Проблемы межличностных коммуникаций кратко

Обновлено: 04.07.2024

Межличностное взаимодействие предполагает организацию прямого межличностного обмена информаций, в процессе чего используются преимущественно устные речевые каналы. В совокупности с большим количеством коммуникационных методов, практически все время руководителей занято прямым межличностным обменом информацией. Исследование межличностной коммуникации позволит управлять ими, что имеет высокий уровень значимости.

В процессе межличностных коммуникаций значимым является процесс передачи информации от одних лиц другим, что отражено в таблице, представленной ниже:

С позиции организации С позиции личности
Устанавливать общие взгляды на внешние события Проверять и расширять картину мира и кругозор
Побуждать новых работников к выполнению определенных ролей, а также соблюдению обычаев и норм Приобретать навыки, которые необходимы для организации нормальной общественной жизни
Предоставлять работникам возможность развлечений с целью отвлечения их от неблагоприятных ситуаций и событий Получать удовольствие от работы, избегать реальных жизненных проблем
Добиваться общественной согласованности и единодушия, приобретать последователей и сторонников, реализовывать контроль за поведением работников На основе полученной информации предпринимать соответствующие действия, а также намечать предпочтительные поведенческие стратегии

В межличностных коммуникациях наблюдается ряд специфических особенностей, учет которых в профессиональной деятельности менеджеров является обязательным.

Прежде всего, межличностное взаимодействие практически всегда является более оперативным и может достигнуть адресатов при минимальных помехах.

Также, межличностное взаимодействие является избирательным, поскольку межличностные каналы оперативно формируются в наиболее подходящие для передачи информации моменты, также они могут выходить на нужных респондентов.

Вместе с тем, в рамках личного общения, эффекты восприятия могут быть усилены благодаря обаянию говорящего, а также благодаря особенностям тембра его голоса, мимики, интонации и жестов, которые ориентированы исключительно на конкретных собеседников.

В рамках межличностного взаимодействия, в межличностных коммуникациях раскрываются существенные и неограниченные возможности для использования обратной связи.

Особенности и значение невербальной коммуникации в организации

В качестве еще одного вида коммуникативных средств выступает невербальное общение, которое начало активно изучаться с научной точки зрения относительно недавно. Особенности невербальной коммуникации отражены в таблице ниже:

Тип движения Формы выражения
Движения тела Жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы
Личные физические качества Вес, цвет волос и кожи, строение тела, рост, мускулатура, запах тела
Речь Качества голоса, скорость речи, грамотность, смех, засоренность речи, зевание
Использование условий окружающей среды Дизайн помещения, мебели и других объектов, декорации, чистота и опрятность, освещенность, шум
Временные ресурсы Опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать себя

Действия, которые предпринимаются людьми, являются средством взаимодействия в той степени, в которой их сущность может быть проинтерпретировано окружающими.

Действие отражает ситуацию лучше слов, по крайней мере в долгосрочной перспективе. Менеджеры, которые говорят одни сведения, а выполняют совершенно иные блоки задач могут обнаружить, что подчиненные ориентируются преимущественно на поступки. Поведение является существенно более сильным сигналом, в сравнении со словами.

В рабочих ситуациях, существенное значение имеет выражение глаз собеседников, а такмимикой. Исследование языка тела является полезным, однако их интерпретация всегда является субъективной, а также может нести в себе некоторые ошибки.

Невербальная коммуникация преимущественно имеет бессознательные корни, поскольку она отражает информацию об истинных эмоциях участников процесса коммуникации, а также выступает в качестве надежного индикатора проявляющихся чувств. Невербальная коммуникация несет в себе сложности в манипуляции, также невербальные сигналы сложно скрывать в любом процессе общения. Это во многом определяет то, каким образом будут интерпретированы словесные высказывания.

Лингвисты и антропологи на протяжении длительного времени исследуют такие невербальные сигналы, как выражение лица, позу, жесты. Большое количество невербальных символов – это образцы культурной среды, в которой рос человек.

Коммуникация выступает в качестве основного метода для достижения перемен в поведении, что включает в себя как психологические, так и языковые паттерны. При этом, существенное развитие современных технологий в области телекоммуникации оказывает влияние на процессы человеческого взаимодействия, включая характер межличностного взаимодействия.

Проблемы межличностных коммуникаций

Во всех видах коммуникации, межличностное общение характеризуется наличием самого большого количества барьеров, которые могут препятствовать эффективному восприятию информации получателем. Подробнее это отражено в таблице, представленной ниже:

Микробарьеры Макробарьеры
Отношение отправителя информации получателю Искажение информации и перегрузка информационных сетей
Отношение получателя информации к отправителю Потребность в более сложных информационных данных
Отсутствие обратной связи и восприятие получателем многозадачных слов Интернационализация делового взаимодействия, увеличение роли иностранных языков

Личностные барьеры – это тип помех, которые порождаются человеческой системой ценностей, эмоциями, а также неумением воспринимать слова собеседника. Сюда также можно отнести различия в уровне образования, расе, поле, потребностях, социально-экономическом статусе, накопленном опыте, интересах, совместно с психологической несовместимостью людей, которые принимают участие в коммуникации.

В ходе проведения исследований личностных барьеров, исследователями были выявлены образцы коммуникации женщин и мужчин, что было сделано на основе идентификации.

Так, мужчины предпочитают акцентировать внимание на властных полномочиях, а женщины – на доверительных взаимоотношениях. Мужчины хотят маскировать собственную неуверенность, в отличие от женщин, которые часто сомневаются. Мужчины характеризуются прямолинейностью, в то время как женщинам по душе использование обходных маневров. Женщины предпочитают задавать большое количество вопросов для прояснения сложных вопросов, а мужчины большое количество вопросов расценивают в качестве отсутствия компетентности.

Физические барьеры – это помехи коммуникации, которые возникают в материальной коммуникационной среде. Шумы, окружающая обстановка, невербальные средства общения могут в значительной степени препятствовать, либо наоборот, способствовать восприятию, усвоению и понимаю передаваемых данных.

Невербальная коммуникация использует любые символы, кроме слов (движения, жесты, выражение лица, позы, интонации, голосовые модуляции, плавность речи, улыбки, расположение в пространстве, взгляды и прочие элементы).

Согласно проведенным исследованиям в данной области, 55% информации воспринимается человеком благодаря позам, выражению лица и жестам; 38% - благодаря голосовым модуляциям и интонациям, и лишь 7% - благодаря словам.

На практическом уровне, невербальная информация может подавлять вербальную, поскольку важно не то, что говорится, а то, как подается информация. Следователь, невербальная коммуникация в процессе взаимодействия имеет колоссальное значение.

Благодаря семантике происходит ограничение базы используемых в коммуникации символов. Практически все коммуникации осуществляются за счет символов, субъективная интерпретация и декодирование которых могут приводить к возникновению эмоциональных барьеров, которые блокируют межличностное общение.

Особо крупные проблемы могут возникать в случае построения коммуникаций между представителями различных культур. Все стороны должны обладать пониманием не только значения слов, но также и их интерпретации в контексте, в котором они используются (сопровождающие жесты, интонации, громкость).

Оптимизация межличностного взаимодействия

Представляется уместным выделить десять правил успешного межличностного взаимодействия для отправителей:

Получателям, в свою очередь, необходимо:

— Привет, студент! Надоело искать информацию?)

Восприятие всегда избирательно. Человек просто не в состоянии реагировать на все раздражители. Большинство из них он отсеивает. Люди склонны замечать раздражители, связанные с имеющимися у них в данный момент потребностями, или те, которых ожидают, или же необычные.

Даже замеченные человеком раздражители не обязательно срабатывают так, как это было задумано отправителем. Происходит избирательное искажение. Человек стремится вписать поступающую информацию в рамки существующих у него мнений. Под избирательным искажением имеют в виду склонность людей трансформировать информацию, придавая ей личностную значимость. Люди склонны интерпретировать информацию таким образом, чтобы она поддерживала, а не оспаривала их сложившиеся идеи и суждения.

Человеку свойственна избирательность внимания, восприятия и запоминания информации. По некоторым оценкам, человек в течение 24 часов забывает до 80 % новых данных. Такая особенность, как избирательность восприятия, искажения и запоминания, означает, что необходимо приложить немало усилий, чтобы довести свое обращение: до адресатов. Как показывают исследования, человек чаще обращает внимание на неординарные стимулы, воспринимает информацию, которая легко укладывается в его миропонимание.

Люди могут интерпретировать одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта. Информация, вступающая в противоречие с нашим опытом или ранее усвоенными понятиями, зачастую либо полностью отторгается, либо искажается в соответствии с этими опытом или понятиями.

Семантические проблемы. Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова (символы) могут иметь разные значения для разных людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации.

Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов.

Казалось бы, невербальные средства не так важны, как речевые. На самом деле это не так: более 90% информации мы получаем и передаем как раз с помощью невербальных средств. С их помощью раскрывается внутренний мир человека. Информация, полученная или переданная в словесной форме, может оказаться не всегда достоверной. И именно правильно понятые невербальные сигналы, которые намного меньше поддаются сознательному контролю, позволяют нам установить степень откровенности нашего собеседника.

Все невербальные средства общения делятся на следующие группы:

- кинесические, т.е. зрительно воспринимаемые (мимика, поза, жесты, походка, взгляд);

- просодические, т.е. ритмико-интонационные стороны речи (высота тона, громкость, тембр, сила ударения);

- экстралингвистические - включение в речь пауз, вздохов, смеха, плача и т.д.;

- такесические, т.е. динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя;

- проксемические, т.е. ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними (дистанцирование).

Проблемами довольно часто являются психологиче­ские различия в восприятии. Люди интерпретируют одну и ту же информацию по-разному в зависимости от образования, жиз­ненного опыта, круга интересов, потребностей, эмоциональ­ного состояния. Очень важен также характер взаимоотношений между руководителем и подчиненным. В атмосфере доверия расширяются информационные потоки и повышается точность информации: если руководители честны и открыты, информи­руя своих подчиненных, последние отвечают им тем же.

Другая часть проблем межличностных контактов связана с так называемыми семантическимибарьерами. Они проявляются в том, что слова-символы, используемые для кодирования ин­формации, могут иметь разные значения для разных людей в зависимости от их профессии, социального статуса, нацио­нально-культурных различий, должности и т. д. Ситуация ос­ложняется тем, что во многих организациях, а иногда даже в их структурных подразделениях, вырабатывается собственный жаргон, что также может служить источником смысловых ис­кажений.

Проблемы, возникающие в межличностных информацион­ных обменах, имеют психологическую природу и разрешаются прежде всего путем повышения психологической культуры ме­неджеров и, в частности, совершенствованием навыков дело­вого общения. Однако трудности в процессах коммуникации могут быть вызваны и причинами иного — организационногохарактера.

Перегрузка каналов связи — другая причина трудностей в организационных коммуникациях. Она может быть вызвана как элементарной нехваткой технических средств связи и обработ­ки информации (или их техническим несовершенством), так и избыточностью информационных потоков.

Нерациональная организационная структура — еще одна причина, способная вызывать проблемы в коммуникациях. Ес­ли структура организации продумана плохо, вызывает дублиро­вание функций, задач и полномочий, это неизбежно приводит и к параллельным потокам информации, ее искажениям и за­медлению движения. Кроме того, чем больше уровней руково­дства в организационной структуре, тем больше вероятность информационных искажений, так как каждый уровень фильт­рует и корректирует передаваемую информацию. Нерациональ­ная структура может также вызывать конфликты между различ­ными подразделениями и отдельными руководителями, что ес­тественно создает серьезные проблемы при обмене информа­ции и принятии управленческих решений.

Плохая обратная связь может возникать из-за неумения слушать. Исследования показали, что руководитель слушает эффективно лишь 25% .

Проблемами довольно часто являются психологиче­ские различия в восприятии. Люди интерпретируют одну и ту же информацию по-разному в зависимости от образования, жиз­ненного опыта, круга интересов, потребностей, эмоциональ­ного состояния. Очень важен также характер взаимоотношений между руководителем и подчиненным. В атмосфере доверия расширяются информационные потоки и повышается точность информации: если руководители честны и открыты, информи­руя своих подчиненных, последние отвечают им тем же.




Другая часть проблем межличностных контактов связана с так называемыми семантическимибарьерами. Они проявляются в том, что слова-символы, используемые для кодирования ин­формации, могут иметь разные значения для разных людей в зависимости от их профессии, социального статуса, нацио­нально-культурных различий, должности и т. д. Ситуация ос­ложняется тем, что во многих организациях, а иногда даже в их структурных подразделениях, вырабатывается собственный жаргон, что также может служить источником смысловых ис­кажений.

Проблемы, возникающие в межличностных информацион­ных обменах, имеют психологическую природу и разрешаются прежде всего путем повышения психологической культуры ме­неджеров и, в частности, совершенствованием навыков дело­вого общения. Однако трудности в процессах коммуникации могут быть вызваны и причинами иного — организационногохарактера.

Перегрузка каналов связи — другая причина трудностей в организационных коммуникациях. Она может быть вызвана как элементарной нехваткой технических средств связи и обработ­ки информации (или их техническим несовершенством), так и избыточностью информационных потоков.

Нерациональная организационная структура — еще одна причина, способная вызывать проблемы в коммуникациях. Ес­ли структура организации продумана плохо, вызывает дублиро­вание функций, задач и полномочий, это неизбежно приводит и к параллельным потокам информации, ее искажениям и за­медлению движения. Кроме того, чем больше уровней руково­дства в организационной структуре, тем больше вероятность информационных искажений, так как каждый уровень фильт­рует и корректирует передаваемую информацию. Нерациональ­ная структура может также вызывать конфликты между различ­ными подразделениями и отдельными руководителями, что ес­тественно создает серьезные проблемы при обмене информа­ции и принятии управленческих решений.

Плохая обратная связь может возникать из-за неумения слушать. Исследования показали, что руководитель слушает эффективно лишь 25% .

The article is devoted to the problems of the interpersonal and crosscultural types of communication. In this article the readers can learn about typical mistakes and also it helps to find out the ways how to escape confusions with different participants in different situations.

Каждый день люди сталкиваются с коммуникативными процессами порой, не замечая и неосознавая их, мы передаём информацию с помощью вербальных и невербальных средств. От того, каков будет результат, зависит от многих факторов таких как: цель коммуникации, средства, способы, с кем, где и как мы общаемся. Тема межличностной и межкультурной коммуникации интересна и близка для меня, так как всего пару лет назад я училась на кафедре межкультурной коммуникации и имела опыт общения с иностранными гражданами, где на собственном опыте и увидела некие барьеры в процессе коммуникации, из-за которых возникали различного вида смущения. Для того чтобы не сталкиваться с такими ситуациями, следует разобраться, с какими проблемами межличностного общения и межкультурной коммуникации мы можем столкнуться.

Межличностная коммуникация предполагает процесс передачи информации от одного источника к другому определённо-выбранному объекту. Такой процесс может осуществляться при личностном взаимодействии, либо при помощи специальных приборов, поддерживающих функцию передачи информации таких как: sms , mms , e - mail , а так же почта. Проблемы, с которыми человек может столкнуться при таком общении могут быть связаны с восприятием. Люди воспринимают ту информацию, которая важна для них в большей мере, чем ту, которая окружает их. Это означает то, что при восприятии информации мы избирательны и воспринимаем только значимую её часть, остальную же просто пропускаем. В результате, происходит искажение информации, так как мы пытаемся адаптировать её под наши уже сформировавшиеся и устоявшиеся мнения по этому поводу. Следует заметить и то, что не всю информацию мы запоминаем, а только ту часть, которую избираем, а всё то, что человек узнает, вскоре забывается из-за её бесполезности хранения в памяти [Гойхман, 1997: 198].

Параллельно с вербальной информацией мы передаём это же невербально для усиления её восприятия. Нам кажется, что невербальная информация не так важна, но 90% информации мы получаем и передаём именно таким образом. С помощью невербальных средств раскрывается внутренний мир человека. Как и было раннее упомянуто, не вся вербальная информация может восприниматься так, как до нас хотят её донести и за счёт правильного восприятия невербальных сигналов, которые меньше поддаются сознательному контролю, позволяют нам установить степень откровенности нашего собеседника . Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность речи и т.п. Как и семантические барьеры, культурные, социальные, национальные, возрастные и пр. различия при обмене невербальной информацией могут создавать значительные преграды для понимания [Клюев, 1998:315].

Разница между межличностной и межкультурной коммуникацией заключается в том, что межкультурная коммуникация считается состоявшейся, если она происходит между носителями разных культур, а различия между этими культурами приводят к трудностям в общении. Таким образом, мы понимаем под межкультурной коммуникацией межперсональное общение в специальном контексте, когда один участник обнаруживает культурное различие другого. Системы коммуникаций в различных культурах передаются от поколения к поколению и усваиваются в процессе инкультурации. Для каждой культуры существуют единственно приемлемые стадии общении [ Коннецкая, 1997:164 ] .

При общении с представителями других культур мы должны учитывать факты, что их поведение и реакции будут несколько иными. Забывая о таких моментах, мы пытаемся адаптировать их поведение на нашу культуру, что и приводит к конфликтам из-за недопонимании. В результате у нас появляется негативное отношение к носителям других культур, из-за ошибочного мнения того, что они посягают и пренебрегают ценностями нашей культуры

Часто конфликт при межкультурном общении неизбежен из-за того, что участники не могут получать или отправлять сигналы однозначным образом, как обычно привыкли делать во внутрикультурных ситуациях. Даже если участники добиваются приближенно правильной трактовки передаваемых сигналов, интерпретация информация может оказаться частичной или двусмысленной.

Следующей немаловажной причиной возникновения конфликта являются языковые различия. Межкультурная коммуникация предполагает билингвизм хотя бы одного из коммуникантов. В зависимости от степени билингвизма одного из коммуникантов строится определённое общение. На продуктивном уровне так же совершаются ошибки того, что слово для изучающего язык имеет только одно значение, в результате чего могут происходить недопонимания, в ходе которых для разъяснений многие прибегают к помощи невербальной коммуникации. Вследствие чего, коммуниканты прибегают к простому общению, которое предполагает набор лексических слов, не учитывающих грамматических конструкций. Нужно быть предельно аккуратным при использовании невербальных знаков, так как многие жесты в различных культурах могут иметь различные значения, которые оскорбительны для определённой культуры, что и может вызвать негативную конфликтную реакцию [ Пронников 1998:205 ] .

Для избежания всех вышеперечисленных проблем в межличностной и межкультурной коммуникации необходимо предельно чётко и ясно понимать цель общения и индивида с кем мы собираемся общаться. Мы не можем сделать коммуникацию идеальной, так как невозможно предвидеть все моменты, но возможно минимализировать конфликтные моменты в общении.

Успешность работы менеджера во многом характеризуется его коммуникативными способностями, умением избегать конфликтов, знанием принципов психологии социального влияния и умение применять их на практике.
Большую роль в становлении и развитии этих способностей играет межличностная коммуникация.
Люди с момента своего рождения оказываются погруженными в общение. Социальная среда воздействует на них в той же мере, что и среда физическая. Более того, подобно тому, как это делает физическая среда, общество не просто влияет на людей и их группы, но и принуждает их к принятию определенного образа жизни, конкретных социальных представлений и ценностей, повседневных норм и правил поведения, возлагает на них бесконечное количество обязанностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Коммуникационный процесс. Сущность, цель и этапы…………. 4
Межличностные коммуникации. Проблемы их устранение………8
Заключение………………………………………………………………. 13
Список используемой литературы……………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

  1. Коммуникационный процесс. Сущность, цель и этапы…………. 4
  2. Межличностные коммуникации. Проблемы их устранение………8

Список используемой литературы……………………………………….14

Успешность работы менеджера во многом характеризуется его коммуникативными способностями, умением избегать конфликтов, знанием принципов психологии социального влияния и умение применять их на практике.

Большую роль в становлении и развитии этих способностей играет межличностная коммуникация.

Люди с момента своего рождения оказываются погруженными в общение. Социальная среда воздействует на них в той же мере, что и среда физическая. Более того, подобно тому, как это делает физическая среда, общество не просто влияет на людей и их группы, но и принуждает их к принятию определенного образа жизни, конкретных социальных представлений и ценностей, повседневных норм и правил поведения, возлагает на них бесконечное количество обязанностей.

Поэтому, работа менеджера любого уровня невозможна без отлаженной системы коммуникаций. Под коммуникацией понимается процесс передачи информации от одного человека к другому с помощью приборов, жестов, речи или в письменной форме. Менеджер обменивается информацией с руководителями, коллегами, подчиненными и потребителями.

Коммуникации являются важнейшим связующим процессом в менеджменте. Благодаря коммуникациям обеспечивается связь между организацией и средой, взаимодействие всех функций управления и согласованность принимаемых решений. В каждой организации осуществляется множество коммуникаций.

Все коммуникации являются либо межличностными (между людьми), либо организационными (между уровнями и структурными подразделениями внутри предприятия, фирмы, между самой компанией и организациями в ее внешнем окружении). Организационные коммуникации также осуществляются людьми, но их необходимость и содержание диктуются потребностями организаций и их подразделений в обмене информацией с другими организациями и подразделениями.

  1. Коммуникационный процесс. Сущность, цель и этапы.

Коммуникационный процесс - это обмен информацией между отдельными людьми или группой лиц.

Однако сам процесс коммуникации состоит из большего числа элементов и этапов:

· кодирование и выбор канала;

· обратная связь и помехи.

Очень важно правильно и тщательно сформулировать свою идею, сделать ее конкретнее, с тем, чтобы она стала интересной и притягательной для получателя. Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой формы, в которой она послужит обмену информацией. Отправитель решил только, что именно он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять в расчет множество факторов.

Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным каналам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Если канал не слишком соответствует идее, обмен информацией будет менее эффективен.

В основе невербальной коммуникации лежит информация, посланная отправителем без использования слов, взамен которых применяются любые символы. Основные функции невербальных средств - это дополнение и замещение речи, отражение эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

5. Обратная связь. Обмен информацией можно считать эффективным, если получатель продемонстрировал понимание идеи через обратную связь, произведя действия, которых ждал от него отправитель.

  1. Межличностные коммуникации. Проблемы их устранение.

В межличностных коммуникациях возникают преграды, называемые микробарьерами. Их идентификация позволяет повысить эффективность обмена информацией. Разные авторы дают свои классификации межличностных преград, можно воспользоваться группировкой, согласно которой преграды вызваны:

Читайте также: