Проблематика маленьких трагедий кратко

Обновлено: 08.07.2024

Четыре пьесы, в которых Пушкин размышляет о человеческих пороках и игре с судьбой, сводит счёты с отцом и решает вопрос о том, совместимы ли гений и злодейство.

комментарии: Валерий Шубинский

О чём эта книга?

Heritage Images/Getty Images

Когда она написана?

Как она написана?

Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает;
Но и любовь мелодия…

Александр Пушкин

Что на неё повлияло?

Как она была опубликована?

Какая дивная гармония между идеею и формою, какой стих, прозрачный, мягкий и упругий, как волна, благозвучный, как музыка! какая кисть, широкая, смелая, как будто небрежная! какая антично-благородная простота стиля! какие роскошные картины волшебной страны, где ночь лимоном и лавром пахнет!

Что было дальше?

Где и когда происходит действие трагедий?

…Пушкин не мог смотреть на современную ему Россию иначе как на наследницу Европы и понимал, что вместе с безусловными ценностями Россия наследует также грехи и беды европейской истории. Вопрос дальнейшей судьбы русской культуры — не только искусства, но всей культуры, культуры как миропорядка, определяющего также и каждую частную жизнь, — заключался в претворении этого наследия, от которого страна уже не была свободна. По прошествии первой четверти XIX века было достаточно очевидно, что конфликты, вызревавшие в Европе последовательно, от века к веку, в России, усваивавшей европейскую культуру в её целокупности, оказались предъявленными одновременно.


Ещё 4 важнейшие книги позднего Пушкина

Вас полюбя, люблю я добродетель
И в первый раз смиренно перед ней
Дрожащие колена преклоняю

Александр Пушкин

Какие события жизни Пушкина отразились в трагедиях?

Наконец, желая вывести себя из тягостного положения, прихожу к отцу, прошу его позволения объясниться откровенно. Отец осердился. Я поклонился, сел верьхом и уехал. Отец призывает брата и повелевает ему не знаться avec ce monstre, ce fils dénaturé. (Жуковский, думай о моём положении и суди). Голова моя закипела. Иду к отцу, нахожу его с матерью и высказываю всё, что имел на сердце целых 3 месяца. Кончаю тем, что говорю ему в последний раз. Отец мой, воспользуясь отсутствием свидетелей, выбегает и всему дому объявляет, что я его бил, хотел бить, замахнулся, мог прибить. — Перед тобою не оправдываюсь. Но чего же он хочет для меня с уголовным своим обвинением? рудников Сибирских и лишения чести? Спаси меня хоть крепостию, хоть Соловецким монастырём.

В творческом наследии Пушкина существует цикл небольших драматических произведений, называемых “маленькими трагедиями”. По характеру они близки к философской лирике. В них также поднимаются большие общечеловеческие проблемы, связанные с вопросами о смысле жизни, о смерти и бессмертии, о назначении искусства. ” Маленькие трагедии ” Пушкин написал в 1830 г. во время знаменитой Болдийской осени, которая оказалась одним из наиболее плодотворных периодов в его творчестве.

В центре внимания автора – “драматические изучения”,

по выражению самого Пушкина, касающиеся прежде всего тайн человеческого характера в связи с определенной исторической эпохой. “Маленькие трагедии” строятся преимущественно не на внешних, а на внутренних конфликтах, как это происходит, например, в “Скупом рыцаре”.

Само по себе название “Скупой рыцарь” уже наталкивает на глубокие размышления. Сочетание этих слов представляется неожиданным. В сознании читателей понятие “рыцарь” обычно связывается с представлениями об отваге, чести, храбрости, великодушии, но никак не о скупости. Но в том-то и заключаются оригинальность и новаторство

замысла Пушкина, что он лаконично и вместе с тем исключительно глубоко показал, как власть денег и вообще новые экономические отношения, вторгающиеся в европейскую жизнь, превращают Барона в ростовщика и стяжателя.

Барон у Пушкина – зловещая, мрачная демоническая фигура, для которого золото заменило все – и родственные привязанности, и просто человеческие связи. Тема растлевающей власти денег, чрезвычайно актуальная и злободневная в XIX в., будет раскрыта Пушкиным и в других его произведениях (например, в “Пиковой даме”), а в дальнейшем станет одной из ведущих для всей русской литературы.

Конфликт в “Моцарте и Сальери” основан не на теме зависти или уязвленного самолюбия, как может сначала показаться, а на столкновении различных жизненных позиций, противоположных взглядов на искусство, на назначение художника. Моцарт у Пушкина воплощает жизнерадостность и открытость души, подлинный артистизм. Сальери потрясен несправедливостью: “бессмертный гений” достался, с его точки зрения, “гуляке праздному”.

Сальери убежден, что можно проверить гармонию алгеброй. Правда, для этого нужно разъять музыку, “как труп”. Но только таким образом, считает он, должно развиваться и совершенствоваться искусство. Светлый гений Моцарта опровергает эти представления.

Для Моцарта музыка – великое искусство, для Сальери – ремесло, которому можно научиться неустанным трудом, подвижничеством. Сальери понимает и высоко ценит гений Моцарта, но, ио его мысли, воспитанию молодых музыкантов Моцарт с его неповторимой гениальностью может принести только вред. Он помешает другим, не обладающим таким же божественным даром, отвратит их от упорного, кропотливого труда, а это приведет к общему упадку искусства.

Сальери решается на преступление, на злодейство во имя высшей справедливости (как он ее понимает), Пушкин вовсе не оправдывает Сальери, да и нет ему оправдания, но поэт стремится объяснить причины злодейства путем внимательного и объективного драматического изучения помыслов Сальери. “…Гений и злодейство // Две вещи несовместные”. Эти слова Моцарта потрясают Сальери. Он пытается их опровергнуть, но тщетно.

Этика и эстетика всегда идут рядом.

В истории мировой литературы образ Дон Жуана был одним из наиболее популярных. В пушкинском “Каменном госте” мы встречаемся с новым и оригинальным истолкованием этого образа. Дон Гуан у Пушкина – человек Возрождения, он бросает смелый вызов старому и мрачному миру средневековья.

Это вовсе не традиционный развратник и соблазнитель. Можно даже предположить, что он, искренне полюбив донну Анну, “весь переродился”. Во всяком случае, умирает он с ее именем на устах. Но безнравственное приглашение, обращенное к статуе, присутствовать на его любовном свидании с вдовой убитого им Командора вносит дополнительный оттенок в наше представление о пушкинском герое.

Прав был Белинский, когда отмечал, что люди, подобные Дон Жуану, “умеют быть искренно страстными в самой лжи и непритворно холодными в самой страсти, когда это нужно”. Отсюда и неизбежное возмездие за оскорбление любви как высокого человеческого чувства, за эгоизм. В конечном счете речь идет о нравственной ответственности личности и за свою жизнь, и за жизнь других.

Романтический герой не считается с законами, нравами, обычаями, легко переступает через них. Но индивидуалистический бунт способен нарушить не только законы чуждой ему среды, но и общечеловеческие законы. Разоблачение, развенчание безнравственности индивидуалистического бунта также станут одной из традиций русской гуманистической литературы (достаточно вспомнить в этой связи творчество Достоевского ).

“Ппр во время чумы” является вольным переводом одной сцены из пьесы английского драматурга Вильсона “Чумной город”. Проблема жизни и смерти на протяжении всего творческого пути постоянно была в центре внимания Пушкина. Поэт прославляет не смирение и покорность перед судьбою, но величие человека, бросающего гордый вызов самой смерти.

Одновременно с “маленькими трагедиями” Пушкин начал работать над народной драмой “Русалка”, построенной на широком использовании фольклорного материала – легенд, свадебного обряда, песен. К сожалению, “Русалка” осталась незаконченной.

В. целом драматургические произведения явились блестящим творческим достижением Пушкина. В его “маленьких трагедиях” даны образцы реалистического изображения сложного и противоречивого духовного мира человека. Характерное для всей последующей русской литературы XIX в. проникновение в “диалектику души” начиналось уже в пушкинских творениях – совсем небольших по размеру, но огромных по идейно-художественной значимости.

Главной общей идеей цикла является попытка показать, хоть и с разных углов восприятия, но все же единую цельность нравственных законов.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Пушкин демонстрирует нам различные дороги, по которым люди нередко отходят от нравственных законов. В результате Александр Сергеевич показывает, что итогом отступления от даже самых незначительных, нравственных законов является утрата самого ценного в жизни — смысла своего бытия и существования.

Создается такое ощущение, что Пушкин сравнивает нравственный закон и человеческие законы, а также свойственные людям соблазны, взвешивая их на самых точных весах?

Что же победит? Какие человеческие соблазны, сводящие с ума, освещены в произведениях Александра Сергеевича?

Драматический цикл Маленькие трагедии

Герой хочет стать независимым и это желание наводит его на мысль о богатом отце, наследство которого перейдет ему после смерти старика.

Барон – страшный скупердяй. Он обделяет своего сына в расходах, так как считает того мотом, из-за чего молодой рыцарь часто злится на жадного родителя, у которого нет никаких отцовских чувств к наследнику. Хоть он и считает себя настоящим рыцарем, но злость и досада на родного человека берут верх над благородством и честью.

Его отец боготворит золото. Оно для него – символ трагедии других людей, отдавших себя в кабалу жестокому ростовщику. Барон долго собирал свое несметное состояние и не собирается расставаться ни с одной монетой. Ради богатства он постепенно убил в себе все человеческие чувства.

В финале происходит открытое противостояние отца и сына, которое приводит к трагическим последствиям.

Главная идея книги

Каков он Моцарт? Сумасшедший гений или создатель божественной музыки? А Сальери совершил злодеяние или восстановил справедливость?

Анализ произведения

В свое время Дон Гуан лгал женщинам, чтобы завоевать их расположение и у него это здорово получалось. Теперь он хочет быть со своей возлюбленной до конца честен.

Новоявленный рыцарь приглашает Командора на ужин и там он встречает его супругу Донну Анну. Сердце обольстителя разбито. Он не представляет себе жизни без этой женщины. Теперь внутри Дона Гуана кипит не животная страсть, а настоящее божественное чувство. Но, видимо, прежние грехи не списаны и трагический финал неизбежен.

Другой герой-любовник Пушкина – музыкальный гений Моцарт. Этот композитор творит, как дышит – легко и непринужденно. Ему не свойственны сомнения. Он в плену у своих звуков, которыми готов делиться со всеми вокруг. Моцарт думает, что так будет продолжаться вечно. Но любая жизнь рано или поздно имеет свой конец.

Его визави Сальери обладает рациональным умом. Он пишет музыку, будто рассчитывает математические формулы. Этот композитор знает цену каждой ноте. Музыка для него священна и он не желает подпускать к ней никого. Сальери хочет сохранить всю ее красоту только для себя и наслаждаться ею в одиночку. Его гармонические отношения с музыкой не могут быть нарушены и те, кто не понимает это, должны погибнуть.

Самая страшная цена за величие – убийство. Страсть к единовластию в мире музыки у Сальери велика и он не потерпит, чтобы священнодействие превратилось в балаган. Ради гармонии он готов на разрушения.

Пир во время чумы

Мужчины и женщины принимают решение устроить праздничный пир во время сильнейшей эпидемии чумы. Во время застолья председатель Вальсинаг предлагает Мери спеть грустную песню, и девушка запела печальную песню родине на которую свалилось несчастье после чумы. Присутствующим гостям по душе песня, но дерзкая Луиза утверждает, что только наивные и сентиментальные люди. Но, увидев телегу, груженную мертвецами, первая падает в обморок.

Затем Вальсингам решил спеть собственную мрачную песню которую сочинил Иза личного несчастья. Священник против пира, настаивает прекратить веселье, гости нарушают тишину умерших. Председатель отказывается слушать священника и дальше остается пировать с друзьями, но погружается в задумчивость.

Цитаты из книги “Маленькие трагедии”

  • “Ужасный век, ужасные сердца!” Скупой рыцарь.
  • “Всё помню я свою потерю. Слёзы С улыбкою мешаю, как апрель.” Каменный гость
  • “Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает но и любовь мелодия…” Каменный гость.
  • “А гений и злодейство – Две вещи несовместные. Моцарт и Сальери.

Чему учат “Маленькие трагедии”

Произведение Пушкина учит не ставить личные интересы ставить на первый план, не быть жадным и корыстным соблюдать Божьи заповеди, учит отличать, где зло, а где добро, не бояться смерти, так как этого не избежать.

Читайте также: