Проблемы библиотеки и пути их решения кратко

Обновлено: 07.07.2024

Организационная структура библиотечных систем России имеет иерархическую форму и подчинена ведомственному и административно-территориальному принципам. Ведомственная структура системы библиотек включает: библиотечную систему Министерства культуры РФ; информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН); библиотечную сеть высших учебных заведений России; сеть медицинских библиотек; сеть сельскохозяйственных библиотек и др. Деление по административно-территориальному признаку преимущественно распространяется на региональные, универсальные, научные публичные и массовые библиотеки. Региональные структуры составляют системы республиканских, городских, областных и районных библиотек, административно подчиненных соответствующим республиканским и муниципальным органам.

Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек и включает: публичные (общедоступные) библиотеки федеральных, региональных (субъектов Российской Федерации), муниципальных органов культуры (бывшая сеть библиотек Министерства культуры России); систему научно-технических библиотек и справочно-информационных фондов, которая входит в состав Российской ГСНТИ; информационно-библиотечную систему Российской академии наук (РАН); библиотечную сеть высших учебных заведений России; сеть медицинских библиотек; сеть сельскохозяйственных библиотек; другие системы (профсоюзные, школьные, армейские библиотеки и др.).

На фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, включая средства массовой информации и книгоиздание, библиотеки выдвигаются в число тех немногих институтов, которые в состоянии и должны взять на себя ответственность за обеспечение информационного и культурного единства в России, ее регионов и центра.

Информационные ресурсы российских библиотек организованы на основе сочетания двух главных принципов: отраслевого и территориального. Практически каждая отрасль знаний имеет основное, центральное книгохранилище на федеральном уровне. Наряду с этим на каждом территориальном уровне есть центральная универсальная общедоступная библиотека.

Третье место – это трудности в развитии социального партнерства [2].

Практически все библиотеки России сегодня оснащены электронными каталогами, часть из них имеет собственные, некоторые – например, библиотеки муниципального уровня – работают по схеме аутсорсинга, когда их каталоги расположены на сайтах иных, более крупных организаций. Но с точки зрения соответствия мировому уровню в целом видится определенное отставание из-за сети сельских и школьных библиотек.

К настоящему времени автоматизированные библиотечно-информационные технологии функционируют в более чем 2.5 тыс. научных и публичных библиотек, из которых 1250 – муниципального уровня. Почти во всех библиотеках субъектов РФ созданы ЛВС, объединяющие от 30 до 50 компьютеров. Основным результатом внедрения ИТ в практику работы библиотек является создание электронных каталогов и др. библиографических базы данных.

Например, на сайте ГПНТБ можно получить доступ к электронному каталогу, в котором содержится библиографическая информация о всех видах литературы, поступающий в фонд России – авторефераты диссертаций, неопубликованные переводы, зарубежные книги, зарубежная периодика, отечественные книги, отечественные журналы.

Благодаря активной деятельности федеральных, крупных областных и вузовских библиотек наметилась явно позитивная тенденция – развитие электронной библиотечной системы. Практически все библиотеки России сегодня оснащены электронными каталогами, часть из них имеет собственные, некоторые – например, библиотеки муниципального уровня – работают по схеме аутсорсинга, когда их каталоги расположены на сайтах иных, более крупных организаций. Но с точки зрения соответствия мировому уровню в целом видится определенное отставание из-за сети сельских и школьных библиотек.

Важной стороной деятельности сегодня как считает Яков Шрайберг, генеральный директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России, становится обслуживание удаленных пользователей. Главная задача – сделать так, чтобы читатель из глубинки имел равные права и был для библиотеки столь же уважаемым пользователем, как и посетитель в классическом понимании. Это не так просто, но к этому положению необходимо стремиться.

Таким образом, в сегодняшней социально-экономической ситуации библиотеки, особенно в средних и малых городах, по сравнению с другими государственными организациями, оказались наиболее подготовленными к выполнению роли универсальных информационных центров для широкого обслуживания населения, организаций и органов государственной власти.

Региональные и муниципальные публичные библиотеки значительно расширили тематику приобретаемых ими книг и периодики за счет экономической, финансовой, юридической, справочной конъюнктурно-коммерческой лите ратуры, в том числе на машиночитаемых носителях.

Библиотека давно перестала быть просто книгохранилищем.
Сейчас это интеллектуальное сердце школы, вуза или города. Пульсирующее и горячее, оно соединено артериями-проводами и книжными полками-венами с многовековой историей человечества.

Однако расширение функционала библиотеки и усиление ее роли в формировании умственной и духовной среды не всегда оценивается по достоинству.
Большинство библиотек отмечают недостаток средств, выделяемых на формирование библиотечных фондов. В условиях необходимости закрывать книгообеспеченность и комплектовать фонды все сложнее соблюсти баланс между выполнением требований руководства и распределением бюджета.

В новом материале ЛаЛаЛань рассмотрит основные экономические трудности, с которыми сталкивается библиотека, и предложит возможные решения. О том, что такое СЭБ, как это поможет выполнить требования книгообеспеченности и не только, — читайте далее.

Проблемы, которые есть

ЛаЛаЛань побеседовала со своими партнерами-библиотеками и выделила три ключевых проблемы, с которыми им приходится сталкиваться.

Сокращение финансирования

Первая и самая глобальная проблема — недостаток средств, выделяемых на формирование библиотечных фондов и оплату труда библиотечных работников. По данным Минфина, за прошлый год в госбюджете России 14,6% бюджета было выделено на нацоборону, 24,5% на соцполитику и только 0,6% на культуру.


Библиотекой занимаются сторонние подразделения

Еще одна трудность, с которой сталкиваются библиотеки, — невозможность самостоятельно принимать решения. Это особенно актуально для библиотек при учебных заведениях: высших, средних специальных и средних профессиональных.

Например, библиотека рассматривается как одно из подразделений вуза, и не всегда руководство интересуется ее потребностями и проблемами. Часто решение о комплектации библиотечных фондов и приобретении книжных коллекций принимает, например, проректор по учебной работе, а это значит, что книги или подписки могут быть приобретены исходя из выгодности покупки, без учета наполнения коллекции. В этом случае библиотека рискует получить устаревшую и неактуальную литературу, которая не соответствует потребностям студентов и преподавателей.

Выполнение требований по книгообеспеченности

Книгообеспеченность — отношение числа экземпляров книг по предмету/направлению к числу студентов этого направления.
Ранее ЛаЛаЛань уже подробно писала про этот показатель библиотечной статистики и отвечала на 5 вопросов о книгообеспеченности академических библиотек.

Выполнять требование по книгообеспеченности необходимо, чтобы учебное заведение прошло аккредитацию. Однако часто профильная учебная литература неполно присутствует в закупаемых коллекциях, а приобрести что-то дополнительно библиотеки могут не всегда. Например, в базовых коллекциях часто отсутствуют работы Ландау, Фихтенгольца, Иродова или Демидовича, без которых невозможно представить курс по физико-математическим дисциплинам.


Решения, которые могут быть

Проблемы, которые мы обозначили в первой части статьи, не являются открытием. И самое главное они не сформировались за последние год-два. Ухудшение позиций библиотек — это длительный процесс, который начался еще 20–30 лет назад.
Это означает, что, к сожалению, в большинстве случаев любое решение — это не панацея, а скорее совет, предложение с отложенным периодом действия.
Однако ЛаЛаЛань хотела бы указать на возможные более или менее очевидные тактики, которые, мы надеемся, позволят изменить ситуацию в лучшую сторону.

1. Активное взаимодействие библиотеки с основными категориями читателей

Хороший книжный фонд — это не про объем, а про наполнение. Очень часто в погоне исключительно за цифрами для наполнения библиотечного фонда руководство библиотеки или вуза может комплектовать его разнородной, но невостребованной или неактуальной для пользователей литературой. В этом случае тесное взаимодействие библиотеки со своими читателями позволит точнее представлять потребности целевой аудитории (что особенно актуально для библиотек профильных учебных заведений).

2. Тщательный выбор коллекций, отказ от невостребованных подписок


3. Инициативность библиотеки как подразделения

С этим можно поспорить, но точно стоит бороться.

На какие мероприятия стоит обратить внимание?

5. Поддержка открытого доступа

Открытый доступ к разнообразным материалам — тенденция, связанная с глобализацией и автоматизацией множества процессов в современном мире, играющая на руку библиотекам.

Движение открытого доступа в России активно развивается. Университетские репозитории, проекты Национальной электронной библиотеки, локальных библиотечных объединений и некоторых научно-образовательных центров мирового уровня показывают эффективность и востребованность подобных сервисов.

Что это дает библиотекам? Определенные учреждения и учебные заведения открыто размещают свой контент. Это расширяет коллекции библиотек и дает возможности неограниченного доступа к полученной информации.
Отлично звучит для учреждений с ограниченным бюджетом, не правда ли?

Например, материалы, размещенные в открытом доступе, позволяют библиотекам закрывать требования по книгообеспеченности, конечно, при условии, что доступный контент действительно качественный и отвечает профильным потребностям.
Сетевая электронная библиотека (СЭБ)

Задуманный как реализация инициативы педагогических вузов проект разросся и масштабировался. Сейчас СЭБ — это более 22 тыс. наименований профильной литературы, которая редко встречается в открытом доступе. В проекте участвует уже более 160 вузов по всей стране, которые обмениваются контентом: учебниками, методическими разработками, учебными пособиями и т. д.

  • Сетевая электронная библиотека аграрных вузов;
  • Сетевая электронная библиотека педагогических вузов;
  • Сетевая электронная библиотека технических вузов;
  • Сетевая электронная библиотека медицинских вузов;
  • Сетевая электронная библиотека классических университетов;
  • Сетевая электронная библиотека вузов культуры и искусств.

Включение университета в состав участников проекта — возможный способ решить проблемы библиотеки по книгообеспеченности и комплектации библиотечных фондов, причем сделать это бесплатно.


В настоящей статье поднимается проблема роли библиотеки в современном мире, и пути ее трансформации к вызовам времени. В рамках исследования планируется рассмотреть основные тенденции развитие библиотеки под влиянием становления современного информационного общества, а также разработать возможную модель библиотеки будущего.

С переходом к информационному типу общества кардинально меняются все сферы общественной жизни. Научно-техническая революция, начавшаяся в послевоенное время 20 века, открыла нам новые возможности и перспективы. Главным ресурсом и фактором развития стали знания и информация. В сфере труда и занятости увеличивается доля работников интеллектуального труда. Развитие коммуникативной среды поднимает на новый уровень информационные связи между людьми. В мире продолжают расти объемы информационных потоков, и увеличивается доступность информационных ресурсов. Сегодня уже почти каждый человек с помощью своего мобильного устройства или компьютера может получить доступ к любой информации. Современные программные обеспечения и поисковики значительно упрощают работу с массивными объемами данных. Печатные книги массово оцифровывают, новые издаются преимущественно в электронном виде. В мире набирают популярность электронные устройства для чтения книг. Все эти изменения могут привести к снижению спроса на книгопечатную продукцию и услуги специалиста по поиску информации, если ее можно найти с помощью простого программного обеспечения. Происходит устаревание профессии библиотекаря в его традиционной форме. Что может предложить эта профессия сегодня, и как ей лучше адаптироваться к новым условиям, чтобы занять свою нишу в жизни современного общества?

Здесь следует сделать акцент на том, что грядущая эпоха с ее информационной составляющей сулит нам тесную связь с огромными информационными потоками, которые будут только расти с каждым днем в арифметической прогрессии. Многие ученые уже сегодня отмечают, что человек не справляется с тем объемом информации, с каким ему приходится работать каждый день. Поэтому можно предположить, что в будущем возникнет острая необходимость в специалистах по работе с информацией. Кроме того, эта информация будет представлять огромные массивы разнообразных данных, которые нужно будет уметь правильно группировать, классифицировать, а также представлять в наиболее доступной форме — это задача ляжет на плечи библиотекарей нового поколения. Для этого они должны обладать определенным набором компетенций. Само же библиотечное пространство тоже должно быть подвергнуто некоторым изменениям и стать удобным для читателя будущего.

Целесообразно начать рассмотрение данной проблемы с исследования основных функций библиотеки, а далее спрогнозировать их изменения под реалии информационной эпохи.

Сегодня библиотека является полноправным субъектом информационного пространства. Она собирает, хранит, проводит библиографическую и аналитико-синтетическую обработку документального потока, их систематизацию и каталогизацию, производит навигацию и оценку информационных ресурсов, осуществляет справочно-библиографическое обслуживание. Таким образом, библиотека создают основу для многих информационных процессов. [1]

Основная социальная функция библиотеки в удовлетворении потребностей общества в информации и знаниях. Чтобы сохранить эту функцию современная библиотека должна располагать достаточным количеством технических средств для работы с электронными документами, а также доступом к сети интернет.

Мемориальная функция библиотеки заключается в сохранении знаний и информации в удобном для восприятия и использования виде. Большую долю библиотечных фондов необходимо оцифровать, и обязательно иметь в каждой библиотеки электронную базу.

Библиотека способна ограждать человека от потока ненужной, избыточной информации, тем самым обеспечивая информационную безопасность личности. Это актуально перед нарастающей проблемой информационного загрязнения коммуникативного пространства неполной, противоречивой или даже ложной информацией.

Библиотека выполняет в обществе еще роль института образования, помогая организовать самообразование каждого человека, приобщать его к чтению и повышению своего интеллектуального уровня. Для этой функции библиотекарям необходимо проводить циклы просветительных мероприятий. А в работе с детьми и подростками следует применять активные методы организации мероприятий и развивающие технологии обучения. Последнее налагает на библиотекаря необходимость владения техниками педагогического мастерства и ораторского искусства.

Таким образом, современная библиотека, способная обслуживать читателей информационного общества, должна представлять собой зону креативного пространства с возможностью свободного самовыражения и творческой деятельности. Библиотека должна быть обеспечена компьютерами и выходом в интернет. Работники библиотеки должны быть уверенными пользователями компьютера и уметь проектировать и продвигать культурно-массовые мероприятия, владеть методиками проведения индивидуальных бесед, выставок. Библиотеки должны все больше переходить в виртуальное пространство, иметь многофункциональный, мультимедийный сайт и вести свой блок в интернете. Многие библиотеки мира внедряют в свою работу технологии виртуальной и дополненной реальности, а также роботов-библиотекарей.

Ни менее важной проблемой на сегодня выступает сохранение печатной книги и чтение таких книг. Ученые давно занимаются исследованием преимуществ чтения именно печатных книг. В результате этих исследований было выявлено, что установка на скоростное потребление информации приводит к разрыву между восприятием образа и его осмысления. Это приводит к снижению интеллектуальной активности, ухудшение памяти, речи, коммуникативных способностей. [2]

Неоспоримым преимуществом печатной книги является ее положительное влияние на развитие памяти, она способствует повышению эмоциональной и интеллектуальной активности, развитию творческого мышления и воображения, и, конечно, книги исключают негативное влияние техники на здоровье человека. Поэтому важно сохранить в будущем исторически сложившуюся культуру чтения печатных книг.

Ни малой историей обладает Областная детско-юношеская библиотека в городе Усть-Каменогорск. Она начинается с 1939 года, когда при библиотеке имени Пушкина было открыто отделение для обслуживания детей-читателей. В 1959 году это отделение получило статус самостоятельного учреждения. Сегодня детско-юношеская библиотека одна из крупнейших в городе. Библиотека располагает обширным книжным фондом, в ней имеются игровые комнаты, компьютерные классы с высокоскоростным интернетом, удобные для работы читальные залы. При библиотеке функционируют различные клубы и кружки по интересам. Сотрудники библиотеки проводят множество познавательных мероприятий и книжных выставок. В работе с детьми библиотекари активно использую развивающие педагогические технологии. Мероприятия библиотеки пользуются большой популярностью среди школьников города. Посещаемость библиотеки растет из года в год. Руководство и сотрудники занимаются активным продвижением и реализацией государственных программ в сфере образования и культуры среди населения.

  1. Мамедова Л. Библиотеки в информационном обществе: функции и роль/Л. Мамедова//Вышка. — 2015 — № 2. — с.
  2. Мамина Р. И. Роль и значение библиотеки в современном информационном пространстве/Р. И. Мамина, Е. В. Пирайнен//Библиосфера. -2016. — № 4, с. 39–45.

Основные термины (генерируются автоматически): библиотека, библиотечное пространство, информация, интеллектуальная активность, информационная эпоха, информационное общество, книга, печатная книга, работа, современная библиотека.

Какова же была, есть, и будет основная функция библиотеки? Несомненно, это - сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению. Поэтому, библиотека несет ответственность за духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Прекрасные слова и благие намерения.

ВложениеРазмер
esse.docx 20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе. Проблемы современной библиотеки. Взгляд изнутри.

Какова же была, есть, и, надеюсь, будет основная функция библиотеки? Несомненно, это - сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению. Поэтому, библиотека несет ответственность за духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Прекрасные слова и благие намерения.

Но так случилось, что в наше время библиотека постепенно утрачивает свою способность прививать интерес к чтению. Сразу уточним, что речь идет о библиотеках, которые находятся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Потому что привитие навыков чтения, а затем и интереса к чтению - это основная задача семейного дошкольного воспитания и начального школьного обучения.

С какими же проблемами сталкиваются педагоги-библиотекари в большинстве образовательных учреждений СПО?

Ежегодно в сентябре я провожу анкетирование студентов 1 курса нашего образовательного учреждения с целью выяснить, какие формы культурного досуга предпочитают наши обучающиеся. И вот результаты данного опроса. Чтение, как форму досуга, отмечают менее 40 % студентов. Коллеги, я думаю, согласятся, что это не самый плохой результат. Хотя, скорее всего, желая произвести хорошее впечатление, не все отвечают искренне. На вопрос, читают ли они какие либо книги вместе с родителями, приблизительно 32% отвечают утвердительно, но, мне кажется, что речь здесь не идет о совместном чтении, когда один читает, другие слушают, а затем обсуждают прочитанное. Скорее всего, дети читают книги по совету родителей. Около 75 % респондентов отмечают, что в детстве родители читали им сказки и другие книги. А как же остальные 25% ? Здесь нельзя не учитывать ситуацию нынешнего времени, когда основная цель родителей – заработать деньги, чтобы накормить и одеть детей, а на совместное чтение, а тем более обсуждение прочитанного, просто нет времени.

Какая же литература интересует молодежь сейчас? В основном, современная фантастика и фэнтези. Это – следствие влияния компьютерной игровой индустрии, когда по мотивам известных компьютерных игр пишутся книги и наоборот. Стоит ли читать литературу подобного жанра, мы спорить не будем. Мнения неоднозначны. В наличии данной литературы в библиотеках все равно, практически, нет. А вот то, что нет 100% оснащения книжного фонда программной литературой – это, действительно, проблема.

Что же делать в условиях, когда пища духовная студентов мало интересует? Чего делать нельзя, так это опускать руки. Все методы должны быть использованы. Перефразируем известную поговорку: если читатель не идет в библиотеку, то библиотека идет к читателю.

О грустном. Хотелось бы сказать, что роль библиотеки могла быть более весомой, чем сейчас, если были бы созданы все необходимые условия для работы педагога-библиотекаря. Ведь немногие учебные заведения могут похвастаться технически хорошо оборудованным помещением библиотеки, постоянно обновляемым книгофондом, достойной заработной платой сотрудников. Во многих образовательных учреждениях об этом можно только мечтать.


Созданная в 1933 году изба-читальня, за годы своего существования, претерпела множество изменений и преобразований. Из избы-читальни стала библиотекой, затем центральной библиотекой централизованной системы с филиалами во всех населённых пунктах, затем Карабудахкентской сельской библиотекой с передачей филиалов в сельские поселения, а в конце 2014года, после реорганизации, путём присоединения сельских филиалов, вновь стала центром библиотечного обслуживания населения района.

Но, благодаря руководству нашего района, ни одна библиотека, за годы изменений не закрылась и надеемся, что не закроется. Ведь то, что вопрос о библиотеках поднимается на районных заседаниях, говорит о том, что проблемы наших библиотек не остаются без внимания.

К сожалению, вот уже несколько лет, книжные фонды вообще не пополняются новой литературой, не считая того, что мы проводим Дни дарения книг, когда неравнодушные наши сельчане приносят в библиотеку книги из домашней библиотеки. Так и несколько дней назад, житель села Гели — Акаев Алиболат передал в дар библиотеке свыше 350-ти книг.

В течениие последних 3х лет специалисты Центральной, Доргелинской и Зеленоморской библиотек стали победителями конкурса на лучшего работника, а центральная библиотека и библиотека с. Уллубийаул получили федеральные субсидии на улучшение материально-технической базы.

Кроме того наши сотрудники принимают активное участие в федеральных и республиканских библиотечных проектах, конкурсах и конференциях о чём говорят многочисленные грамоты, дипломы и благодарственные письма.

Но основная работа библиотекарей состоит в удовлетворении читательских запросов наших посетителей, особенно детей и подростков.

В настоящее время, говоря о материально-технической базе библиотек нашего района, можно сказать, что оснащение многих библиотек остаётся на уровне 70-80 годов прошлого столетия, а на дворе уже 21-й век.

Из 17-ти библиотек только 6 библиотек размешены в типовых зданиях учреждений культуры, это в сс. Карабудахкент, Гели, Доргели, Какашура, Манаскент, Гурбуки.

9 библиотек располагаются в приспособленных помещениях – в сс. Аданак, Губден, Сираги, Какамахи, Уллубийаул, Агачаул, Зеленоморск, п. Манас.

У 3-х библиотек вообще нет своего помещения, в частности: книжный фонд библиотеки с. Ленинкент размешен на сцене сельского клуба, т.к. местная администрация изъяла имеющееся помещение, но другого не выделила. Библиотека с. Джанга размещена в частном помещении во дворе школы, опять- таки, помещение отобрали, не выделив другого, мебель для обслуживания читателей также из дома библиотекаря. Библиотека селения Параул разместилась в част­ном и очень ветхом доме, в связи с тем, что в 2011 году здание Дома культуры с. Параул местной администрацией было передано под медресе, а нового помещения так и не выделено.

Губденская сельская библиотека, после пожара в здании администрации, располагается в непригодном для предоставления библиотечных услуг помещении.

Вот уже в течение 10-ти лет в Сирагинской сельской библиотеке отсутствуют отопление и электричество.

Библиотека п. Манас расположена на окраине посёлка в аварийном помещении.

Библиотека с. Агачаул также находится в старом аварийном здании, в которую её перевели в 1999 году, после того, как сгорел сельский Дом культуры.

Даже в Центральной библиотеке с начала отопительного сезона не отапливаются помещения, у библиотеки нет возможности организовать компьютерные посадочные места для пользователей.

Ежегодный ремонт сотрудники библиотек также делают за свой счёт.

В 2016году мы заключили договор с Республиканской библиотекой для слепых о сотрудничестве, и ежемесячно сотрудник центральной библиотеки за свой счёт, т. к. у нас нет транспорта, ездит в город менять книги.

В условиях скоростного развития интернет технологий и огромного потока информации, обрушивающегося на читателя сегодня, необходимо с малых лет учить подрастающее поколение отсеивать ненужное и выбирать главное. Этому должна учить библиотека, систематизируя информацию и предоставляя читателю самую нужную и необходимую на тот момент.

Сделать библиотеки настоящими информационными и досуговыми учреждениями, с возможностью предоставлять населению любую информацию бесплатно, оказывать информационную помощь молодёжи для самообразования, повышения интеллектуального уровня, сделать помещения привлекательными по дизайну и доступными для всех слоёв сельского населения, в том числе для людей с ограниченными возможностями — этого требуют современные реалии жизни.

Читайте также: