Спасо преображенский кафедральный собор пермь кратко

Обновлено: 04.07.2024

Неподалеку от Коммунального моста в Перми, рядом с рекой Камой находится весьма необычное классическое здание. На первый взгляд, ничего нестандартного здесь нет. Но вот узнав о назначении и истории этого сооружения, его посетитель удивится. Речь, конечно же, идет о Спасо-Преображенском соборе.

Однако все эти особенности нисколько не портят картинку. Наоборот, здание кажется монументальным, строгие формы придают ему величественности и серьезности, а великолепные колонны подчеркивают архитектурный стиль сооружения — русский классицизм.

Начинается история храма, как ни странно, в городе Пыскоре, в 1560 г. Именно тогда промышленники Строгановы заложили тамошний Спасо-Преображенский монастырь. В 1781 г. первый пермский наместник принимает решение перенести его сюда. Монастырский комплекс был разобран и перевезен в Пермь речным судоходным путем по Каме. Данное мероприятие затянулось на целых 12 лет из-за банальной нехватки денег. Шутка ли, для получения займа даже была заложена церковная утварь!

Место для монастыря нашлось в Сенькино, среди лесного массива. Его жилой комплекс был окончательно достроен в 1798 г. Именно здесь жил святой мученик Андроник, архиепископ Пермский и Кунгурский, принявший смерть за веру в 1918 г.

В 1799 г. император Павел Первый учреждает самостоятельную Пермскую епархию. Теперь монастырь становится Архиерейским двором, то есть резиденцией епископа с личными покоями и хозяйством.

С 1798 г. начинается строительство Спасо-Преображенского собора в Перми. Его возводили целых 22 года, в 1820 г. состоялось освящение храма. Двумя годами ранее был построен летний Преображенский собор, куда перенесли иконостас Пыскорского монастыря.

До революции собор ремонтировался дважды — в 1851 и 1901 годах. После прихода к власти большевиков, в 1922 г. Архиерейская резиденция была передана местному музею. Сам собор закрыли в 1933 г., в его здании разместили галерею. В 1946 г. из-за простой человеческой халатности собор чуть было не сгорел: во время майских праздников в шпиль колокольни угодила ракета из салюта. К счастью, все обошлось.

Только в 2008 г. здание храма снова было передано Русской Православной Церкви. В южной его части размещен храм и большая церковная лавка. Уже в 2010 г. был водружен крест на колокольне, а сама она освящена. В настоящее время соборное здание освобождается от экспонатов художественной галереи, их перевозят в другое место.

Спасо-Преображенский собор однозначно рекомендуется посетить — ведь это один из духовных центров Перми, свидетель двух веков городской истории и просто совершенное классическое здание.

Спасо-Преображенский собор – главный собор Пермской епархии в XIX веке. История собора уходит в глубокое прошлое, и начинается еще в XVI веке, когда Аникой Строгановым основывается Пыскорский мужской монастырь. Этот монастырь был одним из самых богатых на Урале, в нем находилось несколько святынь.

К середине XVIII века монастырь обеднел, и его состояние оставляло желать лучшего. Вместе с указом об образовании Пермского наместничества, Екатерина II подписала указ о переводе Пыскорского монастыря в Пермь. С этого времени начинается история пермского Спасо-Преображенского собора, которому будет суждено стать центром православия в Пермской губернии.

Спасо-Преображенский кафедральный собор в начале XX века.

Спасо-Преображенский собор. Фото начала XX века.

Кафедральный Спасо-Преображенский собор Перми стал центральным зданием ансамбля мужского Спасо-Преображенского монастыря. В него также входили архиерейский дом, духовная семинария, консистория и целый ряд других построек. Только на одну разработку, согласование и поиск финансирования строительства кафедрального собора ушло почти 10 лет – с 1789 по 1798 год.

Непосредственно строительство собора начинается в 1798 году. Авторами соборами называют столичного архитектора М.Ф. Казакова и пермского Г.Х. Паульсена. Отметим, что возведенный в Липецке кафедральный Христорождественский собор сооружен по подобному проекту. Поэтому позможно, авторы у здания собора и колокольни были разные.

Сейчас проводятся восстановительные работы у храма

Сооружение Спасо-Преображенского собора Перми начинается в 1798 году. Строительство происходило в несколько этапов. На первом этапе строилась летняя часть кафедрального собора – церковь Преображения Господня. Его строительство было завершено в 1818 году (освящен в 1819 году).

Спасо-Преображенский собор неоднократно подвергался реконструкции. Первая перестройка прошла в 1852 году, когда губернский архитектор Г.П. Летучий соединил в единый комплекс архиерейский дом, колокольню и сам собор. В этом виде кафедральный собор дошел до наших дней.

Комплекс Спасо-Преображенского кафедрального собора имеет большой духовное и эстетическое значение для Перми. Неслучайно, именно изображение колокольни собора является одним из характерных символов города. Сам собор – не только самое высокое дореволюционное здание Перми. Это духовный центр Перми и Пермского края. На архиерейском кладбище перед собором были похоронены многие видные деятели Перми. В настоящее время идет процесс реконструкции Спасо-Преображенского собора и передача его под юрисдикцию РПЦ.

Спасо-Преображенский собор на карте

В комплекс Спасо-Преображенского монастыря входит духовная семинария, консистория, архиерейский дом и ряд других зданий.

Пермская художественная галерея, расположенная в здании Спасо-Преображенского собора, для жителей Перми является символом города, предметом гордости. Это сокровищница, хранящая тайны многовековой истории. Часть из них мы постараемся раскрыть.

Отыщи всему начало, и ты многое поймешь

Наверное, каждый житель города знает, что здание галереи первоначально принадлежало епархии Русской православной церкви, но мало кто ответит на вопрос, откуда это архитектурное сооружение берёт начало. А между тем его корни уходят в село Пыскор Соликамского района, где некогда существовал один из древнейших и богатейших монастырей на Урале. В 1781 году монастырь был переведён в Пермь из Пыскора, оттуда же был привезён барочный иконостас.

Основание и строительство

Строительство Спасо-Преображенского собора осуществлялось за счёт продажи имущества Пыскорского монастыря – колоколов, иконостасов, церковной утвари. Церкви монастыря были разобраны, их кирпич сплавляли на барках по Каме, чтобы заложить стены для нового собора.

Весь период строительства и реконструкции Спасо-Преображенского кафедрального собора охватывает период с конца XVIII до начала XX века.

Период постройки собора пришёлся на расцвет классицизма, что и продиктовало архитектурный стиль здания. Также в его облике нашли отражение специфические черты уральской архитектуры: мощные стены из кирпича, толщина которых доходит до 2 метров, металлические решётки в окнах, чугунные двери, чугунные полы. На протяжении всего времени строительства храма от жителей Пермской губернии поступали деньги, предоставлялись дерево и прочие материалы.

ФФ.13п.Оп.13п.Д.280. Здание Пермской государственной художественной галереи, 1986, Пермь. Фото предоставлено Государственным архивом Пермского края

Из истории иконостаса и колокольни

Иконостас, который и по сей день является достоянием Пермской художественной галереи, изготовлен в 1780-х – начале 1790-х годов на Горнощитском заводе Екатеринбурга. Поскольку потолки зимнего придела храма были относительно невысокими, пришлось убрать верхний, четвёртый ярус иконостаса.

Строительство 67-метровой колокольни – неотъемлемой части культурного комплекса Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора – получило начало в 1818 году и продолжалось в течение 14 лет. Всего на колокольне было установлено 11 колоколов.

Реконструкция и перестройка

Жизнь здания, как и жизнь человека, протекает этапами и подвержена переменам. В XIX веке собор впервые подлежал реконструкции. Колокольня, собор и архиерейский дом (ныне краеведческий музей) стали единым комплексом, у алтаря летней части собора были устроены два придела.

Кафедральный собор – это сердце города, готовое впустить всех верующих. Когда число жителей города существенно увеличилось, храму пришлось расширяться. Во второй половине XIX века между собором и колокольней были построены два придела. В них были установлены двухъярусные иконостасы. Благодаря проведённой реконструкции кафедральный собор стал пятипрестольным.

ФФ.Оп.24п.Д.073.Л.1. Панорама города в районе Спасо-Преображенского кафедрального собора. Начало XX века. Пермь. Фото предоставлено Государственным архивом Пермского края

Облик собора отражает деятельность и потребности трудящихся в нём людей. По мере своего развития собор рос (увеличилось левое крыло его колокольни), претерпевал перемены (по фасаду дома снесли два крыльца, а вход перенесли в угловую часть), обретал новые элементы (в крытом переходе между колокольней и архиерейским домом устроили ворота).

Судьба собора протекала не автономно, а в единстве целостного архитектурного ансамбля, куда входили также монастырский сад и кладбище (на месте которого в настоящее время находится зоопарк).

Переломный момент

ФФ.Оп.61п.Д.05480.Пермская художественная галерея, Пермь,1960г. Фото предоставлено Государственным архивом Пермского края

Впустив в свои стены галерею, Спасо-Преображенский собор отчасти терял черты своей прежней возвышенности. Так, например, в годы Великой Отечественной войны на шпиле колокольни росли берёзы. А позже, в 1946 году, здание галереи пострадало от праздничного салюта в честь Дня Победы – шпиль колокольни сгорел от попадания в него осветительной ракеты. Вскоре шпиль восстановили, но уменьшили в размерах.

Галерея диктовала зданию условия для своего гармоничного существования: музейная коллекция требовала большей площади – интерьер здания разделили на три этажа. Было проведено центральное отопление, устроена электрическая подстанция, появилась внутренняя телефонная сеть. Фасад здания получил традиционную для классицизма окраску.

Возвращение к истокам

В 1996 г. администрация Пермской области приняла решение о передаче кафедрального собора Пермской епархии. Это дало начало новому этапу в жизни собора – возвращению к облику святыни. На колокольне Спасо-Преображенского собора установили шпиль с крестом, восстановленный по сохранившимся документам, и началась работа над реконструкцией центрального купола и установке основного креста.

ФФ.Оп.24п.Д.018.Л.1. Часть Комсомольского проспекта. Здание художественной галереи. 1960. Пермь. Фото предоставлено Государственным архивом Пермского края

Ниже представлены проекты нового здания для галереи архитектора И.В. Лугового

1993 год

2005 год

Мнение экспертов

Своим видением проблемы переезда Пермской государственной художественной галереи с редакцией BERLOGOS поделился архитектор Игорь Луговой:

Кафедральный собор представляет собой ценность не только как памятник архитектуры, хранящий настенные росписи и уникальный иконостас, но и как воплощённая история интерьерного искусства XVIII – начала XX века. Несмотря на множество реконструкций и трансформаций, здание кафедрального собора и по сей день остаётся одним из самых величественных и красивых архитектурных сооружений Перми, а потому с переездом художественной галереи в новое здание город не утратит свой символ.

В 1560 году в основанном Иоанникием Строгановым военном городке Конкор (ныне село Пыскор) этим же купцом и солепромышленником началось строительство Спасо-Преображенского монастыря. Становление и деятельность монастыря имеет богатую историю, включающую в себя как духовный расцвет, так и упадок жизнедеятельности прикамской обители. В ХVII – XVIII веках Московские Патриархи и Мирополиты придавали огромное значение Пыскорскому монастырю как религиозно-нравственному оплоту христианства в Прикамье, крупнейшему центру миссионерства на Урале. Спасо-Преображенская обитель являлась также оплотом технико-хозяйственных преобразований, и в определенные периоды времени – центром культуры и развития ремесел.

Развивающаяся обитель стала нуждаться в новом просторном храме. И в 1798 году, по благословению епископа Вятского и Великопермского Амвросия в монастыре началось строительство летнего собора в честь Преображения Господня. Его закладку в 1798 году освятил присланный из Вятки игумен Евсевий. Предполагалось построить храм, равного которому в губернии до того времени не было. Для этой цели был сделан заем крупной суммы денег под залог лучшей из митр, хранившихся в пыскорской монастырской ризнице.

16 декабря 1799 г. указом Императора Павла I была учреждена самостоятельная Пермская епархия. Для размещения епархиального центра был избран мужской Спасо-Преображенский монастырь, преобразованный в Архиерейский дом. Строящемуся монастырскому храму суждено было стать главным храмом Пермской епархии – Спасо-Преображенским Кафедральным собором.

Планы архитекторов, взявшихся за строительство, были поистине грандиозными, поэтому возведение собора продолжалось медленно и заканчивалось с большими трудностями. В 1819 г. епископом Иустином был освящен в честь Преображения Господня летний храм Кафедрального собора. В нем был установлен иконостас из древнего Пыскорского Преображенского храма с иконами, написанными в 1762 г. академиком Базилевским.

В 1808 г. по ходатайству президента Императорской Академии художеств графа Александра Сергеевича Строганова Император Александр I пожертвовал во вновь строящийся в Перми Кафедральный собор дорогой иконостас из разноцветного уральского мрамора. Но из-за малой высоты придела иконостас – настоящее произведение искусства, поместился в соборе только в усеченном виде, без верхнего яруса, что умалило его красоту и изящество. Со своей стороны, граф Строганов пожертвовал для подаренного Императором иконостаса дорогие иконы, написанные известными петербургскими мастерами живописи: Угрюмовым, Егоровым, Шебуевым, Витбергом, Боровиковским и Бессоновым.

Весной 1818 года, когда строительство Спасо-Преображенского собора близилось к завершению, Преосвященный Иустин, епископ Пермский и Екатеринбургский, совершил закладку большой каменной соборной колокольни. Строительство началось по проекту губернского архитектора Петра Тимофеевича Васильева. Его проект был признан превосходнее проекта, предложенного известным итальянским мастером Луиджи Руска.

Колокольня собора успешно возводилась с лета 1819 до осени 1824 года. За это время был выстроен первый этаж колокольни с колоннами и фронтонами. Строительные работы оплачивали меценаты, также для этой цели были заняты деньги у Верхотурского Николаевского мужского монастыря, Вятского Кафедрального собора и Пермской казенной палаты.

В 1825 году из-за недостатка средств строительство колокольни было преостановлено. И только в 1828 году, когда на Пермскую кафедру был назначен епископ Пермский и Екатеринбургский Мелетий (Леонтович), дело вновь получило развитие.

8 сентября 1831 г., в присутствии двух архипастырей: епископа Мелетия (Леонтовича) и его преемника по кафедре епископа Аркадия (Федорова), на еще недостроенную, без верхнего яруса каменную колокольню Спасо-Преображенского собора, были подняты старинные колокола бывшего Пыскорского монастыря. В конце 1832 года строительство соборной колокольни было завершено. По мнению пермского духовенства, кафедральная колокольня своим величественным видом и грандиозной высотой напоминала колокольню Московского Новоспасского монастыря.

Церковная ризница для Кафедрального собора частично перешла по наследству от бывшего Пыскорского монастыря, частично поступила из Суздальского Архиерейского дома. Ее составляли золотые под чернью сосуды, потиры, дискосы, большое обложенное бриллиантами Евангелие с образом Господа Вседержителя, лампады и подсвечники из серебра, облачения и митры, отделанные драгоценными камнями. При епископе Дионисии (Цветаеве) ризницу собора пополнила великолепная плащаница, изготовленная в Екатеринбургском Ново-Тихвинском девичьем монастыре, расшитая по малиновому бархату золотом и серебром, украшенная китайским жемчугом и драгоценными камнями.

В 1840-е годы благоукрашение Спасо-Преображенского храма продолжалось. Огромный купол и стены в холодном приделе были расписаны талантливыми пермскими художниками-иконописцами – Никитой Казаковым и Петром Лодейщиковым – крепостными крестьянами. По ходатайству герцога Максимилиана Лейхтенбергского, восхищенного работой крепостных мастеров, оба они получили свободу и поступили в Императорскую Академию художеств. По благословению правящего архиерея в холодном храме за клиросами установили два огромных кивота с изящной резьбой и позолотой для размещения величественных икон святителя Стефана Великопермского и святителя Митрофана Воронежского. В 1849 году по распоряжению Святейшего Синода из Супрасльского Благовещенского монастыря Литовской епархии в Пермский Кафедральный собор передали для хранения посох святителя Стефана. По традиции, посох Пермского Первосвятителя торжественно вручался архипастырям Пермской епархии по прибытии их на кафедру.

К концу ХIХ века Спасо-Преображенский Кафедральный собор стал тесен для молящихся, так как город развивался, и население его быстро увеличивалось. В связи с этими обстоятельствами епископ Пермский и Соликамский Петр (Лосев) благословил реконструировать здание собора, что и было выполнено при участии архитектора А. Б. Турчевича. В период с 1892 по 1893 года здание храма было значительно расширено боковыми пристроями, в которых были устроены два придела, увенчанные главками с луковичными завершениями. Правый придел освящен в честь святого Иоанна Предтечи, левый – во имя святителя Димитрия Ростовского, чудотворца. Помимо этого, за правым клиросом освящен придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Таким образом, после реконструкции собор стал пятипрестольным.

В новых приделах были установлены небольшие двухъярусные позолоченные иконостасы, с двенадцатью иконами в сребропозлащенных ризах в каждом. Внутри северного и южного приделов стены и своды выкрашены масляной краской. Своды, колонны и простенки между окнами расписаны изображением святых. Стены и свод Стефановского храма украшены живописными сценами из Священной и Церковной истории, житий святых угодников, а также орнаментом.

В 1901 году строительно-техническое бюро А.Б. Турчевича продолжило работы по реконструкции Спасо-Преображенского собора. Архитектор увеличил левое крыло колокольни, которое по длине стало равным правой переходной галерее, ведущей в Архиерейский дом. Оба крыла, по его замыслу, получили одинаковое одноэтажное оконное членение; два крыльца, находившиеся с фасадной стороны Архиерейского дома, Турчевич убрал, вход перенес в угловую часть.

Несмотря на незначительное количество декоративных элементов, грубо прорисованные капители колонн и пилястр, в целом Кафедральный храм имел великолепный вид. Спасо-Преображенский собор стал символом Перми и украшением архитектурного облика губернской столицы.

В разные годы в Кафедральном храме, посещая губернский город Пермь, молились Царственные особы и близкие родственники Императоров России: Император Александр I (1824 год), цесаревич Александр Николаевич – будущий Император Александр II (1837 год), герцог Максимилиан Лейхтенбергский – зять Императора Николая I (1845 год), великая княгиня Елизавета Феодоровна Романова (1914 год).

В Спасо-Преображенском соборе служили гостившие в Перми известные церковные иерархи и священнослужители. Так, 26 июня 1904 года Божественную литургию в Кафедральном храме совершил святой праведный Иоанн Кронштадтский. А 25 декабря 1916 г., в праздник Рождества Христова, епископу Пермскому и Кунгурскому Андронику (Никольскому) при совершении Божественной литургии сослужил архиепископ Литовский Тихон (Беллавин), будущий Всероссийский Патриарх.

Спасо-Преображенский собор являлся усыпальницей пермских иерархов ХIХ – начала ХХ веков. Здесь упокоились пять архиереев. Трое из них – епископы Иустин (Вишневский), Вассиан (Чудновский) и Петр (Лосев) – были погребены под алтарем собора. Епископы Иоанн (Островский) и Иоанн (Алексеев) были захоронены на кладбище перед алтарем.

Еще одним пастырем, оставившим глубокий след в истории Пермской епархии, стал протоиерей Александр Александрович Воскресенский, бывший настоятелем Кафедрального храма с 1889 по 1923 годы. Среди пермского духовенства отец Александр отличался особым благоговением к храму Божиему, сознанием высоты священного сана и пастырского долга, за что пользовался всеобщим уважением. Его называли человеком долга и службы, о чем свидетельствуют и многочисленные церковные награды. За усердное служение Церкви и Отечеству протоиерей Александр Воскресенский был награжден шестью орденами Российской Империи.

В начале ХХ века Спасо-Преображенский собор переживал расцвет церковно-певческого искусства. Здесь был образован сводный хор певчих архиерейского хора и трех епархиальных учебных заведений: Пермской духовной семинарии, духовного училища и Пермского епархиального женского училища. Этот огромный коллектив, состоявший из двухсот певчих, потрясал молящихся за архиерейскими богослужениями могучим стройным пением.

От Соборной площади брали свое начало традиционные крестные ходы. Ежегодно в Рождественский сочельник 24 декабря, крестный ход во главе с архипастырем направлялся из Кафедрального храма на реку Каму. Там, у специально вырубленной иордани совершалось Великое освящение воды. Крестный ход сопровождался оркестром военных музыкантов, исполнявших государственные гимны.

Спасо-Преображенский собор в течение многих десятилетий являлся центром церковно-общественной жизни Пермского края. С его амвона жители города узнавали о важнейших событиях в государственной жизни страны: о смерти Императоров, рождении Наследников престола и членов Императорской фамилии, о положении на фронтах во время войны, об изменениях в церковном управлении. 26 февраля 1917 года в Кафедральном храме был рукоположен во епископа Соликамского, викария Пермской епархии, ректор Пермской духовной семинарии, священномученик архимандрит Феофан (Ильменский).

В годы революции и Гражданской войны Кафедральный храм сохранял свое духовное значение в жизни Прикамья. Именно здесь 6 февраля 1919 года пермяки торжественно встречали Верховного правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака, под руководством которого 11 декабря Добровольческая Сибирская армия освободила Пермь от большевиков.

Спасо-Преображенский собор 25 мая 1919 года праздновал свое 100-летие. Юбилей пришелся на день Святой Троицы, что придало празднику еще большую торжественность.

В июне 1919 года советская власть в Перми была восстановлена. Продолжая репрессивную политику по отношению к православному духовенству и Русской Церкви, большевики безжалостно разрушали и грабили народные святыни. В 1920-е годы пострадал и Кафедральный собор. Его мраморный иконостас был демонтирован, разобран и вывезен, разграблению подверглась богатая ризница храма. С икон сняты серебряные и позолоченные ризы, конфискованы старинные облачения, митры, панагии. Бесследно исчез серебряный, покрытый золотом ковчег с частицей мощей святителя Стефана Пермского.

За сопротивление изъятию церковных ценностей 9 декабря 1922 года были арестованы епископ Пермский Сильвестр (Братановский) и члены церковного совета Кафедрального собора. Им были предъявлены незаслуженные претензии в порче церковной ризницы. После разбирательства власти передали Кафедральный храм приверженцам обновленческого раскола.

В настоящее время в здании Спасо-Преображенского Кафедрального собора по-прежнему размещается Пермская государственная художественная галерея. Однако время пребывания этого учреждения в древних стенах намоленного храма уже истекает: благодаря усилиям митрополита Пермского и Соликамского Мефодия (Немцова) дело возвращения главной святыни Пермской епархии сдвинулось с мертвой точки. Несмотря на активное сопротивление незначительной части общественности Перми, негативно настроенной к Церкви, 6 декабря 2011 года Федеральное агентство по управлению госимуществом приняло решение передать здание Спасо-Преображенского Кафедрального собора Пермской епархии.


Спасо-Преображенский кафедральный собор — бывший крупнейший собор г. Перми. Его здание расположено в начале Комсомольского проспекта. В настоящее время здесь размещена Пермская художественная галерея. Объект культурного наследия народов РФ федерального значения.

История

В 1560 году Строгановыми был основан Спасо-Преображенский монастырь в г. Пыскоре. В 1781 году первый наместник Перми решил перевести монастырь в Пермь. Монастырь разобрали и по Каме сплавили в Пермь. Сначала собор хотели поставить на Егошихинской горе, но потом остановились на менее высокой лесной опушке возле Сенькино, вокруг которой вырубили не все деревья. Перевод затянулся на 12 лет из-за нехватки средств и других причин. Пришлось даже заложить пыскорскую церковную утварь Вятскому кафедральному собору, выдавшему под залог 6 тысяч рублей.

В 1793 году внутри жилого корпуса монастыря была устроена келейная церковь во имя Святителя Стефана Пермского. По ошибке архитекторов алтарь был обращён на север. Через 5 лет ошибку исправили — перестроили алтарь на восток. В 1793—1798 гг. был достроен братский корпус.

Крестный ход в день 500-летия св. Стефана Пермского. Выход крестного хода из соборного храма (26 апреля 1896 г.) Проект на перестройку Г. П. Летучего, 1852 г.

В связи с этим, Спасо-Преображенский монастырь был обращён в Архиерейский дом — место жительства епископа, резиденция, духовное имение, комплекс зданий при епископских покоях, и все хозяйство. Сейчас — в начале XXI века — это двухэтажное здание, примыкающее к собору на углу улицы Орджоникидзе и Комсомольского проспекта. Келейная церковь переименована в Крестово-Митрофановскую.

Колокольня собора построена в стиле русского классицизма. Предположительно, автор — Г. Х. Паульсен. Реставрировался собор в 1853 году губернским архитектором Г. П. Летучим и в 1901, Р. И. Карвовским. Расположенная в глубине квартала часовня имеет несколько иной стиль, в её облике просматриваются черты барокко. Особенно характерно смотрится купол. Колокола были также взяты с бывшего Пыскорского монастыря и подняты на колокольню собора в 1831 году.

С восточной стороны к Собору примыкало Архиерейское кладбище — сейчас на этой территории временно располагается Пермский зоопарк, для которого в микрорайоне Нагорный обустраивается новое место. К западу от Собора располагалась Пермская духовная семинария, большое здание которой позже было занято Пермским военным институтом ракетных войск.

Для РПЦ это здание Собора важно как место, где жил и служил Священномученик российский Андроник (Никольский). Он возглавлял Пермскую епархию до 1918 года.

В 1922 году Архиерейский дом был отдан областному музею. Соборный некрополь был снесен в 1931 году под размещение зоосада. В 1933 году собор был закрыт и переоборудован под галерею. В годы Великой отечественной войны на шпиле колокольни росли берёзы, а во время празднования Дня Победы в 1946 году собор чуть не сгорел: в шпиль попала осветительная ракета из праздничного салюта.

Наши дни

В 2008 году часть архиерейского дома была отдана под церковные нужды. Теперь здесь в южной части здания находится храм святого Митрофана Воронежского с самым большим в Пермской митрополии магазином икон, православных книг и другой церковной утвари.

В 2010 году была освящена колокольня собора, и на неё водрузили крест. По взаимной договорённости, Пермская государственная художественная галерея обещала до 2016 года полностью освободить здание собора, переместив все свои музейные экспонаты в здание бывшего ракетного училища.

Читайте также: