Обычное право это кратко
Обновлено: 05.07.2024
Вопрос о происхождении, характере, содержании и применении норм О.п. различными школами юриспруденции рассматривался по-разному. Последователи исторической школы права (Савиньи, Пухта), провозглашая О.п. первым источником правовой системы любого государства, видели в нем наиболее чистое выражение народного правосознания. Они полагали, что О.п. является вполне самостоятельной и к тому же постоянной формой права на всех ступенях развития общества. В связи с этим главную задачу законодательной власти сторонники исторической школы права видели в приведении в порядок и систематизации уже сложившихся в народе правовых норм.
О.п. — главный источник сведений о юридических отношениях в обществах, не имевших писаного права. Однако изучение системы О.п. имеет свои особенности. В отличие от других разновидностей права О.п. существует только в психике его субъектов, поскольку оно не является материальным. Поэтому О.п. не может быть познано без соответствующего изучения психологии и сознания человека. В настоящее время в ряде правовых систем О.п. занимает место закона в тех случаях, когда законодательство не в состоянии охватить всю сферу регулируемых им отношений. В странах, имеющих хорошо кодифицированную систему законодательства, О.п. может иметь силу, но только в границах, установленных самим законом. До недавнего времени обычаи оставались важнейшей формой права в межгосударственных отношениях,
Лукич Р. Методология права. М., 1981;
Историческое и логическое в познании государства и права/Под ред. А.И. Королева. Л., 1988.
Книга первая. Обычное в необычном
Книга первая. Обычное в необычном Природа — единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. И. В.
32. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
32. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Подразделение на публичное и частное право возникло еще в Древнем Риме. По мнению римского юриста Ульпиана, публичное право «относится к положению римского
12. СУБЪЕКТИВНОЕ АВТОРСКОЕ ПРАВО. ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА (АВТОРСТВО, ПРАВО НА ИМЯ)
12. СУБЪЕКТИВНОЕ АВТОРСКОЕ ПРАВО. ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА (АВТОРСТВО, ПРАВО НА ИМЯ) Субъективное авторское право возникает в силу факта создания творческого произведения независимо от его назначения, достоинств, завершенности, обнародования и других
23. ПРАВО ОРГАНИЗАЦИЙ ЭФИРНОГО И КАБЕЛЬНОГО ВЕЩАНИЯ. ПРАВО ИЗГОТОВИТЕЛЯ БАЗЫ ДАННЫХ
Вопрос о происхождении, характере, содержании и применении норм О.п. различными школами юриспруденции рассматривался по-разному. Последователи исторической школы права (Савиньи, Пухта), провозглашая О.п. первым источником правовой системы любого государства, видели в нем наиболее чистое выражение народного правосознания. Они полагали, что О.п. является вполне самостоятельной и к тому же постоянной формой права на всех ступенях развития общества. В связи с этим главную задачу законодательной власти сторонники исторической школы права видели в приведении в порядок и систематизации уже сложившихся в народе правовых норм.
О.п. - главный источник сведений о юридических отношениях в обществах, не имевших писаного права. Однако изучение системы О.п. имеет свои особенности. В отличие от других разновидностей права О.п. существует только в психике его субъектов, поскольку оно не является материальным. Поэтому О.п. не может быть познано без соответствующего изучения психологии и сознания человека. В настоящее время в ряде правовых систем О.п. занимает место закона в тех случаях, когда законодательство не в состоянии охватить всю сферу регулируемых им отношений. В странах, имеющих хорошо кодифицированную систему законодательства, О.п. может иметь силу, но только в границах, установленных самим законом. До недавнего времени обычаи оставались важнейшей формой права в межгосударственных отношениях,
Лит.: Лукич Р. Методология права. М., 1981; Историческое и логическое в познании государства и права/Под редакцией А.И. Королева. Л., 1988.
Энциклопедия юриста . 2005 .
Полезное
Смотреть что такое "ОБЫЧНОЕ ПРАВО" в других словарях:
Обычное право — (common law (lex communis)) Термин часто используется для обозначения неписаного закона, основанного на решениях конкретных судебных дел, а не на законе (статус) как источнике права. В широком смысле слова в современном английском… … Политология. Словарь.
ОБЫЧНОЕ ПРАВО — ОБЫЧНОЕ право, система норм (правил поведения), основанных на обычае и регулирующих общественные отношения в какой либо конкретной области (семейное право, на определённой территории, в социальной группе). Исторически развитие обычного права… … Современная энциклопедия
Обычное право — ОБЫЧНОЕ ПРАВО, система норм (правил поведения), основанных на обычае и регулирующих общественные отношения в какой либо конкретной области (семейное право, на определённой территории, в социальной группе). Исторически развитие обычного права… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ОБЫЧНОЕ ПРАВО — система норм, правил, поведения, основанная не на официально принятых юридических законах, а на обычаях, выработанных в течение длительного периода времени в данной стране или общественной среде. В ряде случаев обычное право, не приходящее в… … Экономический словарь
ОБЫЧНОЕ ПРАВО — совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных государственной властью. Исторически первая форма права. Переходной ступенью к современному… … Юридический словарь
ОБЫЧНОЕ ПРАВО — совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных государством … Большой Энциклопедический словарь
Обычное право — ОБШЫЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Обычное право — (англ. customary law; фр. droit coutumier) система правил поведения, основывающихся на неписаных обычаях, не установленных органами гос ной власти, а выработанных в течение длительного времени в определенной социальной среде и приобретших… … Энциклопедия права
Обычное право — Правовой обычай сложившееся и санкционированное государством правило поведения, включенное в систему правовых норм и признаваемое источником права. Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем… … Википедия
обычное право — совокупность неписаных правил поведения (обычаев), сложившихся в обществе в результате их неоднократного традиционного применения и санкционированных государством. * * * ОБЫЧНОЕ ПРАВО ОБЫЧНОЕ ПРАВО, совокупность неписаных правил поведения… … Энциклопедический словарь
обычное право — система норм, правил, поведения, основанная не на официально принятых юридических законах, а на обычаях, выработанных в течении длительного периода времени в данной стране или общественной среде. В ряде случаев обычное право, не приходящее в… … Словарь экономических терминов
Обычное право – древнейшая форма образования римского права.
Обычное право – совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.
Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона.
Обычное право – неписаное право (ius non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества.
Нормы обычного права:
1. mores maiorum – обычаи предков;
2. usus – обычная практика;
3. commentarii pontificum – обычаи, сложившиеся в практике жрецов;
4. commentarii magistratuum – обычаи, сложившиеся в практике магистратов;
Значение обычаев:
– заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов;
– свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике.
Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был:
– выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;
– выражать однообразную практику;
Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.
Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом.
Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы:
1. он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ;
2. он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы;
3. он был доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума;
4. исходил только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.
Закон должен был содержать обязательные элементы:
1) praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;
2) rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;
3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.
Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.
Законы XII таблиц – свод правил обычного права Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади.
Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов:
-о вершении исков,
- о долговом рабстве,
- о порядке манципации при сделках,
- о завещании и семейных делах,
- о пользовании земельным участком,
- о личном оскорблении,
- об уголовных наказаниях (например, за убийство отца сына могли посадить в мешок с собакой, обезьяной, петухом или гадюкой и сбросить в море; практиковалась и такая казнь как сбрасывание с моста или Тарпейской скалы вниз головой),
- о порядке похорон и церемоний,
- о публичных делах в городе и о неиспрашивании привилегий.
Виды законов:
1. Plebiscitium - в Риме республиканского периода законами являлись постановления плебса. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.
Примеры подобного рода законов:
- законы XII таблиц;
- Аквилиев закон (отменил продажу в рабство и убийство неоплатного должника. См. о нем далее в лекциях);
- Фальцидиев закон (об ограничении завещательных отказов. См. о нем далее в лекциях) и др.
2.В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – сенатусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями.
Примеры подобного рода законов:
- Мацедонианов сенатусконсульт (лишил исковой защиты договоры займа подвластного сына. Данный сенатусконсульт состоялся в связи с делом некоего Мацедона (Macedo), который, запутавшись в долгах, убил своего отца, чтобы скорее получить наследство);
- Виллианов сенатусконсульт (обьявил недействительными всякого рода вступления женщины в чужой долг. См. о нем далее в лекциях).
3. Конституции приобретают наименование leges(что угодно императору, то имеет силу закона). Конституции были 4-х видов:
А) эдикты – общие распоряжения, обращенные ко всему населению;
Б) рескрипты – распоряжения по отдельным делам (ответы на возбуждавшиеся перед императором ходатайства);
В) мандаты – инструкции, которые императоры давали чиновникам;
Г) декреты – решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам
Обычное право – древнейшая форма образования римского права.
Обычное право – совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, но не зафиксированных в каком-либо формальном акте.
Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получали признания и защиты от государственной власти, они оставались простыми обычаями (бытовыми); если обычаи признавались и защищались государством, они становились правовыми обычаями, составляли обычное право, а иногда даже воспринимались государственной властью, придающей им форму закона.
Обычное право – неписаное право (ius non scriptum), восходящее к обычаям первобытного общества.
Нормы обычного права:
1. mores maiorum – обычаи предков;
2. usus – обычная практика;
3. commentarii pontificum – обычаи, сложившиеся в практике жрецов;
4. commentarii magistratuum – обычаи, сложившиеся в практике магистратов;
Значение обычаев:
– заменяли указания других, более определенных источников права, прежде всего законов;
– свидетельствовали о способе применения законов и других источников права в юридической практике.
Для признания обычая правовым, т. е. дающим основание для защиты судом, он должен был:
– выражать продолжительную правовую практику в пределах жизни более одного поколения;
– выражать однообразную практику;
Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.
Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом.
Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы:
1. он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ;
2. он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы;
3. он был доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума;
4. исходил только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.
Закон должен был содержать обязательные элементы:
1) praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;
2) rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;
3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.
Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.
Законы XII таблиц – свод правил обычного права Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади.
Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов:
-о вершении исков,
- о долговом рабстве,
- о порядке манципации при сделках,
- о завещании и семейных делах,
- о пользовании земельным участком,
- о личном оскорблении,
- об уголовных наказаниях (например, за убийство отца сына могли посадить в мешок с собакой, обезьяной, петухом или гадюкой и сбросить в море; практиковалась и такая казнь как сбрасывание с моста или Тарпейской скалы вниз головой),
- о порядке похорон и церемоний,
- о публичных делах в городе и о неиспрашивании привилегий.
Виды законов:
1. Plebiscitium - в Риме республиканского периода законами являлись постановления плебса. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.
Примеры подобного рода законов:
- законы XII таблиц;
- Аквилиев закон (отменил продажу в рабство и убийство неоплатного должника. См. о нем далее в лекциях);
- Фальцидиев закон (об ограничении завещательных отказов. См. о нем далее в лекциях) и др.
2.В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – сенатусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены постановлениями императора – конституциями.
Примеры подобного рода законов:
- Мацедонианов сенатусконсульт (лишил исковой защиты договоры займа подвластного сына. Данный сенатусконсульт состоялся в связи с делом некоего Мацедона (Macedo), который, запутавшись в долгах, убил своего отца, чтобы скорее получить наследство);
- Виллианов сенатусконсульт (обьявил недействительными всякого рода вступления женщины в чужой долг. См. о нем далее в лекциях).
3. Конституции приобретают наименование leges(что угодно императору, то имеет силу закона). Конституции были 4-х видов:
А) эдикты – общие распоряжения, обращенные ко всему населению;
Б) рескрипты – распоряжения по отдельным делам (ответы на возбуждавшиеся перед императором ходатайства);
В) мандаты – инструкции, которые императоры давали чиновникам;
Г) декреты – решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам
ОБЫ́ЧНОЕ ПРА́ВО, совокупность правовых обычаев, образующих систему норм, правил поведения, закрепляющих сложившиеся общественные отношения. Правовой обычай – один из древнейших и важнейших для ранних правовых систем источников права. Будучи санкционирован государством, обычай приобретает юридич. силу и обеспечивается гос. принуждением. Так, в Древнем Риме из правовых обычаев складывались важнейшие институты права (обычаи предков – mores maiorum; обычаи жрецов – commentarii pontificum; обычаи, сложившиеся в практике магистратов, – commentarii magistratuum и др.). Первые законодат. сб-ки были в большей части закреплением О. п. (напр., Двенадцати таблиц законы , Варварские правды ). По мере развития общества и государства обычай вытеснялся законами и др. формами и институтами права, а О. п. утрачивало своё значение. В совр. праве роль О. п. в разных правовых системах (и отд. государствах) неодинакова. О. п. действует в странах с традиц. правовыми системами, сохраняет своё значение преим. в гражд. и торговом праве, в также в междунар. отношениях.
Читайте также: