Проблема сохранения человеческих ресурсов кратко

Обновлено: 04.07.2024

ления. В 1800 г. в мире насчитывалось до 1 млрд чел., в 1939 г. —уже 2 млрд чел.; в 60-х гг. XX столетия численность мирового населения приблизилась к 3 млрд; к началу 90-х гг. численность населения земного шара, по данным Международной конференции по проблемам народонаселения и развития (Каир, 1994 г.), составляла 5,7 млрд чел., а в настоящее время приблизилась к 6-миллиардной отметке.

Большая часть (до 80%) населения земного шара проживает в развивающихся регионах, а меньшая — в развитых. Кроме того, на африканском континенте темпы прироста населения составили в середине 80-х гг. —3%, в Латинской Америке — 2,2%, в Азии (без Японии) — 1,94%; на каждые 1000 человек в развитых странах приходилось около 16 новорожденных (показатель детской смертности — 17 смертей на 1000 рождений), в развивающихся странах — до 33 (показатель детской смертности —91). Самые высокие коэффициенты рождаемости характерны для Африки.

В России с начала 90-х гг. наблюдается резкий рост смертности (в 2 раза выше, чем в развитых странах) и снижение рождаемости. Статистика середины 90-х гг. свидетельствует об ухудшении количественных и качественных характеристик населения в России. Более 40% школьников страдают хроническими заболеваниями.

В середине 80-х гг. в развитых странах на 100 женщин приходилось 94 мужчины, а в развивающихся —103.

В развитых странах продолжительность жизни женщин —78 лет (в Японии, Швейцарии, Испании — более 80 лет), мужчин — 70 лет (в Японии — около 75 лет). Из официальных данных 90-х гг. следует, что средняя продолжительность жизни мужчин-россиан около 60 лет (для москвичей этот показатель еще меньше).

Воспроизводство населения. Фундаментом воспроизводства населения является образование семьи.

Существует четыре пути, ориентированные на преодоление демографо-экологических противоречий современной цивилизации:

первый — стратегия планирования семьи, когда жестко регу-

лируется рождаемость детей (пример Индии, Китая);

второй путь предполагает, что экономический рост автоматически приведет к снижению рождаемости;

третий путь (его предлагают развитые страны) состоит в том, что развитый мир должен способствовать экономическому прогрессу мира развивающегося, что приведет к его демографической стабилизации;

четвертый, социально-культурный путь — расширение образовательной деятельности, активное участие женщин в общественной политической и экономической жизни, повышение степени управляемости демографических процессов и т.п.

Вопросы для самопроверки

Для каких стран наиболее актуальна проблема обеспеченности пищевыми ресурсами и почему?

Охарактеризуйте современную демографическую ситуацию в России.

Какие существуют пути решения демографических проблем?

Лекция 9. Загрязнение биосферы. Основные загрязнители, их классификация.

Загрязнения биосферы имеют различные формы проявления и влияния на человека. Одни загрязнители оказывают на человека прямое влияние, вызывая различные заболевания, патологические и генетические изменения в организме и снижающие нормальную трудоспособность людей. Другие влияют косвенно, изменяя природную среду в худшую для человека сторону.

Прямое воздействие загрязнений биосферы на человека могут оказать:

вода — при употреблении ее из природных источников, подвергшихся биологическому, химическому, радиационному или какому-либо другому загрязнению;

почва — при сельскохозяйственных работах на участках; отдыхе на берегу или другой территории, подвергшейся любым загрязнениям;

воздух — может быть отравлен ядовитыми веществами, боле-

знетворной микрофлорой, радиацией и пр.

Косвенное воздействие загрязнений биосферы на человека передается, например, через растения и животных при контакте с ними или чаще всего при употреблении их в виде продуктов питания.

Негативная деятельность человека проявляется в следующих трех направлениях:

загрязнение окружающей природной среды;

истощение природных ресурсов;

разрушение природной среды.

Под загрязнением среды обитания понимают физико-химические изменения состава природного вещества, которые неблагоприятно влияют на окружающую среду обитания.

Загрязнение биосферы — это поступление в нее любых твердых, жидких, газообразных веществ или видов энергии в количествах, оказывающих вредное влияние на человека, растения и животных, как непосредственно, так и косвенным путем.

Загрязнение окружающей среды можно подразделить на три группы:

естественные, т.е. те, которые поступают из космоса или при извержении вулканов;

усиленные действием человека — дым лесных и степных пожаров, пыльные бури и вирусы;

антропогены — возникающие вследствие хозяйственной деятельности человека.

Основными причинами роста загрязнений являются: развитие производительных сил, урбанизация, замена естественного сырья и материалов синтетическими материалами, необходимость материального обеспечения все возрастающего населения Земли.

Охрана биосферы становится одной из важнейших проблем человечества, решение которой требует международного сотрудничества.

Прямое воздействие на человека загрязнений биосферы выражается в том, что многие заболевания инициируются через физические системы поддержания жизни: воздух, воду, пищу.

Наиболее часто загрязняющие вещества проникают в организм через органы дыхания. Суточный объем вдыхаемого воздуха для одного человека составляет 6—12 м 3 . при нормальном дыхании с каждым вдохом в организм человека поступает от 0,5 до 2 л воздуха.

Грубые частицы задерживаются в верхних дыхательных путях и, даже если они не токсичны, могут вызвать заболевание, называемое полевой бронхит. Тонкие частицы пыли (0,5—5мкм) достигают ольвеол и могут привести к профессиональному заболеванию, которое носит общее название пневмокониоз. Его разновидности: силикоз (вдыхание пыли, содержащей SiO2), антракор (вдыхание угольной пыли), асбестоз (вдыхание пыли асбеста) и др.

Хлор наносит урон органам зрения и дыхания. Фториды, попадая в организм человека через пищеварительный тракт, выводят кальций из костей и снижают его содержание в крови. Гидросульфид поражает роговицу глаз и органы дыхания, вызывает головные боли. При высоких концентрациях возможен летальный исход. Дисульфид углерода является ядом, действующим на нервную систему, что может вызвать психическое расстройство.

Наличие пыли в атмосфере уменьшает поступление к Земле ультрафиолетовых лучей. В период смогов ухудшается самочувствие людей, резко возрастает число легочных и сердечно-сосудистых заболевание, возникают эпидемии гриппа.

Состояние окружающей среды оставляет желать лучшего, поэтому экологическая безопасность очень важна. Все усилия в дальнейшем окажутся напрасными, если экологическая безопасность не обеспечится вовремя.

Сейчас усиливается отрицательное воздействие промышленности на окружающую среду, а экологическая безопасность игнорируется многими производствами.

Для того, чтобы уменьшить количество экологических проблем, экологическая безопасность должна находиться в постоянном контроле и регулировании. Однако экологическая безопасность продумана в теории и это влияет на уровень ее обеспечения.

В теории она опирается на статью 42 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Экологическая безопасность может обеспечиваться только при помощи технологии. При данной концепции отсутствуют ограничения на использование ресурсов и рост экономики. Она включает в себя разные идеи: одни не признают, что экологическая безопасность может находиться под угрозой; другие считают, что экологическая безопасность может находиться под контролем совместно с экономическим ростом и ростом населения. Согласно этой концепции экологическая безопасность является труднообеспечимой только из-за временных проблем с неправильным использованием технологий.

В настоящее время природоохранная деятельность руководствуется именно этой концепцией, а экологическая безопасность обеспечивается использованием локальных систем очисток среды, приведением к норме показателей состояния окружающей среды, введением новых технологий.

Вторая концепция – биосферная, говорит о том, что экологическая безопасность должна обеспечиваться, опираясь на теоретическую базу и осмысление экологии. В данной идеологии за принцип принята биотическая регуляция. Экологическая безопасность с этой точки зрения должна обеспечиваться на основе накопленных экспериментальных знаний, в соответствии с законами физики и биологии. Теория этой концепции определяет, что экологическая безопасность должна поддерживаться биотической устойчивостью окружающей среды.

Таким образом, на Земле прогрессирует глобальный экологический кризис.

Экологическая безопасность предприятия предполагает экологическое проектирование в процессе которого разрабатывается экологическая документация.

Экологическое проектирование можно разделить на разработку экологической документации по отходам производства и потребления (проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспорт отходов, анализы отходов, лицензирование деятельности в области обращения с отходами, порядок производственного контроля), экологической документации, ориентированной на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и проект санитарно-защитной зоны) и документов, связанных со сбросами в водные объекты (проект нормативов допустимого сброса).

Понятие об экологической безопасности

Экологическая безопасность – это состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и других международных организаций.

На глобальном уровне стало запрещение испытаний ядерного оружия во всех средах, кроме пока подземных испытаний. Достигнуты соглашения о мировом запрете китобойного промысла и правовом межгосударственном регулировании вылова рыбы и других морепродуктов. Заведены международные Красные книги с целью сохранения биоразнообразия. Силами мирового сообщества проводится изучение Арктики и Антарктиды как естественных биосферных зон, не затронутых вмешательством человека, для сравнения с развитием зон, преобразованных человеческой деятельностью. Международным сообществом принята Декларация о запрещении производства хладагентов фреонов, способствующих разрушению озонового слоя.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (объединенная Европа, СНГ, союз африканских государств и т.д.). На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

· Экологически безопасные технологии;

· Выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества окружающей среды и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администрации отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Независимо от уровня управления экологической безопасностью объектами управления обязательно являются окружающая природная среда, т.е. комплекс естественных экосистем, и социоприродные экосистемы. Именно поэтому в схеме управления экологической безопасностью любого уровня обязательно присутствует анализ экономики, финансов, ресурсов, правовых вопросов, административных мер, образования и культуры.

2 Проблема сохранения ресурсов планеты

Экологическая проблема – сохранение устойчивости между обществом и природой.

Экологическая ситуация в России ухудшается, уровень загрязнения приблизился к критическому. В опасности оказались такие реки, как Обь с притоками, Волга, Дон, Миасс. В городах Москва, Новосибирск, Липецк, Барнаул, Магадан, Самара и еще в нескольких десятках загрязнение атмосферного воздуха превысило допустимые нормы в 10 раз!

Численность населения растет быстрее, чем продовольственные ресурсы. По данным ООН, только треть населения обеспечена питанием, 50% населения Африки находится на пороге голода, от недоедания здесь умирает несколько миллионов человек. Решить эту проблему можно путем увеличения урожайности, продуктивности животноводства; совершенствования структуры отраслей земледелия; перераспределения продовольственных ресурсов между странами, более рационального использования сельскохозяйственных угодий.

Демографическая проблема связана с естественным движением населения, а также с миграцией. Речь идет о регулировании численности, миграционных процессов. Важно добиться снижения детской смертности, повышения продолжительности жизни, снижения неграмотности.

Энергетическая и сырьевая проблема связана с неравномерностью распределения минеральных ресурсов по территории земного шара. Известно, что большая часть минерального сырья располагается в развивающихся странах, а главные потребители – развитые государства.

Проблема использования Мирового океана – важно сохранение природного потенциала Мирового океана путем рационального использования, борьбы с загрязнением морской среды, запрещение испытаний различного оружия в океанах и морях.

Глобальные проблемы явились результатом огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей, а также неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой.

Проблеме сохранения биологического разнообразия уделяется в мире все большее внимание. Биоразнообразие – разнообразие разновидностей растений, животных, микроорганизмов, а также экосистемы и экологические процессы, частью которых они являются. Их сохранение является одной из глобальных экологических проблем и с каждым годом все больше обостряется по мере исчезновения, уменьшения биоразнообразия. Это все связано с разрушением среды обитания в результате антропогенной деятельности, загрязнением окружающей среды и т.п.

Интенсивное рыболовство сопровождается уменьшением рыбных запасов, перевыловом и потерей промышленного значения отдельных пород рыб.

Горнодобывающая промышленность, шахты приводят к широкомасштабным потерям мест обитания.

В энергосекторе ГЭС сжигают ископаемое топливо, оно воздействует и разрушает окружающую среду.

Важной экономической проблемой в сохранении биоразнообразия является несовпадение глобальных и локальных выгод. То, что невыгодно, может оказаться жизненно важным для других стран, всей планеты (вырубка лесов, утрата редких видов флоры и фауны и т.д.).

Из-за несбалансированного развития природы и общества на планете возникли и усугубляются следующие глобальные экологические проблемы:

Разрушение озонового слоя;

Загрязнение природной среды;

Сокращение генофонда растений и животных;

Сведение тропических лесов, опустынивание. Главные задачи охраны биосферы сводятся к:

· Сохранению качественного многообразия жизни на Земле;

· Поддержанию на планете определенного количества живого вещества, необходимого для обеспечения нормального функционирования биосферы с целью сохранения качества вод, атмосферы, поддержание плодородия почв и продуктивности океана, регулирование народонаселения на планете.

· Важную роль в остановке разрушения природы должно иметь экологическое образование населения развитых стран.

Защита окружающей среды - проблема очень сложная и многогранная, для ее решения не достаточно одних только экологических мер. Для того чтобы решить её, необходимо прежде всего покончить с бедностью. Неоценимую помощь в этом деле могут оказать внешние инвестиции и экспорт передовых (по крайней мере, относительно передовых) технологий: создание новых рабочих мест увеличит благосостояние жителей, а, следовательно - и благосостояние государства, и его способность оплачивать экологические программы.

Работа состоит из 1 файл

контрольная катюхи экологические основы.docx

Еще одно важнейшее экологическое правило - все компоненты природной среды - атмосферный воздух, воды, почву и др. -охранять надо не по отдельности, а в целом, как единые природные экосистемы биосферы. Только при таком экологическом подходе, возможно, обеспечить сохранение ландшафтов, недр, генофонда животных и растений.

Согласно закону Российской Федерации об охране окружающей среды (1991) основными принципами охраны окружающей среды являются следующие:

- приоритет охраны жизни и здоровья человека;

- научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;

- рациональное и не истощительное использование природных ресурсов;

Проблема сохранения человеческих ресурсов.

Численность, динамика рождаемости и структура наро­донаселения. В 1800 г. в мире насчитывалось до 1 млрд чел., в 1939 г. — уже 2 млрд чел.; в 60-х гг. XX столетия числен­ность мирового населения приблизилась к 3 млрд; к началу 90-х гг. численность населения земного шара, по данным Международной конференции по проблемам народонаселения и развития (Каир, 1994 г.), составляла 5,7 млрд чел, а в настоящее время приблизилась к 6-миллиарднной отметке.

Большая часть (до 80%) населения земного шара прожи­вает в развивающихся регионах, а меньшая — в развитых. Кроме того, на африканском континенте темпы прироста населения составили в середине 80-х гг. — 3%, в Латинской Америке — 2,2%, в Азии (без Японии) — 1,94%; на каждые 1000 человек в развитых странах приходилось около 16 ново­рожденных (показатель детской смертности — 17 смертей на 1000 рождений), в развивающихся странах — до 33 (показа­тель детской смертности — 91). Самые высокие коэффици­енты рождаемости характерны для Африки.

В России с начала 90-х гг. наблюдается резкий рост смер­тности (в 2 раза выше, чем в развитых странах) и снижение рождаемости. Статистика середины 90-х гг. свидетельствует об ухудшении количественных и качественных характерис­тик населения в России. Более 40% школьников страдают хроническими заболеваниями.

В середине 80-х гг. в развитых странах на 100 женщин приходилось 94 мужчины, а в развивающихся — 103.

В развитых странах продолжительность жизни жен­щин — 78 лет (в Японии, Швейцарии, Испании — более 80 лет), мужчин — 70 лет (в Японии — около 75 лет). Соот­ветствующие пропорции характерны и для развивающихся стран, но продолжительность жизни в них значительно мень­ше (по данным ООН — около 50 лет).

Из официальных данных 90-х гг. следует, что средняя продолжительность жизни мужчин-россиян около 60 лет (для москвичей этот показатель еще меньше).

В 80—90-х гг. процесс постарения населения в развитых странах поставил большие проблемы перед государственной политикой, так как государственные расходы на содержа­ние престарелых значительно увеличились. Аналогичные проблемы характерны и для России. В большинстве ее реги­онов социально-экономические условия значительно хуже, чем в других развитых странах. Уровень смертности превы­шает уровень рождаемости.

Воспроизводство населения. Фундаментом воспроизвод­ства населения является образование семьи. Одной из харак­теристик процесса народонаселения является фертильностъ — количество детей, приходящихся на 1000 женщин детородного возраста (до 49 лет). Высокие показатели фертильности определяются не столько биологическими возмож­ностями человека, сколько демографическими традициями, социально-экономическими и социокультурными условиями.

Например, в значительной части развивающегося мира на женщину приходится в среднем от пяти до шести рожде­ний (что примерно в 2 раза превышает соответствующие показатели для развитых стран).

Существуют четыре пути, ориентированные на преодо­ление демографо-экологических противоречий современной цивилизации:

· первый — стратегия планирования семьи, когда жестко регулируется рождаемость детей (пример Индии, Китая). Однако этот очень эффективный способ противоречит свобо­де выбора человека в демократическом государстве;

· второй путь предполагает, что экономический рост ав­томатически приведет к снижению рождаемости. Но этот ва­риант слишком растянут во времени;

· третий путь (его предлагают развитые страны) состоит в том, что развитый мир должен способствовать экономи­ческому прогрессу мира развивающегося, что приведет к его демографической стабилизации. Однако многолетний опыт соответствующей помощи ("зеленая революция", перенос тех­нологий и др.) показал свою незначительную эффективность;

· четвертый, социально-культурный путь — расширение образовательной деятельности, активное участие женщин в общественной политической и экономической жизни, повыше­ние степени управляемости демографических процессов и т. п.

В середине 90-х гг. прошлого века стало ясно: человече­ство не может рассчитывать на автоматическую регуляцию мировых демографических процессов. Ожидание демографи­ческой стабильности "естественным путем" угрожает безо­пасности цивилизации. Необходимо включить реальные ме­ханизмы (экономические, социокультурные), обеспечивающие сочетание свободы принятия решений и оптимального регу­лирования демографических процессов.

Вопросы для самопроверки

1. По какому признаку компоненты окружающей природ­ной среды можно отнести к природным ресурсам?

2. По каким признакам классифицируют природные ре­сурсы?

3. Дайте определение исчерпаемых и неисчерпаемых при­родных ресурсов.

4. Приведите примеры возобновимых, невозобновимых и относительно возобновимых природных ресурсов.

5. Какие формы природопользования вы знаете?

6. Какие мероприятия направлены на восстановление животного и растительного мира?

7. Какие признаки характеризуют рациональное приро­допользование?

8. Каким образом используются шлаки ТЭС в металлурги­ческой промышленности?

9. Какие существуют методы вторичного использования материалов?

10. Какие существуют энергосберегающие технологии?

11. Как осуществляется вторичное использование воды в промышленности?

12. Назовите основные методы очистки промышленных сточных вод.

13. Какие окислители и восстановители используются для очистки сточных вод?

14. Какие существуют виды полезных ископаемых?

15. Какие растения используются в качестве полезных ископаемых?

16. Какие существуют виды использования земель?

17. Какие факторы определяют плодородие почвы?

18. Назовите основные типы деградации земельных ресурсов.

19. Назовите виды ветровой и водной эрозии почвы.

20. Какие меры позволяют предупредить водную и ветровую эрозию почвы?

21. Почему происходит засоление почв?

22. Какие растения растут на засоленных почвах?

23. Каким образом можно закрепить пески?

24. Как используются закрепленные растительностью пески в народном хозяйстве?

25. Какие признаки характерны для процесса опустыни­вания?

26. Дайте определения верховым, низинным и переход­ным болотам.

27. Какая флора и фауна соответствует каждому виду бо­лот?

28. В результате каких процессов (по каким типам) про­исходит заболачивание земель?

29. Какие существуют способы регулирования водного режима при осушении болот?

30. С какой целью осуществляется рекультивация земель?

31. Что подразумевается под комплексным освоением лес­ных ресурсов?

32. Какие виды продукции получают из растительного сырья?

33. Какие методы используются для воспроизводства лес­ных ресурсов?

34. Какие существуют виды использования животного мира?

35. Какую пользу приносят насекомые?

36. Назовите типы и основные задачи особо охраняемых природных территорий России.

37. Дайте определение биосферного заповедника и какова основная цель его организации?

38. Для каких стран наиболее актуальна проблема обеспе­ченности пищевыми ресурсами и почему?

Чем больше организаций выполняет однотипных проектов, тем больше сотрудников с однотипной квалификацией для занятости на этих проектах ей требуется. Как мы уже рассматривали выше, организация чрезвычайно редко имеет возможность оперативно нанять столько ключевых специалистов, сколько необходимо для всех открытых проектов. Подобный дефицит компании пытаются компенсировать уже известными методами выравнивания ресурсов в управлении мультипроектом. однако это порождает следующую из рассматриваемых проблем.

Сложности с выравниванием человеческих ресурсов - ключевых специалистов - в мультипроектах

Осуществляя приоритизацию проектов и выравнивание ресурсов, компании вынуждены применять к ключевым специалистам те же меры, что и к другим ресурсам — перебрасывать с проекта на проект и давать задания для параллельного выполнения (в том числе одновременно в нескольких различных проектах). При этом каждому специалисту в соответствии с интервалами пересмотра планов переопределяется порядок решения назначенных ему задач в зависимости от приоритетов проектов и хода их выполнения.

Метод ресурсного критического пути частично дает ответ на вопрос как планировать и учитывать незаменимые ресурсы, в т.ч. ключевых специалистов. Однако остается нерешенной сама проблема их нехватки и недостаточной гибкости.

Высокие издержки на содержание ключевых специалистов

Ключевые специалисты — высококвалифицированные, с широким набором компетенций стоят дорого. Кроме того, в случае их неожиданного ухода, а такое случается часто, организация несет существенные издержки упущенной выгоды из-за нарушения планов и невыполнения проектов с их участием. Инвестиции в дополнительное обучение таких специалистов часто не возвращаются по той же причине.

Кроме того, с уходом ключевых специалистов компания очень часто теряет и их знания и опыт, которые не были кодированы ни в каком виде, находясь только в голове у их носителя.

Чем больше организаций выполняет однотипных проектов, тем больше сотрудников с однотипной квалификацией для занятости на этих проектах ей требуется. Как мы уже рассматривали выше, организация чрезвычайно редко имеет возможность оперативно нанять столько ключевых специалистов, сколько необходимо для всех открытых проектов. Подобный дефицит компании пытаются компенсировать уже известными методами выравнивания ресурсов в управлении мультипроектом. однако это порождает следующую из рассматриваемых проблем.

Сложности с выравниванием человеческих ресурсов - ключевых специалистов - в мультипроектах

Осуществляя приоритизацию проектов и выравнивание ресурсов, компании вынуждены применять к ключевым специалистам те же меры, что и к другим ресурсам — перебрасывать с проекта на проект и давать задания для параллельного выполнения (в том числе одновременно в нескольких различных проектах). При этом каждому специалисту в соответствии с интервалами пересмотра планов переопределяется порядок решения назначенных ему задач в зависимости от приоритетов проектов и хода их выполнения.




Метод ресурсного критического пути частично дает ответ на вопрос как планировать и учитывать незаменимые ресурсы, в т.ч. ключевых специалистов. Однако остается нерешенной сама проблема их нехватки и недостаточной гибкости.

Высокие издержки на содержание ключевых специалистов

Ключевые специалисты — высококвалифицированные, с широким набором компетенций стоят дорого. Кроме того, в случае их неожиданного ухода, а такое случается часто, организация несет существенные издержки упущенной выгоды из-за нарушения планов и невыполнения проектов с их участием. Инвестиции в дополнительное обучение таких специалистов часто не возвращаются по той же причине.

Кроме того, с уходом ключевых специалистов компания очень часто теряет и их знания и опыт, которые не были кодированы ни в каком виде, находясь только в голове у их носителя.

Читайте также: