Дидактические взгляды ушинского кратко

Обновлено: 06.07.2024

В педагогическом наследии Ушинского особое место занимает дидактика, т.е. та часть педагогики, которая устанавливает принципы и закономерность обучения и отвечает на вопрос: чему учить и как учить? Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и оригинальностью. Он более основательно, в сравнении с другими своими зарубежными предшественниками, разработал психологические основы обучения – дал ценные указания по использованию внимания детей в процессе обучения, по построению учебного процесса с учетом возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. Опираясь на такие принципы как сознательность и прочность усвоения знаний, посильность, последовательность, активность, им были детально разработаны методика повторения учебного материала, формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядности, методика одновременного развития мышления и речи детей.

Следуя принципу развивающего обучения ведущему начало еще от И.Ф.Гербарта, Я.А.Коменского, он был против разделения функции воспитания и обучения, справедливо указывая на единство двух этих начал в воспитании гармонично развитой личности.

Главной формой организации обучения для обеспечения единства воспитания, образования и развития К.Д.Ушинский считал урок – важнейший элемент классно-урочной системы обучения, основой которой является класс с твердым составом учащихся, твердое расписание классных занятий, сочетание фронтальных форм обучения с индивидуальными при ведущей роли учителя в ходе урока.

В целом К.Д.Ушинский разработал классическое учение об уроке, определив его организационное строение, установив его отдельные виды.

Тема выступления дидактические взгляды Константина Дмитриевича Ушинского.

Слайд 1:К. Д. Ушинский вошёл в историю российской педагогики не только как выдающийся педагог, психолог, педагог-практик, теоретик, одарённый литератор, а ещё и как талантливый дидакт, явившийся одним из идеологов и разработчиков теории развивающего обучения, поставивший дидактику на психологическую основу.

Слайд 2. К. Д. Ушинский утверждал, что целью обучения должно быть обогащение ума ребёнка необходимыми знаниями при одновременном развитии его умственных способностей.

Слайд 3. Дидактика Ушинского является теорией организации учителем познавательной деятельности, возбуждению активности и самостоятельности детей в процессе сознательного учения. При этом К. Д. Ушинский предъявлял высокие требования к личности учителя. По мнению К. Д. Ушинского он должен иметь : глубокие специальные педагогические знания, проникнутые духом народности; твердые убеждения; сочетать разум и чувства; быть примером для подражания; любить детей и свою профессию, быть и учителем и воспитателем; обладать педагогическим тактом; активно участвовать в народной жизни; совершенствовать постоянно свое мастерство, свою культуру.

Слайд 4. Заслуга К. Д. Ушинского состояла в том, что он занимался переработкой научных знаний в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся, т. е. переработкой научной системы в дидактическую.

Дидактические принципы К. Д. Ушинского

1принцип. Доступность обучения. К. Д. Ушинский утверждал, что содержание обучения должно быть адаптировано с учетом умственных и физических возможностей учащихся, достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. По мнению Ушинского, обучение может выполнить образовательные и воспитательные задачи лишь в том случае, если оно будет соблюдать три основных условия: связь с жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизического развития, обучение на родном языке. Ушинский утвердил в русской дидактике принцип воспитывающего обучения – единства обучения и воспитания. Обучение Ушинский считал могущественным органом воспитания. Наука должна действовать не только на ум, но и на душу и чувство.

2 принцип. Систематичность и последовательность в обучении. К. Д. Ушинский предупреждал о том, что голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин не отыщет то, что ему нужно. Чтобы этого не происходило, знания и умения детей должны представлять собой определенную систему, а их формирование - осуществляться в такой последовательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами.

3 принцип. Наглядность обучения.

Про наглядное обучение К. Д. Ушинский писал в своём учебнике "Родное слово" : "Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и — ребенок усвоит их налету.

4 принцип. Принцип народности в рамках дидактической системы находит своё отражение в первую очередь в отборе содержания учебного материала и форме его подачи. К. Д. Ушинский считал, что отечественная педагогическая наука должна быть построена с учетом национальных особенностей русского народа.

Слайд 5. К. Д. Ушинский разработал целую дидактическую систему.

В своей дидактической системе К. Д. Ушинский отталкивался от психологической трактовки возрастных периодов развития ребёнка.

Основной закон детской природы К. Д. Ушинский видел в том, что "дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью", и делал вывод: "чем моложе возраст, тем более требует он разнообразия деятельности".

Суть дидактического метода К. Д. Ушинского заключается в том, что в процессе обучения учащихся под руководством учителя проходят такой же путь, который пройден человечеством в науке.

Слайд 6. По мнению К. Д. Ушинского, обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою логическую структуру:

1-я ступень - познание на стадии чувственного восприятия (ощущения, представления). Педагог должен способствовать накоплению учащимися материала, учить их наблюдать

2-я ступень - познание на стадии рассудочного процесса (понятия и суждения). Педагог учит сравнивать, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения.

3-я ступень - идейное (разумное) познания, формирование самосознания, мировоззрения. Педагог приводит в систему знания, способствует формированию мировоззрения.

4-я ступень - освоение приобретенных знаний, их закрепление.

Слайд 7. В рамках своей дидактической концепции К. Д. Ушинский сформулировал "необходимые условия преподавания" :

постоянство воздействия на учеников;

твердость и ясность усвоения;

отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости учения;

положительное нравственное влияние и жизненная полезность усваиваемых знаний;

Слайд 8. Дидактическая концепция Ушинского была пронизана идеями развития ученика как личности, воспитания у него мыслительных способностей.

К. Д. Ушинский приветствовал такие методы преподавания, которые " заставляют работать разом целый класс и имеют главной целью, чтобы дети собственным опытом и мышлением открывали правила". Он пишет: "Дитя должно само находить доказательства, а не так, как делается. Вместо того, чтобы дитя само находило доказательства, мы ему их диктуем: вместо того, чтобы заставить его рассуждать, учитель рассуждает за него и упражняет только его память.

В своем выступлении я постаралась вам представить дидактическую концепцию К. Д. Ушинского как теорию развивающего обучения. С этой позиции, центральной идеей дидактической концепции К. Д. Ушинского является положение о том, что целью обучения является развитие ребёнка на конкретном предметном материале, адаптированном с учётом возрастных особенностей.

Вывод, таким образом, мы видим, что дидактические принципы К. Д. Ушинского современны, актуальны и используются педагогами по настоящее время.

Нравственные постулаты педагогов-классиков Существует множество публикаций, монографий педагогов и психологов, которые дают рекомендации о том, как правильно работать с детьми. Тем.

Психологическая поддержка развития образовательного учреждения в соответствии с ФГОС до Цели психологической деятельности: - содействовать созданию психолого-педагогических условий для полноценного развития детей, созданию.

Педагогика мирового масштаба начала формироваться в середине 19 столетия. Первым педагогом был Константин Дмитриевич Ушинский, который стал действительно народным учителем, так как Ломоносов – народным учёным, Суворов – полководцем, Пушкин – поэтом. Его упоминали многие последователи, которые действительно оценили его труды педагогические взгляды.

Педагогическая карьера Ушинского

Константин Ушинский учился на юридическом факультете Московского университета, затем преподавал в Ярославском юридическом лицее. Через 2 года его уволили, как вольнодумца. После этого стал мелким чиновником в системе образования, чем был очень недоволен. Начал часто публиковать свои работы в разных педагогических и литературных журналах.

Затем Ушинский уезжает за границу и изучает женское образование. Возвращается в Россию в 1867 году и занимается научно-исследовательской работой.

Воспитательные принципы Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник научной педагогики в России. Он опирался на идеи французских педагогов эпохи Просвещения и выделяет антропологический принцип связи общественных и частных психических явлений. Педагогика Ушинского требует полного философского осмысления. Выделяют три принципа:

  • Народности образования.
  • Патриотического воспитания.
  • Трудового воспитания.
  • Христианская духовность.
  • Народность.
  • Наука.

Патриотизм приходит при изучении истории и культуры своего народа. Ушинский считал, что воспитание зависит от исторического развития народа. Невозможно выдумать систему воспитания. Возможно только идти индивидуальным, творческим путём, так как воспитание, которое основывается на народных началах, намного сильнее, чем другая система, основанная на абстрактных идеях.

Дидактические принципы К. Д. Ушинского

Дидактика Ушинского делится на две больших группы: общую, которая предназначалась для всех предметов, и частную – для определённого предмета. Обучение за Ушинским – это путь ученик от незнания к знанию. Он ввёл основные дидактические принципы в русской педагогике и разработал определенные правила по их реализации на практической деятельности. Ушинский считал, что успех обучения зависит от его доступности, которая является залогом осознанного освоения знаний.

Знания, которые получил, необходимо реализовывать в конкретной последовательности и системе. Ушинский считал продуктивным активное повторение и упражнения, что относится к принципу прочности знаний. Принцип наглядности заключался в том, что всегда учитывается возраст ребёнка. Чем младше ребёнок, тем больше наглядности необходимо использовать на уроке. Ушинский поместил свои теоретические положения в методику начального образования. Ввёл множество новшеств:

  • Разработал новый метод овладения грамотой.
  • Выступал за идею применения всех видов урока на начальном этапе обучения.
  • Ввел методику формирования общих представлений и одновременного развития мышления и речи детей.

Ушинский выступал приверженцем классно-урочной системы. Считал, что главным выступает педагог, который должен оказывать поддержку ученикам и помогать осваивать новый материал. Считал, что образ учителя всегда остаётся в сознании учеников и помогает им по жизни. Поэтому много внимания уделял личности учителя.

Ушинский выступал за творческий подход к обучению. Считал, что учитель должен показывать свою любовь к человеку и создавать дружескую атмосферу. Главная задача педагога – заинтересовать ученика и вовлечь в работу. Также учитель должен не только правильно донести информацию до учеников и обучить, но и развить у них способность к самостоятельному поиску и приобретению новых знаний.

Цель исследования: доказать, что в учебниках К.Д. Ушинского получили практическое выражение основополагающие требования его дидактики.
Задачи исследования:
1.Осуществить анализ литературы по данной теме.
2.На основе анализа литературы выявить особенности социально-педагогических взглядов К.Д. Ушинского.
3.Показать, что актуальные проблемы современной методики находят свое решение в трудах К.Д. Ушинского.

Содержание

Глава 1. Дидактические взгляды К.Д. Ушинского……………….5

1.2 Педагогическая система К.Д. Ушинского………………………………….11

1.3 Дидактические взгляды К.Д. Ушинского…………………………………..14

Глава 2. Учебные книги К.Д. Ушинского как реализация его дидактической системы…………………………………………………………………………. 19

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Ушинскому.doc

Глава 1. Дидактические взгляды К.Д. Ушинского……………….5

1.1 Биография К.Д. Ушинского………………………………………… ………..5

1.2 Педагогическая система К.Д. Ушинского…………………… …………….11

1.3 Дидактические взгляды К.Д. Ушинского…………………… ……………..14

Глава 2. Учебные книги К.Д. Ушинского как реализация его дидактической системы…………………………………………………………… ……………. 19

К.Д. Ушинский вошел в историю российской педагогики как выдающийся педагог. Он считается создателем русской общеобразовательной школы. К.Д. Ушинский сформулировал главные принципы обучения в каждой школе, указал основное содержание ее деятельности, разработал методы развивающего и воспитывающего обучения.

К.Д. Ушинский расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, внес много нового относительно применения принципа сознательности и прочности, а также развития активности и деятельности детей.

Ценным вкладом в развитие применения теории развивающего обучения явились созданные К.Д. Ушинским книги для чтения. Хороший учебник он считал основой хорошего преподавания. Учебник, по мнению Ушинского, должен быть кратким, содержательным, интересным для ребенка и должен развивать его.

К.Д. Ушинский исходил из понимания задач начального обучения, считая, что книга для чтения должно способствовать всестороннему развитию учащихся, содержать материал из всех, доступных ребенку отраслей знаний, способствовать овладению языком как основным средством приобретения знаний. Овладение речью на основе развития мысли – задача, которой должна служить книга для чтения.

Цель исследования: доказать, что в учебниках К.Д. Ушинского получили практическое выражение основополагающие требования его дидактики.

1.Осуществить анализ литературы по данной теме.

2.На основе анализа литературы выявить особенности социально-педагогических взглядов К.Д. Ушинского.

3.Показать, что актуальные проблемы современной методики находят свое решение в трудах К.Д. Ушинского.

Глава 1. Социально-педагогические взгляды

К.Д. Ушинского.

1.1 Биография К.Д. Ушинского.

К.Д. Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле в небогатой дворянской семье. Детство прошло в Новгород – Северском (бывш. Черниговская губерния), в небольшом имении родителей. Отец К.Д. Ушинского, Дмитрий Григорьевич Ушинский, родился в 1787 году в Слободско – Украинской губернии в семье потомственных, но бедных дворян, учился в Благородном пансионате при Московском университете, затем служил в Кадетском корпусе, занимаясь воспитанием будущих офицеров. В 1817 году перешел на государственную службу, занимая ряд должностей в разных губернских городах России. В 1838 году вышел в отставку и, поселившись в имении под Новгород – Северским, занял должность уездного судьи.

Мать его, Любовь Степановна Карпинская, родилась в 1796 году и была дочерью статского советника.

Первоначальным воспитанием и обучением К.Д. Ушинского руководила мать, Любовь Степановна. Она умерла рано, когда сыну еще не исполнилось и двенадцати лет. В семье мальчик получил первоначальное обучение в таком объеме, что в одиннадцать лет смог поступить сразу в третий класс Новгород – Северской гимназии.

В 1844 году он с отличием заканчивает курс, и его оставляют при университете в качестве кандидата для получения высокой государственной должности – он имел право сразу начинать работу в министерствах. Однако Ушинский избирает преподавательскую деятельность.

В 1846 году К.Д. Ушинский назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук, включавших общее понятие о праве, элементы науки о хозяйстве, финансового права, государственного права, Ярославского Демидовского лицея. К.Д. Ушинский должен был раскрыть сущность и системы этих наук, показать их приложение к практической жизни.

В 1849 году молодой профессор был уволен из Ярославского лицея. Это было связано с тем, что от профессоров стали требовать общие программы преподавания их предмета, подробные планы изложения всех лекций, сведения о том, что и в каких местах своих лекций они будут цитировать из трудов других ученых, точное распределение курса лекций по дням и часам. К.Д.Ушинский выступал против этого. Он доказывал, что такое стеснение научной и преподавательской деятельности окажет отрицательной действие на весь учебный процесс, на всю научную и преподавательскую деятельность.

К.Д. Ушинский приезжает в Петербург. По приезде в Петербург он убедился, что двери учебных заведений для него закрыты. Тогда К.Д. Ушинский пишет письма в провинциальные учебные заведения, гимназии, уездные училища, но они остаются без ответа.

Не прекращая поиски работы, он напряженно занимается самостоятельным изучением различных отраслей знаний, много читает. Среди прочитанной литературы больше трудов по истории, географии, философии, политической экономии, сочинений на французском, немецком, английских языках, чем художественной литературы.

В начале февраля 1850 года приказом по гражданскому ведомству К.Д. Ушинский был зачислен чиновником в Департамент духовных дел иностранных исповеданий.

В 1854 году Департамент духовных дел был упразднен, и с 1 августа К.Д. Ушинский был уволен со службы. 4 ноября 1854 года по рекомендации директора Гатчинского сиротского института П.В. Голохвастова он был зачислен на работу старшим преподавателем словесности и законоведения. Третьего июня 1855 К.Д. Ушинский назначается инспектором классов Гатчинского сиротского института, а второго июня 1856 года был утвержден в этой должности.

Гатчинский сиротский институт объединял систему школ – от элементарной, где начинали с обучения маленьких детей грамоте, письму и счету, до высших классов, в которых преподавали такие курсы, как законоведение.

В то время, когда К.Д. Ушинский пришел в Гатчинский институт, на повторное обучение оставлялись 376 учащихся, а переводилось 243. Всего через один учебный год на повторное обучение было оставлено лишь 180 учащихся, а переведено в следующие классы 444.

По должности преподавателя и инспектора классов К.Д. Ушинский не имел права вмешиваться в воспитательный процесс, его влияние должно было ограничиваться учебной деятельностью. Но Ушинский постоянно убеждался в том, что обучение и воспитание неразрывно связаны между собой, в школе нельзя обучать не воспитывая.

Но не только вопросы обучения и воспитания в сиротском институте занимали К.Д. Ушинского. В своих работах он ставил проблемы создания школы для народа, теоретические проблемы педагогической науки.

16 января 1859 году К.Д. Ушинский назначается преподавателем словесности и инспектором классов Смольного института благородных девиц. Он произвел существенные преобразования в институте: обучение начиналось не с 6, а с 9 лет, был введен новый учебный план, созданы новые программы, на основе их поменялось содержание образования – теперь в его основе лежали родной язык и литература, естественные науки. В обучении широко использовались наглядность, методы преподавания, развивающие познавательную активность. Большое место отводилось самостоятельной работе. Менялось преподавание словесности. Раньше изучение литературы сводилось к тому, что преподаватель перечислял имена писателей и излагал содержание их сочинений. Ученицы запоминали и пересказывали услышанное.

К.Д. Ушинским был введен метод, при котором изучение литературы начиналось с чтения произведений художественной литературы. Затем учащиеся готовили отчеты о прочитанном с самостоятельным разбором литературных произведений.

В таком же направлении менялись методы изучения языков. В младших классах было увеличено количество времени на изучение русского языка. С изучением языка связывалось ознакомление с окружающей действительностью.

Летом 1862 года К.Д. Ушинского уволили из Смольного института. Правительство направило его за границу для изучения постановки женского образования.

С начала сентября 1862 года К.Д. Ушинский начинает систематическое изучение постановки женских учебных заведений в Бернском, Арговийском, Цюрихском кантонах Швейцарии.

Выступая против педагогики, которая опиралась главным образом на немецких ученых, К.Д. Ушинский ставит задачу создания педагогической науки о человеке. К.Д. Ушинский считал, что созданию научной педагогики должен предшествовать всесторонний анализ жизнедеятельности человеческого организма, анализ физиологических и психических функций.

После возвращения в Россию он прожил всего три года: умер 21 декабря 1870 года в возрасте 47 лет.

Читайте также: