Сенситивные периоды по монтессори кратко

Обновлено: 05.07.2024

Пол Эпштейн, д-р философии

Сензитивные периоды

Почти сто лет назад доктор Мария Монтессори первой поняла, что дети обучаются от своего окружения и внутренне мотивированы к этому. Перенимая идеи биологов и философов своего времени, Монтессори предположила, что каждый ребенок является носителем двух генетических проектов – физического и психического. Физический определяет рост ребенка, цвет волос и другие характеристики. Психический принимает форму сензитивных периодов. Каждый сензитивный период это:

Период особой чувствительности и психических отношений;

Сверхмощная сила, интерес, стимул, направляющий ребенка к особым качествам и элементам окружающей среды;

Период, в течение которого ребенок концентрирует внимание на отдельных аспектах окружающей среды, игнорируя остальные;

Страсть и приверженность;

Проистекающее из бессознательного и ведущее ребенка к сознательной и творческой деятельности;

Интенсивная и длительная работа, которая вызывает не усталость или скуку, но постоянную энергию и интерес.

Временное состояние: однажды реализованный, сензитивный период исчезает навсегда.

Сензитивные периоды приходится на возраст от рождения до шести лет. Ниже описаны 11 сензитивных периодов.

1. Порядок. Характеризуется стремлением к постоянству и повторениям. Страстная приверженность установленному распорядку. Глубоко страдает от беспорядка. Среда должна быть тщательно упорядочена, с определенным местом для каждой вещи и четко установленными правилами (от 2 до 4 лет).

2. Движение. Беспорядочные движения становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба (от рождения до 1,5 лет).

3. Маленькие предметы. Интерес к мелким предметам и деталям (от 1,5 до 4 лет).

4. Вежливость и этикет. Сначала ребенок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности (от 2,5 до 6 лет).

5. Утончение чувств. Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребенок учится наблюдать и дифференцировать ощущения (от 2,5 до 6 лет).

6. Письмо. Стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге (от 3,5 до 4,5 лет).

7. Чтение. Спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов (от 3 до 5,5 лет).

8. Язык. Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям, постоянное расширение словарного запаса (от рождения до 6 лет).

9. Пространственные отношения. Формирование представлений о расположении в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики (от 4 до 6 лет).

10. Музыка. Спонтанный интерес и развитие звуковысотного слуха, чувства ритма и мелодии (от 2 до 6 лет).

11. Математика. Формирование представления о количествах и операциях с ними благодаря использованию простого и конкретного материала (от 4 до 6 лет).

Сензитивные периоды по Марии Монтессори

Помните сказку про Машеньку и трех медведей? Машенька пошла погулять в лес вопреки предостережениям родителей. Заблудившись, она увидела в лесу домик и вошла в него. На столу стояли три чашки с кашей. Усталая и голодная Машенька попробовала ее. В первой чашке каша была слишком холодной. Во второй - слишком горячая. А в третьей - в самый раз. Потом Машенька прошла в комнату и попробовала посидеть на каждом из стоявших там трех стульев. Первый стул был слишком жестким, второй - слишком мягким, зато третий - в самый раз. И, наконец, в спальне тоже третья кровать оказалась "в самый раз". А теперь о связи девочки из сказки и системой Монтессори. В Монтессори-группе педагог озабочен тем, чтобы создать образовательную среду, в которой всё для ребенка было бы "в самый раз".

У Монтессори-педагогов есть три мощных средства, позволяющих все сделать "как раз". Первое - это знание сензитивных периодов. Второе - знание о том, как создать в классе среду, способную удовлетворить каждый сензитивный период. Третье - умение наблюдать.

Сензитивные периоды

Почти сто лет назад доктор Мария Монтессори первой поняла, что дети обучаются от своего окружения и внутренне мотивированы к этому. Перенимая идеи биологов и философов своего времени, Монтессори предположила, что каждый ребенок является носителем двух генетических проектов - физического и психического. Физический определяет рост ребенка, цвет волос и другие характеристики. Психический принимает форму сензитивных периодов.

Каждый сензитивный период это:

  • Период особой чувствительности и психических отношений;
  • Сверхмощная сила, интерес, стимул, направляющий ребенка к особым качествам и элементам окружающей среды;
  • Период, в течение которого ребенок концентрирует внимание на отдельных аспектах окружающей среды, игнорируя остальные;
  • Страсть и приверженность;
  • Проистекающее из бессознательного и ведущее ребенка к сознательной и творческой деятельности;
  • Интенсивная и длительная работа, которая вызывает не усталость или скуку, но постоянную энергию и интерес.

Временное состояние: однажды реализованный, сензитивный период исчезает навсегда.
Сензитивные периоды приходятся на возраст от рождения до шести лет. Ниже описаны 11 сензитивных периодов.

1. Порядок. Характеризуется стремлением к постоянству и повторениям. Страстная приверженность установленному распорядку. Глубоко страдает от беспорядка. Среда должна быть тщательно упорядочена, с определенным местом для каждой вещи и четко установленными правилами (от 2 до 4 лет).

2. Движение. Беспорядочные движения становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба (от рождения до 1,5 лет).

3. Маленькие предметы. Интерес к мелким предметам и деталям (от 1,5 до 4 лет).

4. Вежливость и этикет. Сначала ребенок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности (от 2,5 до 6 лет).

5. Утончение чувств. Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребенок учится наблюдать и дифференцировать ощущения (от 2,5 до 6 лет).

6. Письмо. Стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге (от 3,5 до 4,5 лет).

7. Чтение. Спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов (от 3 до 5,5 лет).

8. Язык. Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям, постоянное расширение словарного запаса (от рождения до 6 лет).

9. Пространственные отношения. Формирование представлений о расположении в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики (от 4 до 6 лет).

10. Музыка. Спонтанный интерес и развитие звуковысотного слуха, чувства ритма и мелодии (от 2 до 6 лет).

11. Математика. Формирование представления о количествах и операциях с ними, благодаря использованию простого и конкретного материала (от 4 до 6 лет).

Подготовленная среда

В конце концов, три медведя вернулись в свою подготовленную среду, они пришли домой. И медвежонок сделал несколько открытий: кто-то ел мою кашу. Кто-то сидел на моем стуле и сломал его. Кто-то спит на моей кровати! Для маленького ребенка жизнь в Монтессори-классе тоже похожа на постоянные открытия. Класс наполнен развивающими материалами, которые могут помочь ребенку реализовать собственные сензитивные периоды и образовательный потенциал.

Ребенок обследует класс, находит предметы и упражнения, которые удовлетворяют побуждениям, вызванным сензитивными периодами. Сензитивный период порядка, например, побуждает ребенка сортировать и упорядочивать предметы. Он может выбрать для работы блоки цилиндров, розовую башню или красные штанги. Сензитивный период порядка побуждает ребенка настаивать на определенной последовательности событий. Родители малышей знают, что их дети реагируют громким плачем, когда что-то выбивается из привычного порядка вещей.

Если в среде нет того, что необходимо ребенку, Монтессори была уверена, что он не сможет полностью реализовать свои задатки. Развитие личности ребенка существенно затормозится.

"Как раз" приобретает теперь второе значение. Кроме того, что среда должна быть наполнена правильными предметами, она должна быть еще и подготовлена вовремя. Каждый сензитивный период имеет свое начало и конец, в свое определенное время. Эта идея удивительно ясно выражена в новелле Никоса Казанцаки:

Это маленькое существо я считаю самым большим грузом на моей совести, потому что сегодня я понимаю: насилие над законами природы - это грех.

Мы не должны торопиться. Мы не должны быть нетерпеливыми, но нам следует доверять внутреннему ритму".

Периоды беспокойства и тревоги не являются чем-то необычным для Монтессори-учителей - только обучающихся, начинающих и даже опытных учителей со стажем. Ход мысли бывает примерно таким: "Как я смогу узнать каждого ребенка настолько, чтобы точно подготовить среду, в которой будут все необходимые предметы, упражнения, отношения для удовлетворения его стремления к самосовершенствованию?" И эта мысль очень отчетлива, поскольку учитель задает себе такой вопрос про каждого ребенка. Как бы то ни было, существуют несколько основных принципов в подготовке образовательной среды.
Принцип свободы - главный из них. Дети свободно выбирают себе работу - обучающее занятие - основанную на их актуальном сензитивном периоде. Но свобода не означает полной вседозволенности, здесь действует принцип свободы в заданных границах. Монтессори-учитель понимает, что для ребенка свобода - это средство развития внутренней самодисциплины. Самодисциплина рассматривается как результат приобретения независимости от других. Другими словами, взрослый никогда не должен делать за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Но зато взрослый может оберегать работу ребенка с выбранным материалом, защищая его от вмешательства со стороны других детей.

Красота и привлекательность - следующий принцип подготовки среды. Каждое упражнение скомплектовано, все необходимое есть и находится в полном порядке. Вещи, находящиеся в классе, привлекательны и элегантны, сконструированы так, чтобы привлекать внимание и интерес ребенка. Предметы в классе также отражают реальности окружающего мира. Дети пользуются реальными холодильниками и раковинами вместо игрушечных. Поскольку в реальной жизни ни у кого нет одновременно нескольких одинаковых предметов, все вещи в классе представлены только в одном экземпляре.

Контакт с природой и реальностью - это третий принцип. Монтессори утверждала, что, непосредственно взаимодействуя с природой, ребенок начинает понимать и ценить порядок, гармонию, красоту. Среда Монтессори-класса - это место для реальной жизни. Дети учатся заботиться о растениях, животных, рыбках. Увеличительные стекла, микроскопы, простые эксперименты доступны для детей, чтобы они могли наблюдать природу и учиться у нее.

Наблюдение - Монтессори-метод

Сензитивные периоды описывают внутреннее состояние ребенка. Ребенок впрямую не демонстрирует его. Вместо этого Монтессори-учитель должен научиться наблюдать за ребенком, чтобы увидеть проявления, позволяющие судить о его сензитивном периоде. Среда в классе готовится в соответствии с наблюдениями учителя.

Монтессори понимала, что наблюдение - это привычка, которая развивается и совершенствуется в практике. Она также понимала, что целью наблюдения является помощь ребенку в развитии его духа. То есть, учитель наблюдает и постоянно корректирует подготовленную среду так, чтобы она всегда соответствовала актуальным сензитивным периодам детей. Качество наблюдения, к которому должен стремиться Монтессори-педагог, - тесная близость, потому что именно в такие моменты мы хорошо узнаем другого человека. Близость вызывает рефлексию, а рефлексия должна начинаться с нас самих.

"Мы настаиваем на том, что учитель должен подготовиться к систематическому изучению самого себя, чтобы искоренить свои самые глубоко сидящие дефекты, которые могут помешать отношениям с ребенком. Чтобы выявить эти неосознаваемые недостатки, мы должны пройти специальное обучение. Мы должны научиться видеть себя со стороны, как другие видят нас".

В том варианте сказки о Машеньке и медведях, который я знаю, Машенька проснулась, объяснила свое присутствие семье медведей, и ее пригласили на обед. Так и дети пробуждаются в возрасте шести лет, то есть дети становятся способными управлять собой и осознавать себя. Сензитивные периоды, как первый способ учения, заканчиваются. Младшие школьники обучаются иначе, чем дошколята. Они стремятся удовлетворить глубокое чувство изумления. Младших школьников интересуют причины всех вещей. Еще они хотят осознать свое место в мире общества и морали. Почему Машенька не послушалась своих родителей? Какое право она имела войти в дом трех медведей без приглашения? Какие законы природы делают одну чашку каши холодной, другую - горячей, третью - "в самый раз"?

Подростки же, в отличие от младших школьников, спросят только: "Кто отвечает за это?"
Но подростки - это следующая история.

За первые годы своей жизни ребёнок проделывает громадный путь в своём развитии.

Сензитивный период движения

Источник фото: istock

В книге Секрет Детства Мария Монтессори писала:

Движущие силы развития

Такой стремительный путь в развитии возможен благодаря особым движущим силам, которыми природа наградила ребёнка в возрасте от рождения до 6 лет.

Одной из таких движущих сил является особая характеристика психики ребёнка до 6 лет, известная в Монтессори-педагогике под названием впитывающий ум или впитывающий разум. Другой движущей силой развития ребёнка, идущей рука об руку с впитывающим разумом, являются сензитивные периоды развития. Понимание этих двух движущих сил становится фундаментом для понимания ребёнка в раннем детстве и создания среды, в которой он, следуя этим внутренним силам, сможет беспрепятственно строить себя как человека своего времени и места.

Периоды особой чувствительности

Под сензитивными периодами мы понимаем периоды особой чувствительности ребёнка к определённым аспектам развития, видам деятельности, которые наиболее оптимально служат задачам его развития на данном этапе. Эта чувствительность проявляется в интересе ребёнка к определённым видам деятельности и его кажущемся неугомонном желании найти возможность осуществлять и повторять это действие.

Эта особая чувствительность также проявляется в способности ребёнка наиболее эффективно и быстро овладевать определёнными умениями, навыками, приобретать определённые характеристики и черты.

Мария Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так легко, быстро и радостно научиться чему-либо, как он способен это сделать в соответствующий сензитивный период.

Помните малыша, который неустанно тянется за предметами? Который пыхтит в своих неугомонных попытках встать на четвереньки и поползти? Который находит любую возможность ухватиться за что-то и встать? И которого потом не остановить в его порыве ходить. А потом бежать. Взбираться по лестнице раз за разом. Балансировать. Спрыгивать с мебели.

Помните, с каким упорством он находит возможность повторять одно и то же действие? Как он расстраивается, если его лишают такой возможности? Как в определённый момент его фиксированность на этом одном действии вдруг ослабевает, словно кто-то внутри говорит ему, что он уже освоил это движение, и больше нет необходимости его практиковать.

Сензитивные периоды проявляются в следующих тенденциях:

  1. Непреодолимая тяга к определённой деятельности или определённым аспектам среды.
  2. Повторение деятельности раз за разом. Энтузиазм и усердие.
  3. Насыщенная и продолжительная деятельность, которая не приводит к усталости и скуке, а наоборот, вызывает настойчивую активность и интерес.
  4. Недовольство, если деятельность прерывают/препятствуют её осуществлению.
  5. Явное удовольствие и радость после выполнения деятельности.
  6. Лёгкость освоения новыми умениями, знаниями и качествами.
  7. После удовлетворения потребности полное равнодушие к тому, что ещё недавно так привлекало.

Фонарь, подсвечивающий путь

Сравнение сензитивных периодов с фонарём

Источник фото: istock

В раннем детстве для ребёнка всё ново и ему предстоит научиться и познать так много! Как из всего разнообразия стимулов в среде ребёнку сосредоточиться на важном и нужном для его формирования себя?

В этом ему как раз и помогают сензитивные периоды, которые словно фонарик, направляют внимание ребёнка именно на те аспекты среды, взаимодействие с которыми удовлетворит его внутренние потребности развития в каждый конкретный период.

Иными словами, сензитивные периоды определяют “маршрут” развития в тот или иной период времени. Следуя внутренним позывам, обусловленным сензитивными периодами, ребёнок взаимодействует с определёнными аспектами окружающей среды и тем самым выстраивает своё развитие и адаптацию к своей культуре и времени.

Мария Монтессори писала:

Характерные особенности сензитивных периодов:

Проявляются у всех детей независимо от культуры, эпохи, семьи. Однако время их появления, время пика и продолжительность индивидуальны.

Временность сензитивных периодов проявляется в том, что они начинаются и заканчиваются, а не продолжаются всю жизнь человека. По окончании сензитивного периода, ребёнок проявит равнодушие к тому, что ещё совсем недавно так притягивало его.

Кроме того, после окончания сензитивного периода, если его возможности были упущены, освоение тех же самых навыков и умений уже не будет таким эффективным, лёгким, быстрым и радостным для ребёнка.

У каждого сензитивного периода своя продолжительность, своё время начала, наибольшей интенсивности и затухания. Например, сензитивный период развития языка длится с 7 месяцев внутриутробного развития и до 6-7 лет, в то время как сензитивный период восприятия порядка может продолжаться с рождения до 4 или 4.5 лет.

Ребёнок абсолютно неосознанно стремится к определённой деятельности и, соответственно, не может сказать нам, почему ему хочется повторять то или иной действие.

Нам, взрослым, наверняка, заметно облегчило бы нашу жизнь с ребёнком, если бы он мог объяснить причину своих действий и реакций, например, так:

Это, конечно, только мечты, а в реальности, если мы не понимаем внутренние процессы, происходящие в своём ребёнке, нам так легко пойти по пути раздражения или злости, а ребёнку испытывать расстройство от того, что его не понимают и не дают возможность делать то, что всё его внутреннее существо тянет делать.

Сензитивные периоды у детей до 6 лет

Следует отметить, что нет единого мнения по поводу количества сензитивных периодов в Монтессори-педагогике, как и в принципе в педагогике. Одни выделяют шесть, другие- пять, третьи — четыре, и у каждого есть весомые обоснования. Всё дело в том, что сама Мария Монтессори не выделила их чёткой категоризации, хотя и писала о сензитивных периодах, поэтому выделение конкретных периодов является уже более поздней интерпретацией её трудов и отличается в разных преемственных линиях.

Кроме того, можно встретить несколько различающиеся названия одних и тех же периодов, а также расхождения во временных рамках.

В той линии преемственности, с которой идут мои АМИ-тренеры для возрастной группы 3-6, выделяют четыре основных сензитивных периода:

  • восприятия порядка (с рождения до 4.5 лет);
  • развития и совершенствования движений (с рождения до 4.5 лет);
  • развития речи (7 мес. внутриутробно до 6/7 лет);
  • развития и совершенствования сенсорного восприятия (с рождения до 4 лет).

При этом упоминается, что некоторые охватывают собой более мелкие периоды, как например, в сензитивном периоде развития речи можно выделить период усвоения социальных навыков, период овладения письмом и чтением.

Другие Монтессори-тренеры помимо вышеупомянутых четырёх отдельно выделяют сензитивный период усвоения социальных норм и сензитивный период восприятия мелких предметов.

Здесь вспоминается метафора с радугой: разные люди смотрят на радугу и воспринимают разные оттенки цветов и, соответственно, их количество. Это не меняет самой радуги — она остаётся как есть, просто разные люди видят её немного иначе.

Сензитивные периоды и окружающая среда

Когда сензитивные периоды оперируют в ребёнке, он будет делать всё возможное, чтобы удовлетворить их.

Однако, насколько он сможет удовлетворить их и реализовать свой потенциал для развития будет во многом зависеть от среды. Сможет ли ребёнок развить свой потенциал в его полноте? Или только его часть? Или проявлениям сензитивных периодов серьёзно препятствуют?

Мария Монтессори пишет:

Когда сензитивные периоды оперируют, окружающая среда должна содержать элементы, необходимые для данного сензитивного периода. Кроме того, ребёнок должен иметь доступ и свободу взаимодействовать со средой в нужном для этого направлении (подробности по каждому сензитивному периоду в последующих статьях).

Монтессори-тренер Сара Варнер-Эндрюз в своей лекции сравнивает психологические потребности сензитивных периодов с физиологической потребностью удовлетворить голод. Когда мы голодны, нам нужно поесть, и обычно всё остальное временно уходит на второй план.

На нашей кухне может быть много полезной еды, съев которую наш организм получит наибольшую пользу и силы для поддержания жизнедеятельности. А может быть, кухня заполнена нездоровой, полуфабрикатной едой. При сильном голоде и за неимением лучшего, мы её, конечно, съедим, но тело не получит необходимые ему питательные вещества и вряд ли будет чувствовать себя на высоте.

Если еды нет вообще, то, соответственно, есть мы не будем, но наше физическое и эмоциональное состояние от этого испытает определённые изменения (что проявиться по-разному у разных людей).

Зачем знать о сензитивных периодах

Сензитивные периоды проявляются, знаем мы об этом или нет. Однако, знания о них, даже самые базовые, по меньшей мере, могут помочь лучше понять своего ребёнка, а в идеале позволят сотрудничать с силами природы, а не идти против них, и тем самым помочь ребёнку на его пути построения себя.

Итак, знания о сензитивных периодах позволяют:

Понимать своего ребёнка, когда он:

  • неугомонно выполняет одну и ту же деятельность, как например, закрывает и открывает дверь, раз за разом взбирается на горку;
  • сильно расстраивается, когда его отрывают от его деятельности;
  • противится и выражает недовольство, когда меняется привычный ему распорядок жизни (расположение предметов в доме, распорядок дня, реакции взрослых);
  • беспрестанно указывает на предметы и хочет слышать их названия;
  • стремиться всё потрогать, подержать, испробовать на вкус;
  • постоянно стремится к движению.

Извлечь максимальную пользу из этого времени, когда овладение навыками и формирование психических характеристик происходит наиболее эффективно, естественно и радостно для ребёнка.

Устранять препятствия на пути реализации потенциала сензитивных периодов. Такими препятствиями могут быть прерывание деятельности ребёнка, одёргивание от его попыток взаимодействовать со средой, а также отсутствие в среде необходимых элементов. Подробнее о препятствиях и о том, как поддерживать ребёнка в сензитивные периоды, можно будет узнать в последующих статьях, посвящённых каждому сензитивному периоду.

Основные выводы

В заключение, сформулируем основные выводы из представленной в этой статье информации:

Каждый ребёнок проходит через сензитивные периоды — временные промежутки особой чувствительности к определённым аспектам развития, которые проявляются в неудержимом интересе к определённым аспектам окружающей среды и способности овладевать новыми навыками эффективно, легко и радостно.

Действие сензитивных периодов не поддаётся ни сознанию ребёнка, ни воздействию извне. Однако от качества окружающей среды и возможности ребёнка свободно взаимодействовать с нею зависит, насколько ребёнку удастся воспользоваться потенциалом сензитивных периодов.

Наша задача — уважать эту движущую силу природы ребёнка и создавать условия в окружающей среде, которые максимально поддержат его сензитивные периоды и предоставят ребёнку возможность следовать внутренним позывам.

Для того мы учимся распознавать и отзываться на сензитивные периоды. Мы учимся наблюдать за ребёнком, и на основе наблюдений предоставлять ему то, что ему необходимо для развития в конкретный период.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сенситивные периоды человека (методика Марии Монтессори)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сенситивные периоды человека (методика Марии Монтессори)

Сенситивные периоды человека
(методика Марии Монтессори)

Сенситивные периоды-это возрастные интервалы индивидуального развития, в тече.

Сенситивные периоды-это возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.
Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сенситивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других - к другим.





Важно различать тесно связанные между собой, но не тождественные виды детског.

Важно различать тесно связанные между собой, но не тождественные виды детского развития: функциональное, прямо зависящее от овладения ребенком отдельными знаниями и способами действий, и собственно возрастное развитие, которое характеризуется новым психофизиологическим уровнем, новым планом отражения действительности, новыми видами деятельности.

Мария Монтессори выделяла следующее сенситивные периоды: . Сенситивный пери.

Мария Монтессори выделяла следующее сенситивные периоды:
. Сенситивный период развития речи (0-6 лет)
Сенситивный период восприятия порядка (0-3 года)
Сенситивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)
Сенситивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)
Сенситивный период развития движений и действий (1-4 года)
Сенситивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)

Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста (1870-1952) уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания.

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ (0-6 лет)

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ (0-6 лет)



СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА (0-3 года)

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА (0-3 года)

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ (0 – 5,5 лет)

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ (0 – 5,5 лет)

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ (1,5-6,5 лет)

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ (1,5-6,5 лет)

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ (2,5-6 лет)

СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ (2,5-6 лет)


Распространено заблуждение о том, что с возрастом, по мере умственного роста.

Распространено заблуждение о том, что с возрастом, по мере умственного роста, внутренние условия развития становятся во всех отношениях более благоприятными. Надо помнить, что каждый период особо благоприятен (сенситивен) для развития психики в определенном направлении. Сенситивные периоды (каждый детский возраст по-своему сенситивен!) Указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития И на огромные потенции детства.

С переходом на новую возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки у.

С переходом на новую возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки умственного развития не только надстраиваются над предыдущими, но и в значительной мере вытесняют их.

Выводы к которым пришла Мария Монтессори в своих наблюдениях 1. Все дети.

Выводы к которым пришла
Мария Монтессори в своих наблюдениях
1. Все дети проходят в своём развитии одни и те же сенситивные периоды. Поэтому, чтобы не идти против естественной природы ребенка и быть готовыми к наступлению следующего периода, родителям и педагогам необходимо знать, какой сенситивный период за каким следует.
2. У каждого ребенка время возникновения сенситивных периодов и его длительность – индивидуальны. Одни дети в своем развитии опережают свой календарный возраст, другие - наоборот. И никто и ничто не может повлиять на сроки и длительность этих периодов.

3. Если ребенок не смог развить определенные способности во время очередно.

3. Если ребенок не смог развить определенные способности во время очередного сенситивного периода, в дальнейшем ему будет сложно наверстать упущенное.
4. Необходимо внимательно следить за характерными проявлениями наступления определенного сенситивного периода, чтобы вовремя создать благоприятную развивающую среду для реализации внутренних импульсов ребенка.

5. Протекание каждого сенситивного периода характеризуется: Началом – на.

5. Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:

Пиком - сенситивный период имеет ярко выраженный взлёт интенсивности, который сложно не заметить;

Спадом - более или менее медленным завершением.

 М. Монтессори описывала следующие Сенситивные стадии общего развития ребенка

М. Монтессори описывала следующие Сенситивные стадии общего развития ребенка

В этот период идёт активное познание ребенком окружающего мира. Малыш впи.

1. В этот период идёт активное развитие органов чувств. Ребенку необходимо с.

В этот период ребенок представляет собой настоящего исследователя, который п.

В этот период ребёнок интересуется результатами деятельности предыдущих покол.

В этот период ребёнок интересуется результатами деятельности предыдущих поколений и готовыми энциклопедическими знаниями и фактами.
Ребенок от 9 до 12 лет – учёный (по мнению М.Монтессори)

Монтессори-класс включает в себя множество зон зона реальной жизни: ребенок у.

Монтессори-класс включает в себя множество зон
зона реальной жизни: ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать, рисовать и т.п. Здесь дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику;

зона сенсорного развития: изучение окружающего мира (различать высоту, длину, вес, цвет и др. свойства предметов). Здесь дети играют с предметами, изучая размер, форму и цвет. К примеру, малыш по порядку выставляет на стол цилиндры от самого большого до самого маленького. Детишки также учатся следить глазами слева направо, что помогает освоиться с чтением;

зоны языковая, географическая, математическая, естественно-научная: умственное развитие ребенка.

Двигательные упражнения - в основном на линии. В большинстве Монтессори-классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга (овала), которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания.

Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори-материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования. Многие Монтессори-школы дополняют Монтессори-материалы такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, иностранного языка и др.
Монтессори-класс

Читайте также: