Гордон олпорт диспозициональная теория личности кратко

Обновлено: 28.06.2024

Олпорт является основоположником теории черт, в которой говорится что личность — это совокупность черт, отличающая одного человека от другого и проявляется это в дифференциальности реагирования. Черта (диспозиция) – это предрасположенность человека в различных ситуациях реагировать одинокого. Черты личности взаимосвязаны между собой. Олпорт разделил черты на общие и индивидуальные. Общие – присущи какой-либо социальной группы. Благодаря набором определенных черт мы можем сравнить одного человека с другим и судить о их различиях. Индивидуальны – присущи конкретному человеку, которые отражают его отличительные особенности.

Олпорт выделил 3 диспозиции:

1) Координальная – это такая черта, которая определяет самого человека, она доминирует в данной личности.

2) Центральные — это яркие характеристики индивидуальности человека, которые могут быть замечены окружающими.

3) Вторичные – это те черты личности, которые проявляются, но не ярко.

— ощущение своего тела (необходим для развития проприума). Младенец начинает отличать себя от предметов, которые его окружают, формируется самость.

— формирование самоидентичности (связано с появлением речи). Я – это я, несмотря на физиологические и социальные изменения.

— расширение самости. Связано с формирование чувства собственности (мой дом, моя куртка и т.д). ребенок уже осознает, что ему принадлежит не только тело, но и некоторые окружающие предметы.

— нахождение рационализаторских решений проблем.

— формирование чувства самости. Человек может ставить цели, прогнозировать будущее и т.д

— выход на обобщенное чувство самости (познание самого себя). Происходит в зрелом возрасте.

Человек с развитым проприум является целостным.

Вывод – личность человека представляет собой динамичную систему, которая включает не только черты личности, но и её мотивацию, которые образуют единое целое.

Олпорт выделяет ценностные черты личности:

— теоретическая. Ценность в раскрытии истины

— экономическая. Ценно то, что полезно и выгодно.

— социальная. Любовь к людям, гуманное отношение к ним.

— политическая. Стремление к власти.

— религиозная. Единство и высший смысл существования.

Так же Г. Олпорт утверждал. Что черты можно выявлять, а потом и измерить.

Зрелая личность по мнению Олпорта:

— может посмотреть на себя со стороны.

— способна к теплым и дружеским отношениям.

— имеет положительно представление о себе и толерантно относится к себе и к окружающим.

В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях (то есть черт личности). То есть люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.
Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде.
С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.
Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, личные диспозиции, в отличии от черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя понятие об общих чертах, можно, по Олпорту, осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Олпорт считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.
Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума: ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; наконец, проприативное стремление.
Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное время работал над созданием адекватного описания “зрелой личности”, заключив, в итоге что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами:
1. зрелый человек имеет широкие границы “Я”;
2. зч способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;
3. зч демон-ет эмоциональную неозабоченность и само-приятие;
4. зч демон-ет реалистичное восприятие, опыт и притяза-ния;
5. зч демон-ет способность к самопознанию и чувство юмора;
6. зч обладает цельной жизненной философией.

В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях (то есть черт личности). То есть люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.
Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде.
С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.
Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, личные диспозиции, в отличии от черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя понятие об общих чертах, можно, по Олпорту, осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Олпорт считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.
Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума: ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; наконец, проприативное стремление.
Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное время работал над созданием адекватного описания “зрелой личности”, заключив, в итоге что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами:
1. зрелый человек имеет широкие границы “Я”;
2. зч способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;
3. зч демон-ет эмоциональную неозабоченность и само-приятие;
4. зч демон-ет реалистичное восприятие, опыт и притяза-ния;
5. зч демон-ет способность к самопознанию и чувство юмора;
6. зч обладает цельной жизненной философией.



article image

article image

article image

article image

article image

article image

article image




Друг друга берегите, дорожите! Ведь жизнь она у каждого одна. И в радости, и в горе поддержите, иначе - нам как людям "ГРОШ" цена! © Автор неизвестен ==> читать все изречения.

Краткая биография Г.У. Олпорта, влияние З. Фрейда на его понимание личности. Характеристика исследовательской деятельности Олпорта. Отличительные черты типов индивидуальных диспозиций. Ценностные ориентации людей и психология индивидуальности Олпорта.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.05.2017
Размер файла 26,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФГБОУ ВПО РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Гордон Уиллард Олпорт: диспозициональная теория личности

Грищенко Анастасия Михайловна,

Содержание

    Введение
  • 1. Ранние годы
    • 1.1 Влияние Фрейда
    • 1.2 Продолжение научной деятельности
    • 2.1 Определение личности
    • 2.2 Структура личности
    • 2.3 Ценностные ориентации

    Введение

    Гордон Уиллард Олпорт (1897-1967) - выдающийся американский психолог, разработавший теорию черт личности. Он смог оценить значение для психологии идей экзистенциализма. Опрос клинических психологов в США в 1950-е годы обнаружил, что по своему идейно-теоретическому влиянию Олпорт уступал лишь Фрейду.

    Отличительная особенность научного стиля Олпорта -- быть всегда на острие социальных проблем современности. Он стремился к изучению прежде всего того, что важнее, а не того, что проще. Им созданы статьи и книги, этапные для многих конкретных областей и направлений исследований -- психологии выразительных движений, психологии радио, психологии слухов, психологии войны, психологии религии. Отличительной особенностью научного мировоззрения Олпорта стало довольно большое влияние на него европейской психологии, особенно Вильяма Штерна, Эдуарда Шпрангера.

    1. Ранние годы

    Гордон Уиллард Олпорт родился в многодетной семье, был младший из четырех братьев, в Монтесуме, штат Индиана, в 1897 году. Вскоре после рождения Гордона его отец, бывший сельским врачом, перевез семью в Огайо, и младший Олпорт получил начальное образование в бесплатных сельских школах Кливленда. Он описывал атмосферу в своей семье как пронизанную чувствами доверия и привязанности, а также особого уважения к труду в духе протестантизма.

    С раннего возраста Олпорт был способным ребенком; он характеризовал себя как социально изолированного индивида, особенно успешного в словесности и плохо подготовленного физически. По настоянию старшего брата Флойда, бывшего в то время аспирантом-психологом в Гарвардском университете, он поступает после окончания школы в тот же университет. Хотя Олпорт и окончил несколько курсов по психологии в Гарварде, специализировался он все же в экономике и философии. После окончания учебы, получив степень бакалавра, в 1919 году Олпорт принял предложение преподавать социологию и английский язык в Роберт-Колледже в Константинополе, Турция. Со следующего года он получает стипендию младшего научного сотрудника за дипломную научную работу по психологии, представленную по окончании Гарварда.

    Спустя год Гордон Олпорт возвращается в Гарвард и готовится получить докторскую степень по психологии. В 1922 году Олпорту присвоена докторская степень по психологии. Его диссертация, посвященная чертам личности, была первым исследованием такого рода, выполненным в Соединенных Штатах. В течение следующих двух лет Олпорт занимался исследовательской работой в университетах Берлина и Гамбурга в Германии и в Кембридже в Англии. Вернувшись из Европы, он два года работал преподавателем в Гарвардском университете на факультете социальной этики. Здесь он вел курс "Личность: ее психологические и социальные аспекты". Это был первый в Соединенных Штатах курс по психологии личности.

    В 1926 году Олпорт занял должность ассистента-преподавателя психологии в Дартмутском колледже, где он проработал до 1930 года. Тогда же он получил приглашение из Гарварда на работу в той же должности на факультете социальных отношений. В 1942 году ему было присвоено звание профессора психологии, и вплоть до самой смерти в 1967 году он продолжал занимать этот пост. За свою продолжительную блистательную карьеру в Гарварде Олпорт оказал влияние на несколько поколений студентов своим популярным курсом лекций. Он получил также признание как "старейшина американских научных изысканий по проблемам личности".

    1.2 Влияние Фрейда

    В детстве Олпорт испытывал определенные трудности в общении со сверстниками, но в семье царила атмосфера любви и понимания. В отличие Фрейда и остальных его последователей, Олпорт, не имел в детстве никаких травматических переживаний, способных повлиять на формирование личности взрослого человека. Исходной позицией для него послужили не личные проблемы и переживаний, а чисто академические интересы.

    Олпортсвел до минимума учел влияния бессознательного на психическое здоровье взрослого человека. В поведении нормального человека главную роль играют рациональные мотивы, и лишь невротики живут в соответствии с импульсами бессознательного. Он также не был согласен с фрейдовской оценкой исключительной роли детских переживаний в развитии психических конфликтов у взрослого человека. Нормальный человек живет не только прошлым, но настоящим и будущим.

    Еще одно отличие позиции Олпорта от ортодоксального психоанализа состоит в том, что он предпочитал изучать нормальных взрослых людей, а не невротиков. С его точки зрения, между невротиком и здоровым человеком нет континуума, у них вообще мало общего, а потому и нет основания для строгого сравнения. Личность человека всегда уникальна, а потому не существует никаких универсальных, приложимых к каждому законов развития.

    1.3 Продолжение научной деятельности

    Через два года, вернувшись из Европы, Олпорт устраивается на должность преподавателя в департамент социальной этики Гарвардского университета. Его волнуют социально-этические проблемы мирового сообщества. Он уделяет много внимания исследованию развития личности отдельного индивида в обществе. В работах Олпорта исследуются сложность и уникальность поведения человека. Спустя еще два года Гордон Олпорт занимает должность ассистента по психологии в Дармутском колледже, но в 1930 г. вновь возвращается в Гарвард, где он остается уже до конца жизни.

    В 1930-х гг. Олпорт со своими сотрудниками проводит ряд исследований по экспрессивному поведению. Он выделяет два компонента, присущих любой человеческой реакции, -- адаптивный и экспрессивный. Первый определяется моментом и зависит от волевого усилия или навыков личности. Второй же является более глубинным, проявляется бессознательно и без усилий, он определяет манеру и стиль действия. Экспрессивная часть реакции в поведении человека является более свободной и неограниченной, нежели адаптивная, поэтому она более интересна для изучения, к чему Олпорт и призывает других психологов.

    В сотрудничестве с Э. Верноном он проводит исследования, изучающие проблему согласованности экспрессивного движения. В результате они приходят к выводу, что экспрессивные движения не являются диссоциированными или не связанными друг с другом, а наоборот -- хорошо организованными и достаточно согласованными.

    В паре со своим коллегой Олпорт провел исследования по оценке точности суждения, основанного только на голосе. В эксперименте принимали участие около 600 судей, оценивавших 16 говорящих. В результате исследователи пришли к определенным результатам:

    1) соотношение голоса и личностных характеристик превышает уровень случайности;

    2) более точна оценка организованных черт и интересов, нежели каких-либо физических качеств.

    Олпорт делает обобщение своих данных и исследований других психологов в области экспрессивного движения в поведении личности. Он пишет, что экспрессивные акты не являются независимыми, однако их согласованность не абсолютна, экспрессивные мотивы никогда не повторяют друг друга. Их согласованность находится в рамках той согласованности, которой обладает личность человека в целом.

    2. Психология личности в теории Гордона Олпорта

    Подход Олпорта к изучению личности можно охарактеризовать несколькими ключевыми понятиями:

    1. 1. сознательная мотивация

    2. психически здоровые индивидуумы,

    3. проактивное поведение

    4. уникальность каждой личности

    5. эклектичное (разнородное) отношение к другим теориям.

    Большинство людей, считал Олпорт, движимы стремлениями настоящего времени, а не прошлыми событиями, осознают, что они делают, и имеют некоторое представление о том, почему они это делают. Исторически психология, в том числе и теории личности, возникла на основе психиатрии, изучавшей больных людей.

    Психически здоровые люди имеют способность выучивать новые шаблоны поведения, и расти в течение всей жизни. Им свойственно проактивное поведение, то есть здоровый человек не только реагирует на внешние стимулы, но способен сознательно воздействовать на свою среду новыми, ранее не испробованными способами и вынуждать окружающую среду реагировать на них. Проактивное поведение не просто направлено на снижение напряжения, но также создает новые напряжения.

    Отвергая теории черт и факторов Кэттелла и Айзенка, которые склонны сводить индивидуальное поведение к общим чертам, Олпорт настаивал на уникальности индивидуальности. Олпорт настойчиво утверждал, будто бы каждая личность некоторым образом не похожа на другую. Любые попытки описать человека в терминах общих черт отнимают у него его уникальную индивидуальность.

    По мнению Олпорта, сказать о человеке, что он щедрый, -- значит, не сказать практически ничего. Щедрость одного человека отличается от щедрости другого, и способ, каким щедрость одного человека взаимодействует с его или ее экстравертностью, не повторяется ни в ком другом.

    В противовес номотетичным (универсальным) методам, используемым большинством других психологов, Олпорт стремился пристально изучать каждого отдельного индивидуума. Он называл такое изучение человека морфогеничной наукой. Морфогеничные методы собирают данные от одного человека, в то время как номотетичные методы собирают данные от групп людей. Морфогеничным методом можно обнаружить много информации об одном человеке, и эта информация затем может обобщаться на других людей, номотетичные методы дают информацию о группах людей, которая может иметь некоторое значение для отдельного индивидуума.

    2.1 Определение личности

    2.2 Структура личности

    Гордон В. Олпорт разработал теорию личности, которая подчеркивает уникальность психически здоровых индивидуумов, проактивно стремящихся к своим сознательно поставленным целям. Согласно теории Олпорта, двумя основными составляющими личности являются личные диспозиции (осознанная готовность личности к оценкам ситуации и поведению в ней) и проприум(в понятие проприума входят ценности человека, и та часть сознания, которая является характерной для конкретной личности и соответствует убеждениям взрослого человека). Использование этих структур позволяет описывать личность в терминах индивидуальных характеристик.

    Среди индивидуальных диспозиций можно выделить:

    · кардинальные, характерные для немногих людей, живущих одной глобальной идеей, которая определяет их дела и поступки

    · вторичные, т. е. носящие производный характер, менее заметны, менее устойчивы (например, привычки, особенности в одежде, еде, поведении).

    2.3 Ценностные ориентации

    Олпорт сделал попытку разложить чрезвычайно сложную составляющую личности на измеряемые опытным путем элементы. Им разработаны и опубликованы в 1931 г. тесты измерения ценностных ориентации людей. По мнению Олпорта, у различных людей наблюдаются разные комбинации ценностных ориентации как черт личности. Он и его последователи выделили шесть ценностных ориентации:

    1. Теоретическая. Человек прежде всего заинтересован в раскрытии истины. Такая личность характеризуется рациональным, критическим и эмпирическим подходами к жизни. Фундаментальные науки или философия - вот области деятельности, которые выбирают такие люди.

    2. Экономическая. Человек выше всего ценит то, что полезно и выгодно. Он практичен, интересуется тем, как делать деньги. Знания, не имеющие конкретного применения, он считает бесполезными. Многие блестящие достижения в области техники и технологии явились результатом реализации научных потребностей экономического характера.

    3. Эстетическая. Человек больше всего ценит форму и гармонию. Он воспринимает любые жизненные явления с точки зрения привлекательности, симметрии или уместности. Эстетический субъект не обязательно будет художником, но его наклонности всегда проявляются в повышенном интересе к эстетическим сторонам жизни.

    4. Социальная. Наивысшей ценностью является любовь людей. Любовь - единственная приемлемая для таких людей форма человеческих отношений. В чистом виде социальная установка является альтруистической и связана с религиозными ценностями.

    5. Политическая. Главным для человека является власть. Он ценит влияние на других, славу и известность, и не всегда только в политической области.

    Диспозиционная теория личности в трактовке Г. Олпорта представляет собой своего рода симбиоз гуманистического и индивидуального подходов к изучению человеческого поведения, что проявляется в выявлении потенциала человеческого роста и стремлении понять и предсказать поведение конкретной личности.

    Характер в понимании Олпорта - это социальная сторона психики, связанная, в первую очередь, с моральными стандартами или системой ценностей. Характер, по сути, есть понятие этическое.

    Темперамент, наоборот, - некий первичный материал, из которого строится личность. Темперамент включает в себя в основном генетически обусловленные аспекты эмоциональности человека. Темперамент - это одна из единиц одаренности личности, поэтому он может стимулировать, а может ограничивать развитие личности.

    Заключение

    Олпорт был плодовитым автором. Среди его широко известных публикаций такие, как "Личность: психологическая интерпретация" (1937); "Человек и его религия" (1950); "Становление: основные положения психологии личности" (1955); "Личность и социальные конфликты" (1960); "Стиль и развитие личности" (1961) и "Письма Дженни" (1965). Он является также соавтором двух широко используемых личностных тестов: "Изучение реакции A-S" (совместно с Ф. X. Олпортом, 1928) и "Изучение ценностей" (в соавторстве с П. Е. Верноном, 1931; переработано Г. Линдсеем в 1951 и повторно в 1960). Полный перечень его трудов можно найти в работе "Человек в психологии" (1968а). Его автобиография представлена в 5-м томе "Истории психологии в автобиографиях" (Allport, 1967, р. 3-25).

    За время своей карьеры Олпорт был удостоен практически всех профессиональных почестей, какие возможны для психолога. Он был избран Президентом Американской психологической ассоциации, Президентом Восточной психологической ассоциации. Президентом Общества психологического изучения социальных проблем. В 1963 году он был награжден Золотой медалью Американского психологического фонда, в 1964 году получил награду Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в науку. Широта и многообразие его научной работы видны в десятках книг и бесчисленном множестве монографий, статей, предисловий, обзоров, которые он писал часто в сотрудничестве с другими психологами. Кроме того, он соавтор двух широко используемых тестов.

    Список литературы

    1. Т. М. Титаренко. Диспозиционная теория личности (Г.У.Оллпорт)

    Подобные документы

    В своей первой книге "Личность: психологическая интерпретация" Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. Концепция черт личности. Проприум – развитие себя. Намерения. Функциональная автономия. Стадии развития личности.

    курсовая работа [51,5 K], добавлен 15.05.2008

    Теория черт личности Р. Кеттела. "Шестнадцать личновнстных факторов". Черты личности, предсказуемые психологические характеристики. Теория типов личности Ганса Айзенка. Психология личности в теории Г. Олпорта. "Человек - это объектиая реальность".

    реферат [16,8 K], добавлен 29.09.2008

    Возникновение и этапы развития гуманистической парадигмы в рамках гуманистической психологии, ее принципы. Содержание теории личностных черт Г. Олпорта, а также самоактуализации А. Маслоу. Понятие и значение конгруэнтности личности в теории К. Роджерса.

    контрольная работа [41,1 K], добавлен 03.10.2014

    История и предпосылки становления психодинамических теорий личности, их яркие представители и последователи, основополагающие идеи. Гуманистические тории личности Э. Фромма. Теории личности Г. Олпорта и Р. Кеттела, исследование ими личностных черт.

    реферат [14,9 K], добавлен 09.08.2010

    Концепция функциональной автономии мотивов как один из ключевых элементов теории личности Гордона Олпорта. Применение теории влечения. Основные направления критики теорий неизменных мотивов. Главные требования к адекватной теории мотивации по Олпорту.

    эссе [11,5 K], добавлен 27.04.2011

    Анализ научных работ видных психологов: исследования личности Маслоу и Олпорта, Бехтерева и Рубинштейна, Джеймса и Кона; общения и межличностных отношений Андреевой и Добровича; психологии индивида по Мясищеву, Леонтьеву, Петровскому и Узнадзе.

    книга [807,9 K], добавлен 21.05.2009

    Понятие о личности в психологии, ее структура. Отличительные черты индивида, личности, индивидуальности. Обзор основных теорий: психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, гуманистические и интеракционистские теории, деятельностные и диспозициональные идеи.

    В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. В самом деле, суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них.

    Вторая основная идея диспозиционального направления связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга. Действительно, каждое теоретическое направление в персонологии, чтобы оставаться жизнеспособным на рынке психологической науки, в той или иной мере должно рассматривать проблему различий между индивидуумами.

    Один из наиболее влиятельных приверженцев диспозиционального направления – Гордон Олпорт – полагал, что каждая личность уникальна и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности. Акцентирование Олпортом уникальности личности является, однако, лишь одной стороной его теоретической позиции. Большое внимание уделяется и тому, каким образом на поведение человека влияют когнитивные и мотивационные процессы. Более того, теория Олпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения. Гуманистичность проявляется в попытке выявить все аспекты человеческого существа, включая возможности личностного роста, преодоления себя и самоосуществления. Индивидуальный подход отражается в стремлении Олпорта понять и предсказать развитие реальной, конкретной личности.

    Олпорт разделял черты на общие, или измеряемые, которыми обладает множество людей в большей или меньшей степени, и индивидуальные, или морфологические, уникальные для каждого индивида и наиболее полно, с точки зрения Олпорта, отражающие особенности его личности. В дальнейшем, развивая свою теорию, Олпорт стал применять термин "черты личности" только для обозначения общих черт, а для черт индивидуальных он ввел новый термин — индивидуальные диспозиции. Олпорт различал три вида индивидуальных диспозиций: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальные диспозиции — максимально генерализированная, первазивная (всепроникающая) черта личности, определяющая всю жизнь человека. Центральные диспозиции — хорошо узнаваемые другими людьми устойчивые характеристики, позволяющие достаточно полно и точно описать личность. Вторичные диспозиции — менее устойчивые и менее узнаваемые по сравнению с центральными.

    По своим убеждениям Олпорт был близок к представителям гуманистического направления. В силу этого в своих работах он предвосхитил многие принципы гуманистической психологии. В частности, Г. Олпорт настаивал на необходимости изучения психически здоровых людей, введя понятие зрелая личность. С его точки зрения, поведение зрелого субъекта автономно и осознанно, в то время как личностно незрелый, невротичный индивид руководствуется неосознанными мотивами, связанными с детскими переживаниями. Согласно Олпорту, зрелая личность развивается в процессе становления, продолжающегося всю человеческую жизнь. Он также был привержен принципу холизма, рассматривая здоровую личность как интегрированное целое разнородных частей. Организующее и объединяющее начало в человеческой природе, одновременно являющееся главной движущей силой развития личности, Олпорт обозначал как проприум.

    Развивая теорию черт, Г. Олпорт внес существенный вклад в развитие социальной психологии, в частности, в изучение проблемы адаптации и социального влияния.

    Теория личностных конструктов Келли

    Эта теория, хотя и стоит особняком, по своей сути близка к основным положениям когнитивной психологии. Келли рассматривал человека как исследователя, стремящегося понять, интерпретировать и контролировать себя и окружающий мир. Его точка зрения во многом стимулировала интерес когнитивной психологии к процессу осознания и переработки людьми информации о своем мире.

    Утверждая, что каждый человек исследователь, Келли, не отождествлял эту деятельность с реальными исследованиями ученых. Речь шла о том, что люди постоянно строят свой образ реальности при помощи индивидуальной системы категориальных шкал – личностных конструктов. На основании этого образа строятся гипотезы о будущих событиях. В том случае, если гипотеза не подтверждается, человек в большей или меньшей степени перестраивает сою систему конструктов с тем, чтобы повысить адекватность следующих прогнозов. Утверждая, что личность тождественна тем личностным конструктам, которые использует данный человек. Келли полагал, что таким образом устраняется необходимость в дополнительном объяснении причин его поступков, т.к. ведущим мотивом является именно стремление к прогнозированию будущего. Следовательно, основной постулат теории Келли гласит, что психическая деятельность определяется тем, как человек прогнозирует (конструирует) будущие события, т.е. его мысли и поступки направлены на прогноз ситуации.

    Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов, а также сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий. Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат. Конструктная система не является статическим образованием, а находится в постоянном изменении под влиянием опыта, т. е. личность формируется и развивается в течение всей жизни. В личности доминирует преимущественно "сознательное". Бессознательное может относиться только к отдаленным (субординантным) конструктам, которыми при интерпретации воспринимаемых событий человек пользуется редко.

    Для оценки личностных конструктов (их качества и количества) существуют специальные методы. Наиболее известный из них "тест репертуарной решетки".

    В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

    Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.

    Диспозициональные теории личности: Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк - Теория черт личности Р. Кеттела

    Теория черт личности Р. Кеттела

    Теория черт личности Рэймонда Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирую­щего орга­низма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленнос­ти этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение.

    Несмотря на утверждение Кеттела о том, что поведение определяется взаимодей­ствием черт и ситуационных переменных, его главная организующая концепция личности заключается в описаниях различных типов выявленных им черт. Со­гласно Кеттелу черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Черты личности отражают ус­тойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, явля­ются наиболее важными в концепции Кеттела. Он выделял:

    2) Конституциональные черты — черты, сформированные окружающей сре­дой. Конституциональные черты развиваются из био­логических и физиологических данных индивидуума. Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловлены влия­ниями в социальном и физическом окружении.

    3) Способность, темперамент и динамические черты. Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Черты темперамента относятся к другим эмоциональ­ным и стилистическим качествам поведения. Например, люди могут работать над каким-то заданием либо быстро, либо медленно; они могут реагировать на какой-то кризис спокойно или истерично. Кеттел рассматривает черты темперамента как конституциональные ис­ходные черты, определяющие эмоциональность человека. Наконец, динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека.

    4)Общие черты — уникальные черты.Как и Олпорт, Кеттел убеж­ден в том, что имеет смысл классифицировать черты на общие и уникальные. Общие черты — это такие, которые присутствуют в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Например, самооценка, интеллект и интроверсия относятся к общим чертам. И напротив, уникальные черты — это такие, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Кеттел предполагает, что уникальные черты особенно часто проявляются в сферах инте­ресов и установок.

    Теория типов личности Ганса Айзенка

    Суть теории Айзенка состоит в том, что элементы личности могут быть расположе­ны иерархически. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведе­ние. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из несколь­ких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверх­ностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества, при­сущие этому типу. И, наконец, черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые, в свою очередь, формируются из специфических реакций. Рассмотрим, к примеру, человека, который, судя по наблюдениям, демонст­рирует специфическую реакцию: улыбается и протягивает руку при встрече с другим человеком. Если мы видим, что он делает это всякий раз, как кого-то встре­чает, мы можем предположить, что такое поведение является его привычной реак­цией приветствовать другое лицо. Эта привычная реакция может быть связана с другими привычными реакциями — такими, как склонность разговаривать с другими людьми, посещение вечеринок и т. д. Эта группа привычных реакций формирует черту общи­тельности, которая обычно существует совместно с предрасположен­ностью реагировать в ключе активно­го, живого и уверенного поведения. В совокупности эти черты составляют суперчерту, или тип, который Айзенк называет экстраверсия.

    Айзенк использовал для сбора данных о людях разнообразные методы: самонаблю­дение, экспертные оценки, анализ биографических сведений, физические и физио­логические параметры, а также объективные психологические тесты. Полученные данные были подвергнуты факторному анализу для определения структуры личнос­ти. В своем раннем исследовании Айзенк выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия-экстраверсия и нейротизм-стабильность. Эти два измерения личности ортогональны, т.е. они статистически не зависят друг от друга. Соответственно людей можно разделить на четыре группы, каждая из кото­рых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазо­не одного типа вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого типа. Таким образом, с каждым типом ассоциируются характеристики, названия которых напоминают описания черт личности.

    При рассмотрении природы этих четырех групп следует иметь в виду два момента. Во-первых, оба диапазона типов имеют нормальное распределение, являются непрерывными и предусматривают, таким образом, широкий спектр индивидуальных различий. Во-вторых, описания черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть ближе к средней точке — в обоих диапазонах типов и по­этому получают не столь экстремальные характеристики.

    Каждая категория, включая составляющие ее черты, является результатом комбинации высокого и низкого уровня интроверсии и экстраверсии с высоким либо низким уровнем стабильности и нейротизма.

    Люди, которые являются одновременно интровертиро­ванными и стабильными, склонны придерживаться норм и правил, быть заботли­выми и внимательными. И наоборот, комбинация интроверсии и нейротизма пред­полагает у индивидуума тенденцию проявлять в поведении больше беспокойства, пессимизма и замкнутости. Соединение экстраверсии и стабильности привносит в поведение такие качества, как заботливость, окладистость и общительность. И, на­конец, люди с экстраверсией и высоким нейротизмом скорее всего будут агрессив­ными, импульсивными и возбудимыми. Следует отметить, что Айзенк особое зна­чение придавал индивидуальным различиям. Таким образом, никакой из комбина­ций этих типов личности не может быть отдано предпочтение. Беззаботный и компанейский тип поведения имеет свои как хорошие, так и нега­тивные моменты; то же самое можно сказать и о тихой, замкнутой манере поведе­ния. Они просто разные.

    Не так давно Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип измерения личности, который он назвал психотизм — сила суперэго. Люди с высокой степенью выраженности этой суперчерты эгоцентричны, импульсивны, равнодушны к другим, склонны противиться общественным устоям. Они часто бывают беспокойными, трудно контактируют с людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности. Айзенк предположил, что психотизм — это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать психотической либо психопатической личностью. Он рассматривает психотизм как личностный континуум, на котором можно расположить всех людей и который более выражен у мужчин, чем у женщин.

    Психология личности в теории Гордона Олпорта

    Основные направления диспозициональной теории личности

    В его модели представлены три фундаментальных свойства личности: интроверсия-экстраверсия, нейротизм (эмоциональная неустойчивость — эмоциональная стабильность, психотизм. Г. Айзенк предположил, что такая личностная черта, как интроверсия-экстраверсия обусловлена функционированием особой структуры мозга — ретикулярной формации. У интровертов ретикулярная формация обеспечивает более высокий тонус коры, и поэтому они избегают контактов с внешним миром, — им не нужна излишняя сенсорная стимуляция. Экстраверты наоборот тянутся к внешней сенсорной стимуляции (к людям, острой пище и т.д.), потому, что у них пониженный тонус коры, — их ретикулярная формация не обеспечивает корковые структуры мозга необходимым уровнем корковой активации.

    Айзенк дает следующие характеристики типов темперамента:

    Холерик — эмоционально неустойчивый экстраверт. Раздражительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый, импульсивный, оптимистичный, активный.

    Меланхолик эмоционально неустойчивый интроверт. Изменчив по настроению, регидный, трезвый, пессимистичный, молчаливый, неконтактный, спокойный.

    Сангвиник — эмоционально стабильный интроверт. Беззаботный, живой, легок на подъем, разговорчивый, общительный.

    Флегматик — эмоционально стабильный интроверт. Безмятежный, уравновешенный, надежный, самоуправляемый, мирный, задумчивый, заботливый, пассивный.

    Среди исследователей данного направления наиболее известным является Г. Оллпорт — основоположник теории черт. Черта — это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях. Например, про человека, который постоянно разговорчив и дома и на работе, можно сказать, что у него выражена такая черта, как общительность. Постоянство черты обусловлено, по мнению Г. Оллпорта, определенным набором психофизиологических характеристик человека.

    Читайте дополнительные лекции:

    Помощь студентам в учёбе
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal
    lfirmal

    Образовательный сайт для студентов и школьников

    © Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

    Читайте также: