Проблемы христианизации руси кратко

Обновлено: 27.04.2024

В предыдущей статье "Князь Владимир - жертва "информационной войны". " , я мимоходом отметил, что ". христианизация была не только кровавой и насильственной, но ещё и очень продолжительной во времени, некоторые историки сходятся во мнении, что она продолжалась вплоть до XIV -XV в.в. " и обещал представить по этой "животрепещущей теме" исследование кандидата исторических наук, доцента кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин Уральской Академии,Климова Евгения Викторовича. Что я и делаю, но перед этим - небольшое отступление. После публикации статей на тему "христианизации" Руси, языческих обрядах, волхвах, обозначилось четкое разделение читателей на три основные группы:

1)"Светский" тип -люди, не относящие себя ни к православию, ни к "язычеству" , их комментарии в основном спокойные, логичные. Они не отрицают, что христианизация не только Руси, но и Европы происходила насильственным путем, с большими жертвами. Они согласны ,что эта религия оказалась гораздо удобнее для Власти в управлении и подчинении населения. Но их отношение к этим событиям спокойное, всё таки прошло больше1000 лет и "нечего ворошить старое" .
Вернуться назад к дохристианским Богам они не призывают.

2)"Неоязыческий" тип - тут сложнее , в целом народ дружелюбный, но цепляется к трактовкам пантеона дохристианских Богов, именам Богов, кто главнее, кто чем занимался и за что отвечал, сколько их было, смысл слова "язычество" и т. д. В целом согласны, что дохристианская вера была не со Властью(волхвы не боялись высказывать своё мнение князьям, давали советы), а с простым "людом", помогала жить равновесии с Природой (приметы, обряды, различные "земледельческие" календари) и т.п. В среде этого типа читателей попадаются и агрессивные адепты, призывающие "свергнуть христианскую власть" и восстановить древнюю веру, но таких очень немного, в основном, как я уже писал - это народ спокойный, "романтичный " и здравомыслящий.

3)Христиане(православные) - а вот тут я был поражён грязью, агрессией, угрозами, шизофреническим фанатизмом, неумением "слышать" собеседника и вести спокойную дискуссию. Ребята, я сам крещёный, но это было "формально" , как и у большинства "крещёных", и креста никогда не носил, не люблю, знаете ли лишних побрякушек на теле (колец там, цепей, крестов и т.д.), но я НЕ ОЖИДАЛ такой реакции от представителей "самой гуманной и человеколюбивой конфессии" . Большинство из этой категории комментаторов сразу уходят в "бан" , здравомыслящих, способных спокойно вести дискуссию - единицы !

Вот такие неожиданные "пироги", что-то очень жуткое творится в королевстве "батьки" Кирилла !Здесь слово "зомбирование" применимо на все 100%.

Видимо поэтому эта религия очень устраивает Власть. Ну, и опережая вопрос - ". к какому типу я отношу себя. " - к первому, друзья мои, к первому.

_____________________________________________________________________________________ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Е. В. Климов, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин Уральской Академии.

К ВОПРОСУ О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ И ПЕРИОДИЗАЦИИ ХРИСТИАНИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ.

Одним из первых отечественных историков, усомнившихся в том, что христианизация Древней Руси завершилась в домонгольский период, был Е. Е. Голубинский.

П. Н. Милюков, разделяя мнение Голубинского, значительно удлинил продолжительность процесса христианизации:

С ним солидаризировался А. П. Новосельцев:

Отрицая существование широкой социальной и политической базы для христианизации в домонгольский период, И. Я. Фроянов считал, что этот процесс завершился

Из письменных источников известно, что христианизация Древней Руси началась задолго до принятия христианства великим князем Владимиром Святославичем (988 г.). Согласно археологическим и письменным источникам, уже во второй половине девятого века в Киеве появились христиане, очевидно из Византии или ее черноморских колоний. По своему социальному происхождению они должны были принадлежать к княжеско-дружинному сословию .
Представители этой социальной группы чаще других соприкасались с носителями христианства. Причем христианами являлись как представители старшей, так и младшей дружины. На это указывает договор великого князя Игоря с Византией, в котором говорится о том, что дружинники-христиане приносят клятву в церкви святого Ильи .

Высшим достижением первого периода христианизации стало принятие христианства великой княгиней Ольгой. В историографии нет единого мнения о причине и времени этого важнейшего события религиозной истории Древней Руси. Наиболее устоявшейся датой крещения великой княгини Ольги является 955–957 гг. Но она подвергнута сомнению Б.А. Рыбаковым, который высказал предположение о том, что это событие могло произойти намного раньше, а именно в 946 г. во время первой поездки Ольги в Константинополь.
Столь успешное распространение христианства среди правящей элиты вызвало противодействие среди религиозных консерваторов.

Серьезным поражением древнерусской христианской общины явился отказ великого князя Святослава Игоревича принять христианство .
После смерти княгини Ольги (969г.) наступил кризис. Святослав начал гонения против христиан, которые были прерваны его гибелью (972 г.).
При его старшем сыне Ярополке христианская община вновь приобрела прежнее влияние, но после его гибели в междоусобице с младшим братом начались новые антихристианские гонения, связанные с усилением политического влияния волхвов на молодого великого князя Владимира Святославича.
Именно этим можно объяснить тот факт, что свое правление Владимир начал с религиозной реформы. На этом заканчивается первый период христианизации Древней Руси. Он характеризовался тем, что христианство принимает часть элиты, но это приводит к конфликту между сторонниками традиционной религии и христианами. Этот конфликт заканчивается их поражением.
Более того, мы видим, что произошло усиление влияния религии. Были построены новые святилища в Киеве, Новгороде, Медоборах. В 983 г. принесена в жертву семья христиан. О деятельности христианской общины почти ничего не известно. А это значит, что против христиан начались гонения и репрессии.

Крещение великого князя и его дружины стало переломным моментом в христианизации Древней Руси. С этого момента начинается новый период христианизации, который продлится до начала XIII в. В этот период была создана организационная структура Русской Православной церкви(РПЦ): митрополичья кафедра в Киеве, архиепископская – в Великом Новгороде, епископские в крупных экономико-политических и культурных городах, количество которых будет расти , и достигнет 15 накануне нашествия. Будут построены кафедральные соборы и монастыри, которые станут духовными центрами христианизации: Киево-Печерская Лавра, соборы Святой Софии в Киеве, Великом Новгороде и др.
Появятся первые национальные святые – Борис и Глеб. Заложена материальная основа экономического могущества Русской Православной церкви. Но в то же время этого будет не достаточно, чтобы завершить христианизацию огромного государства, по территории превосходящего Западную Европу. Например, в Болгарии, которая по территории была значительно меньше Древней Руси, насчитывалось в XI в. 32 епископских кафедры и одна архиепископская в Охриде.

Способностью к оборотничеству обладали представители жреческого сословия. В летописи князь Игорь показан как христианин, способный на истинное раскаяние.

Как мы видим, и через 200 лет после Крещения в древнерусской литературе сосуществовали два направления, основанные одно – на христианской, другое – на дохристианской традициях.

Третий период христианизации начался со второй половины XIII в. после татаро-монгольского нашествия. В сознании древнерусского человека произошел революционный религиозный переворот, так как большая часть населения восприняла татаро-монгольское нашествие как наказание за грехи, в том числе за нарушение христианских моральных ценностей.

С начала XIV в., начиная с митрополита Петра, она активно участвует в политической жизни Древней Руси. И делает это настолько активно, что мы можем говорить о формировании на Руси в этот период дуалистической – светско-теократической власти. Наивысшего влияния РПЦ достигнет при митрополите Алексее, политическую деятельность которого Г. П. Федотов ставил выше духовной.

Не менее важна была политическая роль и Сергия Радонежского.

Сопротивление волхвов сломлено окончательно, и это древнее и влиятельное сословие исчезает. Его остатки маргинализируются в сельских колдунов, знахарей и ведьм.
Л. П. Карсавин, изучая историю западноевропейской религиозности, пришел к выводу о том, что ереси являются признаком религиозного подъема и зрелости христианского общества.

Третий период христианизации заканчивается на рубеже XV–XVI вв. В этот период завершается христианизация всех основных социальных и политических институтов государства.
Таким образом, христианизация Древней Руси насчитывает три периода:

первый – середина IX – 80-е гг. X в. Это начало проникновения христианства на Русь; частично христианизируется правящая элита и городское население, связанное с международной торговлей;

второй – 90-е гг. X – 40-е гг. XIII вв. Христианство становится государственной религией; создается церковная организация; возникает антихристианское сопротивление ; население усваивает обрядовую сторону религии;

С образованием и развитием древнерусского государства, формированием единой русской народности язычество, с его множеством божеств в каждом племени, традициями родового строя и кровной местью, человеческими жертвоприношениями и пр., перестало отвечать новым условиям общественной жизни.

Предпринятые киевским князем Владимиром I (980-1015) в начале своего правления попытки несколько упорядочить обряды, поднять авторитет язычества, превратить его в единую государственную религию оказались безрезультатными. Язычество утратило былую естественность и привлекательность в восприятии человека, преодолевшего племенную узость и ограниченность.

Соседи Руси – Волжская Болгария, исповедовавшая ислам, Хазарский каганат, принявший иудейство, католический Запад и центр православия – Византия пытались обрести единоверие в лице стремительно набирающего силы Русского государства. И Владимир I на специальном Совете в Киеве, выслушав послов от соседей, принял решение – для ознакомления со всеми религиями и выбора лучшей разослать во все земли русские посольства.

В результате было выбрано православное христианство, поразившее русичей пышностью убранства соборов, красотой и торжественностью служб, величием и благородством православной христианской идеи – своего рода идиллии всепрощения и бескорыстия.

Первые достоверные сведения о проникновении христианства на Русь относятся к XI в. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе и побуждавшая к этому сына Святослава. В Киеве имелись христианская община и церковь Святого Ильи.

К тому же давние торговые, культурные и даже династические связи (сам Владимир Красное Солнышко был женат на сестре византийских императоров Анне) Киевской Руси и Византии сыграли в этом выборе не последнюю роль. Кстати, близкие родственные отношения правящих династий, в свою очередь, исключали вассальную зависимость молодого русского государства от византийского центра христианства.

Подобные действия были осуществлены и в других землях. На севере страны, где оставались сильны языческие традиции, попытки крещения порою встречали трудности, приводили к восстаниям. Так, для покорения новгородцев потребовалась даже военная экспедиция киевлян во главе с дядей великого князя Добрыней.

И на протяжении ряда последующих десятилетий и даже веков в сельских местностях существовало двоеверие – своеобразное совмещение прежних представлений о мире сверхъестественного, языческих курганов, буйных праздников родной старины с элементами христианского мировоззрения, мировосприятия.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития древнерусского государства. Оно идеологически закрепляло единство страны. Создавались условия для полноправного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины в политической, торговой, культурной областях с другими христианскими племенами и народностями на основе общих духовных и нравственных принципов. Крещение на Руси создало новые формы внутренней жизни и взаимодействия с окружающим миром, оторвало Русь от язычества и магометанского Востока, сблизив с христианским Западом.

Христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, позднее получившем название – православие, т.е. истинная вера. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение. Однако православие не давало стимулов для общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей. В дальнейшем такое понимание целей жизни стало расходиться с установкой европейского типа на преобразующую деятельность, стало тормозить развитие.

Принятие христианства — одно из самых великих событий в истории Руси. Если говорить кратко о последствиях крещения Руси, следует выделить наиболее важные изменения в различных сферах жизни древнего государства, благодаря которым сформировалась великая и могущественная держава.

Принятие христианства на Руси

Причины необходимости христианизации

Перед тем как перейти к анализу последствий христианизации, необходимо выяснить, каковы были предпосылки для принятия столь важного решения.

До X века на территории Киевской Руси повсеместно было распространено идолопоклонство. Множество племен, входивших в состав государства поклонялись разным божествам и придерживалось собственных религиозных законов. В источниках, дошедших до современности, перечислены Перун, Даждьбог, Хорс, Симаргл, Ярило, Мокошь и др. Поклонение некоторым из них предполагало кровавые жертвоприношения.

 Владимир Красное Солнышко

В 980 году Владимир попытался создать религиозный языческий центр в Киеве. Для этого было сооружено огромное капище, где разместились идолы шести наиболее почитаемых богов. Но проведенная реформа не принесла желаемого результата: племена продолжали поклоняться своим божествам. Принятие веры в единого бога стало необходимостью.

Немаловажную роль в решении о христианизации Киевской Руси сыграло международное положение. Для того чтобы создавать и укреплять экономические связи с государствами-соседями, необходимо иметь с этими странами общие мировоззренческие и религиозные взгляды. А большинство Европейских стран исповедовало монотеизм (вера в одного бога). В Европе существовало несколько направлений монотеизма:

  1. Христианство (Византия, Германия, Дунайская Болгария и Моравия).
  2. Ислам (Волжская Булгария и Арабский халифат).
  3. Иудаизм (Хазарский каганат).

Вадимир понимал, что если в скором времени он не установит на территории государства единую религию, то Киевская Русь раздробится по вероисповеданию на несколько частей, и это может спровоцировать распад державы.

Немаловажное значение для расширения территориальных границ, укрепления политических и экономических отношений имели династические браки с представителями других стран. Это была еще одна весомая причина необходимости христианизации Киевской Руси.

Выбор вероисповедания

Древние русы познакомились с христианством задолго до правления Владимира. Еще в IX в. глава Константинопольской церкви патриарх Фотий с целью расширения границ влияния Византии направлял в воинственные государства миссионеров. Таким образом, были христианизированы Моравия и Болгария. В 860 г. Киевская Русь совершила нападение на Константинополь. Поэтому патриарх посчитал нужным заслать на земли росов христианских проповедников.

В 986 г. к князю Владимиру прибывают миссионеры от волжских булгар. Они проповедуют князю ислам, выслушав послов, Владимир отказывается от такой веры. Причиной отказа явился запрет на принятие алкоголя и употребление в пищу свиного мяса. В то время ни одни переговоры не обходились без выпивки и ломящихся от снеди столов. Но ислам разрешал многоженство, что привлекало любвеобильного князя (он имел около 800 наложниц в разных пунктах страны). Взвесив за и против, Владимир отказался от ислама.

Встреча Владимира с послами

Следующими посетителями были немцы, направленные Папой Римским. Но в тот период отношения с Германией были натянутыми, поэтому Владимир, долго не думая, отправил послов восвояси. После германцев на аудиенцию пришли хазары. Но эта народность переживала не лучшие свои времена: недавно отцом Владимира Святославом был разгромлен Хазарский каганат. А поскольку князь преследовал в первую очередь политические и экономические цели, то расселенные по другим государствам хазары не представляли для него интереса. Князь отказался и от иудаизма.

Последним к правителю Руси прибыл посол из Византии. Он поведал о Боге, его сыне Иисусе Христе и Святом духе, рассказал о Евангелии. И Владимир вынес предварительное решение в пользу христианства.

Позже в религиозные центры были отправлены русские послы, которые присутствовали на службах в качестве наблюдателей. По результатам их поездки было принятое твердое решение о принятии христианской веры.

Ход крещения Руси

В 987 г. Константинополь попросил военной помощи у Руси для ликвидации вспыхнувшего мятежа под предводительством Варды Фоки. Владимир согласился при условии, что Византия разрешит ему жениться на сестре императоров Василия и Константина, царевне Анне. Императоры, в свою очередь, выдвинули требование о принятии христианской веры князем. И в 987 г. Владимир Красное Солнышко был крещен в Константинопольской церкви.

По приезде великого князя первыми приняли крещение его родственники и приближенные ко двору: слуги, воеводы, советники. Капище, которые было сооружено в честь богов-идолов, разрушено и сожжено вместе со статуями. А главное божество Перуна демонстративно привязали к хвосту лошади и пустили по городам и селам.

Крещение Руси

Затем великий князь отдал приказ о всеобщем собрании жителей Киева на берегу Днепра. Люди входили в воду и принимали крещение по подобию Христа от византийских священников, посланных с этой миссией патриархом Константинопольской церкви.

Но далеко не все племена Киевской Руси согласились отказаться от язычества. Новгород отчаянно сопротивлялся. В подавлении народного мятежа главную роль исполнял дядька Владимира по матери Добрыня Никитич. Именно его мы знаем по многочисленным сказаниям и былинам Древней Руси.

Хотя официально Русь была крещена в 988 г., но еще очень долго пережитки язычества сохранялись среди населения. Заядлые приверженцы язычества подпольно агитировали народ за отречение от единого Бога. Чтобы ослабить их влияние, ко многим языческим праздникам были прикреплены библейские. Например, день поклонения богу летнего солнца Купале был назначен днем поминания Иоанна Крестителя. Постепенно люди привыкли и стали относится к Ивану-Купала как к христианскому празднику.

Последствия христианства

Последствия принятия христианства на Руси можно разделить на две категории: положительные и отрицательные. Необходимо привести вначале положительные изменения в жизни государства, поскольку их было гораздо больше:

Христианство на Руси

Возникновение письменности

  1. Укрепление власти правителя государства. Религия учила людей смирению и повиновению, а наделенных властью — ответственности за судьбы подчиненных. Вера в одного Бога способствовала сплочению русского народа.
  2. Создание Церковного устава. Утверждение церковного и княжеского судов.
  3. Улучшение нравственных основ общества. Запрещены кровавые жертвоприношения. Библия учит людей быть справедливыми, милосердными. Владимир на своем примере показывал, какие изменения происходят с человеком, если он уверовал в единого Бога. Князь навсегда отрекся от многоженства, занимался возведением больниц и приютов для нищих и бездомных, в праздники раздавал пищу и деньги всем желающим. За все перечисленные благодеяния князь Владимир был причислен церковью к лику святых.
  4. Государство приобрело возможность полноценно взаимодействовать с другими державами. Крещение благотворно повлияло на укрепление торговых и экономических отношений.
  5. Князьям — последователям Владимира было легко налаживать внешние политические связи с помощью династических браков.
  6. Огромный скачок в развитии архитектуры и живописи. Храмы строились уже не из дерева, а из кирпича. Русичи научились делать купола и украшать ими соборы и церкви. Был построен собор Святой Софии, Киево-Печерская лавра и др. Фрески, мозаики, иконопись — все это византийское наследие.
  7. Возникновение письменности. Благодаря Кириллу и Мефодию Русь познакомилась с кириллицей и глаголицей. При монастырях создавались школы, где обучали письменности всех желающих. Там же переписывались Библии, жития святых, сочинялись первые летописи.
  8. Государство получило доступ к исследованию культурных и материальных ценностей античного периода.

Изучив кратко причины и последствия крещения Руси, можно сделать вывод: X век стал самым насыщенным прогрессивными изменениями периодом в истории великого государства.

Крещение Руси

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:

1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно со­про­во­ж­да­лось соз­да­ни­ем на Ру­си епи­ско­пии (или ар­хи­епи­ско­пии), впо­след­ст­вии по­гиб­шей;

2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;

3) крещение Руси Владимиром;

4) ак­тив­ное цер­ков­ное строи­тель­ст­во и ме­ры по ор­га­ни­зационному оформ­ле­нию Церк­ви, рас­ши­ре­нию епар­хи­аль­ной и при­ход­ской струк­тур, пред­при­ни­мав­шие­ся при ки­ев­ском кн. Яро­сла­ве Вла­ди­ми­ро­ви­че Му­дром и при его пре­ем­ни­ках.

Предпосылки и причины

По со­во­куп­но­сти дан­ных ис­то­рических ис­точ­ни­ков крещение Руси пред­ста­ет как це­ле­на­прав­лен­ный вы­бор кн. Вла­ди­ми­ра, обу­слов­лен­ный его лич­ны­ми ре­лигиозными исканиями и комп­лек­сом внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­чин (не­удов­ле­тво­рён­ность язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, не­об­хо­ди­мость всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых дер­жав и др.).

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

Крещение Владимира и дружины

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

Христианство в XI-XII вв.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси, бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати. О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да. Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния. По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Литература

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.

Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.

Ща­пов Я. Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си X–XIII вв. М., 1989.

Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)

Читайте также: