Рассказ о древнерусском воинстве кратко

Обновлено: 07.07.2024

Настоящая статья ставит своей целью выявление некоторых характерных тенденций в изображении воинства в древнерусской литературе XI-XVII веков, - тенденции, связанные с христианским пониманием ратного дела.[1] В поле нашего внимания вошли не только воинские повести, но и произведения других жанров с эпизодически появляющейся военной тематикой (всего около шестидесяти произведений).

Илья Муромец (Картина В.М.Васнецова "Три Богатыря")
Названную тему начнем с былин, которые в ракурсе нашего вопроса можно разделить на два цикла: а) дохристианский - былины о Святогоре, о Миките Селяниновиче, о Вольге и б) христианский - былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и других.[2] Конечно, былины о Святогоре в более позднее время были христианизированы, поэтому такое деление носит условный характер.[3] Само имя богатыря (Свято-гор) отсылает нас к христианству и святости.[4] Святогор ездит по Святым горам, потому что на Святой Руси матушка сыра земля его "не подымет" (Былины 1986).[5] И мотив положения во гроб Святогора можно рассматривать в христианском аспекте - как пострижение в монашество, как добровольный уход из мира сего, а три обруча, сковавшие его гроб, как троекратное отречение от мира.[6] Согласно преподобническим житиям, некоторые монахи держали в своих кельях гробы, иногда и спали в них, ради постоянной памяти о смерти, которая является одной из необходимых не только монашеских, но и вообще христианских добродетелей.

Связующим звеном между двумя циклами выступает былина о Святогоре и Илье Муромце: в ней ясно выражена идея преемственности дохристианских и христианских богатырей; Илья Муромец становится продолжателем дела Святогора. В одном из вариантов былины о Святогоре и Илье Святогор братается с Ильей, обменявшись золотыми нательными крестами; так они становятся крестовыми братьями (Былины 1986:55).[7] Перед смертью же Святогор вдунул в Илью свой дух богатырский и "силушку" и послал на Русь: "А сам ты поезжай да на Святую Русь" (История 1908:261).[8]

В былинах об Илье Муромце появляются новые важные мотивы, которых нет в произведениях более ранних. Например, Илья получает свою силушку от калик перехожих, странников,[9] а согласно словарю Владимира Даля, калика - это богатырь во смирении, в убожестве, нищенствующий богатырь.[10] В цикле былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче уже заметно выражена христианская идея самоотречения и полного нестяжания, они служат не ради награды или денег, у них часто трудные отношения с князем.

Икона святого преподобного Илии Муромца
Икона святого преподобного Илии Муромца
Согласно преданию, перед кончиной Илья постригся в монахи; позже его причислили к лику святых, а мощи прп. Илии Муромца пребывали нетленными в Киево-Печерской лавре, в Ближних (Антониевых) пещерах, о чем сохранились свидетельства XVI и начала XVIII века. Имя его есть в церковном календаре, а празднование совершается Церковью дважды в год: 28 сентября и 19 декабря.

Если Святогор или другие богатыри дохристианского цикла былин охраняют родную землю, демонстрируют свою силу, удаль, свое превосходство над противником (кем бы он ни был), то, начиная с Ильи Муромца и его соратников, богатыри в былинах ходят в церковь (Кирша 1977:44,95,132), молятся перед иконами (Кирша 1977:11,79,102,109, 111,118,128,131), умеют особым образом возложить на себя крестное знамение,[11] венчаются в церкви, совершают паломничества по святым местам вплоть до Иерусалима и Царьграда, испрашивают благословение у отца с матерью, благословляют пищу перед едой (Кирша 1977:86,91,128,185).

Богатыри надеются на свою силу, воинскую доблесть и удаль, но перед боем они уже призывают на помощь Бога и святых, и их молитвы "доходны" к Богу. Приведем только один пример из былины об Алеше Поповиче:

Тут Алеша всю ночь не спал,

Молился Богу со слезами:

"Создай, Боже, тучу грозную,

А и тучи-то с градом дождя!"

Алешины молитвы доходны ко Христу.

Дает Господь Бог тучу с градом дождя,

Замочила Тугарина крылья бумажныя,

Падает Тугарин, как собака, на сыру землю.

Алеша Попович (Картина В.М. Васнецова "Три Богатыря")
Богатырям покровительствуют святые и являются им наяву или во сне; так например, "гостю" Садко неоднократно является свт. Николай Чудотворец (Кирша 1977:180-181). И ездят богатыри не просто по Руси, а по Святой Руси, и сражаются они уже не просто за родную землю, а "за святорусскую землю" (Былины 1986:57,110,119,368,369,413,414 и др.).

Военная тема в "Повести временных лет" интересна многими своими аспектами. Мы остановимся на трех: отношение к вражескому нашествию, к поражениям, к противнику; отношение к своей победе; заключение мира и крестоцелование. Летописец ищет взаимосвязь между событиями военной истории, поражениями и победами, но это не прагматическая, не временная причинно-следственная связь. Он находит объяснение смысла событий в другом измерении - не во времени, а в вечности. Видимое и невидимое для летописца неразрывно связаны. Человек (или народ) грешит, но грех его - это не просто нарушение человеческой морали, а нарушение божественной заповеди. Грех имеет метаморальный характер, любой грех умножает силу космического зла. Итак, человек грешит по попущению Божию, и ему посылается возмездие, наказание. К житейской, земной стороне события относится лишь следующее: когда, в чьем лице, насколько суровое, на какой срок и кому посылается наказание. Примеры такого объяснения событий в "Повести" довольно многочисленны, можно даже сказать, что это единственный вид объяснений. Например, в записи под 1068 годом о нашествии половцев читаем:

"Грехъ же ради нашихъ пусти Богъ на ны поганыя, и побегоша руськыи князи, и победиша половьци. Наводить бо Богъ, по гневу Своему иноплеменьникы на землю, и тако, скрушенымъ имъ, въспомянутся къ Богу; оусобная же рать бываеть от соблажненья дьяволя. Богъ бо не хощеть зла человекомъ, но блага; а дьяволъ радуется злому убiиству и крови пролитью, подвизая свары и зависти, братоненавиденье, клеветы. Земли же согрешивши которей любо, казнитъ Богъ смертью, ли гла­домъ, ли наведеньемъ поганыхъ, ли ведромъ, ли гусеницею, ли инеми казньми, аще ли покаявшеся будемъ. " (Повесть 1978:181).

Промыслительное значение события для летописца выявлено поражением, и, объясняя нашествие и победу, скажем, половцев, собственными грехами пострадавших русичей, он выступает лишь как свидетель явления воли Божией. Поэтому и выход из тяжелого положения летописец видит не в призыве князей к объединению, а в призыве к покаянию, как основе объединения. Грех совершен перед Богом, и наказание - от Бога. Значит, надо начинать не с борьбы против врага и не с объединения для этой борьбы, а с покаяния перед Богом и испрашивания прощения, с возвращения к Богу, с исполнения Его заповедей. Отсюда проистекает и довольно нейтральное и даже мягкое отношение к половцам, а позднее к монголам и татарам: не как к заклятым врагам (хотя они, конечно, "поганые", т.е. язычники), а как к "бичу Божию" (Повесть 1978:233 и др.). Внешняя причина бед - нападение половцев (татар); внутренняя - наши собственные грехи. Попытка устранения внешней причины - ложный путь, путь умножения зла и греха. Стремясь в данный момент силой освободиться от врага, человек показывает, что он не принимает наказания Божия, противится ему, идет против воли Божией, не желает пострадать за свои же грехи. Логика летописца такова: устрани внутреннюю причину и внешняя устранится Божиим произволением (Повесть 1978:181-183,233-235,241-243).[18]

Неверно воспринимать наказание Божие, говорит летописец, как свидетельство ненависти Бога к согрешившему человеку. Опираясь на Священное Писание (см. Откр.3:19; Евр.12:6; Притч.3:12), летописец утверждает, что Бог наказывает того, кого любит. Наказывает, чтобы вернуть заблудшего на путь истинный. Страшно поэтому не наказание, ведь оно есть свидетельство внимания, попечения, заботы, промысла и более того - любви Божией, а страшна богооставленность (см. Повесть 1978:235).

Вторая особенность состоит в том, что, как и в былинах, русские князья, начиная с Владимира Великого, молятся перед походом, выбирают день, в который выступают в поход или на который наметили сражение, а после победного сражения воздвигают "обетный" храм. Так Владимир по обету воздвиг храм в честь Переображения Господня, поскольку после битвы спасся от превосходящих сил печенегов именно в этот день (Повесть 1978:141); так позже Мстислав, схватившись с касожским князем Редедею, дал обет Богородице в случае победы воздвигнуть храм в Ее имя и построил церковь в Тмутаракани (Повесть 1978:161). Или вот как говорится в записи под 1107 годом об обычаях князя Святополка Изяславича: ". И възвратишася (русскiи вои) всвояси съ победою великою. Святополкъ же приде въ Печерьскый манастырь на заутреню на Успенье Святыя Богородица. Такъ бо обычай имеяше Святополкъ: коли идяше на войну, или инамо, оли поклонивъся у гроба Феодосiева и молитву вземъ у игумена, то сущаго, то же идяше на путь свой" (Повесть 1978:274).

Третья тема - заключение мира между князьями и крестоцелование. Повесть очень эмоционально осуждает нарушение крестного целования. Приведем один пример из записи под 1068 годом: "Всеславъ же седе Кыеве. Се же Богъ яви силу крестную: понеже Изяславъ целовавъ крестъ и я и (и схватил его); темже наведе Богъ поганыя, сего же яве избави крестъ честный. Въ день бо Въздвиженья Всеславъ, вздохнувъ рече:

М.ГореликПредставление о комплексе защитного и наступательного вооружения воинов Киевской Руси сложилось довольно издавна - еще по раскопкам конца XIX - начала XX вв. В исследовании этого вопроса отыскали свое отражение все этапы развития, исканий и ошибок нашей исторической науки, да и иностранной археологии и русистики. Заключительным по медли подступом к данной теме были соответствующие разделы трехтомного труда А.Н.Кирпичникова Древнерусское орудие, изданного в 1966-1971 гг. За период, прошедший со медли возникновения этой работы, заслуги российскей археологии и оружиеведения дозволяют по новенькому осветить целый ряд, казалось бы, решенных вопросов, либо же накрепко подтвердить некие догадки.Княжеский дружинник. Кон. IX - 1-я пол. X вв. Мечь, топор и защитное вооружение северо- западного типа. Колчан, налучье и пояса - юго- восточного степного типа.Начальные сведения о старом славянском оружии возникают вкупе с достоверными сведениями о самих славянах в середине 1 тыс. н.э. Византийские и арабские источники вплоть до IX в., говоря о вооружении славянских бойцов упоминают дротики, маленькие луки с отравленными стрелами и великие тяжелые щиты, подчеркивают неименье шлемов, панцирей и мечей. Такая картина подтверждается и материалами раскопанных погребений этого периода в Среднем Поднепровье местности формирования древнерусского страны. Правда, византийские творцы сообщают, что нападавшие на Византию и захватывавшие ее местности славяне живо перенимали прекрасное орудие побежденных, но полное отсутствие такого среди находок в поднепровских монументах принуждает усомниться в этой информации. Тем не наименее, нам знамениты единичные комплексы, где представлены и иные виды орудия. Так, на городище Хотомель в Белоруссии, в слоях VII-IX вв. найдены прямоугольные продолговатые стальные пластины с отверстиями остатки панциря ламеллярного типа - доспеха, составлявшегося из таких пластинок, соединенных между собой ремешками либо тесьмой. В богатейшем Мартыновском кладе серебряных изделий, отысканном в Поросье и датируемым VII в. обнаружены оковки рукояти и ножен палаша рубище-колющего оружия с длинноватым прямым клинком. В обоих случаях перед нами заимствование из арсенала аварских борцов, которые были вооружены ламеллярными панцирями, палашами (а также круглыми щитами, шлемами, сильными луками и т.д.), что дружно подтверждают письменные, археологические и изобразительные источники. И это заимствование не нечаянно: целый ряд славянских племен находился в вассальном повиновении у аварских ханов, поставлял многочисленную пехоту в их войско, где сами авары служили в легкой либо тяжеленной коннице.

История Древней Руси кратко

В этой статье приводиться краткая история Древней Руси, то есть, освещены князья в истории Древней Руси.

Основная теория образования Руси относится к западноевропейским и византийским источникам, когда первые правители варяги Рюрик с братьями внесли свои специфические основы правления. Однако следуя норманнской теории, основоположником которой считается Михаил Васильевич Ломоносов, Русь не могла образоваться извне, а самостоятельно образовалось внутри общества.

Если верить летописям, в которых история древней Руси кратко описывает события тех лет, то появление варяг практически спасло древнюю Русь от распада восточнославянских племен. В те времена племена часто конфликтовали и устраивали различные междоусобные войны, заканчивающиеся большими потерями какой либо из сторон. Славяне платили постоянно дань варягам до 862 года, пока не взбунтовались и не решили отказаться. Они стали достаточно независимы, чем чуть не уничтожили весь свой род. Каждый древний род желал властвовать по своему устою, а другие отказывались и требовали иной власти. Именно в это время было принято призвать чужого князя, который бы правил в довольство всем и по справедливости. Новгородский староста призвал варяжского князя Рюрика, в последствие и ставшим первым правителем Руси.

Годы правления великого князя Рюрика составили 862 – 879. Это были достаточно тяжелые времена насыщенные множественными событиями. Для защиты своего народа князь постоянно укреплял границы владений путем нападения на другие племена, а также налаживанием торговых путей. После смерти князя Рюрика, его правление сменил родственник князь Олег — опекун малолетнего сына первого правителя — Игоря. Так продолжилось правление династии Рюриковичей.

Согласно сохранившимся кратким записям, где история древней Руси кратко описывает времена правления князя Олега, Новгородский князь Олег правил Русью с 879 по 912 годы. За время своего правления в 882 году Олег сумел завоевать Киев, убив правящих городом князей Аскольда и Дира, и стал князем Киевским. Таковым решением он сумел объединить северные и южные центры славян воедино. А в 907 году после похода на Византию, Олег добился беспошлинной торговли Руси в самой Византии. В 912 году князь Олег умер от укуса ядовитой змеи, а на его место взошел подросший сын Рюрика – Игорь.

Новый князь Игорь правил Русью с 912 – 945 годы. За свое правление он повторно завоевал древлян и обложил их большей данью, нежели князь Олег. В 941 – 944 году князь Игорь повторил поход на Византию, но потерпел неудачу и заключил новый договор. За высокое увеличение дани древляне были обозлены на князя Игоря и в очередной его поход за данью, он был жестоко ими казнен. Правление перешло жене князя Олега – княгине Ольге.

Княгиня Ольга правила в 945 – 962 годах и первой приняла христианское вероисповедание еще до крещения самой Руси. В 945 году княгиня установила сроки и периодичность оброков, а в 947 году была создана система погостов. После смерти Ольги, ее место занял сын Святослав.

Князь Святослав же, согласно древним летописям, в которых история древней Руси кратко повествует о его правлении, не принимал христианства, а до конца оставался язычником. Сроки его правления составили 945 – 972 годы. За это время он совершил поход на вятичей и подчинил их, а в 965 году смог завоевать Хазарский каганат. В 970 году князь Святослав повел свои войска совместно с Болгарским Царством на Византию и потерпел крах. После этого похода был создан союзный договор, и все земли Болгарии стали принадлежать Византии. Погиб Святослав от нападения печенег у устья Днепра. Его наследниками и правителями стали сыновья – Ярополк, Олег и Владимир.

Из-за неразделенности братьями престола, в Руси начались междоусобицы, что привело в дальнейшем к феодальной раздробленности самой Руси.

Каждый человек должен знать историю своей страны и народа. Наше государство образовалось не сразу. Россия прошла длительный путь развития.

Древняя Русь рисунок

Славяне занимали обширные территории в Южной, Центральной и Восточной Европе. На востоке их земли простирались до Дальнего Востока. Славяне делятся на три группы в зависимости от занимаемой территории:

  1. Западные (чехи, словаки, поляки и др.).
  2. Восточные (русские, белорусы, украинцы).
  3. Южные (болгары, черногорцы, боснийцы, словенцы, хорваты).

Основу Древней Руси составили три братских народа на востоке Европы.

Родственных племен в те далекие времена насчитывалось много. Только восточнославянских племен было больше пятнадцати: волыняне, вятичи, дреговичи, древляне, тиверцы, дулебы и др. Они были объединены в три племенных союза: Славия, Куявия и Артания. Как и все люди на земле в те времена, славяне молились разным идолам. Их изготавливали из дерева в форме человека или животного. Идолы считались покровителями солнца, рек, лесов, зверей.

Период княжения варягов

Племена в Древней Руси жили обособленно. Они вели отдельное хозяйство и самостоятельно защищались от вражеских набегов. Со временем отстаивать владения своими силами стало труднее. Славяне пришли к мысли об объединении. Оказалось, что это непросто сделать. Привыкшие к власти вожди племен, не смогли прийти к единому соглашению. Каждый правитель хотел стать во главе объединенного княжества.

В 862 году правители пригласили варяга Рюрика на княжение. Новый князь пришел с двумя братьями, которым доверили управлять на территориях. Вскоре братья умерли, и Рюрик стал единоличным правителем Новгородского княжества на Руси. Семнадцать лет он правил княжеством. Так началась эпоха Рюриковичей в истории становления русского государства.

Правление князя Олега

Основной заслугой Олега считается овладение Киевом. Князь сделал город столицей восточных славян. При захвате города Олег проявил изощренную хитрость. Он обманом выманил правителей Киева, убил их и легко завладел городом. Это историческое для России событие произошло в 882 году. На пути к Киеву было захвачено еще несколько городов, включая Смоленск.

Князь Олег

Князь Олег прославился походом на знаменитую Византию. Он подготовил 2000 ладей по 40 вояк в каждой и направился на Царьград. Так называли славяне город, получивший впоследствии название Константинополь. Ныне – это город Стамбул. Император Византии приказал наглухо закрыть все проходы в город, надеясь на то, что Олег повернет войско на пригороды. Но хитрый князь пошел своим путем. Он приказал воинам соорудить ладьи на колесах. Когда подул ветер, паруса понесли сухопутные ладьи на город.

Горожане испугались такой невидали и предложили мирные переговоры. Было подписан договор, по которому Византия обязалась платить дань победителям. Олег прибил к вратам города свой щит в знак победы.

Очень много сделал для Древней Руси князь Олег. Во время его правления владения раскинулись от Ладоги до Днепра. Появился огромный союз племен. Многие историки считают, что князь Олег установил фундамент под строительство будущей российской государственности.

Князь Игорь

В 912 годе Вещий Олег умер. Многие считают версию о его смерти легендой. Говорят, волхвы предрекли ему смерть от собственного коня. Когда животное погибло, он поставил ногу на его череп. Оттуда вылезла ядовитая змея и смертельно ужалила Олега. Таким образом, предсказание волхвов подтвердилось. Правда, известный наш историк Н.М. Карамзин считает, что это всего лишь легенда.

В год смерти князя к власти пришел законный наследник Игорь. Подобно всем русским князьям, он был храбр и неуступчив. Но он оказался не так удачлив, как свой предшественник. С приходом к власти Игоря на границах Древней Руси впервые появились кочевые племена печенеги. После этого долгие годы они были страшными врагами киевского княжества.

Князь Игорь

В 943 году князь Игорь собрал огромное войско, куда входили варяги, славяне и печенеги. С этой армадой он направился на Византию. Одна часть войска отправилась туда по морю, другая на конях – по суше. Узнав об этом, византийский император отправил навстречу Игорю посланцев с щедрыми дарами. Князь остался доволен и повернул войско назад.

Князь правил в течение 32 лет, но особо отличиться не сумел. Погиб от рук своих же, когда отправился к древлянам за повышением дани. Представителей этого племени в войсках Игоря не было, и он решил за счет них повысить финансовое положение. Древлянам, которые также были славянами, это не понравилось. Они убили князя и его дружину.

Правление княгини Ольги

Место убитого древлянами Игоря княжеский престол заняла его вдова Ольга, так как сын Святослав был еще мал. Насчет происхождения княгини существует несколько версий. Откуда она взялась, какая у нее была внешность, доподлинно неизвестно. Изображение княгини Ольги история нам не оставила. Однако, по описанию летописца, она была умна, красива и обладала твердым и суровым характером.

Жестоко наказала она древлян, погубивших мужа. Княгиня уничтожила две группы послов, пришедших сватать ее за князя древлян Мала. Но этого ей было мало. Вместе со своей дружиной она сожгла столицу племени город Искоростень. Это сражение унесло жизни около 5000 древлянских воинов. Многих Ольга отдала в рабство, а оставшееся население обложила данью. В следующем году княгиня пошла войной на Новгородчину. И здесь Ольгу ждал успех.

Княгиня Ольга

Княгиня совершила много славных походов, где проявляла чудеса жестокости. Со временем она услышала о христианстве. В этой религии говорилось о том, Бог велит быть великодушным к врагам, молиться за них, проявлять к ним добро и даже любить. Ольга изменилась и решила принять христианство. В 955 году она поехала в Царьград.

Крестил ее сам император Константин VII, который дал ей имя древней царицы Елена. Так звали древнюю царицу, мать Константина Великого. Многие из приближенных Ольги также приняли христианство. По приезде домой княгиня распорядилась начать строительство церквей. Они были воздвигнуты в городах Киев, Псков, Витебск.

После крещения Ольга не нападала на чужие земли. Но самоотверженно защищала Киев от печенегов. В 968 году, когда злейшие враги русских осадили Киев, княгиня взяла руководство по защите столицы в свои руки. Последние годы жизни она провела в молитвах и заботе о больных и бедных.

За время княжения Ольга принесла много пользы государству, а именно:

  • Установила норму дани.
  • Укрепила границы Древней Руси.
  • Положила начало распространению христианства.
  • Укрепила власть на местах.

Княгиня Ольга умерла 11 июля 969 года. Через некоторое время она была причислена к лику святых.

Великий князь Владимир

  • Во главе Киева стал старший Ярополк.
  • Средний сын возглавил Полесье.
  • Младший Владимир получил Новгород.

В 972 году не стало Святослава. Сыновья повели борьбу за единоличную власть на Руси. Первым возмутителем спокойствия оказался старший сын. Ярополк пошел с войной на древлян в Полесье. Олег был убит. Владимир оставляет Новгород и на север к варягам. Через 2 года, собрав войско, он возвращается. Владимир выгоняет дружину Ярополка из Новгорода. А 11 июня 978 года, захватив Киев, становится великим князем. В 988 году Владимир делает государство христианским.

Князь Владимир Святославович

При князе произошли положительные изменения в расширении и упрочении Древней Руси. Это касается:

  • Покорения племени ятвягов в Прибалтике.
  • Присоединение области Судовия.
  • Выход к Балтийскому морю.

Князь Владимир намного укрепил границы государства. Но он сделал еще кое-что. Владимир заменил племенных князей своими сыновьями. Они оказались падкими на власть. Каждый из них хотел стать государем. В результате началась междоусобная война среди братьев.

Личность князя Владимира в истории государства России одна из самых значимых, он внес огромный вклад в создание крепкой государственной власти и объединении славянских племен вокруг центра власти, упрочил положение Руси на международной арене. Он вошел в нашу историю как Владимир Великий, Святой.

Со смертью Владимира Великого исследователи связывают окончание периода истории Древнерусского государства, завершившегося созданием мощного государства, способного влиять на историю Европы и всего мира.

Ярослав Мудрый

Ярослав Мудрый был грамотным и набожным человеком. У него была большая библиотека. Князь всячески поддерживал хорошие связи с другими государствами. Как умный государственный деятель, он старался установить родственные отношения между членами княжеской семьи и представителями королевских домов в Европе.

Ярослав Мудрый

У него было две жены. Одна из них была норвежкой, а вторая была дочерью короля Швеции. Сыновья женились на представительницах влиятельных королевских фамилий. Дочерей Ярослав выдал за королей Норвегии, Венгрии и Франции.

Великий князь основал много городов на русской земле. Это такие известные города, как Юрьев (ныне Тарту в Эстонии), Юрьев Русский (Белая Церковь) и, конечно же, Ярославль.

При Ярославле Мудром Древняя Русь достигла невиданного расцвета.

Читайте также: