Искусство и мораль кратко

Обновлено: 30.06.2024

Мораль и Искусство есть две формы общественного сознания и духовно-практической деятельности человека, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом. В основе их лежит единство этического и эстетического в явлениях общественной жизни.
Подлинное эстетическое переживание и подлинное художественное творчество возникают только тогда, когда не имеется никакого противоречия с моралью. Искусство и мораль только поддерживают друг друга.

Содержимое работы - 1 файл

Мораль и искусство.doc

Реферат на тему :

Витебск - 2010
Введение

Мораль и Искусство есть две формы общественного сознания и духовно-практической деятельности человека , тесно связанные и взаимодействующие друг с другом. В основе их лежит единство этического и эстетического в явлениях общественной жизни.

Подлинное эстетическое переживание и подлинное художественное творчество возникают только тогда, когда не имеется никакого противоречия с моралью. Искусство и мораль только поддерживают друг друга.

В присущей тому или иному виду искусства форме на арене изображаемой действительности сталкиваются между собой добро и зло , интерес и долг , счастье и назначение человека и др. элементы сферы нравственных представлений. Иными словами, значительную часть содержания искусства составляют моральные проблемы. В искусстве эти проблемы получают выражение в художественной форме, решаются путем раскрытия определенных жизненных ситуаций и конфликтов, столкновения противоположных начал, исход борьбы между которыми далеко не всегда предопределен их нравственными достоинствами. И в этом отношении искусство воспроизводило и осмысляло моральные проблемы человека гораздо богаче, многостороннее и диалектичнее, чем любая абстрактная теория или нравоучение.

Моральность и нравственность.

Жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным принципам, что изучается этикой – учением о морали. Нравственность — это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков. Само нравственное начало предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т.е. безнравственными. Заповедь нравственного совершенства дана для того, чтобы мы делали что-нибудь для осуществления нравственных императивов в той среде, в которой мы живем, другими словами, нравственный принцип непременно должен воплощаться в различных видах деятельности.

Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность – это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Мы говорим и о нравственном поступке, и о нравственных представлениях, понятиях. Нравственное сознание обладает сложной структурой, элементами которой являются нравственные категории, нравственные чувства и нравственный идеал как представление и понятие о высшем проявлении нравственного, вытекающего из социального идеала совершенного миропорядка.

Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности. Они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения.

Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения и ответственности за содеянное. Если бы поведение людей фатальным образом предопределялось сверхъестественными силами, внешними условиями или врожденными инстинктами, как, например, у насекомых, то не имело бы смысла говорить о нравственной оценке поступков. Но нравственности не могло быть и в том случае, если бы человеческие поступки ничем не обусловливались, если бы царила стихия абсолютно свободной воли, т.е. полный произвол. Тогда не могло бы существовать социальных норм, в том числе и нравственных.

Нравственность в историческом развитии обладает известной преемственностью, относительной самостоятельностью: каждое новое поколение не создает заново всех норм поведения, а заимствует моральные ценности прошлых эпох, видоизменяя, развивая их.

Всюду, где человек связан с другими людьми определенными отношениями, возникают взаимные обязанности. Социальные обязанности, налагаемые на каждого члена общества, принимают форму нравственного долга. Добродетель есть моральная твердость воли человека в соблюдении им долга. Действительная нравственность есть должное взаимодействие между единичным лицом и его данной средой – природной и социальной. Человека побуждает выполнять свой долг осознание им интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним. Кроме знания моральных принципов важно еще и переживание их. Если человек переживает несчастья людей как свои собственные, тогда он становится способен не только знать, но и переживать свой долг. Иначе говоря, долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений.

Моральная природа искусства

Эстетическое отношение к действительности, содержащееся во всех видах человеческой деятельности, не могло не стать предметом специального воспроизводства. Таким особым видом человеческой деятельности, в котором эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель, является искусство. Оно никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала – рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью.

Искусство служит средством самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и бытовом. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться, чтобы он стал понятен.

Таким образом, художественное сознание и его высшая форма – искусство – являются необходимейшей частью общественного сознания, обеспечивающей его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его нравственно-психологическую устойчивость в настоящем.

Искусство, создавая общезначимые идеи, образы, вырастающие до всечеловеческих символов, выражает смысл всего исторического развития. Эдип и Антигона, Гамлет и Дон Кихот, Обломов и князь Мышкин, Мастер и Маргарита – это уже не просто художественные образы, это символы культурно-значимых общечеловеческих ценностей. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их.

Итак, синтезирующая миссия искусства проявляется и на уровне отдельной личности, скрепляя воедино все ее духовные силы, и на уровне каждого данного этапа общественного развития, обеспечивая целостное самовыражение народа, и на уровне исторической связи поколений.

Это, конечно, не означает, что моральная проблематика исчерпывает содержание искусства или, что оно может заменить теорию морали Соотношение морали и искусства выступает в более сложной форме. Художник , отражая какие-либо стороны действительности, всегда, намеренно или ненамеренно, изображает ее тенденциозно, самим способом ее освещения склоняет читателя, зрителя, слушателя к той или иной ее нравственной оценке. Его эстетическая позиция , таким образом, включает в себя определенную нравственную позицию.

Нравственное воздействие средствами искусства на убеждения человека осуществляется отнюдь не путем рациональных доводов и логического доказательства очевидных преимуществ добродетели над пороком. Это – эмоционально-эстетическое воздействие, которое предполагает работу воображения, творческую активность воспринимающего субъекта , в том числе и осмысление им - под воздействием художественного произведения - собственного жизненного, нравственного опыта .

Свою воспитательную роль искусство выполняет тем успешнее, чем более многосторонне, глубоко и художественно оно отображает законы жизни, тенденции исторического развития, проблемы и противоречия действительности, чувства и мысли, стремления и поиски человека, созидающего новое общество.

Талантливость и аморальность произведения искусства

Словарь по этике. — М.: Политиздат . Под ред. И.Кона . 1981 .

Полезное

Смотреть что такое "МОРАЛЬ И ИСКУССТВО" в других словарях:

ИСКУССТВО — форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.). Особенность творческого процесса в И. в нерасчлененности его … Философская энциклопедия

"ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА" — эстетич. концепция, отрицающая связь художеств. творчества с обществ. жизнью, с трудовой и обществ. историч. практикой людей, противопоставляющая иск во действительности как некую абсолютную, замкнутую в себе ценность, как самоцель. В истории иск … Философская энциклопедия

МОРАЛЬ В ПОЛИТИКЕ — воплощение в политике и ее мотивации моральных норм и ценностей: добра, справедливости, долга и т.д. По вопросу о возможности нравственной политики в мировой общественно политической мыс ли существуют различные точки зрения: 1) сторонник… … Политология: словарь-справочник

ИСКУССТВО — вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. В отличие от др. сфер общественного сознания и… … Эстетика: Словарь

МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА — два способа регуляции поведения, две формы обоснования его в общественном сознании. Будучи относительно самостоятельными факторами общественной жизни, хотя и определяемыми в конечном счете развитием способа производства, М. и п. не могут быть… … Словарь по этике

ИСКУССТВО И МОРАЛЬ — две формы общественного сознания и духовно практической деятельности человека, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом. В основе их взаимодействия лежит единство эстетического и этического в явлениях общественной жизни. В историко… … Эстетика: Словарь

Телевизионное искусство — совокупность видов художественной деятельности, связанных с появлением телевидения (См. Телевидение). Делая массовым зрелищем самые разнообразные явления, телевидение репродуцирует (транслирует) события действительной жизни, а также… … Большая советская энциклопедия

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — в 60 е гг. молодежное движение протеста, возникшее в США и затем распространившееся на Европу. С самого начала движение это имело преимущественно культурный характер; полит, его часть в основном сводилась к выступлениям против… … Энциклопедия культурологии

Образ — 1. Постановка вопроса. 2. О. как явление классовой идеологии. 3. Индивидуализация действительности в О.. 4. Типизация действительности в О. 5. Художественный вымысел в О. 6. О. и образность; система О. 7. Содержательность О. 8. Общественная… … Литературная энциклопедия

МЕРЛО-ПОНТИ — (Merleau Ponty) Морис (1908 1961) франц. философ, крупнейший представитель феноменолог. концепции культуры, сложившейся в результате осмысления идеи “жизненного мира” Гуссерля и ее последующей экзистенциалистской интерпретации в учениях… … Энциклопедия культурологии

Искусство прежде всего учит людей видеть прекрасное, закладывает понятие о том, что ,например, созидать - хорошо, а разрушать - плохо. С помощью познавания искусства, человек становится духовно развитым. Например литература (один из видов искусства), учит нас и цензуре, и еще больше разбираться и понимать ту или иную вещь. Так что мораль и искусство очень взаимосвязаны друг с другом.

Согласна с вами в том, что искусство учит людей видеть прекрасное, но в тоже время искусство искусству рознь. Читать дальше

Абсолютно любое искусство связано с моралью в той же степени, как и любое общественное явление. Искуссто не оторвано от социальной структуры. А значит - так или иначе взаимодействует с моральными нормами. Иной вопрос в том - что искусство может либо сотрудничать с моралью, либо противодействовать морали, либо находиться на пограничном состоянии. Здесь все зависит от. Читать далее

Существует ли художественная мораль, совпадает ли она с общественной? Цитируем, что думали и писали об этом сами художники.

Искусство и мораль

Тулуз Лотрек. В постели. Поцелуй. 1892

В действительности, искусство как язык образов морально безразлично. Эстетическое не тождественно этическому.

Брюллов

Карл Брюллов. Последний день Помпеи.

А если художник или режиссер делает главным героем своего произведения проститутку – нравственно это или безнравственно?

Когда в искусстве начинает преобладать моральная тенденциозность, когда произведение становится проводником тех или иных идей, лежащих вне художественного поиска, принято говорить об умалении художественности. Назидательность и морализаторство – никогда не является главной целью искусства. Как бы ни пытались церковь, власть или общество отождествлять искусство и мораль.


Папа Римский, прибитый к ковровой дорожке метеоритом. Инсталляция итальянского художника-провокатора Маурицио Кателлана. 1999.

Все это величайшие произведения мировой культуры, общепризнанные эстетические ценности, к которым применимо также и оценка – прекрасные.

Истинная красота искусства присутствует там, где мы находим прекрасное воспроизведение, а не воспроизведение прекрасного.


Художник-трикстер Влад Мамышев Монро, известный своими перевоплощениями. Трагически погиб на Бали.

Но если в случае святого можно говорить о святости послушания, то в случае художника о святости дерзновения. Святой знает от чего необходимо отказаться, какой образ жизни принять, в том время как художник никогда не знает как надо, в творческом поиске он находится всю свою жизнь.

Стереотипом художника в ХХ веке становится персонаж чудаковатый и эпатажный, бросающий вызов обществу, противопоставляя себя конформизму, карьеризму и всяческим правилам. Фрейдовский портрет художника наиболее типичен для XX в., когда резко возросла напряженность, конфликтность социального бытия, налицо оттеснение художника с ведущих ролей в обществе, превращение невроза в одно из самых распространенных заболеваний.

Позиция психоанализа предполагает, что художник наиболее свободен от внешних ограничений, именно поэтому он подобен ребенку. Фрейд в борьбе за человека в эпоху тоталитаризма и опустошения отводит художнику серьезную роль.

Инсталляция братьев Чепменов “Конец веселью” (2012) в Эрмитаже стала настоящим ударом по консервативной политике музея. В девяти выставочных боксах, формирующих в форме свастику, были расставлены несколько тысяч мини фигурок нацистов, осуществлявших сцены жестокости и насилия.

Инсталляция братьев Чепменов “Конец веселью” (2012) поставила для консервативной публике Эрмитажа серьезный вопрос — что есть искусство и мораль. В девяти выставочных боксах, формирующих в форме свастику, были расставлены несколько тысяч мини фигурок нацистов, осуществлявших сцены жестокости и насилия.

Мы, обыватели, должны быть благодарны художнику за его жертву. Художник имеет право делать то, что не может обычный человек. Он получает индульгенцию на время карнавала, за то, что указывает обществу на его болезни и платит за это своими страданиями.

Читайте также: