Антропология нового времени кратко

Обновлено: 04.07.2024

Антропология – это комплекс научных дисциплин, изучающий происхождение и развитие человека, его физическую природу, морфологические различия. В общем, исследуется все, что связано с человеком.

Зарождение антропологии

Развитие антропологии

Средние века – это время застоя в антропологической области знаний. Период Возрождения характеризовался восхищением человеком, его могуществом и силой. Мыслители с восторгом описывали человеческое тело. В анатомии человека произошли значительные открытия. Существенный вклад в этой области внесли Леонардо да Винчи (1452-1519), Везалий (1514-1564), Фабриций (1533-1619). Знания о расах развивались благодаря великим географическим открытиям. Благодаря этим путешествиям европейцы ознакомились с обезьянами, что стало важным результатом для антропологии.

За счет колонизации и внимания к демографическим процессам в XVIII столетии антропология бурно развивалась. Немецкий мыслитель И. Кант в антропологию включал преимущественно психологические вопросы. В это время был написан первый антропологический труд в России, автором которого стал Панкратьевский дьякон Михайлов Иван. Карл Линней (1707-1778) построил классификационную схему, поместив человека в отряд приматов. Он вычленил вид Homo sapiens, разделив его на четыре расы. Жорж Бюффон охарактеризовал отличия физических типов человека, которые определяются, по мнению ученого, бытовыми условиями и климатом.

Середина XIX века была важнейшим периодом в развитии антропологии. В 1859 году в Париже Полем Броком организуется Антропологическое научное общество. Позднее подобные объединения появились в других странах (1863 г. – Лондон, 1864 г. – Москва). Главной их задачей было изучение расовых особенностей и этнографии. Сам Брок составил таблицу вариационных признаков и создал методику измерения тела человека. Огромную значимость имели работы Чарльза Дарвина. Его труды разрушили телеологические воззрения. Он показал, что человек произошел благодаря продолжительной эволюции живых организмов на планете. Закладываются антропометрические методы, способы изучения расовых характеристик. Франкфуртским соглашением (1882) была унифицирована краниометрическая методика. Проблемы антропологии рассматривались классиками марксизма - Ф. Энгельсом и К. Марксом. Они доказали, что недопустимо переносить биологические закономерности с целью объяснить исторические процессы. К.М. Бэр проследил изменение зародыша на всех этапах, что было сделано впервые.

Философия Нового времени — период развития философии в Западной Европе в XVII – XVIII веках, характерными чертами которого являлись капитализм, бурное развитие техники и науки и формирование математического мировоззрения. Также этот период называют научной революцией.

Центральные фигуры в философии разума той эпохи делятся на две основные группы: рационалисты, утверждающие, что у истоков любого знания стоят врожденные идеи, которые присутствуют в уме. Главные представители этого направления:

  • Рене Декарт По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Рене Декарта подробнее ,
  • Барух Спиноза,
  • Готфрид Лейбниц По данной теме мы уже выполнили реферат Готфрид Лейбниц (философия Лейбница) подробнее ;
  • эмпиристы, считавшие, что у истоков знания должен стоять чувственный опыт.

Ключевые фигуры этого направления — Джон Локк По данной теме мы уже выполнили реферат Джон Локк подробнее , Джордж Беркли По данной теме мы уже выполнили эссе Джордж Беркли подробнее и Дэвид Юм По данной теме мы уже выполнили реферат Девид Юм подробнее .

Человек в Новом времени

Готовые работы на аналогичную тему

Подобный взгляд характерен для всех французских материалистов XVIII в. (Гольбах, Гельвеции, Дидро По данной теме мы уже выполнили реферат Материалистическая концепция Дени Дидро подробнее ).

Отстаивая принципы последовательного механистического детерминизма, философы не могли ни в какой мере признать свободу воли человека.

Также характерной чертой мыслителей того времени явилась в том, что человек изначально добр и не грешен, отрицая христианское учение о первородном грехе.

Философская антропология Нового времени формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой культуры, получившей название гуманизм. Если религиозная философия средневековья решала проблему человека в мистическом плане, то философия эпохи Возрождения (Ренессанса) ставит человека на земную основу и на этой почве пытается решить его проблемы. В противоположность учению об изначальной греховности человека, она утверждает естественное стремление его к добру, счастью и гармонии. Ей органически присущи гуманизм и антропоцентризм. В философии этого периода Бог не отрицается полностью. Но несмотря на пантеизм, философы делают своим знаменем не его, а человека. Вся философия оказывается проникнутой пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности.

Так, согласно Пико делла Мирандоле (1463—1494), человек занимает центральное место в мироздании. Это происходит потому, что он причастен всему земному и небесному. Астральный детерминизм он отвергает в пользу свободы воли человека. Свобода выбора и творческие способности обусловливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

VI ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

VI ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. Эмпиризм, новой философии, его эволюция.2. Становление и развитие рационализма.3. Онтологические проблемы философии Нового времени.4. Человек и его бытие.КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:Агностицизм — учение о принципиальной непознаваемости мира.Гилозоизм

3. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Тема 7. Основные идеи и представители философии нового времени

Философия Нового времени

1. Естественно-научные предпосылки философии Нового времени

1. Естественно-научные предпосылки философии Нового времени Начиная с XVII в. бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело – развитие математики и механики. Новая наука

Николай Кузанский – предтеча философии Нового времени

Николай Кузанский – предтеча философии Нового времени Николай Кузанский (1401-1464) – один из интереснейших мыслителей позднего средневековья, выразитель духовных исканий эпохи Возрождения, а его идеи, не всегда четко очерченные, позже преломились в гелиоцентрической

Материалистическая традиция в философии Нового времени. Фрэнсис Бэкон

Материалистическая традиция в философии Нового времени. Фрэнсис Бэкон Фрэенсис Бэкон (1561-1626) был видной политической фигурой Англии первой четверти семнадцатого столетия. Сын лорд-канцлера Николая Бэкона, он сам становится лорд-канцлером Англии в 1618 году, до этого

6. Характеристика философии нового времени (XVI-ХVIII) Ее основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм)

6. Характеристика философии нового времени (XVI-ХVIII) Ее основные направления и виднейшие представители (Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм) В XVI-ХVIII веках начался период развития философии, который принято называть философией Нового времени. Новое Время

РАЦИОНАЛИЗМ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ XVII В.

РАЦИОНАЛИЗМ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ XVII В. Рационализм Декарта, который стал предметом критики сенсуалистски ориентированных английских философов, прежде всего Д. Локка, нашел много продолжателей. К наиболее выдающимся из тех, кто существенным образом способствовал

§ 1. Предпосылки европейской философии права

55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ Философия Нового времени сделала многое для развития теории познания (гносеологии). Главными стали идеи:— философского научного метода;— методологии познания человеком внешнего мира;— связи

XVI. ИСХОД БОРЬБЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЗА МИРОВОЗЗРЕНИЕ

XVI. ИСХОД БОРЬБЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЗА МИРОВОЗЗРЕНИЕ Попытки спекулятивной философии обосновать этику, исходя из познания сущности мира, потерпели крах. Этика, созданная на естественнонаучной и социологической основе, оказалась беспомощной. Шопенгауэр и Ницше не в

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677 гг.). Социально-политические воззрения. Социальная справедливость. Государство как гарантия свободы.

Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.). Учение о человеке. Эгоистическая природа человека. Самосохранение как главный импульс человеческого поведения. Свобода и необходимость. Учение о человеческой природе и социальная философия Т. Гоббса. Теория естественного права и общественного договора.

Джон Локк (1632 – 1704 гг.). Социально-философские и политические взгляды Дж. Локка. Концепция естественного состояния человеческого рода и общественного договора. Концепция частной собственности. Дж. Локк о разделении властей и видах правления. Концепция веротерпимости. Либерализм и его обоснование в социальной философии Дж. Локка.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716 гг.). Учение о человеке. Свобода воли. Человек как субъект свободной, творческой деятельности. Проблема добра и зла. Теодицея Г. Лейбница.

Дэвид Юм (1711 – 1776 гг.). Философское учение о человеке. Природа человека. Чувственный опыт и его структура. Впечатления и идеи. Принцип ассоциации. Критика понятия причинности. Теория аффектов. Этическое учение. Гражданское общество и государство. Учение о религии и церкви.

Философия французского Просвещения

Поль Анри Гольбах (1723–1789 гг.) – систематизатор взглядов французских просветителей на природу и общество. Учение о материи и движении. Отношение философии и теологии. Механистический детерминизм и фатализм.

Учение о человеке и познании Клода Адриана Гельвеция (1715–1771 гг.). Понимание человеческой природы как физической чувствительности и отстаивание принципа себялюбия (личного интереса) как ее выражения. Основные принципы теории познания. Сенсуализм.

Философские и социально-политические воззрения Жана-Жака Руссо (1712–1778 гг.). Естественное состояние и цивилизация. Противоречия цивилизации. Проблема социального неравенства, его происхождение и возможности преодоления. Концепция гражданского общества и общественного договора. Руссо об умственном, физическом и нравственном воспитании.

Философская система Дени Дидро (1713–1784 гг.). Учение о материи и движении. Элементы диалектики, учение о внутренней активности материи. Проблема возникновения жизни и мышления. Необходимость и свобода. Дидро и Энциклопедия.

Немецкая классическая философия

Социокультурные предпосылки становления классической немецкой философии. Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.) – родоначальник немецкой классической философии. Предмет и метод философии. Понимание взаимосвязи новой науки и новой метафизики.

Этика Канта. Категорический императив и проблема свободы человека. Человек как субъект автономного поведения и собственного совершенствования. Свобода как условие нравственного закона, как самоограничение собственного произвола и уважение свободы других. Свобода и ответственность. Долг как категория кантовской этики.

Социальная философия И.Канта: идея вечного мира и сотрудничества народов на основе взаимного доверия.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854 гг.). Учение об абсолюте как исходном пункте бытия и познания. Естественные науки и натурфилософская концепция. Идея тождества субъективного и объективного. Философия искусства Ф. Шеллинга. Искусство как органон философии. Концепция творческой деятельности.

Людвиг Фейербах (1804 – 1872 гг.). Отношение к гегелевской философии. Человек как высший предмет философии. Основные черты понимания природы и человека. Сенсуалистическая теория познания. Сущность и социальные функции религии. Критика христианства. Этика любви и перспективы развития социальных отношений.

Философия марксизма

Социально-исторические и теоретические предпосылки марксистской философии. Отношение Карла Маркса (1818 – 1883 гг.) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895 гг.) к философии Г.Гегеля и Л.Фейербаха. Предмет и метод марксистской философии. Основной вопрос философии.

Формирование философских взглядов. Гуманизм и проблема отчуждения в трудах раннего и позднего Маркса.

Разработка концепции материалистической диалектики. Концепция материи, движения, пространства и времени. Проблемы антропогенеза и возникновения сознания. Диалектика как теория развития, гносеология и логика.

Марксистская философия в XX веке.

Русский марксизм: Георгий Валентинович Плеханов (1856 – 1918 гг.) и философия марксизма: критика социологических воззрений народничества, соотношение философии и науки, осмысление структуры философии как единства диалектики, философии природы и философии истории, разработка материалистического понимания истории, концепция роли личности в истории. Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924 гг.): полемика с махизмом, разработка материализма и диалектики, теория познания, концепция диалектики, учение о государстве и революции, соотношение демократии и диктатуры.

Читайте также: