Уничтожение культурных ценностей в китае кратко

Обновлено: 04.07.2024

Причины

Угрозой влиянию Председателя Мао стало разоблачение сталинизма на XX съезда КПСС. Мао Цзэдун осудил курс Хрущева на либерализацию экономики. Он счел это предательством коммунистической идеологии. Отношения с СССР испортились. На границе произошли вооруженные столкновения.

  • уничтожение оппозиционеров;
  • воспитание беззаветно верящих в вождя народных масс.
  • старые привычки;
  • старые идеи;
  • старая культура;
  • старые обычаи.
  • духовенству;
  • феодалам;
  • интеллигенции.

Сначала пострадали преподаватели университетов, затем партийные руководители.

В апреле 1969 г. IX съезд компартии официально закрепил идеологию маоизма.

Для 1970-1971 гг. характерна полемика кадров и масс. В споре победили сторонники экономических приоритетов и центрального планирования.

Мао Цзэдун предусмотрел изменение конституции с целью обладания безоговорочной властью. Попытка со стороны группы военных помешать этому провалилась. Участников переворота публично казнили как предателей.

Политическая борьба. Третий этап

Сентябрь 1971 г.–октябрь 1976 г. На третьем, последнем, этапе революции коммунистическая партия постепенно утрачивает власть. 9 сентября 1976 г. скончался Мао Цзэдун.

Траурные церемонии закончились, и четверка была арестована. Их объявили опасными государственными преступниками. В 1981 г. они были осуждены.

Результаты революции

От карательных операций пострадали 100 миллионов жителей Китая. Репрессиям подверглись 5 миллионов членов партии. На их место пришли верные режиму чиновники.

Ученых истребляли и отправляли в ссылку. Множество людей замучили до смерти. Исследователи приводят число – миллион погибших.

До сих пор хунвэйбинов считают потерянным поколением.

Гонения и репрессии. Этап первый

Болезнь лидера коммунистической партии Мао Цзэдуна ослабила его позиции на мировой и внутренней аренах страны. Оппозиционные партии, считавшие коммунизм неверным режимом, начали бурно критиковать власть в различных литературных произведениях, пьесах и статьях. Мао не хотел допускать подобного положения вещей. И оправившись от своего недуга, развернул большую компанию по борьбе с недовольными оппозиционерами. В итоге принятые им меры привели к следующим последствиям:

Конфликт между СССР и КНР обострял ситуацию не только между странами, но и влиял на внутренние процессы Китая. Мао Цзэдун стремился абсолютизировать свою власть любыми способами. Помимо репрессий, в ходе которых врагом могли признать любого: от крестьянина до научного сотрудника, Мао обратил свой пристальный взгляд на культуру Китая.


Многие дома в городах и деревнях подверглись обыскам. Проверялось наличие запрещенных книг и ценностей. Все найденное изымалось. С женщин срывалась красивая одежда, им также обрезали окрашенные волосы. Ценности, похищенные у народа, не только не доходили до государственной казны, но и исчезали без следа, присваивались, переплавлялись.

Стычки между бандами хунвэйбинов особенно ожесточенно проходили в деревнях и на окраинах городов. В некоторых из них применяли артиллерийские установки.

В апреле 1969 года очередной съезд партии окончательно провозгласил главенство маоистской идеологии. Осудили политиков-оппозиционеров Лю Шаоци и Дэн Сяопина.

Школы идейных кадров и насаждение идеи. Этап второй

В марте 1973 было решено восстановить в должности генерального секретаря Дэн Сяопина. В стране активно насаждались личные идеи Мао. Теперь и армия Китая подверглась чисткам и репрессиям.

Также было восстановлено некоторое количество профсоюзов, женских и молодежных движений. Прошла волна реабилитаций партийных работников.

Все выходящее за рамки первого этапа революции многие исследователи называют ее следствием. Но все же стоит выделить и третий этап этого процесса, чтобы составить полную картину происходящего в 60-е и 70-е в Китае.

Кроме простых граждан, от репрессий пострадали члены самой компартии. Было репрессировано или убито больше 5 миллионов человек. На их место Мао набрал новых сторонников, число которых к закату его правления достигло 28 миллионов.


Миллионы обученных специалистов сгинули в деревнях и горных поселках. Маоизм привел лишь к массовым расправам, репрессиям и войнам классов.

Общее разрушительное влияние на страну отразилось во многих ее областях упадком экономики, бездействием полиции, внутриполитическими проблемами и озлобленностью народа.

Личные мотивы Мао Цзэдуна

  • Старые идеи;
  • Прежнюю культуру;
  • Старинные обычаи;
  • И устоявшиеся привычки.

На их место Мао выдвинул собственные идеи, которые были сполна отражены в его цитатнике. Также политик желал уничтожить любую оппозицию. Поэтому второй целью революции можно назвать борьбу за власть. Причем власть единоличную, и не терпящую здоровой конкуренции.


Постоянная классовая борьба и равенство вдохновляли Мао больше, чем обогащение и различия. Эти постулаты относятся и к охлаждениям в отношениях между СССР и КНР после окончания правления Сталина. Ведь новый лидер Хрущев раскритиковал действия прошлого вождя, чем сильно разозлил поддерживающего его идеологию Мао.

Удалось ли Мао искоренить старое? Возможно, у него это получилось сделать лишь на определенный срок. В своих попытках насаждать новые идеи силой лидер потерпел поражение.

Позитивные веяния этих процессов

Были ли среди междоусобиц, убийств и репрессий хоть какие-то положительные моменты? Действительно были, но их количество на фоне общего хаоса многим может показаться просто смехотворным. Например, была введена недоразвитая система здравоохранения. Да и реформа образования для крестьян и пролетариев сыграла позитивную роль.

Согласно анализу исторических фактов подобные изменения внутри страны были обречены на провал из-за содержащихся в них противоречий. Мао пытался перевернуть все с ног на голову, и при этом сохранить тотальный контроль.

Жестокая борьба внутри самой партии вынудила Цзэдуна прибегнуть к помощи военных. Так его идеи были похоронены под обломками бюрократии и строгой иерархии. И ему пришлось сосредоточиться только на тотальном контроле народе.

На сегодняшний день в Китае официально оценивают действия Мао, как правые на 70% и провальные на 30%. Идеи Мао не прижились в современном мире. Сегодня в Китае существует одна партия, которая заботится о стабильности в стране.

Мао Цзэдун против конфуцианства

Мао был хитрым и дальновидным политиком. Он желал создать в КНР культ собственной личности. Но ему мешала сама идеология Китая. Культ поклонения предков тогда был главенствующим направлениям, благодаря которому сохранялись традиции и обычаи. А конфуцианство содержало в себе такие постулаты, которые противоречили идеям Мао.


Поэтому опальный друг Цзэдуна Линь Бяо, ранее бывший министром обороны, обвинялся в том, что он приверженец учения Конфуция. А во время щепетильного обыска в его доме были обнаружены газетные вырезки с изречениями Великого Китайского Учителя.

Как Мао боролся с конфуцианством? Для его искоренения он применил следующие шаги:

Для критики конфуцианства привлекались школьники, студенты, учителя, преподаватели и рабочие. Мао считал, что образование – это пустая трата времени для большинства, что все проблемы легко решаются насилием. Он был убежден, что физический труд возвышает человека, а духовная и интеллектуальная деятельность опускают его на самый низкий уровень. В последствие Мао некоторое время лояльно относился к интеллигенции и буржуазии, но делал это лишь для собственной выгоды и удержания контроля. Однозначную оценку событиям пятидесятилетней давности затрудняются дать не только сами китайцы, но и историки других стран. Так как слишком много противоречивых процессов происходило в то время.

Но многие люди не знают, что Культурная революция в Китае 1966–1976 годов была не просто масштабной кампанией по привитию культуры Коммунистической партии в сознание китайского народа и установлению ультралевого партийного строя в Китае.

Кампания по уничтожению четырёх пережитков

Уничтожение четырёх пережитков означало уничтожение всего, что имело отношение к традиционной китайской культуре, что, по сути, и являлось целью компартии.

Высокая нравственность, традиции и верования были бельмом в глазу для Мао Цзэдуна и его сторонников.

Непоправимый ущерб, нанесённый китайским памятникам древности


Коммунистическая партия обвиняла китайскую традиционную культуру в торможении развития Китая, что привело к уничтожению многих религиозных писаний, святилищ и книг. (Image: Wikimedia Commons)

Истинные потери в количественном измерении никогда не были установлены, но ущерб, нанесённый китайской культуре, был огромным.

Реликвии уничтожались или конфисковались, а во многих случаях и похищались красногвардейцами, которые обыскивали дома людей, считавшихся буржуями или, проще говоря, людьми среднего класса, обладающими материальными ценностями.

Свитки и другие классические произведения были сожжены, картины разорваны на части, а фрески повреждены.

Бесценные реликвии были разбиты вдребезги, даже давние семейные генеалогические книги и портреты предков были конфискованы или сожжены дотла.


Сожжение статуй Будды. (Image: Wikimedia Commons)

Всё, связанное с традиционной китайской культурой, находилось в опасности. Библиотеки были разграблены, памятники разрушены или серьёзно повреждены, а религиозные объекты и гробницы исторических личностей были осквернены и разграблены мародёрами.

Красногвардейцы также уничтожили много бесценных артефактов, наподобие тех, что находились в гробнице императора Вань Ли династии Мин. В Пекине останки императора и императрицы были публично осквернены и сожжены.


Следует отметить, что только Запретный город чудом избежал полного разгрома.

Вандализм по отношению к бесценным культурным реликвиям

Одним из самых болезненных актов вандализма по отношению к бесценным культурным реликвиям было разрушение, разграбление и сожжение более чем 2000-летнего храма Конфуция в Шаньдуне в 1966 году, когда более 200 студентов Пекинского педагогического университета отправились к священному месту с целью полностью его разрушить.


Мрачные времена в Китае продолжаются и по сей день, причём не только в Китае, но и во всём мире.

Актуальный вопрос о подлинности объектов культурного наследия

Хотя в Китае предпринимаются некоторые усилия по внесению объектов культурного наследия в список объектов Всемирного наследия, многие эксперты утверждают, что эти объекты не обладают подлинностью, и в основном привлекательны лишь для туристов.


Три женщины из народного меньшинства Накси идут по дороге в Лицзяне, Юньнань, Китай. (Image: Ciceri/Flickr / CC0 2.0)

Десятки тысяч туристов ежедневно посещали город, в то время как он медленно превращался в оживлённый торговый центр с множеством баров.

Экономическое развитие уничтожает культурные ценности Китая

Непосредственным поводом к проведению подобного опроса, осуществленного по заказу китайских журналистов, послужил ряд скандалов с разрушением исторических кварталов, на месте которых теперь стоят или строятся небоскребы. Только в Пекине за последние двадцать лет снесена треть усадеб известных деятелей китайской истории. Среди утраченного – постройки, находившиеся под охраной государства. Хотя в масштабах страны такая статистика не ведется, многие китайцы убеждены, что цифры эти весьма внушительны.

Культурная революция в Китае 1996-1976

Что представляет собой

Сама идея изменений пришла в голову правителю ЦК КПК, Мао Цзэдуну еще в 1950 году. Он для того, чтобы укрепить свою власть, решил поднять бедных крестьян против своих угнетателей, буржуев и капиталистов. Дата начала культурной революции в Китае май 1966 года.

Началась повальная пропаганда граждан и чистки в рядах партии. Враг обрисовывался как типичный феодал, который не заботится о судьбе простого народа. Людям в голову вбивали мысль, что для того чтобы жить лучше, необходимо устроить революцию и уничтожить врага.

Идея революционеров

Основной идеей революции, которую преследовал лидер Китая, это воспитание удобного для себя народа. Сторонники должны были слепо верить в благонамеренность своего вождя, не жалея времени и сил для претворения в жизнь его идей.

Культурная революция в Китае 1996-1976

Для этого пропагандировалась идея социалистического устройства государства. Отсутствие господ и вышестоящих начальников грезилось людям в их воображении. Для того чтобы прийти к такому обществу нужно было в начале революции искоренить:

  • Нежелательные идеи.
  • Ошибочные культурные ценности.
  • Старые ритуалы и обычаи.
  • Вредные привычки.

На их место должны были стать новые ценности, привнесенные Мао. По сути, людей насильно перевоспитывали.

Начало революции – гонения и репрессии

К 1966 году Мао был ослаблен болезнью, что пошатнуло незыблемость власти коммунистической партии. На мировой и внутренней арене сторонники лидера партии начали испытывать притеснение своих прав. Начало культурной революции предполагало уничтожение в КНР правительства, считавшее коммунизм ошибочным режимом.

Культурная революция в Китае 1996-1976

Сторонники Мао начинают прослеживать вредные для революции идеи в литературных произведениях, театральных постановках и газетных статьях. Оппозиционеры не ожидали, что после того как болезнь лидера отступит, тот начнет жестокое преследование тех, кто выступал против его власти.

Культурная революция в Китае 1996-1976

В тот период произошло поистине ужасное для коммунистов событие. В 1953 году скончался лидер коммунистической партии СССР И. В. Сталин. Пришедший в то время к власти Хрущев стал вести политику, осуждающую великого вождя. Для того чтобы не потерять влияние, Мао Цзэдун намеренно ухудшал отношение с соседней державой. Начались стычки на границе и из страны были изгнаны все послы из СССР.

Те, кто ранее был беден, начали понимать выгоды от таких перемен и власть, которую они получили. Нелицеприятными стали все богатые и хорошо одетые граждане. За нападение и наказание таких людей правительство поощряло. Успешных и состоятельных мужчин начали избивать обычные крестьяне, а ухоженным женщинам отрезали волосы, и вырывали ногти. То, что было отобрано у богатых, нужно было в обязательном порядке предоставлять местным органам власти. Но практически ничего не было доставлено до места, народ переплавлял или перепродавал награбленное.

Дошло до того что образовавшиеся банды начали делиться и враждовать между собой за зону влияния. Они уже начали действовать стихийно, вождь это понимал, но нечего не предпринимал, так как его устраивала такая ситуация. Некоторые группировки, обзаведясь огнестрельным оружием, захватывали целые населенные пункты. Есть данные, что в стычках между бандами использовались артиллерийские установки.

Культурная революция в Китае 1996-1976

Противостоять данному течению событий пытались оппозиционеры в лице Лю Шаоци и Дэна Сяопина. Однако уже в 1969 году была провозглашена безоговорочная власть и идеология вождя Мао.

Школы кадров 7 мая

Второй этап революции

Второй этап революции предусматривал изменение конституции. Мао решил, что пост председателя коммунистической партии, а следовательно, и стороння власть в стране, должен быть упразднен. Таким образом, Мао становился единственным человеком, обладающим безоговорочной властью. Препятствовать этому пытались Линь Бяо и Чэнь Бода, которые предприняли попытку гражданского переворота. Но неудачное восстание привело к тому, что они были публично казнены как предатели.

В 1973 году, было решено укрепить идеи Мао и в армии. Начали функционировать органы, которые выявляли военных с отличными от правильных идеями. То же самое было проведено в профсоюзах и молодежных организациях.

Культурная революция в Китае 1996-1976

Ввысь в горы, вниз в села

Данная программа была разработана для того, чтобы поднимать небольшие села и деревни. Молодежь и военные начали насильно свозиться в места, где нужно было тяжело трудиться. Также, в такую ссылку отправляли провинившихся или неугодных граждан. Тех кто выступал против данной программы казнили.

Третий этап – политическая борьба

Последний этап революции характеризуется постепенным утрачиванием власти коммунистической партией. В 1976 году скончался Мао Цзэдун, дата смерти — 9 сентября. Во главу государства встали приближенные к нему ранее люди, это были:

  • Цзян Цин – жена Мао.
  • Чжан Чуньцяо.
  • Яо Веньюань.
  • Ван Хунвэнь.

Они предпринимали шаги, позволяющие сохранить и сберечь культ личности умершего вождя. Но вскоре, политический переворот привел к тому, что они все были арестованы и обвинены в предательстве.

Результаты и жертвы

Вскоре после печальных событий, были сделаны примерные подсчеты тех, кто пострадал от репрессий и карательных операций. Цифра ужасает, более 100 миллионов граждан Китая стали жертвами режима Мао.

Жертвы присутствовали как среди гражданского населения, так и среди членов коммунистической партии. Число неугодных власти коммунистов достигло 5 миллионов. На их место были поставлены приближенные к Мао чиновники.

Культурная революция в Китае 1996-1976

Множество молодых людей было замучены до смерти в ссылках и колониях. Ученые были убиты. Экономика страны после такого удара десятилетиями восстанавливалась.

Почему культурная революция не удалась

Идеи Мао были с самого начала обречены на провал, по мнению историков. Слишком большой объем изменений, и большое количество репрессий были слишком тягостным бременем для населения страны. Политика тотального контроля, после смерти великого вождя была уничтожена.

Положительное влияние событий на страну

К положительным событиям и результатом можно отнести только реформу образования, которая была введена для обучения молодых специалистов. А все остальное было направлено только на устрашение неверных. Поэтому о положительных сторонах события историки умалчивают, на фоне кровопролития они незаметны.

Культурная революция в Китае 1996-1976

Заключение

Читайте также: