Проблемы фармацевтического рынка в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

По его мнению, российский рынок зависит от поставок из-за рубежа, однако 75% из них приходится на Индию и Китай.

Отмечается, что крупнейшие европейские импортеры фармсырья — Франция, Голландия, Германия, Словения и Венгрия, однако их поставки в основном предназначены для собственных производств, расположенных в России.

Как считает гендиректор маркетингового агентства DSM Group, специализирующегося на исследованиях фармацевтического рынка, Сергей Шуляк, Россия не может самостоятельно заменить импорт. По его словам, российские производства, синтезирующие субстанции, используют много зарубежных ингредиентов. Именно с этими поставками и наблюдаются проблемы, которые вызваны логистикой.

Аннотация: В статье проведен анализ состояния российского рынка лекарственных препаратов за 2011-2020 гг., а также основных его особенностей. Для расчета степени монополизации данного рынка используется индекс Херфиндаля-Хиршмана. Выводом из приведенных в исследовании расчетов является тот факт, что российский рынок лекарств можно причислить к конкурентному, но специфика фармацевтики рождает предпосылки для появления монополиста своего препарата. Основные игроки на предложенном рынке ведут свою деятельность разрозненно, что не предвещает попыток к сговору или другим посторонним манипуляциям, ущемляющим положение потребителя. Пандемия COVID-19 ускорила развитие рынка и структурные изменения выпускаемой продукции.

Ключевые слова: фармацевтика, лекарственные препараты, COVID-19, структура рынка, здравоохранение

Analysis of the Russian market of medications

Bulgakov E., MGIMO University

Abstract: The article analyzes the state of the Russian drug market for 2011-2020, as well as its main features. The Herfindahl-Hirschman Index is used in order to calculate the level of monopolization. As a conclusion, the article states the chosen market can be referred to a competitive market, nevertheless, the specific conditions of this particular market make it possible that any company can become a monopolist of its own rare medication. All the participants of the market of medications do not have the tendency to unite or form any kinds of alliances in order to affect the prices or to harm interests of a consumer. It`s worth mentioning that the pandemic situation with COVID-19 fostered the development of the market which we could see by the quickness of actions and measures being approved. The COVID-19 pandemic has accelerated market development and product structural changes.

Key words: pharmacy, medications, COVID-19, market structure, healthcare

Актуальность данного исследования становится все более заметной с течением времени ввиду непрерывной эскалации значимости химической отрасли и биотехнологий, к которым принадлежит производство лекарственных препаратов, в структуре мирового хозяйства. Современные тенденции движения капиталов говорят о ставке человечества именно на эти области профессионального знания, также свою роль играет и пандемия, в чьих реалиях вынуждено жить мировое сообщество. В 2020 году объем фармацевтического рынка в России составил 2 трлн 40 млрд рублей. [2]

Объектом исследования в данной работе является рынок фармацевтических препаратов Российской Федерации. Предметом исследования является динамика развития отечественного рынка лекарственных препаратов, степень его монополизации, расчет основных экономических показателей, характеризующих текущее состояние и перспективы развития.

Далеко не секрет, что производство лекарственных препаратов принадлежит к фармацевтическому рынку, однако данное исследование будет затрагивать лишь производство и продажу готовых лекарственных средств без учета парафармацевтики, БАД и предметов косметики. В стоимостном выражении реализация лекарств в 2020 году составляла 1 трлн 762 млрд рублей или более 86 процентов от объема всего фармацевтического рынка[2].

На первом этапе исследования необходимо представить структуру рынка лекарственных препаратов, основные компании-производители и общее количество участников.

Таблица 1
Рыночные доли крупнейших игроков на рынке лекарств в 2011 и 2020 годах


На современном этапе ключевые проблемы российской фармацевтической промышленности преимущественно связаны с экономической ситуацией и несовершенством законодательной базы в сфере регулирования деятельности фармацевтической отрасли. Перспективные шаги российского правительства направлены на решение проблем импортозамещения и перехода отечественных предприятий на стандарты GMP.

Ключевые слова: фармацевтическая промышленность, локализация производства, импортозамещение, стандарты GMP.

Российская фармацевтическая промышленность в настоящее время переживает эпоху непростых, но вместе с тем, прогрессивных перемен. Ряд государственных программ последних лет направлен на модернизацию отечественных предприятий, выпускающих медицинскую и фармацевтическую продукцию, переход на инновационный путь развития с целью обеспечения населения нашей страны эффективными, безопасными и качественными лекарствами [3, 5, 6].

К основным целям программы также относятся повышение экспортной способности и инвестиционной привлекательности предприятий, переход на стандарты надлежащей производственной практики (Good Manufacturing Practice, GMP).

Одной из мер привлечения иностранных инвестиций в развитие фармацевтических предприятий на территории России было Постановление Правительства РФ от 22.07.2014 г. № 694 об освобождении от налога на добавленную стоимость ввоза на территорию России технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему [4]. Это позволило крупным зарубежным фармацевтическим компаниям инвестировать средства в развитие локальных производств на территории РФ. Так, например, Gedeon Richter (Венгрия), КРКА (Словения), Servier (Франция), Stada (Германия), Hemofarm (Польша) и Solvey (Бельгия) открыли свои производственные площадки.

В последние два года правительство приняло ряд законодательных актов, связанных с импортозамещением и являющихся важными для дальнейшего развития фармацевтической промышленности. К ним относятся перенос сроков перехода на стандарты GMP на январь 2016 года, предложения по ограничению участия в государственных закупках лекарств зарубежного производства, продление сроков преференций в госзакупках до 1 января 2016 года.

Одним из проблемных и пока не решенных на законодательном уровне вопросов является определение принадлежности к отечественному производителю. На территории России присутствуют различные виды локализации производств: первичная упаковка, вторичная упаковка, производство субстанций, полный цикл производства, контроль качества.

Минпромторг России предусматривает дополнительные преференции для предприятий с полным циклом производства (включая производство субстанций), локализованным на территории РФ. При этом данные преференции будут распространяться не только на отечественные, но и на зарубежные фармацевтические предприятия, локализовавшие свое производство в России.

Таким образом, правительственные меры, приведенные выше, направлены на реализацию политики импортозамещения. Однако в данном контексте важна точка зрения представителей самой фармацевтической отрасли по этой проблеме.

 ограничение или запрет на участие в госзакупках для иностранных (нелокализованных) производителей — так считают 57 % опрошенных респондентов;

 стимулирование иностранных производителей к переходу на производство полного цикла — 56 %;

 господдержка российских производителей путем предоставления льгот и увеличения инвестиций в российские инновационные фармпроизводства — 49 %.

На государственную поддержку большие надежды возлагают производители дженериков (57 %) и российские фармацевтические предприятия (62 %).


Рис. 1. Меры правительства, способные снизить долю импортных ЛП на российском фармрынке [1]

В данном исследовании приняли участие более 70 респондентов из более 50 российских и иностранных производителей оригинальных ЛП и дженериков в России и за рубежом, а также фармацевтических дистрибьюторов.

Проведенная в этом направлении работа принесла положительные результаты: началась аттестация уполномоченных лиц (аттестовано около 300 специалистов) — это новая регуляторная функция для отечественной фармацевтической промышленности; началась массовая инспекция на фармацевтических предприятиях и уже в 2015 году Минпромторг выдал 98 заключений о соответствии предприятий стандартам GMP; ряд российский фармпредприятий успешно прошли аудит зарубежных инспекций на соответствие стандартам GMP.

Однако еще остаются нерешенными ряд проблемных аспектов [7]:

 продолжаются дебаты о том, кому поручить функцию инспектирования;

 нет правовой основы для создания инспектората по GMP, соответствующего международным требованиям;

 инспектированием охвачено не более четверти российских фармпредприятий и процесс полного перехода отечественной фармотрасли на данные стандарты может растянуться на несколько лет;

 на законодательном уровне мало уделено внимания практике регулирования фармацевтического производства в форме лицензирования и инспектирования площадок на соответствие стандартам GMP;

 не сформулированы содержание и механизмы осуществления контроля в сфере производства ЛП;

 отсутствует связь процедуры регистрации препаратов и инспектирования их производителей;

В аналитическом отчете компании Deloitte также приводятся данные о том, какие ключевые проблемы отечественной фармотрасли выделяют представители фармацевтического сообщества (рис. 2.).

Исследование показало, что на протяжении 2013–2014 годов на первое место представители фармацевтического сообщества ставили проблемы несовершенства законодательного регулирования отрасли. Эта проблема, по-прежнему, входит в Топ-3 и актуальна для четверти опрошенных респондентов (24 %).

Однако в 2015 году текущее состояние российской экономики, зависимость российского фармрынка от валютной и геополитической ситуации наиболее актуальны для представителей фармотрасли (26 % респондентов). Эта проблема наибольшее беспокойство вызывает у предприятий, выпускающих оригинальные ЛП (26 %) и у дистрибьюторов (28 %), а так же у зарубежных фармкоманий, не локализовавших производство в России (40 %).


Рис. 2.Основные проблемы состояния российской фармацевтической отрасли на современном этапе [1]

Международная политическая ситуация и связанные с ней экономические риски, а также негативные последствия для российских фармпроизводителей беспокоят 14 % опрошенных респондетнов.

Несколько меньше волнуют респондентов проблемы недостаточного государственного финансирования программ в здравоохранении и поддержка российских фармпроизводителей (15 %).

Учитывая проблемы отечественной фармотрасли на современном этапе основными слабыми сторонами российского фармацевтического рынка являются:

 высокая зависимость от импорта готовых лекарственных препаратов и субстанций;

 ориентированность фармацевтического рынка в РФ на местных потребителей;

 недостаточность/неэффективность государственной поддержки локальных фармпроизводителей.

Таким образом, анализируя современное состояние российской фармацевтической промышленности, можно выделить как основные проблемы, преимущественно связанные с экономической ситуацией и несовершенством законодательной базы в сфере регулирования деятельности фармацевтической отрасли, так и перспективные шаги российского правительства в направлении импортозамещения и перехода отечественных предприятий на стандарты GMP.

Основные термины (генерируются автоматически): GMP, Россия, предприятие, стандарт, территория России, проблема, производитель, российская фармацевтическая промышленность, современный этап, Таможенный Союз.

Ключевые слова

Похожие статьи

Последствия вступления в ВТО для отечественной.

GMP, Россия, территория России, предприятие, стандарт, российская фармацевтическая промышленность, проблема, современный этап, производитель, Таможенный Союз.

Состояние и перспективы развития фармацевтической отрасли.

фармацевтический рынок, Российская Федерация, фармацевтическая промышленность, фармацевтическая продукция, развитие, средство, Россия, производитель, GMP, медицинское назначение.

Перспективы реализации политики импортозамещения на.

фармацевтический рынок, Российская Федерация, фармацевтическая промышленность, фармацевтическая продукция, развитие, средство, Россия, производитель, GMP, медицинское назначение.

Государственное регулирование деятельности субъектов.

Фармацевтический рынок Российской Федерации обеспечивает население страны

В-третьих, в Китае, Индии, России, странах Восточной Европы, рост уровня доходов населения

Стандарт GMP отражает целостный подход к решению проблемы качества выпускаемой.

Стратегия развития фармацевтического рынка Российской.

GMP, Российская Федерация, фармацевтический рынок, фармацевтическая промышленность, средство, контроль качества, рамка стратегии развития, производитель, предприятие, медицинское назначение. Состояние и перспективы развития.

Инструменты государственного регулирования в сфере обращения.

GMP, Россия, территория России, предприятие, стандарт, российская фармацевтическая промышленность, проблема, современный этап.

Формирование структуры фармацевтического рынка Российской.

Макаренко, М. В. Современная фармацевтическая промышленность России

Основные термины (генерируются автоматически): фармацевтический рынок, Российская Федерация, фармацевтическая промышленность, GMP, средство, медицинское назначение, оптовое.

Анализ современного состояния и развития промышленности.

На современном этапе формирования инновационной экономики России решение проблем эффективного развития промышленности приобретает первостепенное значение. Российская Федерация.

Основные тенденции и перспективы развития.

фармацевтический рынок, Российская Федерация, фармацевтическая промышленность, фармацевтическая продукция, развитие, средство, Россия, производитель, GMP, медицинское назначение.

Читайте также: