Проблема самосохранения этноса в этнопедагогике кратко

Обновлено: 02.07.2024

Этнопедагогика, Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И., 2007.

В учебном пособии рассматриваются предмет, цели и задачи этнопедагогики, проблемы самосохранения человека и этноса в контексте современных социальных процессов, а также взаимосвязь этнопедагогики с другими отраслями научной педагогики. Содержится материал об основных этапах развития этнологического знания, раскрываются особенности антропо-, социо-, этно- и культурогенеза, дается классификация этносов.
Для студентов высших учебных заведений.

Предмет и задачи этнопедагогики.
История всемирной педагогики многогранна, она слагается из опыта отдельных народов, каждый из которых имеет свои особенности. Смысл образования открывается через общую историю педагогики всего человечества. Почти все страны сегодня оказались перед необходимостью решать одни и те же задачи в сфере образования, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения в кросскультурном обществе. Все более востребована этнопедагогика, направленная на определение путей этносоциализации подрастающего поколения в новых условиях межкультурного взаимодействия мирового сообщества.

Культурное развитие личности, богатство человеческой индивидуальности во многом определяются и обеспечиваются социально-культурными условиями ее бытия. Культурное пространство — это среда повседневного обитания человека. Оно многомерно и динамично, включает сложившиеся формы общения, этнические и духовные ценности, искусство, значимые события, символы. Содержание и качество культурного пространства неизбежно переходят в другое измерение — культурно-образовательное. В культурологической стратегии образования цели развития культуры и образования совпадают.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Этнопедагогака в системе педагогических наук
1.1. Предмет и задачи этнопедагогики
1.2. Проблема самосохранения этноса в этнопедагогике
Глава 2. Этнологические и антропологические основы этнопедагогики
2.1. Особенности и основные этапы развития этнологического знания. Становление отечественной этнологической школы
2.2. Этнологический и антропологический контекст современной этнопедагогики
2.3. Классификация этносов и особенности современной этносферы
2.4. Этничность, нация, национализм: этнопедагогика в свете современных этнологических дискуссий
Глава 3. Культурообусловленность образования
3.1. Культура этноса, этническая культура, национальная культура в контексте современной социокультурной ситуации
3.2. Моноэтническая и полиэтническая среда жизнедеятельности человека. Полиэтническая образовательная среда
3.3. Культуроемкость образовательной среды
Глава 4. Особенности межэтнической коммуникации в образовании
4.1. Этническое самосознание и этническая идентичность как факторы коммуникации в образовании
4.2. Толерантность как условие межэтнической коммуникации
4.3. Принципы межэтнической коммуникации в полиэтнической образовательной среде
Глава 5. Проблемы детства и воспитательные традиции в народной педагогике
5.1. Отношение к детству в культурах разных народов
5.2. Этические, религиозные и мифологические основы народной педагогики
Глава 6. Основные сферы и средства народной педагогики
6.1. Этнопедагогические основы воспитания. Народное трудовое воспитание
6.2. Роль игры в народной педагогике
6.3. Фольклор как средство воспитания
Глава 7. Культура этнопедагогической деятельности
7.1. Этнические аспекты педагогической культуры
7.2. Поликультурная компетентность современного педагога
Глоссарий
Литература.


это может вам помочь Как повысить усвояемость кальция в организме? Кальций является одним из самых нужных организму человека микроэлементов

"За пределами логики" - это не о прошедших летних отпусках и командировках:-). Это продолжение статей о резервах человека. Ошо - современный мистик, жизнь и учения которого повлияли на миллионы.

Форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны для более ранней стадии.

Этнопедагогика, Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И., 2007.

В учебном пособии рассматриваются предмет, цели и задачи этнопедагогики, проблемы самосохранения человека и этноса в контексте современных социальных процессов, а также взаимосвязь этнопедагогики с другими отраслями научной педагогики. Содержится материал об основных этапах развития этнологического знания, раскрываются особенности антропо-, социо-, этно- и культурогенеза, дается классификация этносов.
Для студентов высших учебных заведений.

Предмет и задачи этнопедагогики.
История всемирной педагогики многогранна, она слагается из опыта отдельных народов, каждый из которых имеет свои особенности. Смысл образования открывается через общую историю педагогики всего человечества. Почти все страны сегодня оказались перед необходимостью решать одни и те же задачи в сфере образования, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения в кросскультурном обществе. Все более востребована этнопедагогика, направленная на определение путей этносоциализации подрастающего поколения в новых условиях межкультурного взаимодействия мирового сообщества.

Культурное развитие личности, богатство человеческой индивидуальности во многом определяются и обеспечиваются социально-культурными условиями ее бытия. Культурное пространство — это среда повседневного обитания человека. Оно многомерно и динамично, включает сложившиеся формы общения, этнические и духовные ценности, искусство, значимые события, символы. Содержание и качество культурного пространства неизбежно переходят в другое измерение — культурно-образовательное. В культурологической стратегии образования цели развития культуры и образования совпадают.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Этнопедагогака в системе педагогических наук
1.1. Предмет и задачи этнопедагогики
1.2. Проблема самосохранения этноса в этнопедагогике
Глава 2. Этнологические и антропологические основы этнопедагогики
2.1. Особенности и основные этапы развития этнологического знания. Становление отечественной этнологической школы
2.2. Этнологический и антропологический контекст современной этнопедагогики
2.3. Классификация этносов и особенности современной этносферы
2.4. Этничность, нация, национализм: этнопедагогика в свете современных этнологических дискуссий
Глава 3. Культурообусловленность образования
3.1. Культура этноса, этническая культура, национальная культура в контексте современной социокультурной ситуации
3.2. Моноэтническая и полиэтническая среда жизнедеятельности человека. Полиэтническая образовательная среда
3.3. Культуроемкость образовательной среды
Глава 4. Особенности межэтнической коммуникации в образовании
4.1. Этническое самосознание и этническая идентичность как факторы коммуникации в образовании
4.2. Толерантность как условие межэтнической коммуникации
4.3. Принципы межэтнической коммуникации в полиэтнической образовательной среде
Глава 5. Проблемы детства и воспитательные традиции в народной педагогике
5.1. Отношение к детству в культурах разных народов
5.2. Этические, религиозные и мифологические основы народной педагогики
Глава 6. Основные сферы и средства народной педагогики
6.1. Этнопедагогические основы воспитания. Народное трудовое воспитание
6.2. Роль игры в народной педагогике
6.3. Фольклор как средство воспитания
Глава 7. Культура этнопедагогической деятельности
7.1. Этнические аспекты педагогической культуры
7.2. Поликультурная компетентность современного педагога
Глоссарий
Литература.


1. Виноградов Г.С. Народная педагогика. – Изд. Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, 1926. – 30 с.

4. Домострой (XVI) // Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции). – М.: Просвещение, 1974.– С. 27–30.

7. Петренко М.А. Духовный контекст совместного творческого мышления // Культура. Наука. Интеграция. – 2010. – №1 (9). – С.43–46.

8. Петренко М.А. Развитие профессионального сознания как педагогическая проблема // Профессиональное образование: модернизационные аспекты: коллективная монография в 9-и томах / Под научн. ред. О.П. Чигишевой. – Ростов-на-Дону, 2015. – С. 122–158.

9. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / Сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая); Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1989. – 542.

10. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1990. – 416 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

12. Фролова, С.Л. О реализации приоритетных направлений воспитания учащихся: формирование идеалов и ценностей / С.Л. Фролова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 1. – С. 133–137.

13. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. – Казань: Татарское книжное издательство, 1967. – С.232.

14. Этнологический словарь. / Сост. С.А. Арутюнов и др. – М.: 2002. – Вып. 1: Этнос. Нация. Общество.

15. Petrenko M.A. The professional consciousness development model // Open Science Journal of Education. – 2014. – Т. 2. № 6. – С. 66–72.

Вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений – один из наиболее значимых вопросов современной педагогической науки, ведь сегодняшние школьники – это будущее нашей страны. Уточним, что, по мнению М.А. Петренко, духовность, прежде всего, проявляет себя в том, что человек способен и имеет желание пересечь границу узкособственнических интересов, принять широту и глубину собственного сознания как данность, открыть значимость для себя антропологической задачи встречи с другим сознанием, обнаружить многообразие явлений в мире, и попытаться понять смысл этих явлений, проведя их через призму таких ценностей как совесть, стыд, долг, ответственность, сострадание, любовь, красота и возвышенность помыслов, мудрость и милосердие. Иными словами, духовность связана с высшим уровнем развития сознания личности… [8,15]. И, конечно же, воспитание духовно-нравственной личности неразрывно связано с культурным опытом народа, его ценностями и идеалами, с его историческим прошлым. Изучением этих проблем занимались многие исследователи, стоявшие у истоков формирования особого направления в педагогической науке – этнопедагогики. Этническая культура, по определению этнологов, – это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества [15]. Этнопедагогика – это наука, изучающая сложившийся опыт этнических групп в воспитании и обучении детей, она исследует морально-этические воззрения на исконные ценности народа. Основу этнопедагогики составляют простые истины, которые семья воспитывает в ребенке с самого детства: это скромность, вежливость, уважение к старшим, высокая нравственность и правдивость – именно те нравственные качества, которых, к сожалению, не хватает современному обществу. В современном мире в условиях глобализации, когда существует угроза разрушения самобытных культур и исчезновения этносов под влиянием всеохватывающего процесса унификации, этнопедагогика приобретает особое значение. Она играет принципиально важную роль в сохранении и трансляции культурного опыта народа и формировании его этнического самосознания.

Цели данного обзорного исследования заключается в изучении актуальных во все времена идей этнопедагогики, анализе литературы по этой проблеме и выявлению эффективных подходов к воспитанию современного поколения школьников. Эти цели продиктованы направленностью современного образования на формирование духовно-нравственной личности, знающей свои исторические корни и уважающей традиции своего народа.

Материалы и методы исследования

В качестве методов используется обзор и изучение взглядов различных исследователей на процесс духовно-нравственного воспитания школьников средствами этнопедагогики. Содержание этих исследований и послужило материалом для данной работы. Важность такой методологической процедуры объясняется значимостью народной педагогики как объекта исследования этнопедагогики. С помощью народной литературы, народного искусства и приобщения учащихся к собственной национальной культуре в целом этнопедагогика выполняет важнейшие цели воспитания: учит ребенка взаимодействию с социумом и помогает ему вырасти духовно-нравственной личностью, знающей и уважающей свои исторические корни.

Первый этап развития этнопедагогики – эмпирический, он включает в себя обобщение народного опыта воспитания подрастающих поколений в пословицах, поговорках, былинах, сказаниях, легендах и т.д. Устное народное творчество определяло ценности, идеалы, нормы поведения и черты личности, соответствующие представлениям этноса о нравственном идеале человека.

Научно-практический этап связан с деятельностью философов, педагогов по изучению русской традиционной системы воспитания и педагогики в целом, с выделением их потенциала с тем, чтобы совершенствовать и развивать современную практику обучения и воспитания.

Исследование этноса, его культуры и опыта воспитания послужило началом к теоретическому исследованию этноса, в том числе связи образования с его культурой. Этап теоретических исследований ознаменован деятельностью таких выдающихся дореволюционных ученых как М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, а также советских ученых П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Г.С. Виноградова. Они изучали богатый воспитательный потенциал русской культуры и в связи с этим отстаивали образование, опирающееся на исконно русские народные истоки.

Теоретико-методологический этап развития этнопедагогики связан с именем академика Г.Н. Волкова. Именно он выделяет следующие средства воспитания в этнопедагогике [2]: 1) Пословицы. Пословицы являются продуктом накопленной с годами мудрости народа, они затрагивают практически все сферы жизнедеятельности людей и различные явления жизни. Пословиц всегда имели воспитательный характер и содержали в себе некую педагогическую идею, обладая практическим характером, пословицы содержат в себе полезные наставления для юных поколений и выполняют образовательную функцию. Одним из преимуществ данного этнопедагогического средства воспитания является его форма, которая, благодаря игре слов, созвучиям, ритмике и рифмам, становится благоприятной для запоминания и откладывается в памяти ребёнка, формируя его представления об общепринятых моральных принципах и законах, его моральные качества, отношение к труду и многим жизненным ценностям. 2) Загадки. Загадки как средство воспитания хороши тем, что заключают в себе нравственную идею, воздействуют на умственные способности ребёнка, его эстетическое воспитание, а также обогащают его багаж знаний об окружающей его действительности и обществе, в котором он живёт. 3) Народные песни. Народные песни пестрят понятиями о добре, красоте, счастье человека. Они отражают ценности народа, в них поётся о сокровенных мечтах народа, его вековых ожиданиях, надеждах. Народные песни призваны прививать любовь к прекрасному, вырабатывать эстетические взгляды. Песней сопровождались все события народной жизни. Особую воспитательную функцию Г.Н. Волков отводит колыбельной песне, которая положительно сказывается на психическом состоянии и здоровье ребёнка. Колыбельные песни демонстрируют огромную силу материнской любви, дети чувствую нежность и теплоту, вложенные в эти песни, меняется мироощущение, что создаёт благоприятные условия для дальнейших воспитательных воздействий. 4) Сказки. Сказки несут воспитательную функцию, так как в них всегда содержаться определённая мораль, истина, они заставляют задуматься, наводят читателя на размышления. Благодаря некоторым приёмам воздействия на личность, сказки воспитывают у ребёнка чувство прекрасного, формируют моральные черты, учат отличать добро от зла, хорошее от плохого. Выполняя образовательную функцию, сказки знакомят читателя с народными обычаями, ритуалами, традициями, верованиями, бытовыми мелочами. В сказках отражена жизнь народа, его национальные черты. Увлекательность сюжета и образность делают сказки интересными для детей, облегчают их восприятие и, тем самым, увеличивают их педагогическое воздействие. Рассмотренные нами методы, средства этнопедагогического воспитания универсальны и широко используемы в различных странах, в том числе, и в России.

Результаты исследования и их обсуждение

Так, относительно личностных качеств, которые должны развиваться в результате освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены следующие требования: 1. Развитие национального самосознания, формирование ценностей, опирающихся на многонациональную российскую культуру, гуманистических ценностных ориентаций; 2. Воспитание целостного, духовно-нравственного мировоззрения, осознания единства культур и народов.

Подобная ситуация развития тенденций современного образования поднимает проблему русского национального характера. Нынешняя молодёжь, порой, забывает о тех значимых чертах русского народа, которые делают его уникальным, неповторимым, настоящим борцом за свой родной край и всё, что с ним связано. Самые сильные стороны нашего национального характера должны передаваться из поколения в поколение и, конечно же, они нашли своё отражение в русском фольклоре. Русское народное творчество способно воспитывать в детях трудолюбие, мужество, смелость, доброту, отзывчивость, щедрость, силу воли. Его роль в воспитании цельной личности невозможно переоценить. Перенесение Западных стандартов обучения на российскую систему образования – проблема, отмеченная такими советскими учеными как К.Д. Ушинский и В.Я. Стоюнин, не теряет актуальности и в 21 веке. Несмотря на богатый многолетний опыт отечественных систем обучения, ориентация на зарубежные формы обучения преобладает. Данная тенденция вытесняет народную педагогику со всеми её элементами, уменьшает её присутствие в отечественной системе образования, что сказывается на воспитании подрастающих поколений.

Однако самое главное в реализации приоритетных направлений воспитания, чтобы педагог имел желание и стремление творить, дерзать и открывать, тогда кажущиеся такими сложными задачи духовно-нравственного развития и воспитания будут решаемы [12].

Заключение и выводы. Таким образом, недавно сложившаяся отрасль научного знания, этнопедагогика, изучает вековые традиции, исторически сложившуюся воспитательную культуру народа, без которой немыслимо воспитание человека с высокими нравственными и моральными принципами, глубоко любящего свой родной край и осознающего свою принадлежность к определённому этносу. Народная педагогика заключает в себе знания воспитательного процесса, укоренившиеся в культуре народа и способствующие наилучшему развитию и становлению личности, способной функционировать в данном социуме, а также развитию и укреплению народности, народного сознания у всего этноса в целом. Этнокультурное воспитание ребёнка происходит с первых дней его жизни, но значительная доля данного процесса приходится на образование в школе. В учебном заведении особое внимание должно уделяться знакомству детей с традициями, обычаями, нравами, устоями и национальным характером своего народа, который, в свою очередь, ярко отражён в народном творчестве. Недаром великий педагог К.Д. Ушинский говорил, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. По идейному содержанию, силе наблюдательности, точности мысли и выражения народная мудрость о воспитании настолько оригинальна, что воистину никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа [10].

Читайте также: