Начальник органа дознания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания: понятие, процессуальное положение и полномочия, взаимодействие с дознавателем

Как уже указывалось, начальником органа дознания в органах внутренних дел являются начальник органа внутренних дел и его заместители — начальник СКМ и начальник МОБ.

начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Данным Законом также были закреплены полномочия начальника подразделения дознания, которые нашли отражение во вновь внесенной в УПК ст. 40.1.

Согласно ст. 40.1 УПК начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

Также начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении своих полномочий начальник подразделения дознания вправе:

  1. проверять материалы уголовного дела;
  2. давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Кроме того, исходя из практической деятельности специализированных подразделений дознания ОВД можно выделить также следующие полномочия начальника подразделения дознания ОВД :

  • осуществляет руководство подразделением дознания, несет персональную ответственность за организацию выполнения планов работы по всем направлениям деятельности, требований ведомственных нормативных правовых актов, качественное выполнение возложенных на подразделения дознания задач и функций;
  • осуществляет процессуальный контроль за деятельностью дознавателей;
  • вносит в пределах своей компетенции руководству соответствующего ОВД предложения по повышению эффективности деятельности специализированных подразделений дознания;
  • выезжает на места происшествия по фактам преступлений и организует работу по раскрытию преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно;
  • анализирует и планирует работу подразделения дознания и личного состава;
  • распределяет между сотрудниками подразделения, с учетом нагрузки, поступающие заявления и другие материалы, а также подлежащие расследованию уголовные дела;
  • подготавливает отчеты, докладные записки и другие документы;
  • выявляет причины и условия, способствующие совершению преступлений;
  • организует и проводит обучение личного состава подразделения дознания в системе боевой и служебной подготовки;
  • выявляет, изучает, обобщает и внедряет в работу подразделения передовой опыт деятельности, а также новейшие достижения науки и техники в борьбе с преступностью;
  • осуществляет подбор, расстановку и воспитание кадров подразделения, вносит предложения о назначении сотрудников на должности и освобождении от должностей, о предоставлении сотрудникам очередных и иных отпусков;
  • ходатайствует перед руководством соответствующего ОВД о применении мер морального и материального стимулирования в отношении сотрудников подразделения, а также граждан, оказавших помощь в борьбе с преступностью;
  • вносит предложения о привлечении подчиненных сотрудников к дисциплинарной ответственности;
  • составляет и утверждает у начальника ОВД регламент работы руководителя подразделения дознания.
  • в пределах своей компетенции совместно с руководителями оперативных подразделений и экспертно-криминалистических подразделений ежемесячно заслушивает дознавателей, сотрудников оперативных подразделений и экспертно-криминалистических подразделений (при необходимости — сотрудников других подразделений) о результатах работы по раскрытию и расследованию конкретных преступлений, отнесенных к компетенции дознавателей;
  • оказывает практическую помощь в организации проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
  • контролирует своевременное направление на экспертное исследование изъятых с места происшествия следов и иных предметов, а также организацию их хранения и эффективное использование в раскрытии преступления;
  • осуществляет контроль за своевременностью выполнения дознавателем плановых мероприятий по раскрытию и расследованию преступлений, используя при этом предоставленные ему процессуальные полномочия;
  • ежемесячно проверяет обоснованность приостановления производства по уголовным делам вследствие неустановления места нахождения подозреваемого (обвиняемого) или из-за его болезни; дает оценку фактам несвоевременного объявления скрывшихся лиц в розыск и необоснованного приостановления расследования;
  • совместно с руководителем экспертно-криминалистического подразделения анализирует практику использования изъятых с места происшествия следов, иных предметов; разрабатывает меры, направленные на повышение эффективности этой работы о результатах информирует начальника ОВД;
  • ежеквартально анализирует результаты расследования, причины прекращения и приостановления производства по уголовным делам, совместно определяют меры по устранению недостатков в организации следственной работы.

Также начальник отдела (отделения) дознания осуществляет процессуальный и организационный контроль за деятельностью дознавателей.

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;

6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;

7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;

8) выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;

9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;

10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания настоящим Кодексом.

2. Начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными статьей 40.1 настоящего Кодекса.

3. В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции.

Информация об изменениях:

Статья 40.2 дополнена частью 4 с 4 апреля 2021 г. - Федеральный закон от 24 марта 2021 г. N 49-ФЗ

4. В органах принудительного исполнения Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют главный судебный пристав Российской Федерации, главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители, старшие судебные приставы.

Начальник органа дознания– должностное лицо органа дознания, в т. ч. заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 17 ст. 5 УПК РФ).

Будучи руководителем, начальник органа дознания контролирует и направляет работу своих подчиненных: дознавателя, а также начальника подразделения дознания. Начальник органа дознания вправе проверять материалы и уголовные дела, находящиеся в производстве подчиненных и давать им письменные указания, обязательные для исполнения.

Начальник подразделения дознания (ст. 40¹ УПК РФ).

В некоторых органах дознания, в частности, в полиции, где в форме дознания расследуется большое количество уголовных дел, созданы специализированные подразделения – отделы и отделения дознания. Их сотрудниками являются штатные дознаватели во главе с начальником подразделения дознания. Он уполномочен:

1. Самостоятельно возбуждать уголовные дела и проводить по ним полное расследование в форме дознания, обладая при этом правомочиями дознавателя.

2. Осуществлять непосредственный контроль за качеством процессуальной деятельности подчиненных ему дознавателей, располагая при этом широкими правами: проверять материалы, находящиеся в производстве дознавателя; давать дознавателю указания о направлении расследования и производстве необходимых процессуальных действий; передавать уголовное дело от одного дознавателя другому в целях более качественного расследования; производить иные действия, предусмотренные УПК РФ.

Указания начальника подразделения даются в письменном виде и обязательны для дознавателя.

Начальник органа дознания– должностное лицо органа дознания, в т. ч. заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 17 ст. 5 УПК РФ).

Будучи руководителем, начальник органа дознания контролирует и направляет работу своих подчиненных: дознавателя, а также начальника подразделения дознания. Начальник органа дознания вправе проверять материалы и уголовные дела, находящиеся в производстве подчиненных и давать им письменные указания, обязательные для исполнения.

Начальник подразделения дознания (ст. 40¹ УПК РФ).

В некоторых органах дознания, в частности, в полиции, где в форме дознания расследуется большое количество уголовных дел, созданы специализированные подразделения – отделы и отделения дознания. Их сотрудниками являются штатные дознаватели во главе с начальником подразделения дознания. Он уполномочен:

1. Самостоятельно возбуждать уголовные дела и проводить по ним полное расследование в форме дознания, обладая при этом правомочиями дознавателя.

2. Осуществлять непосредственный контроль за качеством процессуальной деятельности подчиненных ему дознавателей, располагая при этом широкими правами: проверять материалы, находящиеся в производстве дознавателя; давать дознавателю указания о направлении расследования и производстве необходимых процессуальных действий; передавать уголовное дело от одного дознавателя другому в целях более качественного расследования; производить иные действия, предусмотренные УПК РФ.

Указания начальника подразделения даются в письменном виде и обязательны для дознавателя.

В настоящее время руководитель следственного органа (ст. 39 УПК РФ) и начальник подразделения дознания (ст. 40.1 УПК РФ) – это участники уголовного судопроизводства, процессуальное положение которых закреплено в действующем уголовно процессуальном законодательстве. В силу положений уголовно–процессуального закона именно на данных участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения возложена обязанность осуществления процессуального контроля за уголовно–процессуальной деятельностью следователей и дознавателей при производстве ими предварительного расследования по уголовным делам.

Необходимость дополнения уголовно–процессуального законодательства нормами, раскрывающими понятие и правовой статус начальника органа дознания, уже давно обосновывалась в научной литературе. Многие ученые обращали внимание на то, что данное должностное лицо играет важную роль в проведении дознания, наделено процессуальными функциями и полномочиями, закрепленными в различных статьях УПК РФ, но при этом в разделе II УПК РФ отсутствует специальная статья, раскрывающая понятие и полномочия этого участника уголовного процесса.[23]

Новое содержание понятия начальника органа дознания (п. 17 ст. 5 УПК РФ) соответствует сложившемуся в научной литературе и в практике подходу, в соответствии с которым именно руководитель обладает полномочиями того органа, который он возглавляет, т.е. его правовое положение производно от правового положения возглавляемого им органа власти.[24]

Вместе с тем рассматриваемое определение не дает точного ответа на вопрос о том, кто должен выполнять функции органа дознания и осуществлять процессуальный (ведомственный) контроль.

Решение о том, кто должен осуществлять уголовно–процессуальные полномочия по конкретному делу, относится к числу управленческих. При его принятии руководитель учитывает квалификацию, опыт работы, загруженность конкретного подчиненного и другие обстоятельства. Наличие оснований для отвода данного лица принципиально ничем не отличается от других обстоятельств, которые учитывает руководитель при передаче уголовного дела конкретному дознавателю. При распределении уголовных дел между следователями и дознавателями вопрос о возможном наличии обстоятельств, препятствующих принятию данных дел к производству, ставится и решается. Таким образом, когда законодатель поручил прокурору решать вопрос об отводе дознавателя, начальника органа дознания и начальника подразделения дознания, он фактически без достаточного основания нарушил нормальную логику взаимодействия должностных лиц, осуществляющих расследование, и надзирающего за законностью прокурора. В соответствии с данной логикой сначала должностным лицом должно быть принято процессуальное решение, а потом у заинтересованных лиц появляется право обратиться к прокурору с жалобой, и прокурор вправе вмешаться в деятельность должностных лиц в целях обеспечения требований закона, защиты нарушенных прав, когда имеются данные о нарушении ими закона.

Начальник подразделения дознания – должностное лицо органа дознания, возглавляющее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

Применительно к процессуальным полномочиям такого начальника по уголовному делу после анализа диспозиции ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ можно выделить следующие:

– передавать уголовное дело другому дознавателю;

– отменять необоснованные, по его мнению, постановления о приостановлении производства дознания;

– давать указания о направлении расследования, о квалификации деяния;

– ходатайствовать перед прокурором об отмене постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку права на самостоятельную отмену такого постановления в силу УПК РФ он не имеет;

– кроме этого, он может самостоятельно возбудить уголовное дело и самостоятельно провести по нему дознание в полном объеме, поскольку он обладает всеми полномочиями дознавателя.

Определение начальника военного учреждения как органа дознания не ставится в зависимость от статуса самого начальника. Начальник военного учреждения может быть как военнослужащим, так и относиться к гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации. В связи с проводимым реформированием Вооруженных Сил многие воинские должности, в т.ч. и должности начальников военных учреждений, стали комплектоваться лицами гражданского персонала. В силу указанных обстоятельств как у органов военной прокуратуры, так и у должностных лиц военных учреждений возникает вопрос о возможности и допустимости действий начальников военных учреждений как органов дознания.

Применительно к уголовно–процессуальному кодексу Российской Федерации органом дознания может быть исключительно начальник военного учреждения, отвечающего требованиям вышеприведенного определения.

При оценке того, относится ли то или иное учреждение к военному учреждению, видится правомерным такую оценку производить на основании учредительных документов, исходя из того, кто является учредителем такого учреждения.

Так, применительно к военным учреждениям в их учредительных документах (в Уставе или в Положении) обязательно должно быть отражено то, что они являются государственными, некоммерческими (исключается любая коммерческая или иная приносящая доход деятельность), и определены соответствующие задачи по обеспечению обороны и безопасности государства и (или) всестороннего обеспечения условий выполнения этих задач.

Наделение начальников военных учреждений полномочиями органа дознания, на наш взгляд, продиктовано особой значимостью выполняемых ими задач, которые носят общегосударственный характер, и необходимостью соблюдения в них строгой дисциплины и правопорядка, несоблюдение которых может привести к снижению эффективности их деятельности и к ослаблению обороноспособности государства.

Таким образом, определяющим в оценке возможности отнесения начальника военного учреждения к органу дознания является не его статус (военнослужащий либо гражданский персонал), а исключительно организационно–правовая форма и выполняемые задачи.

Отсутствие в военном учреждении офицеров не может являться препятствием для осуществления в такой организации дознания. Дознание при необходимости может проводить руководитель учреждения, как начальник органа дознания.

Но в связи с актуальностью рассматриваемой проблемы в период реформирования военной организации государства видится целесообразным в военных учреждениях, выполняющих особо значимые задачи в области обороны и безопасности государства и перешедших на комплектование исключительно гражданским персоналом, предусмотреть в штате этих учреждений должность (должности) дознавателей.

Процессуальные полномочия начальника подразделения дознания, закрепленные в ст. 40.1 УПК РФ, направлены главным образом на обеспечение эффективного осуществления им процессуального руководства деятельностью подчиненных ему дознавателей и представляют собой правовые средства такого руководства. Это прежде всего средства контроля, обеспечивающие систематическое наблюдение за деятельностью подчиненных дознавателей и проверку соответствия их деятельности требованиям закона, а также средства предупреждения и устранения нарушений норм процессуального и материального права в их деятельности и средства активации деятельности дознавателей. Некоторые из них одновременно являются средствами организации деятельности дознавателей и всего подразделения дознания в целом.

Таким образом, процессуальные полномочия начальника подразделения дознания являются в целом средством управления, руководства дознанием, осуществляемым подчиненными ему дознавателями, а не только средством предупреждения нарушений законности, средствами выявления и устранения этих нарушений.

Результаты, полученные руководством при проведении им тщательного анализа возвращенных прокурором уголовных дел, необходимо рассматривать на оперативных совещаниях с руководящим составом органов, осуществляющих предварительное расследование, принимать меры организационного характера, направленные на установление должного контроля за организацией работы по расследованию преступлений, повышению качества следствия и дознания, проверки руководителями уголовных дел до их направления прокурору в порядке ч. 6 ст. 220 и ч. 4 ст. 225 УПК РФ. С целью постановки в центр внимания данного вопроса вышестоящему руководству органов предварительного расследования целесообразно обеспечить заслушивание обстоятельств производства предварительного расследования по уголовным делам, возвращенным прокурорами, с принятием мер дисциплинарного воздействия к подчиненным руководителям, не обеспечившим надлежащий процессуальный контроль за их расследованием.

Уместно развивать отдельно имеющуюся практику ежеквартального заслушивания руководителей подразделений следствия и дознания, допустивших снижение размеров возмещения вреда, причиненного совершенными преступлениями. При отсутствии положительных результатов вносить начальнику головного подразделения предложения о привлечении соответствующих руководителей к дисциплинарной ответственности.

Руководству органов предварительного расследования рекомендуется взять под личный процессуальный контроль организацию работы следователей, дознавателей по своевременной постановке на учет в ИЦ (ЗИЦ) похищенных и изъятых номерных вещей, и антиквариата, а также по снятию их с учета в случае обнаружения.

В тематике занятий с личным составом рационально считать приоритетным направлением изучение допущенных нарушений и ошибок, явившихся основанием для возвращения уголовных дел для производства дополнительного расследования. При этом тематические планы проведения занятий должны предусматривать постоянное восполнение сотрудниками ранее полученных знаний и изучение новых материалов как теоретического, так и прикладного характера, освещающих формы и методы совершенствования деятельности по возмещению причиненного преступлением вреда при производстве предварительного расследования.

Следует обеспечить обязательное доведение до всех следователей методических рекомендаций, анализов, обзоров, направляемых вышестоящими следственными подразделениями.

Необходимо осуществлять ведение соответствующего контрольно–наблюдательного дела, еженедельно отслеживать результаты работы подчиненных по данному направлению деятельности, что позволит своевременно прогнозировать эффективность принимаемых мер и контролировать ход их исполнения.

Своевременным и обоснованным видится в эпицентр деятельности возвести надлежащее качество проведения служебных проверок по каждому факту возвращения уголовных дел с непосредственным изучением их следователями контрольных подразделений и дачей должной оценки допущенным нарушениям и уровню процессуального контроля со стороны руководителей. В свою очередь, анализ следственной практики свидетельствует о том, что в настоящее время качество заключений служебных проверок по уголовным делам, возвращенным на дополнительное расследование, зачастую не отвечает предъявляемым требованиям. Сотрудники контролирующих подразделений, изучая уголовные дела данной категории, составляют формальные заключения, переписывают основания возвращения дел на доследование из постановлений прокуроров, без тщательного изучения самих дел и причин, повлекших их возвращение, в некоторых случаях не указывают и их, предоставляют нечитаемые постановления прокуроров и судов.

Читайте также: