Проблемы этики бизнеса кратко

Обновлено: 04.07.2024

Этичное ведение бизнеса сопряжено с возникновением проблем на предприятиях и в обществе и необходимостью их решения. Новые схемы бизнеса (к примеру, генная инженерия) требуют осмысления и вписывания в этические рамки, из-за чего они какое-то время находятся вне этики (клонирование тканей человека, животных).

Немаловажный аспект связан с защитой окружающей среды и интересов потребителей. Организации, как правило, спонсируют зеленые движения и экологические программы. Однако здесь нет четкой грани между поддержкой зеленых и откупом от них. Тем более что, когда принимаются законы, повышающие экологическую ренту, промышленники лоббируют их смягчение, угрожая ростом цен, издержек и увольнениями.

В настоящее время актуальными становятся проблемы этики, связанные с цифровыми технологиями, с развитием сети Интернет и баз данных. Здесь выделяют три этических аспекта. Первый относится к работе сотрудников внутри компании. Второй связан с темой виртуальной занятости, когда работодатель не знает своего сотрудника в лицо. Третий касается распространения информации и доступа к ней посредством сети Интернет.

Всемирная сеть изменила взаимоотношения работодателя и работника в тех сферах бизнеса, где основной формой организации деятельности являются проекты. Речь, в частности, идет о проектировщиках, инженерах, журналистах и т. д. Появилась возможность объединять сотрудников в разных городах и странах, нанимать на временную работу специалистов в той или иной области, а также трудиться 24 часа в сутки. Первооткрывателями в данной области стали производители программного обеспечения в США и Европе. Однако повышение, эффективности из-за роста производительности и снижение издержек, вследствие разного уровня оплаты труда в различных регионах, приводят к сокращению рабочих мест в развитых странах. Наймы временных работников вызвал и ряд проблем. Прежде всего, виртуальные отношения требуют высокое степени доверия между работодателем и работником, т. к. фактически все держится на электронной переписке.

Таким образом, этика бизнеса на современном этапе развития имеет еще много трудноразрешимых проблем как на уровне отдельно взятых международных компаний, так и на уровне законодательном, политическом. Исходя из вышеописанных характеристик бизнеса и проблем деловой этики, можно сделать вывод, что она в широком понимании затрагивает все сферы жизнедеятельности общества: мировые связи, глобализацию, экономику, внедрение новых технологий, окружающую среду, рынок труда, политику, права человека и многое другое. Поэтому целью этики бизнеса должно быть принятие целесообразных решений, вступление на путь цивилизованного процветания, не наносящего ущерба обществу.

- социальная ответственность бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих, акционеров, а также населения);

- модернизация технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций;

- повышение доверия к бизнесу (при сохранении коммерческой тайны - искренность, честность, выполнение обещаний);

- уважение правовых норм и обеспечение равных возможностей в конкуренции;

- признание верховенства этических норм (некоторые

сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки

- содействие свободе многосторонней торговли;

- охрана окружающей среды;

- отказ от противозаконных действий (взяточничество, отмывание денег, терроризм, наркоторговля и др.).

Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным, отраслевым и корпоративным этическим кодексам и нормам.

На корпоративном уровне (микроуровень - в масштабе отдельное фирмы и её" клиентов) принципы доверия и отсутствия дискриминации раскрываются в отношениях между поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т. д. Нарушение данных правил также влечет за собой различные потери (рост накладных расходов, конфликты и конфликтные ситуации и др.). На этом уровне решаются и частные этические проблемы, которые возникают буквально на каждом шагу, особенно в сфере управления людьми.

Учитывая вышеизложенное, можно предложить некоторые правила и рекомендации, учет которых может помочь формировать такое многогранное понятие как корпоративная этика:

- выработать привычку: все, с чем сталкиваетесь; рассматривать с точки зрения пользы для вашего дела, но в то же время учитывать и интересы партнера;

- выполнять обещания в срок. Если не смогли это сделать

- не оправдываться, а определить новый срок и сдержать слово;

- отклонять тактично и вежливо предложения, не представляющие интерес для фирмы;

- избегать самоуверенности, будучи уверенным в себе;

- анализировать неудачи, сбои или промахи;

- понимать в общении с людьми не только то, что сказано, но и то, что не высказано;

- руководствоваться в работе тремя "не": не раздражаться, не теряться, не распыляться;

- быть терпимым к недостаткам людей (если эти недостатки не мешают непосредственно вашему бизнесу);

- помнить, что человека можно оскорбить не только словом, но и позой, жестом, мимикой;

- избегать заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, выступлении, т. к. в этом явно видны переоценка собственной персоны и пренебрежение к окружающим;

-- уважать человека, т. к. унижение никогда не забывается и не прощается. Бояться поступить несправедливо, т.к. это всегда сильно задевает людей;

- обращать особое внимание на нематериальные, внешне не воспринимаемые аспекты организационного окружения. Глубоко укоренившиеся в людях предположения и ценностные ориентиры могут требовать длительных и трудных изменений в системе и структуре управления. Основы этики - это тот путь, который помогает понять организационное "Зазеркалье";

- относиться скептически к предложениям, призывающим к быстрой трансформации культуры;

– оценить значимость основных организационных символов (название компании, логотип, лозунги) для сотрудников;

- вводить организационные обряды для усиления культуры;

- воплощать абстрактные идеалы в своей повседневной деятельности. От менеджера требуется понимание того, каких идеалов он должен придерживаться и какими действиями следует передать это вниз по уровням организации.

Особое значение имеет этика переговоров и разрешение конфликтных ситуаций. Этика переговоров - морально-нравственная категория, выражающая кодекс сводных правил общения партнеров в процессе переговоров, создающих определенный морально-психологический климат в предпринимательской деятельности. Этика рыночных отношений отражает социальную ответственность предпринимателей, их общественную миссию. В отличие от комплексов юридических норм, этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и привычках. В последнее время в России этике, деловому этикету уделяется больше внимания. Считается, что в условиях рыночной экономики 15 % успеха менеджера зависит от профессиональных знаний и 85 % - от искусства общения, владения приемами собственной презентации.

В рамках норм предпринимательского поведения действуют специальные рекомендации для лиц, участвующих в переговорах. Среди них: внешний вид и привычки; порядок представления и знакомства; требования к визитным карточкам; умение держать себя на визитах, в обществе, в гостях; организация официальных и неофициальных приемов и встреч.

Основные требования делового этикета: пунктуальность и обязательность; бережное отношение к своей репутации; проявление внимания и уважения к партнеру; настрой на компромисс; немногословность. Деловая этика, помимо общей культуры поведения, включает в себя также специальные приемы, способствующие успеху делового общения, основанные на психологии:

- относиться к людям с уважением;

- не критиковать своего партнера. Критика в деловых отношениях бесполезна, она задевает гордость и заставляет обороняться;

- интересоваться другими людьми, их делами. Во время деловых переговоров учитывать не только свои интересы, но и интересы партнера: "сначала заглянуть в чемодан партнера, затем открывать свой";

-стараться произвести хорошее впечатление на партнера, чаще улыбаться. Человек без улыбки не должен открывать магазин;

- обращаться к людям по имени. Звучание собственного имени для человека - самая приятная мелодия.

- беседовать с партнером о том, что ему интересно. Изучить партнера. С людьми, преодолевшими большие трудности, полезно говорить о них;

- уметь делать людям комплименты. Для этого надо учиться открывать в людях хорошее;

- не всегда говорить неприятную правду. Если ваш партнер купил что-то очень дорогое, не напоминать ему об этом;

- избегать острых углов. Единственный способ одержать верх в споре - уклониться от него. Нельзя говорить: "Я вам докажу". Это равносильно тому, как если бы сказать: "Я вас умнее";

- не начинать переговоры со спорных вопросов. Не давать партнеру возможности сказать: "нет";

- стараться внушить партнеру, что ваша идея - это его идея. Надо стремиться к тому, чтобы клиент захотел купить.

Вопросы для повторения

2. Чем обусловлен рост социальной значимости этического момента в государственной службе?

3. Что представляет собой этика государственной службы?

4. Назовите принципы, составляющие основу этических кодексов в системах управления многих стран.

Этика представляет собой философскую дисциплину, предметом исследования которой являются нравственность и мораль.

За последние несколько десятилетий вопросы, связанные с деловой этикой, приобретают все большую актуальность среди ученых, менеджеров-практиков, политиков и общественных деятелей. Этика бизнеса стала обязательной дисциплиной практически во всех школах бизнеса. В современных условиях деловая репутация играет очень важную роль при выборе партнеров по бизнесу, поставщиков, при заключении сделок и т. д.

Суть этики бизнеса (или деловой этики) состоит в открытости по отношении к партнеру, верности своему слову, честности, способности работать не только эффективно, но и в соответствии с действующими законами, нормами и правилами, традициями и т. д.

Основные этапы становления этики бизнеса в России и в мире

За прошлый век в развитых странах Запада восприятие обществом социальной ответственности и этики бизнеса прошло через следующие 3 основных этапа:

Готовые работы на аналогичную тему

В РФ можно выделить всего 5 основных этапов становления деловой этики:

Три основных подхода к проблемам социальной ответственности бизнеса

Можно выделить три основных подхода к этике управленческих решений и пониманию проблем социальной ответственности бизнеса:

Этичное ведение бизнеса сопряжено с возникновением проблем на предприятиях и в обществе и необходимостью их решения. Новые схемы бизнеса (к примеру, генная инженерия) требуют осмысления и вписывания в этические рамки, из-за чего они какое-то время находятся вне этики (клонирование тканей человека, животных).

Немаловажный аспект связан с защитой окружающей среды и интересов потребителей. Организации, как правило, спонсируют зеленые движения и экологические программы. Однако здесь нет четкой грани между поддержкой зеленых и откупом от них. Тем более что, когда принимаются законы, повышающие экологическую ренту, промышленники лоббируют их смягчение, угрожая ростом цен, издержек и увольнениями.

В настоящее время актуальными становятся проблемы этики, связанные с цифровыми технологиями, с развитием сети Интернет и баз данных. Здесь выделяют три этических аспекта. Первый относится к работе сотрудников внутри компании. Второй связан с темой виртуальной занятости, когда работодатель не знает своего сотрудника в лицо. Третий касается распространения информации и доступа к ней посредством сети Интернет.

Всемирная сеть изменила взаимоотношения работодателя и работника в тех сферах бизнеса, где основной формой организации деятельности являются проекты. Речь, в частности, идет о проектировщиках, инженерах, журналистах и т. д. Появилась возможность объединять сотрудников в разных городах и странах, нанимать на временную работу специалистов в той или иной области, а также трудиться 24 часа в сутки. Первооткрывателями в данной области стали производители программного обеспечения в США и Европе. Однако повышение, эффективности из-за роста производительности и снижение издержек, вследствие разного уровня оплаты труда в различных регионах, приводят к сокращению рабочих мест в развитых странах. Наймы временных работников вызвал и ряд проблем. Прежде всего, виртуальные отношения требуют высокое степени доверия между работодателем и работником, т. к. фактически все держится на электронной переписке.

Таким образом, этика бизнеса на современном этапе развития имеет еще много трудноразрешимых проблем как на уровне отдельно взятых международных компаний, так и на уровне законодательном, политическом. Исходя из вышеописанных характеристик бизнеса и проблем деловой этики, можно сделать вывод, что она в широком понимании затрагивает все сферы жизнедеятельности общества: мировые связи, глобализацию, экономику, внедрение новых технологий, окружающую среду, рынок труда, политику, права человека и многое другое. Поэтому целью этики бизнеса должно быть принятие целесообразных решений, вступление на путь цивилизованного процветания, не наносящего ущерба обществу.

- социальная ответственность бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих, акционеров, а также населения);

- модернизация технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций;

- повышение доверия к бизнесу (при сохранении коммерческой тайны - искренность, честность, выполнение обещаний);

- уважение правовых норм и обеспечение равных возможностей в конкуренции;

- признание верховенства этических норм (некоторые

сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки

- содействие свободе многосторонней торговли;

- охрана окружающей среды;

- отказ от противозаконных действий (взяточничество, отмывание денег, терроризм, наркоторговля и др.).

Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным, отраслевым и корпоративным этическим кодексам и нормам.

На корпоративном уровне (микроуровень - в масштабе отдельное фирмы и её" клиентов) принципы доверия и отсутствия дискриминации раскрываются в отношениях между поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т. д. Нарушение данных правил также влечет за собой различные потери (рост накладных расходов, конфликты и конфликтные ситуации и др.). На этом уровне решаются и частные этические проблемы, которые возникают буквально на каждом шагу, особенно в сфере управления людьми.

Учитывая вышеизложенное, можно предложить некоторые правила и рекомендации, учет которых может помочь формировать такое многогранное понятие как корпоративная этика:

- выработать привычку: все, с чем сталкиваетесь; рассматривать с точки зрения пользы для вашего дела, но в то же время учитывать и интересы партнера;

- выполнять обещания в срок. Если не смогли это сделать

- не оправдываться, а определить новый срок и сдержать слово;

- отклонять тактично и вежливо предложения, не представляющие интерес для фирмы;

- избегать самоуверенности, будучи уверенным в себе;

- анализировать неудачи, сбои или промахи;

- понимать в общении с людьми не только то, что сказано, но и то, что не высказано;

- руководствоваться в работе тремя "не": не раздражаться, не теряться, не распыляться;

- быть терпимым к недостаткам людей (если эти недостатки не мешают непосредственно вашему бизнесу);

- помнить, что человека можно оскорбить не только словом, но и позой, жестом, мимикой;

- избегать заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, выступлении, т. к. в этом явно видны переоценка собственной персоны и пренебрежение к окружающим;

-- уважать человека, т. к. унижение никогда не забывается и не прощается. Бояться поступить несправедливо, т.к. это всегда сильно задевает людей;

- обращать особое внимание на нематериальные, внешне не воспринимаемые аспекты организационного окружения. Глубоко укоренившиеся в людях предположения и ценностные ориентиры могут требовать длительных и трудных изменений в системе и структуре управления. Основы этики - это тот путь, который помогает понять организационное "Зазеркалье";

- относиться скептически к предложениям, призывающим к быстрой трансформации культуры;

– оценить значимость основных организационных символов (название компании, логотип, лозунги) для сотрудников;

- вводить организационные обряды для усиления культуры;

- воплощать абстрактные идеалы в своей повседневной деятельности. От менеджера требуется понимание того, каких идеалов он должен придерживаться и какими действиями следует передать это вниз по уровням организации.

Особое значение имеет этика переговоров и разрешение конфликтных ситуаций. Этика переговоров - морально-нравственная категория, выражающая кодекс сводных правил общения партнеров в процессе переговоров, создающих определенный морально-психологический климат в предпринимательской деятельности. Этика рыночных отношений отражает социальную ответственность предпринимателей, их общественную миссию. В отличие от комплексов юридических норм, этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и привычках. В последнее время в России этике, деловому этикету уделяется больше внимания. Считается, что в условиях рыночной экономики 15 % успеха менеджера зависит от профессиональных знаний и 85 % - от искусства общения, владения приемами собственной презентации.

В рамках норм предпринимательского поведения действуют специальные рекомендации для лиц, участвующих в переговорах. Среди них: внешний вид и привычки; порядок представления и знакомства; требования к визитным карточкам; умение держать себя на визитах, в обществе, в гостях; организация официальных и неофициальных приемов и встреч.

Основные требования делового этикета: пунктуальность и обязательность; бережное отношение к своей репутации; проявление внимания и уважения к партнеру; настрой на компромисс; немногословность. Деловая этика, помимо общей культуры поведения, включает в себя также специальные приемы, способствующие успеху делового общения, основанные на психологии:

- относиться к людям с уважением;

- не критиковать своего партнера. Критика в деловых отношениях бесполезна, она задевает гордость и заставляет обороняться;

- интересоваться другими людьми, их делами. Во время деловых переговоров учитывать не только свои интересы, но и интересы партнера: "сначала заглянуть в чемодан партнера, затем открывать свой";

-стараться произвести хорошее впечатление на партнера, чаще улыбаться. Человек без улыбки не должен открывать магазин;

- обращаться к людям по имени. Звучание собственного имени для человека - самая приятная мелодия.

- беседовать с партнером о том, что ему интересно. Изучить партнера. С людьми, преодолевшими большие трудности, полезно говорить о них;

- уметь делать людям комплименты. Для этого надо учиться открывать в людях хорошее;

- не всегда говорить неприятную правду. Если ваш партнер купил что-то очень дорогое, не напоминать ему об этом;

- избегать острых углов. Единственный способ одержать верх в споре - уклониться от него. Нельзя говорить: "Я вам докажу". Это равносильно тому, как если бы сказать: "Я вас умнее";

- не начинать переговоры со спорных вопросов. Не давать партнеру возможности сказать: "нет";

- стараться внушить партнеру, что ваша идея - это его идея. Надо стремиться к тому, чтобы клиент захотел купить.

Вопросы для повторения

2. Чем обусловлен рост социальной значимости этического момента в государственной службе?

3. Что представляет собой этика государственной службы?

4. Назовите принципы, составляющие основу этических кодексов в системах управления многих стран.

5. Дайте характеристику принципу законности.

6. Что характеризуют этические принципы государственной службы?

7. В чем различие этических принципов от этических норм?

9. Где межролевой конфликт проявляется наиболее остро?

10. Дайте определение социальной ответственности этики бизнеса.

11. Перечислите проблемы этики бизнеса.

12. Иерархические уровни этики бизнеса и их характеристика.

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы.

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.


В современном мире в процессе развивающихся высоких технологий, глобализации и интеграции, в условиях обостренной конкурентной борьбы в различных отраслях и сферах, компаниям для повышения своей продуктивности и улучшения репутации недостаточно только проводить разумную ценовую политику и обеспечивать своей продукции достойную рекламу. Сейчас все большую популярность набирает относительно недавно сформировавшееся понятие этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности. Во многом от уровня культуры и этичности принимаемых компанией решений зависит не только правильное, согласованное и законное внутреннее функционирование всех отделов предприятия, но и ответственное и честное отношение к клиентам, поставщикам и другим стейкхолдерам производственного процесса.

Целью моего исследования является нахождение ответа на неоднозначный, вызывающий противоречия вопрос - а есть ли этика бизнеса в России? Соответственно, передо мной стоит задача на основе интервью с двумя практикующими менеджерами компаний отечественного рынка, референтной литературы в научных и публицистических изданиях и собственного опыта выявить закономерности развития этики бизнеса в нашей стране, определить проблематику и методы внедрения этого направления в российские компании. В своей работе я опиралась на анализ проведенных мной интервью, различные Интернет-ресурсы, а также на печатные источники в бизнес-изданиях, как российских, так и зарубежных.

Этика бизнеса в России: проблемные зоны, факты и варианты решения проблем.

Этика бизнеса в России – совсем недавно сформировавшееся понятие. Его можно определить, как применение моральных принципов и устоев к деловым ситуациям. Изучение данной области знаний – сложный процесс, потому как исторически сложившаяся ситуация в нашей стране диктует не только политические изменения, но и поведение предпринимателей. Принимая какое-либо этическое решение, российский бизнесмен зачастую руководствуется не законодательством, личными моральными ценностями или корпоративным кодексом компании, а желанием и возможностью выжить в деловой среде, где он встает на стыке коррумпированного бюрократического аппарата и сложной системы несоблюдаемых сводов законов и правил. 1

Все сферы возникновения этических дилемм в России в принципе можно разделить на несколько частей, чтобы рассмотреть их состояние по отдельности и выявить закономерности развития каждой из них. К таким разделам можно отнести антикоррупционную политику, столкновение бизнеса и экологии, родственные и дружеские отношения и их влияние на деятельность компании и КСО.

Экология и бизнес.

Одной из очевидных проблем ведения бизнеса в России является нередкое столкновение интересов предпринимателей с экологическими стандартами и невосполнимостью природных ресурсов. Желая максимизировать прибыль, бизнесмены готовы на все – вырубить леса, если они становятся препятствием, загрязнять воздух и воду вокруг своих фабрик и заводов, даже полностью разрушить экологическое состояние целого района. Таких историй тысячи, и они, к большому сожалению, зачастую касаются самых важных для нашей страны экологических объектов.

Конечно, во многих случаях последовательные действия сотрудников компании по улучшению экологии связаны с тем, что эти меры обязательны и продиктованы, возможно, корпоративным кодексом или иными документами. Но по своему небольшому жизненному опыту я могу сказать, что истинно этичное отношение к природе показывают не экологические отделы крупных корпораций, а инициативные сотрудники предприятий малого бизнеса. Например, я знакома с работником лесной промышленности. Суть его деятельности заключается в вырубке леса, и, отдавая себе отчет в долгой невосполнимости и жизненной необходимости этого ресурса для всех живых существ, он поверх срубленных деревьев самостоятельно высаживает молодые деревья.

Столкновение четкости бизнес-процессов с неустойчивостью окружающей среды и ответственностью за экологическую безопасность ведет к возникновению многочисленных этических дилемм. Разные компании решают их по-разному, что наталкивает меня на мнение о том, что этика бизнеса в России существует не в целом, а в отдельно взятых компаниях.

На тему распространенности такого явления, как коррупция в нашей стране можно говорить и писать очень много. Однако наша задача, во-первых, заключается в поиске первопричин такого положения дел и, что намного важнее, вариантов предотвращения этических нарушений, связанных с отмывательством, подделками, обманом стейкхолдеров. Политика двойных стандартов, несовершенная система законодательства в России, безответственность чиновников и плохой пример взяточничества, который они подают простым людям, - все это в совокупности становится причиной такого невероятного уровня коррумпированности отечественной деловой среды.

Не вызывает сомнения актуальность антикоррупционной деятельности как важнейшего раздела этики бизнеса. В исследовании издания Business Excellence приведены данные о мнении иностранных управленцев о российской деловой среде. Одним из рассмотренных аспектов было выделение наиболее острых проблем, мешавших предпринимательской деятельности в России в 2013 году. В тройку лидеров среди респондентов вошла коррупция. Именно поэтому грамотное ведение антикоррупционной политики является гарантом общего улучшения деловой среды и этичности бизнеса в России. 4

Родственные и дружеские отношения и их влияние на бизнес.

Ни для кого не секрет, что многие возникающие в бизнесе проблемы в России можно решить благодаря связям. При этом правовую и этичную правильность принятых решений гарантировать невозможно. В таких ситуациях грань между служебными отношениями и дружескими, родственными стирается, и это приводит к возникновению многочисленных этических дилемм. Во многих компаниях существует запрет на одновременную работу мужа и жены на предприятиях, с целью пресечения появления тех самых дилемм.

Действительно, в сознании любого российского бизнесмена установлен принцип, что лучше сотрудничать с теми организациями, где у него есть знакомые или родственники, ведь они станут опорой и защитой в случае возникновения каких-то затруднений. Именно это утверждение мешает предпринимателям очиститься от мыслей о возможности обхождения законов, этических принципов и моральных ценностей.

Данную проблему в любой компании решить очень трудно, потому что она находится на стыке общепринятых ценностей (семьи и дружбы) и интересов бизнеса. Поэтому мне кажется, что каждый сотрудник должен сам осознавать недопустимость политики двойных стандартов по отношению к близким людям. Совершенно очевидно, что такое самосознание среди кадров скорее утопично, чем реально, поэтому его стоит чем-то подпитывать - возможно, подавать правильный пример в работе начальников. Ведь если менеджер добивается всего сам и не прибегает к использованию связей в решении бизнес-вопросов, то и работающие по найму подчиненные видят в этом единственно верное правило ведения предпринимательства.

КСО (Корпоративная социальная ответственность).

Недавно пришедшая в отечественные компании тенденция участвовать в различных социальных, культурных, образовательных и благотворительных акциях, с одной стороны кажется положительным явлением для развития деловой среды. Однако попытки копнуть глубже приводят к осознанию того, что истинные цели некоторых программ КСО направлены, как и многое в российском бизнесе, исключительно на получение прибыли.

По мнению немецких исследователей, корпоративная социальная ответственность в России – понятие, с которым можно столкнуться только в крупных корпорациях, и даже там, несмотря на усиленную работу предприятия по развитию этой области, все еще чувствуется незрелость и неопытность управления социальными программами. 6

Варианты решения проблемы неразвитости КСО лежат на поверхности – вкладывая средства в различные программы, вы не только улучшаете репутацию своей компании, но и получаете личное удовлетворение, потому что знаете, что совершаете благое дело. Жадность в таких случаях не должна становиться препятствием, ведь хорошие дела всегда возвращаются к вам в двойном размере.

Анализ интервью первого менеджера.

Во время интервью заметным становится высокий уровень развития корпоративной социальной ответственности предприятия. Кроме итак очевидного большого количества социальных программ, таких как благотворительность, оборудование рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, образовательные курсы и т.д., фирма ведет прозрачную политику КСО и информирует на своем сайте обо всем полезном, что они делают для общества. Однако по признанию директора по персоналу, некоторые из подобных мероприятий совершаются не для истинно благих целей, а для рейтинга или, проще говоря, галочки.

Здесь мое мнение совпадает с мнением респондента: компания этична и социально-ответственна только при условии искренности совершаемых благих дел и принятых решений.

Анализ интервью второго менеджера.

Можно также отметить, что оба начальника считают, что компания должна принимать активное участие в формировании сознания сотрудников об этичности бизнес-процессов.

Рассмотрев некоторые доступные мне источники информации в сети Интернет, в российских и зарубежных бизнес-изданиях, проанализировав интервью менеджеров ведущих российских компаний, я сформулировала свою точку зрения об этике бизнеса и корпоративной социальной ответственности в деловой среде нашей страны. Рассматривая каждую отдельную сферу, подконтрольную понятию этики бизнеса, я выявила множество нарушений, подкреплённых реальными примерами. К счастью, уже существуют компании на российском рынке, всерьез озабоченные проблемами этики в своей деятельности. Яркими примерами таких компаний стали те, в которых работают мои респонденты для интервью. Несмотря на отсутствие в структурах отделов, непосредственно отвечающих за этику бизнеса, менеджеры сумели назвать целый ряд других департаментов, активно занимающихся работой с персонал и разбором различных этических вопросов и проблем.

Что же касается КСО, то здесь Россия представляется достаточно развитой культурной, ответственной средой, потому как большинство средних и крупных компаний занимаются различными социальными, благотворительными и образовательными программами. Остается только надеяться, что делают они это от всего сердца и искренне, потому как менеджеры в своих ответах подчеркнули необходимость реальной помощи обществу, а не просто рассказов о существовании развитой системы КСО.

Вопрос, ответ на который являлся поводом и целью моего мини-исследования, на мой взгляд, можно отнести к риторическим. Но подводя итог, я скажу, что этика бизнеса в России существует не в целом, а в отдельно взятых компаниях, которые, по моим наблюдениям, больше связаны с западными корпорациями и культурой. Все-таки это явление приходит в нашу деловую среду из-за границы, медленно вползая и проникая в сознание управленцев. Это тенденция позволяет нам предположить, что уже в скором времени ситуация на российском рынке изменится, и на первое место в ведении бизнеса выйдет не только излечение прибыли, но и этичность принимаемых решений.

Smith, J. (2014). "The Companies With the Best CSR Reputations". Forbes.

Г.Б.Клейнер. (1998). "Этика бизнеса в России и в мире". В Стратегии бизнеса: аналитический справочник (стр. 10-11). Москва: "КОНСЭКО".

Ермакова, Ю. (2014). "Пираты на стройке". "Компания"(№34/815), 34.

Коммуникационное агенство FleishmanHillard Vanguard. (2014). "Оценка иностранным бизнесом деловой среды в России за 2013 год". Business Excellence(№5), 30-33.

Нина Белякова, П. К. (2014). "Ежи молчать не будут". Ежемесячный журнал ОАО "АК "Транснефть" ТТН:Трубопроводный транспорт нефти(№2), 50-53.

Интервью 1. Директор по персоналу ИТ-компании.

Скажите, по Вашему мнению, что такое этика бизнеса? (опишите своими словами)

Мне кажется, этикой бизнеса можно назвать какие-то писаные и неписаные правила ведения бизнеса, нормы и принципы антикоррупционной политики компании.

Как на Ваш взгляд, обращение к этике бизнеса и разговоры о ней – это дань моде или обоснованный выбор компаний?

Я считаю, что в большинстве своем это как раз дань моде, потому что мне представляется почти невозможным функционирование какого-либо предприятия на основе общего желания сотрудников, управляющего аппарата и других людей, вовлеченных в процесс производства, поступать во всех ситуациях в соответствии с установленными нормами и моралью – разве это не утопия?

Существуют ли какие-нибудь требования государства или других структур об обязанности компаний быть этичными? В чем это проявляется?

Со стороны государства существуют различные законодательные и декларативные регуляторы деятельности компаний. Если договорные отношения можно отнести к этике бизнеса, то я назову Гражданское право. Также Корпоративное право, Закон об акционерных обществах и, конечно, Трудовой кодекс.

Есть ли какие-нибудь санкции при условии отказа следовать данным требованиям? Какие именно?

Санкции возникают там, где нарушаются соответствующие законодательные нормы. Поэтому и сами санкции прописаны там же – насколько мне известно, решением подобных вопросов занимается арбитражный суд. Если брать не государственный уровень, то фирма в случае этических нарушений контрагентом может разорвать с ним договор и прекратить сотрудничество.

Как в Вашей компании обстоят дела с этикой? Поясните свое мнение на примерах.

В нашей компании дела с этикой обстоят довольно хорошо, потому что для нас очень важен имидж компании, и работа всех соответствующих служб направлена на максимизацию этичности принимаемых в компании решений как среди сотрудников, так и в работе с клиентами.

Придерживается ли Ваша компания Корпоративной социальной ответственности?

Да, наша компания развивает различные программы социально-благотворительной направленности, так как внесение вклада в повышение качества жизни россиян является одним из важных принципов нашей работы.

В какие сферы компания вкладывает деньги (элементы политики КСО)? С чем связан выбор именно этих сфер?

Чем проблема острее, тем большее наше внимание она на себя вызывает, поэтому основными сферами, в которые вкладывается компания, является социальная, образовательная и благотворительная.

Какие Вы могли бы назвать документы, закрепляющие следование этике бизнеса или КСО в вашей организации?

У нас существует кодекс корпоративной этики.

Используете ли Вы эти документы в своей работе или только знаете об их существовании?

Конечно, используем! Во-первых, при поступлении на работу все новые сотрудники обязаны ознакомиться с кодексом. Во-вторых, мы следим за тем, чтобы на стадии ознакомления процесс пользования кодексом не закончился, потому как вся внутренняя и внешняя политика компании строится на принципах, целях, задачах и нормах, изложенных в данном документе. Соответственно, мы стараемся их придерживаться.

У некоторых компаний на сайте прописываются миссия и принципы КСО. Есть ли сайт и такой раздел у вашей организации?

Да, политика КСО нашей компании достаточно прозрачна, и всю информацию об этом можно найти на сайте.

Есть ли в вашей организации специально назначенные сотрудники или структуры, ответственные за разработку или контроль за состоянием дел по этике? Если да, то расскажите, чем они занимаются и как это делают.

В целом, можно назвать три отдела, занимающихся подобными вопросами: служба безопасности, которая методами, разглашение которых я считаю неэтичным (Улыбается), следит за соблюдением антикоррупционной политики компании и проверяет документацию и репутацию контрагентов, с которыми мы работаем; департамент маркетинга, занимающийся организацией и проведением мероприятий, связанных с КСО; отдел управления персоналом, ответственный за доведение и разъяснение информации об этике бизнеса сотрудникам.

Как вы в целом оцениваете – нужны ли они? Полезны ли? Эффективна ли их работа?

Безусловно. Компания должна ежедневно работать над своим брендом, чтобы вся демонстрируемая на рынке культура и этика конкретной компании была не просто рекламой или выдумкой, а отражала действительное состояние дел внутри фирмы.

Какие социальные программы есть в данный момент в компании?

О, их множество. Например, мы создаем рабочие места для людей с ограниченными возможностями, непрерывно ведем активную работу по обучению наших сотрудников как внутри организации, так и совместно с профильными университетами. Также мы участвуем в благотворительных акциях, перечисляя средства в различные фонды, практикуем волонтерство – выезды в детские дома, проведение обучающих семинаров силами проявляющих инициативу сотрудников.

Если говорить в целом, то каких программ больше, ориентированных на работников предприятия или во вне? С чем связано такое распределение, на Ваш взгляд?

К сожалению, больше программ, ориентированных во вне. Я считаю, это связано с тем, что наша компания еще пока достаточно молодая и не дошла до программ, которые были бы рассчитаны на работу с сотрудниками. Но мы движемся в этом направлении.

Готовит ли Ваша компания социальный отчет? Какая информация представлена в отчете?

Да, готовит. В основном это необходимо при составлении рейтинга компаний. Развитая система КСО - один из ключевых показателей в настоящее время. В таких отчетах публикуется информация о существующих социальных программах и мероприятиях.

Какой должна быть на Ваш взгляд социально-ответственная компания?

Нужно ли в организациях заниматься вопросами этики или это сугубо личное дело каждого человека?

Конечно, навязать человеку систему ценностей компания не может – в такой ретроспективе это сугубо личное дело каждого. Но относительно вопросов, касающихся работы компании, можно сказать иначе – здесь сама организация должна принимать активное участие.

1  Г.Б.Клейнер. (1998). "Этика бизнеса в России и в мире". В Стратегии бизнеса: аналитический справочник (стр. 10-11). Москва: "КОНСЭКО".

3  Нина Белякова, П. К. (2014). "Ежи молчать не будут". Ежемесячный журнал ОАО "АК "Транснефть" ТТН:Трубопроводный транспорт нефти(№2), 50-53.

4  Коммуникационное агентство FleishmanHillard Vanguard. (2014). "Оценка иностранным бизнесом деловой среды в России за 2013 год". Business Excellence(№5), 30-33.

5  Ермакова, Ю. (2014). "Пираты на стройке". "Компания"(№34/815), 34.

7  Smith, J. (2014). "The Companies With the Best CSR Reputations". Forbes.

Читайте также: