Концепция смены парадигм т куна кратко

Обновлено: 05.07.2024

Тамас Кун (1922) амер историк и философ науки, один из лтдеров исторической школы в методологии и философии науки, проф Принстонского университета. Он считает, что не следует представлять науку как собрание истинных или ложных идей, высказываний, теорий, развивающихся по своим собственным законам – законам познания. В науке действует человек-ученый как субъект научной деятельности. Он подчеркивал, что научное познание осуществляется сообществом ученых профессионалов, действующих по неписаным правилам, которые регулируют их взаимоотношения. Т.о., Кун исходит из представления о науке как социальном институте, в котором действуют определенные социальные группы и организации. Но главным объединяющим началом общества ученых являются не нормы проф этики, а единый стиль мышления, признание данным обществом определенных фундаментальных теорий и методов исследования. Эти положения, объединяющие сообщество ученых Кун назвал парадигмой. “Под парадигмой, -- писал Кун – я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения”. Из этих моделей, по мнению Куна возникают конкретные традиции того или иного направления в исследовании. Парадигмы имеют как позновательную так и нормативную функции. Они дают ученым основные принципы их познавательной деятельности и формы реализации этих принципов. Парадигмы, по словам Куна являются источником методов, проблемных ситуаций, стандартов решения проблем, принятых в тех или иных сообществах ученых. Более низким уровнем организации научного познания, по сравнению с парадигмой, является научная теория. Каждая теория создается в рамках той или иной парадигмы. Теории, существующие в рамках различных парадигм, не сопоставимы. Поэтому одна и та же теория не может входить в разные парадигмы без предварительного ее серьезного переосмысления. А это означает, что при смене парадигм невозможно осуществить преемственность теорий. Позднее Кун называет парадигмы дисциплинарными матрицами. Они дисциплинарны, потому что принуждают ученых к определенному поведению, стилю мышления, а матрицы – потому что стоят из упорядоченых элементов различного рода. Дисциплинарная матрица по Куну состоит из следующих элементов: (1) символические обобщения или формализованные конструкции, используемые членами сообществами ученых без разногласия; (2) метафизические общеметодологические представления, концептуальные модели; (3) цементирующие данное научное сообщество ценности; (4) образцы – признаные примеры.

Развитие науки Кун представляет как скачкообразный, революционный процесс, сущность которого выражается в смене парадигм. Развитие науки какой-то период идет в рамках данной парадигмы: происходит накапливание эмпирического материала, обработка данных, совершенствуются методики исследований и т.д. Этот период развития знания Кун назвал нормалоьной наукой. Но постепенно возникают причины для сомнения в ясности, очевидности и обоснованности общепринятых теоретических положений. Парадигма как привычный стиль мышления расшатывается, и на каком-то этапе наступает кризис основных исходных понятий в данной науке. Кун описывает этот кризис как с содержательной стороны развития науки (несоответствие новых методик старым), так и с эмоционально-волевой (утрата доверия к исходным принципам действующей парадигмы со стороны значитеьной части научного сообщества). И в переходе к новой парадигме действуют те же факторы. Переход к новой парадигме не может основываться на чисто рациональных доводах, хотя этот элемент значителен. Здесь необходимы волевые факторы – убеждение и вера (это на экзамене я объясню устно). Однако Кун не сторонник иррациональных оснований смены парадигм. Подчеркивая эмоционально-волевой характер принятия решения, он указывает что это решение опирается на определенные рациональные основания которые заложены в логике научного исследования в тех требованиях, которые предъявляют к стилю и способу мышления новые научные данные. Постепенно эти рациональные основания углубляются, и новая парадигма завоевывает в сообществе все большее количество сторонников пока не произойдет смена научной парадигмы.

Методология исследовательских программ И. Лакатоса.

Имре Лакатос (1922 Будапешт – 1974 Лондон), англ историк науки, один из лидеров исторической школы в методологии и философии науки, ориентирующейся на изучение закономерностей развития научного знания. Лакатос разработал ориг логико-нормативную реконструкцию развития науки – методологию науч-исследовательских программ. Научно-исследовательская программа является основной структурно-динамической единицей его модели науки. По характеристике Лакатоса, исследовательские программы являются величайшими научными достижениями и их можно оценивать на основе прогрессивного или регрессивного сдвига проблем. Прогрессивный сдвиг проблем – означает по Лакатосу – научную революцию. Исследовательская программа считается прогрессирующей тогда, когда ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост, т.е. когда она может предсказывать новые факты. Регресс наступает тогда когда она дает запоздалое объяснение научных открытий или фактов, предвосхищаемых и открываемых конкурирующей исследовательской программой. Если данная исследовательская программа объясняет больше, нежели конкурирующая, то она вытесняет последнюю из оборота сообщества ученых.

Каждая исследовательская программа, считает Лакатос, представляет собой сложную и структурированную систему, состоящую из ряда элементов: “жесткого ядра” – совокупности суждений, которые являются теоретической основой данного стиля мышления, “запретного пояса” – суждений связывающих исследовательскую программу с эмпирическими данными, “негативной эвристики” – указывает, какие пути исследования надо избегать, “позитивной эвристики” -- рекомендует наиболее предпочтительные пути исследования. Утверждения составляющие “жесткое ядро” в рамках данной программы принимаются как неопровержимые. “Защитный пояс” предохраняет “жесткое ядро” от опровержения, но изменяется и совершенствуется, благодаря правилам “позитивной эвристики”, а также с помощью процедур фальсификации и верификации.

История развития науки, по Лакатосу, -- это история борьбы и смены конкурирующих исследовательских программ, которые соревнуются на основе их эвристической силы в объяснении эмпирических фактов, предвидении путей развития науки и принятии контрмер против ослабления этой силы. По сути дела здесь Лакатос воспроизводит в иных терминах, в более дифференцированном виде куновскую концепцию развития науки на основе парадигм. Однако при интерпритации движущих причин смены исследовательских программ, конкретных механизмов развития науки Лакатос не разделяет взгляды Куна. Он видит в науке внутреннюю и внешнюю историю. Внутренняя история науки базируется на движении идей, методологии, методик научного исследования, то, что по словам Лакатоса, составляет собственное содержание науки. Внешняя история – это формы организации науки и личностные факторы научного исследования. Кун подчеркивал огромное значение этих внешних факторов, Лакатос же отдает им второстепенное значение.

Содержание

Циклы развития науки (по Т. Куну)

  • Нормальная наука — каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории.
  • Экстраординарная наука. Кризис в науке. Появление аномалий — необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ.
  • Научная революция — формирование новой парадигмы.

Структура научных революций


Теория научных революций

Парадигма

Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу. (Т. Кун)

Согласно Куну, научная революция происходит тогда, когда учёные обнаруживают аномалии, которые невозможно объяснить при помощи универсально принятой парадигмы, в рамках которой до этого момента происходил научный прогресс. С точки зрения Куна, парадигму следует рассматривать не просто в качестве текущей теории, но в качестве целого мировоззрения, в котором она существует вместе со всеми выводами, совершаемыми благодаря ей.

Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта парадигмы:

Смена парадигм

Конфликт парадигм, возникающий в периоды научных революций, — это, прежде всего, конфликт разных систем ценностей, разных способов решения задач-головоломок, разных способов измерения и наблюдения явлений, разных практик, а не только разных картин мира.

Для любых парадигм можно найти аномалии, по мнению Куна, которые отметаются в виде допустимой ошибки либо же просто игнорируются и замалчиваются (принципиальный довод, который использует Кун для отказа от модели фальсифицируемости Карла Поппера как главного фактора научного достижения). Кун считает, что аномалии скорее имеют различный уровень значимости для учёных в отдельно взятое время. Например, в контексте физики начала XX века, некоторые учёные столкнулись с тем, что задача подсчитать апсиду Меркурия воспринималась ими как более сложную, чем результаты эксперимента Михелсона—Морли, а другие видели картину вплоть до противоположной. Куновская модель научного изменения в данном случае (и во многих других) отличается от модели неопозитивистов в том, что акцентирует значительное внимание на индивидуальности учёных, а не на абстрагировании науки в чисто логическую или философскую деятельность.


Увеличение конкурирующих вариантов, готовность опробовать что-либо ещё, выражение явного недовольства, обращение за помощью к философии и обсуждение фундаментальных положений — все это симптомы перехода от нормального исследования к экстраординарному. (Т. Кун)

Примером из физики начала XX века может служить переход от максвелловского электромагнетического мировоззрения к эйнштейновскому релятивистскому мировоззрению, который не произошёл ни мгновенно, ни тихо, а вместо этого произошёл вместе с серией горячих дискуссий с приведением эмпирических данных и риторических и философских аргументов с обеих сторон. В итоге, теория Эйнштейна была признана более общей. И вновь, как и в других случаях, оценка данных и важности новой информации прошла через призму человеческого восприятия: некоторые учёные восхищались простотой уравнений Эйнштейна, тогда как другие считали, что они более сложны, чем теория Максвелла. Аналогично, некоторые учёные находили изображения Эддингтона света, огибающего Солнце, убедительными, тогда как другие сомневались в их точности и интерпретации. Зачастую в качестве силы убеждения выступает само время и естественное исчезновение носителей старого убеждения; Томас Кун в данном случае цитирует Макса Планка:

Новая научная истина не достигает триумфа путём убеждения своих оппонентов и их просветления, но это, скорее, происходит оттого, что её оппоненты в конце концов умирают и вырастает новое поколение, с ней знакомое. (Т. Кун)

Решение отказаться от парадигмы всегда одновременно есть решение принять другую парадигму, а приговор, приводящий к такому решению, включает как сопоставление обеих парадигм с природой, так и сравнение парадигм друг с другом. (Т. Кун)

Общие положения

Некоторые общие положения теории Куна можно суммировать следующим образом:

Примеры смен парадигм в науке

Есть ряд классических примеров для теории Куна о смене парадигм в науке. Наиболее распространённая критика Куна со стороны историков науки, однако, состоит в утверждении, что наблюдение чистой смены парадигм можно рассматривать только на весьма абстрактном срезе истории любого теоретического изменения. Согласно данным критическим замечаниям, если взглянуть на всё в деталях, становится очень трудно определить момент смены парадигм, если не исследовать лишь педагогические материалы (такие, как учебники, изучая которые Кун и разрабатывал свою теорию). Следующие события попадают под определение кунновской смены парадигм:

  • Смена птолемеевскойкосмологиикоперниковской.
  • Объединение классической физики Ньютоном в связанное механистическое мировоззрение.
  • Замена максвелловского электромагнетического мировоззрения эйнштейновским релятивистским мировоззрением.
  • Развитие квантовой физики, переопределившей классическую механику.
  • Развитие теории Дарвина об эволюции путём естественного отбора, отбросившей креационизм с позиций главенствующего научного объяснения разнообразия жизни на Земле.
  • Принятие теории тектонических плит в качестве объяснения крупномасштабных геологических изменений.
  • Принятие теории химических реакций и окисленияЛавуазье вместо теории флогистона (химическая революция). в психологии, заключившееся в отходе от бихевиористского подхода к психологическим исследованиям и переходе к изучению когнитивных способностей человека как главного фактора для изучения поведения, и трансперсональное движение, предложившее новый взгляд на надличностный опыт и человеческое развитие.
  • Теория Джеймса Лавлока о биосфере как единой живой органической системе.
  • Замена в теории Дарвина концепции синхронной эволюции на асинхронную.

Другие значения

Зачастую данный термин используется промоутерскими фирмами и, в таком случае, нередко рассматривается в качестве ничего не значащего слова-паразита.

Томас Самуэль Кун Он был физиком, историком и философом американской науки двадцатого века. Его исследования дали значительный вклад в понимание того, как люди создают знания..

Оба его учения в университетских аудиториях, а также его книги и учеба показали неожиданный путь. Вместе с ним было консолидировано понятие парадигмы, появилась школа Кунтиана, и были нарисованы процессы, которым следовала наука, чтобы изменить способ понимания жизни..


Подходы Томаса Куна оказали влияние на многие последующие исследования. Исследователь дистанцировался от традиционного взгляда религий, даже дистанцировался от позитивистских подходов девятнадцатого века.

Его видение оставило в стороне догматизм структурализма, функционализма и самого марксизма. Он даже продвинулся к возможности сосуществования множества парадигм в одном и том же пространстве-времени. Его жизнь и творчество демонстрируют на практике, как догмы выступают против развития знаний..

  • 1 Биография
    • 1.1 Браки
    • 1.2 Социально-политический контекст
    • 1.3 Рабочая жизнь
    • 2.1 Практический пример
    • 3.1 Preciencia
    • 3.2 Нормальная наука
    • 3.3 Революционная наука

    биография

    18 июля 1922 года в Цинциннати, штат Огайо, родился Томас Сэмюэль Кун Строук. Он был сыном двух интеллектуалов еврейского происхождения: Сэмюэля Куна, промышленного инженера, и Минетт Струк, прогрессивного и богатого автора колыбели.

    Семья Кун не имела религиозной практики и имела социалистические идеи. Следовательно, Том, как называли его Томас, ходил в школу Линкольна до пяти лет. Это учреждение характеризовалось открытым, нестандартным обучением.

    Позже семья переехала в Кротон-он-Гудзон. Там Томас учился от шести до девяти лет в школе Hessian Hills с радикальными учителями.

    По причинам работы своего отца, Том несколько раз переходил из учебного заведения. В 18 лет он окончил Тафтскую школу в Уотертауне, штат Нью-Йорк..

    Следуя по стопам отца, он отправился в Гарвардский университет, где изучал физику. Сначала он сомневался в расчетах, но ободренный учителями, он шел головокружительным шагом. В 21 он уже получил степень.

    Томас, когда-то выпускник физики, присоединился к Теоретической группе Радио-исследовательской лаборатории. Его задачей было найти способы противодействия немецким радарам. В 1943 году он отправился в Великобританию, затем во Францию ​​и, наконец, в сам Берлин. Наконец он вернулся в Гарвард.

    В 24 года он получил степень магистра, а затем в 27 лет получил степень доктора с отличием..

    браки

    В 1948 году он женился на Кэтрин Мухс, с которой у него было две дочери и один сын. Брак, который длился 30 лет, закончился смертью его партнера. Кэтрин была женщиной, преданной дому и поддерживающей своего мужа. Согласно газетным заметкам того времени, оно было полно доброты и сладости..

    Его первая жена умерла в 1978 году. Три года спустя он женился на Джеане Бартон Бернс, также писателе и выпускнике того же института, где училась ее мать. Она сопровождала его до последнего дня его жизни.

    В 1994 году, в возрасте 72 лет, ему был поставлен диагноз рак легких. Два года спустя, 17 июня 1996 года, он умер.

    Социально-политический контекст

    За два года до его рождения, в разгар войны, США вступил в глубокий экономический кризис, который вызвал серьезные забастовки в мясной и металлургической промышленности.

    Левые партии одобрили голосование женщины, и список избирателей удвоился. Огайо, северный штат, характеризовался своим промышленным потенциалом. Это сделал на начало десятилетия 20-х годов, знал 35% безработицы.

    В молодости и после окончания университета Кун заигрывал с общественной организацией, которая была против участия в любой войне..

    Доставка Томаса к следствию принесла ему постоянные признания. Он был включен в качестве члена Гарвардского общества стипендиатов, которое до сих пор является академической организацией, которая выбирает своих членов за свой творческий потенциал и интеллектуальный потенциал..

    Отобранные получают стипендию на три года. В течение этого времени победители должны расти лично и интеллектуально в других областях, представляющих интерес. Томас углубился в историю и философию науки.

    Он начал изучать Аристотеля и, понимая, как невозможно понять вклад греческого гения в их исторический контекст, он повернулся. Он проанализировал, как преподают науку в университетах, и понял, что общие понятия основаны на догматических принципах..

    Рабочая жизнь

    Исходя из открытого, инклюзивного образования, очевидно, господствующий догматизм был Кун невыносимым.

    С 1948 по 1956 год он преподавал историю науки в Гарварде. Затем он перешел в Калифорнийский университет в Беркли и параллельно работал на факультетах истории и философии. Калифорния была охарактеризована, поскольку его происхождение, даже мятежный дом сложный, мультикультурный, в своем роде сообщество социально.

    В 40 лет Томас Кхун опубликовал свою книгу Структура научных революций, работа, которая ставит на стол ученых новую категорию анализа, новую концепцию: парадигму.

    В 1964 году он вернулся на север США. Университет Принстона, штат Пенсильвания, добавил его в свою команду и подарил ему кафедру философии и истории науки "Моисей Тайлос Пайн".

    В этой стране университеты, как правило, создают кафедры с именами спонсоров и филантропов, которые финансируют академическую и исследовательскую деятельность..

    В 47 лет Кхун возглавлял Общество истории науки. Семь лет спустя, в 1979 году, он был принят на работу в Массачусетский технологический институт (MIT). Он стал профессором философии на кафедре "Лоуренс С. Рокфеллер".

    Концепция парадигмы

    Одним из величайших вкладов Томаса Куна является понятие парадигмы. Ученый стремился понять концепции, которые позволяют науке развиваться.

    До этого момента доминирующим положением было то, что наука развивалась по непрерывной линии. Это было связано с представлением биолога о дарвинизме, преобладавшем в мысли и действии знания.

    Тем не менее, Кун осознал, что когда дело доходит до накопления знаний, существует сообщество. Он состоит из группы исследователей, которые придерживаются одинакового видения и одинаковых процедур..

    Затем, анализируя исторические процессы, Томас понял, что бывают моменты, когда эта мысль ослабевает. Происходит кризис, и это порождает скачок: появляются новые теории.

    Именно из этого понимания Кун создал концепцию парадигмы. Он определил это как систему убеждений, разделяемых научным сообществом, общие ценности, способы, которыми они функционируют.

    Парадигма происходит от мировоззрения, то есть от того, как человеческая группа понимает саму жизнь. Это космическое видение приводит к определению того, как действовать соответственно. Он рассказывает, как понимать физические, биологические, химические, социальные, политические или экономические явления.

    Практический пример

    Хорошим примером для понимания концепции парадигмы является сообщество, которое определяет себя с точки зрения креационистов и существования высшего существа. Для нее все отвечает божественному плану. Это не ставится под сомнение, поэтому происхождение определяется заранее.

    Поэтому хотеть знать, заниматься наукой - значит изучать последствия и процессы. Никто не подвергает сомнению происхождение или стремится понять это.

    Поняв парадигму, можно понять, что научное сообщество может исходить из разных мировоззрений. Следовательно, согласно парадигме, способ реагирования будет различным. Способ понимания будет зависеть от исторических и социологических элементов каждой общины.

    Кун указал, что несколько факторов влияют на парадигматическое понятие сообщества, где интересы ученых. Также важны экономические ресурсы, доступные для вашего исследования.

    Другим фактором являются интересы групп, которые финансируют исследования. Кроме того, нормы и ценности членов рассматриваемой общины очень сильно влияют на.

    Этапы науки по Куну

    Вклад Томаса Куна в науку был множественным. Его менее догматическое видение позволило ему отпустить предрассудки и ограничения, которые были укреплены в течение веков.

    Как историк философии науки он определил три этапа, через которые проходят различные процессы познания..

    предвидение

    Во-первых, это этап развития. Это может быть определено отсутствием центральной парадигмы, которая позволяет исследовать конкретный путь. Такой путь должен иметь общие методы и процедуры для сообщества исследователей.

    Нормальная наука

    Следующим этапом является появление нормальной науки. Это то, что Кун назвал это. Это происходит, когда научное сообщество пытается решить вопросы, которые мучают их общество.

    Это происходит в определенное время и действительно для определенных групп людей. Начиная с принятой большинством парадигмы, они начинают отвечать на вопросы, которые никто бы не задал.

    Революционная наука

    В этих рамках безопасности рано или поздно возникнет некоторое несогласие. Затем наступает третий этап: революционная наука. Этот термин используется, потому что основы уверенности будут разрушены, и все меняется.

    Кризис сомнения возникает потому, что инструменты, которые нужно знать, перестают функционировать до того, как изучат явления. Это приводит к конфликту, и в этот момент возникает новая парадигма.

    Есть авторы, которые указывают, что у Томаса Куна есть предок, который первым занялся этим вопросом. Это венгерский Михаил Поланьи, который также пришел к философии науки из физико-химического.

    У обоих было много дискуссий и публичных лекций вместе. Даже в прологе своей первой книги Кун публично поблагодарил его за вклад в его исследования.

    Приложение ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТОМАСА ПЕЙНА

    2.1 Томас Кун. Структура научных революций

    2.1 Томас Кун. Структура научных революций IIНа пути к нормальной наукеВ данном очерке термин “нормальная наука” означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений — достижений, которые в течение некоторого времени признаются

    4. Концепция научных революций (Т. Кун)

    4. Концепция научных революций (Т. Кун) Обращение Поппера к проблемам изменения знания подготовило почву для поворота философии науки к истории научных идей и концепций. Однако построения самого Поппера все еще носили умозрительный характер и их источником оставались

    Маркс и Энгельс об отличии буржуазных революций XIX в. от более ранних буржуазных революций

    Маркс и Энгельс об отличии буржуазных революций XIX в. от более ранних буржуазных революций Анализируя процесс перехода буржуазно-демократических революций 1848 – 1849 гг. в их противоположность – контрреволюцию, К. Маркс и Ф. Энгельс совершенно определенно указывали на две

    Кун и несоизмеримость парадигм

    Кун и несоизмеримость парадигм Сегодня известно намного больше вещей, чем пятьдесят лет назад, а тогда было известно больше, чем в 1580 году. Следовательно, на протяжении четырех последних столетий наблюдается накопление или рост знания. Этот факт хорошо известен […]

    V ПРИОРИТЕТ ПАРАДИГМ

    V ПРИОРИТЕТ ПАРАДИГМ Чтобы раскрыть отношение между правилами, парадигмами и нормальной наукой, посмотрим прежде всего, каким образом историк науки выделяет особые совокупности предписаний, которые только что были описаны как принятые правила. Пристальное историческое

    IX ПРИРОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

    Нормальная наука Т.Куна

    Концепция неявного знания М. Полани и многообразие научных традиций

    Концепция неявного знания М. Полани и многообразие научных традиций Нетрудно показать, что в научном познании мы имеем дело не с одной или несколькими, а со сложным многообразием традиций, которые отличаются друг от друга и по содержанию, и по функциям в составе науки, и

    Феномен научных революций

    Феномен научных революций В динамике научного знания особую роль играют этапы развития, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки. Эти этапы получили название научных

    9. Поиски парадигм

    9. Поиски парадигм Странностью своей композиции эта глава отражает познавательную слабость фантастики и в то же время футурологии — ее неуклюжей вдохновительницы. Обе граничащие друг с другом территории мощью не отличаются, интеллектуальной основой власти над душами,

    Кун — смена парадигм в науке

    Итог революций XX века и перспективы революций XXI века

    Итог революций XX века и перспективы революций XXI века Естественным завершением данной работы будет попытка дать характеристику современному этапу истории и тенденциям будущего развития. Но это невозможно сделать, не определившись с решением главной исторической

    Читайте также: