Ошибки при выборе профессии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Выбор профессии – занятие ответственное и весьма сложное. Далеко не каждый может определиться с тем, кем ему быть – особенно в юном возрасте. В такой ситуации негативное влияние может оказать окружение или собственные заблуждения. Для того чтобы этого не допустить, следует изучить типичные ошибки, совершаемые при выборе профессии.

1. Профессия выбирается без представления о том, чем нужно будет заниматься

Молодые люди, планируя пойти куда-либо учиться или начать трудовую карьеру, редко в достаточной мере осведомлены о том, чем занимаются представители тех или иных профессий. В такой ситуации выбор делается, по сути, наугад. Чтобы не попасться на эту удочку, следует заранее изучить профессию, узнать, что именно нужно будет делать, при помощи каких инструментов, в какое время и в каких условиях. Иногда высокие умственные способности важнее физической силы и крепкого здоровья, а иногда – наоборот. А также необходимо заранее озаботиться тем, насколько велик спрос на выбираемую профессию среди работодателей.

2. Профессия выбирается исходя из ее престижности или предполагаемой доходности

Одно из самых распространенных заблуждений: если профессия считается престижной, то и оплата будет высокой. На самом же деле, уровень доходов зависит от занимаемой должности, размера компании, спроса и предложения на рынке труда. Кроме этого, представления о престижности могут различаться у разных групп людей и в разных странах. Например, во многих странах профессия шеф-повара считается престижной, а в Индии поваров приравнивают к прислуге.

3. Выбор делается на основе любимого учебного предмета

Подобные проблемы нередко возникают у школьников или студентов. Предпочитая какой-либо один предмет, они стараются выбрать соответствующую специальность. Однако в большинстве профессий необходимы знания из многих сфер, поэтому такой подход не будет эффективным.

4. Отношение к представителю профессии заменяет собственные ощущения

Такая ошибка может быть совершена не очень самостоятельными людьми, чей разум затуманен личной привязанностью к человеку определенной профессии. Если вам кто-то нравится, это не значит, что вам будет интересно заниматься такой же работой, как у него. Возможна и обратная ситуация: вам кто-то не нравится, и этот негатив переносится на его деятельность. Очевидно, что ничего разумного в таком подходе нет и от подобных предрассудков нужно избавляться.

Подобный сценарий при выборе профессии не редкость. Конечно, здорово пойти учиться туда же, куда и лучший друг. Но, по факту, такая позиция говорит о том, что человек просто не хочет брать на себя ответственность за принятие решения.

6. Пренебрегаются собственные увлечения, интересы и способности

Один из принципов поиска профессии заключается в том, что работа должна приносить не только деньги, но еще и радость. То есть она должна быть по душе. Это очевидный факт, которым, тем не менее, многие пренебрегают. Нередко это делается из-за сомнений в том, что интересная работа может принести хороший доход. Правда, обычно упускается из виду и тот факт, что на нелюбимой должности за большие доходы придется расплачиваться душевными страданиями. Кроме этого, мало кому удается достигать больших успехов в том, что им не нравится делать.

7. Выбор делается под влиянием чужого некомпетентного мнения

Ошибка 1. Не знают, чего хотят от себя, от жизни, от работы

Лучше всего начать с самоопределения. Сначала подросток должен понять свои внутренние желания, а уже после ему станет понятно, отправляться после школы сразу в вуз или сначала немного отдохнуть.

Ребята, которые не понимают, что их ждет, не видят четкой картинки своего будущего, с меньшей мотивацией готовятся к итоговым испытаниям, неохотно учатся. И поэтому первое, чего стоит избегать — советов. Чем больше ребенок понимает сам про себя, тем легче ему определить свое будущее.

Помогите подростку конкретизировать и сформировать картинку своего будущего и профессиональных интересов: чего он хочет от себя, от работы, от жизни?

Ошибка 2. Не ориентируются в мире профессий

Какие-то профессии становятся неактуальными и уходят в прошлое, появляются другие — современные и востребованные. Подростки не всегда могут ориентироваться в них, да и взрослые порой тоже не в силах помочь, потому что не представляют себе, как выглядит Атлас новых профессий, и какие специалисты в скором будущем станут востребованными.

Изучайте мир профессий вместе, заглядывайте в будущее, просматривайте разные варианты — вдруг ребенок захочет стать специалистом, о котором вы и сами еще не слышали?

Ошибка 3. Восприимчивы к чужому мнению

Друзья, родители и учителя могут сильно повлиять на решение подростка. Кажется, что это хорошо — у ребенка есть некие авторитеты, ему есть к кому прислушаться. И это действительно так. Но чужое мнение может негативно сказаться на решении подростка — нельзя воспринимать его как единственно верное.

Как нельзя:
О, ты отлично пишешь сочинения! Решено — забудь про все точные науки, пойдешь на филологический.

Как можно:
Тебе отлично даются русский и литература. Нравится это направление? Стал бы связывать с филологией свою будущую профессию?

Ошибка 4. Откладывают выбор профессии на 11 класс

Невозможно уместить в последний год обучения в школе столько задач: выбрать профессиональную область, предметы для сдачи ЕГЭ и начать подготовку, определиться с вузом и направлением.

В интернете доступны различные подборки по профессиональной деятельности. Это и статьи, и тесты, и ролики на YouTube с комментариями представителей профессии. Помимо изучения этих материалов запускайте процесс критического мышления — ребенок должен понять, чего хочет он сам, какую деятельность предпочитает: групповую или индивидуальную, умственную или физическую и т.д. Чем больше ребенок понимает про себя, тем адекватнее он может воспринять ту информацию, которую он получает из тех же статей или видеороликов.

Одному приносят удовольствие командировки, другому — работа с документами. Как понять, чего на самом деле хочется от будущей профессии? Есть простое упражнение, которое поможет лучше понять себя. На листе бумаги нужно начертить таблицу с тремя столбцами:

  1. Очень хочется видеть/делать в профессии.
  2. Пока непонятно — возможно да, возможно нет.
  3. Совсем не хочется видеть/делать в профессии.

То, что будет занесено во второй столбец, лучше попробовать заранее. Например, это может быть написание отчетов — пусть ребенок потренируется их делать. Во время тренировок будет проще понять, какие в действительности ощущения приносит эта деятельность. Но лучше делать это не в игровой форме, а в том виде и в тех условиях, которые будут максимально приближены к реальным.

Ошибка 5. Не пробуют профессии

Сегодня очень активно развивается волонтерское движение, и многие ребята могут попробовать себя в какой-то профессии. Обычно подростки, которые уже чем-то занимаются — ходят на какие-то секции или кружки, например, — понимают, хотят ли они групповую деятельность видеть в своей дальнейшей жизни.

Тут можно провести аналогию с уборкой дома. Кто-то, например, убирается дома один, когда все остальные члены семьи куда-то уйдут. Скорее всего, это означает, что и любую другую деятельность в своей жизни человек пытается выполнить самостоятельно. А другие наоборот предпочитают групповой формат деятельности. И тут есть над чем поразмышлять. Понаблюдайте за своими подростками — что для них ближе? Предлагайте им поразмышлять над тем, что они попробовали.

Ошибки 6 и 7. Выбирают профессии по предметам ЕГЭ и не знают системы поступления в вуз

Система поступления в вузы меняется ежегодно — и за обновлением этой информации просто необходимо следить. Сейчас подросток имеет право поступить сразу в 5 университетов на несколько направлений в каждый. При этом на разные направления нужно сдавать разные ЕГЭ. Самый простой вариант, о котором мы уже говорили — когда ребенок выбирает для себя путь наименьшего сопротивления — сдает те ЕГЭ и поступает в вуз на ту специальность, предметы по которым даются в школе лучше всего. Так ребята выкидывают из своей жизни огромные предметные области — гуманитарные, естественно-научные, технические. А потом, получив высшее образование, они понимают, что вообще-то хотели бы заниматься чем-то другим.

Важно объяснить ребятам разницу между направлениями в вузе и названием самой профессии. При поступлении, например, на психологию, можно выбрать себе разные пути: психолог-консультант, клинический психолог, психиатр, психолог в сфере HR, психоаналитик и т.д. Название профессии может не совпадать с названием направления в вузе — это нормально.

Ошибка 8. Поздно узнают про ДВИ и профотбор. Недооценивают подготовительный этап

ДВИ — дополнительное вступительное испытание, которое могут осуществлять разные вузы, а на какое-то конкретное направление сразу все университеты и даже колледжи. Если, например, взять журналистику, архитектуру, дизайн, то станет понятно, что в этих направлениях невозможно обойтись одними только ЕГЭ — тут и нужно будет сдавать ДВИ. И надо понимать, что для многих профессий подготовка к ДВИ занимает несколько лет.

А еще многие ребята не знают, что, выбирая какую-то профессию, должны обладать не только какими-то навыками, но и соответствующей физической подготовкой. Военным, например, важно иметь хорошее зрение.

Ошибка 9. Не продумывают запасные варианты

Казалось бы, если человек осознанно выбирает себе профессию, о каких запасных вариантах вообще может идти речь? Но все не так просто. Во-первых, мир трансформировался, и каждый из нас теперь с большой вероятностью просто не сможет выбрать себе одну-единственную профессию на всю жизнь.

Во-вторых, запасной вариант хорошо сказывается на самооценке. Если вдруг будет недобор баллов, подросток сможет пойти по другому пути, избрав свой собственный план B.

Ошибка 10. Боятся перспективных профессий

В итоге человек идет по менее интересным направлениям, четко понимая, что именно та специальность, на которую он не пошел, больше всего наполнена смыслом, соотносится с его желаниями и интересами.

Старайтесь задавать вопросы так, чтобы ребятам хотелось на них ответить, хотелось поделиться какими-то позитивными установками — поверьте, они это могут!

Делитесь опытом собственной профессиональной деятельности — причем не только позитивным, но и негативным. Ребенок должен понимать, что все 8 часов во время рабочего дня над ним не будет переливаться волшебная радуга и звонко петь сказочные птицы. Осознанный выбор профессии не означает, что все рабочие задачи будут даваться играючи.

Золотое правило выбора профессии



Постепенно исчезают рутинные профессии, которые обрекали человека на неосмысленную работу без удовлетворения и достойного заработка. Уходят в прошлое многие выматывающие и однообразные профессии. Однообразные операции отдаются роботам, и за счёт этого освобождается пространство для творческого труда.

Анна Исаенко, психолог-профориентолог образовательного центра Адукар

Частые ошибки при выборе профессии

Поступить за компанию

Одно дело, когда тебе действительно нравится та же профессия, что и твоему другу или любимому человеку. Тогда выбирать одну специальность вполне нормально. Но поступать за компанию… всё же это повод задуматься. Конечно, есть некая романтика в том, чтобы после школы вместе учиться и работать. Но выбор профессии должен быть индивидуальным, а это значит, что ориентироваться нужно, в первую очередь, на свои способности. Что будет, если из вас поступит только кто-то один? Или ты поймёшь, что профессия тебе не подходит? Готовы ли ваши отношения к возможной конкуренции? Это важные темы для размышлений в такой ситуации.

Переносить отношение к конкретным людям на профессию

Возможно, есть человек, который тебе очень не нравится. По профессии он архитектор/скульптор/юрист или кто-то ещё. Неосознанно ты можешь недолюбливать его сферу деятельности (хотя логики в этом нет, ведь профессия это просто профессия, а люди бывают разные). То же самое касается обратных ситуаций, когда кто-то сильно нравится и ты автоматически симпатизируешь профессии этого человека. Но это вовсе не значит, что она тебе подойдёт.

Выбирать модную профессию


Не надо бояться выбирать малооплачиваемую профессию. Надо опасаться, что ты останешься посредственным в высокооплачиваемой профессии.

Анна Исаенко, психолог-профориентолог образовательного центра Адукар

Выбирать профессию назло

Можно с уверенностью сказать, что это самая нелепая ошибка. Причём совершенно не важно, назло кому (и зачем?) выбирать профессию. Только подумай: выбирать определённое будущее, чтобы сделать плохо кому-то. Разве не абсурд? Не ограничивай свой выбор чужими мнениями. Думай о себе.

Идти на поводу у родителей

Бывает, что родители откровенно навязывают своим детям определённое будущее. Иногда это касается профессиональных династий, когда ещё с пелёнок ребёнку твердят о том, кем он должен стать, когда вырастет; об эгоистичных желаниях родителей, которые упустили шанс реализоваться в какой-либо профессии, потому и хотят теперь этого от детей; о неосведомлённости старшего поколения касательно современных профессий В таких ситуациях умей настоять на своём.

Выбирая профессию, требующую определенного уровня физического здоровья, не стоит игнорировать медицинские показания. Если врачи говорят, что твоему организму будет тяжело переносить нагрузки, которые предполагает выбранная тобой профессия, необходимо с ними согласиться. Это один из редких случаев, когда стоит найти в себе силы отказаться от мечты.


Консультация профориентолога Сложно определиться с профессией? Психолог-профориентолог проанализирует твои способности и подскажет, в каких сферах ты будешь успешным. Записаться на консультацию

Выбирать профессию исключительно из-за зарплаты

Нет ничего плохого в том, чтобы ориентироваться на высокооплачиваемые профессии. Но смотреть исключительно на высокую зарплату такой себе вариант. Переубеждать не будем, а просто оставим здесь цитату Джона Девисона Рокфеллера — первого долларового миллиардера в истории человечества, который уж точно знал, как правильно расставлять приоритеты.


Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:


Ошибка 1. Не знают, чего хотят от себя, от жизни, от работы

Лучше всего начать с самоопределения. Сначала подросток должен понять свои внутренние желания, а уже после ему станет понятно, отправляться после школы сразу в вуз или сначала немного отдохнуть.

Ребята, которые не понимают, что их ждет, не видят четкой картинки своего будущего, с меньшей мотивацией готовятся к итоговым испытаниям, неохотно учатся. И поэтому первое, чего стоит избегать — советов. Чем больше ребенок понимает сам про себя, тем легче ему определить свое будущее.

Помогите подростку конкретизировать и сформировать картинку своего будущего и профессиональных интересов: чего он хочет от себя, от работы, от жизни?

Ошибка 2. Не ориентируются в мире профессий

Какие-то профессии становятся неактуальными и уходят в прошлое, появляются другие — современные и востребованные. Подростки не всегда могут ориентироваться в них, да и взрослые порой тоже не в силах помочь, потому что не представляют себе, как выглядит Атлас новых профессий, и какие специалисты в скором будущем станут востребованными.

Изучайте мир профессий вместе, заглядывайте в будущее, просматривайте разные варианты — вдруг ребенок захочет стать специалистом, о котором вы и сами еще не слышали?

Ошибка 3. Восприимчивы к чужому мнению

Друзья, родители и учителя могут сильно повлиять на решение подростка. Кажется, что это хорошо — у ребенка есть некие авторитеты, ему есть к кому прислушаться. И это действительно так. Но чужое мнение может негативно сказаться на решении подростка — нельзя воспринимать его как единственно верное.


Мы, взрослые, можем подчеркивать сильные стороны, которыми обладают подростки, для того чтобы запустить процесс размышления о будущем, которое может выбрать для себя ребенок. И, чтобы это сработало, старайтесь не давать советы, а задавать больше правильных вопросов.

Как нельзя: О, ты отлично пишешь сочинения! Решено — забудь про все точные науки, пойдешь на филологический.

Как можно: Тебе отлично даются русский и литература. Нравится это направление? Стал бы связывать с филологией свою будущую профессию?

Ошибка 4. Откладывают выбор профессии на 11-й класс

Невозможно уместить в последний год обучения в школе столько задач: выбрать профессиональную область, предметы для сдачи ЕГЭ и начать подготовку, определиться с вузом и направлением.

В интернете доступны различные подборки по профессиональной деятельности. Это и статьи, и тесты, и ролики на YouTube с комментариями представителей профессии. Помимо изучения этих материалов запускайте процесс критического мышления — ребенок должен понять, чего хочет он сам, какую деятельность предпочитает: групповую или индивидуальную, умственную или физическую и т. д. Чем больше ребенок понимает про себя, тем адекватнее он может воспринять ту информацию, которую он получает из тех же статей или видеороликов.

Одному приносят удовольствие командировки, другому — работа с документами. Как понять, чего на самом деле хочется от будущей профессии? Есть простое упражнение, которое поможет лучше понять себя. На листе бумаги нужно начертить таблицу с тремя столбцами:

  • Очень хочется видеть/делать в профессии.
  • Пока непонятно — возможно да, возможно нет.
  • Совсем не хочется видеть/делать в профессии.

В таблицу можно добавлять любые аспекты: специфику работы, формат, направления, какие-то детали, нюансы и принципы (соцпакет в компании, большой коллектив, возможность для получения новых знаний и развития, работа за компьютером, разъездная, стационарная работа и т.д).

То, что будет занесено во второй столбец, лучше попробовать заранее. Например, это может быть написание отчетов — пусть ребенок потренируется их делать. Во время тренировок будет проще понять, какие в действительности ощущения приносит эта деятельность. Но лучше делать это не в игровой форме, а в том виде и в тех условиях, которые будут максимально приближены к реальным.

Ошибка 5. Не пробуют профессии

Сегодня очень активно развивается волонтерское движение, и многие ребята могут попробовать себя в какой-то профессии. Обычно подростки, которые уже чем-то занимаются — ходят на какие-то секции или кружки, например, — понимают, хотят ли они групповую деятельность видеть в своей дальнейшей жизни.

Тут можно провести аналогию с уборкой дома. Кто-то, например, убирается дома один, когда все остальные члены семьи куда-то уйдут. Скорее всего, это означает, что и любую другую деятельность в своей жизни человек пытается выполнить самостоятельно. А другие, наоборот, предпочитают групповой формат деятельности. И тут есть над чем поразмышлять. Понаблюдайте за своими подростками — что для них ближе? Предлагайте им поразмышлять над тем, что они попробовали.

Ошибки 6 и 7. Выбирают профессии по предметам ЕГЭ и не знают системы поступления в вуз

Система поступления в вузы меняется ежегодно — и за обновлением этой информации просто необходимо следить. Сейчас подросток имеет право поступить сразу в 5 университетов на несколько направлений в каждый. При этом на разные направления нужно сдавать разные ЕГЭ. Самый простой вариант, о котором мы уже говорили — когда ребенок выбирает для себя путь наименьшего сопротивления — сдает те ЕГЭ и поступает в вуз на ту специальность, предметы по которым даются в школе лучше всего. Так ребята выкидывают из своей жизни огромные предметные области — гуманитарные, естественно-научные, технические. А потом, получив высшее образование, они понимают, что вообще-то хотели бы заниматься чем-то другим.

Порой человек не знает, что выбрать на завтрак, а мы ругаем подростков за то, что они не могут определиться к 11 классу с профессией

Это абсолютно нормальная ситуация, особенно в условиях минимального количества инструментов для выбора профессионального пути.

Важно объяснить ребятам разницу между направлениями в вузе и названием самой профессии. При поступлении, например, на психологию, можно выбрать себе разные пути: психолог-консультант, клинический психолог, психиатр, психолог в сфере HR, психоаналитик и т. д. Название профессии может не совпадать с названием направления в вузе — это нормально.

Ошибка 8. Поздно узнают про ДВИ и профотбор. Недооценивают подготовительный этап

ДВИ — дополнительное вступительное испытание, которое могут осуществлять разные вузы, а на какое-то конкретное направление сразу все университеты и даже колледжи. Если, например, взять журналистику, архитектуру, дизайн, то станет понятно, что в этих направлениях невозможно обойтись одними только ЕГЭ — тут и нужно будет сдавать ДВИ. И надо понимать, что для многих профессий подготовка к ДВИ занимает несколько лет.


7 калькуляторов ЕГЭ и другие полезные сервисы для тех, кто поступает в вузы

А еще многие ребята не знают, что, выбирая какую-то профессию, должны обладать не только какими-то навыками, но и соответствующей физической подготовкой. Военным, например, важно иметь хорошее зрение.

Ошибка 9. Не продумывают запасные варианты

Казалось бы, если человек осознанно выбирает себе профессию, о каких запасных вариантах вообще может идти речь? Но все не так просто. Во-первых, мир трансформировался, и каждый из нас теперь с большой вероятностью просто не сможет выбрать себе одну-единственную профессию на всю жизнь.

Во-вторых, запасной вариант хорошо сказывается на самооценке. Если вдруг будет недобор баллов, подросток сможет пойти по другому пути, избрав свой собственный план B.

Чем больше ребенок знает сам про себя, тем легче ему погружаться в какие-то другие области, тем меньше у него страха, тем увереннее он стоит на ногах.

Ошибка 10. Боятся перспективных профессий

В итоге человек идет по менее интересным направлениям, четко понимая, что именно та специальность, на которую он не пошел, больше всего наполнена смыслом, соотносится с его желаниями и интересами.


Старайтесь задавать вопросы так, чтобы ребятам хотелось на них ответить, хотелось поделиться какими-то позитивными установками — поверьте, они это могут!

Делитесь опытом собственной профессиональной деятельности — причем не только позитивным, но и негативным. Ребенок должен понимать, что все 8 часов во время рабочего дня над ним не будет переливаться волшебная радуга и звонко петь сказочные птицы. Осознанный выбор профессии не означает, что все рабочие задачи будут даваться играючи.

К выбору профессии нужно подходить как к выбору пиджака: пока мы видим его на картинке, мы точно не сможем сказать, хорошо ли он будет сидеть, не будет ли в нем слишком жарко. Без примерки выбрать одежду очень сложно — то же самое и с выбором профессии. Чем больше мы пробуем, тем легче нам принять какое-то решение.

Каждый человек в жизни не раз оказывался в ситуации выбора. Выбор будущей профессии – это серьёзный и ответственный шаг, требующий подготовки и знаний, времени на раздумья и не терпящий легкомыслия. От того, правильно ли выберете свою будущую профессию, будет зависеть вся ваша дальнейшая жизнь.

Правильный выбор профессии – это уверенность, душевное равновесие, материальное благополучие и профессиональная успешность.

Все ошибки при выборе профессии условно можно разделить на 3 группы:

1) незнание правил выбора профессии;

2) незнание самого себя;

3) незнание мира профессий

1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

· Перенос отношения к человеку (представителю той или иной профессии) на саму профессию.

Типична ситуация, когда профессия начинает нравиться потому, что ею обладает человек, который вам симпатичен. Например, старшеклассник решает связать свою жизнь с географией только потому, что ему нравится учительница географии, интересный, обаятельный человек, увлечённый своим предметом. Если такой интерес к личности принимается за склонность к профессии – велик риск ошибки.

Или наоборот: одна-единственная встреча с неприятным, отталкивающим человеком – представителем определённой профессии может сформировать негативный стереотип о профессии в целом.

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности профессиональной деятельности, а не выбирать профессию только потому, что вам нравится или не нравится определённый человек, занимающийся данным видом деятельности.

· Отождествление учебного предмета с профессией.

Даже если вам нравится какой-то определённый школьный предмет, интерес к нему не обязательно свидетельствует о том, что вам понравится и связанная с ним работа. Например, вам нравится иностранный язык. Существует много профессий, требующих знания иностранного языка. Понравится ли вам работа преподавателя иностранного языка, переводчика? Всё это разные профессии, и деятельность их представителей не очень-то похожа на ту, что выполняют школьники на уроках иностранного языка.

Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом нельзя. Школьный предмет – это ещё не профессия, это область знаний, в которой можно продолжить образование. Необходимо учитывать, какие реальные профессии стоят за конкретными школьными предметами.

· Ориентация сразу на профессии высокой квалификации.

2. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ

· Незнание или недооценка своих физических особенностей.

Любая профессия предъявляет требования к состоянию здоровья человека – более или менее жёсткие. Например, чтобы стать лётчиком или пожарным, нужно иметь стопроцентное здоровье.

Необходимо помнить, что наличие некоторых хронических заболеваний, может быть противопоказанием для освоения многих профессий. Выбирая профессию, учитывайте состояние здоровья, особенности своего организма, поскольку существуют профессии, которые могут быть вам противопоказаны, они могут ухудшить состояние вашего здоровья.

· Незнание или недооценка своих психологических особенностей, неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

Человек не сможет достигнуть высоких результатов в работе, которая не отвечает его индивидуально-психологическим особенностям, способностям.

При огромном желании, потратив много времени и сил, можно стать специалистом даже в той области, к которой у вас способностей нет совершенно. Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует вашим способностям, достигнутые результаты оказались бы куда лучше.

При выборе профессии важно разобраться в своих личных качествах, изучить свои склонности, способности, учитывать особенности памяти, внимания, мышления, темперамента. Разобраться в себе вам помогут профконсультанты, психологи, родители, учителя.

3. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ

· Увлечение только внешней стороной профессии без учёта её содержания и возможных трудностей.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на её внешнюю привлекательность, нужно узнать как можно больше о содержании труда. Важно чётко представлять себе, какие виды деятельности включает ваша будущая специальность, каковы трудности и особенности работы, невидимые посторонним взглядом.

· Предубеждение в отношении престижности профессии.

· Незнание требований профессии к человеку.

Каждая профессия выдвигает определённые требования к человеку – необходимые для её освоения профессионально важные качества. Например, чтобы успешно реализоваться, педагогу необходима эмоциональная устойчивость, а водителю – высокая скорость реакции. Работа бухгалтера требует предельной пунктуальности, устойчивости к однообразной, монотонной деятельности.

Анализируя, подходит ли вам та или иная профессия, необходимо в первую очередь ознакомиться с профессиограммой (описанием профессии). Профессиограмма раскрывает содержание деятельности специалиста, характеристику процесса и условия труда, профессионально важные качества, медицинские противопоказания, область применения.

· Устаревшие представления об условиях труда и характере конкретной профессии.

На современном этапе развития общества во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно во все сферы деятельности – вплоть до животноводства.)

Незнание современной динамики развития профессий, устаревшие представления о характере и условиях труда формируют необоснованно ложный стереотип о непрестижности некоторых профессий. Но это далеко не всегда соответствует действительности. Нередко за названием профессии скрыт совершенно новый характер, темп и условия труда. Выбирая профессию, нужно стремиться узнать её современный облик.

Отнеситесь к выбору профессии ответственно. Здесь нет мелочей – всё очень важно. Всех этих ошибок можно избежать, если реально оценивать свои возможности, знать особенности нервной системы, памяти, внимания, мышления, темперамента, если требования профессии совпадают с интересами и склонностями.

Читайте также: