрос о происхождении, характере, содержании и применении норм О.п. различными школами юриспруденции рассматривался по-разному. Последователи исторической школы права (Савиньи, Пухта), провозглашая О.п. первым источником правовой системы любого государства, видели в нем наиболее чистое выражение народного правосознания. Они полагали, что О.п. является вполне самостоятельной и к тому же постоянной формой права на всех ступенях развития общества. В связи с этим главную задачу законодательной власти сторонники исторической школы права видели в приведении в порядок и систематизации уже сложившихся в народе правовых норм.

О.п. - главный источник сведений о юридических отношениях в обществах, не имевших писаного права. Однако изучение системы О.п. имеет свои особенности. В отличие от других разновидностей права О.п. существует только в психике его субъектов, поскольку оно не является материальным. Поэтому О.п. не может быть познано без соответствующего изучения психологии и сознания человека. В настоящее время в ряде правовых систем О.п. занимает место закона в тех случаях, когда законодательство не в состоянии охватить всю сферу регулируемых им отношений. В странах, имеющих хорошо кодифицированную систему законодательства, О.п. может иметь силу, но только в границах, установленных самим законом. До недавнего времени обычаи оставались важнейшей формой права в межгосударственных отношениях,

Лит.: Лукич Р. Методология права. М., 1981; Историческое и логическое в познании государства и права/Под редакцией А.И. Королева. Л., 1988.

Энциклопедия юриста . 2005 .

Полезное

Смотреть что такое "ОБЫЧНОЕ ПРАВО" в других словарях:

Обычное право — (common law (lex communis)) Термин часто используется для обозначения неписаного закона, основанного на решениях конкретных судебных дел, а не на законе (статус) как источнике права. В широком смысле слова в современном английском… … Политология. Словарь.

ОБЫЧНОЕ ПРАВО — ОБЫЧНОЕ право, система норм (правил поведения), основанных на обычае и регулирующих общественные отношения в какой либо конкретной области (семейное право, на определённой территории, в социальной группе). Исторически развитие обычного права… … Современная энциклопедия

Обычное право — ОБЫЧНОЕ ПРАВО, система норм (правил поведения), основанных на обычае и регулирующих общественные отношения в какой либо конкретной области (семейное право, на определённой территории, в социальной группе). Исторически развитие обычного права… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ОБЫЧНОЕ ПРАВО — система норм, правил, поведения, основанная не на официально принятых юридических законах, а на обычаях, выработанных в течение длительного периода времени в данной стране или общественной среде. В ряде случаев обычное право, не приходящее в… … Экономический словарь

ОБЫЧНОЕ ПРАВО — совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных государственной властью. Исторически первая форма права. Переходной ступенью к современному… … Юридический словарь

ОБЫЧНОЕ ПРАВО — совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных государством … Большой Энциклопедический словарь

Обычное право — ОБШЫЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Обычное право — (англ. customary law; фр. droit coutumier) система правил поведения, основывающихся на неписаных обычаях, не установленных органами гос ной власти, а выработанных в течение длительного времени в определенной социальной среде и приобретших… … Энциклопедия права

Обычное право — Правовой обычай сложившееся и санкционированное государством правило поведения, включенное в систему правовых норм и признаваемое источником права. Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем… … Википедия

обычное право — совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных государством. * * * ОБЫЧНОЕ ПРАВО ОБЫЧНОЕ ПРАВО, совокупность неписаных правил поведения… … Энциклопедический словарь

обычное право — система норм, правил, поведения, основанная не на официально принятых юридических законах, а на обычаях, выработанных в течении длительного периода времени в данной стране или общественной среде. В ряде случаев обычное право, не приходящее в… … Словарь экономических терминов

Обычное право – древнейшая форма образования римского права.

Обычное право – совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.

Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона.

Обычное право – неписаное право (ius non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества.

Нормы обычного права:

1. mores maiorum – обычаи предков;

2. usus – обычная практика;

3. commentarii pontificum – обычаи, сложившиеся в практике жрецов;

4. commentarii magistratuum – обычаи, сложившиеся в практике магистратов;

Значение обычаев:

– заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов;

– свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике.

Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был:

– выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;

– выражать однообразную практику;

Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.

Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом.

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы:

1. он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ;

2. он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы;

3. он был доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума;

4. исходил только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

Закон должен был содержать обязательные элементы:

1) praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2) rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

Законы XII таблиц – свод правил обычного права Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади.

Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов:

-о вершении исков,

- о долговом рабстве,

- о порядке манципации при сделках,

- о завещании и семейных делах,

- о пользовании земельным участком,

- о личном оскорблении,

- об уголовных наказаниях (например, за убийство отца сына могли посадить в мешок с собакой, обезьяной, петухом или гадюкой и сбросить в море; практиковалась и такая казнь как сбрасывание с моста или Тарпейской скалы вниз головой),




- о порядке похорон и церемоний,

- о публичных делах в городе и о неиспрашивании привилегий.

Виды законов:

1. Plebiscitium - в Риме республиканского периода законами являлись постановления плебса. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

Примеры подобного рода законов:

- законы XII таблиц;

- Аквилиев закон (отменил продажу в рабство и убийство неоплатного должника. См. о нем далее в лекциях);

- Фальцидиев закон (об ограничении завещательных отказов. См. о нем далее в лекциях) и др.

2.В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – сенатусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями.

Примеры подобного рода законов:

- Мацедонианов сенатусконсульт (лишил исковой защиты договоры займа подвластного сына. Данный сенатусконсульт состоялся в связи с делом некоего Мацедона (Macedo), который, запутавшись в долгах, убил своего отца, чтобы скорее получить наследство);

- Виллианов сенатусконсульт (обьявил недействительными всякого рода вступления женщины в чужой долг. См. о нем далее в лекциях).

3. Конституции приобретают наименование leges(что угодно императору, то имеет силу закона). Конституции были 4-х видов:

А) эдикты – общие распоряжения, обращенные ко всему населению;

Б) рескрипты – распоряжения по отдельным делам (ответы на возбуждавшиеся перед императором ходатайства);

В) мандаты – инструкции, которые императоры давали чиновникам;

Г) декреты – решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам

Обычное право – древнейшая форма образования римского права.

Обычное право – совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.

Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона.

Обычное право – неписаное право (ius non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества.

Нормы обычного права:

1. mores maiorum – обычаи предков;

2. usus – обычная практика;

3. commentarii pontificum – обычаи, сложившиеся в практике жрецов;

4. commentarii magistratuum – обычаи, сложившиеся в практике магистратов;

Значение обычаев:

– заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов;

– свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике.

Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был:

– выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;

– выражать однообразную практику;

Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.

Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом.

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы:

1. он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ;

2. он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы;

3. он был доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума;

4. исходил только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

Закон должен был содержать обязательные элементы:

1) praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2) rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

Законы XII таблиц – свод правил обычного права Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади.

Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов:

-о вершении исков,

- о долговом рабстве,

- о порядке манципации при сделках,

- о завещании и семейных делах,

- о пользовании земельным участком,

- о личном оскорблении,

- об уголовных наказаниях (например, за убийство отца сына могли посадить в мешок с собакой, обезьяной, петухом или гадюкой и сбросить в море; практиковалась и такая казнь как сбрасывание с моста или Тарпейской скалы вниз головой),

- о порядке похорон и церемоний,

- о публичных делах в городе и о неиспрашивании привилегий.

Виды законов:

1. Plebiscitium - в Риме республиканского периода законами являлись постановления плебса. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

Примеры подобного рода законов:

- законы XII таблиц;

- Аквилиев закон (отменил продажу в рабство и убийство неоплатного должника. См. о нем далее в лекциях);

- Фальцидиев закон (об ограничении завещательных отказов. См. о нем далее в лекциях) и др.

2.В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – сенатусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями.

Примеры подобного рода законов:

- Мацедонианов сенатусконсульт (лишил исковой защиты договоры займа подвластного сына. Данный сенатусконсульт состоялся в связи с делом некоего Мацедона (Macedo), который, запутавшись в долгах, убил своего отца, чтобы скорее получить наследство);

- Виллианов сенатусконсульт (обьявил недействительными всякого рода вступления женщины в чужой долг. См. о нем далее в лекциях).

3. Конституции приобретают наименование leges(что угодно императору, то имеет силу закона). Конституции были 4-х видов:

А) эдикты – общие распоряжения, обращенные ко всему населению;

Б) рескрипты – распоряжения по отдельным делам (ответы на возбуждавшиеся перед императором ходатайства);

В) мандаты – инструкции, которые императоры давали чиновникам;

Г) декреты – решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам

ОБЫ́ЧНОЕ ПРА́ВО, со­во­куп­ность пра­во­вых обы­ча­ев, об­ра­зую­щих сис­те­му норм, пра­вил по­ве­де­ния, за­кре­п­ляю­щих сло­жив­шие­ся об­ще­ст­вен­ные от­но­ше­ния. Пра­во­вой обы­чай – один из древ­ней­ших и важ­ней­ших для ран­них пра­во­вых сис­тем ис­точ­ни­ков пра­ва. Бу­ду­чи санк­цио­ни­ро­ван го­су­дар­ством, обы­чай при­об­ре­та­ет юри­дич. си­лу и обес­пе­чи­ва­ет­ся гос. при­ну­ж­де­ни­ем. Так, в Древ­нем Ри­ме из пра­во­вых обы­ча­ев скла­ды­ва­лись важ­ней­шие ин­сти­ту­ты пра­ва (обы­чаи пред­ков – mo­res maiorum; обы­чаи жре­цов – commen­tarii pontificum; обы­чаи, сло­жив­шие­ся в прак­ти­ке ма­ги­ст­ра­тов, – commentarii magistratuum и др.). Пер­вые за­ко­но­дат. сб-ки бы­ли в боль­шей час­ти за­кре­п­ле­ни­ем О. п. (напр., Две­на­дца­ти таб­лиц за­ко­ны , Вар­вар­ские прав­ды ). По ме­ре раз­ви­тия об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва обы­чай вы­тес­нял­ся за­ко­на­ми и др. фор­ма­ми и ин­сти­ту­та­ми пра­ва, а О. п. ут­ра­чи­ва­ло своё зна­че­ние. В совр. пра­ве роль О. п. в раз­ных пра­во­вых сис­те­мах (и отд. го­су­дар­ст­вах) не­оди­на­ко­ва. О. п. дей­ст­ву­ет в стра­нах с тра­диц. пра­во­вы­ми сис­те­ма­ми, со­хра­ня­ет своё зна­че­ние пре­им. в гражд. и тор­го­вом пра­ве, в так­же в ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ни­ях.

Читайте также: