Антикоррупционная компетентность человека кратко

Обновлено: 07.07.2024

Статья посвящена проблеме коррупции в современном российском обществе. На сегодняшний день авторы данную проблему относят к числу наиболее актуальных. При этом они видят её решение не только в рамках правового поля, но прежде всего в плоскости образования. В статье представлены результаты многолетних исследований, которые позволили определить суть данной проблемы, причины её возникновения, особенности проявления и др. На основе полученных данных, в качестве средства борьбы с коррупцией, авторами определены возможности формирования антикоррупционного статуса у студентов на этапе их профессиональной подготовки. Рассматривая коррупцию как социальное явление, авторы статьи приводят его психологические и педагогические характеристики. Особый интерес представляет разработанная модель формирования антикоррупционной компетентности в условиях профессиональной вузовской подготовки. Научно-практическую ценность представляет собой описание педагогического сопровождения реализации разработанной модели.

Высока значимость полученных данных: о состоянии антикоррупционого образования; о наличии противоречий и их сущности в рамках процесса формирования антикоррупционного статуса; о составе элементов, составляющих группу коррупционного риска; о критериях оценки показателя антикоррупционного статуса; о недостатках программы антикоррупционного образования и содержания профессиональной подготовки современных специалистов; о предпосылках концептуального, процессуального и содержательного повышения качества образовательного обеспечения процесса формирования антикоррупционного статуса на этапе вузовского обучения.

В статье достаточно четко представлены результаты проектирования модели формирования антикорупционной компетентности в условиях вуза, которые сведены в единую и отражают не только состав компонентов модели, но и их структуру построения. Кроме этого, приводится ряд основных требований, предъявляемых к процессу реализации разработанной модели, выполнение которых гарантируют достижение искомого результата.

По своей сути, приведенные в статье сведения являются одним из первых решений обозначенной проблемы в образовательном пространстве высшей школы.

Ключевые слова: образовательный процесс; система профессиональной подготовки; коррупция; антикоррупционная компетентность; профессиональное образование; профессиональное воспитание; антикоррупционный статус; модель формирования антикоррупционной компетентности; реализация модели.

Наличие антикоррупционной компетентности у выпускников высших учебных заведений должно являться одним из главных требований, предъявляемых к качеству их профессиональной подготовки, которые сформировались под воздействием преобразованных социально-экономических условий современного общества. Однако на сегодняшний день педагогическое сообщество так и не разработало эффективные модели, основные направления, педагогические технологии по формированию антикоррупционной компетентности современного специалиста в системе высшего профессионального образования.

Вместе с этим актуальность данного вопроса возрастает, что указывает на необходимость поиска эффективных способов ее решения. В этой связи на начальном этапе поиска были проведены исследования по следующим вопросам:

Вышепредставленные сведения позволяют перейти к проектированию процесса формирования антикоррупционной компетентности в системе профессиональной вузовской подготовки с последующей разработкой его модели. Целью создания данной модели является обогащение системы профессиональной подготовки специалиста за счет внедрения в образовательный процесс программы формирования антикоррупционной компетентности. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  1. Формирование активной гражданской позиции как базиса антикоррупционного поведения, а также способностей к самостоятельному активному действию в учебной и практической деятельности.
  2. Коррекция учебно-воспитательного процесса с целью формирования личности специалиста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к его профессиональной и бытовой антикоррупционной компетентности.
  3. Воспитание у студентов морально-нравственного императива, определяющего их профессиональное и бытовое антикоррупционное поведение.
  4. Преодоление социальной пассивности студентов и мобилизация усилий на глубокое осознание необходимости практического освоения правовых и нравственных норм антикоррупционного поведения.
  5. Повышение культурного и интеллектуального уровня развития. Воспитание способностей к продуктивной интеллектуальной деятельности.
  6. Развитие представлений о важности профессионального и бытового антикоррупционного поведения, месте и роли специалиста в реализации правовых и нравственных норм.
  7. Создание эффективных педагогических условий формирования антикоррупционной компетентности в процессе профессионального образования.

Реализация поставленных задач в своей совокупности представляет атрибутивную основу, определяющую содержание процесса формирования антикоррупционного статуса у студентов: знания о причинах, видах, последствиях и проявлениях коррупции; умение выделять признаки коррупционных ситуаций; навык противостояния в коррупционных ситуациях; сформированность нравственно-правовой устойчивости; устойчивость к стрессогеным воздействиям; развитость социальной апперцепции; сформированность нравственно-правовой устойчивости; ориентированность на принятие, рефлексию и воспроизводство этических ценностей, актуализирующих антикоррупционную устойчивость; сформированность навыков адекватного анализа различных проявлений коррупции и личностной оценки коррупционных ситуаций; эффективность управления собственным поведением и эмоциональным состоянием.

В основу моделирования процесса формирования антикоррупционных установок будущих специалистов были положены основные ориентиры вузовского профессионального образования, представленные в переработанном виде, приоритетными из числа которых являются: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; активная гражданская позиция; причастность к укреплению и совершенствованию правового государства.

При этом основное внимание уделялось обеспечению обоснованности, логической последовательности, системности предпринимаемых действий. В связи с этим были осуществлены следующие действия:

  1. Дано концептуальное обоснование модели, которое включает методологические, социальные и педагогические основы, закономерности, принципы и требования.
  2. Моделирование базировалось на четко обозначенных организационно-содержательных условиях, методических и управленческих методах и приемах его реализации.
  3. Структурное построение модели выполнено во взаимосвязи содержания, условий и этапности реализации процесса антикоррупционного образования студентов.
  4. Эффективность моделирования процесса антикоррупционного образования определялась соответствием реально полученного результата планируемому.

Рисунок – Модель формирования антикоррупционной компетентности в условиях профессиональной вузовской подготовки

Таким образом, структурное построение модели, представленной на рисунке, базируется на концепции профессионально ориентированного подхода, который конкретизируется системой педагогических принципов: направленности учебно-воспитательного процесса в вузе на профессиональное воспитание с акцентом на антикоррупционный компонент; целостности образовательного процесса; управление процессом становления антикоррупционной компетентности через включение студентов в базовую профессиональную культуру; обеспечение субъективной антикоррупционной позиции студента в процессе его профессиональной подготовки.

Сама модель состоит из пяти компонентов:

  • методологический - содержит цель описываемого процесса, решаемые задачи и принципы функционирования модели;
  • содержательный компонент подробно раскрывается в образовательном содержании этапов формирования антикоррупционного статуса личности;
  • реализационный компонент определяет место и педагогические условия формирования антикоррупционной компетентности в образовательном процессе вуза;
  • оценочный компонент модели состоит из подсистем критериев оценки и оценочных уровней сформированности антикоррупционного статуса;
  • диагностический компонент определяет конечную цель данной модели - профессионал с высоким уровнем антикоррупционной компетентности.

Построение модели по подобному образцу представляет собой логически и теоретически рационально выстроенную систему, функционирование которой позволяет гарантировать достижение поставленной цели. Конечным результатом в этом случае является формирование личности с антикоррупционной компетентностью, с характеристиками, совпадающими с атрибутивной системой антикоррупционного статуса личности.

Реализация антикоррупционного компонента образования является длительным процессом, в связи с чем целесообразно разделить его на этапы: когнитивный, мотивационный, репродуктивный, развивающий. Каждый этап определяет не только временные рамки, но и уровень формирования антикоррупционной компетентности, предусматривающий достижение определенного промежуточного результата.

Внедрение предлагаемого варианта формирования антикоррупционной компетентности в условиях вуза предусматривает выполнение следующих требований:

  • последовательное насыщение учебных дисциплин и воспитательных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного статуса, содержанием антикоррупционной направленности;
  • ориентирование студентов на интеграцию личных и профессиональных духовно-нравственных интересов;
  • включение студентов в активную общественную и профессиональную деятельность, обеспечивающую усвоение, воспроизведение и осознание ответственности за соблюдение антикоррупционных правовых и моральных норм;
  • создание педагогически оправданной культурно-образовательной среды в вузе;
  • создание оптимального психолого-эмоционального климата в студенческом коллективе;
  • последовательное усложнение ролевого участия студентов в учебной и внеучебной деятельности: от когнитивного до развивающего уровня.

Четкое выполнение предписаний по педагогическому сопровождению процесса реализации модели формирования антикоррупционной компетентности будущих специалистов в условиях вуза служит гарантом достижения спрогнозированного результата.

  1. Курдюков, Б. Ф. Методология вузовской профессиональной подготовки студентов / Б. Ф. Курдюков // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2001. - № 6. - С. 27-30.
  2. Курдюков, Б. Ф. Профессиональное воспитание в системе подготовки специалистов по физической культуре / Б. Ф. Курдюков, М. М. Шестаков // Физическая культура, спорт - наука и практика: научно-методический журнал. - 2009. - № 4. - С. 25-28.
  3. Романенко, Е. А. Развитие личности в системе общественных отношений / Е. А. Романенко // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2013. - № 3. - С. 189192.

FORMATION OF ANTICORRUPTION COMPETENCE IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION VOCATIONAL TRAINING

The article presents the basis of the forming of anticor-ruption competence of universities students during their vocational training. It provides psychological and pedagogical features of this process, the stages of its implementation, the recommended assessment criteria and levels of anticorruption competence development. Based on these results, as a means of combating corruption, the authors identified the possibility of forming an anti-corruption status in students during their training. Considering corruption as a social phenomenon, the authors give him the psychological and pedagogical characteristics. Of particular interest is the formation of an anti-corruption model developed competence in terms of professional high school preparation. Scientific and practical value is a description of pedagogical support of the implementation of the developed model.

At its core, the information given in the article is one of the first solutions to the problems in the educational space of high school.

Keywords: the system of vocational training, anticorruption competence, assessment criteria.

  1. Kurdiukov B. F. Methodology of high school vocational training of students. Fizicheskoe vospitanie studentov tvorcheskikh spetsial'nostei [Physical education of the students of creative profession], 2001, no. 6, pp. 27-30 (in Russian).
  2. Kurdiukov B. F., Shestakov M. M. Professional education in system of training of specialists on physical culture. Fizicheskaia kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2009, no. 4, pp. 25-28 (in Russian).
  3. Romanenko E. A. Development of the personality in system of the public relations. Ekonomika. Pravo. Pechat'. Vestnik KSEI [Economics. Right. Print. Bulletin of KSEI], 2013, no. 3, pp. 189-192 (in Russian).

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.


Коррупция представляет собой серьезную угрозу обществу и
государству. Это пагубное социальное явление наносит значительный
ущерб эффективному развитию любого общества.

Коррупция подрывает авторитет государственной и муниципальной
службы, авторитет государственных и иных публичных институтов. Именно
поэтому борьба с данным явлением на сегодняшний день - одно из самых
актуальных направлений деятельности государства и общества.
Говоря о коррупции, нельзя утверждать, что она присуща
исключительно органам государственной власти или органам местного
самоуправления. Коррупционные проявления могут возникать как в
государственных и муниципальных органах, так и в подведомственных им
организациях (государственных и муниципальных учреждениях и иных
организациях), а также в коммерческих структурах.

Коррупция - это преступная деятельность. Она может проявляться в
различных формах.

Законодательство Российской Федерации предусматривает
серьезные меры уголовного наказания за совершение тех или иных
коррупционных правонарушений - от значительных штрафных санкций до
лишения свободы на длительные сроки и иных форм уголовного наказания
(статьи 204, 204.1, 204.2, 285, 285.1, 285.2, 285.3, 286, 289, 290, 291, 291.1,
291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Помимо этого за совершение коррупционных правонарушений, не
содержащих в соответствии с законодательством Российской Федерации
состава уголовного преступления, допустившие их лица могут быть
привлечены к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения их
со службы (с работы) или освобождения от замещаемой должности.


Ключевые слова: коррупция, коррупционное поведение, психологические факторы коррупции, социальная среда, антикоррупционная деятельность, противодействие коррупции, предупреждение коррупции, направленность личности, нравственные ценности, антикоррупционная направленность личности

Abstract: The subject of the research is the definition of anti-corruption personality orientation as well as problems that may arise in the process of the development of such personality under the conditions of today's Russian society. The aim of the research is to develop a theoretically based definition of anti-corruption personality orientation and to analyze associated issues. The analysis of psychological aspects of the development of anti-corruption personality orientation will allow to develop efficient technologies of corruption prevention using psychological and socio-psychological technologies and methods. The research methods included theoretical methods such as dialectical research, analysis and synthesis, abstraction and specificiation, and empirical methosd such as analysis of the literature on the matter, analysis and summary of international experience in corruption prevention. The scientific novelty of the research is caused by the fact that the author offers a new definition of anti-corruption personality orientation based on the use of theoretical concepts of general psychology and personality psychology. The researcher analyses the needs of a modern Russian citizen based on Maslow's classification and discovers objective obstacles that prevent the development of anti-corruption personality orientation. The main results of the research are the following: there are a lot of definitions in the academic literature that describe this psychological phenomenon. The author of the article offers her own definition of anti-corruption personality orientation. It has been established that the social environment that exists today in Russia is a psychological factor that impedes the formation of the anti-corruption orientation of the individual. The author makes the assumption that the effectiveness of the activities on the formation of the anti-corruption orientation of the personality of a citizen of the Russian Federation will increase if anti-corruption education and upbringing are combined with the process of improving legislation and state social policy aimed at improving the living standards of the population.

corruption prevention, personality orientation, anti-corruption, anti-corruption activities, social environment, psychological factors of corruption, moral values, corrupt behavior, corruption, anti-corruption identity

Введение

Как видим, существуют известные различия в толковании понятия и подборе адекватной терминологии, описывающей сущность одного психологического образования – способность личности противостоять всем формам коррупционного поведения. Большинство из вышеупомянутых авторов рассматривают его в рамках категориального аппарата философии и педагогики, а предлагаемые множественные дефиниции нуждаются в совершенствовании. Все это свидетельствует не только о теоретической, но и практической значимости углубленного исследования феномена антикоррупционной направленности личности, так как необходимость формирования данной мировоззренческой составляющей у граждан Российской Федерации не подлежит сомнению, а антикоррупционное просвещение и воспитание являются важным элементом системы противодействия коррупции в нашей стране.

Для достижения этой цели мы проанализировали отечественную и зарубежную литературу, посвященную исследованию данной проблематики, с помощью методов структурного и системного анализа имеющихся научных источников достигли, как нам представляется, основной цели исследования.

Результаты исследования

Таким образом, говоря о готовности личности в любой ситуации противостоять коррупционному давлению и проявлять нетерпимость по отношению ко всем формам коррупционных правонарушений, мы можем сказать, что антикоррупционной направленностью личности следует считать динамическую систему, включающую в себя совокупность потребностей, мотивов, установок и ценностей личности, являющуюся составной частью её мировоззрения и обуславливающую способность человека следовать нормам закона и нравственности в коррупционно-провоцирующих ситуациях.

Таким образом, можно прийти к выводу, что полноценное формирование антикоррупционной направленности личности будет сильно затруднено по вполне объективным причинам в условиях современного социума.

Таким образом, очевидно, что задача формирования антикоррупционной направленности личности не может быть успешно решена без грамотного психологического обоснования и комплексного воздействия государства на все сферы общественной жизни.

Выводы

Коррупция представляет собой социальное явление, включающее в себя экономический, юридический, социальный, управленческий, этический и политический компоненты. Причины, порождающие коррупцию, также сложны и многообразны. Поскольку не секрет, что коррупция в России приобрела системный характер, то и меры по успешному противодействию коррупции должны также иметь комплексный характер и базироваться на строгой научной основе. Соглашаясь с позицией отечественных авторов, считаем, что формирование антикоррупционных нравственных ценностей подрастающих поколений должно быть одним из приоритетных направлений противодействия коррупции.

Результаты проведенного исследования подтверждают необходимость интенсивной и многоплановой работы как в области повышения уровня нравственной и правовой культуры нашего общества, так и в сфере совершенствования законодательства и государственной социальной политики, направленной на повышение уровня жизни населения. Надеемся, что в недалеком будущем будет создана психологическая теория формирования антикоррупционной направленности личности, которая будет способствовать созданию в нашей стране высокоэффективной и разноплановой системы противодействия коррупции во всех сферах общественной жизни.

Алексеева Ю.С. Формирование антикоррупционной культуры у студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – с. 933-939.

Баумик С. К. Коррупция может быть уничтожена только согласованными действиями во всем мире // Актуальные проблемы экономики и права. – 2017. – т. 11, № 1. – с. 117-128.

Борьба с коррупцией в сфере государственных услуг: Хроника реформ в Грузии. –The World Bank, 2012. – 126 с.

Ванновская О.В. Личностные детерминанты коррупционного поведения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 102. – с. 323-328.

Ванновская О.В. Психология коррупционного поведения государственных служащих: монография. – М. Издательство Юрайт, 2018. – 251 с.

Вовк Е. Счастье плюс… Формулы успеха в современной России // Социальная реальность. – 2008. – № 1. – с. 72-83.

Журавлёва О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: 5-11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 144 с.

Камнева Е.В. Психологические аспекты феномена коррупции // Гуманитарные науки. – 2013. – № 4 (12). – с. 67-71.

Китова Д.А., Журавлев А.Л., Соснин В.А., Юревич А.В. Коррупция как объект социально-психологических исследований: состояние и перспективы // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2017. – Том 2. – № 3 (7). – с. 6-38.

Набока Ю.А., Кусакина Е.А. Моральный выбор как фактор антикоррупционного поведения // Интеллектуальный потенциал ХХI века: ступени познания. – 2015. – № 30. – с. 37-43.

Решетников М. М. Психология коррупции. Утопия и антиутопия: монография. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 101 с.

Шарапова Е.А. Формирование антикоррупционной направленности личности в профессиональном воспитании студента вуза: автореферат дис. . кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Шарапова Елена Алексеевна; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т]. – Краснодар, 2017. – 22 с.

Юдина А.Ю., Швец Н.А. Антикоррупционная направленность личности: анализ проблемы // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2017. – № 9 (17). – с. 37-41.

Glotz P. Die beschleunigte Gesellschaft: Kulturkämpfe im digitalen Kapitalismus. – Hamburg, 2001. – 287 S.

Darley J. The Cognitive and Social Psychology of Contagious Organizational Corruption // Brooklyn Law Review. – 2005. – № 70(4). – pp. 1177-1194.

Dupuy K., Neset S. The cognitive psychology of corruption. Micro-level explanations for unethical behavior.-U4 Issue, 2018. – 31 p.

Kury H. Korruption – wird geschmiert wie eh und je? // Актуальные проблемы экономики и права. – 2011. – № 2. – с. 235-247.

Rabl T. Korruption aus der Perspektive der Psychologie // Graeff P., Grieger J. (Hrsg.) Was ist Korruption? Begriffe, Grundlagen und Perspektiven gesellschaftswissenschaftlicher Korruptionsforschung. – 2015. – S. 153-168.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

korrup_min-01

Специалист по противодействию коррупции: что это за профессия

Специалист по противодействию коррупции — это сотрудник, в обязанности которого входит профилактика нарушений требований законодательства о противодействии коррупции и контроль за соблюдением норм антикоррупционной политики. Он организует и участвует в просветительских мероприятиях, направленных на предотвращение правонарушений среди сотрудников.

Для осуществления деятельности специалист должен знать особенности антикоррупционной политики, основы профилактики правонарушений, теорию и практику противодействия коррупции.

Какие функции и обязанности выполняет специалист ответственный за профилактику коррупционных правонарушений

При заключении трудового договора специалист обязуется соблюдать нормативные акты и обеспечивать их исполнение, а также соблюдать права и законные интересы граждан и организаций.

Он должен проводить просветительские мероприятия и проверки на коррупционные нарушения, при их выявлении уведомлять работодателя, органы прокуратуры или иные государственные органы. Также обязан сообщать о случаях склонения его самого к совершению коррупционных нарушений.

  • проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов;
  • разработка комплексной системы противодействия коррупции;
  • организация антикоррупционного мониторинга, просвещения и пропаганды;
  • обеспечение безопасности деятельности учреждения, в котором работает;
  • разработка проектов нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции;
  • проведение мероприятий, направленных на выявление коррупционных нарушений;
  • организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
  • содействие контрольно-надзорным и правоохранительным органам при проведении проверок;
  • оценка результатов антикоррупционной работы и подготовка отчётов.
  • Высшие органы власти
  • Региональные и муниципальные органы власти
  • Государственные и муниципальные учреждения
  • Правоохранительные органы
  • Акционерные общества
  • Банковские организации

Средний уровень оплаты труда

Средний уровень оплаты труда специалиста по борьбе с коррупцией составляет 50-60 тысяч рублей. У сотрудников крупных организаций, например, банков, заработная плата достигает 100 тысяч рублей. Специалисты муниципальных учреждений — 25-35 тысяч рублей.

Читайте также: