Учение о системогенезе гетерохронность кратко

Обновлено: 28.06.2024

избирательное созревание функциональных систем и их отдельных частей в процессе онтогенеза; динамика становления и автоматизации разнообразных приобретенных навыков с конечными приспособительными результатами Наряду со становлением различных функциональных систем (Функциональные системы) процессы С. включают и их избирательную инволюцию в пожилом и старческом возрасте, а также проявление в стрессовых ситуациях ранее элиминированных функциональных систем.

Суть С. составляют принцип избирательности (гетерохронии) в развитии отдельных функциональных систем и их компонентов (в пренатальный период, как правило, избирательно и ускоренно созревают функциональные системы, которые обеспечивают выживание новорожденного сразу после рождения); принцип консолидации элементов в функциональных системах (формирующиеся в эмбриогенезе сначала дистантно и изолированно и функционирующие раздельно морфологические элементы объединяются в функциональные системы при достижении полезных для организма приспособительных результатов); принцип минимального обеспечения функций (на ранних стадиях онтогонеза обеспечение функций осуществляется минимумом входящих в функциональную систему элементов; число их может увеличиваться по мере совершенствования деятельности функциональных систем и снова уменьшаться при автоматизации их деятельности).

Еще в начале 70-х гг. П.К. Анохин выдвинул положение о генетической детерминации функциональных систем. Он полагал, что отдельные эмбриональные клетки, расположенные дистантно, но обеспечивающие одну конечную функцию организма, имеют синхронизированную во времени генетическую программу развития. Эти механизмы обеспечивают синхронное включение в работу определенных генных локусов. Эти представления П.К. Анохина в полной мере соответствовали достижениям генетики, выявившим существование систем генов в пределах одной клетки, в пределах геномов различных клеток, а также онтогенетических перестроек генетического аппарата. В свою очередь, данные генетики были подтверждены результатами физиологических исследований, посвященных изменениям нейрональных функций при генных мутациях и системному выключению мозговых структур при наследственных заболеваниях, а также избирательному образованию нейрональных связей в культуре нервной ткани.

Современные методы выделения отдельных генов и молекулярных продуктов их экспрессии делают реальным в ближайшем будущем определение основных этапов их функционирования — от активности генов к клеточным, тканевым процессам и специфической функции.

Для каждого вида животного имеется свой характерный для его экологии набор наиболее ускоренно созревающих функциональных систем, обеспечивающих оптимальное выживание, т.е. свой специфический С. Показано, что в пренатальном периоде избирательно формируются внутренние механизмы саморегуляции функциональных систем: дыхания и выделения; системы определяющей оптимальный для метаболизма организма уровень АД; системы питания. К концу пренатального периода формируется функциональная система, обеспечивающая прохождение плода через родовые пути.

Характерной чертой С. является созревание функций навстречу экологическим факторам. Ярким примером этого служит избирательное созревание у новорожденного кенгуру двигательного аппарата, обеспечивающего животному сразу после рождения возможность надежного перемещения в сумку матери, где происходит его дальнейшее дозревание. Была продемонстрирована избирательность опереждающего созревания у новорожденных грачей структур, обеспечивающих осуществление пищевой реакции в виде раскрывания клюва в ответ на действие закрепленных в эволюции экологических факторов: сотрясение гнезда, обдувание спинки граченка струей воздуха, характерные звуки.

Подробно изучена последовательность включения различных функциональных систем животных и человека в постнатальном периоде. Установлено, что в этот период происходит избирательное дозревание внешних звеньев саморегуляции отдельных гомеостатичееских функциональных систем. В частности, под непосредственным влиянием организма родителей и факторов среды обитания дозревают внешние звенья функциональных систем питания и выделения. В раннем постнатальном периоде активно включаются поведенческие врожденные функциональные системы ориентировочно-исследовательского, оборонительного, игрового поведения. Позднее к ним присоединяются функциональные системы группового и социального поведения и некоторые другие системы, зависящие от экологических, а у человека — от социальных факторов среды. Наиболее поздно у человека созревает функциональная система полового поведения. В постнатальном периоде избирательно созревают механизмы, обеспечивающие формирование различных поведенческих актов животных и человека. К показателям поведенческих реакций и их вегетативного обеспечения с применением телеметрической техники можно проследить, как из отдельных элементов поведения целенаправленно достигаются адаптивные приспособительные результаты. В ответ на действие соответствующих раздражителей сначала появляются отдельные автоматизмы или рефлекторные движения конечностей, туловища головы, а также вегетативные реакции, не приводящие к достижению полезных для организма результатов. Такие реакции отчетливо проявляются, например, в функциональной системе питания. Отдельные двигательные автоматизмы в ней оформляются в виде сосательных движений новорожденных, что может не приводить к пищевому поведению. При выработке определенного режима кормления уже в течение первых дней жизни деятельность функциональной системы питания консолидируется. Она обеспечивает целенаправленные реакции новорожденных на пищевые раздражители, сопровождающиеся вегетативными изменениями, в частности дыхания и сердечной деятельности; в постнатальном онтогенезе более зрелые функциональные системы для достижения своих полезных приспособительных результатов начинают включать двигательные навыки, свойственные другим функциональным системам. Отдельные элементы группового, оборонительного и полового поведения могут предварительно усовершенствоваться, включаясь в другую функциональную систему — игровое поведение. Внешние факторы могут стимулировать или тормозить включение отдельных поведенческих элементов в целостные функциональные системы. По мере того как происходит освоение организмом окружающей среды, его поведенческие функциональные системы становятся все более сложными. Жесткая постоянная связь функциональных систем с определенными морфологическими элементами, как это имеет место у врожденных функциональных систем, у поведенческих систем в значительной степени отсутствует. Функциональные системы приобретают оперативный характер.

Системогенез распространяется на особенности формировании функциональных систем психической деятельности в различные возрастные периоды жизни человека, их становление, автоматизацию и динамическое элиминирование. Формирование функциональных систем психической деятельности связано с развитием речи ребенка, общеобразовательным и специальным (музыкальным, художественным и др.) обучением. В этих функциональных системах нередко отсутствует внешнее поведенческое звено, оно заменяется психическими процессами. Различные функциональные системы психического уровня определяют поведение человека и постоянно контролируют его.

Системогенез охватывает различные ведущие черты жизнедеятельности человека от эмбриогенеза до глубокой старости, причем новообразование функциональных систем не заканчивается по достижении зрелости. Оно продолжается в зрелый период, однако происходит при участии морфологически зрелых элементов и автоматизированных поведенческих стереотипов. В процессе естественного старения, по-видимому, избирательно выключаются определенные функциональные системы или их отдельные компоненты. При этом еще возможно новообразование некоторых компенсаторных функциональных систем стареющего организма.

В детском возрасте у человека созревает функциональная система группового общения, которая может рассматриваться как этапная форма перехода к сложному социальному поведению. Представления о популяционном С. ставят вопрос о неоднородности детей в группе, неравномерном индивидуальном развитии в школьном возрасте, что имеет большое социальное значение.

Теория С. все более активно внедряется в детскую неврологию и хирургию, помогает оценивать возможности компенсации утраченных функций, подавления первичных автоматизмов и стимуляции развития нужных навыков, проводить анализ системных нарушений, которые возникают при нервных расстройствах у детей. С концепцией системогенеза связаны представления о недоразвитии отдельных функциональных систем и об относительной незрелости отдельных элементов системы как о причинах возникновения врожденных или приобретенных дефектов развития детского организма.

Библиогр.: Системогенез, под ред. К.В. Судакова, М., 1980; Функциональные системы организма, под ред. К.В. Судакова, с. 353, М., 1987.

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг .

2.Развитие важнейших функциональных систем мозга. Учение о системогенезе.

3.Возрастная эволюция мозга.

4. Принцип гетерохронности в возрастной эволюции мозга.

Литература:

1.ОНТОГЕНЕЗ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Нервная система плода начинает развиваться на ранних этапах эмбриональной жизни. Из наружного зародышевого листка - эктодермы - по спинной поверхности туловища эмбриона образуется утолщение - нервная трубка. Головной конец ее развивается в головной мозг, остальная часть - в спинной мозг.

На 3-й неделе зародышевого развития в головном отделе нервной трубки образуются три первичных мозговых пузыря (передний, средний и задний), у 4-5- недельного эмбриона уже образуется пять мозговых пузырей: конечный (телэнцефалон), промежуточный (диэнцефалон), средний (мезэнцефалон), задний (метэнцефалон) и продолговатый (миелэнцефалон). Впо­следствии из конечного мозгового пузыря развиваются полуша­рия головного мозга и подкорковые ядра, из промежуточного – промежуточный мозг (зрительные бугры, подбугорье), из средне­го формируется средний мозг - четверохолмие, ножки мозга, сильвиев водопровод, из заднего - мост мозга (варолиев мост) и мозжечок, из продолговатого - продолговатый мозг. Задняя часть миелэнцефалона плавно переходит в спинной мозг.

Связь между различными отделами головного и спинного мозга осуществляется посредством отростков нейронов. Чувствительные нейроны, входя в связь с другими органа­ми, заканчиваются рецепторами - периферическими приборами, воспринимающими раздражение. Двигательные нейроны заканчиваются мионевральным синапсом - контактным образованием нервного волокна с мышцей.

К 3-му месяцу внутриутробного развития выделяются основ­ные части центральной нервной системы: большие полушария и ствол мозга, мозговые желудочки, а также спинной мозг. К 5-му месяцу дифференцируются основные борозды коры больших по­лушарий, однако кора остается еще недостаточно развитой. На 6-м месяце отчетливо выявляется функциональное превалирование высших отделов нервной системы плода над нижележащими от­делами.

Головной мозг новорожденного имеет относительно большую величину. Масса его в среднем составляет 1/8 массы тела, т.е. около 400 г, причем у мальчиков она несколько больше, чем у девочек. У новорожденного хорошо выражены борозды, круп­ные извилины, однако их глубина и высота невелики. Мелких борозд относительно мало, они появляются постепенно в тече­ние первых лет жизни. К 3 годам масса головного мозга по сравнению с массой его при рождении утраивается, к 5 годам она составляет 1/13-1/14 массы тела. К 20 годам первоначальная масса мозга увеличивается в 4-5 раз и составляет у взрослого человека всего 1/40 массы тела. Рост мозга происходит главным образом за счет миелинизации нервных проводников (т.е. покрытия их особой, миелиновой, оболочкой) и увеличения размера имеющихся уже при рождении примерно 20 млрд. нервных клеток.

Мозговая ткань новорожденного малодифференцированна, т.е. развита плохо. Лишь в 15-16 лет строение мозга напоминает строение мозга взрослого, но недоразвит мозжечок, мелкие извилины и мозолистое тело.

Периферическая нервная система новорожденного недостаточно миелинизирована, пучки нервных волокон редкие, распределены неравномерно. Процессы миелинизации происходят неравномерно в различных отделах. Миелинизация черепных нервов наиболее активно происходит в первые 3-4 месяца и заканчивается к 1 году. Миелинизация спинномозговых нервов продолжается до 2-3 лет. Вегетативная нервная система функционирует с момента рождения. В дальнейшем отмечаются слияние отдельных узлов и образование мощных сплетений симпатической нервной системы.

2.РАЗВИТИЕ ВАЖНЕЙШИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ МОЗГА. УЧЕНИЕ О СИСТЕМОГЕНЕЗЕ

Функциональная система есть объединение различных нервных элементов, участвующих в обеспечении какой-либо функции. Она является важнейшим саморегулирующимся механизмом мозга. Для оценки уровня индивидуального развития нервной системы (онтогенетического уровня) имеет значение не столько оценка степени анатомической зрелости тех или иных элементов, сколько оценка их способности регулировать определенную функцию. Отсюда следует, что процессы онтогенеза можно понять глубоко с позиций системогенеза, т.е. не изолированного, а посистемного развития нервных элементов. Основы учения о системогенезе были заложены выдающимся советским физиологом П.К.Анохиным.

Принцип неодновременности, гетерохронности можно проиллюстрировать многими примерами. Например, неравномерно созревают отдельные волокна лицевого нерва, иннервирующие мышцы лица. У новорожденных наиболее готовы к функционированию те нервные клетки и их волокна, которые имеют отношение к акту сосания, тогда как другие волокна лицевого нерва еще не миелинизированы. Другим примером системогенеза может быть организация у новорожденных механизма хватательного рефлекса. Уже на 4-6-м месяце внутриутробного развития человеческого эмбриона из всех нервов руки наиболее полно созревают те, которые обеспечивают сокращение сгибателей пальцев. Кроме того, к этому периоду дифференцируются клетки передних рогов спинного мозга на уровне восьмого шейного сегмента, где расположены двигательные нейроны сгибателей пальцев кисти, формируются связи с вышестоящими регулирующими отделами нервной системы.

Установлено несколько важнейших принципов системогенеза. Первый принцип заключается в том, что функциональные системы формируются не одновременно, а по мере жизненной необходимости, связанной с условиями существования организма. Так, новорожденный ребенок наделен готовыми системами, обеспечивающими регуляцию наиболее важных процессов - сосания, глотания, дыхания. Представители других видов к моменту рождения располагают гораздо большим количеством готовых функциональных систем. В частности, детеныш кенгуру способен самостоятельно забираться в сумку матери, а только что вылупившийся из яйца гусенок следовать за матерью или любым движущимся предметом.

Наряду с этим имеет место значительное несовершенство зрительных, слуховых, двигательных реакций. В неодновременности формирования реагирующих механизмов заключается принцип гетерохронности созревания отделов нервной системы.

Второй принцип системогенеза состоит в межсистемной и внутрисистемной гетерохронности. Межсистемная гетерохронность - неодновременные закладка и формирование разных функциональных систем (сосание и зрительный контроль). Внутрисистемная гетерохронность - постепенное усложнение формирующейся функции. Первоначально созревают элементы, дающие возможность минимального обеспечения функции; затем постепенно вступают в строй и другие отделы данной системы, позволяющие реагировать на внешние и внутренние воздействия более тонко. Например, развитие хватательных функций руки. В первые месяцы жизни любое раздражение ладони вызывает сжимание кисти в кулачок. Впоследствии схватывание становится более избирательным, возникает сопротивление большого пальца остальным. Внутрисистемная гетерохрония обусловлена не только дозреванием элементов данной функциональной системы, но и установлением межсистемных связей. Например, автоматическое схватывание усложняется по своей двигательной организации, но в то же время начинает все более явственно обнаруживаться зрительный контроль над действием руки (зрительно-моторная координация).

Учение о системогенезе позволяет понять причины строгой последовательности и преемственности этапов нервно-психического развития ребенка. Например, удерживание головы предшествует сидению, сидение - стоянию, стояние - ходьбе. Способность удерживать голову является важной предпосылкой для контроля за положением тела. Это достигается благодаря совершенствованию органа равновесия и за счет усложняющегося зрительного контроля.

Подход с позиций системогенеза позволяет не только находить критерии для возрастных нормативов той или иной функции, но и выяснять структурно-функциональные основы различных аномалий развития. Может наблюдаться как полное, равномерное недоразвитие целостной функциональной системы, так и недоразвитие отдельных ее звеньев с установлением аномальных связей между нервными центрами.

К числу других важнейших функциональных систем мозга относятся слуховая, зрительная и ин­теллектуальная сфера.

3.ВОЗРАСТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ МОЗГА

Однако главное не в количестве, а в структуре мозгового веще­ства. В рамках второго направления эволюции, предоставившего индивидам наибольшее число степеней свободы действия, проис­ходит неуклонное увеличение размеров коры больших полушарий мозга. Этот отдел является наименее специализированным и, сле­довательно, наиболее пригодным для фиксации личного опыта. Принцип кортикализации функций, таким образом, предполагает возможность их непрерывного совершенствования.

Новорожденный фактически ничего не умеет и практически всему может и должен научиться в течение жизни. Как избежать ошибок и искажений в развитии, как добиться формирования гармоничной, творческой личности? Существует мнение, что все зависит от воспитания. Новорожденного можно сравнить с своего рода нулевым циклом предстоящей постройки, и из этого нуля можно сотворить все, что угодно.

Говоря о вариантах нормы реакции отдельных функциональных систем, следует указать на относительную независимость их друг от друга. Например, между музыкальным слухом и моторной лов­костью нет однозначной связи. Можно прекрасно, тонко понимать музыку, но плохо выражать ее в движениях. Этот факт раскрывает одну из важнейших закономерностей эволюционирования мозга - дискретность формирования отдельных функциональных систем.

4.ПРИНЦИП ГЕТЕРОХРОННОСТИ В ВОЗРАСТНОЙ ЭВОЛЮЦИИ МОЗГА

Если какой-то возрастной этап представить как финишную черту, то можно увидеть, что к данному финишу различные функ­циональные системы приходят с разной степенью зрелости, совер­шенства. Одни уже почти оформились и в дальнейшем лишь не­значительно модифицируются, другие только начинают форми­роваться. В этом заключается принцип гетерохронности, неодно­временности созревания отдельных функциональных систем мозга. Зрительное восприятие, например, совершенствуется быстрее, чем слуховое или вкусовое, а способность понимать обращенную речь возникает гораздо раньше, чем умение говорить.

Гетерохронность развития отдельных звеньев функциональной системы можно зарегистрировать при помощи анатомо-физиологических исследований. Тем самым объективно раскрывается мате­риальный субстрат процессов развития мозга. В частности, боль­шое внимание уделяется темпам миелинизации периферических нервов - скорости образования миелиновой оболочки в нервных проводниках. Миелиновая оболочка является эволюционным приобретением, позволяющим проводить нервные импульсы с большей скоростью и более дифференцированно. Сопоставление сте­пени миелинизации у взрослых и детей различных возрастов пока­зывает, сколь неравномерно происходит этот процесс в различных отделах нервной системы. Так, волокна лицевого нерва, участ­вующие в обеспечении акта сосания, оказываются миелинизированными уже к моменту рождения, а так называемый пирамидный путь, связывающий двигательные центры коры головного мозга с соответствующими отделами спинного мозга, завершает миелинизацию лишь к двум годам. Процессы миелинизации косвенно отражаются на скоростях проведения импульсов по волокнам нерва. Эти скорости определяются при помощи электронейромиографии.

Установлено, что общая тенденция, характерная для созревания нервной системы, заключается в увеличении скоростей проведения нервных импульсов. Темпы прироста скоростей в разных отделах нервной системы неодинаковы в различные возрастные периоды. Так, у новорожденных наиболее высоки скорости проведения в тех волокнах лицевого нерва, которые связаны с актом сосания. Эти показатели даже мало отличаются от величин, характерных для взрослого человека. Скорости проведения в нервах верхних и ниж­них конечностей новорожденного значительно ниже.

В дальнейшем отмечается быстрое нарастание скоростей прове­дения импульсов в верхних конечностях, что предшествует, появле­нию у ребенка манипулятивной деятельности. К 8—10 месяцам, ко­гда обычно наблюдаются попытки самостоятельно вставать на но­ги, резко повышаются скорости проведения импульсов в нижних конечностях. Этот прирост опережает соответствующие показатели для верхних конечностей вплоть до того периода, пока ребенок не овладеет самостоятельной ходьбой. В дальнейшем скорости про­ведения импульсов в верхних конечностях снова начинают расти быстрее и раньше достигают характерных для взрослых норм.

внимание привлекают неуспевающие школьники. Специальные неврологические исследования показывают, что среди неуспеваю­щих школьников весьма часто встречаются дети с так называемой минимальной мозговой дисфункцией, суть которой заключается в недоразвитии отдельных функциональных систем мозга или в не­достаточной организованности межсистемных связей. Например, недоразвитие центров письменной речи обусловливает трудности при обучении правописанию слов. Встречаются также изолирован­ные дефекты чтения, счета, моторная неловкость, не позволяющая аккуратно писать, хорошо рисовать. Нередко подоб­ные ученики огульно зачисляются в разряд неспособных, и иногда даже ставится вопрос о переводе их во вспомогательную школу. На самом же деле здесь имеются вполне конкретные неврологические расстройства, поддающиеся коррекции.

4. МОЗГ-РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

Эволюция человека как биологического вида завершилась. Од­нако в течение каждой индивидуальной жизни мозг продолжает оставаться развивающейся, эволюционирующей системой. Резуль­таты этой эволюции определяются многоуровневым взаимодейст­вием биологической программы развития и средовых факторов. В связи с этим следует отметить, что представление об эволю­ционировании мозга не ограничивается рамками индивидуального развития. Каждый индивид является носителем общественного соз­нания, поэтому каждый мозг есть частица коллективного разума и общечеловеческой культуры. Коллективный разум человечества непрерывно эволюционирует, поэтому каждый мозг является эле­ментом гигантской динамической системы общественного созна­ния, межчеловеческих отношений. Более того, человеческий разум, как это гениально увидел еще я 1927 году В.И.Вернадский, являет­ся составной частью жизненной сферы Земли, образуя ноосферу, влияющую на все события в планетном масштабе.

Таким образом, индивидуальное развитие и развитие обществен­ного сознания тесно взаимосвязаны. Охрана развивающегося мозга подразумевает не только изучение формирования конкретных функ­циональных систем и межсистемных ансамблей, но и широкие со­циальные мероприятия.

Задание для самостоятельной работы:

1. Изучите и законспектируйте критические периоды развития, опираясь на учение о системогенезе Анохина.

Системогенез (греч. systema — соединение с одно целое + genesis — происхождение, развитие) — избирательное и ускоренное по темпам развития различных по локализации структурных образований, которые, консолидируясь в единую функциональную систему, обеспечивают адаптивное существование организма, его выживание. Системогенез является следствием длительного филогенетического развития и закрепления наследственностью наиболее прогрессивных форм приспособления; вместе с тем позволяет понять закономерности преобразования органов и структур организма на всем протяжении онтогенеза.

Представление о системогенезе было разработано П.К. Анохиным. Теория основывается на экспериментальных исследованиях, показавших, что в раннем онтогенезе отдельные элементы органа созревают постепенно и неравномерно и, объединяясь с наиболее рано созревающими элементами другого органа, принимающего участие в реализации данной функции, создают функциональную систему. Разные функциональные системы в зависимости от их значимости в обеспечении адаптивного существования и развития организма созревают в разные сроки постнатальной жизни. Это обеспечивает высокий приспособительный эффект развития организма на каждом этапе онтогенеза, отражая надежность функционирования биологических систем. П.К. Анохин сформулировал следующие принципы системогенеза: 1)принцип гетерохронной закладки компонентов функциональной системы — неодновременной закладки и разной скорости формирования различных по сложности компонентов функциональной системы (более ранняя закладка и формирование более сложных компонентов) — эти компоненты "подгоняются" к одновременному началу функционирования в рамках данной системы; 2) принцип фрагментации органа — формирования отдельных функциональных систем на последовательных этапах онтогенеза — состав данного органа в каждый момент развития неоднороден по своей зрелости; наиболее зрелыми оказываются те элементы, которые должны обеспечить реализацию систем, формирующихся на более ранних этапах; 3) принцип минимального обеспечения функциональных систем - функциональная система становится "продуктивной", обеспечивающей достижение результата и имеющей все необходимые составляющие до того, как все ее компоненты получат окончательное структурное оформление.

Количественные и качественные изменения функционирования организма на разных этапах изменений приводят к необходимости четкой характеристики этапов развития и выбора критериев их различения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

2. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. –М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2000.

3. Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. – М.: Медицина, 1989.

4. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. -

5. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность. – М.: Академия, 2000.

6. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. – М.: Академия, 2003.

7. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. – М.: Аспент-Пресс, 2000.

8. Югосова, Е.А., Турова Т.Ф. Возрастная анатомия и психофизиология. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений для бакалавриата.– М.: Академия, 2011.

Дополнительная литература

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1975.

3. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: АН СССР, 1971.

4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 1979.

5. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001.

6. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. М. Инст. психол. РАН, 1998.

7. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. – М.: МГУ, 1997.

8. Экклс Дж. Физиология синапсов. – М.: Мир, 1966.




1. Структура и функции нервной системы.

2. Рефлекторный принцип функционирования нервной системы.

3. Строение и функции нервной ткани.

4. Нервный центр и его функции.

5. Мембранный потенциал (потенциал покоя).

6. Нервный импульс (потенциал действия).

7. Структура и функция синапса.

8. Медиаторы нервной системы.

9. Структурно-функциональная организация спинного мозга.

10. Структурно-функциональная организация продолговатого мозга.

11. Структурно-функциональная организация среднего мозга.

12. Структурно-функциональная организация промежуточного мозга.

13. Структура и функции вегетативной нервной системы.

14. Гипоталамус – главный центр регуляции вегетативных функций.

15. Гипоталамическая регуляция секреторной активности гипофиза.

16. Функции лимбической системы.

17. Функции коры большого мозга и их локализация.

18. Функции ретикулярной формации.

19. Сенсорные системы (анализаторы), их структура.

20. Передача и обработка информации в анализаторах.

21. Кодирование сенсорной информации в нервной системе.

22. Функциональные блоки мозга (по А.Р.Лурия).

23. Бодрствование и сон, регуляция функционального состояния.

24. Теория функциональных систем П.К.Анохина.

26. Рефлексы и их классификация.

27. Условия и механизм образования условных рефлексов.

28. Созревание условных рефлексов в онтогенезе.

29. Безусловные рефлексы, инстинкты.

30. Внутреннее торможение условных рефлексов.

31. Внешнее торможение условных рефлексов.

32. Теория И.П.Павлова о типах ВНД.

33. Особенности ВНД человека.

34. Речь и ее функции.

35. Биологическое значение памяти и ее классификация.

36. Кратковременная память.

37. Долговременная память.

40. Восприятие и представление.

41. Ощущение и восприятие.

42. Потребности, эмоции.

Системогенез (греч. systema — соединение с одно целое + genesis — происхождение, развитие) — избирательное и ускоренное по темпам развития различных по локализации структурных образований, которые, консолидируясь в единую функциональную систему, обеспечивают адаптивное существование организма, его выживание. Системогенез является следствием длительного филогенетического развития и закрепления наследственностью наиболее прогрессивных форм приспособления; вместе с тем позволяет понять закономерности преобразования органов и структур организма на всем протяжении онтогенеза.

Представление о системогенезе было разработано П.К. Анохиным. Теория основывается на экспериментальных исследованиях, показавших, что в раннем онтогенезе отдельные элементы органа созревают постепенно и неравномерно и, объединяясь с наиболее рано созревающими элементами другого органа, принимающего участие в реализации данной функции, создают функциональную систему. Разные функциональные системы в зависимости от их значимости в обеспечении адаптивного существования и развития организма созревают в разные сроки постнатальной жизни. Это обеспечивает высокий приспособительный эффект развития организма на каждом этапе онтогенеза, отражая надежность функционирования биологических систем. П.К. Анохин сформулировал следующие принципы системогенеза: 1)принцип гетерохронной закладки компонентов функциональной системы — неодновременной закладки и разной скорости формирования различных по сложности компонентов функциональной системы (более ранняя закладка и формирование более сложных компонентов) — эти компоненты "подгоняются" к одновременному началу функционирования в рамках данной системы; 2) принцип фрагментации органа — формирования отдельных функциональных систем на последовательных этапах онтогенеза — состав данного органа в каждый момент развития неоднороден по своей зрелости; наиболее зрелыми оказываются те элементы, которые должны обеспечить реализацию систем, формирующихся на более ранних этапах; 3) принцип минимального обеспечения функциональных систем - функциональная система становится "продуктивной", обеспечивающей достижение результата и имеющей все необходимые составляющие до того, как все ее компоненты получат окончательное структурное оформление.

Количественные и качественные изменения функционирования организма на разных этапах изменений приводят к необходимости четкой характеристики этапов развития и выбора критериев их различения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

2. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. –М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2000.

3. Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. – М.: Медицина, 1989.

4. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. -

5. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность. – М.: Академия, 2000.

6. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. – М.: Академия, 2003.

7. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. – М.: Аспент-Пресс, 2000.

8. Югосова, Е.А., Турова Т.Ф. Возрастная анатомия и психофизиология. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений для бакалавриата.– М.: Академия, 2011.

Дополнительная литература

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1975.

3. Бернштейн Н.А. О построении движений. – М.: АН СССР, 1971.

4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 1979.

5. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001.

6. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. М. Инст. психол. РАН, 1998.

7. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. – М.: МГУ, 1997.

Функциональная система есть объединение различных нервных элементов, участвующих в обеспечении какой-либо функции.

Функциональная система развивается (формируется) в различное время, т.е. по мере того как организм нуждается в обеспечении какой-либо функции. Основы учения о системогенезе были заложены выдающимся советским физиологом П.К.Анохиным.

Установлено несколько важнейших принципов системогенеза.

Первый принцип заключается в том, что функциональные системы формируются не одновременно, а по мере жизненной необходимости, связанной с условиями существования организма. Так, новорожденный ребенок наделен готовыми системами, обеспечивающими регуляцию наиболее важных процессов — сосания, глотания, дыхания. Несмотря на кажущуюся скудость врожденных механизмов реагирования, у новорожденного ребенка обнаруживается весьма тонкая координация различных регулирующих воздействий нервной системы.Например, возможно одновременное глотание и дыхание, — эта способность часто утрачивается впоследствии. Наряду с этим имеет место значительное несовершенство зрительных, слуховых, двигательных реакций. В неодновременности формирования реагирующих механизмов заключается принцип гетерохронности созревания отделов нервной системы

Второй принцип системогенеза состоит в межсистемной и внутрисистемной гетерохронности. Межсистемная гетерохронность — неодновременные закладка и формирование разных функциональных систем (сосание и зрительный контроль). Внутрисистемная гетерохронность — постепенное усложнение формирующейся функции. Первоначально созревают элементы, дающие возможность минимального обеспечения функции; затем постепенно вступают в строй и другие отделы данной системы, позволяющие реагировать на внешние и внутренние воздействия более тонко. Например, у ребенка до 3 месяцев сосательный рефлекс вызывается очень легко, любым прикосновением к щекам, подбородку, но довольно часто наблюдаются поперхивание, заглатывание воздуха. К 3 месяцам сосательные движения становятся более дифференцированными, вызываются в основном раздражением губ; поперхивание встречается редко.

Учение о системогенезе позволяет понять причины строгой последовательности и преемственности этапов нервно-психического развития ребенка. Например, удерживание головы предшествует сидению, сидение — стоянию, стояние — ходьбе. Способность удерживать голову является важной предпосылкой для контроля за положением тела. Это достигается благодаря совершенствованию органа равновесия и за счет усложняющегося зрительного контроля.

Читайте также: