Проблематика ромео и джульетта кратко

Обновлено: 04.07.2024

Главная проблема в пьесе – это проблема конфликта настоящей большой любви и предрассудков общества. Ромео и Джульетта – юные представители враждующих семейств Монтекки и Капулетти. Причина ненависти давно утеряна во времени, но недопонимание осталось.

Ромео – воспитанный, хорошо образованный юноша. Ему не интересен конфликт семей, поэтому он старается держаться в стороне. Джульетта еще слишком молода и чистосердечна, чтобы питать к кому-то ненависть. Оба не знали друг друга в лицо до встречи на маскараде.

Не зная, что они кровные враги, молодые люди влюбляются. А значит, нельзя сказать, что их любовь возникла из чувства противоречия родителям или предстоящих сложностей. Ромео и Джульетта увидели другу в друге человеческие качества, а не имена. Что значит имя? Не оно влияет на человека. Как бы не назвался Ромео, он останется ее любимым.

Вечная проблема недопонимания между родителями и детьми – так же присутствует в пьесе. Родители видят в Джульетте покорную дочь, которая без сомнения согласится на одобренный ими брак. Они плохо разбираются в ее настоящих чувствах. Когда Ромео находился в изгнании из-за дуэли с Тибальдом, Джульетта не находила себе места от тоски. Родители решили, что она тоскует по брату, и чтобы ее ободрить, планируют выдать замуж за Париса. Девушка не может довериться родным людям, поэтому раскрывает тайную любовь к Ромео только кормилице. Именно она смогла ее понять и поддержать.

Любовь – это великий дар, который получают только искренние сердца. Герои заслуживали быть любимыми, они боролись за свое счастье. Но они все равно стали жертвами вражды их семей. Слишком мало людей встало на сторону влюбленных, слишком много ненависти было вокруг них. Кормилица и брат Лоренцо искренне хотели помочь героям, но даже они не смогли их уберечь. Монах помог Джульетте избежать ненавистного брака, но также стал невольной причиной гибели главных героев. Письмо брата Лоренцо задерживается, и Ромео не узнает об их плане.

Несмотря на трагический конец пьесы, вечная проблема любви и ненависти разрешается в пользу любви. Жертва героев не была напрасной, ведь их семьи мирятся, осознав, сколько зла они принесли своим детям. Ромео и Джульетта стали олицетворением искренней любви, которая не знает преград.

Проблематика произведения Шекспира

Проблематика

Проблемы этой пьесы вечные — они актуальны для любой эпохи и любого человека любой страны. Всех одинаково тревожат проблемы, касающиеся их семьи и собственного места в обществе среди людей с разными интересами и предрассудками.

Основной проблемой пьесы стала проблема восприятие людьми и обществом в целом молодых, совсем юных людей, которые полюбили друг друга честной и искренней любовью. Общество не принимает такого их выбора, тем более, что их семьи враждуют между собой. Казалось бы, что Ромео и Джульетта тоже должны соперничать, потому что так повелось в их роду с давних времен, но для них эта вражда ничего не значит. Что значит имя, если ты любишь этого человека и чувствуешь его всем сердцем?

Еще одна проблема — пропасть между родителями и детьми. Это то, что преследует и портит отношения людей еще с древних времен. У разных поколений разные взгляды на жизнь и отношения с людьми, и часто все это становится причиной конфликтов и ссор. Родители не могут принять поступков своих детей, считают их необдуманными, а дети не понимают, что плохого они сделали, ведь делали так, как велит им их сердце. Ромео и Джульетта полюбили друг друга, не думая и не зная о вражде их семей между собой — им неважно было это. Родители, наоборот, придавали этому факту слишком много значения и только еще больше разжигали конфликт между родами.

Еще одна из основных проблем в человеческой жизни — место любви и признания человека в жизни. Это светлое чувство испытывает каждый. Но не всегда оно может принести радость и счастье. В пьесе Ромео и Джульетта любили друг друга, хоть и понимали, что никогда не смогут быть вместе из-за странных предрассудков своих семей. Поэтому они решают быть вместе назло всем даже на том свете. Джульетта умерла из горя, отравив себя, а Ромео последовал на тот мир следом за ней, потому что не смог пережить смерти возлюбленной. Пара могла бы жить счастливо, если бы не непонятные ссоры взрослых людей. Девушка и парень понимали друг друга с полуслова и готовы были противостоять конфликту семей, но судьба распорядилась иначе — игры и недопонимания взрослых людей заставили двух молодых людей покончить с жизнью.

Отсюда появляется еще одна проблема — зависимость человека от общественного мнения. Сколько судеб сломало это непонятное явление в виде того, что о тебе подумают люди! Люди не решают, что должно происходить в твоей жизни, они просто любят поговорить, собрать сплетни и обсудить новые события, которые их интересуют. Юные создания Ромео и Джульетта не были сильно зависимы от того, что же о них скажут люди, но то давление, которое им пришлось пережить от своих родителей, сыграло свою роль.

Прекрасная история до си пор вызывает у читателей слишком много вопросов, но от этого пьеса становится все гениальней. Ее нужно читать всем, потому что это пример того, как не нужно поступать. Автор написал ее для того, чтобы показать важность любви в человеческой жизни, которая не должна зависеть от общественного мнения. Шекспир написал ее, чтобы показать, что настоящая любовь не имеет возраста и не обращает внимания на то, что ней говорят другие.

Уильям Шекспир занимает, пожалуй, самое главное место в мировой литературе, этому гениальному драматургу и поэту нет равных и по сей день. “Ромео и Джульетта” – традиционная для эпохи Возрождения трагическая пьеса, повествующая о двух юных влюблённых, принадлежавших к враждующим семействам. В 8 классе при подготовке к урокам литературы будет полезно ознакомление с анализом произведения. Анализ “Ромео и Джульетты” имеет ряд особенностей, отличающих его от рядовых пьес других авторов.


Краткий анализ

Год написания – 1594–1595.

История создания – “Ромео и Джульетта” – творческая интерпретация уже имеющегося в литературе сюжета.

Тема – борьба с обществом и обстоятельствами за своё чувство двух любящих людей, любовь и смерть.

Композиция – кольцевая композиция, построенная на параллельных противостояниях во всех 5 действиях.

Жанр – трагедия в 5-ти действиях.

Направление – романтизм.

История создания

В литературоведении довольно мало сведений, которые можно считать достоверными, об истории создания Шекспиром своего бессмертного шедевра. Известно, что сюжет и даже имена героев уже фигурировали в литературе, однако гениальное воплощение они получили только в трагедии У. Шекспира.

Написание трагедии относят к 1594–95 годам. В 1597 году пьеса была впервые опубликована. Подобный сюжет, повествующий о любви двух молодых людей из враждующих семей, был у римского поэта Овидия. Основой для произведения Шекспира очевидно послужила поэма “Трагическая история Ромеуса и Джульетты” Артура Брука.

Интересно, что подобный сюжет существовал в мировой литературе не только до, но и после написания Шекспиром “Ромео и Джульетты”. Множество вариаций этого сюжета появляется в искусстве и по сей день. Глубокий и тщательный анализ истоков сюжета произведения даёт право считать, что история, произошедшая с влюблёнными, действительна была в реальности и сохранилась, как легенда, в устной форме.

Уильям Шекспир взял за основу повествования только фабулу произведения, его пьеса описывает 5 дней из жизни влюблённых. У А. Брука действие длится около 9 месяцев. Английский поэт и драматург изменил время года, добавил несколько ярких сцен, пересмотрел многие существенные детали. Его произведение не является ни пародией, ни копией какого-либо другого, это оригинальная и самобытная пьеса, слава которой прошла через века.

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

Смысл произведения открывается читателю стремительно уже в первом действии: жизнь человека может быть полноценна только тогда, когда у него есть выбор. Тема любви, которой пронизано всё произведение (герои любят, рассуждают о сути этого чувства, философствуют о видах любви) раскрывается разносторонне: любовь матери, любовь к жизни, любовь и брак, страсть, безответная любовь, любовь семейная. Кормилица любит Джульетту искренне, по-матерински, главные герои сталкиваются с первым самым трепетным чувством в своей жизни, даже священник, уважая любовь молодых сердец, нарушает правила и венчает влюблённых без согласия родителей.

Проблемы гнева, мести и непрощения также сильны в общей канве пьесы, они идут в ногу с любовью и смертью. Проблематика пьесы разносторонняя, как и сама жизнь героев. Идея пьесы – утверждение права человека на свободный выбор в любви. Несложно определить то, чему учит читателя пьеса: нужно бороться за своё чувство, в этом смысл человеческой жизни. Влюблённые сделали единственно возможный вывод: в земной жизни им не суждено быть вместе. Как ни страшно говорить о таких вещах в столь юном возрасте, однако мораль и нравы современного Шекспиру общества держалась именно на таких ценностях.

В трагедии присутствует тема богоборчества, которую критики считают достаточно весомой: тайное венчание, убийства и месть, попытки обмануть судьбу со стороны священника, участие Ромео в маскараде в костюме монаха. Диалоги и монологи героев шекспировской трагедии стали самыми цитируемыми и узнаваемыми во всей мировой литературе. Рассуждения юных сердец о сущности любви оказались настолько животрепещущими, что их жизнь вышла далеко за грани художественной литературы и музыки.

Композиция

Вся структурная композиция держится на симметричном противостоянии. В первом действии встречаются слуги господ, во втором – племянники Монтекки и Капулетти, далее – главы враждующих кланов: дуэли, ссоры, распри, убийства – здесь нет мелочей, они играют в жизнь по-крупному.

В последнем действии на сцене появляются супруги Монтекки и Капулетти, вражда заканчивается. Дети обретают новую жизнь в золотых скульптурах. В пьесе есть экспозиция (встреча слуг противоборствующих семей), завязка (встреча Ромео и Джульетты на балу), кульминация (сцена в склепе) и развязка – сцена примирения семей и речь монаха Лоренцо.

Композиция пьесы приобретает кольцевую структуру именно благодаря параллельным конфликтам. Монологи главных героев о совести, страсти, любви и чести составляют особый пласт в композиции пьесы: они внутренняя сущность произведения.

Главные герои

Трагедия была популярна в эпоху Возрождения, этот жанр предусматривал неразрешимый конфликт и весьма трагичный финал. Однако с позиции смысловой составляющей, влюблённые всё же победили, им удалось воссоединиться. В содержательном плане побеждает любовь, она торжествует над местью и гневом, ведь враждующие семьи мирятся у бездыханных тел своих детей.

Трагедии Шекспира особенны своей чувственностью, напряжённостью и острым трагизмом. Особенностью трагедии “Ромео и Джульетта”, которая относится к раннему периоду творчества писателя, является её сатирическая насыщенность. В уста многих персонажей автор вкладывает тонкий юмор, мягкую иронию. Спустя несколько столетий трагедии Шекспира стали эталоном этого жанра. В течение 20 века пьеса экранизирована во многих странах около 50 раз.

Тема любви, конечно основная. Причем затрагивается она не только в контексте отношений Ромео и Джульетты, но и выступая в качестве важной сферы человеческой жизни. О ней говорят многие персонажи, каждый видит в ней своё.

Особенно выделяются в любовной линии 5 сцена – бал в доме Капулетти. Здесь тема любви конкретизируется до мотива любви с первого взгляда.

Помимо любви между мужчиной и женщиной, в трагедии большое место отводится грани между любовью и влюблённостью, юношеской страстью. Выделяется и тема материнской, отцовской, одним словом семейной любви, а так же любви кормилицы к Джульетте.

Тема любви в трагедии, как и во всех новеллах и историях Италии, откуда и брал сюжет, Шекспир окрашена и в тёмные краски. Здесь тема любви носит, прежде всего, характер мотива свадьбы-самокрутки - брака, совершаемого тайком, против воли родителей.

Ближе к концу трагедии появляется мотив изгнания. И наконец, один из лейтмотивов всех пьес и Шекспира и почти всего английского Возрождения – мотив случая.

Интересен и грех отца Лоренцо, который венчает влюблённых без согласия на то их родителей. Нарушив закон, он проявляет гуманизм, заботится о Ромео и Джульетте. Он единственный в Вероне понимает, что вражду и смерть можно остановить только любовью.

Важное место в пьесе отводится власти и тем понятиям, которые с ней тесно связаны – долг, закон, честь. Герцог Вероны недоволен семьями Монтекки и Капулетти, ведь они нарушают закон, выдвигая кровную месть и ставя её выше закона. То есть, не соблюдая закон, который един для всех, персонажи трагедии верны своим внутренним принципам, тому долгу, который они приняли для себя сами. Для Тибальда – это любой ценой защищать семью, пусть даже и агрессивными, неверными методами.

Шекспир ромео и джульетта

Сочинения

Описание главных героев

Главными действующими лицами истории являются шестнадцатилетний Ромео и тринадцатилетняя Джульетта. Их семьи враждуют много лет, отчего влюбленные не могут быть вместе. В итоге пара идет на самоубийство. Характеристика персонажей:

  1. Джульетта задумчива и практична. Невинное подчинение играет в ее пользу, ведь это позволяет внести обман в действие. В первом акте девушка уже демонстрирует свои способности ко лжи, расспрашивая медсестру о двух других мужчинах, прежде чем спрашивать о Ромео, так как девушка не хочет вызывать лишние подозрения.
  2. Ромео — гораздо менее сложный персонаж, чем Джульетта. Действительно, в работах Шекспира героини часто более многомерны, чем их мужчины. В первом акте наиболее выраженными качествами Ромео были раздражительность и капризность. Тем не менее юноша стоит в стороне от других мужчин. Даже Бенволио, вечный пацифист, признал насильственную природу мира и то, что большинство мужчин быстро обращаются к гневу и агрессии для решения своих проблем. Молодой человек же проявляет качества, которые можно было бы считать женскими по шекспировским стандартам — он меланхоличен и замкнут.

Темы и проблемы пьесы

В произведении раскрывается множество тем и проблем. Все они остаются актуальными и в наше время, в этом заключается особенность творения автора. Проблематика трагедии:

Анализ произведения ромео и джульетта

Анализ произведения

Быстрое влечение подростков должно рассматриваться через призму их юности. Даже когда Ромео жаждет другой девушки, Розалины, он больше интересуется ее сексуальностью, чем личностью, поэтому он расстроен, узнав, что она выбрала жизнь целомудрия.

Ромео и джульетта

Ромео чувствует искры желания к Джульетте еще до того, как они заговорят. Шекспир и далее подчеркивает сексуальную мотивацию молодого человека, сравнивая любовь подростков с тьмой. Тьма занимает центральное место в их любви, так как они могут быть вместе только глубокой ночью. На протяжении всей пьесы Шекспир ассоциирует дневное время с беспорядками, происходящими в произведении.

В сцене на балконе подростки распознают эгоистичную марку любви и выходят за ее пределы. Садовая обстановка — это больше, чем просто скрытое место встречи — она ​​напоминает изображения пастырского Эдема, который символизирует чистоту и девственность.

Связь подростков коренится одновременно в чистой любви и безудержной страсти. В начале сцены на балконе Ромео вторгается в частную жизнь Джульетты без приглашения и подслушивает ее монолог. Здесь Шекспир нарушает сокровенность монолога, в котором персонаж делится своими мыслями только с аудиторией.

То, что Ромео подслушивает монолог Джульетты, с одной стороны, является вторжением, но с другой, служит напоминанием о стоимости близости.

 жанр ромео и джульетта

Автор также несет мысль, что, когда люди влюбляются, они могут расти. Поведение Джульетты меняется после того, как она встречает Ромео. Она привыкла подчиняться авторитету медсестры, и во время сцены на балконе она дважды исчезает. Тем не менее она также дважды бросает вызов авторитету, чтобы вновь появиться и продолжить разговор с любимым. Это верный признак растущей независимости, что объясняет быстрое решение выйти замуж за Ромео и бросить вызов родителям.

Джульетта также раскрывает свой практический интеллект, понимая необходимость планов для встреч и настаивая на браке, что является изменением елизаветинских гендерных ролей. Ромео, хотя и менее активный, чем Джульетта, также становится более уверенным после их встречи и начала юношеской тоски.

Первое появление медсестры в 3 акте подтверждает переход повести к трагической части. Повторяющееся несоответствие между порядком и беспорядком также появляется в третьем акте.

Джульетта произносит один из самых красивых монологов в пьесе, когда просит о наступлении темноты, которую Шекспир установил как время порядка и защиты.

Ромео и джульетта анализ история создания

Драматическая ирония ее речи заключается в том, что публика знает, что Ромео убил Тибальта и скоро будет наказан, а Джульетта — нет. Это только подчеркивает интенсивность разделения между порядком и беспорядком в тот момент.

В 4 акте Джульетта призывает всю свою внутреннюю силу, которая проявляется в ее готовности участвовать в необдуманном и ненадежном плане монаха. Ромео не фигурирует в этом действии, из-за чего создается ощущение, что Шекспир хотел привлечь внимание к непоколебимой преданности Джульетты. Там, где молодой человек отреагировал на изгнание фактической попыткой самоубийства, Джульетта логически рассматривает проблему, решив симулировать самоубийство. Эти параллельные решения свидетельствуют о превосходной храбрости и сообразительности Джульетты и указывают на силу любви в произведении.

Смерть — самая заметная тема в пятом акте, хотя Шекспир предвещал трагический поворот событий в пьесе. Тем не менее автор в конечном счете определяет смерть как героический выбор. Например, Ромео совершает самоубийство из-за непоколебимой преданности Джульетте, которая контрастирует с трусливыми мотивами его попытки самоубийства в третьем акте.

Когда Ромео слышит о смерти Джульетты, он делает активный выбор, приказывая Балтазару подготовить лошадь немедленно.

Ромео и джульетта история создания

Несмотря на отчаянные обстоятельства, Ромео показывает, что он извлек уроки из перспективного планирования Джульетты, купив яд перед поездкой в ​​Верону. Он хочет принять смерть так же, как Джульетта, и планирует показать свою солидарность с любимой.

Хотя смерть имеет первостепенное значение в пятом акте, любовь по-прежнему является главной темой. В частности, Шекспир использует эротическую символику, особенно на сцене смерти. Ромео пьет из чаши, чаша в форме женского торса. Тем временем кинжал, которым убивает себя девушка, принадлежит Ромео, что подчеркивает сексуальные оттенки ее воззвания.

Ромео и джульетта анализ произведения

Монтекки и Капулетти примиряются из-за похожего чувства потери смысла, а не из-за морального или общественного давления. Зрители покидают зал в надежде, что семьи извлекли уроки из трагических событий.

Читайте также: