Теория демократии вебера кратко

Обновлено: 02.07.2024

Принципы

Согласно этой теории, любой гражданин, обязанный уважать законы, может их одобрять или отвергать, высказывая таким образом своё отношение к ним. Это отношение гражданин может высказывать в ходе демократических выборов, выбирая из числа предложенных партийных программ ту, которая наиболее отвечает его интересам.

Поскольку партийную программу представляет политическая партия, а она выдвигает своего кандидата на выборные посты в органы государственной власти, то побеждают те кандидаты, партийные программы которых наиболее отвечают интересам всего народа. Власть в данной модели формируется путём прямых выборов, а кандидаты на выборные посты выдвигаются от политических партий, представляющих интересы различных слоёв населения и социальных групп. Интересы меньшинства должны учитываться специально оговоренными процедурами и закрепляться законами.

См. также

Литература

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Демократия
  • Формы государства
  • Политология

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Плебисцитарная демократия" в других словарях:

"ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ" — политико правовая теория, разработанная на базе политического опыта V Республики Франции голлистского периода. Согласно П.д. условия существования высокоразвитого индустриального общества требуют концентрации всей политической и административной… … Юридический словарь

ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ — политико правовая теория, разработанная на базе политического опыта V Республики Франции голлистского периода. Согласно теории П.д. условия существования высокоразвитого индустриального общества требуют концентрации всей политической и… … Юридическая энциклопедия

ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ — политико правовая теория, разработанная на базе политического опыта V Республики Франции голлистского периода. Согласно теории П.д. условия существования высокоразвитого индустриального общества требуют концентрации всей политической и… … Энциклопедический словарь экономики и права

ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ — политико правовая теория, разработанная на базе политического опыта V Республики Франции гол листского периода. Согласно теории П.д. условия существования высокоразвитого индустриального общества требуют концентрации всей политической и… … Энциклопедия юриста

ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ — понятие, используемое политологами, социологами, специалистами в области конституционного права, означающее такой характер демократии в обществе и государстве, когда важнейшие вопросы жизни общества и государства решаются путем их вынесения… … Энциклопедический словарь конституционного права

плебисцитарная демократия — политико правовая теория, разработанная на базе политического опыта V Республики Франции голлистского периода. Согласно П.д. условия существования высокоразвитого индустриального общества требуют концентрации всей политической и административной… … Большой юридический словарь

“ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ” — политико правовая теория, разработанная на базе политического опыта V Республики Франции голлистского периода. Согласно “П.д.” условия существования высокоразвитого индустриального общества требуют концентрации всей политической и… … Большой юридический словарь

ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ — политико правовая теория, разработанная на базе политического опыта V Республики Франции голлистского периода. Согласно П. д. условия существования высокоразвитого индустриального общества требуют концентрации всей политической и административной … Юридический словарь

ДЕМОКРАТИЯ ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ — ДЕМОКРАТИЯ ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ (от лат. scitum решение и plebs простой народ, плебс) форма прямой демократии. После французской революции в политике периодически стала применяться процедура прямого общего волеизъявления плебисцит и референдум, т.… … Философская энциклопедия

ДЕМОКРАТИЯ ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ — ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ … Юридическая энциклопедия

ТЕОРИЯ ПЛЕБИСЦИТАРНОЙ ДЕМОКРАТИИ - ее основателем считается М.Вебер. По его мнению, с развитием партий меняется характер политического представительства и политическая организация власти. Политическое влияние приобретают лица, контролирующие партийный аппарат - "машину" - и находящиеся вне парламента. Используя находящийся под контролем партийных лидеров партийный аппарат, можно в обход парламента прийти к власти. Плебисцит рассматривается как источник легитимности "вождя нации", в задачу которого входит обеспечение национальной политической интеграции и контроль над всеми государственными органами власти. В центре "плебисцитарной вождистской демократии" - харизматический лидер, избранный прямым голосованием народа и имеющий возможность действовать через голову парламента. Одновременно лидер несет политическую ответственность перед избирателями, которые делегируют ему полномочия контроля за бюрократией. Таким образом, народу и отдельным индивидам в теории плебисцитарной демократии отводится роль пассивного участника политического процесса, преимущественно на выборах. Вебер полагал, что харизматический лидер, стоящий вне классов и социальных групп, имея независимый от бюрократии источник легитимизации своей власти и не будучи интегрирован в бюрократическую иерархическую структуру, смог бы объединить вокруг себя нацию и защитить индивида перед лицом наступления всевластия бюрократии и "социалистического коллективизма". Идеальной моделью плебисцитарной демократии многие политологи считают политическую систему, создан во Франции Шарлем де Голлем.

Политология: словарь-справочник. — М.: Гардарики . М. А. Василик, М. С. Вершинин и др. . 2001 .

Смотреть что такое "ТЕОРИЯ ПЛЕБИСЦИТАРНОЙ ДЕМОКРАТИИ" в других словарях:

Прямая демократия — Демократия Ценности Законность · Равенство Свобода · Права человека … Википедия

Непосредственная демократия — Формы правления Аристократия Геронтократия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия Представительная демократия Прямая демократия Буржуазная демократия Деспотизм Джамахирия … Википедия

Плебисцитарная демократия — Демократия Ценности Законность · Равенство Свобода · Права человека … Википедия

плебисцит — а; м. [лат. plebiscitum решение народа] 1. В Древнем Риме: постановление, принимаемое на собраниях плебеев. 2. Один из видов всенародного голосования, устраиваемого для решения особо важных вопросов; референдум. Провести п. Результат плебисцита.… … Энциклопедический словарь

Демократия — (Democracy) Понятие демократии, возникновение и формы демократии Информация о понятии демократии, возникновение и формы демократии, развитие и принципы демократии Содержание Термин “демократия” происходит от греческого слова… … Энциклопедия инвестора

Политика, по его словам, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. В сущности, такое понимание соответствует и словоупотреблению. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям, либо к власти ради нее самой, чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает. Таким образом, можно говорить, что любые политические союзы, в том числе и государство – это отношения господства людей над людьми.

С одной стороны, Вебер выступает как представитель рационалистической традиции. Это сказывается как на его методологии, ориентирующейся на сознательное, субъективно мотивированное индивидуальное действие, так и на его политических взглядах: политические статьи и выступления Вебера с 90-х годов прошлого века направлены против аграрного консерватизма и идеологии немецкого юнкерства, которой Вебер противопоставляет буржуазно-либеральную позицию.

Любое господство, как предприятие, требующее постоянного управления, нуждается, также, в установке подчинения масс носителям легитимного насилия и средствах, дающих возможность применить это насилие, то есть неких институтах при лидере, носящих характер штабов.

Профессиональные политики начали возникать много веков назад, когда князья боролись с сословиями, состоящими у них на службе. В этой борьбе князья опирались на политически пригодные слои населения: служителей церкви, ученых-гуманитариев, придворную знать, буржуа, рантье, юристов и адвокатов.

Вся политическая власть строго регламентирована, считает Вебер, важную роль играет социальный контроль за индивидом. Обязанности и права в любой человеческой общности тождественны.

Его методология познания политики — пример консервативного обоснования господства одних классов над другими. Согласно его мировоззренческой установке, все ценности культуры Запада лежат в христианстве, что объясняет тот факт, что для него политическая культура Европы есть культура традиционного харизматического господства. По этой же причине он положительно относится к демократии, так как перед Богом все равны.

Веберовская концепция легитимности сводится к обоснованию непротиворечивости обязанностей и прав с помощью веры (убеждения) и, следовательно, блокирует реальные противоречия поведения индивидов.

В политическом плане М. Вебер отходит от классического либерализма. Этот свой отход Вебер наметил, прежде всего, при рассмотрении проблем политической экономии.

В целом для немецкого либерализма характерно господство, основанное на преданности тех, кто подчиняется чисто личной харизме вождя, так как здесь корениться мысль о призвании в его высшем выражении. Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне призванным руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но и потому что верят в него. Правда сам вождь живет своим делом.

В противовес англосаксонской политической традиции Вебер предлагает теорию плебисцитарной демократии, с помощью которой, по его мнению, можно было бы избежать тирании бюрократов. В рамках этой теории народу и отдельным индивидам отводится роль пассивного участника политического процесса. Единственная форма политического участия для масс - это участие в выборах и реализация права на голосование.

Стремясь решить задачу предохранения общественных институтов от бюрократического окостенения, Вебер в последние годы своей жизни особенно много внимания уделял проблеме лидера в рамках организации и вопросам, связанным с выявлением взаимоотношений лидера, бюрократии и масс.

Плебисцитарная теория бюрократии Вебера - это, по существу, попытка найти некую идеальную модель организации политической системы с необходимыми элементами, обеспечивающими её динамизм.

Как отмечает видный западногерманский политолог В. Моммзен Вебер верил в то, что, только обращаясь прямо к массам, вместо того, чтобы получать советы от административной демократии, великий политический лидер может проводить дальновидную и смелую политику. Условие успешности деятельности такого лидера - слепое повиновение ему со стороны народа. По мнению Вебера, подобный лидер, с независимой от парламента базой власти, смог бы преодолеть раздробленность классовых интересов, представленных в парламенте, и быть объединяющим началом нации.

Парламенту отводится в этой теории функция воспитания плебисци-тарных лидеров. Необходимость плебисцитарного лидера, по Веберу, обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, он хотел добиться для политического лидера верховенства над бюрократией, а одновременно вывести его из-под власти экономических интересов и отдельных групп давления. Во-вторых, послевоенный период в Европе, и особенно в Германии, при острой социально-классовой поляризации, вызывали у Вебера опасения, что любая политическая система в Германии, перенятая у англичан или французов, рухнет под натиском бескомпромиссного давления разных интересов.

Как политически господствующие силы начинают утверждаться в своем государстве?

Данный вопрос относится ко всякого роду господства во всех его формах: к традиционному, равно как и к легальному, и к харизматическому.

Штаб управления, представляющий во внешнем проявление предприятие политического господства, как и всякое другое предприятие, прикован к властелину, конечно, не одним лишь представлением о легитимности. Его подчинение связано двумя средствами, апеллирующими к личному интересу: материальным вознаграждением и социальным почетом. Политический союз, в котором материальные средства управления полностью или частично подчинены произволу зависимого штаба управления, мы будем называть расчленённым союзом.

Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить для политики, либо жить за счет политики и политикой. Кто живет для политики, в каком-то внутреннем смысле творит свою жизнь из этого - либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает свое внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит делу, и тем самым придает смысл своей жизни. Именно в таком смысле всякий серьезный человек, живущий для какого то дела, живет также и этим делом. За счет политики как профессии живет тот, кто стремиться сделать из нее постоянный источник дохода; для политики - тот, у кого иная цель.

Подлинной профессией настоящего чиновника не должна быть политика. Он должен управлять прежде всего беспристрастно - данное требование применимо даже к так называемым политическим управленческим чиновникам, - по меньшей мере официально, пока под вопрос не поставлены государственные интересы господствующего порядка.

Вебер отмечает: политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером.

Этот тип господства наиболее соответствует формально-рациональной структуре экономики. Правление бюрократии - это господство посредством знания, и в этом заключается его специфически рациональный характер.

Изучение политических проблем в историческом аспекте позволило Веберу дать определенные советы и предостережения, которые позволили бы избежать ошибок, допущенных ранее. Идеи Вебера, я думаю, не потеряют актуальности еще долгое время.

Теория бюрократии Вебера – это научная концепция, разработанная известным политологом и социальным философом Максом Вебером, обосновывающая модель идеальной бюрократии.

Теория, разработанная Максом Вебером, трактовала бюрократический аппарат как идеальную модель организации управления обществом. При этом он характеризовал бюрократию как организацию жестких вертикальных связей и коммуникаций, которая основана на специализации чиновников исходя из объекта управления, неукоснительном соблюдении ими правил и процедур реализации управленческих задач. Теорией бюрократии рассматривается как лишенный собственных интересов беспристрастный технический исполнитель государственной воли, который разделен на реализуемые соответствующие функции взаимодействующие элементы.

Ученый идеализировал не только бюрократию как социальное явление, но и образ отдельного чиновника. Так, бюрократия признавалась идеальным инструментом организации публичного управления и в виду того что чиновник, по Веберу, это эксперт, обладающий специальными знаниями, благодаря которым он в рамках жестко регламентированной процедуры способен принимать эффективные управленческие решения. Этим отличается позиция М. Вебера от позиции К. Маркса: если, по М. Веберу, бюрократия – это способ рациональной организации управления, то, по К. Марксу, особенный тип социального управления.

В понимании М. Вебера, обе трактовки – и бюрократия как организация власти, и бюрократия как тип социального управления – взаимодействуют и в то же время противостоят. Когда М. Вебер рассматривает бюрократию, как тип организации власти он характеризует ее как техническое средство, как машину, которая не выражает никакого политического интереса (и никакого интереса в принципе) к разрешаемому вопросу. При этом ученый не отрицает необходимость для эффективного функционирования бюрократии наличия программы управления. Бюрократия сама такую программу разработать не может, поэтому программа всегда должна поступать сверху от лидера государства, который продвигает интересы большинства населения.

Готовые работы на аналогичную тему

Ученый сравнивает здесь государство и любое объединение людей, подчеркивая, что как крупное предприятие, которое разрастаясь, все более нуждается в обособленном элементе в своей структуре, который бы обеспечивал координацию, организацию управления, циркуляцию информации, контроль принятия управленческих решений и контроль эффективности их реализации, так и государство с усложнением общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании и влиянии государства, все более нуждается в обособлении определенной группы людей, которая бы обеспечивала исполнение решения главы государства.

Из этого сравнения М. Вебер делает вывод, что бюрократия как система организации управления схожа, как на частном предприятии, так и в государстве. Он подчеркивает также независимость бюрократического аппарата от государственно-политического устройства. Так, бюрократия наличествует при авторитарных и либеральных режимах.

Ученый видит в бюрократии способ снизить влияние субъективного на процесс управления экономической и социально-политической сферами жизни общества. Чиновники, которые должны отбираться исходя из их профессиональных и деловых качеств, лишены пристрастности, и потому наиболее эффективно способны обеспечить реализацию управленческих решений.

Основные характеристики бюрократии по М. Веберу

Трактовка М. Вебером бюрократия как идеальной организации системы управления посредством функционирования в соответствующих областях управления профессиональных чиновников, действующих беспристрастно в соответствии с установленной государством процедурой, позволяет выделить следующие сущностные характеристики идеальной бюрократии:

  • иерархическая организация. Каждый элемент бюрократического аппарата имеет четко определенную сферу деятельности, установленную компетенцию. Иными словами, каждый чиновник, наделен определенным правовым статусом и не может выходить за рамки своих полномочий, а за реализацию возложенных на него полномочий несет ответственность перед вышестоящим чиновником. Контрольные процедуры реализуются на всех уровнях власти – от нижестоящих к вышестоящим;
  • беспристрастность при реализации управленческих функций. Каждый элемент бюрократического аппарата действует в рамках определенного набора правил, которые исключают возможные произвол или субъективный фактор при принятии управленческого решения. Беспристрастность бюрократии позволяет контролировать и определять функциональную направленность аппарата управления, деятельность которого должна соответствовать определенным принципам и правилам рационального управления;
  • постоянный характер деятельности. Чиновникам при этом гарантированы постоянная занятость, перспективы стабильного благосостояния и продвижения по службе исходя из личного опыта и профессиональных знаний;
  • экспертный отбор чиновников. Чиновники принимаются на службу исходя из тех специальных знаний и навыков, которыми не обладают предполагаемые сфере управления. Кроме того, в процессе деятельности обеспечивается и дальнейшее обучение, и контроль соответствия должности;
  • кооптация как принцип формирования бюрократического аппарата. Чиновники не избираются непосредственно населением, но, напротив, назначаются вышестоящими руководителями. При этом это не исключает их зависимости от воли населения, но обуславливает необходимость соблюдения жесткой иерархической дисциплины;
  • престижное положение чиновников в обществе. Статус чиновника как лица, решающего управленческие задачи, имеющие значение для всего общества, предполагает его специальный статус, который гарантируется законом и государством.

Привлечение в управление специальных экспертов, по мысли М. Вебера, является необходимым для политического режима любого вида. Беспристрастный чиновник, действующий на основе своих знаний в установленных рамках, обеспечивая эффективную реализацию управленческих функций, в совокупности с другими элементами бюрократического аппарата образует интегрированную сложную управленческую систему, позволяющую контролировать эффективность решения управленческих задач на любом уровне

Читайте также: