Философско социологическая традиция изучения конфликтов кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Понятие конфликта принадлежит науке и обыденному сознанию.

2. Анализ содержания понятия конфликта обнаруживает, что и в обыденной речи, и в науке оно применяется для обозначения широкого круга явлений от внутриличностного до социального уровня, используется в разнообразных контекстах, а также в метафорическом значении.

3. Понятием конфликта пользуются разнообразные научные дисциплины, в зависимости от своих интересов акцентирующие внимание на разных видах конфликтов, а иногда и придающие данному понятию специфическое значение.

4. Классификации конфликтов обычно подчеркивают их разноуровневый характер. При этом широта предметного поля затрудняет корректное определение конфликта, релевантное всем его видам.

5. Анализ и сравнение разных определений конфликта позволяет выделить в качестве инвариантных такие его характеристики, как биполярность, активность, направленная на преодоление противоречий, субъектность (наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта).

Выделение инвариантных характеристик конфликта позволяет наложить ограничение на рамки его предметного поля. Конфликт — это биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, причем стороны представлены активным субъектом (субъектами). Наиболее продолжительными и развитыми в науке являются философско-социологическая и психологическая традиции, рассмотрение которых может способствовать уточнению понятия конфликта, а также его предметной области.

Философско-социологическая традиция изучения конфликтов

1. Первоначальное описание конфликтной проблематики в философско- социологической традиции было связано с рассмотрением процессов борьбы в человеческом обществе, нашедших наиболее полное выражение в школе социал-дарвинизма. Конфликт отождествляется с борьбой, которая рассматривается как форма (часто основная) социального взаимодействия.

2. Первоначальные представления социологов об относительно стабильной и интегрированной природе устройства общества выразились в функциональной модели его описания. Тезис о функциональном единстве, т. е. гармоническом соответствии и внутренней согласованности различных частей социальной системы, приводил к трактовке конфликтов как патологии в функционировании общества, как аномалии, которая должна быть исключена из жизни общества.

4. Основания теории конфликта и последующего формирования социологии конфликта были заложены Марксом и Зиммелем, авторами систематических описаний процессов борьбы и конфликта в обществе. Работы Маркса исследовали диалектику развития общества и закономерного возникновения конфликтов. Зиммель сформулировал представления о позитивных функциях конфликта, заложив основы конфликтного функционализма.

5. Продолжением исследований Маркса и Зиммеля и концептуальной основой современной парадигмы конфликта стали работы Дарендорфа и Козера. В их трактовке конфликт приобретает более определенное описание, конкретную феноменологию; его существование в социальном пространстве встраивается в более строгие рамки. Работы Дарендорфа и Козера стали непосредственным основанием современной конфликтологии, осуществившей переход от теоретических описаний конфликта к практической работе с ним.

6. Теоретическое признание конфликта в качестве закономерной характеристики социальных систем позволило перейти к более глубоким его исследованиям и решению задач управления конфликтными явлениями. В 50-60-е годы начинается оформление конфликтологии как особой междисциплинарной области, объединяющей теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия.

2. ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ:

3. П Л А Н

4. ЛИТЕРАТУРА:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.:
ЮНИТИ, 1999.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000.
3. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. - Ростов-на-Дону:
Феникс, 1998.
4. Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт:
эскалация, тупик, разрешение. - СПб.: Питер, 2001.

5. Главные вопросы, определяющие интерес социальных наук к конфликтам

1) Какое влияние оказывают конфликтные
явления и отношения на социальные
структуры и различные аспекты
человеческого взаимодействия
2) Как изучение и понимание конфликтов
помогает пролить свет на происхождение,
развитие и последствия войн, революций,
забастовок и напряженностей

6. СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМ (Ранняя социологическая традиция)

Социал-дарвинисты исходили из
идеи универсальности законов живой
природы и аналогии:
между человеческим обществом и
животным миром;
между деятельностью социума и
человеческого организма.
Это определило тенденцию их взглядов
на конфликт.

7. Основатели теории естественного отбора, в основе которого лежит борьба за существование: Чарльз Роберт Дарвин (1809 -1882)

8. Ранняя социологическая традиция исследования конфликта была постро- ена на идеях естественного отбора

9. Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) и Кеннет Эварт Боулдинг (1910-1993) значение в развитии социума придавали эволюции,

Причины борьбы
социальных групп:
* Рассовые различия;
*Стремление людей к
удовлетворению своих
материальных потребностей;
*Людям от рождения присуща
взаимная ненависть,
определяющая отношения
между группами, народами и
племенами.

11. Густаф Ратценхофер (1842-1904) сформулировал идеи о возможной регуляции различных общественных конфликтов

1. Социальная жизнь основывается на конфликте
противоречивых интересов социальных субъектов.
2. Сотрудничество - основа урегулирования конфликтов.
3. Все разнообразие человеческих интересов может
быть сведено к пяти основным типам:
*прокреативным (стимулирующим продолжение рода);
*физиологическим (питание и др.);
*индивидуальным (связанным со стремлением к
самоутверждению, самореализацией);
*социальным (родственным и групповым); и
*трансцендентным (религиозным).

(1840 - 1910)
Жизнь индивидуума, общества
состоят в процессе развития,
приспособления и удовлетворения
интересов.
Каждый интерес стремиться стать
абсолютным и ищет удовлетворения за счет остальных - отсюда
всеобщий конфликт интересов.
Существует пять категорий
интересов: здоровье, богатство,
знания, красота, справедливость.
(А.Смолл).

13. Смолл Альбион Вудбери (1854 - 1926) «Индивидуум в каждый данный момент - продукт борьбы интересов, а общество - результат

14. ВЫВОДЫ

Благодаря работам Л. Гумпловича, У. Беджгота,
Г.Ратценхофера, У.Самнера, А. Смолла и др. конец ХIХ начало ХХ вв иногда считается
начальным периодом в изучении конфликтов,
заложившим основы школ социального
конфликта в социологии.
В соответствии с представлениями этой
школы конфликт отождествляется с борьбой,
которая, в свою очередь, рассматривается как
форма социального взаимодействия (и, возможно,
основная).

16. Позиция функционализма была сформулирована Гербертом Спенсером (1820 - 1903) - / фото слева/ развита Давидом Эмилем Дюркгеймом

17. Основные принципы функционализма:

Общество - это система частей, объединенных в
единое целое.
Общественные системы сохраняют устойчивость, т.к.
в них существуют внутренние механизмы контроля.
Дисфункции существуют, но они преодолеваются
сами по себе или, в конце концов, укореняются в
обществе.
Изменения обычно имеют постепенный, но не
революционный характер.
Социальная интеграция формируется на основе
согласия большинства граждан страны следовать
единой системе ценностей, которые составляют
самый устойчивый остов общественной системы.

18. Толкотт Парсонсон (1902- 1979), Его идеи рассматривались как наивысшее достижение функционализма,

Идеи Карла Макса и
Георга Зиммеля,
развитые
последователями,
заложили основы
современной
конфликтологии.

21. Первоначальное формирование теории конфликта как определенной системы воззрений на природу общества, его устройство и развитие

22. Основные положения марксовского учения о конфликте (по Дж. Тернеру):

1. Социальные отношения содержат большое количество
конфликтных интересов;
2. Это свидетельствует о том, что социальная система
систематически порождает конфликты;
3. Следовательно, конфликт является неизбежным и очень
распространенным свойством социальных систем;
4. Конфликты имеют тенденцию проявляться в полярной
противоположности интересов;
5. Конфликты чаще всего происходят из-за недостаточности
ресурсов (особенно власти);
6. Конфликт - главный источник изменений социальных систем;
7. Любой конфликт имеет антагонистический характер.

23. 8.Чем более неравномерно распределены в системе дефицитные ресурсы, тем глубже конфликт интересов между господствующими и

подчиненными сегментами системы.
9. Чем глубже подчиненные группы начинают осознавать свои
интересы, тем более вероятно, что они будут сомневаться в
законности и справедливости существующей формы
распределения дефицитных ресурсов.
10.Чем больше подчиненные группы системы сознают свои интересы
и чем больше они сомневаются в законности распределения
дефицитных ресурсов, тем, более вероятно, что они будут
сообща вступить в открытый конфликт с доминирующими
группами системы.
11.Чем сильнее поляризация господствующих и подчиненных, тем
более насильственным будет конфликт.
12.Чем более насильственным является конфликт, тем будут больше
структурные изменения системы и перераспределение
недостающих ресурсов.

24. Конфликтный функционализм Георга Зиммеля (1858 - 1919) является основой теоретической конфликтологии

Г. Зиммель социальную структуру общества
представил в виде неразрывно
взаимосвязанных процессов ассоциации и
диссоциации ее элементов.
Конфликт является естественной составляющей этих процессов и необязательно
приводит к разрушению системы или к
социальным изменениям. Он может быть
конструктивным.
Конфликт между индивидом и обществом он
считал основным социальным конфликтом.

26. Ключевые положения Г. Зиммеля, касающиеся остроты конфликтов:

27. Выводы:

1. К. Маркс представил социально-структурные причины
конфликта, условия, которые могли бы разрешить конфликт,
и подчеркнул антагонистический характер конфликта.
2. Г. Зиммель описал условия изменения остроты конфликта и
интегративные последствия конфликта.
3. В современной теории конфликта (начиная с 60-х годов)
сложилось два направления, в основе которых лежат: либо
положения К. Маркса(диалектическая теория конфликта),либо Г.Зиммеля (конфликтный функционализм).
4. Идеи Маркса и Зиммеля не ограничены собственно явлением
конфликта, а относятся к общему полю конфликтной
проблематики. В них нет четкого определения конфликта.
Маркс сводит понятие конфликта к понятию борьбы.
Различение этих понятий дает Зиммель.

28. Начало современной конфликтологии Ральф Густав Дарендорф (1929 - 2009), Льюис (Людвиг) Альфред Козер (1913 - 2003)

Р. Дарендорф представляет
диалектическую теорию конфликта в
традиции диалектического подхода
Маркса. Социальный конфликт всегда
был и будет присущ любому обществу в
силу неизбежного различия интересов.
источником конфликта выступают
ролевые отношения в обществе и
неравномерное распределение власти
и авторитета (дефицит ресурса), а
также субкультурные причины.

Главными отличительными чертами любого общества являются
господство, конфликт и подчинение.
Общественная структура основана на власти одних групп людей
над другими.
У каждой из таких групп есть общие интересы независимо от
того, осознаются они или нет; интересы членов разных групп
различны и противоположны.
Когда люди осознают свои общие интересы, они образуют
общественный класс, который может обнаружить себя в форме
профсоюзного движения, лобби политической партии и т.д.
Классовый конфликт обостряется, если: а) почти вся власть
сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти
полностью лишены ее; б) те, кто лишен власти, не имеют
возможности ее получить; в) люди могут свободно организовать
политические группы (Дарендорф, Смелзер).

30. Условия вызывающие конфронтацию в группах людей и влияющие на остроту конфликта (по Р. Дарендорфу)

1) чем скорее люди начнут осознавать свои права, обязательства и
интересы (образовав конфликтную группу), тем вероятнее
конфликт;
2) чем больше распределение авторитета связано с распределением
других вознаграждений, тем острее конфликт;
3) чем меньше взаимопонимания и взаимной заинтересованости
между подчиненными и господствующими группами, тем острее
конфликт;
4) чем больше обнищание подчиненных переключается с
абсолютного на относительный уровень сравнения, тем более
насильственным будет конфликт;
5) чем меньше конфликтные группы способны приходить к
соглашениям, тем более насильственный конфликт;
6) чем острее конфликт, тем больше он вызовет структурных
изменений и реорганизаций (созвучно с марксистским).

31. Конфликтный функционализм Льюиса Альфреда Козера

32. Позитивные функции конфликта (по Л. Козеру):

34. Становление конфликто-логии как междисципли-нарной науки

Становление конфликтологии как междисциплинарной науки
Принципами структурного функционализма были: стабильность,
устойчивость, согласие, гармония;
Изобилие конфликтов, противоречий, войн показали несостоятельность
функционализма в социологической теории.
С 40-х по середину 50-х гг. - спад интенсива исследований в области
социальных конфликтов. Это обусловлено отсутствием социального
заказа. Общество не желало принимать его как объективную реальность.
Наиболее интенсивный период развития конфликтологии со второй
половины 50-х г. Импульс - конференция по социал конфликтам
Социологической ассоциации ЮНЕСКО в 1957 г. Конфликтология была
определена как особая междисциплинарная область наук.
Первоначально конфликтология оформляется как область поиска средств
предотвращения конфликтов и их ослабления. Ученые не смогли создать
общую теорию конфликта, что затруднило решение задач их
прогнозирования и урегулирования.
Современными конфликтологами разработана методология конфликта.

35. Зарубежные политологические теории конфликта. Теории политических групп:

Вильфредо Паретто (1848 – 1923) – создатель
теории элиты – считал, что социальное
поведение людей зависит от разума и от
иррациональных уровней психики.
Социальная конфликтность обусловлена
делением общества на массу
управляемых индивидов и небольшое
число управляющих.
Борьба между элитами обусловливает
остроту и масштабность социальных
конфликтов. При деградации
господствующей элиты наступает
социальный конфликт в виде революций
и других форм борьбы.

36. Гоэтано Моска (1858 – 1941) считал важным деление общества на классы. В обществе всегда существуют силы, готовые смести старое

правящее меньшинство.
Смена происходит в виде социальных конфликтов.
Жорж Ёган Сорель (1847 – 1922) отвергал рациональную модель
общества и идею социального прогресса. Стихийное
иррациональное движение масс противопоставлял организованной
политической борьбе, а насилие (как высшее творческое начло
истории) – силе (как выражению авторитарной государственности).
Только с помощью насилия и социальных конфликтов рабочий класс
может реализовать свои стремления).

37. Артур Бентли – американский политолог: «Благодаря гибкому применению силы (давление, угрозы, демонстрации и др.) политическими

38. Теории политической стабильности – появились вначале 60-х годов. Основное внимание уделялось недопущению конфликтов в

39. Джереми Сандерс - Уолтер Джереми Сандерс ( 1937)

40. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

41. Изучение социальных конфликтов в отечественной науке

Отечественная конфликтология начала развиваться значительно позднее
зарубежной (с 1990 г). Причины:
Марксисты не отличались последовательностью развития идей Маркса,
касающихся конфликтной проблематики;
Идеологическое постулирование невозможности обострения противоречий и
конфликтов при социализме;
Иллюзии бесконфликтности, возникшие вследствие игнорирования
существующих проблем и противоречий, переносились с общественного уровня
на области внутриорганизационного взаимодействия и в сферу межличностных
отношений;
Проблема конфликта в современной отечественной социологии является одной
из ведущих. Основное направление - урегулирование социальных конфликтов.
Ведущими российскими социальными конфликтологами являются Анцупов А.Я.,
Дмитриев А. В., Шипилов А. И., Ишмуратов А.Т., Здравомыслов А. Г. (1928 2009), Зайцев А.К., Фельдман Д, М. (МГУ), Бандурка А. М., Друзь В. А.,
Гришина Н.В., Хасан Б.И.

42. Выводы отечественных конфликтологов (по Н.В. Гришиной)

Конфликт - распространенная черта социальных систем, он неизбежен,
объективен, поэтому должен рассматриваться как естественный
фрагмент человеческой жизни. Он должен быть принят как одна из форм
нормального человеческого взаимодействия. Конфликт не аномалия и не
патология.
Конфликт не всегда и необязательно приводит к разрушениям.
Напротив, он один из главных процессов, служащих сохранению целого.
Конфликт содержит в себе потенциально позитивные возможности.
Конфликт ведет к изменению - изменение ведет к адаптации - адаптация
ведет к выживанию. Ценность конфликтов в том, что они предотвращают
окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт - это
вызов, требующий творческой реакции.
Конфликт может быть управляем, причем так, что деструктивные
последствия могут быть минимизированы, а конструктивные возможности
значительно усилены.

43. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2.Принцип всеобщей связи (т.е. не ограничиваться в рассмотрении отдельных элементов, а стремиться исследовать как можно больше связей в конфликте- взаимосвязь со средой, в которой он развивается и т.д.)

3. Принцип соблюдения диалектики, требует учета основных законов парных категорий диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей (сторон, сил, тенденций). Закон перехода количественных изменений в качественные (всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений). Закон отрицания отрицания дает возможность прогнозировать направление развития конфликтов: от простого — к сложному, от низшего — к высшему(сформулирован ГЕГЕЛЕМ – восстановление того, что ранее отрицалось, возвращение к уже пройденной стадии развития). Парные категории диалектики (причина и следствие, время и пространство).

4. Принцип единства теории, эксперимента и практики.
- Теоретические построения, которые эмпирически подтверждаются.
- Эмпирическая база, которая перерастает в теоретическую.

5. принцип системного подхода. Важно выявлять все многообразие элементов, входящих в структуру конфликта, связи между ними и связи конфликта с внешними явлениями.

6. Принцип объективности. (минимизировать влияние личных и групповых интересов).

7. Принцип междисциплинарности (использование достижений всех отраслей конфликтологии. Изучая любой конфликт, важно как можно более полно ознакомиться с методологией, теорией, методами)

8. Принцип преемственности требует максимально полного знания конфликтологом всего основного, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет.

9. Принцип личностного подхода(заключается в необходимости выявлять и учитывать конкретные личностные особенности).

10. Принцип поиска скрытого содержания.( изучение не только доступной информации, но и скрытых, глубинных причин конфликтов.)

Классификация конфликтов.


1. Личностный конфликт – включает конфликты, происходящие внутри личности на уровне индивидуального сознания.

2. Межличностный – разногласия между 2 или более людьми одной или нескольких групп.
3. Межгрупповой конфликт – это конфликты между социальными группами и социальными общностями людей с противоположными интересами.
4. Конфликт принадлежности – это когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность. Например, конфликтующие образуют группу внутри какой то большой группы или индивид входит одновременно в 2 конкурирующие группы преследующие 1 цель.
5. Конфликт с внешней средой – индивиды составляющее группу испытывают давление извне прежде всего со стороны административных и экономических норм, также предписаний, они вступают в конфликт с институтами поддерживающими эти нормы и предписания.

Основные методы конфликтологии:
1. Структурно-функциональный – этот метод раскрывает структуру конфликта, функции каждого компонента.

2. Процессуально – динамический – позволяет обозначить этапы развития конфликта и определить характер динамики.
3. Разрешительный – это допускаемые процедуры и технологии по управлению конфликтом.
4. Прогностический – отвечает за прогнозы конфликтных ситуаций и предвидение возможных столкновений.

Смежные методы исследования:
1.наблюдение 2. опрос 3. тестирование 4. эксперимент 5.моделирование.

Конфликтология как наука. Предмет и задачи конфликтологии.

Конфликтология как наука возникла в 50-60 годы 20 века. Возникла она на стыке таких дисциплин, как социология и психология.

Конфликтология изучает конфликт: закономерности его возникновения и развития, способы разрешения, методы регулирования и профилактики(обретения конфликтологической грамотности, эффективное общение).

В нашей стране конфликтология, является одновременно теоретической и практической дисциплиной, она нацелена на решения ЗАДАЧ:

Исследование конфликтов и развитие на этой основе теорий;

Создание системы конфликтологического образования в стране;

Популяризация конфликтологических знаний в обществе.

Организация системы практической работы конфликтологов по прогназированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.

Сначала конфликтология использовалась для важных практических задач: вести переговоры, разрешать назревшие в обществе проблемы и т.д. Сейчас же конфликтология нужна во всех сферах нашей жизни.

Цель: 1.изучение социальной природы

2.изучение причин, типов и динамики конфликтов.

3.изучение методов и средств их предупреждения, а также регулирование и разрешение.

Предмет: совокупность св-в возникновения, развития и завершения конфликта.

Объект: совокупность всех конфликтов в целом.

Философско-социологическая традиция изучения конфликтов: социал-дарвинизм.

В своем описании человеческого общества он исходил из идеи универсальности законов природы т.е.проводили параллели между животным миром и человеческим обществом. В человеческом обществе выделяются 2 вида борьбы: 1. Борьба как средство выживания связана с соперничеством

за пропитание, территорию, особь противоположного пола или со стремлением к более высокому месту в иерархической структуре своей группы. Люди получили в наследство от животного мира те же формы борьбы.2. Ритуальная - она не связана с выживанием и ресурсами, это как бы спорт или выборы. Спорт — это конфликт, в нем имеют место и выигрыш и проигрыш, однако он носит ритуальный характер в силу использования многочисленных правил и запретов. При этом необходимо наличие элемента случайности в том, кто

выигрывает и кто проигрывает, поскольку если бы, например, одна команда все время выигрывала, то спорт потерял бы всякий смысл. они утверждали что социальная борьба в обществе является единичной формой взаимодействия людей.


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (1):

n1.doc

социологическая традиция изучения конфликтов

В этой главе описывается эволюция представлений о конфликтах, входе которой первоначальное их отождествление с явлениями борь­бы в обществе и негативная оценка как патологии социального орга­низма сменяется их признанием в качестве естественного элемента общественной системы. Утверждение нового взгляда на конфликты приводит сначала к выделению особой области исследований — со­циологии конфликта, а впоследствии и к формированию конфликто­логии, интегрирующей теоретические исследования конфликтов в различных научных дисциплинах и выдвигающей принципиально но­вые задачи по управлению конфликтами.

о Борьба в человеческом обществе: социал-дарвинизм

о К. Маркс и Г. Зиммель: социология конфликта

о Р. Дарендорф и Л. Козер: начало конфликтологии

о Конфликтный функционализм: позитивные функции конфликтов

о Победа теоретиков конфликта

о Становление конфликтологии

о Изучение конфликтов в отечественной науке

о Как сегодня понимаются конфликты

Разнообразие видов, конкретных форм и содержания конфликтов делает их предметом внимания самых разнообразных областей знания — от военных наук и правоведения до искусствоведения и психологии. Особое место, одна­ко, занимают среди прочих дисциплин философия и социология.

Перефразируя известное высказывание Г. Эббингауза о психологии, мож­но сказать, что изучение конфликтов в общественных науках имеет длинное прошлое и краткую историю. С одной стороны, философия с давних времен

30 Часть I. Основы изучения конфликтов

искала ответы на вопросы о законах сосуществования людей и народов, о при­чинах войн, вражды, раздоров, столкновений, с другой — лишь в XX веке по­является научно обоснованный подход к изучению конфликтов и работе с ними. Естественно, что для социологии, исследующей процессы возникнове­ния, развития и взаимодействия социальных структур, конфликт представ­ляет особый интерес. Интерес социальных наук к конфликтам связан с двумя главными вопросами: 1) какое влияние оказывают конфликтные явления и отношения на социальные структуры и различные аспекты человеческого взаимодействия и 2) как изучение и понимание конфликтов помогает про­лить свет на происхождение, развитие и последствия войн, революций, забас­товок и напряженностей (ТЬе 8ос1а1 8с1епсе Епсус1оресНа, 1985, р. 146).

По мнению видного конфликтолога К. Боулдинга, общий диапазон пред­ставлений ученых относительно роли и места конфликта в динамике жизни общества представляет собой некий континуум подходов: на одном его по­люсе находятся те, которые рассматривают развитие общества в целом поч­ти исключительно через борьбу и конфликт (в особенности через классовый конфликт); на противоположном полюсе оказываются подходы социальных ученых-эволюционистов, считающих конфликт значимым, но все же второ­степенным аспектом общей динамики развития общества; промежуточное положение занимают специалисты в области политической и экономической истории (ВоиШш§, 1986).

Борьба в человеческом обществе: социал- дарвинизм

Ранняя социологическая традиция в своем описании природы человеческого общества, его структуры и процессов часто исходила из идеи универсально­сти законов живой природы, усматривая аналогии между социальным обще­ством и животным миром, между жизнедеятельностью социума и человече­ского организма. Неудивительно, что истоками последующего исследования конфликтов в философской и социологической традиции стало рассмотре­ние процессов борьбы в обществе.

Борьба не является порождением людей. Наиболее законченное описание процессов борьбы и ее роли в животном мире принадлежит, конечно, Ч. Дар­вину (и А. Уоллесу). Оно построено на идеях естественного отбора, в основе которого лежит борьба за существование, обеспечивающая выживание наи­более приспособленных особей. Борьба как средство выживания связана с со­перничеством за пропитание, территорию, особь противоположного пола или со стремлением к более высокому месту в иерархической структуре своей группы (Анцупов, Шипилов, 1996, с. 30).

Другая форма, в которой находит свое выражение борьба, — это игровое взаимодействие животных. И. Хёйзинга пишет об играх животных с элемен­тами состязательности, имитирующих борьбу: щенята хотя и «притворяются

Глава 1. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов 31

В свою очередь борьба, в основе которой лежат проблемы выживания (территория, пропитание, естественные ресурсы, власть и т. д.), приобрела ха­рактер войн, вооруженных конфликтов, дуэлей, забастовок и другие самые разнообразные формы.

И все же описание социальных процессов в обществе под углом зрения борьбы за существование приобрело некоторую популярность в ранней социо­логии и стало основанием возникновения школы социал-дарвинизма. Поня­тием социал-дарвинизма обозначают представления, в соответствии с кото­рыми человеческое общество интерпретируется прежде всего в системе био­логических понятий, опирающихся на законы естественного существования.

32 Часть I. Основы изучения конфликтов

Благодаря работам Л. Гумпловича, Г. Ратценхофера, У. Самнера, А. Смол­
ла и др. конец XIX — начало XX века иногда считается начальным периодом
в изучении конфликтов, заложившим основы школы социального конфликта
в социологии (Беккер, Бесков, 1961). В соответствии с представлениями этой
школы конфликт отождествляется с борьбой, которая, в свою очередь, рас­
сматривается как форма (и возможно, основ-
ная) социального взаимодействия.

Между борьбой и конфликтом действи-
Усипие одолеть противника, состязание ,- -«

Г , тельно много общего, что подтверждается об-

двух сил; единоборство без оружия и "'

стязание на одоление чего-то; вщорен- водЯТся в ОгоНег МиШтесИа Епсус1оресИа нее борение, разлад ума^ и^^ сердца. (1998). конфронтация между противостоя-

щими группами, в которой каждая пытается

нанести ущерб другой или взять над ней верх,

Глава 1. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов 33

Понятие же конфликта начинает занимать все более прочное место в тео­ретических описаниях социологов, а явления конфликта — привлекать их са­мое пристальное внимание.

Первоначальные попытки социологов создать общую социологическую тео­рию основывались на равновесных моделях общества, на представлениях об относительно стабильной и интегрированной природе его устройства. Пози­ция функционализма (исторически более ранняя) первоначально была сфор­мулирована Гербертом Спенсером, затем развита не менее известным ученым Эмилем Дюркгеймом и продолжает находить своих последователей и сегодня.


  1. Общество — это система частей, объединенных в единое целое.

  2. Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них сущест­
    вуют внутренние механизмы контроля.

  1. Дисфункции существуют, но они преодолеваются сами по себе или в конце
    концов укореняются в обществе.

  2. Изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер.

  3. Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тка­
    нью, сотканной из различных нитей, формируются на основе согласия боль­
    шинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Эта систе­
    ма ценностей — самый устойчивый остов общественной системы (Смелзер,
    1994, с. 24).

Глава 1. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов 35


  1. Главными отличительными чертами любого общества являются господство,
    конфликт и подчинение.

  2. Общественная структура основана на власти одних групп людей наддруги-
    ми, например предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами,
    преподавателей над студентами и т. д.

  3. У каждой из таких групп есть общие интересы независимо оттого, осознают
    их входящие в такие группы или нет; интересы членов разных групп различ­
    ны и противоположны. Например, может возникнуть конфликт между дело­
    выми людьми, стремящимися к повышению своих доходов, и активистами
    движения в защиту окружающей среды, которые борются за очищение воз­
    духа и воды.

  4. Когда люди осознают свои общие интересы, они образуют общественный
    класс, который может обнаружить себя в форме профсоюзного движения,
    лобби политической партии и т. д.

  5. Классовый конфликт обостряется, если:

б) те, кто лишен власти, не имеют возможности ее получить;

в) люди могут свободно организовывать политические группы (Дарендорф,
1959, цит. по: Смелзер, 1994, с. 26).

Таким образом, для функционалистов общество — это устойчивое единое целое, главным элементом которого является согласие его членов в отноше­нии общих ценностей. Сторонники теории конфликта, напротив, исходят из того, что в обществе постоянно происходят изменения и возникают конфлик­ты, в том числе связанные и с подавлением одних членов общества другими.

36 Часть I. Основы изучения конфликтов

устройстве. Усилия ученых были сосредоточены на поиске возможностей из­бегания конфликтов. Сами конфликты интересовали их гораздо меньше.

К. Маркс и Г. Зиммель: социология конфликта

Другим классиком, имя которого в истории конфликтологии обычно со­седствует с именем Маркса, является немецкий философ Г. Зиммель, науч-

Глава 1. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов 37

ное наследие которого оценивается столь высоко, что его иногда считают од­ним из основоположников современной социологии в целом 1 '

Одни только филистеры могут полагать, что конфликты и проблемы существуют для того, чтобы быть разрешенными. И те и другие имеют в обиходе и истории жизни еще и другие задачи, выполняемые ими независимо от своего собственного разрешения. И ни один конфликт не существовал напрасно, если время не разре­шит его, а заменит его по форме и содержанию другим. Правда, все указанные на­ми проблематические явления слишком противоречат настоящему, чтобы оста­ваться неподвижными в нем, и свидетельствуют с несомненностью о нарастании более фундаментального процесса, имеющего иные цели, чем одно только вытес­нение существующей формы вновь образуемой. Ибо едва ли мост между предыду­щим и последующим культурных форм был столь основательно разрушен, как те­перь, когда осталась одна бесформенная сама по себе жизнь, имеющая заполнить образовавшийся пробел. Столь же несомненно она имеет своей целью создание новых форм, более соответствующих силам настоящего — быть может, сознатель­но задерживая наступление открытой борьбы — и заменяющих лить старую про­блему новой, один конфликт другим. Так выполняется настоящее предназначение жизни, которая есть борьба в абсолютном смысле, охватывающем относительное противопоставление борьбы и мира. Абсолютный же мир, который, быть может, также возвышается над этим противоречием, остается вечной мировой тайной.

1 В юбилейном издании американского социологического журнала, посвященного столетию со дня

38 Часть I. Основы изучения конфликтов

Хотя многие ученые склонны были рассматривать конфликт как одно из центральных явлений, свойственных социальным системам, приоритет в по­пытках осмысления его позитивных функций в жизни общества традиционно отдается тем не менее Зиммелю. Считается, что идеи Зиммеля оказали огром­ное влияние на американскую социологию и прежде всего на работы Л. Козера.

Несмотря на отмеченную выше ведущую роль Маркса и Зиммеля в созда­нии основ социологической конфликтологии, благодаря чему они заслужен­но называются первым поколением ее классиков, их идеи и разработки не ограничены собственно явлением конфликта и скорее относятся к общему полю конфликтной проблематики. Маркс пишет о противоречиях и противо­стоянии частей социальной системы, о неизбежности борьбы, обреченности классового общества на противостояние, которое до поры до времени может находиться в скрытом состоянии. В таком контексте многие положения Марк­са больше отвечают понятию борьбы, чем конфликта в его современном по­нимании. (Впрочем, и сам Маркс, признанный западной социологией выдаю­щимся теоретиком в области конфликта, пишет именно о борьбе — классо­вой, экономической, политической и т. д.)

Сказанное в значительной мере относится и к идеям Зиммеля. Утвержде­ние априорного характера борьбы сближает его позицию с идеями социал-дарвинистов, с их центральным концептом борьбы. Описания Зиммеля, опи­рающиеся на конкретные факты исторического, этнографического и полити­ческого характера, нередко используют понятие конфликта скорее в метафо­рическом смысле.

Глава 1. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов 39

Р. Дарендорф и Л. Козер: начало конфликтологии

Наиболее видным современным социологом, придерживающимся диалек­тической теории конфликта, является Ральф Дарендорф. По Дарендорфу, социальный конфликт всегда был и будет присущ любому обществу в силу неизбежного различия интересов. Однако в постиндустриальном обществе, исследованием которого и занимался Дарендорф, основное противоречие со­циальных систем перемещается, по его мнению, из экономической плоскости, из сферы отношений собственности в область отношений господства-подчи­нения, и основной конфликт оказывается связан с перераспределением вла­сти. В то же время динамика его возникновения в сущности повторяет логику рассуждений Маркса о диалектике развития конфликта: объективная проти­воположность интересов сторон, осознание этой противоположности, воз­никновение социальных организаций и т. д. Дарендорф подробно разбирает условия возникновения конфликтов, факторы, определяющие их остроту, ре­альные и возможные последствия и т. д.

40 Часть!. Основы изучения конфликтов

Развивая и уточняя идеи Зиммеля, Козер в немалой степени изменил взгляд науки на конфликты. По его мнению, признание конфликта в качестве неотъемлемой характеристики социальных отношений никак не противоре-

Глава 1. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов 41

Читайте также: