Проблемы истории науки кратко

Обновлено: 04.07.2024

Примеров исторических наук можно привести превеликое множество. Они как всякая отрасль научного знания имеют свою сетку основных понятий и терминов, свой инструментарий. Это, прежде всего, такие понятия как наука, периодизация науки, законы развития науки, исторические исследования, научная революция и т. д. Для каждой исторической науки характерен свой уникальный предмет исследования. Нас в конкретном случае интересует история науки, предметом изучения которой выступает наука, как система знаний, вид человеческой деятельности, система школ и как институциональное образование, включающее нормы и отношения в научной деятельности.

Заслуживает внимание тезис об абсолютном прогрессе, характерном для истории науки в отличии от гражданской истории, в которой процесс может начаться заново, придти к своему истоку. Итак, прогресс – первая характеристика истории науки. С необратимостью научного прогресса, с его жёсткой однонаправленностью во времени связано и то обстоятельство, что в современной науке и отрицательные результаты имеют смысл. И именно поэтому наука движется только вперед, и иначе она не может развиваться.

История науки - это не философия и не наука, это история научных идей, биографии людей науки. История науки возникла из исторических экскурсов. В произведениях Ньютона и Декарта еще нет истории науки. Первые книги по истории науки посвящены отдельным дисциплинам. Первые книги по истории науки - в середине 18 в. Сама история науки сложилась в 19 веке.

История науки получила своё развитие, начиная с 1960-х годов. Важность истории науки была признана ещё К. Поппером, Т. Куном, И. Лакатосом и С. Тулминым.

В 1960-х гг. на переднем крае очерченной области была так называемая история и философия науки; позже пути каждой из её половин – как истории, так и философии – разделились. Выделение истории науки в научную дисциплину привело к тому, что отчасти её аудитория – это сами историки науки.

В начале 1960-х гг. в истории науки было несколько выдающихся исследователей, среди которых – Дональд Кардуэлл, Алестр Кромби, Руперт Холл, Джозеф Нидем и Уолтер Пейджел,

Ведущие университеты постоянно выступали за создание области, называемой история и философия науки. Но последовательность и продуктивность программы по истории и философии науки были взяты под сомнение. Известная дискуссия 1970-х гг. между Полом Фейерабендом, Томасом Куном, Имре Лакатосом и Карлом Поппером произвела такое впечатление, что ни в вопросах об отношении между историческими исследованиями и философией, ни о том, что делает науку рациональным и объективным знанием, нет никакого согласия. В возможность единого научного метода верили очень немногие.

Постепенно философы науки и историки науки утрачивали взаимную симпатию. Казалось, задача провести как можно более тщательное историческое исследование противоречила задаче использования этого исследования в философии.

Так историки науки и философы науки разошлись и после 1980 г. Едва общались между собой. Большинство историков науки, как они сами говорили, просто занимались историей. Иногда появлялось ощущение, что философия науки потеряла направление и цель, тогда как история науки оставались оживлённой и многообещающей областью. Причина была в том, что истории и философия науки бросила вызов социология научного знания – смелая теория, согласно которой исторические исследования, в отличие от философского анализа, призваны обнаружить, как в действительности работает наука.

Интеллектуальная жизнь после 1970 – х гг. не стояла на месте, и за это время стало ясно, что задача превратить историю науки в историческую дисциплину не так просто. Область дисциплины, вместо того, чтобы объединиться, стала, напротив, ещё более разнородной.

В 1980-е гг. в исторических исследованиях в целом произошёл важный сдвиг. Многие историки начали рассматривать как свой предмет не только материальную реальность прошлого, но также и то, что люди чувствовали, во что верили, что считали истинным. Это сблизило историю с интерпретативными социальными науками и гуманитарными дисциплинами. Оживились дискуссии о теории в истории. То направление, в котором до этого развивалась история науки, получило новое подкрепление. культурологический подход побуждал исследовать истинное и ложное знания на равных, поскольку считалось, что получение знанием статуса истины – это вопрос репрезентаций и авторитета.

Этот интеллектуальный сдвиг принято кратко называть лингвистическим поворотом.

Связанные с лингвистическом поворотом дебаты вывали неоднозначное отношение. Многие историки просто-напросто игнорировали теорию, считая эмпирические исследования основанным на здравом смысле.

Позднее, в 1990-х гг., началась настоящая реакция против теории, и даже истории науки; её возглавили учёные-естественники, которые говорили о своих занятиях как об эмпирической встрече с природой, превозносили научную рациональность и возмущались тем, что они называли антинаукой. После того как этими дебатами в США заинтересовались средства массовой информации, они получили название научных войн.

Внутри современной истории науки можно выделить два активно развивающихся направления, что опять же говорит в пользу многообразия области.

Первое – это интерес к науке как практике: исследования того, как учёные делают науку, эти исторические исследования соотносят детали повседневной жизни учёных с теми утверждениями об истине, которые они в итоге формулируют. Историки и социологи рассматривают науку как материальное, совершающееся в определённом времени и месте и с определёнными целями взаимодействие состоящих из плоти и крови людей.

Вторая активно развивающаяся область – это исследования аудитории науки, популярного знания о природе наряду со знанием экспертным или профессиональным. Здесь возникают важные исторические вопросы о том, как сформировались аудитория науки и насколько глубоко в современном обществе укоренилось научное мировоззрение.

Роль и значение истории науки в познании мира.

- проводит исторический анализ развития научных проблем и идей, разрабатывая проблемы классификации науки, историко-научных знаний, путей их эволюции и структуры;

- обобщает историко-научный материал с целью воссоздания целостной картины познания Земли и обоснования периодизации её истории, анализируя, политические, культурные, этнические, экологические и информационные мировые процессы

- показывает становление мировых и национальных научных центров через формирование культурной среды, в которой функционируют научные сообщества, и создаётся научное знание

- определяет потенциал и востребованность историко-научного знания, его преемственность и взаимосвязь со сферами человеческой деятельности;

- формирует идеалы и нормы научной деятельности, обогащает культуры мышления исследователя.

За последние тридцать лет историками из разных стран было написано много хороших работ по истории науки. Однако их результаты зачастую известны только небольшим группам специалистов. многие обычные люди интересуются предполагаемым конфликтом науки и религии, хотя масса исторических исследований показала, что ни наука, ни религия не существуют как отдельные сущности и что во многих отношениях они находятся не в оппозиции, а во взаимодействии друг с другом.

Поэтому сегодняшние историки видят свою задачу в том, чтобы донести свои работы до неспециалистов, надеясь, что историческое знание будет ассимилировано школьным и университетским образованием и такими средствами массовой информации и просветительскими организациями, как телевидение и музеи.

Наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая система­тизация объективного знания о действительности. В ходе истори­ческого развития она превращается в производительную силу. Процесс превращения науки вообще и знаний в частности в не­посредственную производительную силу начался с конца XVIII в. с развитием капиталистических отношений в обществе и успешно продолжается до сих пор. Современные парадигмы управления — управление знаниями, научающиеся организации, знание — сила, управление на основе знаний и т. п. — подтверждают это.

В этих условиях процесс изменения самосознания науки, со­провождающий ее развитие, стал более интенсивным и сложным. Наука сама становится объектом комплексного научного анализа. Естественно, возникает и развивается науковедение — отрасль, которая занимается исследованием и изучением развития собст­венно научного знания, анализирует структуру и динамику научной деятельности, взаимосвязь науки с другими социальными инсти­тутами и сферами материальной и духовной жизни общества.

Среди специального комплекса дисциплин, таких, как теория познания, психология научного творчества, социология и эконо­мика науки, изучающих развитие науки в различных аспектах, важное место занимает история науки.

В связи с возрастанием роли науки обостряется интерес к ана­лизу истории науки, выяснению причин, закономерностей и тен­денций ее развития. История науки может и должна послужить отправной точкой, своего рода эмпирическим базисом для обоб­щений любого типа — как для создания общей теории науки, так и для практических рекомендаций в области управления наукой и ее организации. Поэтому в настоящее время большую актуаль­ность приобретает развитие истории науки как самостоятельной дисциплины.

Мировой многолетний опыт историко-научных исследований (ИНИ) позволяет сформулировать ряд общих методологических проблем. В этом разделе кратко остановимся на наиболее важных из них: охарактеризуем три традиционных этапа в становлении вся­кого ИНИ; укажем сферы расширения проблематики, остановимся на проблеме источников; далее охарактеризуем сферы расширения предметной области ИНИ, специфические особенности науки как системы с рефлек­сией и этапы возможной концептуализации понимания предмета ИНИ.

Специалисты в области историко-научных исследований счи­тают, что история науки как самостоятельная научная дисциплина была признана в 1892 г. во Франции, где была создана первая специальная кафедра по истории науки. По данным на 2000 г., в мире насчитывалось уже около 140 подобных кафедр, 60 научно-исследовательских институтов и научных обществ. Значительно увеличилось число ученых, полностью посвятивших себя иссле­дованию в данной области, т. е. профессионалов в истории науки, благодаря которым историко-научные исследования превратились в самостоятельную отрасль знаний.

На втором этапе —этапе становления основное внимание начи­нает уделяться описанию развития идей и проблем в той или иной области знания, но на уровне филиации идей. Это уже шаг вперед в становлении истории науки. По выражению А. Эйнштейна:

На третьем этапе —этапе развития усиливается внимание к общественному и человеческому элементу науки. Общество, обще­ственное производство, уровень производительных сил и характер производственных отношений (в том числе отношений в научном сообществе), личность ученого становятся доминирующими фак­торами в объяснении поворотов в развитии любой науки, в ее истории. Сегодня цель историко-научного исследования — выяс­нение закономерностей развития науки с учетом всех причин, условий и факторов, этому способствующих.

В то же время рост социальной роли науки повлек за собой значительное расширение и углубление проблематики историко-научных исследований.

Расширение проблематики исследований в области истории науки произошло по следующим направлениям.

1. Изменение задачи исследования, которая теперь предпола­гает не просто воссоздание прошлого, но и его изучение ради лучшего понимания настоящего и предвидения будущего. При этом воссоздание прошлого превращается из конечной цели иссле­дования в промежуточный этап на пути ее достижения. А целью становится открытие закономерностей развития науки.

Необходимость поиска условий научных открытий обусловли­вает неотделимость собственно исторического пути во внутренней логике развития науки, взаимосвязь исторического и логического.

Какие же методологически важные моменты в исследовании истории науки необходимо учитывать?

Рассмотрим, как развивалось и изменялось понимание пред­мета и целей историко-научного исследования в методологии современной исторической школы в связи с изменением понима­ния как науки в целом, так и отдельных ее дисциплин. Прежде всего, произошло расширение предметной области путем вклю­чения в нее новых аспектов развития науки.

Наиболее древний и традиционный предмет истории науки — развитие научных знаний, в том числе развитие знания методов науки. Для более полного понимания развития науки необходимо изучать не только изменение сферы научного знания. В предмет историко-научных исследований включается также развитие специфических отношений между членами научного сообщества, которые заняты научной деятельностью и находятся в своеобраз­ных исторически изменяющихся связях друг с другом. Необходимо подчеркнуть, что объектом рассмотрения в данном случае явля­ется не вся совокупность отношений между членами сообщества, которая составляет предмет социологии и истории общества, а только развитие специфических отношений, порождающих научное знание.

Отсюда вытекает новое определение предмета истории науки. В него уже входят не просто развитие научных знаний, аразвитие научного сообщества, история отношений внутри него, развитие науки как самостоятельного института. В этом случае изучается развитие форм общения между учеными, история логических, психологических, этических и других аспектов взаимоотношений между ними; история научных школ и научных публикаций; ис­тория норм и критериев ценности в научном сообществе; история научных съездов, обществ, научных учреждений; история плани­рования научной деятельности и т. п.

Таким образом, можно выделить три основных предметных уровня историко-научных исследований:

1) история научных знаний и методов;

2) история научного сообщества и социального института наук;


В первых трех разделах учебного пособия рассматриваются вопросы истории науки от зарождения до современной стадии постнеклассической науки, эволюция и основные концепции современной философии науки, а также философские проблемы основных подсистем науки – математических, естественных, социальных, гуманитарных и технических наук. В четвертый раздел вошли концептуальные фрагменты избранных философских текстов, позволяющие магистрантам составить представления о состоянии и проблемах отечественной и зарубежной философии науки XX–XXI вв.

Оглавление

  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • Часть 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История и философия науки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ

ИСТОРИЯ НАУКИ

1.1. История науки как область знания и проблема начала науки

Признавая относительную самостоятельность и независимость всемирной истории науки от всеобщей истории человечества, большинство историков науки выделяют следующие основные этапы в эволюции науки. Первый этап связан с возникновением науки. Для историков науки происхождение науки является одной из самых сложных проблем, поскольку весьма неопределенны временные границы данного этапа, нет единства в понимании факторов, повлиявших на рождение науки, а также в выделении критериев того, что могло быть названо началом науки. Данный этап можно квалифицировать как этап протонауки, т. е. зарождающейся науки. Второй этап — этап так называемой преднауки. По данному периоду историки науки сходятся во мнении относительно времени и места ее существования, а также признаков преднауки — прикладной и рецептурный характер знания, неотрывность от религиозно-духовных исканий и слитность с так называемым оккультным знанием. Третий этап — античная наука. Ее отличительной чертой является формирование теоретико-доказательной формы знания, основанной на логике. Четвертый этап — средневековая наука. Мировоззренческим контекстом, обусловливающим отличительные черты средневековой науки, является религия. Пятый этап — наука Нового времени (или классическая наука). Отличительная черта новоевропейской науки — опора на эксперимент и факты. Классическая наука заложила основы современного типа научного мышления, которое имеет принципиальные отличия от античной и средневековой науки. Несмотря на существенные изменения, которые произошли в науке XX — XXI столетий, фундаментальные признаки классической науки сохраняются. Шестой этап — неклассическая наука. Ее отличительные особенности связаны с неустранимостью влияния субъекта на данные эксперимента, новой картиной мира, существенно отличными от классических научными ценностями и особой ролью в жизни общества. В последней четверти ХХ в. начинает формироваться так называемая постнеклассическая наука — это седьмой этап. Ее отличают компьютерный эксперимент как основание и метод исследования, существенно новые принципы, на которых строится научная картина мира, а также внутринаучные и социальные ценности.

1.1.4. Проблема начала: протонаука и преднаука Древнего Востока. Происхождение науки — это, по сути, проблема начала, в решении которой много сложностей, связанных с недостатком данных о времени и местах ее возникновения и с теоретическим вопросом о критериях ее первичных форм.

Что касается хронологических и географических границ преднауки, то нижняя граница связана с созданием великих цивилизаций Ближнего Востока, Средиземноморья, Индии и Китая — это VI — III тысячелетия до н. э., когда на основе общин нового каменного века, существовавших на берегах великих рек Африки и Азии, возникли более совершенные формы общества, новые центры культуры. Верхняя граница преднауки — это время зарождения греческой науки и философии VII — VI столетий до н. э.

Что предстает в этих цивилизациях как преднаука? Развивались астрономические знания: существовали определенные представления о Солнце и Луне, интерес вызывали их затмения, а также положение звезд и созвездий на небе, движение таких небесных светил, как планеты. Создавались различные инструменты для астрономических измерений; о точности астрономических знаний можно судить по различным календарям этого региона; особо высоко оценивается египетский календарь. Календари делились на астрономические, гражданские, сельскохозяйственные, солнечные, лунные, были календари для религиозных нужд. Астрономические знания самым тесным образом связаны с математикой. Были разработаны основы десятичной (Египет, Индия, Китай) и шестидесятеричной (в математике Двуречья) системы счисления. Египтяне владели действиями с дробями, вавилоняне — техникой решения квадратных уравнений; они решали линейные и квадратные уравнения с двумя неизвестными, даже задачи, сводящиеся к кубическим и к биквадратным уравнениям. Вавилонская геометрия располагала формулами для площадей простых прямолинейных фигур и для объемов простых тел, а так называемая теорема Пифагора была известна во всех регионах Востока.

Итак, отличительными признаками преднауки являются прикладной характер и ее рецептурное содержание, неразрывность с религиозно-духовными исканиями и с так называемыми оккультными науками.

1.2. Античная наука

1.2.1. Проблема истоков античной науки. Античная наука (= эллинская наука, древнегреческая наука) возникает в VII — VI вв. до н. э. в Древней Греции, а завершается ее развитие в III — IV вв. н. э. Существуют две позиции, которые радикально расходятся в понимании ее истоков. Так, В. И. Вернадский считает, что процесс возникновения древнегреческой науки связан с древневосточной преднаукой, а вот результат уникален, тогда как, по Э. Гуссерлю, древнегреческая наука уникальна настолько, что никаких истоков и предпосылок вне ее самой нет. Уникальность ее в том, что она неразрывно связана с философией; при этом и наука, и философия смогли возникнуть только в древнегреческой культуре. А все то, что называют наукой (и философией) применительно к древневосточным цивилизациям, это, по мнению Э. Гуссерля, неоправданная экстраполяция форм культурной деятельности Греции, уникальных по своей сути, на Древний Восток. Для него главное в процессе становления такой культурной формы, как наука философия, — появление новой установки индивида по отношению к миру — теоретическое отношение к миру. Практическая установка исторически изначальна, но в ней отсутствует решающий момент — проверка знаний на истинность, они служат практике, и этого достаточно. При теоретическом отношении человек живет в мире идей и чистых смыслов. Возникновение теоретической установки в Древней Греции Э. Гуссерль оценивает как революцию в истории всего человечества. Следовательно, он признает уникальность античной науки и ее независимость от преднауки Древнего Востока. Из рассмотренных позиций можно сделать вывод, что без того запаса знаний, который был аккумулирован древневосточной преднаукой, античная наука не смогла бы появиться, но ее основа — теоретическое отношение к миру, обусловливающее все ее специфические черты, представляет собой продукт развития внутренних факторов собственно самой античной культуры.

Четвертый этап — эллинистическая наука (от конца IV в. по II–I вв. до н. э.). Эллинизм нес в себе дух космополитизма: теоретико-созерцательная установка древних греков претерпела трансформации под воздействием восточных влияний, носящих мифо-религиозный и одновременно практически ориентированный характер. Стал распадаться синтез науки и философии; науки начинают ориентироваться на практику.

Если брать гуманитарные области знания, то успешно развивались науки о языке, особо отмечают вклад стоиков в разработку логико-грамматических аспектов языка.

1.3. Средневековая наука

Начало средневековой науки чаще всего датируют VI в., но истоки ее отличительных особенностей сформировались не одномоментно, процесс этот растянулся на IV и V столетия. Верхней границей, фиксирующей завершение средневекового этапа развития науки, является рубеж XIV–XV вв., когда в эпоху Возрождения формируются истоки новой науки.

Взаимоисключающие трактовки человека в аристотелизме и платонизме все же не отвечали христианскому учению о человеке как высшей ступени в иерархии сотворенного (как господине природы в средневековом его понимании), которое является составной частью теологии, а не психологии или антропологии. Христианство радикально изменило статус наук о природе — они рассматривались лишь как один из способов постижения Бога. Несмотря на противоположность средневекового аристотелизма и платонизма в понимании природы и человека, следует признать и тенденции к их сближению. В области науки это было связано с оценкой значения и роли математики в отношении физики.

Средневековая наука развивалась и за счет собственно христианских догматов, которые способствовали выходу за рамки программ платонизма и аристотелизма, а значит, и за границы основополагающих принципов античной науки. О каких положениях христианской религии идет речь?

Важнейшие постулаты христианского мировоззрения, ставшие значимыми для средневековой науки, это постулат о творении мира из ничего, о Божественном всемогуществе, обладающем способностью нарушать естественный ход событий, а также признание двойственной истины: знание может обладать не только характером безусловной истины Божественного откровения, но быть и вероятностным знанием, полученным по законам естественного разума. Средневековые схоласты считают вполне допустимым признать начало мира, который после его творения может существовать бесконечно долго. Это положение противоречит античной установке о вечности и безначальности космоса. Пересматривается важнейшее положение аристотелевской научной программы о существовании только потенциальной бесконечности — признается возможность актуальной бесконечности. Подрывается важнейшая идея античных мыслителей о конечности и замкнутости космоса, которая была тесно связана с идеей совершенного кругового движения небесных тел, поскольку допускается возможность прямолинейного движения небесных сфер. Аргумент о Божественном всемогуществе привлекается и для того, чтобы признать существование пустоты, против которой так боролся Аристотель.

Но самая главная наука Средневековья — теология, без идей которой не развивается никакая другая область знания. Всем знакома средневековая формула: философия (равно как и наука) — служанка богословия.

Таким образом, средневековая наука, с одной стороны, предстает как развитие платоновской и аристотелевской научных программ, приспособленных под религиозное мировоззрение, а с другой — она совершает прорыв в новое понимание природы и человека, который является следствием собственно религиозных постулатов, противоречащих установкам античного миропонимания. В религиозной форме в средневековой науке представлены все основные подсистемы — науки о природе, математика и социально-гуманитарные области знания. Особую роль играли наука о душе, логика и теология, последняя в средневековой науке находилась на вершине развития.

Важным способом существования научных знаний в Средневековье была практическая деятельность. Разнообразные сферы человеческой жизнедеятельности — ремесло, архитектура, сельское хозяйство, техника, медицина и пр. — свидетельствуют о высоком уровне познания законов природы и человека, которые не нашли своего отражения в ученых книгах. Создатели, например, готических соборов должны были обладать далеко не теми понятиями о механике, которые господствовали в эту эпоху в научном мышлении. Можно назвать этот способ существования средневекового научного знания прикладной наукой.

В Cредние века были созданы университеты. Эти учебнонаучные организации были созданы не только во всех европейских столицах, но и во многих крупных городах — Болонье (1158), Оксфорде (1168), Реджио (1188), Париже (1200), Кембридже (1209), Падуе (1222), Тулузе (1229), Орлеане (1230) и др. Университеты в Cредневековье находились под властью церкви. Идеологический контроль церкви заключался в том, например, что неоднократно запрещалось чтение курсов по натурфилософии и метафизике Аристотеля в Парижском университете. Но церковное вмешательство было одновременно и покровительством, защитой университетов перед светскими властями. Среди факультетов университета (а университет и понимался как союз факультетов, представляющий собой единство знания), теологический был главным, ведь целью научной деятельности считалось не просто достижение истины, но спасение человечества.

1.4. Классическая наука

1.4.1. Классическая наука как эпицентр новоевропейской культуры. Классическая наука — это наука, заложившая основы современного типа научного мышления. Фундаментальные признаки классической науки сохраняются, позволяя объединить классическую, неклассическую и постнеклассическую науку в современный тип научного мышления. В. И. Вернадский ведет отсчет современного научного мировоззрения с открытия книгопечатания (в 1450 г.), поскольку с этого времени научное мировоззрение развивалось непрерывно, и уже ничто не могло свернуть его с этого пути. А. Койре, напротив, фиксируют момент ее возникновения как ситуацию разрыва с предшествующим состоянием, как научную революцию, которая произошла в XVI–XVII вв. В пространстве западноевропейской культуры наука начинает играть роль эпицентра, концентрирующего в себе знаковые черты данной эпохи — вера в науку заместила веру в религию. Наука смогла утвердиться в общественном сознании, когда христианское мировоззрение было вытеснено с передовой линии культуры на окраины. Наибольшее воздействие наука оказала на философию. В Новое время философия становится служанкой науки. С новой наукой меняется даже повседневная жизнь людей: если средневековый человек жил в мире приблизительности, в котором отсутствует точность и где пренебрегают строгими количественными характеристиками, то благодаря науке мир приблизительности меняется на мир точности.

1.4.2. Особенности новоевропейской науки и ее основные подсистемы. Классическая наука связана с новыми критериями научности. Г. Галилей и И. Кеплер, Ф. Бэкон и Р. Декарт, И. Ньютон и Д. Вико и другие мыслители XVII–XVIII вв. противопоставляют новую науку старой. Новая наука полагается на опытные основания, ее методом становится эксперимент, позволяющий соединять теорию и факты; она реализует себя как социально значимый вид деятельности, является контролируемой и проверяемой и вырабатывает отвечающий всем этим характеристикам особый язык.

Объектом изучения в новоевропейской науке становится сама действительность. Действительное входит в науку через ее предмет, новая наука исследует предметные отношения и зависимости. Ни в средневековой, ни в античной науке изучаемое не представало в виде предмета и предметных отношений. Наука фиксирует внимание на таких характеристиках предметов и событий, которые могут быть объективно исследованы, многократно воспроизведены и проконтролированы. Те или иные области знания становятся науками, когда формируется их предмет исследования. Это сложный процесс. Вернадский писал о становлении предметных областей наук так называемого описательного естествознания — целое столетие ушло на то, чтобы ученые смогли выявить предмет изучения в метеорологии, климатологии, геологии и др. Подобные сложности характерны не только для естествознания, но и для наук о человеке: гуманитарный мир либо объяснялся как природный мир, либо вообще выводился за рамки науки.

В классической науке выделяются области знания, в которых закономерности выявляются индуктивным путем. Ярким примером таких наук как раз и являются науки о живом (ботаника, зоология, анатомия и др.). Другой этаж здания составляют науки, объект исследования которых конструируется дедуктивным путем, через построение теоретических или математических моделей. Математика, механика, физика — яркий пример наук теоретического уровня. Индуктивный и дедуктивный способы построения научных теорий нашли свое оправдание в философских концепциях эмпиризма и рационализма.

Примеров исторических наук можно привести превеликое множество. Они как всякая отрасль научного знания имеют свою сетку основных понятий и терминов, свой инструментарий. Это, прежде всего, такие понятия как наука, периодизация науки, законы развития науки, исторические исследования, научная революция и т. д. Для каждой исторической науки характерен свой уникальный предмет исследования. Нас в конкретном случае интересует история науки, предметом изучения которой выступает наука, как система знаний, вид человеческой деятельности, система школ и как институциональное образование, включающее нормы и отношения в научной деятельности.

Заслуживает внимание тезис об абсолютном прогрессе, характерном для истории науки в отличии от гражданской истории, в которой процесс может начаться заново, придти к своему истоку. Итак, прогресс – первая характеристика истории науки. С необратимостью научного прогресса, с его жёсткой однонаправленностью во времени связано и то обстоятельство, что в современной науке и отрицательные результаты имеют смысл. И именно поэтому наука движется только вперед, и иначе она не может развиваться.

История науки - это не философия и не наука, это история научных идей, биографии людей науки. История науки возникла из исторических экскурсов. В произведениях Ньютона и Декарта еще нет истории науки. Первые книги по истории науки посвящены отдельным дисциплинам. Первые книги по истории науки - в середине 18 в. Сама история науки сложилась в 19 веке.

История науки получила своё развитие, начиная с 1960-х годов. Важность истории науки была признана ещё К. Поппером, Т. Куном, И. Лакатосом и С. Тулминым.

В 1960-х гг. на переднем крае очерченной области была так называемая история и философия науки; позже пути каждой из её половин – как истории, так и философии – разделились. Выделение истории науки в научную дисциплину привело к тому, что отчасти её аудитория – это сами историки науки.

В начале 1960-х гг. в истории науки было несколько выдающихся исследователей, среди которых – Дональд Кардуэлл, Алестр Кромби, Руперт Холл, Джозеф Нидем и Уолтер Пейджел,

Ведущие университеты постоянно выступали за создание области, называемой история и философия науки. Но последовательность и продуктивность программы по истории и философии науки были взяты под сомнение. Известная дискуссия 1970-х гг. между Полом Фейерабендом, Томасом Куном, Имре Лакатосом и Карлом Поппером произвела такое впечатление, что ни в вопросах об отношении между историческими исследованиями и философией, ни о том, что делает науку рациональным и объективным знанием, нет никакого согласия. В возможность единого научного метода верили очень немногие.

Постепенно философы науки и историки науки утрачивали взаимную симпатию. Казалось, задача провести как можно более тщательное историческое исследование противоречила задаче использования этого исследования в философии.

Так историки науки и философы науки разошлись и после 1980 г. Едва общались между собой. Большинство историков науки, как они сами говорили, просто занимались историей. Иногда появлялось ощущение, что философия науки потеряла направление и цель, тогда как история науки оставались оживлённой и многообещающей областью. Причина была в том, что истории и философия науки бросила вызов социология научного знания – смелая теория, согласно которой исторические исследования, в отличие от философского анализа, призваны обнаружить, как в действительности работает наука.

Интеллектуальная жизнь после 1970 – х гг. не стояла на месте, и за это время стало ясно, что задача превратить историю науки в историческую дисциплину не так просто. Область дисциплины, вместо того, чтобы объединиться, стала, напротив, ещё более разнородной.

В 1980-е гг. в исторических исследованиях в целом произошёл важный сдвиг. Многие историки начали рассматривать как свой предмет не только материальную реальность прошлого, но также и то, что люди чувствовали, во что верили, что считали истинным. Это сблизило историю с интерпретативными социальными науками и гуманитарными дисциплинами. Оживились дискуссии о теории в истории. То направление, в котором до этого развивалась история науки, получило новое подкрепление. культурологический подход побуждал исследовать истинное и ложное знания на равных, поскольку считалось, что получение знанием статуса истины – это вопрос репрезентаций и авторитета.

Этот интеллектуальный сдвиг принято кратко называть лингвистическим поворотом.

Связанные с лингвистическом поворотом дебаты вывали неоднозначное отношение. Многие историки просто-напросто игнорировали теорию, считая эмпирические исследования основанным на здравом смысле.

Позднее, в 1990-х гг., началась настоящая реакция против теории, и даже истории науки; её возглавили учёные-естественники, которые говорили о своих занятиях как об эмпирической встрече с природой, превозносили научную рациональность и возмущались тем, что они называли антинаукой. После того как этими дебатами в США заинтересовались средства массовой информации, они получили название научных войн.

Внутри современной истории науки можно выделить два активно развивающихся направления, что опять же говорит в пользу многообразия области.

Первое – это интерес к науке как практике: исследования того, как учёные делают науку, эти исторические исследования соотносят детали повседневной жизни учёных с теми утверждениями об истине, которые они в итоге формулируют. Историки и социологи рассматривают науку как материальное, совершающееся в определённом времени и месте и с определёнными целями взаимодействие состоящих из плоти и крови людей.

Вторая активно развивающаяся область – это исследования аудитории науки, популярного знания о природе наряду со знанием экспертным или профессиональным. Здесь возникают важные исторические вопросы о том, как сформировались аудитория науки и насколько глубоко в современном обществе укоренилось научное мировоззрение.

Роль и значение истории науки в познании мира.

- проводит исторический анализ развития научных проблем и идей, разрабатывая проблемы классификации науки, историко-научных знаний, путей их эволюции и структуры;

- обобщает историко-научный материал с целью воссоздания целостной картины познания Земли и обоснования периодизации её истории, анализируя, политические, культурные, этнические, экологические и информационные мировые процессы

- показывает становление мировых и национальных научных центров через формирование культурной среды, в которой функционируют научные сообщества, и создаётся научное знание

- определяет потенциал и востребованность историко-научного знания, его преемственность и взаимосвязь со сферами человеческой деятельности;

- формирует идеалы и нормы научной деятельности, обогащает культуры мышления исследователя.

За последние тридцать лет историками из разных стран было написано много хороших работ по истории науки. Однако их результаты зачастую известны только небольшим группам специалистов. многие обычные люди интересуются предполагаемым конфликтом науки и религии, хотя масса исторических исследований показала, что ни наука, ни религия не существуют как отдельные сущности и что во многих отношениях они находятся не в оппозиции, а во взаимодействии друг с другом.

Поэтому сегодняшние историки видят свою задачу в том, чтобы донести свои работы до неспециалистов, надеясь, что историческое знание будет ассимилировано школьным и университетским образованием и такими средствами массовой информации и просветительскими организациями, как телевидение и музеи.

Читайте также: