Евангелист матфей биография кратко
Обновлено: 07.07.2024
Об апостоле Матфее, составившем жизнеописание Иисуса Христа через 8 лет после его смерти и вознесения, история сохранила мало достоверных фактов. Его Евангелие, основанное на личных наблюдениях, положило начало второй части Библии: Новому Завету. Около 20 лет Матфий посвятил проповеди христианства среди язычников в странах Малой Азии и Северной Африки.
Краткая биография святого Матвея
Святой Матфей входит в число 12 апостолов, сопровождавших Спасителя при жизни и продолживших его дело после воскрешения и вознесения в Царство Небесное.
Происхождение и житие до встречи с Иисусом
О происхождении Матфея известно, что он был родным братом апостола Иакова Алфеева. До встречи с Иисусом Христом он служил сборщиком податей (мытарем) в римскую казну в городе Капернауме (Галилея). Иудеи ненавидели мытарей, считая их предателями.
Левий Матфей не знал пощады к должникам, умел извлечь для себя выгоду из своей должности, был человеком состоятельным
Апостольство
Однажды он сидел на берегу озера в ожидании рыбаков, чтобы взять налог в пользу кесаря. От своего брата он был наслышан о Мессии, его проповедях и чудесах. Когда к нему в окружении множества людей подошел Христос и позвал идти за собой, Левий, не раздумывая, оставил мытницу и пошел за Спасителем. Матфей стал учеником Иисуса, бросив семью и дом. Фарисеи пытались обличить Христа, что он приблизил к себе такого корыстного и безжалостного человека. На эти слова Спаситель ответил, что он пришел привести к покаянию не праведников, а грешников.
Подробностей о проповеднической жизни святого сохранилось немного. По выпавшему ему жребию он отправился нести Слово Божие в государства Малой Азии (Сирию, Мидию), Северной Африки (Эфиопию). Закончил свой жизненный путь Левий Матфей в местности, где проживали язычники-каннибалы.
В городе Мирмены апостол обратил в христианскую веру несколько десятков эфиопов и основал небольшую церковь. Епископом в ней он назначил своего попутчика, благоверного Платона. Поднявшись на склон горы, Матфей горячо молился Богу, чтобы он дал ему силы и красноречие для убеждения язычников принять христианство.
Ночью святому было видение, в котором Господь в лице юноши передал ему жезл с наказом установить у входа в храм. Матфей во сне услышал слова Иисуса Христа, что из этого жезла вырастет дерево, богатое плодами, а у корней откроется источник. Язычники, утолив голод и жажду плодами дерева и водой из источника, забудут свои кровожадные обычаи и станут верными христианами благообразного вида.
Утром Матфей спустился с горы и направился к храму. По дороге ему встретились сын и жена царя эфиопов, Фулвиана. Одержимые бесом, они пришли в неистовство, увидев в руках Матфея жезл. Святой осенил их крестным знамением с именем Иисуса Христа и изгнал нечистого.
Освобожденные от происков нечистого духа царица и царевич последовали за апостолом. Епископ Платон вышел навстречу святому Матфею, который установил жезл у входа в церковь. На виду у всех свершилось чудо: вместо жезла появилось высокое дерево с густой листвой и плодами, а у корней забил источник.
Весть о чуде облетела город. Люди пришли к храму, чтобы вкусить плодов и испить воды. Апостол, стоя на возвышении, проповедовал эфиопам Слово Божие на понятном для них языке. И все, кто слышал его, уверовали в Христа, и крестил их Матфей в источнике. С каждым крестившимся случалось новое чудо: черты лица его смягчались, а кожа светлела.
Конец жизни
Фулвиан, узнав об исцелении жены и сына, возрадовался, но нечистый проник в его душу и осквернил ее. Злые мысли пришли в голову царя, и он решил погубить проповедника. В эту же ночь Господь предупредил Матфея во сне о предстоящих испытаниях и обещал оградить его от страданий и мук. Утром царь приказал 4 воинам схватить апостола в церкви и привести к нему. Но, приблизившись к храму, воины ослепли и не смогли выполнить приказ повелителя. В гневе Фулвиан послал сотню вооруженных солдат к храму с тем же приказом. Но они не смогли схватить Матфея. При попытке подойти к нему ближе, яркое светящееся облако закрыло апостола, скрыв от глаз.
Испуганные воины бросили оружие и в страхе бежали прочь. Фулвиан не поверил своим подчиненным и в ярости, со множеством слуг, сам направился к церкви, чтоб схватить Матфея. Но и его постигла та же участь: тьма закрыла его глаза, когда он протянул руку, чтобы схватить святого.
Царь в страхе стал умолять проповедника простить его и вернуть зрение. Перекрестив глаза Фулвиана с Божьим именем, святой даровал прозрение. Царь благодарил апостола, а в душе копил на него злобу. Он не поверил в Божью силу, а решил, что это происки злого колдуна. Ласково разговаривая с Матфеем, Фулвиан взял его за руку и повел во дворец. Божьим провидением святому открылись помыслы злодея, и он прямо сказал ему, что готов на мучения, чтобы доказать истинность своей веры в Бога.
Лицемерный царь сбросил маску благодарности и приказал уложить апостола на спину, вбив в руки и ноги гвозди. На его тело слуги сложили хворост и смолу и разожгли огонь. Но пламя, взметнувшись вверх, сразу угасло. Святой был жив и невредим и славословил Христа. Народ эфиопский, увидев такое чудо, стал молиться Господу.
Бес, сидевший в Фулвиане, подстрекал его на еще большее зверство. Громогласно обвинив Матфея в колдовстве, благодаря которому он смог погасить огонь и остаться невредимым, царь велел принести еще больше дров. Апостола обложили со всех сторон хворостом, зажгли огонь и стали поливать его смолою.
Охваченный ужасом царь стал умолять Матфея погасить огонь и остановить змея. Святой сотворил молитву Господу, и огненный змей превратился в растекшуюся по земле лужу. В остывающем пепле лежал нетронутый жаром пламени Матфей. Фулвиан отдал приказ извлечь святого из костра, но тот, сотворив последнюю молитву, испустил дух.
По приказу повелителя святого одели в дорогие одежды, положили на золотые носилки. Но внушенные нечистым сомнения все еще были живы в уме Фулвиана. И после смерти апостола он придумал новое испытание. По его приказу тело святого положили в железный сундук и бросили в море.
Царь сказал своим придворным, что поверит в истинность Бога, которого проповедовал Матфей, если его тело, спасенное от огня, не тронет вода. Ночью Платону явился во сне Матфей и наказал идти утром к морскому берегу и забрать его мощи. Наутро, в сопровождении верующих, епископ пришел к морю и увидел на берегу железный сундук со святыми останками. Узнав о чуде, Фулвиан воистину поверил в Господа и просил прощения у мощей Матфея. Он просил Платона крестить его в христианскую веру и научить заповедям Божьим.
Во время крещения епископ услышал голос, повелевавший назвать Фулвиана именем Матфея. В последующие годы Матфей-Фулвиан отрекся от власти и вскоре стал епископом эфиопской церкви, будучи последователем святого апостола.
Значение и почитание святого в православии
Евангелие от Матфея датируется 41 годом от Р. Х. Апостол написал ее по просьбе иудеев-христиан из Палестины на арамейском наречии. Содержание первой Новозаветной части Библии ориентировано на палестинских евреев. Матфей акцентирует внимание верующих на связь Иисуса Христа с ветхозаветными пророками, предрекавшими пришествие Мессии из колена Авраамова. Евангелие апостол начинает с родословной Иисуса. Затем он повествует о Божественной сущности Христа, о воплощенном в человеке Сыне Божьем.
В последних главах Матфей рассказывает об отречении народа израильского от своего Царя, его казни и воскрешении. Более других евангелистов Матфей уделил внимание проповедям Иисуса Христа, беседам и напутствиям ученикам. По преданию, святой апостол скончался около 60 года от Р. Х. День памяти – 29 ноября и 13 июля по григорианскому календарю. Мощи святого с X века хранятся в кафедральном соборе города Салерно (Италия).
Иконография
На иконах святой Матфей изображается со свитком или книгой, как первый биограф Иисуса Христа.
Молитва
О, пресла́вный апо́столе Матфе́е, ду́шу за Христа́ преда́вший и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удо́бривший! Услы́ши ча́д твои́х моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя. Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́а же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся. О, си́льный! Понеси́ не́мощи на́ша, не отлуча́йся ду́хом от на́с, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших, и да сподо́бит со все́ми Святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же че́сть и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями. Святой апостол Матфей своей проповедью здесь обратил нескольких идолопоклонников к вере во Христа, основал Церковь и построил храм в городе Мирмены, поставил в ней епископом своего спутника по имени Платон. Когда апостол усердно молил Бога об обращении эфиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево и будет приносить плоды, а от корня его будет истекать источник воды. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой дикий нрав, станут добрыми и кроткими. Когда апостол нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана, одержимых нечистым духом. Святой апостол именем Иисуса Христа исцелил их. Это чудо обратило ко Господу еще множество язычников. Но властелин не хотел, чтобы его подданные стали христианами и перестали поклоняться языческим богам. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея положили лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой и поставив вокруг двенадцать идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный эфиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и по молитве апостола пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, и он отошел ко Господу (60 г.). Правитель Фулвиан горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих не оставил. Он велел положить тело святого Матфея в железный гроб и бросить в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться этому Единому Истинному Богу. В ту же ночь к епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей и повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Пришел на берег и Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у Матфея прощения, после, чего епископ Платон крестил его с именем Матфей, которое дал ему по велению Божиему. Фулвиан впоследствии принял епископство и продолжил дело просвещения своего народа.
Богослужения
Молитвы
Тропарь апостолу и евангелисту Матфею, глас 3
Усе́рдно от мы́тницы к зва́вшему Влады́це Христу́,/ я́вльшуся на земли́ челове́ком за бла́гость,/ Тому́ после́довав, апо́стол избра́нный яви́лся еси́/ и благове́стник Ева́нгелия вселе́нней велегла́сен./ Сего́ ра́ди чти́м честну́ю па́мять твою́, Матфе́е Богоглаго́ливе,/ моли́ ми́лостиваго Бо́га,// да грехо́в оставле́ние пода́ст душа́м на́шим.
Перевод: Усердно от сбора пошлин последовав за призвавшим тебя Владыкой Христом, явившимся на земле людям по благости, ты сделался избранным Апостолом Его и громогласным провозвестником Евангелия вселенной. Потому мы почитаем священную память твою, Матфей Богословесный; моли милостивого Бога, да грехов прощение подаст Он душам нашим.
Ин тропарь апостолу и евангелисту Матфею, глас 3
Апо́столе святы́й и Евангели́сте Матфе́е,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Кондак апостолу и евангелисту Матфею, глас 4
Мыта́рства и́го отве́рг,/ пра́вды и́гу притя́глся еси́,/ и яви́лся еси́ купе́ц всеизря́днейший,/ бога́тство прине́с, ю́же с высоты́ прему́дрость./ Отону́дуже пропове́дал еси́ и́стины сло́во,/ и уны́лых воздви́гл еси́ ду́ши,// написа́в час су́дный.
Перевод: Отбросив мытарства иго, ярму праведности ты подчинился и оказался превосходнейшим купцом, получив богатство – небесную премудрость. Потому и провозгласил ты слово истины и пробудил беспечных души, написав о часе суда.
Молитва апостолу и евангелисту Матфею
О, пресла́вный апо́столе Матфе́е, ду́шу за Христа́ преда́вший и кро́вию твое́ю па́жить Его́ удо́бривший! Услы́ши ча́д твои́х моли́твы и воздыха́ния, се́рдцем сокруше́нным ны́не приноси́мыя. Се́ бо беззако́ньми омрачи́хомся, и того́ ра́ди беда́ми, я́коже ту́чами, обложи́хомся, еле́а же до́браго жития́ обнища́хом зело́, и не возмо́жем проти́витися волко́м хи́щным, и́же расхища́ти насле́дие Бо́жие де́рзостно тща́тся. О, си́льный! Понеси́ не́мощи на́ша, не отлуча́йся ду́хом от на́с, да не разлучи́мся в коне́ц от любве́ Бо́жия, но кре́пким заступле́нием твои́м на́с защити́, да поми́лует Госпо́дь все́х на́с моли́тв твои́х ра́ди, да истреби́т же рукописа́ние безме́рных грехо́в на́ших, и да сподо́бит со все́ми Святы́ми блаже́ннаго Ца́рствия и бра́ка А́гнца Своего́, Ему́же че́сть и сла́ва, и благодаре́ние и поклоне́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Во второй день Рождественского поста, 29 ноября, Православная Церковь вспоминает святого апостола и Евангелиста Матфея — одного из ближайших двенадцати учеников Христа.
Во второй день Рождественского поста, 29 ноября, Православная Церковь вспоминает святого апостола и Евангелиста Матфея — одного из ближайших двенадцати учеников Христа.
Житие Евангелиста Матфея
Во второй день Рождественского поста, 29 ноября, Православная Церковь вспоминает святого апостола и Евангелиста Матфея — одного из ближайших двенадцати учеников Христа.
Его история особенно трогательна, хотя подробности жития святого апостола Матфея до нас не дошли. Известно (Лк. 5:27-29), что он жил в Капернауме и был сборщиком податей, то есть служил оккупационному режиму римлян и наживался на своих соотечественниках. Услышав проповедь Христа, он пригласил Его зайти к нему в дом. После встречи со Христом Левий (еврейское имя Матфея) покаялся, раздал имущество и пошел вслед за Спасителем.
Среди всех книг Нового Завета именно Евангелие от Матфея стоит самым первым.
История Апостолов удивительна тем, что является прямым доказательством Божественного происхождения Спасителя. После того, как Иисус был распят, Апостолы, оставившие свои дома и следовавшие за Учителем, должны были оставаться абсолютно сломленными. Было бы логично, если бы они оставили служение, отреклись от Христа и отправились по домам. Но произошло нечто иное. Апостолы, совершенно разные люди, объединенные одной величайшей на земле идеей, отправились проповедовать, добровольно приняв мученическую кончину. Каждый знал, как рискует, рассказывая о Христе, но не оставил своего служения. Это говорит лишь о том, что Евангелист Матфей, в числе прочих, увидел нечто совершенно потрясающее — Христа Воскресшего. Иначе, он должен был считать себя обманутым, ведь обещания того, кого он почитал Спасителем не исполнились! Слова из всех книг Нового Завета убеждают нас в обратном.
Евангелист Матфей проповедовал и писал Евангелие, добровольно принимал мучения за веру во Христа и свою проповедь.
После Пятидесятницы Матфей 8 лет проповедовал в Палестине. Там он записал свое Евангелие на еврейском языке. Оригинальный текст до нас не дошел, однако греческий перевод с него вошел в канон Нового Завета как первая его книга — Евангелие от Матфея.
Позже апостол Матфей проповедовал в Сирии, Парфии, Мидии, Персии и Эфиопии. В Эфиопии принял мученическую кончину. История Евангелиста Матфея связана со множеством чудес, которые он творил во славу Божию. Так, в Эфиопии, Апостол горячо молился об обращении народа в истинную веру. В стране, где ему выпало проповедовать, процветал каннибализм и самые жестокие языческие верования. Явившись Евангелисту Матфею в образе молодого человека, Сам Господь велел ему поставить жезл у дверей храма.
Из этого жезла должно было произрасти дерево, а у подножия этого дерева появиться источник воды. По пути к храме Евангелист Матфей встретил жену и сына правителя этой страны Фулвиана, одержимого беснованием. Апостол исцелил их, но за это правитель обвинил его в колдовстве, хотя многие местные жители, напротив, обратились в христианство. Апостола пытались поджечь, но пламя было бессильно перед ним и не причинило вреда. Когда Евангелист Матфей отошел ко Господу, его тело бросили в море в железном гробу, воды не тронули мощи Апостола. Тогда правитель Флувиан уверовал и был крещен с именем Матфей.
Тропарь апостола и евангелиста Матфея
глас 3
Усердно от мытницы к звавшему Владыце Христу,/ явльшуся на земли человеком за благость,/ Тому последовав, апостол избранный явился еси/ и благовестник Евангелия вселенней велегласен./ Сего ради чтим честную память твою, Матфее богоглаголиве,/ моли Милостиваго Бога,// да грехов оставление подаст душам нашим.
Кондак апостола и евангелиста Матфея
глас 4
Мытарства иго отверг,/ правды игу притяглся еси/ и явился еси купец всеизряднейший,/ богатство принес юже с высоты премудрость./ Отонудуже проповедал еси истины слово/ и унылых воздвигл еси души,// написав час судный.
Молитва Евангелисту Матфею
О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся.
О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся й конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь
Святой апостол и евангелист Матфей
Сопровождая Христа по всей Палестине, Матфей был свидетелем Его учения и чудес как до распятия, так и после Воскресения. В день Пятидесятницы исполнившись вместе с другими апостолами благодати Святого Духа, Матфей был послан проповедовать Благую Весть соотечественникам-иудеям. Поэтому через восемь лет после Вознесения он первым написал Евангелие – изложение учения и деяний Спасителя, предназначенное народам, до которых это учение не дошло в устной форме. Считается, что несколькими годами позже это Евангелие перевел на греческий язык святитель Иаков, первый Иерусалимский епископ, а переписал его апостол Варфоломей. Вскоре этот греческий вариант полностью вытеснил собой оригинальный арамейский текст, не дошедший до наших дней ни в одном экземпляре.
Позже апостол Матфей отправился с проповедью Благой Вести в земли парфян, где претерпел многие злоключения от язычников. После этого он отправился в Иераполь, на берега Евфрата. Там ему удалось проповедью обратить в веру множество идолопоклонников. Достигнув почтенного возраста, апостол отошел ко Господу.
Согласно другому преданию, после того как парфяне и мидяне, противящиеся истине, очень плохо поступили со святым апостолом, тот удалился высоко в горы. В полном одиночестве он посвящал свои дни аскезе и духовному созерцанию.
В горах ему явился Господь в образе ребенка и вручил палку, повелев посадить ее возле церкви города Мирмены.
Епископ Мирменский Платон вместе с духовенством торжественно встретил Матфея. Как только апостол посадил палку в землю, она пустила ростки, а затем появились плоды, из которых сочился восхитительный мед – как прообраз райских благ. Кроме того, у подножия дерева забил освежающий источник, и каждый, кто погружался в него, выходил избавленным от страстей и мрака язычества.
Несмотря на все добрые дела, сделанные Матфеем для парфян и даже для самой царской семьи, царь Фулвиан [1] подверг апостола жестоким пыткам, а затем приговорил к сожжению. Однако позже тиран все-таки обратился к вере благодаря многим чудесам, произошедшим от святых мощей апостола. Когда царя крестили, он потребовал наречь его Матфеем. Новокрещеный низверг всех языческих идолов в своем царстве и привел весь народ к вере. Когда епископ Платон умер, царь отрекся от престола в пользу сына, а сам стал епископом, как и предсказывал святой апостол Матфей.
[1] Такого парфянского царя не существовало. Вероятно, мы имеем дело с искажением имени какого-то из вассальных царей, правивших в пределах Парфянской империи.
Читайте также: